Методические рекомендации
Первая младшая группа
(от двух до трех лет)
Предметное окружение
Детей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования: функциями («Из чашки пьют чай и компот»; «На автобусе люди ездят на работу, в гости»).
Называя предметы, детей знакомят с их цветом (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), формой, величиной, учат различать и называть части некоторых предметов (у автомашины – кабина, колесо; у платья – карманы, пуговицы, воротник), материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань).
При ознакомлении с материалом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие детьми. Отдельные свойства и качества материала воспринимаются легче, если ребенок неоднократно опробует его (мнет, гладит, рвет и т. п.).
Так, в игре-занятии «Теремок» детей знакомят с деревом. Дети встают парами лицом друг к другу, взявшись за руки, и декламируют стихотворение, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пилой (двигают сомкнутыми руками вперед и назад):
Мы сейчас бревно распилим.
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова.
Е. Благинина
Воспитатель обращает внимание детей на деревянные брусочки (на каждого ребенка), предлагает потрогать их, постучать ими о стол и задает вопросы: какое дерево? (Жесткое, твердое, стучит, не бьется.) Что делают из дерева? Затем предлагает всем детям построить из брусочков общий домик-теремок. В заключение воспитатель уточняет, с каким материалом познакомились дети: «Какое оно, дерево? Что мы построили?» (Деревянный домик.)
Необходимо формировать у дошкольников умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Для малыша это серьезная умственная задача: узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности к обобщению. При выборе предметных картинок важно обращать внимание детей на четкость линий, яркость колорита, реалистичность и пропорциональность изображения; это поможет им адекватно воспринимать предметы.
Показывая сюжетные картинки, проводя игры-инсценировки («Что случилось-приключилось»), воспитатель обращает внимание детей на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжег лапу, утешает, жалеет и т. п.), помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо.
Для успешного освоения окружающих предметов требуются постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. К числу таких игр и упражнений относятся следующие: «Отгадай и назови» («Узнай и назови»), «Чудесный мешочек» («Чудесная коробка»), «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться», «Купание куклы», «Устроим кукле (медвежонку) комнату», «Кто ушел и кто пришел?», «Что изменилось?», «Кто что ест?» и др.
Для игр типа «Узнай и назови» вначале подбираются предметы одного вида, например, варежки. Это позволяет одновременно познакомить детей с несколькими признаками: цветом, формой, величиной, материалом. («И Коля достал из чудесного мешочка варежку. Только Колина варежка красная и пушистая. Какая варежка? Коленька, покажи детям варежку. И Оле покажи. И Андрею. И Саше. Какую варежку ты показал?» – «Красную, пушистую».) Из «Чудесного мешочка» дети достают чашки разного цвета (белую с цветами, красную в белый горох, зеленую и др.). Далее для игр и упражнений подбирают различные предметы (например, чашка, блюдце, кружка и чайник), с которыми малыши выполняют разнообразные действия: поят куклу молоком из кружки, ставят чашку на блюдце, наливают в нее чай из чайника и т. п. Можно использовать как натуральные предметы (посуда, варежки, головные уборы), так и игрушки (кукольная одежда, мебель, автомобили).
Усвоение новых слов происходит успешнее, если ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным (выделенным) признакам (бумага мнется – она мягкая, а деревянный шарик не мнется – он твердый и т. п.). Поэтому в процессе обучения широко используются прикладывание, вкладывание предметов, то есть наглядное сравнение с опорой на определенный признак. Используются и игровые приемы. Например, решив одеть куклу в белое платье, ребенок ошибается и берет другое. Кукла протестует: «Ты ошибся, малыш! Платье, которое ты держишь в руке, зеленое, как травка. А я просила белое. Белое, как снег. Постарайся найти белое, как снег, платье!». Запоминание материала зачастую зависит от эмоциональной привлекательности, яркости, озвученности предметов и т. д. Именно поэтому дети долго помнят персонажей, которых взрослые включают в сюрпризные моменты.
В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью ориентироваться одновременно на цвет и величину или форму и материал предмета. Поэтому на занятиях следует упражнять их в выполнении заданий, которые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обращения взрослого. Например, он предлагает: «Катя, напои чаем неваляшку в красном платье (рядом стоит такая же кукла, но в платье зеленого цвета). Вова, налей мишке молока в большую синюю чашку (есть еще большая красная чашка). Настя, покатай на машине маленького беленького слоника (рядом стоит маленький серый слоник). Таня, накорми мишку маленькой деревянной ложкой (есть еще маленькая металлическая ложка)» и т. п.
Эффективны в работе с детьми третьего года жизни и дидактические упражнения типа «Кто что делает?», которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие, ребенок (по заданию воспитателя) воспроизводит его с помощью реальных предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, девочка баюкает куклу, мама стирает в тазу белье, повар пробует суп, который варится в кастрюле (картинки готовятся заблаговременно). Такие упражнения удовлетворяют потребность ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.
С детьми этого возраста на специальных занятиях рассматривают настенные картины. Это способствует накоплению и уточнению представлений об окружающем.
Разработаны специальные серии картин по ознакомлению детей с окружающим. В них входят предметные и сюжетные картинки, а также настенные картины. В первой младшей группе проводятся занятия по следующим сюжетным картинам: «Игра с куклой», «Дети играют в кубики» (авторы В. Езикеева, Е. Радина), «Спасаем мяч», «Катаем шары» (автор Е. Батурина).
Ребенка двух лет следует продолжать учить играть с куклой. В этих целях можно использовать игры «Поможем кукле собраться на прогулку (раздеться после прогулки)», «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Споем кукле колыбельную», «Покажем кукле картинки» и др. Такие игры дают ребенку возможность ощутить себя в положении другого, переживать его радости как свои.
Явления общественной жизни
Дети испытывают интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, родной стране, труду взрослых. Воспитатель, знакомясь с детьми, должен провести индивидуальные беседы с каждым ребенком о членах его семьи, о нем самом («Как тебя зовут? А как ласково называет тебя мама? Кто еще с тобой живет?» и т. п.). Особое внимание необходимо обратить на то, что ребенок живет в доме или квартире вместе с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Например, к ребенку приходит собачка Пушок, сообщает, что живет в семье, называет имена членов свой семьи, затем предлагает ребенку назвать членов своей семьи и их имена. Таким образом Пушок выясняет, с кем живет ребенок.
Воспитанию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей способствуют дидактические игры и упражнения типа «Как помочь маме», «Как развеселить маму», «Как пожалеть бабушку», «Чем порадовать папу» и т. д.
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения. Начать лучше с раздевальной комнаты, затем пройти в групповую, спальную и умывальную. Эффективны в работе с детьми упражнения на ориентировку в помещениях своей группы и на участке детского сада типа «Кто быстрее найдет свой шкафчик», «Где у нас умывальная, спальная комнаты?», «Поиграем с куклами в игровом уголке» и т. д.
Необходимо формировать у детей чувство симпатии к сверстникам, в процессе выполнения упражнений «Улыбнись Кате», «Поиграй с Сашей», «Пожалей Колю», «Обними Таню» следует подвести их к пониманию того, что нельзя драться и обижать других детей.
Детям этого возраста трудно представить город (поселок), улицу, запомнить их названия, так как их жизнь ограничивается домом (квартирой), детским садом. Поэтому им только напоминают названия города (поселка), улицы.
В первой младшей группе начинают пробуждать интерес к труду близких взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек). Например, на занятии «Мамы дома – повара» детям дают представление о том, что мама трудолюбивая, умелая, заботливая, готовит еду для всей семьи.
Приведем примерные конспекты игр-занятий.
Игра-занятие «Каша Сороки-белобоки»
Цель. Познакомить детей с процессом приготовления рисовой каши, дать им сравнить сухой рис и рис в каше.
Материал. Горшок (кастрюля) с рисовой кашей. Одноразовые тарелки и ложки (по количеству детей). Сухой рис, пакет молока, масло, сахар, соль.
Предварительная работа. Рассказы воспитателя о кашах. Чтение русских народных потешек «Сорока, сорока», «Сорока-белобока».
Ход занятия
Воспитатель читает детям потешку «Сорока, сорока», показывает им сороку(крупную иллюстрацию Ю. Васнецова). Педагог, а следом за ним и дети ведут с сорокой следующий разговор:
– Сорока, сорока, кашку сварила?
– Сварила.
– Нас кашкой угостишь?
– Угощу, если угадаете, какая кашка в моем горшочке.
– А ты крышку открой, мы кашку и увидим.
– Нельзя. Кашка еще упревает, силу набирает. Чуть-чуть потерпите да на стол поглядите. Что вы видите?
Дети называют: молоко, масло, соль, сахар.
– А на подносе что? – уточняет педагог и предлагает детям потрогать, помять в пальцах рис.
– Рис белый, толстенький, твердый, жесткий, – говорят дети.
– Такой рис будете есть? – спрашивает воспитатель.
– Не будем, рис надо сварить, – отвечают дети.
– Вот сорока рис и сварила, – продолжает разговор воспитатель. – Налила в горшочек молока, вскипятила его. Рис промыла, затем в кипящее молоко опустила, добавила немного соли и сахара. Варится каша, рисинки молоко глотают, толстеют, набухают. А сорока в горшочек еще и масла добавила. Каша с маслом – объедение!
Младшей подгруппе детей педагог показывает все перечисленные действия (кроме кипячения). Дети старшей подгруппы слушают рассказ без показа действий.
Педагог снимает крышку с горшочка (кастрюли), вдыхает запах каши и говорит: «Упрела, уварилась рисовая каша. Берите ложечки, тарелочки – пробовать будем. Саше дала, Оле дала, Коле дала и т. д.». Накладывает кашу в тарелочки, дети пробуют ее и подтверждают, что рисинки стали толстенькими, мягенькими, вкусными; благодарят сороку за угощение, просят ее сварить манную, пшенную и гречневую каши.
Игра-занятие «Мамы дома – повара»
Цель. Помочь детям понять, как важен труд мам по приготовлению еды для семьи, какие вкусные блюда (кушанья) они готовят.
Материал. Фотографии, на которых запечатлены мамы детей группы за работой на кухне. Сорока-белобока.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям сороку-белобоку (игрушка или иллюстрация) и читает потешку:
Как у наших ворот
Собирается народ.
Птица прилетела,
На заборчик села.
У самой белы бока
Да черна голова.
Это…?
(Сорока)
Педагог спрашивает: «Сорока, сорока, будешь нашим деткам кашу варить?».
– Не буду, – отвечает сорока, – я прилетела узнать, что варят, жарят, пекут ваши мамы дома.
Дети по очереди подходят к столу воспитателя, берут фотографию мамы, рассказывают, что на ней запечатлено. Например, первый ребенок показывает фотографию и рассказывает: «Это моя мама. Она варит суп из капусты, лука, моркови, картошки». «Димина мама варит суп из овощей: капусты, лука, моркови, картошки – овощной суп», – поясняет воспитатель и спрашивает: – А чья мама варит вкусный борщ? Щи? Гороховый суп? Уху? А кто какие супы любит?». Педагог заслушивает ответы детей, дополняет их.
Затем воспитатель приглашает к столу следующего ребенка. Он показывает фотографию, на которой его мама жарит картофель. «А кто из вас дома лакомится жареной картошкой? – интересуется педагог. – Что еще можно жарить на сковороде?». (Блинчики, котлеты.)
Педагог вызывает к столу следующего ребенка, который показывает фотографию, на которой он и его мама делают пирожки. «Вкусные вы испекли пирожки? – спрашивает воспитатель. – А с чем были пирожки? С какой начинкой? У кого из вас дома пекут пироги? Что еще можно испечь?». (Булочки, ватрушки, печенье, торт и т. д.)
Сорока восхищается мамами малышей: «Замечательные у вас мамы, они трудятся и на работе, и дома. Дома варят, жарят, пекут. Они умеют готовить разные и очень-очень вкусные блюда для всей семьи. Сегодня я многому научилась у ваших мам. Теперь я тоже буду для своих детишек-сорочат разную вкусную еду готовить».
Фотографии мам-поваров выставляются на мольберте, дети рассматривают их, рассказывают, что на них изображено, воспитателю и друг другу.
Необходимо обращать внимание дошкольников на наиболее характерные трудовые операции и результат труда помощника воспитателя. «Ольга Сергеевна вымыла посуду – наши тарелки, чашки стали чистыми», – говорит воспитатель, подводя итог совместному наблюдению.
Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа «Узнай и назови» (орудия труда и трудовые действия мамы, помощника воспитателя), «Для чего нужны эти вещи?» (пылесос, веник, полотенце, тарелки, совок; иголка, нитки, ткань, ножницы; кастрюля, ложка, чашка, плита и т. д.).
Вторая младшая группа
(от трех до четырех лет)
Предметное окружение
Во второй младшей группе продолжают расширять знания детей о предметах домашнего обихода, развивают умения выделять их существенные и несущественные признаки, дифференцировать и группировать предметы.
Необходимо упражнять детей в назывании предметов, продолжать знакомить с их функциями – способом использования (резать, жарить, варить), назначением (способностью предметов удовлетворять потребности человека), строением (у автомобилей впереди кабина, сзади кузов). Детей продолжают учить различать материалы (глина, бумага, ткань, дерево), выделять их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий, рвется, мнется, ломается). Важно научить их различать величину предметов (большой, не очень большой, маленький), их цвет; вес (легкий, тяжелый), ориентироваться во времени (сейчас, потом, после обеда), в пространстве (высоко, далеко, близко).
Ребенок уже способен понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда – это то, из чего едят и пьют. Поэтому его начинают учить группировать предметы по способу употребления, подводят к пониманию слов с обобщенным значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Так, они часто называют незнакомый предмет известным им собирательным существительным: «Это салатница называется посуда», «Папа купил большую мебель с зеркалом» (сервант) и т. п.
Особое внимание детей необходимо обращать на то, что одни предметы сделаны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы гигиены и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки и т. п.).
Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-занятий (см. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002), в основе которых лежат различные действия детей.
Серия «Игры-раскладки» («Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» и т. д.) направлена на определение предметов природного мира и предметов, созданных руками человека. Так, в игре «Помоги Незнайке» дети по просьбе любимого героя раскладывают предметы природного мира и предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»). Затем задача усложняется: требуется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор («Мяч положу в конверт с человеком, его сделали люди» и т. п.).
Серия «Игры-определения» («Что лишнее», «Назови, как использовать предмет» и т. д.) направлена на определение и различение цвета, величины, формы, веса, строения, функции. Дошкольников сначала побуждают назвать цвет, форму, функцию предметов; затем, например, в игре «Найди пару», задание усложняется: надо не только знать способ использования названного предмета, но и подобрать к нему другой с подобной функцией (шкаф – кровать; тарелка – блюдце и т. д.). Эта задача требует опоры на прежний опыт использования предметов.
Детей продолжают знакомить с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина), в процессе действий с ним, то есть позволяют его ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать. Для этого целесообразно создавать ситуации выбора материала для игры, например, необходим твердый, прочный материал – заменитель стола, стула, кровати. Дети при участии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют их, решают творческую задачу («Какой материал выбрать?») с помощью следующих действий: гладят поверхность (гладкие); мнут (не мнется только дерево); разрывают (не рвется только дерево); тянут за края в разные стороны (не нарушается целостность только дерева); кладут в воду (намокают бумага и ткань) и т. д. В результате выбирают дерево.
Разработана также серия «Игры-занятия с элементами опыта, эксперимента» («Деревянный брусочек», «Что лучше, бумага или ткань?», «Бантик из бумаги и ткани», «Послушная глина», «Подарки для медвежонка», «Что из дерева?» и т. д.). Например, в игре-занятии «Бантик из бумаги и ткани» воспитатель показывает детям куклу Катю. Она грустная, не может завязать себе бантик; у нее много бантиков, но все они бумажные. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бумаги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бант. Все пробуют это сделать, но бумага рвется. Дети рассказывают все, что знают о бумаге; называют ее свойства (мнется, рвется, пачкается, намокает) и советуют Кате сделать бант из ткани; рассказывают о достоинствах ткани, выполняют действия с тканью (завязывают, мнут, опускают в воду, разглаживают) и наконец убеждают Катю сделать бант из ткани. Кукла Катя благодарит детей за то, что они хорошо и понятно рассказали ей о бумаге. Теперь она знает, что из бумаги нельзя сделать бантик, бумага мнется и рвется, бумажный бант нельзя стирать. «Кате очень понравился бантик, который мы сделали из ткани. Она запомнила, что ткань можно стирать и гладить», – говорит педагог. Дети прощаются с куклой Катей.
В игре-занятии «Послушная глина» в гости к детям приходит кукла Маша. Она рассказывает, что на день рождения ей подарили глину, а что с ней делать – она не знает. Дети проявляют желание помочь Маше. Все берут по кусочку глины и пробуют помять ее в руках (мнется); отрывают кусочек от целого куска (отрывается), делают из него колбаску, раскатывают в ладошках (раскатывается, принимает разные формы). Дети делают вывод: глина послушная, из нее, как и из пластилина, можно вылепить разные предметы. Они лепят из глины баранки и дарят их кукле Маше. Кукла благодарит ребят за подарки.
Приведем пример игры-занятия по ознакомлению детей с тканью.
Игра-занятие «Вот какая мама – золотая прямо!»
Цель. В процессе познавательных действий познакомить детей с тканью и ее свойствами.
Материал. Кукла, одежда для куклы (белая сорочка, чулочки, красное в горошек платье, туфли).
Ход занятия
Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что она только проснулась, ее надо одеть и обуть; спрашивает: «Что надеть? Во что обуть?» – и читает стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама»:
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка.
Педагог подзывает одного из ребят, просит помочь надеть на куклу сорочку, спрашивает, из какой ткани она сшита. (Мягкой, белой.) Ребенок дает пощупать ткань сорочки другим детям.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки!
Педагог приглашает другого ребенка, дает пощупать чулочки (носочки, колготки), предлагает дать пощупать их другим детям.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Приглашает следующего ребенка пощупать ткань платья, предлагает сделать это остальным детям.
Вот как мама угодила —
К маю дочку нарядила.
Вот какая мама —
Золотая прямо!
В заключение воспитатель задает детям вопросы: «Кого вы одели? (Куклу.) Что надели? (Платье, сорочку, чулочки.) Из чего сделана одежда? (Из ткани.) Ткани одинаковые на ощупь? (Нет, жесткие и мягкие.)»
Восприятию и усвоению представлений о предметном мире, овладению способами действий способствуют игры серии «Алгоритмические игры», направленной на формирование у детей умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.
В алгоритмические игры можно включать предметно-схематические действия, использовать следующие наборы карточек:
1. Природный или рукотворный мир. На карточке нарисованы дерево (лягушка или бабочка) и человек.
2. Цвет. На карточке изображены цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой формы, тогда внимание детей концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» и «форма».
3. Форма. На карточке изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
4. Величина. На карточке нарисованы два предмета контрастной величины.
5. Вес. На карточке изображены два контрастных по весу предмета.
6. Материал. На карточке наклеены квадратики из различных материалов (дерево, ткань, бумага, глина).
7. Части (строение) предмета. Они изображены раздельно (например, детали игрушки).
8–9. Обобщение. На восьмой карточке нарисованы несколько предметов, выполняющих разные функции (стул, часы, кисточка, мыло, шапка и т. д.). На девятой карточке нарисованы разные сюжеты (девочка в ванной комнате, девочка рисует и т. д.), требующие обобщения предметов по назначению (например, удовлетворяющих потребности в игре или труде и т. д.).
10. Действия с предметом. На карточке изображены кисти рук.
В ходе каждой игры используется соответствующая карточка, например, в процессе игры «Какой величины предметы» используется карточка «Величина». Дети рассматривают различные по величине предметы.
Если дети хорошо усваивают определенные признаки предметов, то постепенно в игру можно вводить две–три карточки для описания одного предмета. Умение обследовать предмет по карточкам («волшебным» подсказкам) закрепляется в алгоритмических играх: «Помоги маме напоить Мишку», «Кто больше», «Найди такой же», «К нам в гости пришел Петрушка». В ходе игр разрешается пользоваться «волшебными» подсказками; дети обследуют предмет по заданному алгоритму (пиктограмме).
Планируя дидактические игры и упражнения, подводящие к пониманию родовых понятий, следует предусмотреть разнообразные задания:
«Что в коробке?». Дети по одному подходят к столу воспитателя, достают из коробки предмет, называют и характеризуют его: «Это шубка куклы Маши. Она меховая, коричневая». Когда в коробке ничего не остается, воспитатель раскладывает вещи и подводит итог: «В коробке лежала одежда: шубки, пальто, платья, костюмы, брюки. Все эти вещи мы надеваем на наших кукол» (среди предметов одежды должны быть и такие, названия которых дети путают: шуба – пальто – плащ, брюки – шорты и т. п.).
«Куда что положить?» («Магазин»). В коробке лежат одежда, обувь, посуда для кукол. Вынув предмет из коробки, ребенок называет его и говорит, куда надо поместить эту вещь (одежду повесить на «плечики», обувь поставить на специальную полочку; посуду – на большой поднос), объясняет: «Поставлю чашку на поднос; туда, где стоит посуда». Среди предметов должны быть два–три, названий которых дети не знают.
Конец ознакомительного фрагмента.