Вы здесь

Реальная виртуальность. Глава 4. Реальность. Дом (О. А. Палёк)

Глава 4

Реальность. Дом

Оказавшись дома, Тонни прежде всего проверил все системы охраны. Ни замки, ни контактные и бесконтактные датчики не сообщали о несанкционированном проникновении за последние несколько лет. Тем не менее, агенты были здесь, не виртуально же он арестован. Значит, проникновение совершено посредством нападения на его домашний компьютер. Тонни решил дотошно проверить его – может быть там остались следы.

Активизировав систему, он как ни в чем не бывало занялся повседневными делами. Однако параллельно предельно напряг мыслительные способности. Своим мозгом Крэг гордился больше всего. Когда-то он не был Тонни Крэгом. Он был человеком, имя которого до сих пор известно почти всей стране. Легендарным Виртуалом.

Еще когда он работал в компании самообучающихся алгоритмов "Лидея и К" (в просторечии «Клэва Инк», по основному рекламному лозунгу «Be clever»,[15] он испытывал все технологии на себе.

Отцы-основатели корпорации, видя всеобщее подавление человеческого мышления машинным и боясь интеллектуального вырождения человечества, развивали технологию, которая не подавляла бы его мышление, а развивало его, выводя на новую ступень. Идея, не очень подходящая для коммерческой корпорации, поэтому она и не реализована. Зато «отходы производства» принесли корпорации невиданную славу. Основа такой технологии – прямое чтение/запись/стирание/наводка информации в клетках мозга. Тут и мгновенная передача знаний, и банк знаний, и перевоспитание преступников, и лечение психических больных. Ну и, конечно, индустрия развлечений. Возможность прямой наводки ощущений на мозг клиента открывало прямо-таки необозримые перспективы. И тут в дело вступили корпорация «Интегрированные системы развлечений», в просторечии «Бизи Инк», из-за их основного рекламного лозунга: «Будь проще»,[16] «Развлекайся», «Забудь о реальности». Это ее автономные, коллективные, сетевые системы «прямых ощущений» наводнили рынки и вытеснили практически все остальные варианты развлечений. Наиболее мощные из них давали ощущение рая, быстро приводили к истощению и были запрещены. Но более слабые генераторы использовались практически повсеместно, даже в тех сетевых приключениях, в которых участвовал Тонни.

Более глобальным, по мнению Тонни, но не замеченным широкой общественностью, было изобретение самообучающихся алгоритмов.[17] В той или иной степени такие алгоритмы существовали на заре компьютеризации. Но количественный рост мощности и применение гипернейрокомпьютеров привели к качественному скачку – компьютеры научились программировать лучше, чем человек. А поскольку страна давно ничего не производила, кроме информации (материальным производством занимались более отсталые, по мнению обывателя, страны), это означало полную безработицу. Нет, официально все работали. Но это был только контроль и чистая синекура. Уже давно в огромном хозяйстве информационных ресурсов не мог разобраться не только один человек, но все институты, вместе взятые. Все алгоритмы автоматически обновлялись со скоростью, недоступной для человеческого контроля.

Тонни предвидел эту ситуацию еще много лет назад. Он сразу отказался получать готовые знания с записей и вообще забивать мозги чем-то готовым, а пытался совершенствовать сам мозг. Можно сказать, что он был фанатом идей отцов-основателей. Однако создание качественно другого мышления оказалось более трудной задачей, чем изобретение прямой записи в мозг. Кроме того, когда Тонни кое-чего добился, он понял, что его возможности никому не нужны.

Стандартный человек рождался «из пробирки», развлекался до определенного возраста, а после быстрого получения стандартного образования, получал доступ к стандартным же развлечениям взрослых. Кроме этого, ему ничего и не нужно – синтетическая пища почти ничего не стоила, предметы первой необходимости – и того меньше.

Правительство легко управляло совокупностью стандартных людей, легко предсказывая их потребности, наклонности и пр. А компьютеры изобретали все новые и новые развлечения. Такие, как Тонни, никому не нужны. Стандартного обывателя ситуация устраивала более чем, правительство просто боялось людей, зовущих к изменениям. Во всяком случае, так считал Тонни. Будучи не последним человеком в корпорации, он пытался влиять на ситуацию «сверху», однако столкнулся с чрезвычайно мощным отпором. Более того, едва избежал смерти.

Крэг сжал рукой виски. Воспоминания о том периоде будоражили и его и мешали рациональному мышлению. Кто-то пожертвовал своим положением, а может быть, и жизнью, чтобы он остался жив. Возможно, они надеялись, что именно он сможет противостоять нашествию упрощенных удовольствий. Но он просто струсил, изменил все свои данные, исчез, растворился… Теперь – он Тонни Крэг, рядовой безработный программист. Без ответа остались вопросы о том, кто добивался его смерти, кто его спас, кто за этим стоял… Он вообще потерял вкус к жизни, к деятельной жизни.

Несколько лет его не беспокоили ни налоговые органы, ни выборщики, не рекламщики – для всего мира он не существовал. И вот – агенты. Вероятнее всего, они не знают, кто он на самом деле, потому что иначе он был бы слишком ценен. Однако непонятно, зачем он понадобился. С рациональной точки зрения, ущерб от него минимальный. С иррациональной – со стороны чувств – он тем более никому не нужен – в существующем предельно индивидуалистическом обществе вообще никто никому не нужен. Надежда на то, что это было случайностью, развеивалась по мере того, как Тонни искал следы. Свой компьютер он знал хорошо и легко подключился к нему напрямую. Пока тот выполнял рутинную работу по сбору новой информации, Тонни тщательно исследовал все закоулки. Конечно, следы остались. Но они тщательно замаскированы, обнаружить которые он смог, точно зная, что проникновение было. Значит, работали профессионалы. Большие профессионалы, чем он. Интересно. Тонни почувствовал давно забытое чувство уязвленной гордости. Значит, придется забыть о попытках уничтожения памяти о себе и заняться порученной работой.

Кстати, о работе. Крэг активизировал блок, переданный из Особого Отдела. Так он и думал. Хакерская группа. Агентурные данные. Сведения о противоправной деятельности. Как обычно, чиновники получили сведения о криминале, но не могут найти доказательства. Грязную работу по их сбору, очевидно лучше свалить на кого-нибудь другого. Странно-странно. Если Карнавел так крут, как себя ставит (но ведь собрал же он компромат на него), то ему не представляет трудности взять этих, очевидно более слабых хакеров. Или компромат собирал не он, или это не просто хакеры. Или здесь куда более серьезная игра…

Пневмочта глухо щелкнула и на лоток выкатилась посылка-ланч, автоматически присылаемая ему из магазина готовых обедов. Откусив добрый кусок синтетической пиццы и прихлебывая колу, Тонни начал изучать досье на членов группы.

Дженни. 25 лет. Администратор нескольких крупных серверов. В группе занимается поставкой закрытой информации о Сети. Очень умна, спокойна. Не замужем. Есть неподтвержденные сведения, что является членом Сопротивления.

Тонни повертел стереофотографию и пожалел, что не было голограммы в полный рост – весьма недурна собой.

Лер. 28 лет. Официально безработный. Неофициально не гнушается никакими заработками, в основном занимается мелкими, в том числе и не электронными кражами. Замечен в употреблении наркотиков. Член нескольких групп киберпанков,[18] однако в экстремистских действиях не замечен. Активный проповедник идей Новой Церкви. Не женат.

Смит Кронштейн, более известный как Командор. Тренер городской команды по армреслингу. В группе занят в основном физическим прикрытием операций. Имел множество конфликтов с законами об Охране Информации. 32 года. Женат, имеет двоих детей.

Руководителем группы является человек, которого они называют «Супервизором».[19] Очень загадочная фигура. Во всяком случае, никаких достоверных сведений о нем особый отдел не имел.

Предполагаемым членом этой группы и многих других является так называемый «Призрак», или «Человек со множеством лиц», легендарная сетевая личность, о котором известно все, а на самом деле неизвестно, про него ли это известно.

Так. Собственно задание. Внедрение, сбор сведений. Особый упор делать на выяснение контактов с Сопротивлением и сведений о руководителе. Ясно. Тонни активизировал почтовый сервис и надиктовал послание:

Командору.

Сообщение на частоте 2600.[20]

Весьма наслышан о ваших способностях. Ищу работу по соответствующему профилю.

Тонни.

Крэг послал сообщение и переключился на Игру.