Акиль в гостях у Али
Когда Повелитель правоверных Али (мир ему!) был халифом, его брат Акиль[87] пришел к нему в гости в его дом в Куфе. Али дал знак своему старшему сыну Хасану б. Али, чтобы тот вручил гостю в качестве подарка одежду. Имам Хасан вежливо предложил своему дяде Акилю рубаху и накидку, которые принадлежали ему самому. Наступила ночь, но на улице было все так же жарко. Али и Акиль сидели на крыше резиденции и беседовали. Когда подошло время ужина, Акиль, находившийся в гостях у Али, ожидал, что для него накроют богатый стол, однако, вопреки его ожиданиям, ему принесли весьма скромный ужин. Акиль с удивлением спросил:
– Это вся еда, которая у вас есть?
– Разве это не милость Аллаха? Я очень много благодарю Аллаха за эти дары.
– Тогда мне следует как можно быстрее рассказать о своей просьбе и удалиться. У меня имеются долги, и я пребываю под их тяжким бременем. Распорядись как можно скорее выплатить мои долги и помоги своему брату тем, чем можешь, чтобы мое бремя облегчилось и я вернулся к себе домой.
– Сколько ты должен?
– Сто тысяч дирхемов.
– Ах, сто тысяч дирхемов! Так много? Я сожалею, дорогой брат, но у меня нет стольких денег, чтобы расплатиться с твоими долгами. Потерпи до тех пор, пока не придет время выплаты жалованья. Я возьму свою личную долю и отдам часть ее тебе, соблюдя тем самым условие взаимопомощи и поддержав братские узы. Если бы у моей семьи не было расходов, я отдал бы тебе всю свою долю, не оставив себе ничего.
– Что? Неужели я должен терпеть до времени выплаты жалованья? В твоих руках казна (Байт аль-мал) всей страны, а ты говоришь мне потерпеть до времени выплаты жалованья, чтобы отдать мне часть причитающейся тебе доли! Ты можешь взять из казны столько, сколько пожелаешь. Так зачем же ты заставляешь меня ждать, когда придет время выплаты жалованья? К тому же, каков размер твоего жалованья? Даже если ты отдашь мне все свое жалованье, чем мне это поможет?
– Я удивляюсь твоему предложению. Какое отношение к нам с тобой имеет государственная казна, есть в ней деньги или нет?! Мы с тобой такие же люди, как и все остальные мусульмане. Конечно же, ты мой брат, и я должен помогать тебе своим имуществом по мере своих возможностей, но именно своим имуществом, а не за счет общей казны мусульман.
Их спор продолжался, Акиль упрямился и настаивал на том, чтобы Имам позволил ему взять нужное количество денег из казны для расчета с кредиторами.
Место, где они сидели, находилось недалеко от Куфийского базара. Оттуда можно было видеть сундуки торговцев, полные денег. Пока Акиль упрямствовал и препирался, Али сказал ему:
– Если ты все еще настаиваешь и не слушаешь меня, я предлагаю тебе совершить один поступок, благодаря которому ты выплатишь все свои долги и будешь иметь даже больше.
– Что я должен сделать?
– Здесь внизу стоят сундуки. Как только все разойдутся и базар опустеет, спускайся отсюда вниз, взломай сундуки и возьми оттуда все, что пожелаешь!
– Чьи это сундуки?
– Они принадлежат жителям этого города. Люди складывают туда все свои денежные накопления.
– Ты предлагаешь мне взломать сундуки, принадлежащие другим людям, и забрать имущество тех несчастных, которые приобрели его своим тяжким трудом, положили в эти сундуки и ушли, положившись на Аллаха?
– Так ведь и ты предлагаешь мне открыть для тебя сундук казны, принадлежащей мусульманам?
Кому принадлежит это имущество? Оно принадлежит людям, которые спокойно спят в своих домах и ничего не подозревают. Теперь я предлагаю другой план. Если пожелаешь, прими его.
– Что ты предлагаешь?
– Если ты можешь, возьми свой меч, а я возьму свой. Здесь рядом, неподалеку от Куфы, есть древний город Хира. Там живет много крупных торговцев и богачей. Ночью мы отправимся вдвоем, нападем на одного из них и заберем все его несметное богатство.
– Дорогой брат! Я пришел к тебе не для того, чтобы ты предлагал мне заняться воровством. Я же прошу, чтобы ты позволил выдать мне из казны деньги, дабы я мог расплатиться со своими долгами.
– Если даже мы украдем имущество одного человека, это будет лучше, чем украсть имущество сотен тысяч мусульман, а точнее – общее имущество всех мусульман. Почему кража имущества одного человека с помощью меча является воровством, а грабеж общенародного имущества таковым не является? Ты посчитал, что кража означает, что один человек нападает на другого и силой забирает у него его имущество. Но одним из самых подлых видов воровства является то, что ты мне сейчас предлагаешь[88]!