Предисловие
Современный этап экономического развития страны характеризуется постоянным интересом к обширному комплексу региональных проблем. Пространственный аспект различных явлений оказывается в центре внимания как ученых, так и государственных органов управления. Региональные исследования охватывают самый широкий круг проблем: демографию, социологию, статистику, геологию, экономику отраслей и т. д. При этом в качестве критерия для отбора исследуемых явлений принимается их влияние на жизнь и деятельность человека.
В период становления и развития рыночных отношений роль государства в управлении регионами резко снизилась, начал доминировать «парад суверенитетов», в результате чего страна оказалась на грани распада на несколько крупных частей. В этих условиях единственно правильным решением оказалось усиление роли государства, укрепление вертикали власти путем формирования восьми федеральных округов и создания института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Особенно сложная ситуация сложилась в Восточной зоне России, граничащей с густонаселенными азиатскими странами, регионы которой вследствие недостаточного финансирования социальной и экономической сферы, неразвитой инфраструктуры, удаленности от центра отличаются низким уровнем жизни населения. В данных условиях федеральный центр должен совершенствовать систему государственного регулирования территориального развития. Необходимо определить новые цели, задачи и методы реализации государственной региональной политики, роль государства в решении социальных и экономических проблем, возникших в результате двух мировых кризисов и введения незаконных санкций западными странами во главе с США в отношении нашего государства. В этой связи требуется также разработка методов оценки экономической безопасности регионов, а также определения роли бизнес-сообщества. Двадцать пять лет, прошедшие со дня появления на политической карте мира современной России, а также опыт развития ведущих стран показали, что рыночные преобразования без государственного вмешательства и поддержки регионов разных типов приводят к усилению дезинтеграционных тенденций, спаду отечественного производства, размыванию прав российских граждан, наносят ущерб национальной безопасности.
По мере осуществления социально-экономических преобразований определение места региональной системы, совершенствование ее финансовой основы, источников поступления средств и механизмов их привлечения возможно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система, совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Кроме того, управление региональным развитием связано с необходимостью учитывать специфику природно-климатических и этногеографических особенностей, сложившееся размещение производительных сил, включая территориальную организацию инфраструктуры.
Эффективность государственного управления пространственным развитием предполагает исследование проблем взаимосвязи региональной экономики и региональной политики. При этом речь идет о четком определении объекта управления – регионального хозяйственного комплекса, а также особенности экономики ее отдельных регионов.
В современных условиях регионы обретают новую роль, гораздо более значимую, чем просто единица административно-территориального деления, выступая одновременно и средой разворачивания экономических отношений, и участником этих отношений, и собственником ресурсов и средств производства, единым контрагентом и представителем интересов населения. В таком представлении региональная экономика как наука и вид общественной практики призвана, с одной стороны, обеспечить надлежащий инструментарий выработки решений, способствующих достижению целей социально-экономического развития, а с другой стороны, способствовать формированию единого экономического пространства, рационализации межрегиональных связей, формированию региональных рынков и в конечном итоге повышению связанности экономического пространства.
К сожалению, в нашей стране остро не хватает специалистов в области региональной экономики, способных оценивать социально-экономическую ситуацию, выявлять конкурентные преимущества регионов, разрабатывать стратегии регионального развития и предлагать пути достижения целей, поставленных в данных стратегиях с учетом имеющихся ресурсов и ограничений. Данную проблему решает кафедра национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова в процессе подготовки бакалавров по направлению «Региональная экономика». Подготовка бакалавров-региональщиков осуществляется в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата). И в соответствии с требованиями данного ФГОС ВО подготовлен учебник «Региональная экономика».
Целью дисциплины «Региональная экономика» является формирование у студентов профессионального экономического мировоззрения, основанного на осознании важности воздействия региональной составляющей на все процессы социально-экономического развития и преобразования страны, понимании студентами природы региональной экономики как центрального вектора устойчивого развития страны.
Задачи региональной экономики определяются спецификой предмета изучения дисциплины, представленного российской территорией, особенностями социально-экономического развития российских регионов.
В более детальном виде задачами дисциплины являются:
1) ознакомление с теоретическими основами региональной экономики, особенностями ее развития в России и за рубежом;
2) овладение традиционными и новыми методами регионального анализа;
3) оценка существующей пространственной структуризацией территории и тенденций ее преобразования;
4) анализ использования механизмов проведения региональной политики в условиях российского федерализма;
5) изучение способов типологизации территории;
6) анализ сложившегося государственно-территориального устройства страны;
7) особенности государственного регулирования регионального развития в России и региональной политики;
8) анализ участия регионов разного геопространственного уровня в едином экономическом пространстве страны;
9) изучение федеральных округов как центрального звена государственного управления и региональной политики.
В результате овладения программой изучения дисциплины «Региональная экономика» студенты должны:
знать понятийный аппарат дисциплины, теоретические и методологические основы региональной экономики, существующие концепции и подходы к совершенствованию региональной политики в условиях российского федерализма, направления государственного регулирования регионального развития и его инструменты;
уметь анализировать особенности функционирования региональной системы, оценивать характер проведения региональной политики, разрабатывать и обосновывать предложения по преобразованию российской экономики на разных геопространственных уровнях;
владеть современными методами исследования дифференциации социально-экономического пространства, механизмами и инструментами регулирования регионального развития, научного обоснования реформирования сложившейся региональной системы страны, определения «полюсов роста» элементов территориально организованной структуры.
Первая глава учебника раскрывает теоретико-методологические основы региональной экономики. Отдельный параграф посвящен институциональному аспекту исследования российских регионов.
Во второй главе регион рассматривается как социально-экономическая система и как объект управления, в том числе анализируются особенности административно-территориального устройства нашего государства, большое внимание уделено экономическому районированию как методу исследования региональной экономики, а также дается представление о региональных рынках.
В третьей главе регион представлен как часть экономического пространства: описаны теории и особенности модернизации регионального развития, проанализированы возможности инновационного развития российских регионов и в качестве одного из инструментов модернизации экономики регионов раскрывается сущность кластерного подхода к современному развитию территорий.
Четвертая глава знакомит читателя с социально-экономическим потенциалом региона и его структурой, а также конкурентоспособностью региона.
В пятой главе достаточно подробно анализируются региональная политика в целом, особенности ее проведения, основанные на изучении пространственной дифференциации регионального социально-экономического развития, представлен опыт зарубежных стран в сфере проведения региональной политики, а также раскрыты особенности государственного регулирования зоны Севера и приравненных к ней территорий.
В шестой главе описаны особенности стратегического планирования на региональном уровне, бюджетно-налоговая система региона, региональная инновационно-инвестиционная политика, а также перспективы управления устойчивым развитием региона.
В седьмой главе раскрыты основные аспекты экономической безопасности регионов, в том числе энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность.
Восьмая глава посвящена характеристике современных особенностей экономики макрорегионов – федеральных округов Российской Федерации.
В конце каждой главы размещены список контрольных вопросов и литература, необходимая для изучения соответствующих тем.
Таким образом, содержание учебника охватывает широкий спектр актуальных вопросов региональной экономики, в нем нашли отражение богатый многолетний опыт преподавания и проведения научных исследований профессорско-преподавательского коллектива кафедры национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
Учебник «Региональная экономика» может быть использован при освоении всех ступеней высшего образования: специалитета, бакалавриата и магистратуры различных направлений подготовки.