Вы здесь

Региональная модель развития: детерминанты экономики и маркетинга. Глава 2. Инвестиционный климат и инновационные аспекты экономического развития региона ( Коллектив авторов, 2014)

Глава 2. Инвестиционный климат и инновационные аспекты экономического развития региона

2.1. Проектное управление в региональных инновационных системах

Аннотация: исследованы особенности проектного управления в практике акторов региональной инновационной системы: университетов, бизнеса, органов государственной власти; доказана необходимость системного совершенствования процедур многопроектного управления в рамках региональных инновационных систем.

Ключевые слова: региональная инновационная система, тройная спираль, акторы, проект, качество, проектное управление.

Модернизация экономики России обусловливает необходимость внедрения механизмов проектного управления, которые могут сыграть важную роль в обеспечении ее глобальной конкурентоспособности. На современном этапе наблюдается нарастание отставания национальной инновационной системы в части соответствия глобальным мировым трендам инновационного развития. В условиях перехода российской экономики к инновационному типу развития существует объективное противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к качеству результатов функционирования национальной и региональных инновационных систем, и состоянием систем их управления. Одной из проблем, препятствующих достижению социального и экономического эффектов от функционирования региональных инновационных систем, является недостаточная разработанность теоретико-методологического аппарата повышения их эффективности. Клюевым подходом к решению данной проблемы является развитие теоретических и методологических положений, разработка методических подходов и обоснование практических рекомендаций по совершенствованию механизмов проектного управления в региональных инновационных системах.

Пристальное внимание именно к региональным инновационным системам обусловлено тем обстоятельством, что каждый из аспектов развития предприятия или организации (технологический, экономический, социальный) обеспечивается результатами реализации технологических и организационных нововведений (инноваций), которые проявляются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Компании-новаторы – российские новые компании, возникшие последние два десятилетия – для получения устойчивых конкурентных преимуществ осуществляют управленческие и технологические инновации [7, с. 19]. Реальное изменение показателей эффективности деятельности предприятия (организации) достигается не иначе, как посредством реализации инновационных проектов. Этот тезис основан на расширенном понимании инновации как любого позитивного изменения в деятельности предприятия (организации), которое является результатом внедрения некоторого новшества. Новшества могут кардинально менять технологию функционирования, но чаще затрагивают отдельные аспекты деятельности, обеспечивая эволюционное развитие предприятия (организации) [1, с. 18]. На современном этапе в рамках развития теории региональных инновационных систем исследуются проблемы их формирования с определением минимального инновационного потенциала региона, достаточного для возникновения конкурентоспособной региональной инновационной системы, проблемы обеспечения эффективности региональных инновационных систем, проблемы влияния эволюции мировой и национальных инновационных систем на эволюцию региональных инновационных систем.

Разработка концепции и методологии формирования механизмов проектного управления в регионах, новых принципов, дополняющих систему знаний в области проектного управления и развития региональных инновационных систем, позволят расширить теоретические представления о процессах, происходящих в региональных инновационных системах, о теоретических подходах к обеспечению устойчивого развития регионов; создать предпосылки для дальнейшего исследования механизмов проектного управления с учетом интеграции российских регионов в мировое пространство инноваций.

Модель тройной спирали инновационного взаимодействия «университеты – бизнес – государство» как базовая модель региональной инновационной системы

К настоящему моменту в экономической науке накоплен определенный объем знаний, касающихся реализации проектного управления на уровне отдельных предприятий и организаций. Однако тенденции к глобализации и интеграции в развитие мировой экономики обусловливают насущную необходимость поиска новых форм получения синергетических экономических и социальных эффектов за счет взаимодействия в интеграционных структурах, к которым следует отнести и региональные инновационные системы. Концепция тройной спирали «университеты – бизнес – государство» Г. Ицковица [15, с. ПО] должна быть развита с позиций формирования теории и методологии совершенствования механизмов стратегического управления за счет внедрения проектного и позитивного управления в практику акторов. Термин «актор» отражает, согласно институциональной экономической теории, наличие как экономических, так и других интересов для взаимодействующих институтов или индивидуумов.

На современном этапе особый интерес исследователей вызывают проблемы поиска эффективных организационных структур для обеспечения эффективного взаимодействия в интересах инновационного развития, а также проблемы теоретико-методологического описания влияния деятельности акторов на эффективность региональных инновационных систем. Важнейшие направления исследований в области проектного управления связаны с развитием теории методологии проектного управления в органах государственной и муниципальной власти, в реальном секторе экономики, в системе высшего образования. Перспективным представляется развитие методологии позитивного управления в целях повышения эффективности механизмов проектного управления.

Для реализации обозначенных исследовательских задач дадим сравнительный анализ особенностей проектного управления в органах государственной исполнительной власти, в реальном секторе экономики, в классических университетах. Особое место занимает бенчмаркинговый анализ данных об эффективности проектной деятельности в пилотных регионах, в органах государственной власти которых внедряется проектное управление, и находящихся на их территории крупных университетов. К пилотным регионам относятся Пермский край, Белгородская, Пензенская и Ярославская область. В таблице 1 представлены некоторые данные рейтинга регионов по социально-экономическому положению [18] (интегральный показатель качества жизни в регионе) и рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации (регионального инновационного индекса [14, с. 19] и индекса «инновационная деятельность» [14, с. 43]).


Таблица 1 – Данные рейтингов пилотных регионов


Как видно из таблицы 1, ранг Пермского края по интегральному показателю качества жизни в регионе соизмерим с его рангами по индексам инновационного развития, в то время как достаточно высокий ранг по индексам инновационного развития Ярославской и Пензенской областей не соответствует их рангам по качеству жизни. Ранги Белгородской области по интегральному показателю качества жизни и региональному инновационному индексу заметно выше ранга по индексу «Инновационная деятельность».

Подчеркнем, что современная теория инновационного развития регионов – теория тройной спирали инновационного взаимодействия «университеты – бизнес – государство» – рассматривает проектную деятельность акторов как ключевое условие поддержки точек роста и повышения качества жизни в регионах. Модель тройной спирали инновационного развития «университеты – бизнес – государство» имеет большой методологический потенциал, далеко выходящий за пределы проблемной зоны, на решение задач которой она первоначально была ориентирована. Опора на пространство знаний, пространство согласия и пространство инноваций способствует решению ряда важных проблем. В частности, проблемы управления качеством в региональных инновационных системах за счет коэволюции систем менеджмента качества акторов [13, с. 15].

Ключевые акторы региональных инновационных систем следует рассматривать как потенциальные драйверы проектного управления в регионах. Однако каждый актор по отдельности не обеспечивает на данном этапе заметных прорывов. Университеты, реализуя свои программы стратегического развития, не выходят на запланированные значения ключевых индикаторов. Отраслевые кластеры часто носят формальный характер. Органы государственной исполнительной власти для реализации Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» должны внедрить проектное управление. Это обусловливает востребованность исследования механизмов проектного управления в региональных инновационных системах. Изучение особенностей проектного управления на уровне акторов региональных инновационных систем позволяет уяснить причины его неэффективности, выявить актуальные аспекты методологии управления и тенденции ее развития.

Рассматривая модель тройной спирали как базовую модель региональной инновационной системы, подчеркнем важность новых форм взаимодействия акторов. В рамках подготовки к Международной конференции «Образование через всю жизнь для устойчивого развития» (23–25 апреля 2014 года) проведен опрос 22 представителей органов власти, 59 работодателей, 79 преподавателей из регионов Приволжского федерального округа, Тамбовской и Новосибирской областей [20]. При исследовании эффективности взаимодействия университетов и бизнес-сообщества совместные бизнес-проекты, в том числе и создание малых инновационных предприятий, получили сравнительно невысокие оценки. Причем и группа экспертов – представителей университетов, и группа экспертов – представителей бизнес-структур, и группа экспертов – представителей исполнительных органов государственной власти, оценили значимость совместных бизнес-проектов несколько ниже, чем значимость обучения работников, а также исследований и разработок во взаимодействии акторов тройной спирали. Более того, 68 % экспертов-чиновников, 61 % экспертов – представителей университетов и 51 % экспертов-работодателей считают, что взаимодействие университетов, работодателей и общественных организаций в России явно недостаточно для оказания влияния на экономику и общество.

Конец ознакомительного фрагмента.