Вы здесь

Реализация системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования. 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ...

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для решения профессиональных задач к специалистам любой области предъявляют определенные квалификационные требования, которые должны быть учтены при разработке основной образовательной программы, включающей учебный план, программы учебных дисциплин и учебных, производственных, преддипломных практик, промежуточной и итоговой государственной аттестации.

Основными стратегическими задачами при проектировании образовательных программ системы непрерывного образования являются обеспечение расширения и углубления профессиональной компетентности, сформированной на предыдущем образовательном уровне, ее дальнейшего развития в соответствии с требованиями к общему уровню профессиональной компетентности, готовности к выполнению профессиональных задач в соответствии с квалификационными характеристиками.

Основными принципами формирования образовательных программ по сокращенным срокам обучения являются:

принцип завершенности образования – полная реализация требований Государственного стандарта соответствующего уровня образования;

принцип преемственности – содержание образования соотносится с предшествующим и последующим обучением.

При проектировании основных образовательных программ в системе непрерывного образования автомобильного профиля мы руководствовались сборниками нормативноправовых актов [31, 34, 35, 41, 42 и др.], использовали отечественный опыт и методологические рекомендации современных ученых и исследователей [8, 11, 12, 20, 27, 30, 50 и др.].

2.1. Учебные планы

В основе учебных планов, основными стратегическими задачами которых являются определение перечня дисциплин, практик, их последовательности и объемов, установление оптимального соотношения фундаментальной и профессиональной, теоретической и практической подготовки, аудиторной и самостоятельной работы, лежат квалификационные характеристики, определенные Государственным образовательным стандартом.

Проектирование и разработка учебных планов системы непрерывного образования автомобильного профиля основывались на следующих принципах:

принцип научности в выборе дисциплин – системный анализ позволил нам осуществить выбор дисциплин, наиболее полно отражающих современное состояние, перспективы развития науки и позволяющих сформировать у обучающихся научное мировоззрение, изучить методы научного познания, способы и методы восприятия новых знаний, усвоить закономерности познания действительности;

принцип системности – учебный план представлен комплексом избирательно включенных дисциплин, взаимодействия и взаимоотношения которых направлены на взаимосодействие достижению целей образовательной деятельности;

принцип полноты и целостности – достигается за счет федерального и регионального компонентов. «.. весь опыт передового отечественного и мирового высшего образования показывает, что ведущим методологическим принципом качественной подготовки специалистов является сочетание базового (единого для всех) и вариативного компонентов в содержании обучения» [1].

принцип связи теории с практикой – теоретические положения дисциплин, включаемых в учебные планы, рассматриваются как обобщение накопленного человеческого опыта, а затем в ходе практических и лабораторных занятий показывается, как законы, модели применяются на практике в производственной деятельности специалиста, то есть необходимо логическое сочетание теории и практики;

принцип последовательности – учебные дисциплины следуют одна за другой в логической последовательности изучаемой системы знаний, закономерностей возникновения и развития научных понятий;

принцип преемственности – содержание образования соотносится с предшествующим и последующим обучением;

принцип стабильности и вариативности – в учебном плане определенный набор дисциплин образует неизменное ядро, которое обеспечивает усвоение базовых фундаментальных знаний, отражающих понятия, терминологию, законы в данной сфере профессиональной деятельности. Включение выбранного нами набора дисциплин в вариативную часть учебного плана позволяет учитывать специфику региона, уровень развития автомобильной отрасли и современные тенденции производства в сфере профессиональной деятельности. Только единство инвариантного и вариативного компонентов может обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов.

принцип профессиональной направленности – реализация учебного плана в образовательном процессе направлена на формирование мотивов личности, ценностных ориентаций в области будущей профессиональной деятельности;

принцип проектно-деятельностного образования – в учебный план включены курсовые работы и проекты по тем дисциплинам, которые позволяют предусмотреть разработку проекта или решение конкретной задачи предприятия-заказчика, тем самым обеспечивается подготовка инновационно-ориентированного специалиста высокого класса на основе интеграции производства и высшего учебного заведения.

При разработке учебных планов в системе непрерывного образования мы учитывали тот факт, что показатели содержания высшего существенно отличаются от показателей среднего профессионального образования. Главные отличия состоят в соотношениях теоретической и практической, общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки. Если в среднем профессиональном образовании теоретическая и практическая части примерно одинаковы либо практическая часть незначительно превышает теоретическую, то в условиях высшего профессионального образования теоретическая часть существенно превышает практическую. Кроме того, в среднем профессиональном образовании в рамках всех циклов обучающиеся изучают лишь основы дисциплин, которые имеют прикладной характер. Высшее же профессиональное образование характеризуется достаточной степенью универсальности.

Мы учитывали, что сокращение сроков обучения на уровне высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования возможно за счет:

– перезачета гуманитарных и социальноэкономических, математических и общих естественнонаучных, близких по содержанию общепрофессиональных дисциплин;

– увеличения доли самостоятельной работы;

– уменьшения объема или переаттестации практик (полной или частичной) при сохранении продолжительности преддипломной практики.

Рассмотрим структуру и содержание обучения в системе непрерывного образования автомобильного профиля на примере реализации следующих образовательных траекторий:

1. Общее полное образование высшее профессиональное образование (специалитет).

2. Среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование (сокращенные сроки обучения) (специалитет).

Первую образовательную траекторию (Общее полное образование высшее профессиональное образование) рассмотрим на примере 11 класса общеобразовательной школы – Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт) (специалитет).

На основе анализа государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 653300 «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» [15], который определяет требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по этому направлению, сроки освоения основной образовательной программы, а также требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы к уровню подготовки дипломированного специалиста, и примерного учебного плана, составленного Министерством Образования РФ, был разработан учебный план по направлению подготовки дипломированного специалиста 653300 «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» по специальности 230100 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» (Приложение 5), особенности которого заключались в следующем:

1. В соответствии с рекомендациями Координационного совета по транспортному образованию и науке Министерства образования РФ мы сохранили в учебных планах ВПО в полном объеме позиции Федерального компонента всех циклов, указанные в примерных учебных планах ВПО.

2. Для решения задач, связанных с духовнонравственной сферой личности, с формированием общей культуры, социально-личностной компетентности выпускников автомобильного профиля, мы включили в гуманитарный цикл дисциплины с учетом специфики нравственного воспитания специалиста соответствующего профиля.

3. С целью формирования абстрактного мышления, творческого воображения и познания основ, методов, способов научного исследования мы дополнили цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин дисциплинами научно-регионального (вузовского) компонента.

4. Цикл общепрофессиональных дисциплин дополнен дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента, позволяющими учесть специфику Камского региона, предприятий-заказчиков к выпускникам автомобильного профиля. Главным конструктором ОАО «КАМАЗ», директором Научно-технического центра Д.Х. Валеевым, главным технологом ОАО «КАМАЗ», директором Технологического центра Р.Х. Хисамутдиновым были сформулированы требования к компетентности выпускников автомобильных специальностей, что позволило нам определить дисциплины, изучение которых направлено на формирование требуемых компетенций, и включить эти дисциплины в научно-региональный (вузовский) компонент учебного плана.

5. Каждый цикл учебного плана дополнен дисциплинами по выбору, позволяющими сформировать знания и навыки, которых требуют предприятия-заказчики, в частности ОАО «КАМАЗ» [43]. Эти дисциплины представлены в таком количестве, чтобы студенты могли обоснованно и реально выбирать.

Структура и содержание обучения на уровне высшего профессионального образования представлена следующим образом:

1. Цикл ГСЭ, который должен состоять из 11 базовых дисциплин, сформирован следующим образом:

Федеральный компонент: «Иностранный язык», «Физическая культура», «Отечественная история», «Философия» – определены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в качестве обязательных; «Экономика» – включена по усмотрению вуза в соответствии с примерным учебным планом;

Национально-региональный (вузовский) компонент: «История Татарстана», «История цивилизаций»;

Дисциплины по выбору: «Русский язык», «Культурология», «Психология и педагогика», «Социология», «Политология и правоведение» (объединены два междисциплинарных курса «Политология» и «Правоведение» при сохранении минимума содержания).

2. Цикл ЕН сформирован следующим образом:

Федеральный компонент: «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Экология» – определены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в качестве обязательных;

Национально-региональный (вузовский) компонент: «Основы научных исследований».

Дисциплины по выбору: «Математическое моделирование», «Машинная графика».

3. Цикл ОПД сформирован следующим образом:

Федеральный компонент: «Начертательная геометрия. Инженерная графика», «Механика», «Гидравлика», «Материаловедение. Технология конструкционных материалов», «Электроника и электротехника», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Безопасность жизнедеятельности» – определены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в качестве обязательных;

Национально-региональный (вузовский) компонент: «Управление техническими системами».

Дисциплины по выбору: «Новые информационные технологии в автосервисе и на автомобильном транспорте», «Системы автоматизированного проектирования».

4. Цикл СД сформирован следующим образом:

– «Основы работоспособности технических систем», «Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий», «Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок», «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов», «Технология и организация восстановления деталей и сборочных единиц при сервисном сопровождении», «Эффективность, экономика сферы сервиса и основы предпринимательства», «Основы маркетинга в сфере сервиса» – определены государственным образовательным стандартом;

– В соответствии с примерным учебным планом без изменения введена дисциплина отраслевой компоненты «Введение в специальность»;

– Дисциплины отраслевой компоненты «Системы, технологии и организация услуг в автомобильном сервисе», «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса», «Менеджмент в автосервисе», «Организация государственного учета и контроля технического состояния автомобиля» введены с незначительным уменьшением общего количества часов примерного учебного плана (в пределах 10 %);

– Дисциплины отраслевой компоненты «Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса», «Типаж и эксплуатация гаражного оборудования» – введены с незначительным увеличением общего количества часов примерного учебного плана (в пределах 10 %).

5. Цикл ДС сформирован следующим образом: «Технология и организация фирменного обслуживания и материально-техническое обеспечение в автосервисе», «Кадровое обеспечение системы автосервиса и фирменного обслуживания», «Техническая эксплуатация современных двигателей», «Техническая эксплуатация трансмиссии, ходовой части автомобилей и систем, обеспечивающих безопасность движения», «Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов автомобилей», «Технология и организация торговли автомобилями, запасными частями и автопринадлежностями» – определены вузом.

6. Цикл ФД сформирован следующим образом: «Организационно-производственные структуры предприятий автосервиса», «Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте», «Правила дорожного движения и вождение автомобиля» определены вузом.

Таким образом, обучение по указанной образовательной траектории соответствует классической подготовке специалиста, согласно которой обучение происходит по следующей схеме:

– фундаментальные дисциплины – изучаются естественнонаучные дисциплины;

– общепрофессиональные дисциплины – изучаются инженерные дисциплины;

– специальные дисциплины.

Вторую образовательную траекторию (Среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование (сокращенные сроки обучения)) продемонстрируем на примере «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (среднее профессиональное образование) – 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт) (сокращенные сроки обучения).

Конец ознакомительного фрагмента.