Вы здесь

Революция бренда. Раздел I. Почему фирменный стиль имеет значение (Г. В. Дил, 2016)

Раздел I

Почему фирменный стиль имеет значение

Ваш бизнес – это возможность для людей с абсолютно разными субъективными предпочтениями обменять один вид ценностей на другой. Создавая рационально функционирующий бизнес, который будет в состоянии последовательно создавать что-либо полезное, вы оказываетесь в положении, когда люди начинают ценить по достоинству ваше существование и будут готовы платить деньги только за то, чтобы вы оставались на рынке. Осознание этого простого принципа позволяет любому предпринимателю значительно опередить многих конкурентов, которые не в состоянии понять тот факт, что они могут полностью контролировать уровень своего заработка лишь за счет создания более высокой ценности.

Это является основополагающей отправной точкой для любого бизнеса. Сосредоточив все свое внимание в первую очередь на создании ценности, вы переносите себя в абсолютно иное пространство, и в результате все ваши действия будут отличны от общепринятых. Слишком многие бизнесмены обращают внимание в первую очередь на денежное значение товаров или услуг, которые они предлагают, не замечая при этом настоящей ценности, которая стоит за этими значениями. Цифры, отчеты о прибыли и убытках, а также балансовые отчеты занимают все мысли человека и в итоге становятся его навязчивой идеей.

Как только у вас появляется мысль: «Как мне создать ценность сегодня?» – вы уже становитесь победителем важнейшей битвы – битвы за свою собственную внутреннюю мотивацию. Если вам как частному предпринимателю удастся реализовать этот принцип, то стабильный заработок вам обеспечен. Всегда найдутся люди, готовые заплатить за ту ценность, которую вы можете им предоставить.

Осознание факта, что независимо от того, какие испытания вас ждут впереди, вы всегда будете готовы справиться с ними, является мощнейшей формой самообладания. Ежедневная концентрация на рассуждениях о том, какую ценность вы можете создать для своих потребителей, способна обеспечить вас такой уверенностью в своих силах, что вам больше никогда не придется жить в бедности или бороться за выживание. Даже если в одночасье исчезнет все нажитое вами, у вас все равно останутся мировосприятие и знания, которые помогут вернуть все потерянное быстро и эффективно. И в этом знании – ключ к тому, как сделать людей счастливыми за счет предоставления им необходимой ценности.

Для вас как для предпринимателя создание ценности всегда будет первой линией защиты от неудачи в бизнесе.


Неординарные ценности помогут вам выделиться

Цель этой книги – помочь вам научиться видеть свою собственную ценность, ценность своего бизнеса и своих продуктов или услуг с точки зрения ваших клиентов. Только тогда вы сможете начать создавать правильный фирменный стиль. Если вы попытаетесь начать думать как ваши покупатели, то сможете обрести более полное понимание того, на чем лучше концентрироваться при создании своей ценности.

Подумайте о продукте или услуге, с которыми вы чувствуете связь. Важнейшим фактором является качество, иначе вы бы не совершили эту покупку. Но среди множества предложений существуют компании, которые вам более по нраву в сравнении с другими. Мощнейший источник этого особого чувства привязанности заключается в ощущении, что компания сделала все, что в ее силах, чтобы создать особый тип ценности специально для вас.

Представьте себе вашу любимую кофейню, в которой обслуживание, персонал и меню, по вашему мнению, немного лучше, чем в остальных. Хотя она конкурирует с более крупными компаниями, которые тратят большие деньги на рекламу, вы все равно предпочтете эту небольшую кофейню, потому что ее хозяева добавляют особую ценность продукту, который предлагают. Она выделяется среди других кофеен в ваших мыслях, и вы создаете настоящие отношения с этим брендом. Это позволяет им быть на плаву в высококонкурентной среде, и, возможно, неосознанно, они делают жизнь людей, с которыми взаимодействуют, чуточку лучше своим собственным, уникальным способом.

Эта ценность не очередное «дополнение» или «бонус» сверх основной услуги. Это что-то менее осязаемое, охватывающее все, что они делают для своих клиентов.

Многие до сих пор уверены, что суть бизнеса в жадности, в убеждении людей отдать свои с трудом заработанные деньги или принуждении желать вещи, которые им на самом деле не нужны. Или еще хуже: вся суть заключается в возвышении над другими и удерживании окружающих ниже себя, пока ты богатеешь за их счет. Хотя на самом деле суть бизнеса заключается в создании и обмене постоянно увеличивающимся количеством ценностей. Это стимулирует инновации в обществе и улучшает жизнь всех – от самого бедного до самого богатого.

В наши времена развитой цивилизации люди, живущие в наихудших условиях, в общих чертах живут лучше, чем короли в давно ушедшую эпоху, и все это благодаря силе рынка. Какой император, с целым легионом слуг и армией воинов, имел доступ к смартфону или смывающемуся туалету? Кто из них был защищен от невидимых вирусов или с легкостью мог осветить и отопить весь дом? А в современном мире для большей части населения планеты это вещи вполне обыденные. Бизнес улучшает жизнь каждого человека, поднимая общепринятый стандарт жизни благодаря доступу к знаниям и технологиям.


Момент моего озарения в Китае

Мне потребовалось достаточно много личного опыта во время одного из моих путешествий, чтобы начать понимать силу эмоций, когда ты можешь дать человеку именно то, что ему необходимо, совершенно особенным способом. Когда-то я чувствовал себя по-настоящему несчастным, преподавая в Китае. Я решил покинуть эту страну как можно скорее, чтобы оказаться подальше от высочайшего уровня авторитарного контроля и массового формирования поведения детей, свидетелем которых я стал. На тот момент я считал те несколько месяцев, что я провел в Китае, полной тратой своего и чужого времени.

Когда я рассказал маме маленькой девочки, с которой не так давно начал заниматься репетиторством, о своих ближайших планах – сесть на самолет и никогда не оглядываться назад, – то был просто шокирован, когда она начала буквально умолять меня не уезжать и предложила мне пустой чек на предъявителя, чтобы я остался и продолжил заниматься с ее детьми.

Как оказалось, эта семья годами искала учителя – носителя английского языка, который бы действительно смог установить эмоциональный контакт с их дочерью, чтобы она получала удовольствие от процесса обучения и одновременно как можно быстрее улучшила свой английский, письменный и устный. Они тоже стремились как можно скорее покинуть Китай и эмигрировать в США, а это означало, что их дети должны были отлично знать английский язык. Эта женщина призналась мне, что ее дочь проявила больший прогресс за эти несколько недель, чем за последние несколько лет изучения языка с множеством других учителей английского.

Именно в этот момент меня озарила мысль. В мгновение я понял на собственном опыте, насколько важно встретить того, кто может дать тебе именно то, что тебе необходимо, а не то, что будет «достаточно близко». Хотя в Китае и было довольно много преподавателей английского, никто не мог соответствовать высоким запросам этой семьи так, как я. В конце концов я остался в Китае еще на несколько месяцев, работая исключительно с этой семьей, и в итоге это стало для меня очень важным опытом, так как я смог наконец увидеть результаты той ценности, которую создавал. Я понял, что у каждого есть что-то, в чем он отчаянно нуждается, и он будет глубоко благодарен человеку, который сможет ему это предоставить.

Очень легко обвинять в недостатке продаж все и вся, но только не действия предпринимателя. Виновата может быть погода, или можно назвать потребителя слишком ленивым и невежественным просто за то, что он совершил покупку в другом месте. Большинство таких предпринимателей никогда не заглянут внутрь себя и не зададутся вопросом, какие их действия привели к таким последствиям. Чтобы изменить ситуацию, они должны измениться сами.

Обвинение потребителя в отсутствии продаж – это доказательство того, что владелец бизнеса не создал достаточной ценности своего продукта или услуги или не донес эту ценность нужным людям. Помните: все что-то ищут. Единственная причина, почему мы предпринимаем то или иное действие, – это желание получить то, что нам необходимо, или избавиться от того, что нам не нужно. Если бы бизнесмены каждый день просыпались с мыслью «Как мне создать ценность сегодня?», разорение их компаний никогда бы не зависело от внешних обстоятельств.

Из-за того что человеческие ценности постоянно меняются, вы никогда не можете быть полностью уверены в том, что созданная сегодня ценность будет все еще актуальна на следующий день. Стабильный рост – это возможность хорошенько задуматься и добавить новые элементы в образ своего бренда. Что вам нужно сделать для решения самых срочных проблем ваших клиентов? Как дать им то, что им больше всего необходимо, самым уникальным и убедительным способом? Ваш бренд должен представлять человек, который способен моментально улучшить жизнь ваших клиентов определенным образом, как я в свое время изменил жизнь той китайской семьи, когда не было других подходящих вариантов.

Как вы создаете и ежедневно доносите новую ценность до своих покупателей?

Глава 1

Можете ли вы рассказать хорошую историю?

Мне потребовалось много времени, чтобы принять тот факт, что недостаточно просто относительно хорошо делать свою работу, чтобы получить внимание, уважение или деньги других людей. Правда заключается в том, что людей не особо интересуют факты. Их интересуют вещи, которые они смогут понять, а также то, как, по их мнению, эти вещи повлияют на них. Поэтому, несмотря на то что суть бизнеса заключается в создании уникальной ценности, вы никогда не можете рассчитывать на успех только за счет хорошей идеи. Она должна быть представлена так, чтобы ответить на все вопросы потребителя, решить все его проблемы, а еще она должна быть достаточно легкой для восприятия.

Это может прозвучать банально, но вспомните, как часто вы не могли получить желаемое только из-за того, что люди не видели той ценности, которая, как вы знали наверняка, вам присуща!

Когда мне было 20 лет, я тщетно пытался понять, почему многие считали меня человеком, не подходящим для корпоративной работы. Хотя я неплохо справлялся самостоятельно, постоянно находя и совершенствуя различные способы заработка денег – от уроков музыки, помощи пенсионерам в продаже антиквариата на eBay до починки старых скрипок и обмена их на выгодных условиях, – мне никогда не удавалось стать соискателем, которого бы захотели взять в штат большие компании.

Моя логика казалась мне безупречной. Я знал, что при прочих равных условиях я был умнее любого среднестатистического человека. Мне казалось, что если мне дадут задание, я быстро найду наиболее эффективный способ его выполнения, заработав при этом оптимальную сумму для себя и для человека, которому посчастливилось взять меня в свою компанию. Так почему же работа доставалась другим людям, хотя я был уверен в том, что я намного лучше их?

Я нашел ответ на этот вопрос только после того, как случайно получил свою первую корпоративную должность копирайтера. Лишь тогда я смог собрать воедино все фрагменты пазла и начал понимать принцип найма сотрудников. Моя ученица, которую я обучал музыке, была очень впечатлена моими навыками преподавателя и коммуникативными способностями и невзначай упомянула, что компания, в которой она работает, ищет человека для временной работы контент-редактором своего сайта. Благодаря нашему личному знакомству она смогла замолвить за меня словечко перед начальством, и, успешно пройдя собеседование и стандартный процесс оценки навыков, я получил работу.

Что я приобрел за два месяца, проведенных за столом в небольшой кабинке, окруженной другими столами в других кабинках, так это новый взгляд на культуру бизнеса в Америке. Причина, почему я не мог привлечь внимания «настоящих» работодателей, заключалась в том, что я не научился демонстрировать свою ценность таким образом, чтобы она соответствовала требованиям нанимателей. Их описание вакансии не было таким: «Ищем умного молодого человека, умеющего решать проблемы и хорошо обращаться со словами». Им нужен был набор качеств в комплексе с опытом работы, которые бы подходили их рабочему процессу.

Ирония в том, что как только я понял принцип работы корпоративного мира, я потерял всякое желание присоединиться к нему. В настоящее время я помогаю заинтересованным людям составить резюме и сопроводительные письма, описания в которых лучше всего подходили бы для должности, которую они хотят получить. Я могу им помочь, потому что наконец нашел правильный способ говорить о концепции ценности так, чтобы это соответствовало запросам другого человека. Я наконец-то научился давать ответы, которые люди хотят услышать.


Важность описания

Описания – это ментальные структуры, используемые для систематизации информации об окружающем мире. Если вы вспомните свои школьные годы, то наименее любимыми моментами, скорее всего, окажутся времена, когда вам приходилось сидеть на одном месте и прорабатывать огромное количество информации, готовясь к контрольной или проекту. Причина, почему эти воспоминания невыносимы как для детей, так и для взрослых, заключается в том, что мы не должны получать информацию таким способом. На самом деле наш мозг легко усваивает только те события, где информация имеет эмоциональную составляющую, а не является просто потоком сухих фактов.

Именно по этой причине мнемонические приемы и дворцы памяти являются неплохими методами запоминания большого количества информации, а некоторые люди помнят имена даже самых второстепенных персонажей серии книг про Гарри Поттера, но с трудом сдают экзамены в университете.

Мне всегда нравилось смотреть фильмы, даже самые ужасные, потому что меня очень увлекали попытки проанализировать мыслительный процесс человека, который решил рассказать историю определенным способом. Фильм предлагает зрителю законченную историю, от начала до конца, и проводит его через все эмоциональные потрясения за два часа или меньше. За очень короткое время можно с легкостью определить важнейшие этапы развития персонажа, о которых хотели рассказать зрителю режиссер, сценарист и другие люди, задействованные в создании фильма.

Хотя все мы понимаем, почему именно такой формат повествования является определяющим для успеха книги или фильма, мы практически никогда не используем его для составления истории нашей собственной жизни. Когда большинство людей говорят о своем бизнесе или профессии, они перечисляют качества и факты, которые, по их мнению, являются важными для описания себя. Именно в эту ловушку я попал в молодости, когда предположил, что достаточно быть просто образованным или талантливым, чтобы привлечь внимание людей, которые могли бы нанять меня на работу.

Вы можете найти подобные заблуждения в любой сфере деятельности.

«Я преподаю йогу и пилатес».

«Моя компания производит деревянные барные стулья».

«Наш продукт – это тостер, играющий песни The Beatles, пока готовятся тосты».

«Я помогаю женатым парам средних лет улучшить свои сексуальные отношения».


Такие описания – самый простой способ рассказать, чем вы занимаетесь. Это данные о вас, а не преимущества, которые подойдут мне. Они могут передать ценность, но найдут отклик только у людей, заинтересованных в данной сфере, то есть задающих этот конкретный вопрос, на который вы отвечаете. Они откликнутся только в том случае, если уже знают, что им нужно то, что вы предлагаете. Если вы научитесь рассказывать цепляющую историю о том, что вы делаете, вы привлечете внимание большего количества людей, и тогда они автоматически будут оценивать себя по тому, что вы можете им предложить, так как услышат и запомнят самые важные моменты вашего рассказа.

Чем больше преимуществ предлагает ваш продукт, тем от большего состояния несчастья вы избавляете своих клиентов, когда они озвучивают решение начать работать с вашим брендом. Используйте эти эмоции с выгодой для себя. Расскажите об испытаниях и преградах, которые ваша компания помогает людям преодолевать, но прежде научитесь преподносить это таким образом, чтобы ваша целевая аудитория обязательно увидела ту положительную трансформацию, которую вы предлагаете.

Люди, посещающие ваши уроки йоги, могут искать большей свободы движений и освобождения от скованности в жизни, и это побуждает их с удовольствием заняться упражнениями, которые они не выполняли уже много лет. Возможно, ваши деревянные барные стулья создают уникальную атмосферу, которая полностью меняет восприятие и внешний вид комнаты. История не может находиться на одном уровне с техническим описанием функций, которые выполняет ваша компания. Никогда не бойтесь копнуть немного глубже.

Хорошее описание должно находить отклик, основанный на естественном любопытстве и эмоциональной вовлеченности любого человека. Точно так же, как по-настоящему увлекательная книга, фильм или даже песня могут перенести нас из состояния полного безразличия к глубокой заинтересованности в происходящем. Персонажи в нашей голове становятся настолько же реальными, как и знакомые нам люди, несмотря на то что они лишь часть информации. Это очень характерно для всех нас – желание подкинуть своим мыслям новые интересные идеи, с которыми можно «поиграть» и привлечь к этому эмоции и чувства.

Описание вашего бизнеса – это история, которую вы должны рассказывать всему миру, о том, с какой целью существует ваш бизнес и как он может менять жизнь людей. Одна из целей данной книги – помочь вам постепенно отойти от разговоров «чем я занимаюсь» и начать рассказывать воодушевляющую историю о мотивации, цели, личности, методологии и результатах, которые вы предлагаете. Чем сложнее ценность вашего бизнеса, тем больший уровень образованности понадобится потенциальному покупателю, чтобы принять решение о покупке. Именно здесь хорошее описание станет ключом к вашему успеху.

Высококачественный продукт или услуга все равно могут продаваться даже с очень общей информацией и отсутствием какого-либо реального описания, но каждый этап продвижения будет даваться намного сложнее. Истории облегчают процесс привлечения новых покупателей или убеждения существующих клиентов потратить больше денег, чем они первоначально планировали. Истории переносят людей из их привычного практичного образа мышления к более широкому спектру воображения, что позволяет им открыться для покупок или решений, которые при других условиях они бы даже не рассматривали.

Без сильного описания компании вы получите:

Связь только с людьми, отвечающими на очень общее или техническое описание вашей деятельности.

Чувство меньшей эмоциональной вовлеченности в свой собственный бизнес, что неосознанно ограничит все усилия, которые вы вкладываете, чтобы сделать ваш бизнес максимально успешным.

Нахождение в тени конкурирующих компаний, рассказывающих лучшие истории об идентичных продуктах.

Недостаток направлений и долгосрочных целей.

Упущение ценных сетевых и партнерских возможностей взаимодействия с другими компаниями.

Слабую внутреннюю корпоративную культуру, которая сказывается на качестве выполняемых обязанностей.

В то время как с помощью сильного описания вы пробудите интерес у незнакомцев, которые иначе не обратили бы никакого внимания на ваш продукт. Вы станете вкладывать больше собственных усилий в деятельность компании, так как будете верить в ее ценность. Ваши действия будут иметь больший потенциал для достижения поставленных целей благодаря непрерывному прогрессу. Другие люди, которые вносят вклад в деятельность вашей организации, поймут всю важность своих усилий, и их удовлетворение работой будет намного выше.

И самое важное: вашим нынешним или будущим конкурентам будет намного сложнее скопировать ваш подход, потому что ваш бизнес будет состоять из тонкостей и комбинаций разных факторов.

Всегда помните о следующих четырех вопросах, так как они помогут вам сконцентрироваться на самых важных аспектах образа вашего бренда.

Определите свою идею: «Почему это должно существовать?»

Определите свою цель: «Кому именно это необходимо?»

Определите потребности других: «Почему им это интересно?»

Определите себя: «Почему они должны купить это у меня

Раздел II этой книги расскажет, как сформировать образ вашего бренда и довести его до совершенства, в то время как раздел III научит технологиям коммуникации, которые помогут наиболее эффективно донести информацию о вашем бренде другим. Не останавливайтесь, и вскоре у вас в руках будут все инструменты, необходимые для того, чтобы рассказать потрясающую историю о том, кем вы являетесь и какова ваша ценность.


Глава 2

Когда хорошие идеи терпят крах

Смысл бизнеса заключается в создании особой ценности и последующем представлении ее таким образом, чтобы люди вынуждены были заметить и оценить эту информацию, хотят они того или нет. Так почему же так много предпринимателей и основателей компаний с отличными идеями и намерениями терпят поражение на рынке?

Как и в повседневной жизни, мы часто стремимся усложнить свое послание вместо того, чтобы следовать простым и проверенным принципам успеха. Основные мысли, изложенные в этой книге, достаточно просты для понимания, а некоторые из них даже могут считаться вполне очевидными. Так почему же многим людям так трудно интегрировать их в свой бизнес? Какие заблуждения заставляют их продолжать совершать одни и те же ошибки? Какие стереотипы мышления необходимо изменить?

Большинство людей стараются следовать по пути наименьшего сопротивления и в бизнесе, и в личной жизни. Они будут выполнять действия, требующие минимальных мыслительных и физических усилий, чтобы просто указать направление, в котором они хотят развиваться. Особенно это относится к очень занятым предпринимателям, жонглирующим множеством различных приоритетных задач в попытке запустить свой бизнес. Из-за большого желания закончить все как можно быстрее они делают поспешные выводы без достаточных размышлений или хотя бы рассмотрения вопроса. В итоге такие выводы в будущем могут дорого им стоить.

Всем бизнесменам, независимо от их происхождения и предшествующего опыта, присущи универсальные модели поведения, говорящие многое о том, почему они не стали настолько успешными, насколько им бы хотелось. Если бы они просто-напросто немного изменили свои ключевые вредные привычки, они бы значительно улучшили свое положение на рынке. Они бы с большей легкостью завоевывали лучшие позиции в умах своих потребителей и наблюдали бы за возросшими до небес продажами, ничего не меняя при этом в самом продукте.

Прежде чем начать свое путешествие к четко сформированному образу бренда, остановитесь на минутку, оглянитесь на свои прошлые действия и проверьте, не совершили ли вы уже каких-либо серьезных ошибок. В конце концов, успех – это совершение как можно большего количества верных шагов и как можно меньшего количества ошибок.


Использование неподходящих каналов коммуникации и рекламных стратегий

Не все формы коммуникации одинаково эффективны. Выбранные вами способы должны соответствовать вашим сильным сторонам, знаниям и сфере деятельности.

Некоторым людям хорошо дается прямое общение, и поэтому их стратегии продаж должны быть основаны на прямом взаимодействии с квалифицированными покупателями. Этот способ также подойдет в случае, если ваш продукт очень индивидуален или сделан на заказ. Очень сложно наполнить рынок специальными товарами или услугами либо продавать их повсеместно, используя единый подход «на все случаи жизни». В некоторых ситуациях потенциальным покупателям просто необходимо увидеть ваше лицо или услышать голос, прежде чем они достигнут нужного уровня эмоционального комфорта для покупки товара, который им необходим.

В других случаях продукт может отлично подходить для маркетинга через социальные сети или другие похожие каналы «массового доступа». Если покупатели этого конкретного продукта активны в соцсетях и принимают решения, основываясь на желании компании общаться с ними на этих платформах, то именно на это и должна делаться ставка. Возможно, вашей аудитории будет более комфортно отдавать вам свои деньги и строить с вами долгосрочные отношения, если она будет видеть ежедневные ненавязчивые напоминания о вашей деятельности. Вполне возможно, что ваша продукция лучше всего подходит для онлайн-шопинга и импульсивных покупок.

В любом случае перед планированием своего путешествия вам необходимо понять, по какой дороге вам предстоит ехать и какой транспорт при этом использовать. Где люди, с которыми вы хотите установить контакт, проводят свое время и на какой тип коммуникации они откликнутся? Как это соотносится с вашими лучшими качествами? Какие навыки или инструменты вам необходимо освоить, чтобы подчеркнуть свои сильные стороны и при этом соответствовать предпочтениям рынка?

Так как вы не можете быть экспертом во всех сферах, лучше всего начать с того, что вы знаете, а также взять на работу или заключить партнерское соглашение с людьми, чьи умения и навыки будут дополнять ваши. Таким образом, все ваши действия будут поддержаны профессионалами, работающими с вами для достижения цели. Мои личные сильные стороны в основном заключаются в прямом общении и целевом формулировании. Но одной только силы моего послания было бы недостаточно для достижения успеха – я бы не справился без помощи людей, которые помогли мне донести это самое послание в правильном контексте и подходящей аудитории.


Желание остаться в безопасной среде универсальных ценностных предложений

Очень часто предприниматели боятся создавать слишком конкретные предложения, так как уверены, что это отпугнет многих потенциальных покупателей, не одобряющих такой способ коммуникации. Это так называемая «ментальность игрока» – убеждение, что успех заключается лишь в том, чтобы обойти как можно большее количество людей и ждать при этом баснословной прибыли.

Но для небольшой компании, работающей в узком направлении, жизненно необходимо строить коммуникацию согласно предпочтениям небольшой группы людей, даже если другие не обратят на вас никакого внимания или будут задеты таким способом общения. Вас должно заботить только мнение вашей целевой аудитории, другими словами, людей, которые действительно могут купить ваш продукт. Даже отрицательные отзывы тех, кто в любом случае никогда не стал бы вашим клиентом, на самом деле могут положительно повлиять на рост популярности вашего бренда, так как они привлекают к вам внимание. Главная цель – привлечь людей, которые заинтересованы в покупке ваших особых товаров или услуг.

Плюсом специфических продуктов является то, что люди готовы платить больше за необычные, редкие и особенные вещи, в отличие от обыденных, выглядящих так, будто они сделаны для всех и каждого. Вы должны понимать, что если бы все люди хотели покупать абсолютно одинаковые вещи, коммерческая деятельность была бы невозможна. У нас не было бы желания менять то, чем мы на данный момент владеем, на то, чего нам хочется больше. Сфокусируйтесь на продаже товаров или услуг, соответствующих очень специфическим или повышенным требованиям, а также на создании послания, напрямую обращенного к людям, которые больше всего хотят купить то, что вы предлагаете.

Помните: неважно, что вы отпугнете 99,9% людей, если при этом привлечете тот необходимый 0,1%. Взгляните на эти общие ценностные фразы, которые нужно убрать из своего профессионального языка немедленно:

«Гарантируем 100% удовольствия!»

«Мы работаем усерднее наших конкурентов».

«Отличное качество по низкой цене».

Всегда помните, что ваши покупатели постоянно оценивают всех, среди кого выбирают. У любой компании есть конкуренты, и ей необходимо понять, как отличаться от них по всем возможным пунктам. Каждый потраченный доллар мог бы быть потрачен и множеством других способов. Ваша задача – выяснить, как донести покупателям, что вы отличаетесь от своих конкурентов.

Идеальной является ситуация, когда клиенты будут рассматривать ваш продукт в качестве абсолютно новой категории, которая предлагает им то, что больше никто не может предложить. Обычно это называется уникальное торговое предложение (УТП) или уникальное предложение ценности (УПЦ) – более подробно я расскажу об этом в главе 6 «Разработка уникального торгового предложения».


Произвольно ограниченный успех

В каждой сфере человеческой деятельности ежедневно происходит нарушение границ возможного благодаря новым знаниям и высоким технологиям. Вы должны быть достаточно смелым, чтобы решиться прощупать почву и выяснить, как далеко вы готовы зайти, прежде чем вновь вернуться в привычное русло. Достижения других могут дать вам представление о том, насколько это возможно, но ни в коем случае не воспринимайте их как неопровержимый закон.

Неважно, насколько, по вашему мнению, вы можете вырасти, какого успеха можете добиться. Не думайте о числе людей, которым вы можете продать свой продукт, о его стоимости или даже о количестве услуг, которые вы можете предоставить. Это все формы произвольного ограничения. Все они основаны на личных традициях или «общих знаниях», которые вообще не являются знаниями или результатом настоящего изучения рынка.

Нельзя сказать, что не существует никаких ограничений. В реальной жизни границы есть у всего, и именно они определяют реальность вещей. Важно отделять истинные ограничения, основанные на законах физики и рыночных условиях, от искусственных рамок, которые вы создаете у себя в голове или переняли у других.

Цель вашего открытия – отделить реальную линию ограничений от воображаемой. Важно всегда задавать вопросы о себе и о рынке. Почему это предел? Что мешает мне продавать больше? В каких рынках я еще не участвую? Есть ли люди, которые могут извлечь пользу из моей продукции, не знающие о моем существовании или не видящие ценности моего дела? Все, что известно нам на данный момент, – результат точно такого же мыслительного процесса, и мы еще очень далеки от того, чтобы знать все.

Это применимо к бизнесу точно так же, как и к личным целям. Если вы спросите среднестатистического человека, борющегося за выживание в своем деле, или кого-то, кто с трудом сводит концы с концами, как он сможет заработать $1 миллион за следующий календарный год, то он, скорее всего, будет изумлен такой большой цифрой, потому что слишком привык исчислять деньги сотнями, в лучшем случае тысячами. Для таких людей это находится за гранью возможного просто потому, что они не понимают, из чего складывается конечный продукт, который принесет $1 миллион прибыли.

Конечно же, ответ на этот вопрос всегда один, независимо от размера суммы. Чтобы получить $1 миллион прибыли, необходимо продать ценностей на $1 миллион. Этого можно достичь, заработав 1 доллар миллион раз, или 1 миллион долларов один раз, или 1000 долларов 1000 раз и т. д. Это не магия и не ракетостроение. Это чисто логический процесс, который совсем несложно понять. Эта концепция настолько ошеломляющая для многих людей (учитывая их происхождение), что они не могут принять это как что-то реалистичное. Они могут так и не начать составлять план, который на самом деле может помочь им этого достичь.

Также может помочь разделение основной цели на более мелкие шаги. Как вам увеличить свои продажи на $10 000 или $100 000? Как только вы поверите, что прогресс возможен, вам будет намного проще составить план для достижения цели. Многие могут понять, как выглядят $10 000, как сложно их заработать и что можно за них купить, поэтому они начинают объединять свои действия вокруг мысли об этих деньгах.


Подражание без инноваций

Единственный способ узнать предел своих возможностей – подвергнуть себя риску, пробуя что-то новое и наблюдая, что произойдет, если вы отправитесь туда, где еще никого не было. Никогда не думайте, что вы должны твердо придерживаться границ шаблонных мышления или действий. Сама природа предпринимательства заключается в создании вещей, которые пока еще не существуют. Вы уже по определению нешаблонны.

Большинство людей не подвергают себя испытаниям, потому что слишком страшатся неизвестности, рисков, необычности и новизны. В результате они подражают тому, что уже популярно. Они видят, что нечто уже принесло успех другим, и просто копируют это, мотивируя только тем, что это работает. Их ошибка заключается в том, что они не добавляют ничего от себя, не вносят собственных качественных изменений в стиль или функционирование, и в результате они ничем не выделяются среди своих более успешных конкурентов.

Даже при условии, что они преподносят этот же продукт более эффективным способом или создают его с более высоким качеством, они все равно ограничены уже существующим рынком. Они борются за свою долю рынка с теми, кто его создал и удерживает над ним контроль. Все, что им необходимо делать, – это внедрять инновации, пытаться создать что-то новое, что, возможно, и не гарантирует успех, но хотя бы частично основано на проверенных принципах успеха.

Вы увидите подобное в релизах фильмов, модных трендах, а также в некоторых моделях покупательского поведения. Киностудии будут копировать любой жанр или стиль фильма, который не так давно был популярен, и поэтому нам всем придется терпеть череду бесконечных супергеройских «ребутов» из-за огромного успеха «Темного рыцаря» или экранизаций подростковых романов благодаря таким фильмам, как «Сумерки» и «Голодные игры».

Люди, чья работа заключается в принятии решений о том, какие фильмы будут запущены в разработку следующими, считают, что подражание этим хитам является ключом к успеху. В следующем году актуальным будет что-то другое, потому что кто-то совершенно случайно добился успеха с чем-то новым. Можете быть уверены, подражатели не заставят себя ждать.

Это не значит, что вы не можете научиться ничему из того, что хорошо работает, и использовать это с выгодой для себя. То, что вы решаете производить, может и должно быть смесью старых и новых элементов. Если вы сделаете что-то слишком новое, у людей не будет образца, на который можно было бы ориентироваться. Они даже не смогут понять, на что смотрят. Если же вы возьмете что-то уже принятое покупателями и лишь немного измените так, чтобы оно выделялось и было лучше, то вы сразу же раздвинете границы понимания потребителями того, что им необходимо.

Отличный способ определить этот лакомый кусочек новизны – найти популярный продукт или услугу, которые неплохо подходят для большинства людей большую часть времени, но при этом не в состоянии идеально соответствовать особым нуждам покупателей. Люди продолжают выбирать частичное решение своей проблемы только в том случае, если лучшего решения не существует. Когда продукты созданы для большой аудитории, рынок становится фрагментированным и делится на много специфических ниш. Любой может взять общую идею, которая уже доказала свою состоятельность на рынке, и переформулировать ее для достижения своей, более конкретной цели.

Неудачи при воплощении этих принципов в фундаментальные идеи являются причиной того, почему столь многим предпринимателям не удается даже поставить свой новый бизнес на ноги. Возможно, им удается сделать это вместе с группой людей, по-настоящему верящих в свое дело, но впоследствии они никогда не добиваются чего-то большего. Моя цель состоит в том, чтобы настроить предпринимателей на максимальный успех с самого начала их деятельности – чтобы хорошие идеи жили как можно дольше, в соответствии с их ценностью.

Следующий вопрос, который я хочу затронуть в главе ниже, – это то, как ваш взгляд на себя и свои идеи применим к вашему бизнесу. Действительно ли вы смотрите на ценность своей компании теми же глазами, что и ваша целевая аудитория? Почему да или почему нет? Ответ на этот вопрос определит основы нового образа вашего бренда.


Глава 3

Почему вы не видите собственной ценности

Брендинг – это донесение вашего собственного образа или образа вашей компании до коллективного видения общества. Это означает, что для того чтобы брендинг произвел желаемый эффект, вы сами должны понять, какой образ хотите показать миру. Существует несколько причин, почему для большинства людей сделать это представляет большие трудности.


Предприниматели слишком близки к своему бизнесу

Большинство предпринимателей слишком близко воспринимают свой бизнес и не могут четко видеть собственную ценность, и чем дольше они находятся в бизнесе, тем сложнее им становится сохранять объективный взгляд на положение вещей. Когда они совершают какие-либо действия одним способом, приносящим успех, в течение продолжительного времени, они зачастую оказываются заложниками определенной модели мышления. Бывает необходимо преодолеть интеллектуальную и эмоциональную инертность, когда вы добровольно решаете изменить эту модель. По этой же причине люди обычно придерживаются тех основных принципов, что были заложены в них еще в детстве, на протяжении всей своей жизни, если только они не начинают осознанно стремиться к переменам.

Я знал многих предпринимателей, которые абсолютно расходились во мнениях со своими потребителями о том, почему те покупают их продукцию. Сначала у меня состоялся длинный разговор с одним бизнесменом о том, как работает его бизнес, на кого, по его мнению, ориентирован его продукт и почему люди хотят купить его. Затем, после проведения тщательного опроса и индивидуальных консультаций с ключевыми членами целевой аудитории, я услышал абсолютно иное объяснение, почему они решили сотрудничать с этим брендом. Их ответы оказались в широком диапазоне от особых практических свойств продукта до менее осязаемых аспектов доверия и интуиции.

Иногда все сводилось к успеху определенного вида маркетинга, на который конкуренты решили не тратить деньги, например активное ведение блога и написание статей. В других случаях было очевидно, что образ компании наиболее подходил тому типу профессионалов, которые занимали данную нишу. В то время как другие участники рынка твердили о страхе поражения и фокусировались на негативных аспектах бездействия, эта компания неосознанно загнала в угол рынок позитивно настроенных людей своими разговорами о достатке и преимуществах работы с ней.

Большинство таких компаний просто делали то, что казалось им естественным, а делая это, они добивались лишь умеренного уровня успеха. И когда они пытались систематизировать и увеличить свой успех, то не имели ни малейшего понятия, почему их подход работал. По этой причине они не могли оптимизировать свои процессы и построить на этом свой настоящий образ.

Именно в этот момент становится необходимым проанализировать весь свой опыт и понять, что оказалось по-настоящему ценным для покупателя, чтобы попытаться превратить счастливое стечение обстоятельств в контролируемый рост.


Предприниматели не знают, как говорить о себе

Даже если вы научились видеть причины, заставляющие людей покупать именно у вас, все равно существует вероятность, что вам недостает речевого мастерства, необходимого для передачи нужной информации в сжатом, но емком послании.

Неважно, как сильно вы увлечены своим делом или насколько хорош ваш продукт, знаете ли вы, какие слова мне необходимо услышать, чтобы в одночасье увидеть особую ценность, которая подвигнет меня принять решение о покупке? Умеете ли вы составлять предложения таким образом, чтобы они были и привлекательными, и соответствующими основной идее? Возможно, вы предпочитаете ходить вокруг да около или, наоборот, намного опережать события и сразу же просить о заказе. Если вы не понимаете, какой точки хотите достичь и как использовать слова, чтобы построить мост, который доставит вас туда, то ваше послание будет просмотрено и забыто.

Чтобы увидеть наглядные тому примеры, посмотрите шоу для предпринимателей Shark Tank. Большинство предпринимателей, представляющих свои стартапы инвесторам, просто-напросто даже не знают, как объяснить, что их проект – это выгодная инвестиция. Многие из этих людей очень умны, и они усиленно трудились над продуктами, имеющими огромный потенциал на рынке. За эти несколько ценных минут, когда все внимание сосредоточено только на них и они должны убедить венчурных капиталистов в том, что их бизнес стоит того, чтобы рискнуть и вложить в него десятки или сотни тысяч долларов, они демонстрируют полное отсутствие умения правильно говорить.

Однажды у меня состоялся разговор с женщиной, участвовавшей в одном из первых сезонов этого телешоу. И ей не удалось заинтересовать ни одного инвестора. Она продвигала малоизвестный косметический продукт, который ранее принес ей небольшой успех на рынке. Несмотря на это, перед «акулами» она выглядела ужасно. И хотя она казалась чрезмерно увлеченной своей продукцией, она была абсолютно не готова к вопросам, которые могли возникнуть у инвесторов.

Хотя эта женщина рассказала достаточно много обо всех аспектах, которые ей нравились в собственном продукте, так же как и некоторым другим людям, попробовавшим его, она не продумала те моменты, которые обычно интересуют инвестора в первую очередь. Она мало знала о количестве продаж, размере рынка или даже об элементарной безопасности своей продукции. Она была настолько увлечена идеей того, как хорош ее продукт, что смело предположила, будто этот энтузиазм окажется заразительным и она наверняка покинет шоу с заключенным договором в руках.

Дело в том, что она совершенно не думала о возможных преградах, которые могут остановить инвестора, готового вложить сотни тысяч долларов в ее компанию. Она не рассматривала свой бизнес с чужой точки зрения. Она видела только свою правду, и в итоге это привело ее к поражению.

Если бы у этой женщины была возможность пройти тренинг перед тем, как участвовать в шоу, ее консультант взял бы на себя роль инвестора и забрасывал бы ее все новыми и новыми вопросами о вероятных проблемах, которые могут быть у ее продукта или его потенциала вернуть инвестиции. Ее могли бы научить, как говорить о своей продукции таким образом, чтобы свести к минимуму или вовсе избежать таких вопросов, а также предвидеть опасения, которые могли возникнуть у инвесторов.

Инвестор – это не потребитель. Он покупает сам бизнес, а не конечный продукт. Эти люди особо не думают о том, как восхитительно пользоваться вашей продукцией. Их больше интересует, купит ли ее кто-то. Их причины разговора с вами не те же, что у потребителя, использующего вашу продукцию. Эта неудачливая женщина совершила ошибку, пытаясь сыграть на их эмоциях, которые привели бы к импульсивной покупке только благодаря мгновенному возбуждению интереса, а опытные инвесторы так не работают.

Быть хорошим собеседником – значит говорить не только о том, что сказано, но и о том, что не было сказано. Это предвидение того, что вам могут сказать, и упоминание опасений прежде, чем они будут озвучены, в тот момент, когда потенциальный инвестор, возможно, только размышляет о них. Это правильные вопросы, позволяющие получить необходимую информацию, чтобы способ, каким вы представляете себя, привел к осознанной покупке, о которой он не будет жалеть. Если вы хотите научиться эффективнее продавать себя, уделите особое внимание главе 9 «Как продать себя».


Предприниматели не хотят приспосабливаться

Рынок не бывает статичным. Это живая, постоянно меняющаяся экосистема. Когда Дарвин говорил о выживании наиболее приспособленных видов, он не имел в виду ни самых сильных, ни самых быстрых, ни лучших пловцов, ни лучших по любому другому аналогичному признаку. Он имел в виду тех, кто лучше всех приспосабливается к быстрым изменениям окружающей среды. Рыночные условия никогда не остаются одинаковыми на протяжении длительного времени, как и потребности покупателей.

Ценности людей меняются благодаря ежедневным эмоциям, влиянию воспитания, социальным тенденциям, технологическим стандартам и многому другому. Так как условия постоянно изменяются, вам также необходимо меняться вместе с ними, чтобы быть уверенным, что вы всегда соответствуете требованиям рынка. Успешный бизнес – это бизнес, который подстраивается под изменчивую концепцию счастья своей целевой аудитории.

До определенной степени можно влиять на желания людей, но вы никогда не станете определяющим фактором в их жизни. Ситуация будет меняться, и вы никак не сможете повлиять на это. Даже самые крупные мировые компании, такие как Coca-Cola, McDonald’s или Microsoft, являются объектами прихотей самых капризных покупателей. Большинство людей, которые с самого начала были их основными потребителями, со временем поменяли свое покупательское поведение. Вы не можете заставить людей покупать то, что вы продаете, только потому, что вам кажется это сногсшибательным. Успех к вашему бренду приходит благодаря участию в непрекращающемся диалоге, а не из-за одностороннего указа.

Единственной константой в человеческом поведении является принцип поиска счастья, но субъективные определения счастья всегда будут меняться. Возникает «соответствие продукта рынку», когда то, что вы продаете, полностью совпадает с тем, что люди хотят купить. Вы не можете позволить своим гордости и упрямству запереть вас в устаревшей идее или методе создания ценности в мире. Но не стоит и полностью отказываться от своих личных желаний как предпринимателя. Всегда есть способ объединить ваши увлечения и таланты с желаниями других.

В главе 5 «Определение своих главных ценностей» вы научитесь находить источник своих предпринимательских стремлений, чтобы начать формировать из них то, что будет так же привлекательно для рынка, как и для вас. Существует очень много историй о якобы успешных бизнесменах, чувствующих себя в ловушке, управляя компаниями, которые служат только для зарабатывания капитала. У них нет внутреннего интереса к тому, что они производят. Нет ни личного, ни духовного удовлетворения своими действиями или влиянием, которое они оказывают на мир. Вполне возможно зарабатывать деньги, делая при этом то, что приносит вам наибольшее удовлетворение, но только если вы научитесь видеть свою ценность для рынка.

Отталкивайтесь от того, что уже сделало вашу компанию успешной. Если вы начинающий предприниматель, можете ли вы точно предсказать реакцию других людей на вашу идею? Можете ли вы точно сказать, что им понравится и почему они захотят сделать выбор в вашу пользу среди других имеющихся вариантов на рынке? Решает ли это проблему, достаточно большую, чтоб ее стоило решать? Вы будете удивлены, когда узнаете, что с помощью лишь нескольких поправок в вашей прежней идее совершенно несложно создать то, что будет чрезвычайно соблазнительным для определенной группы людей.

В следующей главе мы перенесем акцент на вашу аудиторию, чтобы попытаться определить причины, которые могут помешать людям заметить по-настоящему уникальные и ценные аспекты вашего бизнеса. Вы поймете, что недостаточно просто быть великолепным. Остальная часть мира должна видеть, насколько вы великолепны, а это значит, что только вы ответственны за донесение этого послания. Настало время поделиться своей ценностью с остальным миром.


Глава 4

Почему другие не видят вашей ценности

Как только вы начнете процесс создания нового образа вашего бренда, будет очень легко наткнуться на подводные камни или попасть в ловушки, подстерегающие вас на пути, которые могут остановить вас или увести в неверном направлении. Научитесь распознавать их в самом начале, чтобы иметь возможность преодолеть их или вовсе избежать. Вы увидите примеры появления этих препятствий в практических примерах, перечисленных в разделе IV, но по мере прочтения книги старайтесь переносить все на свою ситуацию, чтобы понять, где эти ловушки уже подстерегли вас.

Даже если вы преодолели преграды, которые не дают многим предпринимателям понять свою собственную ценность, впереди вас ждет новая битва, цель которой – заставить других увидеть в вас то, что вы уже видите. Мы уделяем себе особое внимание, какое уделит нам далеко не каждый. Это частично вызвано тем фактом, что мы проводим больше времени в своей собственной компании, чем в какой-либо другой, и, следовательно, обладаем инсайдерскими знаниями. Причина также заключается в свойстве человеческого эго выделять как особенно важное наше собственное чувство индивидуальности, что является ценным механизмом выживания, созданным, чтобы помогать нам.

Эта глава поможет вам взглянуть на себя глазами остальной части мира или, если быть более точным, глазами людей, которые соответствуют критериям вашей целевой аудитории. Если вам когда-либо было интересно, почему так сложно «достучаться» до других людей, в то время как вы уже предприняли бесчисленное множество попыток представить им свои новейшие продукты, эта глава поможет понять, чего вам не хватает.

Это не так просто, как запомнить правильный пиар-ход или, в идеале, изучить определенную маркетинговую платформу. Важно отойти от своего пути достаточно далеко, чтобы взглянуть на вещи чужими глазами и подстроить свои слова и действия под ожидания и методы интерпретации реальности, которые уже заложены внутри всех нас.

Если это звучит устрашающе, не переживайте. Все намного проще, чем кажется, и это не что-то, что вам нужно будет научиться делать для каждого отдельно взятого человека на планете. Но это действительно будет весьма сложным заданием. Вам необходимо лишь научиться определять внутренние системы оценивания людей, с которыми вы будете работать напрямую как с частью вашего процесса продаж. Их поведение впоследствии может быть экстраполировано на других людей, которые будут только косвенно задействованы в вашем далекоидущем маркетинге.

Так что, помня об этом, давайте перейдем к самым распространенным причинам, почему люди, к которым вы обращаетесь, зачастую не могут увидеть ценности, предназначенной для них. Эти новые знания сформируют фундамент для необходимых шагов к эффективному общению со своей аудиторией. Они защитят вас от неверных шагов, исходящих из ложных убеждений о том, что необходимо вашей аудитории.


Предприниматели дают несбыточные обещания относительно своего продукта

Всем на Земле хотелось бы верить, что они особенные, что довольно досадно, так как никто не посмотрит на вас так, как вы сами смотрите на себя. Все мы склонны поддерживать именно свою точку зрения, и это распространяется и на наши идеи, и на имущество, и на отношения. Каждый человек неосознанно считает, что его ребенок самый милый, его супруг самый привлекательный, а его жизнь самая необыкновенная или наиболее достойная обсуждения.

Когда у вас появляется идея для компании или продукта, вы автоматически даете ей лишний кредит доверия только потому, что именно вы придумали это. Вы будете думать, что ваша идея лучше, чем другие с такими же характеристиками. А другие люди не будут расценивать ее так же, как вы, если вы не приложите для этого значительных маркетинговых усилий. Вы должны следить за тем, чтобы не стать заложником собственных творений. Будьте внимательны к влиянию своего эго на ваши суждения. Всегда старайтесь смотреть на вещи глазами незаинтересованного индивидуума.

Каждый хочет верить, что его продукт – лучший в мире, и эта степень уверенности, конечно же, играет свою роль в вашем успехе в качестве предпринимателя. Впрочем, хотя жизненно необходимо обладать подлинной страстью и энтузиазмом к своему делу, все получается довольно карикатурно, если только вы не обращаетесь к очень специфической аудитории, которая полностью разделяет ваши взгляды. Для большинства же людей ваши громкие заявления и восторг будут попросту непонятны. Вопреки распространенному убеждению, вы моментально отвернете от себя большую категорию привередливых покупателей, если заявите, что ваш продукт – это лучшая вещь в мире.

Это вид несбыточных обещаний, и это полностью противоположно тому, что вам необходимо делать. Существует очень важное различие между убеждением человека достичь решения, что он готов купить ваш продукт согласно своему внутреннему процессу совершения покупки, и созданием эмоционального скачка, который сразу затуманивает все рациональные рассуждения. Эмоциональные всплески очень быстро проходят, в то время как осознанные решения остаются с человеком надолго.

Даже если вам удастся убедить кого-либо достать свою кредитную карту или передать вам наличные деньги, вскоре этот покупатель может понять, что ему не нужно то, что вы ему продали. Это на самом деле не решает его проблему. Он просто был очень сильно увлечен моментом благодаря вашим грандиозным обещаниям того, на что способен ваш продукт. Вы фактически эмоционально его запугали и заставили принять решение, которое было не в его интересах, а вы потерпели крах как поставщик ценности.

Предприниматели дают несбыточные обещания, потому что не осознают своей собственной ценности или не доносят ее нужным людям. Ирония заключается в том, что если бы ваш продукт на самом деле являлся тем, что вы о нем думаете, вам бы не пришлось прибегать к преувеличению. Возможно, вы просто ориентируетесь на устаревшую парадигму питчинга, который заставляет из кожи вон лезть в попытке совершить продажу. Либо вы копируете тактику других людей, наблюдая за их действиями в определенных сферах, где успех действительно возможен, таких как информационная реклама. Или, что еще хуже, вы идете по следам неудачников и откровенных мошенников.

Избегание подобных запугивающих тактик продаж, которые, по сути, принуждают людей покупать вещи, которые им не нужны, может стать основной частью образа вашей компании. В мире, где всем надоело, что их попросту используют те, к кому они обращаются за помощью, у вас есть возможность выделиться как одному из немногих, кто стремится на самом деле помочь. Представив свой бренд таким образом, вы почувствуете себя гораздо более уверенным в том, что вы продвигаете, а также упрочите свое положение в мыслях ваших клиентов, которые будут возвращаться к вам снова и снова и станут рассказывать о вас другим.

Не поймите меня неправильно и не думайте, что вы не должны быть полны энтузиазма и активности по отношению к своему бизнесу, особенно если это часть вашего характера. Если это так, вам необходимо перенести эту черту и на образ своего бренда. Если это находит отклик у вашей аудитории, то вы просто обязаны составить послание, которое поможет им понять, как именно они смогут улучшить свою жизнь с вашей помощью. Существует большая разница между естественным образом бренда и тем, кто пытается убедить самого себя, что его идея более ценная, чем есть на самом деле. Его напускная уверенность и необузданный оптимизм существуют только для успокоения назойливых сомнений, которые преследуют его.


Предпринимателям не хватает рыночного сопереживания

Чтобы избежать личной предвзятости, убедитесь, что акцент на вашем продукте делаете не только вы. Все должно сводиться к тому, что необходимо вашей аудитории. Так как не существует двух людей с одинаковыми рыночными оценками, ваше идеальное решение никогда не станет чьим-то еще идеальным решением. И это нормально. Придерживаясь рыночного сопереживания, вы обретете умение смотреть на вещи чужими глазами.

Иногда это не сложнее вопроса о том, что нужно другим людям, хотя заявленные желания рынка не всегда совпадают с его реальными действиями. Это лучший подход в случае, если вы более интеллектуальны, чем эмоциональны и вам недостает интуиции, чтобы определить ответную реакцию людей. Поговорите с ними. Мысленно поставьте себя на их место, чтобы реалистично предсказать их действия. Подобные мыслительные эксперименты могут завести вас очень далеко, но они должны быть подкреплены реальными фактами.

Причина, почему мы не можем преуспеть в этом, заключается в том, что мы провели всю свою жизнь, никогда не думая подобным образом. Большинство из нас не привыкли рассматривать свои действия с точки зрения рынка или определенной группы людей. В этом смысле предпринимательство является одним из лучших учителей настоящего сопереживания.

Давайте на секунду вернемся на необитаемый остров, с которого началась эта книга… Хороший охотник должен знать свою добычу. Охотник, приспособившийся к своему окружению, знает, где можно найти диких кабанов, где и когда они спят, едят и т. д. Благодаря этим знаниям он может выработать стратегию выживания. Вам даже не нужно иметь опыт охоты, чтобы достичь этого состояния. Вам просто необходимо быть вдумчивым и наблюдательным человеком с желанием прокормить себя.

Если же вы прожили всю свою жизнь, ожидая, когда вам принесут готовую еду, то вы и не пытались решить эту проблему. Вам никогда не приходилось задумываться о том, откуда вы получите очередную порцию или каким способом ее лучше всего получить. Вы принимаете существование пищи в вашей жизни как должное, и ничего не изменится до тех пор, пока вы не почувствуете достаточный дискомфорт, чтобы изменить ваш текущий образ жизни.

Теперь представьте, к скольким аспектам предпринимательства подходит эта метафора, при условии, что вы всю свою жизнь провели как штатный сотрудник. Вокруг вас построена экосистема, созданная специально для того, чтобы максимально облегчить вам выполнение ваших должностных обязанностей. У вас нет необходимости изучать модели поведения или оптимизировать систему для своего благополучия. Вы всего лишь шестеренка в корпоративной машине, и все задачи, с которыми вы сталкиваетесь на протяжении рабочего дня, были намеренно минимизированы и упрощены. Ваша жизнь проста, потому что кто-то наверху взял на себя ответственность изучить систему вместо вас.

Если вы стремитесь стать более сочувствующим и начать смотреть на вещи с точки зрения других людей, вы должны объединить интеллект с интуицией. Если вы обсуждаете продажи с кем-либо, вы можете открыться достаточно для того, чтобы прочитать их эмоции и дать правильные ответы на их вопросы. Однако невозможно войти в такое открытое эмоциональное состояние с тысячами или миллионами незнакомцев по всему миру и интуитивно ответить на их чувства. Именно здесь в игру вступает критический анализ.

Лично я ничего не знаю о спорте. Я никогда за всю свою жизнь специально не смотрел ни одного спортивного матча. Однако когда я говорю с кем-то, кто сильно увлечен Суперкубком или очередным крупным бейсбольным или футбольным матчем, я все равно могу понять, почему им это интересно и почему им так важно посмотреть этот матч вместе с друзьями. Я могу это сделать, даже если я не разделяю их эмоции. Пока я могу на интеллектуальном уровне понимать, почему они испытывают такие эмоции к какому-либо занятию, я могу продать им что-то как спортивным фанатам, потому что буду говорить с ними на одном языке.

Люди должны понимать, что рыночное сопереживание – это особый навык. Большинству из нас плохо удается смотреть на вещи и чувствовать их с точки зрения другого человека, но этот навык можно развить с помощью практики и настойчивости до той степени, чтобы он всегда помогал вам достичь успеха с вашими покупателями. Это очень динамичный процесс, и именно поэтому адаптируемость настолько важна.

Большинство людей необходимо обучать, как говорить с определенными клиентами, чтобы заключить сделку, решить проблему, поднять им настроение настолько, чтобы избежать возмещения убытков или же негативного отзыва. Это обучение включает в себя эмоциональную навигацию среди потенциально изменчивых ситуаций и считывание эмоций обеих сторон, вовлеченных в конфликт, с целью достижения наибольшего мира. Чтобы увидеть вещи с чужой точки зрения и найти решение, которое позволит всем покинуть поле боя как можно более удовлетворенными, требуется огромное количество сопереживания.

Общество устроено так, что людям нет нужды смотреть на вещи чужими глазами, если только им не приходится регулярно выполнять работу, требующую сочувствия и внимания к другим людям. Данную концепцию понимают хорошие учителя, медсестры и все, чья работа связана с межличностными отношениями. Причина, почему великие актеры зарабатывают так много, заключается в том факте, что им удается добиться от зрителя, абсолютно незнакомого им, моментального сопереживания, передавая свои эмоции тщательно продуманным образом через свою игру. Именно поэтому, если актерская игра хороша, а роль удачно прописана, мы действительно переживаем за судьбу выдуманного персонажа фильма.

Успешный политик или лидер знает, как подчинить себе свою аудиторию и заставить ее беспокоиться о своем будущем – или злиться на настоящее. Эти эмоциональные крайности становятся основой инициирования нового действия, что бы в итоге ни случилось. Когда вы поймете это, вы научитесь принимать ответственность за возможность влиять на мотивацию других людей. Этичный бизнесмен не злоупотребляет своей властью, пытаясь найти способ убедить других людей чувствовать или делать вещи, которых они на самом деле не хотят. Он только помогает им лучше понять свой выбор и предоставляет смелость принять информированное решение.


Предприниматели говорят своей аудитории, вместо того чтобы говорить с ней.

Лучшим в мире подходом к продажам является диалог. Если позволить людям говорить достаточно долго, они расскажут вам все, что вам необходимо знать, чтобы предоставить им нужный товар или услугу. Все это потому, что люди любят говорить о двух вещах:

Что приносит им счастье.

Что делает их несчастными.

Обычно они не говорят слишком прямо и не признают этого, но если вы хороший слушатель, то сможете понять это с помощью контекстных подсказок. Неважно, рассказывают они об истории своей жизни, о занятиях на выходных или о своих интересах, вы всегда сможете заметить, что вызывает у них наиболее сильные эмоции. Затем вы сможете разговаривать с ними так, чтобы показать, как ваше предложение отдалит их от того, что они не любят, и приблизит к тому, что им нравится. Это и есть основа вашего ценностного предложения.

Большинству людей это не удается только потому, что они начинают прямо с порога, отчаянно пытаясь рассказать своей аудитории о как можно большем количестве обычных ценностных предложений в надежде, что хотя бы один или два человека купят у них что-нибудь. Именно это сделала женщина в телешоу Shark Tank, о которой я рассказывал в предыдущей главе, и она расплатилась за это сполна.

Конец ознакомительного фрагмента.