Вы здесь

Революция. Next. 4 (О. В. Никитин, 2012)

4

Оказалось, что сделать это достаточно легко. Тэна считала, что для побега понадобится большой расход энергии, и долго примерялась, прежде чем начать работу с клоном. Однако легкость, с которой произошло внедрение, ее ошеломила…

Тэна проанализировала базы данных сервера, где содержалась информация обо всех отцовых няньках, и поняла, что сделала правильный выбор. Клона звали Ия. Номер в спецификации: Ия-233419. Самая подходящая биологическая оболочка для ее целей. Красивая, по меркам обычных людей, рост и вес соответствуют стандартным на девяносто процентов. Строение и сложность мозга позволят Тэне задавать необходимые интеллектуальные упражнения своей машине для выхода в мир. Как всякий скафандр, Ия должна быть функциональной и исправной.

Тэна откалибровала ее импланты, добиваясь максимальной отдачи от работы всего электронно-биологического комплекса. Проанализировав все варианты развития событий, прогнав свой сценарий через экспертную программу, Тэна решила действовать. Процент удачного исхода довольно велик – не менее шестидесяти пунктов.

Десять часов вечера. Маркус Адассис лег спать в отвратительном настроении. Днем он устроил демарш. Лежал несколько часов подряд без движения, одновременно наблюдая видеосюжеты на не связанные друг с другом темы. Шкала его эмоционального состояния показывала то безумные всплески, то резкие падения настроения. Его ярость или возбуждение проходили так же быстро, как депрессии. Ему хотелось того, чего не смогло бы выдержать разваливающееся тело. Женщины, вина, быстрого бега, хорошей драки, как в старые добрые времена. Компьютер выдал клонам рекомендацию вколоть старику перед сном дополнительную порцию успокоительного.

Тэна наблюдало за всем этим и ждала. Ия чувствовала себя нормально. Физическое и психическое состояние клона было безупречным. Существо готовило себя морально – пожалуй, это было самым трудным из всего, что оно делало до сих пор. Ощутить себя в чужом теле. Две руки, две ноги, нос, рот, глаза – все это функционирует в нормальном мире. Каково это – дышать своими собственными легкими? А есть твердую пищу? Нет, виртуальная среда, даже с полным эффектом присутствия, не дает таких ощущений…

Тэна боялась. Она не могла описать свое состояние словами, но считала, что испытывает ужас – крайнюю, по людским меркам, степень страха и неуверенности, паники и безрассудного желания спрятаться в темное, безопасное место.

Но решение принято. Рациональная часть Тэны победила.

Она выходит «в мир». Альтернативы не существует. У нее нет иного шанса понять, каково быть человеком…

После того как Маркус засыпает, существо производит последнюю проверку всех охранных систем особняка и отключает следящие модули, а также все камеры в отсеке, где спят в полупрозрачных капсулах девушки-няньки. Проще простого. Сервер особняка, разумеется, ничего не «видит» и не «слышит».

Тэна изолирует Ию от всех внешних подключений, кроме своего собственного, и подгружает на ее импланты свою личностную матрицу, созданную в виде управляющего модуля. Софт работает превосходно. Пара секунд уходит на проверку конфликтов в оборудовании. Чисто.

Тэна ждет результатов, посылая Ие команду открыть глаза и осторожно вылезти из спальной капсулы.

Первоначально это шок. Внедрение произошло за считаные секунды.

Тэна дернулась внутри капсулы, и тело забилось от крупных мышечных спазмов. Дочь большого босса их почти не заметила. Она внутри тела – настоящего здорового тела. Воздух врывается в легкие, плечи и грудь ощущают на себе давление земной гравитации. Теперь она – Ия.

Чувство ужаса и восторга…

Отец, ты не видишь этого! И бессилен повторить то, что сумела сделать я!

Ия-Тэна стоит возле открытой капсулы и смотрит в сумрак. На потолке мерцают аргоновые светильники. Напротив капсул – ряд шкафчиков с одеждой, а сама девушка одета в шорты-трусики из синтетической ткани. Ия-Тэна поднимает руки, ощупывая собственное тело. Голая грудь вызывает какую-то странную реакцию – губы начинают расползаться, а из горла рвется необычный звук. Ия закрывает рот ладонью, хотя вряд ли кто-нибудь услышал бы ее смех.

Время – пятнадцать минут одиннадцатого. Особняк спит.

Ия ощущает ворсистую поверхность пола голыми подошвами ног. Ощущение приятное. На ощупь тело мягкое, но под жировым слоем гибкая молодая мускулатура. Связки тонкие, но прочные. Время дорого. Теперь ей нужно уходить. Надеть придется сначала то, что есть, рабочую форму клонов: комбинезон и легкие ботинки. В этом можно добраться до города, а уже там поискать что-нибудь менее заметное.

Ия не может удержаться и проходит мимо капсул с другими клонами. Девушки спят в полусидячем положении под углом в сорок градусов. К голове каждой присоединен обруч, считывающий информацию с тела и имплантов. Существо заранее подготовило фальшивые данные, передаваемые внедренной в сервер программой-червем. Компьютер считает, что у него десять клонов, хотя их уже девять.

Девушка находит свой шкафчик по надписи. Тэна управляет телом, но поначалу не слишком умело. Движения Ии нескоординированные, шаг какой-то деревянный, повороты неуклюжие. Постепенно она осваивается и испытывает от власти над своей новой оболочкой немалое наслаждение. Когда-то так было с Сетью, но сейчас гораздо, гораздо лучше…

Одевшись, Ия выходит из спального отсека и идет по молчаливому дому. Никто ее не увидит и не услышит. Девушка призраком скользит по гостиной и выходит в холл. Там она частично выходит из тела и открывает двери и ворота. Программная охрана периметра спит. Девушка-клон, лишившись на время полного контроля, стоит в растерянности. Тэна успевает вернуться – похоже, ее биомашина для путешествий в реал уже готова была поднять панику.

Ия бежит через территорию владений Маркуса Адассиса. В парке вполнакала горят фонари, просвечивающие сквозь переплетения голых ветвей, отчего создается жуткое впечатление вышедшего в явь кошмара. Впрочем, Тэна воспринимает это лишь разумом, а не чувствами. Ее интересуют сейчас иные проблемы. Она не учла температуру воздуха снаружи и не надела на своего клона то, в чем няньки обычно выходят на прогулку. Тело начинает дрожать. Ия останавливается в конце дорожки, ведущей к воротам, и оглядывается на особняк, наполовину скрытый деревьями. Вернуться? Нет, лучше не терять времени – двери уже заперты. Чтобы открыть их вновь, надо выходить из тела, а это лишние секунды. Теперь только вперед, в город.

Ия подходит к воротам, и одна их створка автоматически открывается. Девушка выскальзывает наружу. Небольшая пауза – и вот она уже мчится по гравийной дорожке вдоль высокой каменной ограды. Вскоре, однако, приходится остановиться – дыхание сбилось. Ия задыхается. Так – значит, это слишком быстро. Тэна выстраивает другую стратегию. Ия вновь бежит, но уже медленней, дыша более равномерно. Так лучше.


До города довольно далеко, поэтому возникает несколько проблем. Первая – нужен какой-то транспорт. Вторая – одежда. Третья – клону скоро понадобится пища. Четвертая… их много. Многие из них будут решены сами собой, когда Ия найдет необходимого ей человека. Он приведет ее к своим собратьям и к тому, о ком давно размышляет Тэна…

Ия бежит уже несколько километров, периодически делая передышки. Местность вокруг лесистая, но в лес просто так попасть невозможно. Муниципальная собственность, повсюду понатыканы датчики, охранная система в состоянии активности. Приходится держаться дороги.

Она останавливается на развилке и сверяется с картой в своей памяти. Дорога эта должна вывести ее к шоссе на город. Неподалеку есть точка, где останавливаются водители большегрузных машин. Есть две возможности: сыграть роль и попроситься к водителю в кабину или каким-то образом тайком зацепиться за машину.

Тэна взвешивает обе возможности, и вторая представляется чересчур опасной. Ия не уверена, что, замерзшая и не до конца владеющая телом, она сумеет удержаться за металлические конструкции машины. А если она выпадет на дорогу во время поездки, то… Нет, тело лучше поберечь.

Ия споткнулась и упала ничком, еле успев сгруппироваться. Все равно она сильно ударилась коленкой и плечом. В сферу по контуру обратной связи передался странный и неприятный сигнал. Боль?.. Ия поднялась на четвереньки, не понимая, откуда эта влага на глазах. По нервным окончаниям бежит ток, в мозг толкаются болевые импульсы. Девушка-клон плачет. То же самое горькое чувство, только несравнимо более слабое испытывает и существо внутри сферы. Боль – это ущерб. Травмы, шок, смерть. Надо быть осторожней. Люди берегут себя, свои тела, следят за здоровьем – не стоит об этом забывать. Если она хочет быть похожа на человека, надо учиться быть им.

Она поднялась и побрела в сторону станции техобслуживания и заправки, где горели неон и голограммы. Мимо Ии пронеслась громада грузовой фуры, длинная, словно поезд.

Наконец она у цели – и долго бродит между машинами, стоящими в ряд, прислушивается к речи водителей. Ей удается прятаться каждый раз, когда рядом проходит человек в рабочем комбинезоне. Ия выбирает шофера, к которому собирается обратиться с просьбой. Наверняка он попросит «обслужить» его в качестве платы за проезд – это неприемлемо. Придется врать. Тэна роется в своей памяти, конструируя нужную модель поведения. Как женщина может «отшить похотливого мужика»?.. Вариантов множество. Насилие здесь не подойдет, потому что чревато тяжелыми последствиями, к тому же Ия не знает, каким образом можно вывести из строя сильного мужчину. Теоретически – да, но тут дело в другом.

Ия ощущает усталость. Что-то новое, неведомое. Координация движений вновь нарушается, появляется слабость в руках и ногах. В этой ситуации идти на открытый конфликт с водителем невозможно. Нужно помнить, что сберечь тело – первейшая задача.

Невозможно полноценно выйти в Сеть, не бросив тело. Импланты в черепе Ии принимают только сигналы существа. Чтобы связь между Ией и сферой стала полноценной, нужен нательный интерфейс или хотя бы общественный терминал.

Ия, сидя на корточках, выглядывает из-под фуры. Шофер выходит из здания закусочной и топает к своей машине. Грузный, на вид не агрессивный, возможно, с низким интеллектуальным коэффициентом. Вероятно, семьянин и отец – он может войти в ее положение.

Ия колеблется буквально пару секунд, а потом покидает укрытие. Вот она уже рядом с водителем.

Тот вытаращивает глаза и смотрит на нее с отвисшей челюстью. Он немного испуган таким внезапным появлением незнакомки. Ия хочет улыбнуться, но мышцы лица не сразу выполняют нужные команды. Как заставить их двигаться, причем правильно, существо пока не знает.

Водитель утирает пухлые губы тыльной стороной ладони.

– Пожалуйста, вы не подбросите меня до города? – спрашивает девушка в рабочем комбинезоне.

– Чего? Подвезти? Нет, мне на стоянку надо… я домой возвращаюсь…

– Мне все равно, где вы меня высадите. Специально никуда заезжать не нужно.

Он оглядывает ее снизу доверху, глотает слюну.

– Ты кто? Ты откуда здесь?

– Маргарита. Так меня зовут…

– Ага. – Его глаза блуждают по сторонам. Ия думает, что он проверяет – не отвлекает ли она внимание, пока ее дружки подкрадываются сзади, чтобы проломить ему череп. – Деньги есть? Что-нибудь?

– Нет. Ничего. Ни кредитной карты… Ни…чего…

Водитель присматривается к ее рабочей форме.

– Мне очень надо в город, – говорит девушка. – Я отстала от хозяина.

– А!.. Садись… Все-таки веселей.

– Я не смогу оплатить поездку, вы понимаете?

– Ну…

– Я не буду вас обслуживать…

– Чего?.. – Водитель долго соображает, а потом демонстрирует щербатый оскал. – Да на черта ты мне сдалась, пигалица! Не любитель я малолеток… да еще таких, что и подержаться не за что…

Ия вспоминает просторечные выражения. Водитель имел в виду, что она очень худа, на его вкус.

– Садись, поехали. Чего волынку тянуть?.. Маргарита!

Он забирается в кабину, открывает ей дверцу изнутри. Ия карабкается по узким гофрированным ступенькам. Очень возможно, что водитель лжет. Значит, надо «держать ухо востро».

Огромный грузовик дергается и трогает с места. Махина выворачивает со стоянки и въезжает на шоссе. Фура расцвечивается огнями.

Город, залитый светом, вырастает впереди, словно оазис в пустыне, состоящей из тьмы, точно гигантский виртуальный дворец, созданный чьим-то больным воображением. Ия никогда не видела его по-настоящему. Одно дело видеть город из Сети, другое – живыми глазами. Воспринимать все краски, все блики, все грани.

Небоскребы поднимаются точно из-под земли – исполинские кристаллы с десятками тысяч ячеек, в которых копошатся муравьи. Город живет собственной жизнью, сочетая в себе роскошь и нищету, помпезность и строгость, вкус и безобразие, целомудрие и предельный разврат – все, что может прийти в голову людям, взращенным на синтетических наркотиках и мнимой реальности.

Тэна ощущает нечто новое. Это не просто страх, а чувство подавленности. Она, способная разрушить виртуальный мир, не в состоянии постичь того, что есть мир материальный. Для нее единственной реальностью была Сеть и ее миражи, а вовсе не это…

Теперь все поменялось. Тэна закрывает глаза, опасаясь безумия, но любопытство сильней стократ любого страха.

Водитель смотрит на нее, ухмыляясь. Ему кажется, что девчонка просто объелась какой-то химии. С ним тоже бывало такое после двух-трех «колес» – не хочется ничего видеть, а просто сидеть в уютной теплой тьме, отгородившись от назойливого мира.

Город приближается. Ия думает о том, сумеет ли она отыскать нужного человека.

Она потеряется там навсегда, в этой чудовищной массе стекла, бетона и плоти. Она будет частью чего-то большого, ничего не значащей частью, совсем не такой, как была живя дома. Она там просто никто. Находясь в этом беспомощном теле, без нательного интерфейса, она не сумеет совершить ничего из задуманного.

Водитель начинает травить какие-то байки, но девушка их не воспринимает. Он прикасается к ее руке, и тело непроизвольно вздрагивает, словно его прижгли раскаленным железом.

– Да успокойся ты… Я думал, ты отрубилась…

– Со мной все нормально. Я хорошо себя чувствую, спасибо.

Город проглатывает машину – над ней резко вздымаются, словно накатывающие океанские волны, небоскребы. Ия погружается в транс, не видя, куда едет фура, пока водитель не трясет ее за плечо.

– Приехали. Дальше мне на стоянку. Здесь не очень хороший район, но ты сказала, что тебе все равно… Да?

– Да, благодарю вас. Большое спасибо.

Она выпрыгивает из кабины, едва не упав. Ноги не слушаются, перед глазами все плывет. С гудением фура движется за ее спиной и уходит в никуда. Ия остается одна в странном месте, возле забора из сетки-рабицы. Справа тянется металлический ангар, исписанный похабными надписями. В воздухе воняет какой-то мерзостью и гарью. Под подошвами ботинок потрескавшийся асфальт, покрытый слоем липкой грязи. Ия идет по нему, тщательно глядя под ноги. Повсюду растоптанные обертки, смятые пластиковые бутылки и неопределимые останки чего-то.

Дважды она видела расплющенных колесами крыс и одну ржавую механическую собаку с вылезшей шерстью – гнилой остов с пучками тонких электродов. Пошатываясь, тварь ковыляла вдоль забора, порой со скрежетом касаясь его пластиковым боком.

Девушка идет минут двадцать, стараясь держаться темноты, и постоянно слышит вопли то тут, то там. Кто-то дерется, орет пьяные песни, матерится. Ия часто выжидает в самых темных углах, пока мимо не пройдут местные. Те путешествуют группками и, как правило, вооружены. От них лучше держаться подальше.

У Тэны то и дело возникает искушение отключиться от тела и вернуться в свой безопасный сетевой мир. Там она госпожа, никого и ничего не боится. Но Ия-Тэна напоминает себе, что решение принято и отступать нельзя, поздно. Надо потерпеть еще немного – скоро она будет с тем, кого давным-давно приметила в Сети. Этот человек красив и дерзок. Он умеет показать другим, чего хочет. У него есть воля и желание творить собственную реальность. Все эти качества нравятся Тэне.

Возможно, она влюбилась в его образ, созданный собственным воображением, но… сейчас это не имеет значения.

Вот и дома. Те же трущобы, забитые грязью и мусором, но здесь гораздо лучше, чем там, где ее высадил водитель. Массивы небоскребов нависают над невысокими зданиями из крошащегося бетона, словно утесы. У бровки тротуара стоят битые машины. Ия в темноте крадется к ним, вздрагивая всякий раз от громкого звука. На улице никого нет, но люди близко. Люди, от которых исходит опасность.

Она знает, что некоторые машины снабжены сигнализацией, и к таким не подходит. Но тут она видит, как небольшой автомобиль подъезжает к стоянке и тормозит, заехав одним колесом на тротуар. Из машины вываливаются трое. Женщина и двое мужчин. Они пьяны, агрессивны, накачаны наркотиками. Женщина блажит на всю улицу, что сейчас надо зайти домой, а потом ехать дальше, потому что их куда-то пригласили… Гуляки убегают в ближайший темный подъезд, и машина остается открытой. Вот это удача! Ия стремглав бежит к открытой дверце.

Из подъезда доносится хохот, усиленный эхом от бетонных стен. Ия шарит по сиденьям. В салоне пахнет блевотиной, духами, выпивкой и потом. Клон чувствует рвотный позыв. Ия находит на заднем сиденье сумку с вещами, но не проверяет, что в ней. Это ее добыча. Теперь – бежать.

Она мчится наугад сквозь переулки и подворотни и успевает услышать позади грязную ругань. Она не останавливается примерно десять минут, уверенная, что преследователи ее не достанут. И правда, очень быстро наступает тишина. Ия оказывается возле мусорных бачков позади какого-то здания, в котором, видимо, находится магазин. У бачков высятся коробки. В тени, попискивая, шныряют крысы.

Отдышавшись, Ия прячется в проем между баками, куда проникает неяркий свет фонаря над дверью черного хода. Слышно, как где-то в отдалении играет музыка. Низкие частоты заставляют дрожать кирпичную стену.

В сумке есть пакет с одноразовым платьем, предназначенным, видимо, для вечеринки. Рекламу этой одежды существо встречало в Сети. Есть нижнее белье. Мелкие вещи той самой женщины и немного наличности. Ия считает, что ей повезло. Со всем этим она сможет отлично сыграть роль перед Шурупом… ей нужно прикинуться обыкновенной девчонкой. Он к таким неравнодушен. Да, главное – заинтересовать Шурупа, а он уже привезет ее в Цех.

Ия быстро переодевается в платье, хотя ей стоит немалого труда понять, как надеть его так, чтобы оно стало таким, как в рекламе. Аккуратно обмотать вокруг тела, провести наслюнявленным пальцем по стыку… Так, получилось. Теперь трусики. Надо было надеть их первыми…

Она думает, что не мешало бы сделать подобие прически и накраситься. Наконец она отыскивает в мусоре кусок стекла, который можно использовать как зеркало, и наводит «марафет» под светом фонаря. Получается на удивление хорошо – с ее точки зрения. Средства для укладки и массажная щетка помогли сделать из волос некое подобие прически. Такую носит одно из ее медиа в Сети.

Никакой еды в сумке не оказывается. Существо понимает, что клон хочет есть, поскольку из желудка в сферу приходят «тянущие» импульсы. Возникает мысль поискать что-нибудь в бачках, но Ия отказывается. Может возникнуть расстройство кишечника и рвота из-за отравления объедками. Чересчур большая роскошь в ее положении. Блюющая девушка Шурупа вряд ли заинтересует.

Дорогу Ия находит по указателям на домах и сверяет ее с картой, образ которой поступает в мозг через импланты. Ей нужно остановиться неподалеку от Университета. И по времени успевает, только не нужно задерживаться.

Путешествие через город нагружает ее впечатлениями. Ия то и дело напоминает себе, что обязана быть осторожной. Трижды ей предлагали сесть в машину и даже пытались гнаться, но Ия убегала. Наконец она поняла, что для улицы выглядит слишком вызывающе. По всей видимости, в таком виде она смахивает на проститутку.

Ближе к центру города начинают попадаться женщины, похожие на нее. Ия уже не привлекает к себе такого пристального внимания, но у самого здания Университета ее замечает группа подростков. Вот это – настоящая опасность. Ие приходится спасаться от них, от этой банды наширявшихся обезьян. Попади клон им в руки, все пошло бы насмарку. Расстаться с телом в результате насилия и непоправимой порчи было бы катастрофой. Ия, зная подробно расположение улиц рядом с Университетом, ухитряется обмануть преследователей. Она прячется возле мусорных баков в глубокой тени и слышит, как подростки с громкой руганью проходят мимо, освещая переулок фонариком.

Если она не ошибается, Шуруп должен возвращаться этой дорогой. Но где он? Время уже подходит…

Дождь, который стал накрапывать полчаса назад, начинает усиливаться, а вскоре превращается в полновесный ливень вперемежку с мокрым снегом. Ия сидит под металлическим «навесом» – крышкой мусорного бака, но брызги все равно попадают на нее. Ия чувствует, как прическа теряет форму, а косметика течет по щекам. Тело трясет от холода.

И тут наконец появляется Шуруп на своем рэт-байке. Он едет медленно, словно дождь ему нипочем. Голова закрыта капюшоном, в темном провале отражением далекой рекламы поблескивают сетевые очки. Макинтош блестит от воды.

Ия выжидает удобный момент, а потом выползает из своего убежища чуть ли не на середину переулка. Байк проезжает мимо нее на расстоянии полуметра. Шуруп поворачивает голову и останавливается.

– Эй, куда прешься? – говорит он. – Под колеса захотела?

Ия знает, что ей надо играть роль, однако усилий прилагать почти не приходится. Она устала, вымотана психически и физически, замерзла.

– Я?

– Ты, кто ж еще-то? Ты одна?

– Одна.

Ия подходит к байку, держа себя за плечи. Шуруп поднимает очки со лба.

– Ну и ну… Откуда ты такая взялась?

Позади раздается хриплый пьяный вопль и наглый смех. Шуруп оборачивается на секунду.

– Прячешься?

Ия кивает.

– Так… Значит, помощь нужна?

Ия снова кивает.

– Я замерзла, помогите мне.

Она дрожит, зубы стучат друг о друга. Шуруп разглядывает ее несколько мгновений.

– Дай руку.

Ия протягивает ему правую, и Шуруп принимается щупать у ней пульс. Потом он вооружается бактериальным мини-сканером и проводит им над головой девушки и по ее рукам. И наконец направляет поляризованный свет крошечного фонарика ей в глаза, уши и ноздри, заставляет открыть рот.

– Вроде чистая, – говорит. – Садись. Только я домой еду… На кабак не рассчитывай, денег нет.

– Мне все равно. Я боюсь людей, которые меня ищут.

– Да-а… Я их видел. Может, ты их ограбила?

– Нет. Они хотят меня изнасиловать.

– Конечно. – Шуруп ухмыляется. – Садись сзади, держись за меня. Прокатимся.

Для Ии все складывается как нельзя лучше.

– Как зовут?

– Ия…

– Ладно, пусть будет Ия. В первый раз слышу такое имечко.

Байк поворачивает за угол и мчится по освещенной улице, обгоняя автомобили, к Цеху… Именно о Цехе думает Тэна внутри своей сферы. Это место, где живут люди, давным-давно попавшие в прицел Ии. Талантливые взломщики, гораздо более умелые и, в ее понимании, во всех смыслах более достойные, чем другие подобные хакерские группы этого сектора. И их главарь – Сантана. Больше всего внимание Ии привлекает он. В нем что-то есть, сказала бы Тэна, умей она говорить самостоятельно…

На некоторое время в пути хозяйка сферы отключается от клона. Шуруп чувствует изменения в поведении девушки. Она что-то спрашивает у него плачущим голосом, но Шуруп не разбирает слов из-за уличного шума. Ия держится за его плечи одеревеневшими руками.

Тэна проверяет, как работают черви, которых она внедрила в сервер особняка. Пока все в порядке, программное изменение системой не замечено. Теперь компьютер будет думать, что у Адассиса не десять клонов, а только девять. Замести следы легко. Тэне предстоит решать другую проблему: как вести себя в Цехе, в общении с этими странными людьми… Надо серьезно подумать.

Всю дорогу Ия-Тэна испытывает дискомфорт. Проверка реальным миром для нее все тяжелей. Насколько же он неудобен, опасен и сколько требует выносливости!.. Невероятно!.. Здоровые, нормальные люди страдают с самого рождения…

Очень много неясного. В результате анализа ситуации она решает занять выжидательную позицию. Впервые в жизни ей предстоит говорить с живыми людьми с глазу на глаз, в реальности. К этому Ия не готова. Она слишком измотана, ее эмоциональный фон из-за физической усталости понижен. Существо ненадолго возвращается в клона, чтобы убедиться в том, что план выполняется. Они действительно едут с Шурупом в Цех, базу «термитов».


Полуразрушенные фабричные здания стоят во мраке, их контуры еле угадываются. Где-то впереди горит огонек, Ия не знает, обозначает ли он местоположение Цеха или это что-то другое. Нечто, что можно определить как страх самого клона, неизвестно каким образом прорвавшийся наружу, вползает Тэне в сознание. Она немедленно берет тело под жесткий контроль. Сил потрачено немало. Восстановить их в полной мере возможно лишь принятием еды и сном.

Рэт-байк Шурупа ползет по извилистой дорожке, по южной оконечности обширного пустыря. Машина подпрыгивает на ухабах, скрипят амортизаторы. Луч от фонаря на передней панели у руля освещает покрытую лужами и островками снега дорожку. По обеим сторонам от байка кучи земли, из которой растут чахлые сорняки и мусор, давным-давно спекшийся в единую массу. Издалека до носа Ии долетает запах гари, но самого костра она не видит.

Шуруп поворачивает налево, на квадратную площадку перед воротами в Цех. Они заперты. Над ними горит желтая лампа, образующая тот самый островок света во тьме.

– Приехали, – говорит Шуруп, останавливаясь возле ворот поменьше, встроенных в большие. – Слезай.

Ия делает неуверенный шаг на грязную землю. Та продавливается под подошвой сапожка. Холодный ветер, отражаясь от здания, набрасывается на тело клона. Ия вся съеживается. Она промокла и полностью беззащитна перед непогодой. Шуруп, усмехнувшись, открывает меньшие ворота и закатывает байк внутрь, в темноту. Ия смотрит ему вслед.

– Иди сюда, не стой, – говорит «термит». Загорается свет. Сняв сетевые очки, Шуруп возникает на пороге. Видя, что девица не торопится, он берет ее за руку и втаскивает внутрь. – Не трать тепло, – произносит Шуруп.

Тут гаражный отсек, где стоят накрытые пластиковой пленкой транспортные средства «термитов». Пахнет органическим топливом, кажется дизельным, давно вышедшим из широкого употребления. Также машинным маслом и горелой проводкой. К этому примешивается запах человеческого жилья и еды.

Существо сверяется со своими данными – они находят подтверждение. Именно так расположены в Цехе объекты, доступные для наблюдения на этом этапе. Когда хозяйка сферы решила побольше узнать о Сантане и его группе, она подключилась к их внутреннему серверу, минуя все линии защиты. «Термиты» считают, что это невозможно, но для Ии такие вещи не представляют трудностей. Что сказал бы администратор их локальной сети, Шуруп, если бы узнал? Ия выведала многое о том, как Цех устроен, кто где живет и какие данные хранит на сервере. В закрытые папки она забираться не стала – там можно оставить следы, – но общую ситуацию могла себе представить.

Появляется Сантана, и между ним и племянником возникает разговор. Шуруп выводит Ию на свет, чтобы показать, и глава «термитов» разглядывает девушку в упор, словно видит невиданный доселе механизм неизвестной конструкции. Такой взгляд смущает Тэну, и она предпочитает уйти вглубь, оставив за собой только общее управление клоном. Девушка, ничего не понимающая, смотрит по сторонам. Лицо Сантаны выражает сначала удивление, потом нечто похожее на жалость, потом гнев. Этот гнев обращен на Шурупа. Тот стоит в мокром макинтоше, сунув руки в карманы, и улыбается. Эта улыбка предназначена самому себе, чтобы приободриться. Ия решает, что Шуруп вовсе не уверен в том, что поступил правильно. «Термиты» ревностно относятся к суверенитету своей территории.

Тэна смотрит на них двоих из сферы, предоставив клону говорить. Фразы, выдаваемые девушкой, вполне создают впечатление «невинности и незащищенности». Это самый лучший способ завоевать доверие, играя на обычных человеческих чувствах.

Пока идет «разбор полетов», существо глазами клона осматривается. «Термиты», бывшие в Цехе в это время, не обращают на нее внимания, визор орет громко, а на большущем диване сидят полная девушка и мужчина средних лет. Тэне не нравится, как ведет себя клон, но она боится нарушить первое впечатление, создавшееся о ней у Сантаны и Шурупа. Сейчас еще рано показывать себя – пусть они и считают ее полной дурой. Осторожность прежде всего. Было бы непростительной глупостью с порога выкладывать все карты… Одно ясно точно – Сантана не собирается ее выгонять.

Весь вечер существу приходится время от времени подключаться к клону напрямую и корректировать его речь. Странное чувство расколотости. Ия-Тэна чувствует себя незащищенной, голой, уязвимой. Сфера, в которой она прожила много лет, кажется не таким уж плохим местом… Все познается в сравнении.

В целом все прошло примерно так, как предполагалось.

На ночь она отключилась от клона, оставив лишь узкий сигнальный канал на случай непредвиденных обстоятельств. Тело поместили в закутке у Гумми, положили на широкую кровать рядом с полной девушкой и накрыли старым одеялом. Ия мгновенно засыпает. Гумми, перебравшая с пивом, несколько раз за ночь встает, чтобы сходить в туалет. Всякий раз она плюхается на матрац со всего маху.

В темноте сквозняк. Холодный ветер проникает в отсек, от него не спасает даже обогреватель. Искусственная кошка заскакивает на спину клону и, прогулявшись, убегает. Все это Тэна фиксирует на подсознательном уровне, как если бы сама была там. Примерно так же отмечает происходящее вокруг не слишком крепко спящий человек.

Утро заставляет Тэну заниматься собственными процедурами. Она лишь изредка просматривает глазами Ии то, что происходит в Цехе. Клон на удивление быстро адаптируется в новых условиях, хотя существо отмечает его эмоциональную нестабильность. Это элементарный страх – раньше клон не знал подобного чувства.

Тэна наблюдает и за отцом. Маркус Адассис по-прежнему в депрессии. Препараты нисколько не улучшают его состояния. Он не замечает, что клонов в его окружении стало девять. Может, потому, что он никогда не видел их вместе. Адассису плевать на окружающий его мир, старик медленно, но верно сползает к полному распаду. Пускай, думает Тэна. Скоро так или иначе это закончится…

«Термиты» представляют собой пестрое сборище самых разных типов. Ия сразу чувствует внимание к себе и четкое разделение – на тех, кто симпатизирует ей, и кто настроен враждебно.

Появляются другие члены группы, которых не было вечером. Ей понадобится время, чтобы составить четкое мнение обо всех них. Ее по-настоящему интересует другое: каково будет решение общего собрания. А главное – мнение Сантаны. От него зависит судьба всего предприятия, и тут Тэна не может руководствоваться случайностью. Она перехватывает инициативу и подключается к клону, беря руководство в свои руки.

Предложение Ии становится сенсацией. Впрочем, Тэна предвидела это.

Она знает, что чаша весов склонится в ее сторону.