Вы здесь

Расходы Банка России. Целесообразность, контроль и аудит. Введение (В. А. Морыженков, 2015)

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры банковского и страхового дела от 31 марта 2015 г., протокол № 9


Ответственный редактор:

В. А. Морыженков, д-р экон. наук, проф., и.о. заведующего кафедрой банковского и страхового дела

Введение

В соответствии со ст. 83 Закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)» Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ, также Банк России, ЦБ) образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный аппарат ЦБ; территориальные учреждения (далее – ТУ) ЦБ, включая так называемые национальные банки республик – субъектов РФ; главные и обычные расчетно-кассовые центры (далее – ГРКЦ, РКЦ) и вычислительные центры ЦБ; полевые учреждения ЦБ; другие (учебные заведения и организации, обеспечивающие основную работу ЦБ).

В свою очередь центральный аппарат и ТУ характеризуются сложной функциональной структурой, т. е. наличием разнообразных внутренних относительно обособленных подразделений (департаментов и др.), ответственных за отдельные направления деятельности ЦБ в целом или данного ТУ. Функциональная структура ТУ ЦБ во многом дублирует структуру центрального аппарата. В Приложении 1 представлен полный состав подразделений Банка России.

Высших органов управления у Банка России два:

1) коллегиальный Национальный финансовый совет (далее также – НФС)[1], в состав которого входят 12 человек, двоих из которых делегирует Совет Федерации РФ, троих – Государственная Дума РФ, троих – Президент РФ, троих – Правительство РФ (каждый из этих органов власти, направивший своих представителей в состав НФС, может отозвать их и заменить другими лицами). В состав НФС входит также Председатель Банка России. Члены НФС, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают плату за эту деятельность. Общее руководство деятельностью НФС осуществляет его Председатель, которого избирают из своего состава члены НФС;

2) коллегиальный Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 14 других членов, работающих в Банке России на постоянной основе.

Финансовые потоки Банка России обеспечивают деятельность Банка России как внутри учреждений и организаций Банка России, так и между центральными и территориальными учреждениями и организациями Банка России по следующим основным направлениям: реализация единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством Российской Федерации; осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; осуществление валовых расчетов в Российской Федерации; обеспечение обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; обеспечение проведения банковских операций; осуществление бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; организация и обеспечение валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России или по поручению Правительства Российской Федерации; проведение расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; обеспечение управления золотовалютными резервами Банка России; разработка прогнозов и составление платежного баланса Российской Федерации; осуществление государственной регистрации кредитных организаций; выдача, приостановление и отзыв лицензий кредитных организаций на осуществление банковских операций; осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; осуществление административной и внутрихозяйственной деятельности Банка России; обеспечение юридической поддержки экономической деятельности Банка России; обеспечение других направлений функциональной деятельности Банка России.

Таким образом, Банк России является уникальным по своим масштабам и функциям государственным учреждением. По имеющимся данным, Россия занимает второе место в мире по численности сотрудников, приходящихся на 100 тыс. человек населения.

В современной России Центральный банк РФ в соответствии с посвященным ему Законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ находится не просто в государственной, а в федеральной государственной собственности, что означает необходимость постоянного контроля его расходов и доходов и проверки финансово-хозяйственной деятельности со стороны Счетной палаты РФ.

После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 %[2] фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Оставшуюся прибыль Банка России Совет директоров направляет в резервы и фонды различного назначения.

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Думе свой годовой отчет, в который входят: – отчет о деятельности ЦБ РФ, в том числе перечень мероприятий, реализующих единую государственную денежно-кредитную политику, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров указанной политики; – анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ; – годовая финансовая отчетность Банка России; – аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России; – заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона «О государственной тайне».

Под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются: – годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о прибыли и ее распределении; – отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России; – отчет об управлении Центробанком входящими в состав его имущества ценными бумагами и долями в капиталах организаций; – отчет о расходах на содержание служащих Банка России; – отчет об исполнении сметы капитальных вложений; – отчет об объеме сделок, совершенных Банком России на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Дума направляет годовой отчет ЦБ РФ Президенту, Правительству (для заключения), рассматривает его сама до 1 июля и принимает решение. Отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, утверждается Национальным финансовым советом. Так, Банк России имеет в настоящее время следующие фонды: Резервный фонд, Социальный фонд. Целью формирования Резервного фонда Банка России является обеспечение стабильной деятельности Банка России при выполнении законодательно закрепленных за ним функций. Резервный фонд формируется за счет прибыли Банка России. На пополнение Резервного фонда Банка России по решению Совета директоров Банка России могут направляться средства из других фондов и резервов, относящиеся к собственным средствам (капиталу) Банка России. Основными направлениями использования Резервного фонда являются покрытие потерь по активным операциям, связанным со списанием с баланса Банка России безнадежных к возврату долгов перед Банком России, покрытие потерь, возникающих при проведении расчетных и кассовых операций. Целью формирования Социального фонда является обеспечение социальных нужд работников Банка России и в отдельных случаях пенсионеров, состоящих на учете в Банке России. Социальный фонд формируется за счет прибыли Банка России.

В связи с тем, что Банк России представляет собой сложную многофункциональную территориально-распределенную организационную структуру, возникают серьезные проблемы при внедрении процессов внутреннего контроля и аудита. Актуальным и важным для государства является создание действенного механизма проверки нормативного методического обеспечения функционирования системы внутреннего контроля и аудита, а также противодействия коррупции в финансово-хозяйственной деятельности Банка России.

Целью настоящей работы является разработка научно-методических рекомендаций проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерацией (Банка России).

Все исследования, выполненные в рамках работы, сделаны на базе открытых источников, которые были получены с официальных сайтов Банка России, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, а также из базы Консультанта. При выполнении работы авторы столкнулись с проблемой чрезмерной закрытости официальных данных о деятельности Центрального банка РФ. Поскольку годовой отчет Банка России публикуется не ранее июня следующего года, основной информационной базой настоящего исследования являются опубликованные годовые отчеты Банка России за 2012 и за 2013 гг.