Вы здесь

Реализация системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования. 1. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ...

1. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка и реализация интегрированной системы подготовки и переподготовки кадров для автомобильной отрасли, осуществляемая в соответствии с основными положениями, отраженными в нормативно-правовых актах РФ [17, 19, 22, 23, 24-26, 28, 29, 32, 34-37], ориентирована на выполнение профессионального заказа на подготовку профессионально компетентных специалистов разного уровня квалификации со сформированной корпоративной культурой и высокой конкурентоспособностью.

Основными условиями реализации модели системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования являются:

системообразующие условия: цель совместной деятельности педагогов, работодателей и обучающихся, направленная на гармоничное развитие личности, его самоопределение и создание условий для саморазвития;

общие условия: социальные, экономические;

специфическиеусловия: материальные возможности образовательных учреждений, оборудование учебно-воспитательного процесса; кадровый состав; взаимодействие научно-образовательной среды и бизнеса; характер морально-психологической атмосферы в коллективах педагогов и обучающихся;

временные условия: взаимосвязанность периодов, обусловленных введением образовательных уровней. Каждая ступень образования решает свои, присущие ей задачи, но вся деятельности подчинена основной цели – развитию личности обучающегося.

Конкурентным преимуществом ФГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (ИНЭКА) является накопленный за четверть века опыт в подготовке специалистов для автомобильной отрасли. Широкий спектр специальностей для подготовки техников, инженеров, маркетологов, дизайнеров, экономистов, обеспечивающих весь жизненный цикл автомобильной техники, дает возможность самоопределения и выбора учащимися образовательной траектории с учетом будущего вида профессиональной деятельности.

Система непрерывного образования при подготовке специалистов автомобильного профиля представлена в следующих основных контурах:

подготовительныйэтап – формирование ключевых компетенций на старшей ступени среднего (полного) общего образования;

подготовкаспециалиста в системе профессионального образования – формирование профессиональной компетентности специалистов в рамках выполнения профессионального заказа на подготовку работников разного уровня квалификации;

послевузовскоепрофессиональное совершенствование – включает послевузовское профессиональное образование и профессиональное совершенствование.

Структура педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования представлена следующими уровнями (таблица 1.1):

общее полное образование – реализуется в общеобразовательных учреждениях города, в том числе ведущих профильную подготовку, а также в автомеханическом колледже при автомеханическом факультете ИНЭКА;


Таблица 1.1

Этапы, объекты, субъекты непрерывного образования


начальное, среднее профессиональное образование – реализуется в автомеханическом колледже при автомеханическом факультете ИНЭКА;

высшее профессиональное образование – реализуется на автомеханическом факультете и представляется следующими ступенями:

– двухуровневая система – бакалавриат и магистратура, моноуровневая – специалитет;

послевузовское профессиональное образование – реализуется в аспирантуре и докторантуре;

профессиональноесовершенствование – реализуется на факультете повышения квалификации, связано с углублением существующей или приобретением новой специализации.

Перечисленные составляющие объединены в педагогическую систему на принципах единства, централизации и автономии, при этом наряду с независимостью образовательных учреждений различного образовательного уровня реализована взаимосвязь учебно-методического обеспечения образовательного процесса (учебные планы, рабочие программы, квалификационные характеристики и т.д.).

Охарактеризуем основу системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования –профильные инженерные классы общеобразовательных школ города.

Создание единого образовательного кластера «школавуз» на базе ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» и сети профильных классов школ города Набережные Челны в рамках «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [21], утвержденной Министерством образования РФ в феврале 2002 г., и принятого Правительством РФ постановления «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», направлено на формирование «…системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, адаптации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии» [33] и осуществлено на основе разработанного «Положения о профильном инженерном классе».

Профориентационные беседы, проводимые в школах, направлены на создание максимально благоприятных условий, процессов и механизмов для осознанного профессионального самоопределения учащихся. Темами таких бесед являются «Пути получения профессионального образования», «Условия поступления в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования».

Большую роль в профориетационной работе играет организация трудовой деятельности в каникулярное время (совместно с Центром занятости населения), проведение встреч с родителями – представителями той или иной сферы профессиональной деятельности, организация и проведение тренингов, деловых игр.

По результатам входного тестирования выявляются склонности к тому или иному виду деятельности, а также исходный общий уровень подготовки и интеллектуального развития учащихся.

Системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в профильных классах выступает разработанная нами модель компетенций выпускника профильного класса, которая отражает специфику будущей профессиональной деятельности и содержит индикаторы уровней компетенций, т.е. конкретных поведенческих проявлений компетенций применительно к конкретной профессиональной сфере. Наличие модели выпускника профильного класса позволило построить образовательные программы, определить состав профильных курсов, соотносящихся с типовым набором профильных ЕГЭ и обеспечивающих формирование базовых компетенций выпускников, выстраивание траектории образования в соответствии с выбором направления дальнейшей профессиональной деятельности. Наряду с базовыми учебными предметами программа профильных инженерных классов включает подготовку по профильным предметам («Техническая механика», «Инженерная графика», «Устройство автомобиля», «Материаловедение»), которые не только знакомят учащихся с особенностями будущей профессиональной деятельности, общими способами деятельности, но и формируют опыт применения освоенных способов в реальной профессиональной деятельности. Профильные предметы дают возможность выявить склонности, возможности и способности к выбранному профилю.

Особая роль в повышении качества подготовки выпускников профильных классов и уровня подготовленности их к дальнейшему обучению отводится социальным партнерам (таблица 1.2).


Таблица 1.2

Участники профильного обучения и их функции




Разработка нормативной документации, регламентирующей права и обязанности участников процесса, профориентационная работа осуществляются при активном участии Управления образованием г. Набережные Челны, который выделил грант на реализацию представленного на Набережночелнинском образовательном форуме проекта по созданию профильных классов.

Совместно с подразделениями ОАО «КАМАЗ» разработана тематика экскурсий и мастер-классов по актуальным проблемам организации, которые проводятся специалистами для учащихся профильных инженерных классов с целью знакомства школьников с будущими профессиями (Приложение 1).

Результатами такой деятельности являются:

– сформированность мотивационно-ценностных показателей готовности учащихся к самоопределению (мотивы выбора профессии, адекватная самооценка, творческое отношение к труду);

– ориентированность учащихся в возможностях профессионального выбора;

– осознанный выбор будущей профессии;

– сформированные базовые компетенции, необходимые для дальнейшего успешного обучения выбранной специальности.

Таким образом, реализация единого образовательного пространства «школа-вуз» осуществлена в следующих направлениях:

– разработана нормативная документация, регламентирующая деятельность участников проекта;

– заключены договоры со школами-партнерами;

– разработан план работы ИНЭКА и ОАО «КАМАЗ» по проекту «ИНЭКА-КАМАЗ-ШКОЛЫ» (Приложение 2);

– разработаны и согласованы с Управлением образования города учебные планы профильной направленности (Приложение 3);

– организована предпрофильная подготовка учащихся 9-ых классов для дальнейшего обучения в профильных классах;

– разработана и реализуется программа «Работа с одаренными детьми» (Приложение 4);

– организованы научно-методические семинары для учителей по методике обучения базовым дисциплинам (математика, физика) под методическим руководством ведущих преподавателей ИНЭКА;

– закуплено необходимое программное обеспечение и оборудование;

– разработаны и утверждены рабочие программы, учебно-методические комплексы по профильным дисциплинам;

– внедрены новые методики обучения на основе проектного подхода и IT-технологий на базе ИНЭКА с привлечением профессорско-преподавательского состава;

– создана система управления качеством обучения в профильных классах: разработаны система психологического тестирования для выявления творческого потенциала учащихся предпрофильных и профильных классов, система профориентационного тестирования с целью проверки уровня сформированности представления о виде предполагаемой профессиональной деятельности, механизмы и инструментарии для объективного качественного и количественного мониторинга результатов творческой, образовательной и профессиональной деятельности учащихся на основе компьютерных тестовых технологий, технологии итогового контроля образовательных достижений учащихся на основе тестов в соответствии с требованиями к базовым компетенциям в модели выпускника профильных классов, система мониторинга результатов деятельности педагогов с целью своевременного принятия решения о ее корректировке.

Обучение в профильных инженерных классах позволяет осознанно сформировать профессиональную направленность, повысить уровни подготовленности и мотивации учащихся к дальнейшему обучению, сформировать базовые компетенции, необходимые для успешного освоения выбранной профессии, обеспечить условия для продолжения обучения в целевых группах ИНЭКА.

Рассмотрим реализацию системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования в следующем основном контуре – в системе профессионального образования. Этот контур характеризуется следующими уровнями профессионального образования: начальное, среднее, высшее профессионально образование, а также последипломное образование.

Рассмотрим реализацию системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования на примере одной цепочки интегрированной подготовки по нескольким профессиям начального профессионального образования, специальностям среднего и высшего профессионального образования.

С целью реализации системы непрерывного образования «школа–колледж–вуз–аспирантура» создан автомеханический колледж, в котором осуществляется подготовка по следующим профессиям начального профессионального образования:

– 190609 – Автомеханик (профессии слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по топливной аппаратуре, электрогазосварщик, водитель автомобиля);

– 190610 – Слесарь по ремонту автомобилей (профессии слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля);

– 190611 – Контролер технического состояния автомототранспортных средств (профессия контролер технического состояния автомототранспортных средств).

Обучение осуществляется на базе основного общего образования (на базе 9 классов) и среднего (полного) общего образования (на базе 11 классов).

Возможные образовательные траектории:

– после 9 класса → начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования (1 год);

– после 9 класса → начальное профессиональное образование с получением среднего (полного) общего образования (3 года);

– после 11 класса → начальное профессиональное образование (2 года).

Таким образом, на этом уровне реализуются поэтапные образовательные траектории:

– основное общее образование → среднее (полное) общее образование → начальное профессиональное образование;

– среднее (полное) общее образование → начальное профессиональное образование.

В дальнейшем выпускники могут продолжить свое образование и обучаться родственным специальностям по программам среднего и высшего профессионального образования по ускоренной форме обучения, повысить свою квалификацию либо получить новую специализацию на факультете повышения квалификации.

Автомеханический колледж ведет подготовку по следующим специальностям среднего профессионального образования:

– 190201 – «Автомобиле и тракторостроение» – квалификация выпускника: техник;

– 190604 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» – квалификация выпускника: техник;

– 190701 – «Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)» – квалификация выпускника: техник;

– 070602 – «Дизайн» – квалификация выпускника: дизайнер;

– 140603 – «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (на автомобильном транспорте)» – квалификация выпускника: техник;

– 100102 «Организация обслуживания в сфере сервиса» квалификация выпускника: менеджер.

Обучение осуществляется на базе основного общего образования (9 классов) и на базе полного общего образования (11 классов) в соответствии с нормативными сроками обучения государственных образовательных стандартов. Обучение на базе 9 классов ведется параллельно с обучением в школе. По окончании обучения в школе, после получения аттестата о полном общем образовании, студенты продолжают обучение в колледже, получая среднее профессиональное образование по выбранной специальности. Обучение на базе 11 классов ведется в аудиториях и лабораториях ИНЭКА профессорскопреподавательским составом академии.

Возможные образовательные траектории:

– после 9 класса → среднее профессиональное образование с получением полного общего образования и соответствующей квалификации (3 года 10 мес.);

– после 11 класса → среднее профессиональное образование с получением соответствующей квалификации (2 года 10 мес.);

– после начального профессионального образования → среднее профессиональное образование с получением соответствующей квалификации по сокращенным ускоренным программам.

Таким образом, на этом уровне реализуются поэтапные образовательные траектории:

– основное общее образование → среднее профессиональное образование;

– среднее (полное) общее образование → среднее профессиональное образование;

– начальное профессиональное образование → среднее профессиональное образование.

В дальнейшем выпускники могут продолжить свое образование, обучаясь родственным специальностям по программам высшего профессионального образования по ускоренной форме обучения, повысить свою квалификацию либо получить новую специализацию на факультете повышения квалификации.

Рассмотрим дальнейшую реализацию системы непрерывного образования на этапе высшего профессионального образования на примере специальностей, подготовка по которым ведется на кафедре «Сервис транспортных систем»:

– 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» (полная и сокращенная формы);

– 190500.62 «Эксплуатация транспортных средств» (подготовка бакалавров);

– 190500.68 «Эксплуатация транспортных средств» (подготовка магистров);

– 230400.68 «Информационные системы и технологии» (подготовка магистров).

Возможные образовательные траектории непрерывного образования:

после окончания 11 класса

• 190500.62 «Эксплуатация транспортных средств» (подготовка бакалавров, срок обучения – 4 года), затем обучение по одной из следующих магистерских программ:

o 190500.68 «Эксплуатация транспортных средств» (подготовка магистров);

o 230400.68 «Информационные системы и технологии» (подготовка магистров).

• 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» (подготовка специалистов, срок обучения – 5 лет), затем обучение по одной из следующих магистерских программ:

o 190500.68 «Эксплуатация транспортных средств» (подготовка магистров);

o 230400.68 «Информационные системы и технологии» (подготовка магистров).

после получения среднего профессионального образования по 190604 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с получением квалификации «Техник» →

• 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» (подготовка специалистов по сокращенным программам обучения, срок обучения – 3,5 лет), затем обучение по одной из следующих магистерских программ:

o 190500.68 «Эксплуатация транспортных средств» (подготовка магистров);

o 230400.68 «Информационные системы и технологии» (подготовка магистров).

• 190500.62 «Эксплуатация транспортных средств» (подготовка бакалавров, срок обучения – 3 года), затем обучение по одной из следующих магистерских программ:

o 190500.68 «Эксплуатация транспортных средств» (подготовка магистров);

o 230400.68 «Информационные системы и технологии» (подготовка магистров).

Специалисты и магистры подготовлены к обучению в аспирантуре при ФГБОУ ВПО «Камская государственная экономическая академия» по научным специальностям: 05.22.10 – Эксплуатация автомобильного транспорта; 05.04.02 – Тепловые двигатели; 05.05.03 – Колесные и гусеничные машины; 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.

Особая роль на различных образовательных уровнях отводится учреждениям, предприятиям и организациям автомобильного профиля. Социальное партнерство, инициатором и координатором которого при подготовке специалистов для автомобильной отрасли является ИНЭКА, осуществляется по нескольким направлениям:

1
. Допрофессиональная подготовка

– активное участие Управления образованием г. Набережные Челны в организации профильного обучения;

– организация экскурсий на предприятия ОАО «КАМАЗ» с целью знакомства с профессиями отрасли;

– заключение договоров с профильными предприятиями для получения учащимися рабочих профессий;

– проведение мастер-классов на профильных предприятиях; темами таких мастер-класов являются «КАМАЗ: Вчера, сегодня, завтра», «Молодёжная и социальная политика КАМАЗа», «Развитие карьеры, профессиональный рост в ОАО КАМАЗ»», «Продуктовая политика (модельный ряд)», «Составляющие успеха команды «Мастер» на гонках Дакар», «Международное сотрудничество КАМАЗа»и другие;

– организация научно-методических семинаров для учителей;

– создание системы управления качеством обучения в профильных классах.

2
. Начальное и среднее профессиональное образование

– формирование профессионального заказа на подготовку по востребованным профессиям и специальностям;

– формирование требований к профессиональной компетентности выпускников;

– организация и проведение всех видов практик для получения первичных профессиональных навыков.

3.
Высшее профессиональное образование

– совместная работа ИНЭКА и ОАО «КАМАЗ»по разработке профессиональных стандартов в области автомобилестроения с привлечением ресурсов Рособразования, других автомобильных вузов, ведущих подготовку в этой области: определение направлений бакалавриата и магистратуры, разработка алгоритма формирования профессиональных компетенций;

– сотрудничество ИНЭКА и ОАО «КАМАЗ» по подготовке кадров для подразделений работодателя: разработка основных образовательных программ на основе ФГОС и их учебно-методического обеспечения, проектов по профессиональным компетенциям и профессиональным стандартам с учетом перспективного развития ОАО «КАМАЗ» и мирового автомобилестроения; внедрение инновационных образовательных технологий, методов и приемов обучения; разработка и реализация непрерывной практики; участие студентов в опытно-конструкторских разработках и проектах.

– разработка ведущими специалистами подразделений ОАО «КАМАЗ» и согласование с вузом структуры и содержания специальных курсов и мастерклассов для студентов автомеханического факультета ИНЭКА;

– совместные программы повышения квалификации сотрудников ОАО «КАМАЗ» и ИНЭКА.

Особое место в социальном партнерстве имеет целевая подготовка студентов автомеханического факультета, которая призвана, во-первых, гарантированно обеспечить предприятия квалифицированными кадрами, отвечающими потребностям работодателя, во-вторых, повысить качество и профессиональную компетентность выпускников высшего учебного заведения, в-третьих, гарантировать выпускнику последующее трудоустройство и кратчайшие сроки адаптации [6].

При целевой подготовке, предназначенной для приобретения дополнительных знаний и навыков в определенной области, учебная программа, не нарушая фундаментальности профессиональной подготовки, строится в соответствии с потребностями предприятия-заказчика. Студенты, участвующие в данном процессе, наряду с дисциплинами, предусмотренными государственным образовательным стандартом по конкретной специальности, получают дополнительную теоретико-практическую подготовку для последующей трудовой деятельности на данном предприятии по определенному направлению. Выполнение курсовых и дипломных проектов по научно-практическим темам предприятий-заказчиков позволяет с одной стороны, выявить уровень подготовленности студента к решению практических производственных задач, с другой – принять участие в реальном производственном процессе. При такой организации подготовки специалистов предприятие имеет возможность контролировать качество профессиональной подготовки, а также обеспечить поэтапную профессиональную и социально-психологическую адаптацию будущего специалиста на предприятии, сделав его выбор места будущего трудоустройства осознанным и мотивированным.

В целях обеспечения предприятий автомобильной отрасли Камского региона и города Набережные Челны высокопрофессиональным, конкурентоспособным персоналом 07.05.2008 г. был заключен Генеральный договор о сотрудничестве между ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (ИНЭКА) и ОАО «КАМАЗ», после чего был заключен ряд договоров с подразделениями ОАО «КАМАЗ» на целевую контрактную подготовку специалистов.

В соответствии с данными договорами ИНЭКА взял на себя обязательства по формированию материальной базы (лабораторное оборудование, программное обеспечение, литература) для реализации целевой контрактной подготовки, а также по обеспечению условий для ее реализации.

Одним из направлений сотрудничества является формирование учебных групп для целевой подготовки. Это предполагает: со стороны вуза – решение организационных вопросов по проведению презентаций, собеседований и конкурсных отборов студентов подразделениями и предприятиями ОАО «КАМАЗ», со стороны ОАО «КАМАЗ» – непосредственное проведение указанных мероприятий. Как правило, целевой аудиторией являются студенты 4-5 курсов, принимающие участие в конкурсном отборе из расчета 3-4 человека на одно место, предлагаемое заказчиком.

Целевая подготовка реализуется на основе трехстороннего договора между вузом, предприятием и студентом, в котором оговариваются условия подготовки специалиста, прохождения им производственной и преддипломной практик, трудоустройства на время целевой подготовки и после ее окончания, а также другие детали взаимоотношений.

По заявке организаций-заказчиков ИНЭКА разрабатывает графики учебного процесса для целевой подготовки студентов, учебные планы целевой подготовки. Перечень дисциплин, объем теоретического и практического обучения по каждой из них, сроки изучения согласовываются с заказчиками и выпускающими кафедрами. К проведению занятий по утвержденным в двустороннем порядке учебным планам привлекаются как ведущие преподаватели профильных кафедр ИНЭКА, так и ведущие специалистыпроизводственники, которые разрабатывают рабочие программы дисциплин курсов, предусмотренных учебными планами целевой подготовки.

Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах в Научно-техническом (НТЦ) и Технологическом центрах (ТЦ) ОАО «КАМАЗ», начиная с 2008 года, была организована подготовка специалистов для данных подразделений. Были сформированы учебные группы по востребованным направлениям подготовки, составлены и согласованы учебные планы и разработаны рабочие программы дисциплин. В программу обучения были включены теоретическое и практическое обучение, проведение мастер-классов ведущими специалистами НТЦ и ТЦ. Студенты выполняли курсовые и дипломные проекты по темам, согласованным с руководителями от предприятия.

Студенты, проходящие целевую подготовку, в течение всего срока целевого обучения получают дополнительные возможности: использование лабораторного оборудования, библиотечного фонда технической литературы, чертежей, технической, организационно-распорядительной и экономической информации предприятия-заказчика; участие в реальных научных, технологических, проектно-конструкторских разработках при выполнении курсовых и дипломных проектов и возможность начать работу над ними раньше студентов, обучающихся по обычной программе, поскольку могут заранее ознакомиться с объектом проектирования, изучить его, собрать необходимый материал и обработать его.

Такая организация целевой подготовки позволяет предприятиям получить компетентных специалистов, вовлекаемых в производственный процесс еще на этапе обучения, что позволяет учесть при обучении собственные требования к потенциальным работникам, а также совершенствовать содержания программ высшего профессионального образования в соответствии с изменяющимися требованиями инновационных процессов области техники и технологии.

Для организации повышения квалификации ведущих конструкторов, исследователей, технологов НТЦ и ТЦ, а также преподавателей ИНЭКА организованы «субботние сессии» с привлечением преподавателей ведущих вузов России в области автомобилестроения. Программы таких курсов включают вопросы, актуальные как для автомобильной отрасли России, так и для зарубежных производителей автомобильной техники.

Целевая подготовка, реализуемая на автомеханическом факультете ИНЭКА и базирующаяся на конструктивном взаимодействии работодателя, образовательной структуры с учетом интересов личности, может рассматриваться как одна из подсистем системы непрерывного образования.

Третий контур системы непрерывного образования автомобильного профиля – послевузовское профессиональное совершенствование – включает послевузовское профессиональное образование и профессиональное совершенствование.

Послевузовское профессиональное образование реализуется в аспирантуре Камской государственной инженерно-экономической академии по целому ряду специальностей:

01.02.01 – Теоретическая механика

01.02.04 – Механика деформируемого твердого тела

01.02.05 – Механика жидкости, газа и плазмы

01.01.14 – Теплофизика и теоретическая теплотехника

03.02.08 – Экология (технические науки, химические науки)

05.02.07 – Технология и оборудование механической и физико-технической обработки

05.02.09 – Технологии и машины обработки давлением

05.04.02 – Тепловые двигатели

05.05.03 – Колесные и гусеничные машины

05.13.01 – Системный анализ, управление и обработка информации (технические науки)

05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (в машиностроении)

05.16.04 – Литейное производство

05.16.09 – Материаловедение (в машиностроении)

05.22.10 – Эксплуатация автомобильного транспорта

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика

09.00.08 – Философия науки и техники

Отдельной образовательной структурой, обеспечивающей профессиональное совершенствование, является факультет повышения квалификации преподавателей и специалистов, в функции которого входят:

– повышение квалификации профессорскопреподавательского состава вузов, в том числе на выездной бюджетной основе в МГУ, СПбГУ, КазГУ, МГТУ, МАМИ, МАДИ;

– организация и проведение повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других образовательных услуг для специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения, подготовка к выполнению новых трудовых функций;

– координация деятельности центров дополнительного образования, в том числе УПЦ «Автомобилист»;

– подготовка по программам дополнительной квалификации («Технолог-менеджер предприятия машиностроения», «Специалист по подготовке серийного производства автомобильных компонентов», по метрологическому обеспечению производства и др.).

Таким образом, структурно-функциональная модель системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, включающая общеобразовательные учреждения с профильной подготовкой, учебные заведения начального и среднего профессионального образования, высшее учебное заведение автомобильного профиля с комплексом возможностей профессионального, последипломного и дополнительного образования, а также учреждения, предприятия и организации автомобильного профиля, является важнейшим элементом организационно-педагогического обеспечения образовательного процесса, создает все возможности для полного представления о поуровневой иерархии внутри системы и ее реализации, кардинально меняет структуру подготовки кадров для автомобильной отрасли.