Начинаем жить вместе
В ожидании малыша
В последнее время на полках книжных магазинов появилось множество изданий для беременных. В них можно найти подробнейшие советы об образе жизни, питании, физкультуре, гигиене женщины в период беременности. Существует также много книг о психологических изменениях, происходящих у будущих матерей и отцов во время ожидания малыша. Поэтому мы не будем говорить о том, что надо делать, чтобы беременность протекала благополучно, и как подготовиться к родам. Мы попробуем выяснить, что надо предпринять, чтобы ваш будущий малыш благополучно развивался, и как подготовить его к родам.
Процесс внутриутробного развития ребенка сложно организован природой. Он регулируется разворачиванием генетической программы – этап за этапом в четкой последовательности. Казалось бы, мы бессильны контролировать его. Однако не стоит полагаться на то, что природа закончит ею начатое без вашего участия. В последнее время часто говорят о том, что беременность – творческий процесс; так где же место для активности будущих родителей, если все предрешено и контролируется физиологией? На самом деле вы действительно творец, и ваша творческая задача – помогать природе. Представьте себе два одинаковых растения: одно растет в благоприятных условиях, другому не хватает света, тепла, воды, да и почва не подходит. Процесс роста у обоих контролируется природой и проходит через одни и те же этапы: прорастание зерна, образование корневой системы, рост стебля, появление листьев, бутона и его распускание. Однако цветки получаются совсем разные: и по цвету, и по размеру. Ваш малыш, как и растение, для полноценного «цветения» требует особых условий, а вы «садовник», который эти условия может создать. Но чтобы ухаживать за растением, садовнику надо знать все о растении и о том, в чем оно нуждается на каждом этапе развития. И нам для начала нужно узнать, что происходит в процессе внутриутробного развития и какие условия необходимы для развития ребенка.
Стадии внутриутробного развития
Внутриутробное развитие ребенка включает три качественно раз-личные стадии:
• зародышевую стадию или стадию яйца (от зачатия до 2-й недели беременности);
• эмбриональную стадию или стадию зародыша (3-я—12-я недели беременности);
• остальную стадию или стадию плода (с 13-й недели беременности до рождения).
Стадия яйца начинается с оплодотворения в маточной трубе яйцеклетки сперматозоидом, после чего оплодотворенная яйцеклетка, зигота, движется 3–4 дня под воздействием ворсинок, устилающих маточную трубу, в матку. Все это время зигота активно делится, пока (в начале 2-й недели) не дорастает до момента, когда может устроиться (имплантироваться) в слизистой оболочке стенки матки. До этого времени мать не чувствует наступившей беременности.
В стенке матки образуется лакуна, полость, заполненная кровью матери, и начинается формирование плаценты и пуповины – органов, связывающих мать и ребенка. Когда величина яйца достигает 0,5 мм, запас питательных веществ, содержащийся в яйцеклетке, истощается, и зародыш начинает получать питание из крови матери. Это является сигналом для организма матери, что беременность состоялась, и начинается стадия зародыша.
Стадия зародыша. Теперь зародыш не просто делится: начинается дифференциация тканей и органов – закладываются все внутренние органы, кожа, скелет, нервная система. К концу зародышевого периода полностью сформированы плацента и пуповина.
Плацента (в переводе – «лепешка») – это орган питания и дыхания ребенка внутри утробы. В плаценте капилляры эмбриона и матери встречаются, и через тончайший плацентарный барьер из крови матери к ребенку поступают питательные вещества и кислород, а от ребенка к матери – продукты обмена и углекислота. Ребенок защищен от болезней благодаря тому, что антитела из материнской крови проникают сквозь плацентарный барьер. Кроме того, плацента является железой, в которой образуется гормон прогестерон, «следящий» за тем, чтобы беременность женщины развивалась нормально. От плаценты отходит пуповина. Так образуется первая физиологическая связь матери с ребенком. Однако до полного созревания и полноценного функционирования плаценты и пуповины связь ребенка с матерью еще ненадежна, поэтому именно сейчас важно предотвратить все травмирующие воздействия, особенно никотина и алкоголя.
В это время женщина уже начинает чувствовать беременность под влиянием гормона прогестерона (в переводе означает «для беременности»). Он вызывает повышенную сонливость, утомляемость и изменения в других железах: усиливается обмен веществ, вследствие чего женщина может чувствовать раздражение, повышенную чувствительность; снижается кислотный состав желудочного сока – что проявляется в изменении вкуса беременной. Под воздействием прогестерона увеличивается объем груди, повышается чувствительность сосков; внизу живота усиливается кровообращение, что вызывает тянущие ощущения. Часто в этот период беременная испытывает тошноту, которая свидетельствует о гормональных перестройках организма женщины.
Период с 3-й по 12-ю неделю крайне важен для развития органов ребенка и его внешнего облика. И это самое подходящее время стать «садовником» для будущего ребенка. Дело в том, что в развитии зародыша есть особые периоды, называемые «сензитивными», когда происходит активное формирование систем и органов, и риск их нарушений максимален. Чаще всего нарушения происходят вследствие употребления будущей мамой никотина, алкоголя, лекарственных препаратов, а также в результате инфекционных заболеваний или воздействия бытовых препаратов (лаки, краски, ацетон, средства против насекомых, удобрения), содержащих токсические соединения. Эти химические соединения, а также вирусы способны преодолевать плацентарный барьер и вызывать необратимые последствия в организме будущего ребенка.
Некоторые группы лекарств, которые употребляются повседневно, способны привести к изменениям костей, тканей, внутренних органов эмбриона. Поэтому любой, даже самый безвредный препарат должен назначаться беременной врачом и употребляться ею только после тщательного изучения инструкции.
Опасным, травмирующим плод действием обладают вирусы – возбудители таких заболеваний, как токсоплазмоз (эта болезнь у взрослого человека протекает в скрытой форме, но для плода она опасна; часто переносчиками токсоплазмоза являются кошки), герпес, краснуха, корь, свинка, гепатит. Беременная женщина должна избегать контактов с переносчиками болезней. Во время эпидемий ей нежелательно выходить на работу, если это возможно, посещать поликлиники, больницы и детские учреждения.
Уже в зародышевый период начинает формироваться и функционировать нервная система. На 7-й неделе удалось зафиксировать биоэлектрическую активность головного мозга зародыша. В самой примитивной форме эта активность проявляется в состояниях сна и бодрствования. Немецкие ученые утверждают, что у новорожденного ритм сна и бодрствования такой же, как у беременной. Так что, если хотите, чтобы ребенок спал по ночам, соблюдайте режим с самых первых месяцев беременности.
В этот период появляются первые формы чувствительности: на 6-й неделе – вестибулярная, на 8-й неделе – тактильная (эмбрион начинает реагировать на прикосновение).
К концу зародышевого периода длина эмбриона достигает 3 см. К этому времени оформляются основные части тела будущего ребенка, закладываются и начинают функционировать внутренние органы и нервная система. Эмбрион вступает в стадию плода.
Стадия плода начинается с 3-го месяца внутриутробного развития. В этот период ребенок активно растет, его системы и органы совершенствуются и тренируются.
На 3-м месяце развивается лицевая мускулатура, плод умеет гримасничать. Наблюдения показали, что мимика плода отражает изменения лица его мамы во время смеха или плача. Ребенок может заглатывать околоплодную жидкость и мимически реагировать на ее вкус, так как на языке плода появились вкусовые почки.
На 4-м месяце у ребенка появляется сосательный рефлекс, и он может сосать свой палец. К 16 неделям все формы чувствительности уже развиты. Ребенок начинает слышать. Звуковая среда, окружающая плод, очень богата: сердцебиение матери, шум крови в сосудах, звуки перистальтики кишечника. Плод хорошо слышит звуки извне, особенно низкие, например, голос папы. Так что, дорогие папы, вы можете уже сейчас разговаривать с малышом, и это послужит для вас троих основой тесной привязанности.
На 5-м месяце беременности длина плода достигает 20 см и ему становится тесновато в околоплодном пузыре. С этого момента мама начинает чувствовать движения малыша. Шевеление плода – своеобразная тренировка перед родами и началом самостоятельной жизни, оно укрепляет и увеличивает мышечную массу. Шевеление – признак того, что ребенок растет и развивается нормально. Дата первого шевеления – это и дата первого знакомства мамы с малышом. С этого момента его существование становится непреложным фактом.
В это же время образуется связь между нервной и эндокринной системами. Это основа эмоционального переживания. Теперь ребенок способен воспринимать не только внешнюю стимуляцию, но и эмоциональную реакцию матери.
На 6-м месяце развития ребенка завершается образование клеток головного мозга. Этот «запас» серого вещества головного мозга останется с ним на всю жизнь.
Внешне плод становится все более похожим на новорожденного: образовалась подкожная жировая клетчатка; кожа гладкая, покрыта смазкой, предохраняющей ее от воздействия околоплодных вод и облегчающей прохождение ребенка по родовым путям при родах.
К 7-му месяцу окончательно оформляется дыхательная система ребенка. С этого времени он способен к самостоятельной жизни вне тела матери. Однако он еще совсем мал: длина его тела 35 см, масса – 1300 г. Малыш еще не совсем готов к рождению – ему нужно окрепнуть, подрасти, «одеться» слоем подкожного жира, чтобы не замерзнуть снаружи. К концу 7-го месяца ребенок обычно переворачивается вниз головой в теле матери и не меняет эту позицию вплоть до родов. Такое положение стимулирует прилив крови к головному мозгу, который в это время интенсивно развивается.
К концу 9-го месяца внутриутробного развития ребенок физиологически готов к жизни во внешнем мире. Длина его тела около 50 см, масса около 3 кг. Приближается время родов.
Вот вы и познакомились с тем, как ребенок развивается, находясь в утробе матери. Теперь мы знаем кое-что о его потребностях и возможностях. Поговорим о том, что вы можете дать ребенку в этот период.
Сенсорный и двигательный опыт будущего ребенка
Раньше считалось, что ребенок в утробе матери полностью изолирован от внешних воздействий. К середине XX века ученые выяснили, что новорожденный приходит в этот мир с немалым багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств и, что очень важно, запоминает их.
Самая ранняя чувствительность – вестибулярная. Это ощущения о положении тела относительно направления силы тяжести. Ученые регистрируют ее наличие на 6-й неделе внутриутробного развития. Впрочем, вплоть до 5-го месяца ребенок «плавает» в околоплодных водах практически без ограничений и не ощущает изменения положения тела матери. Однако к концу беременности, когда плод занимает «фиксированное» положение в теле матери, он способен воспринимать и запоминать последовательность сейсмостимулов, например, знакомый путь от дома до парка или из комнаты на кухню – словом, знакомые и часто повторяемые траектории. Новорожденный может узнавать этот путь, проходя его на руках мамы или в коляске.
Важна и богата стимулами тактильная чувствительность – с 7-й недели ребенок ощущает околоплодные воды, пуповину, стенки матки, части собственного тела. Это дружелюбное и мягкое окружение сопровождает ребенка все 9 месяцев, и лишь после родов он встретится с твердыми поверхностями. Поэтому многие новорожденные успокаиваются в теплой воде – она будто «возвращает» их в утробу матери. С 6-го месяца внутриутробного развития ребенок способен чувствовать прикосновение матери через стенку живота, а с помощью терморецепторов на коже ощущать тепло солнца или прохладу воды.
В 9 недель на языке плода появляются вкусовые сосочки. С этого времени он способен различать вкус околоплодной жидкости и реагировать на него. В околоплодную жидкость питательные вещества, как и в материнское молоко, попадают через кровь матери. У плода уже есть свои вкусовые пристрастия: ученые наблюдали гримасу отвращения на лице у ребенка, когда мама ела горькое и острое. Ребенок «знакомится» с рационом матери и чувствует удовольствие, получаемое ею от любимых блюд. Постарайтесь сохранить ваше меню и после родов, так как новорожденный, как показали наблюдения, очень привередлив к составу молока – он не любит новшеств в еде. Младенец даже может отказаться от груди, если мама коренным образом изменила свое питание после родов.
В 16 недель ребенок начинает слышать. Как уже говорилось, он слышит звуки материнского тела: ритмичный стук сердца, шум крови, звуки перистальтики. Внешние звуки ребенок тоже слышит, но приглушенно, через водную среду.
Звуки, которые ребенок услышит после родов, сильно отличаются от внутриутробной звуковой среды. Они более громкие и отрывистые, отсутствует ритмическая основа – стук сердца матери. Вы поможете новорожденному адаптироваться, если создадите вокруг него привычную звуковую среду Стук часов или метронома похож на стук материнского сердца. Шум моря, записанный на пленку, напоминает звук движения крови по сосудам матери. И конечно, самый простой и естественный способ адаптации ребенка – прикладывание его к груди, которое помимо полноценного питания дает ему возможность услышать знакомые звуки, ощутить теплоту материнского тела. Так ребенок получает знак, что он не одинок в чужом мире, что у него есть его мама.
Можно заранее познакомить ребенка со звуками, которые будут его окружать, когда он родится. Для этого нужно уже в конце беременности позаботиться о месте, где будет жить новорожденный, ведь в каждом помещении свой набор звуков: тиканье часов, стук двери, скрип паркета.
Можно заранее купить музыкальные записи (замечено, что дети больше всего любят спокойную мелодичную классическую музыку) и прослушивать их, стараясь расслабиться и получить удовольствие. Известно, что произведения Баха и Бетховена вызывают двигательную активность плода, тогда как мелодии Вивальди, Чайковского способны, наоборот, его «утихомирить». Возможно, ваш ребенок шевелениями сам выскажет музыкальные предпочтения – посоветуйтесь с ним при выборе музыки. Записей не должно быть много, лучше всего всегда прослушивать их в одной и той же очередности.
Очень хорошо, если вы будете петь будущему малышу: вспомните детские песенки и колыбельные, которые пела вам мама. Если вы считаете, что лишены музыкального слуха, читайте ребенку короткие сказки. Сказок тоже должно быть немного – 2–3. Можно «приучать» ребенка к ритуалу ночного засыпания. Для этого необходимо регулярно перед сном соблюдать определенную последовательность действий: легкий ужин, теплый душ, колыбельная или сказка и главное – умиротворенное, спокойное состояние. Колыбельную можно сопровождать легкими, спокойными и ритмичными поглаживаниями ребенка – он почувствует их через стенку живота. Замечено, что такой ритуал, знакомый новорожденному еще по внутриутробной жизни, поможет маме в будущем успокоить малыша и настроить его на длительный спокойный ночной сон.
Как видите, некоторые проблемы новорожденного ребенка – с засыпанием, питанием – знающая мама может предусмотреть, а главное – обеспечить ему эмоциональный комфорт.
На 5-м месяце внутриутробного развития, когда ребенок начинает шевелиться, переживания матери становятся особенно важными для него. Он обретает способность эмоционально реагировать на ее состояние, которое передается ему с помощью гормонов, поступающих в кровоток. Ребенок чувствует любое ее переживание: и радость, и грусть.
Если мать раздраженно реагирует на шевеление ребенка: «И без тебя полно проблем!» – он незамедлительно получает сигнал: «Я мешаю, я лишний, я не нужен этому миру». Но если она при шевелениях адресует малышу теплоту, нежность, радость, он запоминает: «Я что-то сделал – и теперь мне хорошо». Помните: вы для плода – весь мир, и ваша реакция является для него глобальной, для него это реакция всего окружающего мира. Стимул жить, радостно развиваться может дать только любящая, а не подавляющая среда.
Шевеления чрезвычайно важны для полноценного развития плода. А реакция матери может как стимулировать его движения, так и тормозить их. Замечено, что матери, не желающие рождения малыша, для которых беременность – проблема, не настроены «на волну» ребенка. Ощущая его шевеления, они эмоционально не откликаются на них или реагируют отрицательно. Такой ребенок уже внутри утробы «старается» не раздражать мать – его движения редки и неактивны. Он рождается слабым, с малым весом.
Активность плода можно вызвать искусственно. Обычно в этом нет необходимости. Более того, следует помнить, что мышечная активность истощает и так небольшой запас кислорода, поступающего к ребенку. При нехватке кислорода – в общественном транспорте, в душном помещении, при физической нагрузке мамы плод начинает активно шевелиться. Если после этого подышать чистым, свежим воздухом, ребенок успокоится, заснет. После «тренировки» отдых необходим и матери, и ребенку. И конечно, каждое шевеление нужно использовать как возможность пообщаться с малышом.
Некоторые беременные жалуются на то, что шевеления ребенка мешают спать по ночам. В этом случае лучше спать, открыв на ночь форточку или окно.
Подготовка к родам
Впереди роды, и вы можете подготовить ребенка к предстоящим изменениям. Он попадает в мир, где все по-другому: на него будут действовать сила тяжести, температура; тактильные, зрительные, слуховые ощущения станут непривычно интенсивными. Процесс адаптации ребенка к внешнему миру сложен и долог: в среднем он занимает 1,5 месяца.
Беседуйте с малышом о том, что ждет его впереди: о том, как прекрасен мир, о том, что вся семья очень хочет, наконец, познакомиться с ним. Отмечайте и комментируйте ребенку любое положительное впечатление. Жажду новых впечатлений, интерес к миру можно закладывать в ребенке уже сейчас. И для вас роды станут полным смысла периодом: родить ребенка для того, чтобы показать ему мир. Роды обретут духовное значение, станут первым актом вашей любви: вы отделяете ребенка от себя, чтобы позволить ему начать собственную жизнь. Когда он начнет расти и познавать, в нем будет заложена любовь к жизни. И вряд ли ему захочется вернуться во внутриутробное состояние: ведь ему хорошо и здесь.
Кроме того, важен и ваш собственный настрой перед родами. У большинства женщин роды вызывают страх, они хотят избежать их. Подумайте о том, что долгий процесс родов важен для благополучия ребенка: длительная «прелюдия» к выходу на свет подготовит его организм к работе в новых условиях.
Сейчас в нелегком деле подготовки к родам у молодой семьи появились помощники: по всей стране открываются перинатальные центры, где работают акушеры, гинекологи, психологи, педагоги. Эти специалисты не только дадут вам рекомендации, но и окажут необходимую помощь.
Готовимся стать родителями
Воспитание ребенка – дело непростое, требующее большого терпения и настойчивости. Однако воспитание в себе и в партнере родителя – не менее трудный процесс.
В период беременности родительские проблемы связаны с появлением новых, еще неизведанных ранее переживаний. Меняется ваш собственный образ жизни – вкусы, привычки; к вам теперь иначе относятся и посторонние.
Будущие бабушки и дедушки волнуются и тревожатся больше детей. Еще бы, им представляется возможность «прожить беременность заново», избежать собственных ошибок.
Дорогие будущие бабушки и дедушки! Быть может, вы столкнулись с тем, что ваша дочь категорически отказывается следовать мудрым советам, да еще напоминает каждый раз, что «теперь все не так». Помните, что ваш опыт очень нужен детям, однако придержите свои советы и замечания, готовые слететь с языка, до того момента, когда будущие родители сами не обратятся к вам за помощью. При такой позиции выиграете и вы, и ваши дети: вы укрепите с ними отношения, а будущие родители обретут мудрого и уважаемого советника в вашем лице.
Кроме того, помните, что у будущего ребенка есть еще другие бабушка и дедушка, у которых может быть несколько иное представление о том, как должна жить молодая семья. Довольно часто бывает так, что в период ожидания ребенка будущие бабушки и дедушки «атакуют» беременную и ее мужа своими советами, порой весьма противоречивыми. В конце концов не так уж и важно, будет ваша невестка лежать все 9 месяцев в кровати или («Подумать только!») вместе с вашим сыном начнет заниматься йогой или отправится в путешествие с подругой. Обратите ваше внимание не на отстаивание своего авторитета, а на укрепление супружеских отношений ваших детей.
Внимание супругов друг к другу в это время станет для них подтверждением надежной связи. Это время, когда появляется новое МЫ – не просто «я и любимый (-ая) муж (жена)», а СЕМЬЯ, уютный дом для будущего ребенка. Сейчас супруги могут открыть друг в друге новые черты – сильные и слабые. Они узнают, в чем они могут положиться друг на друга, а когда партнеру самому нужна помощь и поддержка.
Однако потенциальные мамы и папы по-разному переживают период беременности и иногда не понимают друг друга. Поэтому будущим папам важно напомнить, что переживает беременная жена; а будущим мамам стоит понять, что и супруг испытывает немалые сложности, готовясь стать отцом.
Итак, мамины и папины трудности.
Мамины трудности
Трудность 1: «Я – мама?» Вы давно планировали и мечтали родить ребенка, а может, это решение было принято недавно? И в том и в другом случае маму может удивить то, что она не испытывает бурных чувств к своему малышу в начале и середине беременности.
Беременность – это один из первых шагов в формировании материнской любви. Сильным переживанием, которое усилит вашу привязанность к малышу, станет его шевеление. Опыт родов – совместной, трудной работы – также будет вехой в формировании привязанности.
Однако и уверенность в том, что «я полюблю ребенка, как только увижу его после родов» может не оправдаться. В чем же дело?
Мама может связывать с рождением ребенка определенные неоправданные и невыполнимые ожидания. Например, что ребенок будет любить и поддерживать ее, а ведь младенец не способен проявлять свои чувства, он может научиться этому только от мамы. Или женщина с помощью своей беременности «спасала» разваливающийся брак и «обновляла» отношения с мужем, зашедшие в тупик. Тут ситуация осложняется тем, что муж (несмотря на рождение ребенка) все же может оставить семью. В обоих этих случаях мать в период беременности испытывала самые радужные чувства по поводу грядущих перемен и строила далеко идущие планы.
Разочарования можно избежать, если не искать выгод от рождения, а испытывать огромную радость от того, что это ваш ребенок.
Трудность 2: «Мой новый мир». Основная проблема для беременной связана с тем, что беременность – это «дверь между мирами»: она открывает новый и закрывает прежний, привычный, куда возврат невозможен. Конечно, внешний мир не изменится от того, что у вас появится ребенок. Изменения произойдут во внутреннем мире.
Что для вас было важно до беременности? Скорее всего – семья, работа, дружеские отношения, хобби. Теперь среди этих «старожилов» во внутреннем мире появляется новый житель – ваш будущий ребенок. И пусть до его рождения еще много недель, малыш уже родился в вашем сердце.
Однако «старожилы» могут негостеприимно встретить новичка. Может быть, вы любите свою работу и не хотите ее оставлять, но при этом давно хотите родить ребенка, с нетерпением ждете его. Или вам важно обеспечить мужу отдых и ужин после работы, и вы сомневаетесь, что, занимаясь с ребенком, вы будете в состоянии уделять мужу столько же внимания, как и раньше. Или вас огорчает то, что вы не сможете так же часто, как и раньше, встречаться с друзьями. Подобные сомнения, размышления вполне естественны в период беременности, и не стоит воспринимать их как недостаток любви к вашему будущему ребенку.
Конечно, после рождения ребенка жизнь мамы и папы усложнится: родители должны будут организовывать свою жизнь исходя из интересов малыша. Но в конце концов ребенок – это не единственный объект ваших забот и не единственный источник радостей.
Трудность 3: «Мне плохо!» Для большинства женщин беременность начинается с плохого самочувствия. Оно является результатом изменения деятельности гормональной системы. Но для женщины это состояние иногда становится труднопереносимым и ограничивает ее привычный образ жизни: неприятные ощущения может вызвать практически любой запах, особенно запах еды и парфюмерии, поездка в общественном транспорте, малейшая усталость или чувство голода. Плохое самочувствие сказывается и на поведении беременной: она становится капризной, раздражительной, угрюмой, сторонится любых контактов, даже с мужем, жалуется на сонливость и вялость.
Такое неприятное состояние – биологическая защита будущего ребенка от губительных для него воздействий внешнего мира. В первые три месяца своего развития он связан с мамой еще недостаточно крепко, и природа (за счет мамы) позаботилась о его безопасности. Зато уже начиная с 4-го месяца, когда окончательно сформируются плацента и пуповина – органы связи между ребенком и матерью, от плохого самочувствия не останется и следа, наоборот, женщина чувствует подъем сил и прилив энергии. Поэтому наберитесь терпения, а пока постарайтесь наполнить свою жизнь приятными событиями. Сейчас можно позволить себе расслабиться, переложить часть своих домашних обязанностей на плечи родственников, пойти на поводу у собственных желаний.
Трудность 4: «Моя внешность». Изменение фигуры, полнота, пигментация – все это говорит окружающим о том, что вы беременны. Хотя для женщин это всегда немаловажно, чаще всего изменения внешности не особенно расстраивают беременную. Однако, если вас огорчает утрата грации, не унывайте. Постарайтесь найти свой собственный стиль, свою изюминку в одежде, прическе. И не стоит скрывать свое положение: беременность никогда не бывает смешной, в ней есть свое особое очарование, которое совершенно недоступно небеременным женщинам.
Кроме того, приложив определенные усилия (гимнастика, массаж), после родов можно вернуть прежнюю форму. Тут у вас окажется неожиданный помощник – ваш малыш. Грудное кормление полезно не только для ребенка, но и для мамы, так как, во-первых, оно стимулирует сокращение матки (а значит, и живота) и, во-вторых, эффективно сжигает жировые отложения.
Трудность 5: «Я – пациентка». Все беременные так или иначе пользуются услугами органов здравоохранения: женской консультации, роддома. Забота о здоровье в период беременности становится основной задачей для самой беременной и особенно – для семьи. Медицина неотступно сопровождает беременную и роженицу, благодаря чему вероятность выкидыша, смерти ребенка и матери при родах минимальна. Врач отслеживает ситуации, когда необходима медицинская помощь, и своевременно оказывает ее.
Однако иногда сам факт наблюдения беременной в медицинском учреждении приводит к тому, что она чувствует себя «больной». При нормальном течении беременности единственная помощь, которая нужна в это время женщине, – это понимание и поддержка со стороны близких людей. Ощущение себя безынициативной «больной», когда указания врача становятся важнее, чем собственные ощущения, когда женщину «ведут» по беременности, мешает как ей самой, так и медикам.
Папины трудности
Не стоит считать, что мужчину трудности беременности обходят стороной. Будущий папа, как настоящий мужчина, хочет выглядеть сильным и уверенным. Однако беременность жены – это время, когда эти его качества подвергаются серьезному испытанию. Зачастую за внешней рациональностью мужчина скрывает уязвимость и беспомощность перед лицом эмоциональных потрясений. С какими переживаниями встречается муж во время ожидания малыша?
Трудность 1: «Я – папа?» Ожидание ребенка рождает в будущем отце чувство гордости, подтверждает его мужественность. Однако сам факт появления младенца зачастую вызывает недоумение, тревогу и желание переложить все заботы о нем на молодую маму. К сожалению, такая установка отсрочит для папы и появление привязанности к малышу.
Мама – в более выгодном положении, так как еще во время беременности находится с ребенком в биологической связи, переживает радости первого шевеления и трудности родов. Их опыт совместной жизни богат, наполнен любовью и нежностью.
С папой не все так просто: у него нет биологических оснований для появления родительского отношения к будущему сыну или дочке. Чаще всего папы не так уж много взаимодействуют с ребенком, когда он находится внутри утробы матери, и с новорожденным. Но у папы есть шанс познакомиться с малышом еще до родов.
Отец, который активно включен в воспитание и развитие ребенка еще в период беременности, станет настоящей опорой особенно в первые нелегкие месяцы жизни малыша: он сможет общаться с ним, ухаживать, заботиться о нем и станет надежным помощником маме.
Конечно, желательно привлекать мужчину к общению с ребенком, включать его в заботы по подготовке к рождению, посещать вместе курсы по подготовке к родам. Но если вам кажется, что муж недостаточно инициативен в подготовке к рождению малыша, не настаивайте: попытайтесь понять причину и обсудить ее вместе с супругом. Может, ваш муж станет прекрасным отцом подросшему малышу, а общение с новорожденным – слишком сложная для него задача.
Трудность 2: «Я многое теряю». Как и у беременной женщины, у мужчины изменяется образ жизни.
Прежде всего это сказывается на его привычках: жить с беременной женой – дело не такое уж легкое. Жена становится привередлива ко вкусам и запахам, поэтому приходится отказываться от некоторых приятных вещей: завтрак и сигарета в постели и т. д.
Раньше мужчина был более свободен в своих поступках: он мог пойти к друзьям, в кафе, на футбол. До беременности супруги могли бы пойти вместе; теперь, скорее всего, жена откажется от некоторых развлечений, и ей станет обидно, если муж без разъяснений отправится развлекаться один.
То же касается и хобби: поход на байдарках, катание на горных лыжах, путешествия по горам. Быть может, именно эти увлечения познакомили и сплотили будущих родителей. Тем обиднее беременной женщине, если муж продолжает заниматься любимым делом без нее. А если будущая мама накопила уже некоторый багаж таких обид и наконец выплескивает их на супруга, мужчина в недоумении решает, что жена претендует на его свободу.
Совместное обсуждение – куда пойти вместе, куда – одному, когда пригласить друзей, участвовать ли в родах папе – поможет избежать подобных конфликтов. В результате беседы муж поймет, что он не хочет один кататься на горных лыжах; а жена согласится, что мужчине именно сейчас необходимо навестить друзей за границей: ведь потом у него на это не хватит времени.
Трудность 3: «Семейные традиции». Несмотря на то, что в нашей культуре есть определенные традиционные представления о поведении беременной и семьи в ожидании малыша, в каждой семье есть свои особенные обычаи: кто-то считает, что будет лучше, если женщина постоянно находится в покое, кто-то, наоборот, что образ ее жизни должен быть активным, деятельным. В одной семье мужчина с самых первых дней возится с малышом, в другой – муж отстраняется от воспитания младенца, перекладывая его на плечи женщины. Когда формируется семья, каждый партнер привносит в нее собственные ожидания, свои привычки и представления.
Ожидая ребенка, будущая мать ведет себя так, как считает естественным: например, собирается отдохнуть на море или провести вечер в клубе. А для родственников ее мужа это кажется совершенно неприемлемым. Как уже говорилось, будущие родители иногда против воли оказываются втянутыми в «битву авторитетов» будущих бабушек и дедушек. К сожалению, больше всего здесь страдает муж: он оказывается под «перекрестным огнем» противоположных мнений, исходящих от жены и от родителей.
Трудность 4: «Мне тоже плохо». Мужчины считают, что беременность связана с болью, страданием. Многие из них боятся боли, медицинских процедур, однако обычно им еще тяжелее видеть, как «мучается» любимый человек. Мужчины сопереживают чужим страданиям зачастую сильнее, чем женщины. Иногда они настолько сочувствуют жене, что у них появляются некоторые признаки беременности: тошнота, повышенная чувствительность к запахам и вкусу.
Беременную жену такое положение может устраивать: никогда ранее муж не был так близок к ней, никогда не принимал так много участия в ее проблемах. Переживайте вместе не только (и не столько) болезненные моменты, но и радости. Ведь беременность дарит так много приятных минут: рост будущего малыша, его первые шевеления, сначала легкие и нежные, как касание крыла бабочки, а потом – более ощутимые.
Вот типичные трудности, с которыми сталкиваются будущие мамы и папы. Вам, будущие родители, в период ожидания ребенка предоставляется уникальная возможность – возможность новой совместной деятельности, которая поможет укрепить ваши собственные чувства друг к другу и взрастить в себе любовь к будущему малышу.
Перед вами открывается новая жизнь и удивительный мир маленького ребенка, возможность наблюдать и участвовать в его взрослении, переживать вместе в ним его и ваши проблемы. Впереди радости и огорчения, успехи и неудачи – ваша общая жизнь.
Ребенок пришел в мир
Целую вечность, долгие девять месяцев, вы мысленно проигрывали встречу с таким желанным, но таинственным незнакомцем. И вот он появился на свет! Взрослые в семье, особенно папы, готовы всем встречным-поперечным без конца сообщать, каков вес, рост новорожденной крохи. Чем солидней вес, тем большей гордостью переполняется сердце папы. Эта семейная эйфория идет вразрез с предостережениями специалистов: крупный плод – серьезные проблемы и для роженицы, и для младенца. Но недавно появились интересные данные английских исследователей. Независимо от пола ребенка, социального происхождения отца и образования матери, возраста родителей дети с большим весом при рождении к восьми годам оказываются способнее к обучению. Эта связь подтверждается и в И, и в 15 и в 26 лет, лишь к 43 годам практически стирается. Вот и получается: чем тяжелее новорожденный, тем в юные годы он будет умнее.
А для мамы произвести на свет этот удивительно трогательный комочек – серьезное испытание, потребовавшее неимоверного количества сил, энергии, нервного напряжения. Пройдет достаточно много времени, пока молодая женщина придет в норму.
Первые дни после возвращения из роддома – период адаптации всей семьи к новым условиям жизни вместе с младенцем, особенно молодой мамы, ломка стереотипов прежнего образа ее жизни. Только теперь она начинает понимать, какая это ответственность – быть мамой. А тут еще послеродовая слабость, трудности с кормлением, неожиданные проблемы, возникающие оттого, что с ребенком приходится обращаться иначе, чем это вы себе представляли. А как много сил, времени, энергии требует младенец! Светлая радость материнства порой отступает перед сомнениями, тревогами. Возьмите себя в руки и помните: невидимые нити все еще прочно связывают вас с младенцем. Вам это уже известно. Чуть шевельнулась кроха ночью – и вы уже начеку. Но ваша связь взаимна: занервничали вы – младенцу тотчас же станет неуютно. Так что контролируйте себя, не давайте разыграться негативным эмоциям. Чаще напоминайте себе: это не навсегда. Дети растут очень быстро. Любуйтесь своим сокровищем, присматривайтесь, прислушивайтесь к нему – одним словом, познавайте. Ведь каждый ребенок – индивидуальность. И знайте, наступит день, когда вы вдруг поймете, что ребенок перестал быть для вас таинственным незнакомцем, источником постоянных волнений и тревог. И еще. Не забывайте, какую важную роль вы играете в его жизни. Ведь одна мысль о том, что именно от вас зависят его развитие, его отношение к жизни, его счастье, здоровье, придаст вам силы, поднимет настроение.
Как бы то ни было, с первых дней начинается нелегкий кропотливый труд по уходу за младенцем. Его нужно перепеленать, покормить, проследить, как он спит. А домашние дела стоят, и прямо на глазах вырастает гора нестиранных пеленок, распашонок. Где на все взять силы и время? Не отказывайтесь от помощи взрослых членов семьи, дальних родственников. Правда, вместе с помощью вы рискуете получить безнадежно устаревшие советы бабушек-тетушек. Ну что ж, выбор за вами. Только помните, что бесцеремонная порой назойливость родственников мотивирована их беззаветной любовью к малышу.
Если же вы целыми днями остаетесь один на один с новорожденным, не отчаивайтесь, сосредоточьтесь и решите раз и навсегда, какие неотложные дела оставлять за собой, а какие могут подождать до прихода взрослых членов семьи. А с пеленками-распашонками справиться нетрудно. В маленькой кастрюльке постоянно держите водный раствор детского мыла. Налив часть его в ведро с водой, складывайте туда появляющиеся мокрые пеленки и одежду ребенка после каждого переодевания. Грязные подгузники застирайте, тщательно намыльте детским мылом, залейте в тазике крутым кипятком и оставьте на 2–3 минуты. И все – подгузники чистые. Как только ведро заполнится, слегка отожмите белье, загрузите в стиральную машину и стирайте в режиме полоскания и отжима. Выгладить все с обеих сторон – постоянная обязанность папы. Вместе с ним вы будете купать свое ненаглядное чадо, любоваться им. Такие минуты, когда все члены семьи вместе, как никогда цементируют семью.
И все-таки от тревог и сомнений никуда не деться. Из поколения в поколение они терзают неопытных мам. Правда, со временем изменяются и методы, и подходы к их разрешению.
Каждую мать волнует вопрос: сможет ли она вскормить младенца собственным молоком? На протяжении многих веков специалисты утверждают: это по силам любой практически здоровой женщине. Главное – ее психологический настрой. Постарайтесь осознать, что грудное кормление – это не тяжелый труд, а физиологический процесс, определенный природой. От молодой мамы требуются непоколебимая вера в успех и терпение в достижении цели.
Материнское молоко – самое совершенное питание для младенца, а кормление грудью – важный фактор укрепления здоровья женщины.
Обычно новорожденные большую часть суток спят. Четкий режим сна младенца установится на втором месяце жизни. В первые дни своего существования дети не чувствуют разницы между днем и ночью, могут перепутать их. Но вот включается механизм биологических часов: ночью младенец уже в состоянии 2–3 раза проснуться на кормление и тут же заснуть вновь. Спокойный глубокий сон – важнейший компонент здоровья малыша. Именно во сне он растет.
Для спокойного сна крохе необходимы тепло, чистый воздух, сухие пеленки и чувство сытости. Каждый появившийся на свет человечек наделен своими индивидуальными особенностями, но в среднем он спит около 16 часов в сутки. В утренние часы младенец часто впадает в дремоту. В вечернее время удлиняется время его бодрствования.
Необходимо создать все условия, чтобы ребенок с вечера спокойно засыпал и крепко спал до утра. Доктор Фарбер, возглавляющий Центр по лечению расстройств сна (Бостон), отмечает: дети склонны к стереотипам. Каждая семья выбирает свой ритуал засыпания. Можно баюкать малыша или просто поглаживать, петь или кормить грудью. Главное, чтобы выбранные вами действия были неизменными. Уильям Сирз («Книга о ребенке») уверен, что младенца нужно подготовить ко сну: приласкать, поговорить с ним и т. д., а не просто уложить в постель, слепо следуя режиму. Это чревато потерей детского доверия.
В среде исследователей бытует мнение, что главная проблема – не «как» спать, а «где». Джеймс Маккена (Калифорния) напоминает, что в прошлые времена малыш спал вместе с родителями. Во сне вместе с мамой есть свои плюсы и минусы. Новорожденный чаще просыпается на кормление, но зато реже плачет, предоставляя полноценный ночной отдых всем членам семьи. Тепло тела матери, стук ее сердца, запах молока – все это формирует у младенца чувство защищенности, покоя. Кроме того, он получает от матери поток тактильных, обонятельных, двигательных ощущений, очень важных для стимуляции развития. Отмечается также, что такие дети в дальнейшем лучше спят и не страдают от кошмарных снов.
Комфортно и маме. Ей не надо вставать, чтобы проверить, как спит малыш, не раскрылся ли он. Лежа рядом, она имеет возможность сразу же начать кормление, чуть только закряхтит младенец. Он практически не просыпается, привыкая спать спокойно на протяжении всего ночного времени.
Против этого положения выступает ряд специалистов: нельзя ставить свою жизнь в полную зависимость от того, как удобно и приятно спать младенцу. Нужно подумать и о полноценном отдыхе матери. К тому же ясно, как трудно будет в дальнейшем отучать от этого малыша. Нельзя игнорировать и то, что мать во сне может подмять под себя младенца, «заспать» его. Немаловажны также доводы психологов, утверждающих, что, когда ребенок спит один, у него укрепляется чувство независимости, уверенности в себе.
Но вот еще один тревожный аспект данной проблемы. Причины, порождающие синдром внезапной смерти младенца (SIDS), который называют еще «смерть в колыбели», пока не установлены. Однако этот грозный синдром уносит в год почти 3000 детских жизней (95 %—до 6 месяцев). Большему риску подвержены дети с заболеваниями дыхательных путей и недоношенные. Педиатры предупреждают: опасно класть ребенка лицом вниз, следует укладывать его на спину или на бок; нежелательна мягкая постель, спать малыш должен без подушки.
Находясь в одной постели с мамой, младенец совершенно спокоен, ритм работы сердца и легких нормален. Мама вовремя заметит любые изменения и тут же окажет помощь (Джеймс Маккена, Калифорния).
Познакомившись с обеими точками зрения на решение проблемы ночного сна младенца, взрослые в семье вольны выбирать, как им поступать.
Короткие островки бодрствования, когда новорожденный не спит, совсем не похожи на то, что вы ожидали. Вы теряетесь в догадках: то ли дремлет крошка, то ли чего-то ждет от вас. Неожиданно младенец может закричать. В таких случаях в первые дни трудно контролировать свои чувства. Дрогнет сердце – вдруг что-то ужасное происходит, а вы не понимаете, не знаете что. Успокойтесь. Малыш пока только входит в этот непонятный мир и поэтому чувствует себя в нем неуютно.
Причин для крика много, поэтому важно научиться понимать, что в данный момент тревожит малыша. Различают три вида плача:
• плач-крик на высокой ноте сообщает, что у ребенка что-то болит;
• плач на одной ноте возвещает о дискомфорте (холодно, мешает складка простыни под щекой и т. д.), голоде;
• плач-ворчание говорит о том, что малышу одному одиноко.
Во всем мире за ребенком признают право требовать к себе внимание, ласку, любовь. Фридрих II, император Священной Римской империи, озадачился вопросом: на каком языке заговорят младенцы, никогда не слышавшие звуков человеческой речи, не засыпавшие под колыбельную. Силой забрав новорожденных у рожениц, он приказал нянькам хорошо кормить их, тщательно за ними ухаживать, но никогда не брать на руки, не разговаривать с ними. Вскоре новорожденные умерли. В далеком XIII веке неизвестный историк записал: «Ребенок не может жить без ласки». Исследователи утверждают: не бойтесь избаловать ребенка, откликайтесь на каждый его крик. Без причины малыш плакать не будет. Не колеблясь, берите его на руки, ласкайте, нежно прижимайте к себе, целуйте. Потом разберетесь, в чем причина плача. Пусть младенец почувствует, что вы по-прежнему с ним, любите его. Мередит Смолл («Наши дети, мы сами») отмечает, что американские дети плачут значительно чаще и дольше других детей. На плач младенца мать откликается в течение одной минуты, берет его на руки, успокаивает. Отклик африканских матерей происходит через 10 секунд, тут же ему предлагают подкрепиться (в среднем к груди ребенка прикладывают четыре раза в час).
Младенец не способен воспринимать себя отдельно от окружающего мира. Услышав детский плач, он тут же начинает вторить. Этот «возвратный» плач (психолог Д. Розенберг, Нью-Йорк) означает, что дети от природы наделены способностью откликаться на чужую беду, то есть им присуща зачаточная форма эмпатии. Высказываются также предположения, что некие нравственные начала заложены в человеке с рождения.
В первые дни новорожденный кричит в никуда. Взрослые, умиленно воркуя, показывают, что его сигнал принят – и принят с радостью. Еще в утробе матери ребенок воспринимал голоса тех, кто сейчас заботится о нем. Улавливая теперь ответный сигнал, кроха успокаивается и очень быстро начинает осмысливать, кто же устраняет причины его дискомфорта. Мамы во всем мире естественным образом переключаются на особый «материнский язык». Им прекрасно владеют и бабушки, но все же большую часть времени младенец проводит с мамой. Она может говорить со своим сокровищем о чем угодно, задавать ему вопросы и тут же отвечать на них за него, ведя своеобразный диалог. Как правило, она говорит не спеша, делая короткие паузы между словами, четко произнося звуки. Тембр ее голоса становится несколько выше, речь мелодичнее. Мама часто начинает мурлыкать какую-нибудь мелодию, петь песни. Одновременно она берет младенца на руки, ласкает, целует, бережно переодевает, с любовью похлопывает. Сочетание эмоционального и физического контактов благотворно сказывается на самочувствии новорожденного. Отмечается, что именно в такие моменты у детей снимаются стрессовые ситуации, недоношенные быстрее набирают вес, успешнее овладевают двигательными навыками.
Такое отношение к новорожденному в литературе называется «позитивный уход». Он способствует развитию ребенка, установлению крепнущих день ото дня положительных взаимоотношений матери и дитяти. У младенца формируется уверенность в родительской любви.
В вопросах ухода за новорожденным люди в основном придерживаются традиционных методов. Как отмечает Мередит Смолл, единых подходов здесь не существует. Пуэрториканские родители спокойно оставляют младенцев на попечение их старших братьев и сестер пятилетнего возраста, а в Гонконге мать не доверит свое дитя самой опытной няне. То же наблюдается и в Японии. Американки озабочены поисками бебиситтера своему младенцу. Их не смущает даже то, что приглашенной выполнять эти обязанности неопытной девчушке всего 15 лет. В конголезских племенах мамы с младенцами держатся все вместе. Ухаживает за ребенком и даже кормит его грудью та из женщин, которая в данный момент свободна.
Утенок, вылупившийся из яйца, готов немедленно следовать за любым движущимся предметом, попавшим в поле его зрения, будь то мама-утка или катящийся перед ним шар (в психологии это называется импринтин-гом). Рождается теленок и тут же пытается удерживаться на трясущихся слабых ногах. Человеческий детеныш – самое беспомощное существо на земле. Перед вами лежит крохотный комочек, сопит, чмокает, покряхтывает, попискивает. Пальчики крепко сжаты в кулачки, ручки и ножки прижаты к тельцу. Он такой беззащитный! Без вашей помощи он не в состоянии даже сменить позу. Страшновато брать его в руки (особенно папам) – не причинить бы вреда. Но вы только представьте, через какие испытания при рождении прошел младенец – и ведь выдержал! Более того, с момента появления на свет он нашел в себе силы и тут же активно включился в следующий сложный этап – этап адаптации к совершенно новым для себя условиям жизни. Наиболее быстрая динамика адаптационных реакций отмечается в первые семь дней жизни новорожденного.
С первых минут в этом хрупком тельце начинают происходить глобальные изменения – интенсивная перестройка внутриутробного функционирования жизнеобеспечивающих систем на внеутробное. Это приспособление к новым условиям жизни осуществляется с помощью последовательно закрепленных безусловных рефлексов.
Первый вдох, первый крик – расправляются легкие, устанавливается автономная функция дыхания. Кровь перестает поступать через пуповину – перестраивается кровообращение. Начинает работать пищеварительный тракт, задействуется оральный способ вскармливания. Окружающая среда нова для младенца. Теперь он находится не в водной стихии с устойчивой температурой, а в воздушной с перепадами от +22 до +18 °C. Отсюда и серьезные изменения в водном обмене организма новорожденного, он теряет много воды. Кожный покров не успевает регулировать температурный режим: чуть холоднее – младенец икает, одели потеплее – тут же перегрелся. Кожа новорожденного чрезвычайно ранима. Внимательно следите за первыми проявлениями опрелостей, потертостей. Почаще поите кроху, переодевайте, следите за температурой в комнате (в пределах +22–25 °C), ежедневно купайте, пеленайте в несколько слоев, надевайте распашонки с «варежками», предоставляя ему при этом относительную свободу движений.
Интересно отметить, что американки стараются младенцев не кутать и при первой возможности оставлять их голенькими, а в Перу индианки плотно пеленают детей, высвобождая их лишь на время кормления. Китайским малышам выпрямляют ноги и туго фиксируют пеленанием.
Еще во внутриутробном развитии плод способен реагировать на раздражители внешней среды. При рождении у новорожденного ярко выражены защитные рефлексы. При ярком свете младенец зажмуривается, отворачивается, зрачок его сужается. При громком звуке новорожденный вздрагивает, плачет. При ласковом пении затихает. Он довольно хорошо различает вкус: предложите подслащенной воды – зачмокает, на подкисленную ответит недовольной гримасой. Высока кожная чувствительность к болевым и температурным раздражителям. Не остается младенец равнодушным к незнакомым пока прикосновениям тканей одежды, очень быстро выделяет ласковые прикосновения рук взрослого (замирает). При баюкании на руках взрослого успокаивается – что связано с раздражением вестибулярного аппарата.
С рождения малыш обладает обонянием: в ванной комнате морщится от запаха зубной пасты и замирает, принюхиваясь к сложным запахам кухни.
К моменту рождения сформирован механизм сосания. Чуть прикоснешься к щеке новорожденного – он тут же открывает рот, ищет грудь.
В первые недели жизни младенец может совершать такие движения, которые приводят взрослых к ошибочным выводам о его возможностях. Но это не сознательные, управляемые мозгом движения, а доставшиеся ребенку от далеких животных предков рефлексы (атавистические), которые вскоре начнут затухать, заменяться осмысленными движениями. Вот некоторые из этих рефлексов:
• хватательный: если погладить кулачок младенца пальцем, то он тут же цепко ухватится за него;
• рефлекс Бауера: если положить кроху на живот и подставить руку к подошвам его ног, то он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. «Наш ползет!» – ахают домочадцы, но это лишь рефлекторное движение, а не осмысленное ползание;
• шагающий рефлекс: если держать младенца под мышки, чтобы он упирался ногами в горизонтальную поверхность, и при этом чуть наклонить его вперед – ребенок начинает ставить одну ногу перед другой. «Уже ходит!» – умиляются все в семье, но до прямохождения пройдет не один месяц.
Набора всех наследственных механизмов для приспособления к новым условиям жизни в социуме у младенца не хватает, и на помощь приходит взрослый. Физиологическая связь матери и плода заменяется связью ребенка с ухаживающими за ним взрослыми.
После рождения идет интенсивное развитие клеток коры головного мозга новорожденного. Особенно быстро развиваются те его участки, которые ответственны за обработку внешних впечатлений окружающей среды. Физиологи утверждают, что, активно работая, мозг ребенка потребляет вдвое больше энергии, чем мозг взрослого человека. Подтверждением того, что в установлении связи с внешним миром задействован мозг новорожденного, служит образование первых условных рефлексов, самым ярким из которых считается рефлекс положения на кормление. Взятый на руки младенец в положении под грудью сразу же раскрывает рот, вертит головой в поисках груди матери.
Взрослые стараются понять малыша, но, как бы много они ни узнали о нем, он за то же самое время узнает неизмеримо больше. Знакомство с голосами близких еще до рождения позволяет ему уже на первой неделе выделять звуки человеческой речи, различать их по высоте (в пределах октавы), тембру, громкости. Более того, в результате опыта было выявлено, что к концу второй недели жизни французские дети, услышав звуки родной речи, сосут энергичнее русских. Аналогичным образом на родной язык реагировали русские новорожденные. В десять дней ребенок по запаху молока определяет, кормит его мама или кормилица. В три недели безошибочно различает, держит его на руках мама или кто-то другой.
Нет ничего естественнее неуклонного вхождения младенца в окружающий его мир, если рядом такой мудрый, внимательный и любящий союзник, как взрослый. Он то повернет новорожденного лицом к окну, то переложит с кроватки на диван, то отнесет в ванную комнату, то мимоходом заглянет с ним на кухню.
Мозг младенца восприимчив к любым формам стимуляции: слуховой, зрительной, обонятельной, осязательной. Американки, едва оправившись после родов, уже готовы запаковать младенца в специальную дорожную сумку и ринуться в путешествие, предоставляя малышу возможность знакомиться с мелькающим перед глазами миром. В Голландии и Дании родители полагают, что полноценный отдых для крохи важнее развития. У нигерийского народа йорута новорожденного устраивают между подушками в сидячем положении над выдолбленным углублением в земле. Так незатейливо решаются одновременно проблемы и развития, и ухода. Тайваньские родители ревностно следят и постоянно сравнивают, как развиваются их и чужие дети. А в племени майя матери никогда не сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей в семье или соседских детей. Развитие видится им как непрерывный и совершенно естественный процесс.
Наша наука о раннем возрасте (H. М. Щелованов, H. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина и их ученики) рекомендует стимулировать развитие ребенка, начиная с первых дней жизни.
Перед каждым кормлением, при переодевании выкладывайте новорожденного на живот всего на 1–2 минуты. Хотя малышу неимоверно трудно, но он пытается приподнять голову и с каждым разом у него это получается все лучше. Укрепляются мышцы шеи, спины, предплечий. Ценность этого упражнения и в том, что младенец учится смотреть перед собой, тренируются мышцы глаз и постепенно формируется устойчивое поле зрения, без чего невозможно будет скоординировать работу глаз и рук, нельзя будет ни ползать, ни ходить.
В короткие отрезки бодрствования ребенка мать, осуществляя необходимые манипуляции по уходу, баюкая, просто прижимая к груди, разговаривая с ним, замечает, что младенец прислушивается к ее голосу, замирает. Вскоре новорожденный ищет глазами, откуда раздается голос. Он проявляет интерес и к мелодичному звучанию игрушек, ему явно нравится тихая плавная музыка. И все же из широкого спектра разнообразных звуков, окружающих младенца, предпочтение он отдает голосу взрослого, который всегда действует на него умиротворяюще.
Во время бодрствования ребенок обычно лежит на спине, устремив вверх отсутствующий взор. Подвесьте над ним на высоте 60–70 см яркий воздушный шар, закрепите небольшой пучок разноцветного елочного «дождика» или иной предмет, который может прийти в движение от легкого дуновения воздуха. Укрепите над кроваткой музыкальную карусель. Ребенок будет обращать внимание на эти предметы. Установлено, что новорожденный начинает следить за медленно движущимися предметами, а позже останавливает взор на неподвижных. Со второй-третьей недели младенец пытается следить и за небольшой яркой звучащей игрушкой, если держать ее перед ним на высоте 30–40 см и медленно вести от центра то в одну, то в другую сторону Сначала малыш быстро теряет игрушку из вида, но вскоре учится прослеживать ее движения по увеличивающейся раз от раза траектории.
Наклоняясь к ребенку, разговаривая с ним, вы замечаете, что он останавливает взор на вашем лице, обычно на верхней его части. Зацепить, удержать этот взгляд – задача не из легких. Произносите нежные слова, улыбайтесь, ласкайте малыша, то есть подключайте комплекс разнообразных раздражителей (звуковых, тактильных, мимических). При кормлении ваше лицо находится на расстоянии 30–40 см от лица ребенка (это идеальное расстояние для рассматривания). И вот наступает момент, когда вы оба смотрите «глаза в глаза». Психологи считают это одним из первых признаков зарождающегося общения.
С первых дней жизни у младенца наблюдаются разнообразные мимические движения и даже нечто, похожее на улыбку. Такие движения обычно появляются на лице ребенка во сне и носят название «физиологическая улыбка».
Уже почти месяц вы лелеете своего ненаглядного малыша, целуете, ласкаете, купаете в нежности и заботе. И вот в очередной раз склонившись над ним, вы будете потрясены – вы увидите широкую беззубую, до невозможности прекрасную улыбку. И адресована эта улыбка вам – и только вам. Появление такой «социальной улыбки» знаменует конец периода новорожденности.