Вы здесь

Рассказы из Корана: том 3. Глава 33: Иерусалим (Хифзурахман Сеохарви)

Глава 33: Иерусалим

33.1. Коран и история

В первой половине данной книги мы показали, что Коран призывает людей извлечь урок из участи тех людей и народов, которые принимали Божье руководство или, наоборот, отвергали его. Коран раз за разом приводит рассказы о таких народах, чтобы читатели могли достичь должного понимания. К тому же Коран исправляет ошибочные трактовки, которыми люди в прошлом искажали истинный смысл событий, и показывает тем самым историю как она есть. Прошло немало веков с момента ниспослания Корана, и новые знания, добытые трудами археологов и геологов, подтвердили факты и подробности, изложенные в нем. Среди примеров такого подтверждения можно выделить рассказы Корана о людях пещеры и Ракима, обитателях Хиджра, адитах, самудянах, евреях и фараоне времен пророка Мусы (мир ему).

Разве это не доказательство того, что Коран – Божье слово? Разве мог человек, не умевший ни читать, ни писать и живший в далекой от всяких знаний пустыне, сам изложить все эти факты, которые исследователям удалось добыть лишь спустя многие века ценой немалых трудов и затрат? Ни одно слово Корана не было опровергнуто установленными в результате исследований фактами.

Через пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) Бог рассказал нам о событиях, связанных с жизнью народов прошлого, чтобы мы могли извлечь из этого урок, переняв похвальные качества успешных людей и отказавшись от действий, которые привели в ад целые нации. При этом цель Корана – призыв к Божьему пути, а не предоставление исторической информации. Поэтому мы не найдем в Коране рассказов об абсолютно всех народах мира. Нет там и подробностей каждого события. Все это в цели Корана не входит. Демонстрация Божьего пути – вот цель Корана, которую он блестяще реализует. Не следует рассматривать его как учебник истории, географии, философии и науки.

В рассказах Корана о событиях, достойных быть примером для исправления людей, нередко упоминаются последователи Мусы (мир ему), евреи. Их частая непокорность Богу приводила к тому, что дважды Иерусалим и храм, находившийся в нем, уничтожались, а сам народ попадал в рабство. Если брать народ в целом, мы видим, что эти люди были постоянно в униженном состоянии.

33.2. Статус Иерусалима

Мы подробно писали о возведении Иерусалима в главе о пророке Сулеймане (мир ему). В этом священном месте был построен храм, из-за чего именно в данную сторону были обращены молитвы евреев Богу. Здесь родилось немало пророков, и здесь же многие из них были похоронены. Город был нередко центром Божьего призыва. Священным его считают не только иудеи и христиане, но и мусульмане. Еще более возвышенным статус Иерусалима стал после того, как здесь произошло вознесение пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) на небеса115. Глубокое уважение к этой местности мусульмане испытывают, читая, например, следующие строки Корана:

Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба (Мухаммада), чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Дальнюю, окрестности которой Мы благословили. Воистину, Он – Слышащий, Видящий.116

Иерусалимская мечеть названа Дальней («Аль-Акса»), поскольку находится далеко от Мекки.

33.3. Непокорность рода Исраила

Говоря о Иерусалиме, Коран напоминает, что он был центром Божьего призыва для общины Мусы (мир ему) и являлся направлением их молитв к Богу. Но постоянная непокорность иудеев привела к тому, что город был дважды уничтожен, а сами люди оказывались в униженном состоянии. Однако урока из этого они не извлекли. Когда с Божьим посланием явился Мухаммад (мир ему и Божье благословение), последний из пророков, упрямство иудеев не позволило им принять его и обрести успех как в этой жизни, так и на том свете. Они смотрели на него сверху вниз и ненавидели. Как и во многих других случаях, они проявили безразличие к Божьему посланию и обрекли себя на позор и унижение.

Коран говорит, что Бог предупреждал их в ранее ниспосланных священных писаниях, что они дважды взбунтуются перед Богом и оба раза будут искореняться жестокими врагами. Любимая ими земля будет дважды уничтожаться тиранами.

Бог сообщил им, что у них будет еще один шанс: Он снова проявит к ним милость и пригласит к успеху и почету. Если они воспользуются этой возможностью, ничто на земле не сможет лишить их Божьих благ. Но если они продолжат упрямствовать и ослушиваться Господа, в силу вступит Божий закон воздаяния, и они в очередной раз будут наказаны. Божья кара настигнет их не только в этом мире, но и на том свете, где им грозит ад.

Мы предупредили род Исраила в Писании:

– Вы дважды будете бесчинствовать на земле, проявите огромное высокомерие.

Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено. Затем Мы вновь дали вам победу над ними, поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас многочисленными.

Если вы делаете добро, то поступаете так во благо себе. А если вершите зло, то это вам же самим во вред.

Когда наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки. Быть может, ваш Господь помилует вас. Но если вы вернетесь к надменности, Мы вернемся к наказанию. Мы сделали ад местом заточения для неверующих.117

Под Писанием здесь подразумеваются книги пророков, в которых содержатся предсказания неправедного поведения евреев, разрушения Иерусалима и порабощения рода Исраила. Даже в современных изданиях Ветхого Завета имеются сообщения об этом: мы находим их в Книгах Исаии, Иеремии, Иезекииля и Захарии. Изложенные в них повествования подтверждают слова священного Корана.

В Книге Исаии следующим образом описано первое бесчинство иудеев:

Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит:

– Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад.118

Там же сообщается о предсказанном наказании за этот проступок:

Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона…119

В Книге Иеремии предсказание дается следующими словами:

Говорит Господь:

– И придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих…120

– Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости…121

Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его.

– Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, – говорит Господь, – поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его…122

– За то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена… и пошлю к… царю Вавилонскому…123

В Книге Иезекииля говорится:

Так говорит Господь Бог:

– Это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земли. А он поступил против постановлений Моих нечестивее язычников, и против уставов Моих – хуже, нежели земли вокруг него; ибо они отвергли постановления Мои и по уставам Моим не поступают.

…посему так говорит Господь Бог:

– Вот и Я против тебя, Я Сам, и произведу среди тебя суд перед глазами язычников.124

Предсказание о втором бесчинстве иудеев и очередном разрушении Иерусалима имеется в Книге Захарии:

Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани.125

Таковы предсказания книг еврейских пророков. Выше мы уже приводили подтверждение Кораном того, что в оригиналах этих книг действительно были предсказания о двукратном бесчинстве рода Исраила.

33.4. Два разрушения Иерусалима

Возникает логичный вопрос: когда и как все это произошло? Из объяснения Ибн Кясира следует, что первое из двух бесчинств иудеев случилось задолго до пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение), а второе – в период его пришествия. При этом Ибн Кясир приводил три мнения о первом бесчинстве иудеев:

1) Как полагал Катада, проступки иудеев привели к нападению на них Джалута. Это доставило немало трудностей еврейскому народу, но люди в итоге были спасены благодаря пророку Дауду (мир ему). Об этом случае рассказывается во второй главе Корана.

2) Сагид ибн Джубейр (Божье ему довольство) считал, что первую Божью кару евреи получили от рук Сеннахирима, тирана и царя Мосула и Ниневии. Он завоевал большинство городов Палестины и окружил Иерусалим. Но евреи и их правитель Езекия покаялись Исаии (мир ему), пророку того времени, и искренне решили исправиться. Тогда Бог спас их от врагов. Осада города была снята.

3) У Сагида ибн Джубейра (Божье ему довольство) была еще одна версия, согласно которой первое бесчинство иудеев закончилось нападением вавилонского царя Навуходоносора, завоевавшего Палестину, Сирию, сокрушившего Иерусалим и поработившего многие тысячи иудеев. Он погнал их, словно стадо, в Вавилон, а пророк Армия́ (мир ему) предсказал, что спустя 70 лет их освободит персидский правитель Кир, и они вновь обретут счастье. Царь Кир восстановил Иерусалим, назначил его правителем Данияля (мир ему) и вернул город евреям.126

Судья Байдави и некоторые корановеды связывали первую Божью кару с вторжением Сеннахирима или Навуходоносора, а вторую – с нападением на Иерусалим персидского царя Хурдуса. Во втором случае, согласно данной версии, евреи поначалу терпели сокрушительное поражение, но вскоре раскаялись в своих проступках перед своим пророком и в итоге были спасены. Если говорить о бесчинстве, то оно доходило до того, что они даже убивали пророков: в первый раз был убит Исаия или Армия́ (мир им), а во второй они готовились убить Закарию, Яхью и Ису (мир им). Как гласит Коран:

Но если вы вернетесь к надменности, Мы вернемся к наказанию.127

Есть также указание на третье бесчинство: несмотря на то, что иудеи увидели в Мухаммаде (мир ему и Божье благословение) признаки пророка, о которых говорилось в имевшихся у них книгах, они отказались признать его, нарушили свои обещания и доставили немало трудностей ему и мусульманам. Какие только пакости они не делали ему! За это иудеи в очередной раз были сокрушены и рассеяны. Теперь вплоть до Дня воскрешения им не суждено обрести власть.128

Согласно другой версии, в первый раз иудеи были наказаны нападением Навуходоносора, а во второй раз – вторжением римского полководца Тита. Из всех версий именно эта похожа на правду и не противоречит ни Корану, ни историческим данным. К такому выводу мы приходим на основе следующих фактов из Корана:

1) В прежних Божьих писаниях было дано предсказание о двух бесчинствах иудеев:

Мы предупредили род Исраила в Писании:

– Вы дважды будете бесчинствовать на земле, проявите огромное высокомерие.129

2) После первого бесчинства Бог отдал их в руки жестокого тирана, вторгшегося в их селения и уничтожившего их дома:

Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено.130

3) Они потерпели сокрушительное поражение, но после их раскаяния Бог вновь возвел евреев на пьедестал, дав им силу, богатство и славу:

Затем Мы вновь дали вам победу над ними, поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас многочисленными.131

4) Им было сказано, что не Бог, а они сами выигрывают или, наоборот, проигрывают от своих поступков и грехов:

Если вы делаете добро, то поступаете так во благо себе. А если вершите зло, то это вам же самим во вред.132

5) Но свое обещание они нарушили. Снова они стали смело ослушиваться Бога и сеять зло. Тогда Бог отдал их в руки еще одного тирана, который, как и прошлый, уничтожил Иерусалим, храм в нем и поставил иудеев в унизительное положение:

Когда наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки.133

Хотя казалось, что это уже конец для иудеев, Бог дал им третий шанс вернуть себе почет. Свое унижение они могли разменять на успех и счастье. Но Бог также предупредил: если они снова откажутся от этого, в силу вступит Божий закон возмездия, и они получат должное наказание и будут унижены вплоть до конца своей жизни в этом мире, а на том свете попадут в ад:

Быть может, ваш Господь помилует вас. Но если вы вернетесь к надменности, Мы вернемся к наказанию. Мы сделали ад местом заточения для неверующих.134

Из приведенных фактов мы видим, что в обоих случаях, когда иудеи наказывались руками тиранов, Иерусалим уничтожался:

…войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки.135

Поэтому версии о Сеннахириме и Джалуте нельзя признать верными, ведь ни один из них даже не вступал в Иерусалим, не говоря уже о его разрушении. Коран ясно говорит, что Джалут не входил в город, и книги по истории подтверждают это (мы писали об этом, когда рассказывали о жизни пророков Шамвиля и Дауда, мир им). Если говорить о Сеннахириме, то же самое в его отношении сообщает нам Книга Исаии:

И пришли слуги царя Езекии к Исаии. И сказал им Исаия:

– Так скажите господину вашему: «Так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его»…

Посему так говорит Господь о царе Ассирийском:

– Не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет…

И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.136

Неверно и мнение Байдави о Хурдусе, поскольку история нам не сообщает о персидском царе с таким именем, который мог бы напасть на Иерусалим и разрушить город.

Вопреки этим версиям, Ветхий Завет и исторические сведения показывают, что Палестина, Иудея и Иерусалимский храм опустошались только двумя правителями. Они не только разрушали города, но и ставили иудеев в унизительное положение. Данные события занимают важное место в мировой истории. Первое вторжение осуществил Навуходоносор на рубеже VII—VI вв. до н. э. Вторым захватчиком в I веке н. э. стал римский полководец Тит. Все события развернулись во время этих двух вторжений. Именно о них говорилось в книгах прежних пророков и Коране.

Придя к такому выводу, мы теперь можем подробно описать данные события.

33.5. Первое бесчинство жителей Иудеи

Когда сразу вся нация не признает истину, погружается в грехи и зло и готова не только отказаться от Божьего призыва, но и убивать пророков, если те явятся к ним, и когда весь народ отворачивается от Господа и обращается к многобожию, это значит, что людям грозит Божья кара. Причем не только на том свете, но уже и в этой жизни. В результате этой кары надменность и национальная гордость терпят полное крушение, чтобы преступники знали свое место. Почетом наделяет лишь Творец, а Он обещал истинную славу праведникам. Злодеям же обещан вечный позор. Бог поступает по Своему разумению, а не как того хотят преступники:

– Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей руке все благо. Ты властен надо всем.137

Если мы обратимся к истории иудеев из еврейского народа, мы увидим, что отличительной их чертой была порочность. Они гордились своей нацией и образом жизни. После эпохи Дауда и Сулеймана (мир им) этот народ утратил хорошие качества и перестал ориентироваться на моральные ценности. Среди людей распространились грехи, ложь, обман, непокорность Богу. Они стали многобожниками и идолопоклонниками.

Несмотря на все это, Бог дал им шанс на исправление. Его милость не покинула их, и Господь направил к ним Своих пророков и посланников, призвавших к вере и праведности и надеявшихся, что народ послушается и вновь обретет мощь и славу. В конце концов, именно этот народ был потомком многих пророков, а значит мог послужить примером для всех остальных. Но евреи не только не послушали пророков, но и еще упорнее стали грешить. Их раввины привыкли к искажению Божьих правил в угоду себе и людям, называя хорошее плохим, а плохое – хорошим. Обычным людям тоже не было дела до Божьего руководства. Они начали убивать пророков и посланников, да еще и гордились этими поступками. В Книге Исаии указания на эти преступления приводятся снова и снова:

…а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад…138

Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили. Восстал Господь на суд – и стоит, чтобы судить народы…139

И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи…140

Говорится об этом и в Книге Иеремии:

Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, – и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать. Вам говорили:

– Обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век; и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла.

Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе…141

И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и лжепророки и весь народ, и сказали:

– Ты должен умереть; зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?142

…ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда. Для чего вам состязаться со Мною? – все вы согрешали против Меня, говорит Господь. Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев.143

Бог предостерег евреев: за преступления и непокорность их постигнет возмездие. Раз за разом Бог настоятельно рекомендовал воспользоваться шансом на исправление. Но эти добрые советы привели лишь к худшему: люди становились еще более бесстыжими и наглыми. Тогда их постигла Божья кара: они были наказаны за то, что делали.

В конце VII века до н. э. вавилонский трон занял жестокий тиран Навуходоносор. Статус Вавилона в то время был велик: не только за счет того, что он был колыбелью цивилизации, но и вследствие краха соседней, некогда могущественной Ниневии. Даже в Иране были племена, признававшие себя подвластными Вавилону. Но Навуходоносору этого было мало.

Его прельщали земли Сирии и Палестины, занимаемые Иудейским царством. Поэтому он организовал туда военный поход. Евреи были шокированы этим известием и чувствовали, что им грозит гибель, о которой их предупреждали пророки Исаия и Армия́ (мир им). Они думали, что это кара за то, что они бросили Армию́ (мир ему) в темницу. Но при всем при этом, как ни странно, они не раскаялись в своих поступках, а решили положиться на свою военную мощь и приготовились к отражению нападения.

Такое поведение привело лишь к одному результату: вавилонская армия опустошила палестинские и сирийские города и подошла к Иерусалиму. Палестина, Сирия, Дамаск лишились огромного числа евреев – вавилонская армия без жалости убивала их. Иудейскому царю Иехонии ничего не оставалось, как сдаться. Навуходоносор вошел в Иерусалим, взял в плен иудейского царя, вельмож и полностью разрушил город. Иерусалим был ограблен и уничтожен. Все экземпляры Торы вавилоняне сожгли. Тысячи евреев были убиты. Есть разные мнения, но в целом считается, что около ста тысяч евреев были захвачены в плен и погнаны в Вавилон, где стали рабами. Сами иудеи признали: это наказание за то, что они убивали пророков.

Таким образом, вторжение вавилонской армии не только уничтожило Иудею как государство, но и поставило евреев в крайне унизительно положение. В плен попали также Данияль и Узайр (мир им), а также некоторые другие праведники, впоследствии возведенные в статус пророков. Это помогло еврейскому народу восстановить силы и религию во время пребывания в рабстве у вавилонского царя-язычника.144

Как писал Ибн Кясир (Божья ему милость), Навуходоносор во время разрушения Иерусалима узнал, что в заточении находится человек, брошенный евреями в темницу из-за предсказания, которое теперь оказалось в точности исполненным. Царь освободил пророка Армию́ (мир ему) из заключения и встретился с ним. Их беседа произвела на царя огромное впечатление: он предложил пророку высокую должность в Вавилоне. Но Армия́ (мир ему) отказался:

– После того, что случилось с этими несчастными с вашей помощью, моя поездка в Вавилон будет для меня худшим несчастьем. Я проведу остаток жизни среди этих руин. Поэтому, царь, прошу, не настаивайте.

Навуходоносор вернулся в Вавилон без пророка.145

33.6. Освобождение евреев

Даже представить трудно, сколько страданий вынесли евреи во время вавилонского рабства. Они собственными глазами увидели, как сбылось пророчество Исаии и Армии́ (мир им).146 Теперь единственной надеждой евреев была вторая часть предсказания о том, что через семьдесят лет они обретут свободу. На персидский трон должен был взойти их освободитель, руками которого и должно было свершиться спасение евреев и Иерусалима.

Данные предсказания были сделаны сначала пророком Исаией (мир ему) (примерно за 160 лет до этого случая), а затем и пророком Армией (мир ему).

Незадолго до наступления предсказанного срока освобождения пророк Данияль (мир ему) увидел в Божьем откровении персидского царя в образе двурогого барана. Ангел Джибриль (мир ему) пояснил значение сна: царь будет править сразу Мидией и Персией. В том же откровении Данияль (мир ему) увидел, как однорогий козел одолевает двурогого барана. На это Джибриль (мир ему) сказал, что придет могущественный правитель, который положит конец монархии в Иране и присоединит его к своему царству. Имелся в виду Александр Македонский.

В Книге Иеремии приводятся следующие предсказания:

И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею…147

Ибо так говорит Господь:

– Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие.148

В предсказаниях также говорилось, что освободитель по имени Кир придет из Ирана, и его царство с Божьей помощью будет стремительно развиваться; он получит беспрецедентные блага, которых не было у царей до него, поскольку будет «Господним пастырем», спасителем людей. О его пришествии четко говорится в Книге Исаии:

…Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей… Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного… Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары…

Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе…149

Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет спаситель твой; награда его с ним и воздаяние его пред ним…150

Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов… Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем… Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту…151

А в Книге Иеремии сообщается:

Вот, Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих… Посему так говорит Господь: вот, Я вступлюсь в твое дело и отмщу за тебя, и осушу море его, и иссушу каналы его. И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей… ибо от севера придут к нему опустошители… Пронесется гул вопля от Вавилона и великое разрушение… ибо Господь опустошит Вавилон и положит конец горделивому голосу в нем… толстые стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем…152

Историческая информация подтверждает сведения, изложенные в книгах древних пророков.

По состоянию на 635 г. до н. э. Иран был разделен на два небольших государства: северо-западную Мидию и южный Парс. Обе страны находились под контролем Ниневии, поскольку именно она, наряду с Вавилонией, обладала наибольшим могуществом.

Но в 612 г. до н. э. Ниневия прекратила свое существование, и Мидия обрела независимость. Однако теперь большое влияние на иранские государства стала оказывать Вавилония. Так продолжалось до 560 г. до н. э.

В 559 г. до н. э. к власти в Парсе приходит Кир. Вскоре он становится к тому же правителем Мидии и практически бескровно включает в свое государство всю Малую Азию.

Примерно в то время, когда Кир стал правителем Парса и Мидии, в Вавилоне на смену Навуходоносору приходит новый царь, который не был столь смелым и наглым, как его предшественник, но при этом превзошел его в жестокости и любви к роскоши. Народ был встревожен повадками царя и уже подумывал о революции.

В это же время, благодаря уму, мудрости, предсказаниям и прекрасным манерам, популярным становится пророк Данияль (мир ему). Он получил влияние на государственном уровне и призывал нового царя Валтасара изменить свое поведение, но тот не слушал. Дошло до неслыханного поступка: Валтасар велел принести священные сосуды, которые его отец забрал из Иерусалима, стал пить оттуда вино и совсем не так, как следовало, обращаться с ними. В это время он увидел, как вдруг появилась рука и стала писать слова на стене дворца.

В страхе и шоке он позвал колдунов, гадателей и мудрецов, чтобы те разъяснили ему случившееся, но никто не могут разгадать эту тайну. Царица посоветовала позвать мудрого и всегда правдивого Данияля (мир ему).

Так и сделали. Царь рассказал ему о случившемся и пообещал щедро вознаградить за разгадку тайны. Данияль (мир ему) ответил:

– Дары твои пусть останутся у тебя… а написанное я прочитаю царю… Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу… Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен… И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных… За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.153

Через весьма короткое время после этого случая делегация вавилонян предложила Киру свергнуть Валтасара, освободив народ от его жестокости. Люди пришли к Киру, когда тот был занят восточным походом. Он согласился помочь и, завершив свой поход, направил армию в Вавилонию. Мощная крепость Вавилона была сокрушена, и Кир занял место Валтасара. Люди были рады и с благодарностью признали Кира своим правителем.154

Когда Кир вошел в Вавилон, Данияль (мир ему) показал ему предсказания в книгах пророков Исаии и Армии́ (мир им) о человеке, который освободит евреев от рабства. Кир был впечатлен и заявил, что освобождает всех евреев – теперь они могут без помех возвратиться в Сирию и Палестину, восстановить Иерусалим и заново отстроить в нем Божий храм. Кир предложил покрыть все расходы из государственной казны и признался, что именно их религия является единственно верной, а Бог Иерусалима – Истинный Бог.

На персидском языке имя Кир звучит как Куруш, на греческом – Кюрос, на иврите – Корэш, на арабском – Кей-Хосров.

Для евреев Кир стал предвестником новой эры, поэтому в Ветхом Завете он назван Господним пастырем и спасителем людей. Арабы же в доисламскую эру ничего о нем не знали. Даже приняв ислам и присоединив к халифату Персию, они все равно не получили о нем информации, ведь его времена давно прошли. По этой причине есть разногласия в отношении его личности: одни арабские историки отождествляют его с Бахманом, сыном Исфандияра, другие (обсуждая жизнь Зулькарнайна) – с Кей-Кубадом. Как полагают иранские историки, последнее имя носили его отец и сын.155

В ветхозаветной Книге Ездры говорится, что евреи получили свободу и начали строительство храма на казенные деньги, но Кир умер еще до окончания строительных работ. Его сын-наследник прожил лишь недолгое время после его смерти, и через восемь лет на трон взошел Дарий, двоюродный брат Кира. Некоторые правительственные служащие прекратили работу в Иерусалиме. Тогда Аггей и Захария (мир им), пророки того времени, напомнили Дарию о приказах Кира и призвали его возобновить строительство. Царь согласился и подтвердил свою приверженность Богу Иерусалима:

– Мною же дается повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины. И Бог, Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить сие ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо.156

В результате строительство под руководством пророков Аггея и Захарии (мир им) было успешно завершено:

И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских.157

Евреи восстановили правление над Иудеей и снова обрели мир и счастье. До этого, в течение семидесяти лет, они были лишены Торы, все экземпляры которой сжег вавилонский царь, но теперь пророк Узайр (мир ему) восстановил ее текст по памяти.

33.7. Второе бесчинство жителей Иудеи

Ознакомившись с историей еврейского народа, читатель, вероятно, уже не удивится, что через некоторое время жители Иудеи наступили на те же грабли. Уроков из 70-летнего позора и унижения они не извлекли. О таких людях Коран говорит:

Своими сердцами они не понимают, глазами не видят, а ушами не слышат.158

Постепенно евреи вернулись к прежним грехам. Но Бог не оставил их без наставников. Из поколения в поколение к ним по-прежнему являлись Божьи посланники, но народ стал глух к добрым советам. Люди стали насмехаться над пророками, при этом нисколько не стыдясь своих преступлений, а, наоборот, гордясь ими. На этом их упадок не закончился: они дошли до поступков, которые всем показали всю их низость.

Убийство и покушение на убийство

В это время среди еврейского народа проповедовал пророк Яхья (мир ему). Он призывал людей к религии, и его слова возымели действие: сердца евреев обратились к нему, люди стали внимательно слушать его. Правившему в то время Ироду Антипе была не по душе такая популярность. Пророка он стал считать угрозой для своей власти.

Так случилось, что Филипп, сводный брат Ирода, умер. Вдова Филиппа была красивой женщиной, и Ирод был влюблен в нее. Но она приходилась ему не только невесткой, но и родственницей. Согласно религиозному кодексу того времени, такая связь была недопустимой. Яхья (мир ему) открыто заявил об этом и призвал Ирода устрашиться Бога. Новой правительнице это не понравилось, и она попросила Ирода убить пророка. Тот некоторое время колебался, но в конце концов поддался уговорам возлюбленной и обезглавил Яхью (мир ему). Голова пророка была подана ей на блюде. Несмотря на популярность Яхьи (мир ему), никто из евреев не осмелился возразить царю. И даже наоборот: нашлись люди, которые прославляли это преступление.

После смерти Яхьи (мир ему) его миссию продолжил пророк Иса (мир ему). Он смело порицал людей за то, что те исказили религию и стали практиковать многобожие. Но народ остался глух к добрым советам. За исключением малой горстки людей, вся нация ополчилась на пророка.

Тем временем Арета, царь Набатеи и отец первой жены Ирода, напал на бывшего зятя и нанес тому поражение, но Иудея, хотя и существенно ослабленная, все же выстояла благодаря поддержки римлян. Евреи понимали и признавали, что этот удар был наказанием за убийство Яхьи (мир ему), но уроков из этого не извлекли и продолжали быть непокорными Богу. Движимые ненавистью и завистью, они враждовали с Исой (мир ему) и даже добились разрешения властей на его убийство. Они сумели окружить пророка, но Бог не позволил их планам сбыться и вознес Ису (мир ему) живым на небеса.159

Возмездие

После таких преступлений настала пора платить по счетам.

Началось все с трений между тремя группировками: фарисеями, саддукеями и ессеями. Особенно велико было противостояние первых двух групп, доходило до кровопролития. Если правитель поддерживал одну из них, ее сторонники смело убивали своих противников. Иной раз это принимало столь серьезный оборот, что царь был вынужден обращаться за помощью к римлянам, и язычники приходили убивать иудеев.

Вскоре произошла война между Иоанном и Симоном, двумя иудейскими лидерами. Иоанн одержал верх, был жесток и пролил немало крови по всей стране. Жители обратились за помощью к римскому императору Веспасиану, и тот послал в Иудею своего сына Тита. Данный полководец дошел до границ Иудеи и направил туда посла для мирных переговоров. Иудеи, опьяненные властью, посла убили.

Тит был разъярен и поклялся убить всех иудеев до единого, чтобы на земле навечно воцарился мир. Он осадил Иерусалим, из-за чего многие жители города погибли от голода, а другие в страхе бежали. Римляне надругались над Иерусалимским храмом, превратив его из места поклонения Единственному Богу в языческое святилище.160

От этого поражения иудеям уже не суждено было отойти. За свои преступления, непокорность Богу и убийства пророков они обрекли себя на вечное презрение и позор.

33.8. Третий шанс иудеев

Спустя некоторое время римляне отказались от язычества и приняли учение пророка Исы (мир ему). Теперь они стали превосходить иудеев как в политике, так и в религии.

Когда Тит сокрушал Иерусалим, части иудеев удалось сбежать и найти приют в соседних землях, причем некоторые из них мигрировали в район Медины. В их отношении историки говорят, что иудеи издавна из Ветхого Завета (Танаха) знали, что именно в Медине будет жить последний Божий пророк. Иудеи с нетерпением ждали его. Когда пророк Яхья (мир ему) обратился к ним с призывом, они сказали, что ждут трех пророков: Ису, Ильяса (мир им) и последнего пророка (мир ему и Божье благословение), который был им столь известен, что они просто называли его «Тем Пророком», и сразу было понятно, о ком идет речь. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна:

Конец ознакомительного фрагмента.