Март
9-я неделя. Боремся с детскими страхами
«Ой, боюсь!» – как часто мы слышим это от своих детей. Бояться они могут чего угодно: летающих насекомых, ползающих червяков, собак, кошек, машин, высоты, тишины, темноты – список бесконечный. Что же делать с детскими страхами?
Проведите воспитательные беседы с родственниками. Искореняйте бабаек, запирания в темной комнате и крики «Не ходи, там темно и страшно!».
При встрече с опасностью или неопределенностью, например, в мультиках, проговаривайте это. Гусеницы в «Лунтике» – это не пример вселенского зла, это просто плохо воспитанные червяки, и в жизни таких не бывает, это сказка, выдумка. Покажите ребенку гусеницу хотя бы в банке: она не разговаривает, не кричит и не дерется. Старайтесь таким образом разбирать любую встречу с опасностью.
Сочиняйте сказки про страхи ребенка. Если у самих не получается, воспользуйтесь готовыми книжками из серии «Сказки про…».
Пусть ребенок нарисует свой страх. Помогите ему в этом. Обсудите рисунок и потом торжественно уничтожьте его, показывая ребенку конечность и уязвимость страха. Или же дорисуйте ужасному монстру розовый бантик – он превратится в смешного и безобидного персонажа. Страхи можно также лепить из пластилина, вырезать из цветной бумаги и делать аппликации.
Всем известная и с детства любимая игра «Прятки» – отличное средство для преодоления страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. Для достижения лучшего результата позвольте ребенку быть ведущим. Заранее обговорите те места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь ночник или работающий телевизор. Однако помните о том, что если ребенок проявляет признаки страха или отказывается от игры, ни в коем случае не принуждайте его, чтобы не усугубить проблему еще больше!
Не порождайте у детей страх по отношению к вам! Старайтесь контролировать свои эмоции, не повышайте голос и не применяйте физическое наказание, особенно без повода.
Делайте все возможное, чтобы не оставлять ребенка с чужими людьми. Ведь даже бабушка, если ребенок видит ее раз в месяц, для него чужая.
10-я неделя. Готовимся к 8 марта. Делаем красивые открытки
Малышам очень нравится рисовать пальчиками, ведь и кисточку, и карандаш, и фломастер они пока держат неуверенно. Обмакнув пальчик в краску, ребенок может нарисовать и солнышко, и домик, и деревце, а ладошкой можно сделать и букет цветов, и грациозного лебедя, дорисовав детали ватной палочкой или зубочисткой. Только представьте, как умилится бабушка, получив от внучки или внука открытку с оттиском маленькой ладошки!
Создать красочную открытку можно с помощью другой интересной техники – рисования кляксами. Пусть малыш смело поставит на листе бумаги кляксу, а потом подует на нее через трубочку. Так можно надуть солнышко, деревья и попросту красивые абстрактные разводы, которые станут фоном для ваших поздравлений.
Восьмерка, бабочка, сердце – все эти рисунки близки по тематике Международному женскому дню. Создать их можно поистине волшебным образом: на правой части листа нарисуйте одну половинку бабочки или сердечка. Пока краска не высохла, соедините две половинки – симметричный отпечаток останется на другой стороне. Восьмерку сделать тоже очень просто: нужно лишь дублировать таким же способом круг. Получившийся рисунок можно украсить и дополнить.
Букеты из пластилина – почему нет? Можно вылепить вазу и наполнить ее цветами, взяв за основу зубочистки, либо сделать пластилиновый коллаж прямо на лицевой стороне вашей поздравительной открытки. Даже совсем маленький ребенок вполне справится с раздавливанием шариков пластилина, превращая их в лепестки ромашек.
Всевозможные аппликации из бумаги могут украсить любую открытку. Если малыш хорошо справляется с ножницами, попросите его вырезать нужные детали. Если нет, то подготовьте все сами, доверив ему самое важное – наклеить их на лист. Ребенок может рвать салфетки, скатывать из них клубочки или спиральки и наклеивать их по контуру задуманного рисунка. А задумать можно что угодно! Подключите свою фантазию, воспользуйтесь специальными пособиями или Интернетом.
Техника разбрызгивания красок позволит детям немного повеселиться и пошалить. Вам понадобятся бумага, краски, кисточки, картон, ножницы. Из картона вырежьте трафареты, которые будут использоваться для рисования. Трафареты положите на бумагу, обмакните кисточку в краску и брызгайте ею на трафарет. Так можно создавать разные сюжеты и картины.
Кусочком поролона или старым спонжиком очень удобно рисовать пушистых зверушек, ветки мимозы, делать фон для картины. Обмакните поролон в краску, а затем, прислоняя его к бумаге, создайте фон и рисунки вашей поздравительной открытки.
11-я неделя. Приучаем к горшку
Оптимальный возраст для приучения к горшку – примерно полтора года. Оценить готовность ребенка к приучению вам помогут следующие признаки.
1. Ребенок умеет ходить, самостоятельно садиться и вставать.
2. Малыш понимает значение слов «писать» и «какать».
3. Если ребенок находится без памперса тридцать-сорок минут, он писает не больше одного раза.
4. Мокрые штанишки доставляют ему дискомфорт.
5. Прежде чем сходить на горшок, малыш замирает или уединяется.
6. Вы видите, что памперс не наполняется два-три часа.
Выберите горшок (удобный, без музыки и спецэффектов, для мальчиков – овальной формы).
Посадите ребенка на горшок после сна. Когда все случится, выразите бурную радость!
Если ребенок выгибается и сопротивляется, попробуйте использовать сиденье на унитаз (пластиковый стаканчик для мальчиков).
Не стыдитесь быть примером! Объясняйте, зачем вы ходите на унитаз. Если стесняетесь – купите писающую куклу (для мальчика – куклу-мальчика).
В процессе приучения к горшку можно использовать различные игры. Например, сделайте картонных рыбок и предложите ребенку наполнить горшок, чтобы они всплыли.
Купите дочке новые красивые трусики: у девочки сработает желание не пачкать их. А если у вас мальчик, то можете увлечь его такой игрой: нарисуйте мишень в центре горшка или унитаза и предложите сыну попасть в нее.
Повесьте в туалете «доску достижений» и приклеивайте на нее картонные медальки. Каждые заработанные ребенком десять штук меняйте на мини-приз.
Если ребенок протестует, кричит и выгибается, не надо сажать его на горшок насильно. Запрещены также физические наказания за промахи. Это приводит к психологическим травмам, запорам, «откатам» в приучении, энурезам!
Если в течение двух недель не наблюдается видимых успехов, возможно, вашему ребенку еще рано! Не мучайте его и себя. Длительность приучения ребенка к горшку в среднем составляет от трех до шести месяцев. Поэтому запаситесь терпением и имейте в виду, что у малыша могут быть так называемые «откаты», когда приобретенные навыки временно исчезают.
12-я неделя. Изучаем геометрические фигуры и формы
Игры с геометрическими фигурами и формами развивают у ребенка логическое мышление, усидчивость, память, внимание. Это первый шаг в знакомстве ребенка с математикой – «царицей наук». Благодаря игре малыш легко и непринужденно запомнит все основные понятия, названия и характеристики фигур и форм.
Дайте ребенку несколько кубиков разного размера (можно взять их от разных конструкторов) и предложите построить башню. Пусть ребенок на опыте убедится в том, что в основании должен быть самый большой кубик, а далее их размер следует уменьшать – только тогда башня не будет падать. Сначала помогите ему последовательно выбирать кубики, потом малыш будет справляться с этим сам, сравнивая их между собой.
Игра «Что катится?»
Из дощечки или книжки сделайте наклонную горку. Предложите ребенку выбрать, чем он будет играть – шариком или кубиком. А теперь соревнование: чья фигурка быстрее или дальше скатится с горки? Сначала ребенку будет не так важно, какую фигурку выбрать. Но опытным путем он поймет, что выигрывает шарик, и будет выбирать именно его. Вывод: «Шарик катится, а кубик нет. Ему мешают углы». Найдите те предметы и фигуры, которые смогут составить шарику конкуренцию.
Вырежьте из плотного картона различные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и другие). Их должно быть по семь штук. Покрасьте фигуры в цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Таким образом, у вас должно получиться по семь разноцветных фигур каждого вида. Выберите несколько фигур и нарисуйте на них смешные рожицы. Представьте их ребенку: «Этих смешных человечков зовут Треугольник, Круг и Квадрат! Давай познакомимся с ними поближе. Хочешь поиграть с ними?» Для начала изучите три фигуры, на каждом занятии вводя нового персонажа. Игры, предложенные ниже, помогут малышам выучить семь основных цветов, фигуры и формы.
Сложите полоску из различных фигур и попросите ребенка построить такую же. Образец можно оставить у него перед глазами.
Сложите незатейливые узоры (круг, квадрат, треугольник и другие). Попросите малыша продолжить узор самому.
Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или елочку). Малыш с удовольствием будет повторять за вами или придумает что-нибудь сам.
Постройте линию из фигур, например три круга и один квадрат. Спросите: «Что лишнее?» Ответ – квадрат. Можно составлять такие зависимости как по форме, так и по размеру или цвету.
Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или домик). Попросите ребенка отвернуться и поменяйте какую-нибудь деталь (например, приставьте колеса другого цвета или другой формы). Пусть ребенок скажет, что изменилось.
Попросите малыша собрать в одну коробку или стопочку все круги, в другую – все квадраты и так далее. Можно разделить все фигуры по цветам или величине.
Положите в ряд несколько фигур и попросите ребенка найти ту, которая находится между ромбом и квадратом, или между красной фигурой и кругом. Усложните задание, разложив фигуры в несколько рядов. Тогда ребенку придется учитывать и вертикали, и диагонали.
13-я неделя. Неделя театра (27 марта – Всемирный день театра)
Театр… Даже взрослый человек, произнося это слово, сразу погружается в особую атмосферу. Вот вы зритель в зале – перед вами разворачивается действие, вы сопереживаете героям, испытываете разнообразные эмоции, выплескивая их в конце в виде бурных оваций. Вот вы актер на сцене – перевоплощаетесь в другого человека, ваш герой поет и танцует без стеснения и боязни быть осмеянным. Вот вы режиссер – объясняете суть и мораль пьесы своим актерам, знаете, где добро, а где зло. А вот вы гример – берете яркие краски и разрисовываете лица: из кого Бармалея сделать надо, из кого – старушку. Сколько всего интересного в театре, правда? Так хочется показать ребенку этот волшебный мир! Но если вы думаете, что он еще мал для настоящих спектаклей, то начните знакомиться с театром дома. Благодаря театрализованным играм ребенок развивается эмоционально, раскрепощается, познает что-то новое и учится четко излагать свои мысли. Итак, занавес поднимается!
Конец ознакомительного фрагмента.