Вы здесь

Революционная синяя диета. Перепрошивка подсознания. Синяя диета ( Коллектив авторов, 2014)

© ООО «Издательство АСТ»

Синяя диета

«Нужно понимать, что у человека есть выработанные защитные механизмы, реагирующие на определенные слова. Но против цвета человек беззащитен, потому что он не осознает, что подвержен его влиянию».

Директор Американского института исследования цвета Бонни Лоу

Мир сквозь синие очки – «Почему японцы не толстеют»

Цвет стимулирует наши чувства и мысли

Хорошо, когда революции свершаются не только в Петрограде, Пекине или Киеве. И хорошо, что они бывают не только бархатными и жасминовыми, или розовыми и оранжевыми.

Есть революции, которые совершаются в самом уютном месте – на кухне! И носят они самый положительный характер, потому что берегут наше здоровье, а, значит, и жизни.

Затеяли новую революцию японцы. А нации долгожителей можно доверять.

Они придумали необычный способ похудения.

Нет-нет! Не закрывайте на этой фразе книжку! Знаем, вы сразу подумали, что мы вас начнем уговаривать попробовать чудодейственные средства – новые лекарства, биологически активные добавки, пластыри, пояса, упражнения. В общем, то, что вы уже не раз пробовали и это не помогало.

Нет! Ученые Японии создали специальные противоаппетитные очки, в ношении которых, собственно, и заключается смысл новейшей диеты. Новинка была представлена на очередной выставке высокотехнологичных продуктов Digital Content Expo, прошедшей в Токио.

– Мы с коллегами изобрели диетические очки Blue Shade с синими стеклами, которыми могут пользоваться все желающие сбросить лишние килограммы, – сообщил на пресс-конференции разработчик ноу-хау профессор Мичитака Хиросэ (Michitaka Hirose) из Токийского университета.

Стоит их водрузить на нос, как тарелка с едой на столе кажется невкусной из-за цвета и вырастает в объеме в два раза. То есть обычная порция на блюдечке кажется горой несъедобной снеди. Размер же остальных предметов остается без изменений. Например, руки, подносящие еду ко рту, остаются прежними. Или тарелка, на корой еда лежит.

Визуальный обман создается при помощи встроенного в очки экрана. Изображение на него выводится с видеокамеры, которая снимает реальность, но при этом увеличивает размеры поедаемой порции. В итоге любитель плотно подкрепиться неминуемо насыщается меньшим количеством яств.

– Но самое главное – не объем, а цвет! – уверяет доктор Хиросэ. – Самым неаппетитным цветом признан синий. Поэтому людям, желающим сбросить излишние килограммы или хотя бы стабилизировать вес на приемлемом уровне, мы предлагаем всегда надевать синие очки во время приема пищи.

По словам доктора Хиросэ, синий цвет делает еду непривлекательной и даже отталкивающей. Проникая сквозь синие стекла очков, цветовые волны воздействуют прямо на нейроны, что и вызовет соответствующую реакцию организма. Это позволяет обмануть мозг человека, потому что ему кажется, что он съел гораздо больше, чем на самом деле.

Таким образом, хитрые очки успокаивают ответственные за аппетит центры головного мозга и закрепляют диетический результат. Устройство уже прошло клинические испытания и доказало свою эффективность.

Единственный минус новшества: со временем мозг человека адаптируется к измененным размерам и цвету продуктов и ему уже не кажется, что съедено слишком много. Тогда человек может снова начать накладывать себе большие порции. Но этот «дефект» ученые обещают скоро устранить. Кроме того, сейчас коллектив изобретателей под руководством профессора Хиросэ работает над усовершенствованием внешнего вида изобретения, чтобы сделать очки более компактными и привлекательными.

Стоят чудо-очки всего-то около 20 долларов, но продаются только в Японии.

Но наше издательство решило сделать своим читателям подарок и выпустить вместе с этой книжкой чудо-очки с синими стеклами.

А в книге мы расскажем, как и почему цвет перепрограммирует наш мозг.

Быть худой и стройной – это счастье!

Как на нас влияет цвет – «Он мощнее, чем слова»

Я красива. Моя фигура великолепна. Я люблю себя.

Ученые утверждают: цвет необыкновенно мощно влияет на человека. Мощнее, чем слова! Это доказали результаты последних научных экспериментов, проведенных в Американском институте исследования цвета (Color Research Institute of America), что находится в Чикаго.

Во время опытов специалисты изучали автоматические реакции человека на цвет: движения глаз, мозговую активность и пульс. И выяснилось, что разнообразие красок вызывает у людей незамедлительную и сильнейшую реакцию. Почему? Оказалось, что они – цвета – действуют на наше подсознание. И в итоге поднимают или портят настроение, повышают или понижают работоспособность, обостряют или притупляют внимание. Более того, цвет влияет на кровяное давление и остроту слуха.

Также оказалось, что чувства, вызванные цветом, спорят и с весами, и с термометром, и даже с электрокардиограммой. Например, 85 процентов опрашиваемых заявили, что темный цвет ассоциируется у них с тяжестью, а светлый – с чем-то легким и воздушным. Тогда исследователи предложили рабочим одного возраста и одной комплекции занести на руках шкаф с первого этажа на пятый. Но первой паре грузчиков дали нести тяжеленный шкаф желтого цвета. А другой – ящик такого же веса, но коричневый. Когда мебель была занесена в квартиру, испытуемых спросили, какой шкаф им пришлось нести с большим трудом. И действительно, «светлая» тяжесть казалась рабочим более легкой, чем «темная».

А какое освещение в комнате вам кажется более комфортным? Конечно, скажете вы, любое пространство, освещенное лампой под красным или оранжевым абажуром, кажется более теплым, чем то, что освещено синим или зеленым светом. И действительно, наблюдения показали: люди, работающие в сине-зеленых помещениях, чувствовали холод и даже становились жертвами психосоматических простуд, то есть простужались не от сквозняков, а как будто бы от цвета. Но этот недуг тотчас пропадал, если работников пересаживали в комнаты с оранжевыми обоями и стульями, покрытыми оранжевыми чехлами.

Воздействие цвета на человека сильнее даже убеждений и табу! Исследователи поставили несколько урн на окрашенные белым круги и квадраты. И кадры со скрытых видеокамер продемонстрировали: все прохожие старались так аккуратно бросить окурок или любой другой мусор в урну, чтобы тот не попал на белое – «чистое».

Кроме того, психологи уверяют, что оператор точнее считывает показания приборов, когда пульт окрашен краской теплого тона. Мольба о милосердии, отправленная в светлом зеленовато-голубом конверте, вызывает гуманный отклик скорее, чем посланная в белом конверте. А телефонный звонок в белой будке кажется громче, чем тот же звонок в фиолетовой.

Выходит, что радужные краски и их оттенки действительно «взламывают» наш мозг?

– Цвет, вне всякого сомнения, один из самых эффективных инструментов воздействия на наши чувства, – убеждает Хенрик Фексеус (Henrik Fexeus), один из самых известных в Швеции специалистов по невербальной коммуникации, автор книг и лекций, посвященных языку тела и психологическому манипулированию. – Наше сознание в состоянии фильтровать слова и картинки, но не цвета! Каким бы ни было содержание сообщения или тема картинки, они скажут нам намного меньше, чем цвета, в них задействованные.

Это заявление было подтверждено еще в 1960-х годах исследованиями ученика знаменитого Фрейда, директора Американского института по изучению мотивации поведения, психотерапевта Эрнста Дихтера (1907–1991). Он, занимаясь психологией потребления, уже тогда нащупал причины, которые толкают нас на те или иные поступки. Вот его заявления:


● Цвет создает настроение.

● Цвет активирует.

● Цвет стимулирует наши чувства и мысли.

● Цвет делает сообщение законченным, полным.

● Цвет люди начинают различать раньше, чем формы.

● Цвет несет информацию сам по себе, тогда как слова зависят от контекста. Цвету не нужен перевод – он понятен всем и сразу.

● Цвет создает постоянство.

Влияние цвета на поведение человека всегда вызывало интерес ученых. Ведь часть мозга, отвечающая за восприятие цвета, расположена отдельно от участков, занятых распознаванием вербальной информации, – вот почему нам так сложно подобрать слова, когда мы обсуждаем цвет.

– Цвет это не только цвет, это целый комплекс мыслей, чувств и ощущений, а также ассоциаций, которые меняются со сменой нюанса, – пояснял доктор Дихтер. – Но даже осознание этого изменения нам трудно описать словами. Когда мы видим несколько цветов рядом, то реагируем на них по-другому, чем если бы мы наблюдали только один цвет. Человеческое восприятие цвета куда сложнее, чем кажется.

Обжорство – это жуткая зависимость от еды!

Как цвет действует на мозг. «Продукт ума»

Из-за того, что я толстая, я проигрываю все самое ценное в жизни: здоровье, самоуважение, уверенность, смелость, энергию, благосостояние, душевное спокойствие, счастье, свободу.

Физики уверяют: как такового цвета в природе не существует. Он – лишь продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаз в виде световой волны.

– Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения, – объясняет доктор медицинских наук, психотерапевт Анатолий Григорьев. – Цветоощущения оказывают сильное влияние на психику и организм человека. Это влияние основано на том, что поступающая от колбочек цветовая информация направляется не только в зрительный центр, но и частично в другие области головного мозга. Там в управляющих центрах выработки гормонов, жизненных процессов и формирования сознания основные цвета – красный, желтый, синий – оказывают самые разнообразные воздействия.

Кстати, восприятие цвета доступно не всем животным на Земле. Полное цветное зрение есть у птиц и приматов. Остальные в лучшем случае различают некоторые оттенки, в основном красный.

Появление цветного зрения связано с образом питания. Считается, что у приматов оно появилось в процессе поиска съедобных листьев и зрелых плодов. В дальнейшей эволюции цвет, как носитель информации, в жизни человека стал играть огромную роль. Он стал помогать человеку определять опасность, запоминать местность, различать растения, определять по цвету облаков надвигающуюся погоду.

В древних цивилизациях – Египте, Китае и Индии – цветом пробовали лечить многие заболевания. И во многих случаях успешно. Уже тогда существовали специальные помещения с цветными стеклами, витражами, позволяющими преломлять солнечные лучи в различные цвета. А средневековый ученый, философ и врач Авиценна прописывал своим пациентам воздействие определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. И, судя по его сотням медицинских трактатов, которыми пользуются даже современные врачи, все это работало!

– И в наше время цветотерапия стала весьма популярным методом оздоровления, – говорит доктор Григорьев. – Ведь с ее помощью можно скорректировать расстройства и души, и тела.

Действие цветотерапии основано на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Проникая в наш организм, элементарные цветовые частицы – фотоны – вызывают определенные биохимические реакции в тканях, стимулируют важные железы, порождают гормоны, регулируют обмен веществ. Как это происходит? По словам ученого, цветовая волна попадает на активные рецепторные зоны радужки глаза, затем поступает в мозг и проникает во все физиологические структуры.

Важным шагом в развитии цветотерапии стали труды американских ученых Баббита и Плизантона, в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, доктор Баббит рекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым – нервные расстройства, а желтым пользоваться в качестве слабительного средства.

– Известный русский физиолог профессор Сергей Кравков провел множество экспериментов, посвященных связи цветового зрения с различными органами, – вспоминает Григорьев. – И установил, что существует взаимосвязь между восприятием цвета радужкой глаза и отделом мозга – гипоталамусом, который играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма.

Медицинские архивы свидетельствуют: профессор Самсон Глойзман исследовал реакции, помещая испытуемого в лучи разного цвета. При красном освещении у добровольца повышалось давление и учащался пульс. А после трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдавший так называемым «молчаливым психозом», повеселел, стал улыбаться и даже попросил покушать. Зеленое и голубое облучение приводило к понижению давления и снижению частоты сердечных сокращений – все показатели сходили на оптимальный физиологический уровень.

Многочисленные опыты (все зафиксировано в архивах РАМН) показали: от высокой температуры и при острых заболеваниях помогают холодные цвета – синий и фиолетовый. С недугом, вызванным переохлаждением тела, борются теплые цвета: желтый, оранжевый, красный.

– А еще красный и желтый лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей, – рассказывает доктор Григорьев. – У них, как правило, улучшается качество крови: увеличивается количество красных кровяных телец, младенцы быстрее прибавляют в весе. А взрослея, дети становятся более активными, и у них улучшается настроение.

По словам доктора, помимо терапевтических действий цвет играет большую роль и в культуре.

– Информация о предметах или явлениях, окрашенных в определенный цвет, объединилась у гуманитариев в образ, который сделал из цвета символ, – поясняет Григорьев. – Этот символ меняет свое значение от ситуации, но всегда понятен. Он может быть не осознан, но принят подсознанием. Пример: красный в «сердечке» – символ любви. Красный цвет светофора – предупреждение об опасности. Или вот пример лингвистического понимания цвета: «Надел я черный цвет, / В душе надежды нет, / Постыл мне белый свет».

Я чувствую себя здоровой и бодрой.

Опыты Юнга и Ньютона. «Белый – совсем не белый»

Кусок торта не возвратит меня к состоянию покоя, порядка и уверенности. Это иллюзия!

Как же появляется цвет? (Эта небольшая главка для тех, кто любит физику. И кто хочет более глубоко понять природу цвета. Менее любознательным эту главку можно пропустить. – Ред.)

– До начала XIX века преобладали представления о корпускулярной природе света, – объясняет доктор физико-математических наук Олег Пименов. – Свет считали состоящим из отдельных частиц – корпускул. Хотя явления дифракции и интерференции света наблюдал еще Ньютон («кольца Ньютона»), общепринятая точка зрения оставалась корпускулярной.

Рассматривая волны на поверхности воды от двух брошенных камней, можно заметить, как, накладываясь друг на друга, волны могут интерферировать, то есть взаимогасить либо взаимоусиливать друг друга. Основываясь на этом, английский физик и врач Томас Юнг проделал в 1801 году опыты с лучом света, который проходил через два отверстия в непрозрачном экране, образуя, таким образом, два независимых источника света, аналогичных двум брошенным в воду камням. В результате он наблюдал интерференционную картину, состоящую из чередующихся темных и белых полос, которая не могла бы образоваться, если бы свет состоял из корпускул. Темные полосы соответствовали зонам, где световые волны от двух щелей гасят друг друга. Светлые полосы возникали там, где световые волны взаимоусиливались. Таким образом была доказана волновая природа света.

– Волны имеют не только длину, но и частоту колебаний, – объясняет доктор Пименов. – Эти величины взаимосвязаны, поэтому задать определенную волну можно либо длиной, либо частотой колебаний.

Получив непрерывный спектр, еще великий английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы. И в результате получил 7 явно различимых цветов спектра. По сути – «расщепил» радугу. И тем самым доказал:

1. Белый цвет состоит из всех цветов.

2. Для цветовых волн действует принцип сложения.

3. Отсутствие света ведет к отсутствию цвета.

4. Черный – это полное отсутствие цвета.

В ходе экспериментов было выяснено, что сами предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают часть световых волн, а часть поглощают, в зависимости от своих физических свойств. Отраженные световые волны и будут цветом предмета.

Например, если на синюю кружку посветить светом, пропущенным через красный фильтр, то мы увидим, что кружка черная, потому что синие волны блокируются красным фильтром, а кружка может отражать только синие волны.

Получается, что ценность краски в ее физических свойствах. Но если вы решите смешать синий, желтый и красный (потому что остальные цвета можно получить из комбинации основных цветов), то получите не белый цвет (как если бы вы смешали волны), а неопределенно темный цвет, так как в данном случае действует принцип вычитания.

Принцип вычитания говорит: любое смешивание ведет к отражению волны с меньшей длиной.

Если смешать желтый и красный, то получится оранжевый, длина волны которого меньше длины волны красного. При смешивании красного, желтого и синего получается неопределенно темный цвет – отражение, стремящееся к минимальной воспринимаемой волне.

Этим свойством объясняется «маркость» белого цвета. Белый цвет – отражение всех цветовых волн, нанесение любого вещества ведет к уменьшению отражения, и цвет становится не чисто белым.

У черного же цвета все наоборот. Чтобы выделиться на нем, нужно повысить длину волны и количество отражений, а смешивание ведет на понижение волны.

Как узнать, какой цвет нам нравится и где сидит фазан

Я ощущаю себя сытой.

Можно самостоятельно выяснить, как вы реагируете на изменения цвета. Например, мысленно переместитесь в комнату с разными окрасками стен. И представляйте вашу реакцию на эти цвета. И вы поймете, что каждый цвет на вас по-разному влияет и вызывает разные чувства и мысли. Или представьте – как вы отреагируете на мужчин в голубом и красном пиджаках (если вы женщина)? Или – на женщин в желтом или фиолетовом платьях (если вы мужчина)? Многие сразу ответят, что красный – цвет страсти, поэтому будет притягивать ваш взгляд и вызывать чувственные реакции, а голубой – располагать для душевного разговора. «Желтая» женщина многих может привлечь, а «фиолетовая» – оттолкнуть.

То, что я ем ради удовольствия или снятия напряженности, – это заблуждение.

Кроме того, последние опыты показали, что цвет влияет на аппетит! К этому выводу ученые из Токийского университета пришли после интересного опыта. Они накрыли шикарный стол, который украшали блюда из самых свежих продуктов, и пригласили гостей. Но перед тем как рассадить приглашенных, они направили на стол свет, прошедший через специальные фильтры. В итоге блюда оказались под измененным освещением. Мясо стало выглядеть серым, салат – фиолетовым, зеленый горошек – черным, молоко – фиолетово-красным, яичный желток – коричневым. Люди, которых пригласили к этому столу, тотчас теряли аппетит и даже не хотели попробовать странно окрашенную пищу. А тому, кто из любопытства все-таки что-то съел, становилось дурно.

Неужели цвет еды так влияет на аппетит? Для того что бы окончательно в этом удостовериться, эксперты поставили еще один гастрономический эксперимент. Разрезали один апельсин пополам и половинки раздали двум добровольцам. Первого из них попросили съесть апельсин в темноте, а другого – на свету. В итоге первый испытуемый пожаловался на то, что фрукт был неароматным и даже горчил. Второй же съел вкусные дольки с большим аппетитом.

Другие опыты, проведенные в Американском институте исследования цвета, показали, что красный, оранжевый и желтый повышают аппетит, а синий, наоборот, его заметно снижает.

– Если вы попытаетесь умом понять, каково ваше восприятие тех или иных цветов, какие мысли и чувства приходят вам в голову, как реагирует ваше тело, тогда воздействие цветовой гаммы станет понятнее, – объясняет психолог Григорьев. – Ведь каждый цвет обладает энергией, которая способна не только вызвать соответствующее настроение, эмоции, но также воздействует и на «свои» внутренние органы. Поэтому любой человек, знакомый с энергетикой цвета, может использовать ее во многих жизненных ситуациях.

Вспомним, что цветов семь – это радуга. И чтобы их запомнить, психологи даже придумали фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Так, психологи выяснили, что…

…Энергия красного цвета («К» – «КАЖДЫЙ») повышает внутренний тонус организма, помогает поддерживать жизнь в теле, возбуждает. В народной медицине он использовался очень широко. Даже болеющих, слабых младенцев заворачивали в красные пеленки, а взрослые при некоторых заболеваниях носили повязки из красной шерстяной ткани.

Если вы ощущаете, что вам недостает оптимизма и уверенности в себе, попробуйте «поправить здоровье» красным цветом. Для этого подойдет любая мелочь, которая часто попадает в ваше поле зрения. Даже красная пуговица, если ее положить на самое видное место.

– Красный – очень эмоционально напряженный и энергичный цвет, увеличивающий частоту дыхания и повышающий кровяное давление, – объясняет диетолог Наталья Чигаркина. – Его влияние двойственно: с одной стороны, он возбуждает аппетит сильнее остальных цветов; с другой – слишком сильно раздражает человеческую психику, оказывая подавляющее действие. Большинство людей чувствует себя некомфортно, пребывая длительное время в интерьере, где доминируют алые, пурпурные и особенно бордовые тона. Поэтому красный цвет преимущественно используется в кафе, где люди наскоро перекусывают, после чего освобождают столик.

…Оранжевый («О» – «ОХОТНИК») подходит тем, кто тяжело воспринимает новые идеи, частенько впадает в депрессивные состояния, настроен пессимистически, не находит выхода в создавшемся положении. Именно этот цвет поможет ощутить себя довольно свободным, чтобы преодолеть барьеры, которые чаще всего являются лишь плодом собственной фантазии. И еще согреет.

– Оттенки оранжевого и желтого цветов считаются самыми «аппетитными», – продолжает диетолог Наталья Чигаркина. – Ряд специальных исследований доказал, что именно эта цветовая гамма способствует выработке желудочного сока. В теплой подсветке продукты кажутся привлекательнее. И этот цвет увеличивает снабжение кислородом головного мозга, оказывает бодрящий эффект, стимулирует умственную деятельность.

…Желтый цвет («Ж» – «ЖЕЛАЕТ») – символ света и тепла. Он стимулирует умственные возможности человека. С физической стороны способствует выделению желчи, очищению организма. Сам по себе желтый цвет является противником отрицательных ощущений. Если вы решили, что вас недостаточно любят, не понимают, и чувствуете себя внутренне закрепощенным – смело применяйте цвет желтый.

– Желтый цвет не только стимулирует нервную и пищеварительную системы, но также способствует развитию логического мышления и внушает чувство радости и защищенности, что помогает пище лучше усваиваться, – убеждает Чигаркина.

…Зеленый цвет («З» – «ЗНАТЬ») тесно связан с процессом развития живых организмов. Его можно считать своего рода символом роста и движения. Он больше всего привычен для глаз, не раздражает, не побуждает к чрезмерной активности или, наоборот, упадку сил и довольно часто используется для оформления помещений. Уместен на стенах в солнечной комнате, так как его считают холодным. Ярко-зеленый цвет необходимо использовать в мелочах, если вы ощущаете равнодушие, неспособность вызвать чью-то любовь и подарить ее кому-либо. Зеленый цвет отвечает за развитие сердечности в человеке.

…Голубой («Г» – «ГДЕ») – цвет неба, бездонной выси, освежающей прохлады, покоя. Влияя на физическом уровне, этот цвет приводит нервы в порядок, уменьшает боль, обладает жаропонижающим эффектом. Он как нельзя кстати в спальне – постельное белье, пижама или ночная рубашка голубого цвета помогут подготовиться вам ко сну. Известный ученый Владимир Бехтерев считал, что голубой цвет успокаивает и повышает иммунитет, снимает ощущение жжения при солнечных ожогах, помогает при бессоннице. «Читайте на ночь под лампой с голубым абажуром, – говорил Бехтерев, – и будете спать, как младенец».

…Синий цвет («С» – «СИДИТ») по своим свойствам сходен с голубым, только сила воздействия его на человека гораздо сильнее. Он выступает как символ сознания, глубины, внутреннего источника жизни. Синий цвет снижает барьер проявления эмоциональности. Поэтому, если вы собираетесь на деловые переговоры, лучше всего надеть костюм синего цвета. «Синий цвет очень хорошо влияет на работоспособность», – считал Бехтерев. И советовал использовать этот цвет в обустройстве кабинетов. А диетологи убеждают: это самый недружелюбный оттенок для голодного желудка.

Я ем мало еды, и мне этого хватает.

…Фиолетовый цвет («Ф» – «ФАЗАН») оказывает сильное влияние на духовное состояние человека. Благодаря сильному его воздействию можно освободиться от глубинных страхов и научиться черпать из своего сознания созидательную силу. Фиолетовый усиливает интуицию, но его излишек способен загнать человека в меланхолию. Считается, что фиолетовый замечательно снимает напряжение, помогает найти выход из творческого кризиса и снять нервное перевозбуждение. Цвет излучает скромность и достоинство, радость и успокоение. Но в интерьерах его стоит использовать только в сочетании с теплыми «жизненными» оттенками (например, желтый и оранжевый), либо в разбавленном (светлом, сиреневом) виде.

Про другие цвета вот что говорят психологи.

Зеленый цвет является нейтральным, однако многое зависит от его оттенка. Травянистые или светло-зеленые тона ассоциируются со здоровой, полезной пищей и привлекут внимание к фруктам и овощам. Чем больше желтого в зеленом цвете, тем сильнее он будет возбуждать аппетит. И наоборот: смешанный с синим, он может приглушить чувство голода.

Продукты белого цвета большинство из нас выбирает, когда появляется желание перекусить. Наиболее очевидным примером таких продуктов являются мучные и хлебобулочные изделия.

Серый цвет не вызывает раздражения, но при этом успокаивает и приглушает беспокойство, а вместе с ним и аппетит.

Все про синий цвет. «Очаровательное ничто»

Еда не снимает скуку. Это заблуждение: скука – это лишь настроение ума.

– Синий цвет, действительно, подавляет аппетит и «охлаждающе» действует на процессы пищеварения, – соглашается врач-диетолог, кандидат медицинских наук, специалист по лечению ожирения Наталья Чигаркина. – Это свойство синего цвета широко используется в программах по снижению веса, когда, например, для уменьшения аппетита рекомендуется принимать пищу из синих тарелок.

Почему он такой «отталкивающий»? Дело в том, что синий редко встречается в натуральных продуктах, и, пожалуй, трудно назвать что-либо синей из еды, кроме баклажан, ежевики, черники, голубики и некоторых сортов слив. Замечено также, что часто люди интуитивно избегают пищевых продуктов синего цвета, так как если они испорчены или ядовиты, то часто бывают именно синего оттенка…

Пару лет назад сначала в Европе, а потом и в России в новых сортах десертов и фастфуда появились пищевые красители – фиолетовый, королевский синий и черный. Самым популярным был королевский синий цвет мороженого! Но вскоре интерес у покупателей к этим новинкам пропал, и эти продукты исчезли с прилавков. «Невкусные» на вид пищевые красители стали вызывать отвращение.

Я худею на 1 кг в неделю и становлюсь красивой.

А зеленый, коричневый, желтый, красный стимулируют выработку желудочного сока. Поэтому это самые популярные пищевые красители и популярные цвета дизайнеров. Именно эти цвета повара и рестораторы часто используют при оформлении блюд и помещений, потому что они вызывают желание человека вкусно и плотно покушать. Эти цвета также увеличивают интерес к напиткам. Именно по этой причине многие компании, выпускающие продукты питания, выбрали их своими фирменными цветами с целью привлечения покупателей к своему бренду.

– Красный цвет очень эмоционально напряженный и энергичный цвет, – объясняет диетолог Чигаркина. – Увеличивает частоту дыхания и повышает кровяное давление, а также стимулирует аппетит. Из-за этого стимулирующего эффекта его часто используют в кафе и ресторанах. Кроме того, он является отличным выбором для сервировки стола дома.

Оранжевый увеличивает снабжение кислородом головного мозга, оказывает бодрящий эффект, стимулирует умственную деятельность. И тоже вызывает аппетит. Он не только наполняет энергией, но и даже способствует усвоению кальция! Поэтому исследователи рекомендуют кормить капризных малышей из оранжевой посуды, или одевать на себя оранжевую одежду. Этот теплый, приветливый цвет заставляет людей чувствовать себя комфортно.

Желтый цвет стимулирует нервную и пищеварительную системы, способствует развитию логического мышления. Зеленый, бежевый и коричневый – успокаивающие цвета, которые тоже помогают пищеварению. Они также могут помочь вам сосредоточиться. Возможно, если вы едите овощи, вы будете чувствовать себя расслабленным. Рестораны используют зеленый, чтобы создать успокаивающую атмосферу.

Но давайте сейчас немного отвлечемся от еды, и узнаем о синем цвете массу других интересных вещей.

Синий цвет и классики

Русский художник Василий Кандинский: «Синий – типично небесный цвет. При сильном его углублении развивается элемент покоя… Синий цвет – есть цвет торжественный, сверхземной углублённости. Это следует понимать буквально: на пути к этому «сверх» лежит «земное», которого нельзя избежать. Все мучения, вопросы, противоречия земного должны быть пережиты. Никто ещё их не избежал. И тут имеется внутренняя необходимость… Познание этой необходимости есть источник «покоя». Но так как этот покой больше всего удалён от нас, то мы и в царстве цвета с трудом приближаемся внутренне к преобладанию синего… Он становится бесконечной углубленностью в состояние сосредоточенности, для которого конца нет и не может быть… в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа…»

Кандинский описывает синий цвет и как концентрическое движение: «Жёлтый движется из центра и почти приближается к человеку, а синий развивает концентрическое движение (как улитка, вползающая в свой домик) и удаляется от человека. Одновременно он чувствует, что в «синем можно утонуть».

Немецкий богослов и эстетик Карл Кестлин пишет в своей «Эстетике»: «Синий – чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью».

Немецкий поэт Иоганн Гете в параграфе 781 своего «Учения о цветах» говорил: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет. И не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой».

Страх, что я не могу справиться со стрессом, мешает мне перестать объедаться. Лучше мне выпить валерьянку.

Немецкий писатель и мыслитель Эрнст Юнгер трактует синий цвет с еще более глубоким смыслом: «Синий – это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно».

Австрийский философ Рудольф Штайнер в своей работе «Сущность цвета» пытается свести действие желтого и синего цвета к одной формуле и говорит: «Жёлтый – излучающий, синий – поглощает, втягивает лучи в себя».

Философ Фридрих Шеллинг в своей книге «Философия искусства» имеет в виду только синие символы, когда пишет: «Тишина – состояние, свойственное красоте, как покой свойственен спящему морю».

Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовые ощущения синего цвета – сладость (поэтому раньше головки сахара заворачивали в синее); чувственное восприятие – нежность, а его орган – кожа. Определенные аллергические воспаления кожи могут быть связаны с утратой нежности, любви и с нарушением семейных отношений.

Синий цвет и психология

Я стройнею с каждым днем.

– Оттенки синей краски ассоциируются у нас с безоблачным небом и бескрайними водными просторами, – напоминает дизайнер Валерий Иванов. – Несмотря на то что этот цвет относится к холодным оттенкам, все равно он привлекает к себе наше внимание. Возможно, это связано с тем, что синий – это часть окружающей нас действительности. Ведь его оттенки можно встретить практически везде, как в живой, так и в неживой природе.

Синий, как и другие цвета, имеет свою характеристику и способности действовать на человеческую психику. Восхищение, которое он может вызвать в любом человеке, тонко чувствующем влияние окружающей нас природной красоты, приводит в состояние блаженства и медитации.

Главное, что несет в себе синий цвет – это покой. Ведь нашей душе так часто его не хватает. А вот если созерцать что-то синее, то мы успокаиваемся и наслаждаемся подобным состоянием. Все прекрасно знают, что вода успокаивает. А ведь это происходит не только из-за самой субстанции воды, но и из-за того, что она имеет оттенок синего.

Кроме того, синий цвет способен вызывать ощущение благополучия. Гармония с самим собой, а также с окружающими людьми – это тоже последствия воздействия синего цвета. Желание быть верным, а также глубокомысленно рассуждать может прийти к тому человеку, который будет наслаждаться созерцанием синего.

При этом этот цвет легко понятен. Определение Гете подходит больше всего к синему – «очаровательное ничто». Однако именно эта краска жизни делает мир более мягким, она способна охлаждать контраст всего беспокоящего, яркого, давящего и утомляющего вокруг. Синий может создавать картину какой-то мирной нежности и услаждающей душу свежести.

Покой, как основная характеристика, которая присуща синему цвету, может быть более насыщенной, если обсуждать темно-синий цвет. Если его рассматривать, то может наступить вегетативное состояние. Все физиологические факторы, такие как пульс, частота дыхания, давление крови снижаются. Весь организм способен перестроиться в связи с тем, что человек созерцает синий цвет.

Человек, который любит синий цвет, обладает следующими характеристиками: честность, скромность, неуверенность, меланхоличность, сильная потребность в покое. Он любит читать, склонен к самопожертвованию, предпочитает отдавать, а не получать. Этот человек не умеет, да и не любит скандалить. Он чувствует себя одиноким даже среди людей.

При воздействии синего цвета человек менее тревожен, у него снижается напряжение. Однако при длительном воздействии возникает усталость, утомление, успокаивающие действия переходят в угнетающие.

Синий цвет – это мечтание, потеря реальности, фанатизм.

Человек, предпочитающий этот цвет, старается все систематизировать, привести в порядок. Он предан тому, что делает, и всегда имеет собственную точку зрения, а также сдержан, консервативен и надежен.

Еда не заполняет мою пустоту, она создает ее.

Синий цвет и религия

У многих народов синий цвет имеет большое значение для религиозных настроений именно из-за своего успокаивающего воздействия. В Древней Греции синий считался цветом богов – Юпитера, Меркурия и Юноны. В иудаизме синий цвет связывают с Богом-Отцом. Католическая церковь считает синий цвет символом девы Марии, царицы небесной. В мусульманстве все оттенки синего цвета (включая бирюзовый) символизируют одновременно религию и единство, поэтому они часто используются в оформлении мечетей.

Синий цвет в медицине

Если проконсультироваться у специалистов восточной медицины, то они смогут подтвердить, что синий цвет помогает при заболеваниях, связанных с лицом человека. Синим нужно пользоваться и при лечении болезней легких. Ведь довольно часто у таких больных возникают навязчивые состояния. Но нельзя с ним перебарщивать. В противном случае может возникнуть депрессия и чувство отдаленности от окружающих человека людей.

Синим цветом – так уверяют китайские медики – можно лечить и такие заболевания, как диарея, заболевания желудочно-кишечного тракта, кашель аллергического характера, а также бессонницу. Конечно, это не говорит о том, что только такое лечение может помочь в данных случаях. Синий нужно использовать в комплексной терапии. Чтобы получить наиболее положительный результат, следует смотреть на него ежедневно, примерно полчаса. Так советуют китайцы.

Характер и цвет

Оказывается, если человек любит синий, то это свидетельствует о меланхолии и скромности. В таком случае нужно больше отдыхать, ведь усталость является постоянным спутником любителя синего. А вот если кто-то не может переносить этот цвет, то скорее всего личность стремится произвести впечатление на окружающих ее людей. Однако на самом деле этот человек замкнут и неуверен в себе.

А вот если мы безразличны к синему цвету, то легкомысленны в области чувств, хотя и можем производить впечатление обходительных людей. Человеку всегда требовалась как психологическая, так и физиологическая потребность в покое. Поэтому если люди избегают этотого цвета, значит, они не хотят расслабляться. Подобное поведение может привести и к нервному срыву и к другим не менее неприятным последствиям в жизни человека.

Я спокойна, сдержанна и сыта.

Синий в интерьере

Так как синий успокаивает и вызывает чувство удовлетворения покоем, то дизайнеры довольно часто рекомендуют использовать в интерьере синий цвет. Беззаботность и легкость вы обязательно почувствуете в комнате, которая отделана в светло-синих и голубых тонах.

Если же при отделке использовать яркий кобальт, и при этом добавить немного красного, что даже психологи могут подтвердить, что подобное окружение в доме может способствовать возникновению возбуждения разного характера. Что касается бирюзового и сапфирового цветов – то они относятся к смелым тонам.

Сейчас очень модно создавать искусственные сады с использованием синего цвета. Ведь в природе много оттенков синего, а вот чистый синий довольно редко можно встретить в растительном мире. Этот цвет используют в ландшафтном дизайне, что придает созданному саду неповторимую оригинальность. А эффект от подобной насыщенности оказывается впечатляющим.

Ведь этот цвет не только способствует обретению душевного спокойствия, но и вызывает любопытство у человека, так как подобное соотношение цветов в живой природе, наверное, скорее всего неестественно. Мы не привыкли видеть подобное царствование синего в растениях. Поэтому дизайнеры и предлагают создавать сады в таких тонах.

Синий цвет в живописи

Неоднозначное отношение к синему в живописи. Если проанализировать все известные произведения различных времен и народов, можно сказать, что синим в основном пользовались художники, если они хотели отразить какие-то холодные тона в картинах. А вот небо, если характер шедевра был лирическим, было всегда небесно-голубого цвета.

Кстати, Кандинский говорил о том, что синий цвет «действует проникновеннее». Может быть именно поэтому творчество импрессионистов сопровождает синий цвет во всех его оттенках. А по мнению некоторых живописцев, синий – это оттенок усугубленной нечеловеческой печали. Такое определение подходит к этому цвету, ведь его темный оттенок является прямым родственником черного.

Худея, я возвращаю себе мужество и уверенность в себе.

Синий цвет в одежде

Синий цвет часто выбирают в качестве корпоративного, он популярен для деловой одежды и униформы, потому что он ассоциируется со стабильностью, интеллигентностью, единством и консерватизмом. Комбинация темно-синего и голубого цвета означает не только консерватизм, но также честность и доверие, поэтому эти цвета традиционно используют служащие в банках. Отношение к синему цвету у разных народов различно. Например, в Иране синий считается траурным цветом.

Бледно-голубой цвет в сочетании со светло-розовым – отличный выбор для первых весенних теплых дней, а глубокий синий цвет более уместен для холодной зимы.

Синий цвет в общепите

Недавно выяснилось, что от синего света умнеют. (Представляете, какая польза – и худеешь и умнеешь одновременно! – Ред.) Шведские исследователи из университета Митт в поисках естественного стимулятора умственной деятельности, способного заменить кофеин, испробовали на добровольцах воздействие синего света. Как уж они додумались до такого, ученые не сообщают, но результаты их удовлетворили сверх всякой меры.

Худея, я обретаю свободу от рабской зависимости от холодильника.

Испытуемые, подсвеченные синими лампами, решали задачки лучше своих коллег, напившихся кофе. Дольше оставались бодрыми, демонстрировали ускоренную реакцию и были более внимательными. В чем секрет феномена исследователи пока не разобрались, но уверяют: если надо взбодрить мозг, то стоит включить синюю лампу. Тогда можно обойтись и без кофе. Поскольку эффект от света и напитка примерно одинаков. А кофе, да под синий свет, действует вообще потрясающее.

Экспериментировали с синим светом и во Франции – в национальном исследовательском центре университета Бордо. Изучали, как он – свет – влияет на внимание водителей. Обнаружили, что повышает. И рекомендовали именно им подсвечивать салон.

Французские ученые тоже установили, что синий цвет действует примерно так же, как кофе. Специалисты связывают подобное влияние синего цвета с находящимися в глазах фотопигментами. Именно они посылают в мозг информацию о времени года «зима-лето» или времени суток «ночь-день». Фотопигмент воспринимает освещение синим цветом как дневное, из-за чего в мозг поступает команда «бодрствовать».

А группа немецких ученых под руководством доктора Даниэля Оберфельда-Твистела (Dr Daniel Oberfeld-Twistel) обнаружила еще один необычный эффект синего: если изменить цвет освещения в помещении, в котором люди пьют вино, то одно и то же может показаться более или менее вкусным. И даже более или менее дорогим. Иными словами, если правильно подобрать тон ламп, то можно наливать гостям что-нибудь дешевенькое, а они будут восторгаться.

Эти же ученые выяснили, что белый свет, особенно яркий, портит вкус красного вина. Еще более пагубное воздействие на восприятие напитка оказывают зеленоватые оттенки освещения, которые могут создавать некоторые плафоны и абажуры. Или даже стены с зелеными обоями.

Конец ознакомительного фрагмента.