Вы здесь

Рассказы из Корана: том 3. Глава 32: Люди Расса (Хифзурахман Сеохарви)

Глава 32: Люди Расса

32.1. Расс

Слово «расс» на арабском означает «старый колодец». В Коране рассказывается о «людях Расса», истребленных Богом за непокорность.

32.2. Коран о людях Расса

Люди Расса упомянуты в двух главах Корана: №25 «Различение» и №50 «Каф». Говорится лишь, что они были непокорными Богу, отвергли пророков, насмехались над ними, из-за чего их селение было полностью уничтожено.

а) А также адитов, самудян, людей Расса и многие поколения между ними. Всем им Мы приводили притчи, и всех их подвергли полному истреблению.102

б) До них отвергли посланников народ Нуха, люди Расса, самудяне, адиты, фараон, братья Лута, айкиты и народ туббы. Все они отвергли посланников, и сбылась Моя угроза.103

32.3. Люди Расса

Почему этот народ назван в Коране «людьми Расса»? У корановедов есть различные версии, и к какому-то конкретному выводу прийти сложно:

1) Устроители рва

Ибн Джарир считал, что, поскольку слово «расс» может означать также пещеру, под людьми Расса подразумеваются «устроители рва» («асхаб-уль-ухдуд»), о которых говорится в 85-й главе Корана.

Но это ошибка. В главе Корана «Каф» люди Расса упомянуты вместе с народами, жившими до времен пророка Исы (мир ему), а в главе «Различение» – вместе с адитами и самудянами, причем сообщается также о существовании «многих поколений между ними». То есть мы можем сказать, что они жили до времен пророка Исы (мир ему), в то время как устроители рва жили спустя целые века после него. К тому же люди Расса были истреблены, а устроителям рва, согласно правильной версии, были предоставлены время и возможность исправиться после совершенного ими преступления: их предупредили, что если они не изменят своего поведения, то будут наказаны.

2) Народ Ханзали

Ибн Асакир полагал, что люди Расса жили задолго до адитов, и Бог направил к ним Своего посланника Ханзалю, сына Сафвана. Но люди отвергли его и убили. За это их постигло полное истребление.104 Однако данная версия не сообщает, почему они названы «людьми колодца», ведь слово «расс» означает «колодец».

3) Люди, бросившие в колодец пророка

Ибн Аби Хатим сообщал со слов Ибн Аббаса (Божье ему довольство), что недалеко от Азербайджана был колодец, у которого и произошел данный случай. Поэтому живший там народ назвали людьми колодца. Икрима говорил, что они бросили своего пророка еще живым в колодец, почему и были названы так.105

4) Жители селения

Как рассказывал Катада, в районе Ямамы106 было селение Фалядж. Там и жили люди колодца, которых называли по-разному, в том числе и «жителями селения». То есть, согласно данной версии, люди Расса и жители селения, о которых рассказывается в главе Корана «Я-син», – один и тот же народ.107 Приводится также схожее сообщение от Икримы.

Похоже, что данной версии придерживались Ибн Аби Хатим и Икрима. Тем не менее она выглядит весьма сомнительной. Коран отдельно упомянул жителей селения и людей Расса, и нет никаких указаний на то, что это был один и тот же народ. Невозможно, чтобы Коран называл народ по-разному и при этом никак не обозначал связь этих названий между собой. В словах пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) мы тоже не обнаруживаем никаких указаний на эту версию. Кроме того, люди Расса жили до времен пророка Исы (мир ему), а жители селения – много позже этого периода.

5) Люди, принявшие дьявола за своего царя

Передается также версия, что там, где жили люди Расса, находился огромный колодец, воду из которого использовали для питья и полива. У этого народа был справедливый правитель, люди любили его. Его смерть опечалила их, но однажды в его облике пришел дьявол и сказал им, что не умирал, а только на некоторое время ушел, теперь же останется навеки с ними и никогда не умрет. Люди поверили ему и отпраздновали его возвращение. Далее, согласно версии Сухейли, во сне Ханзале, сыну Сафвана, было сообщено, что он назначен посланником для приведения своего народа к Божьему пути. Он обратился к людям, призвал их отказаться от многобожия и поклоняться лишь Богу. Он также сообщил им, что тот, кто выдает себя за их правителя, на самом деле является дьяволом, сменившим свой облик. Людям не понравились эти слова, они напали на пророка и убили его. За это Бог наказал их, и полное жизнью селение превратилось в пустошь, которой завладели собаки и дикие животные.

Как с точки зрения хадисоведения, так и в целом данное сообщение недостоверно. Оно является лишь выдумкой.

6) Народ праведного темнокожего раба

Мухаммад ибн Кааб Куразы передавал следующее высказывание пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение):

В День воскрешения первым в рай войдет темнокожий раб.

Этот раб, как утверждает Мухаммад ибн Кааб Куразы, был единственным человеком, кто поверил в пророка, посланного Богом его народу. Его соплеменники не только отвергли пророка, но и бросили того в колодец, который закрыли тяжелым камнем. Во время заточения пророка темнокожий раб ходил в лес, рубил деревья, покупал еду и отдавал ее пророку, сдвигая камень. Спустя некоторое время Бог сделал так, что раб уснул в лесу и пробыл в таком состоянии четырнадцать лет. За это время люди раскаялись в своем поступке, отпустили пророка и поверили в его миссию. Пророк через какое-то время умер, и Бог разбудил раба. Проснувшись, тот и не понял, что так долго спал. Собрав дрова, он отправился в город и увидел, что все изменилось. Он начал расспрашивать людей и узнал о случившемся. Этого человека, согласно данной версии, и имел в виду пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение), когда говорил о первом обитателе рая.108

Данный рассказ тоже не является достоверным. Сообщается, что сам Мухаммад ибн Кааб Куразы и составил его, взяв за основу еврейские предания. А пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) никакого отношения к данной версии не имеет.109

Кроме того, Коран говорит об истреблении людей Расса, а в данной истории утверждается, что этот народ был не истреблен, а спасен. Налицо противоречие. Даже если б выяснилась верность хадиса о том, что первым в рай войдет темнокожий раб, то и тогда мы никак не можем связать данную историю с хадисом.

Даже Ибн Джарир отвергал этот рассказ.

7) Потомки Исмаила

Историк Масуди говорил, что люди Расса были потомками пророка Исмаила (мир ему). Они представляли собой два племени, живших в Йемене. При этом Масуди ничего больше не добавлял к данной информации и не говорил, почему этот народ назван людьми Расса.

У Исмаила (мир ему) было двенадцать сыновей, одного из которых звали Кедма (по имени которого, согласно версии Масуди, было названо одно из племен). Однако ни в Торе, ни в исторических книгах никакие потомки Исмаила (мир ему) не назывались людьми колодца (Расса). Поэтому данная версия сомнительна.

Тем не менее Сулейман Надви предпочел именно это мнение из-за его простоты.110

8) Народ Ибрахима Зардушта

Современный египетский теолог Фараджулла Заки Курди считает, что Расс – сокращенная форма названия известной кавказской местности Аракс. Бог направил туда пророка по имени Ибрахим Зардушт111. Пророк призвал людей к религии, но те не вняли его словам. Они не только отказались слушать Божьего пророка, но и выступили против него. В результате их постигла Божья кара, и народ был истреблен. Покинув Азербайджан, пророк продолжил свою миссию в Иране. Хотя современные издания свитков Зардушта значительно искажены, но в одном из отрывков на древнеперсидском языке содержится упоминание пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) и исламской религии. Общий смысл отрывка – следующий:

Вскоре арабам будет послан великий пророк. Когда его кодексу исполнится тысяча лет и начнется новое тысячелетие, трудно будет сказать, сохранилась ли религия, какой она была в первом веке. В религию будут введены новшества.

Упоминание пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) и некоторых иных верных фактов показывает, что учение, содержавшееся в свитках Зардушта, соответствовало истине. Но, как и в случае с другими религиями, текст книги был искажен. Зороастрийцы (отошедшие от Божьего учения и ставшие многобожниками) внесли существенные изменения. В настоящее время их группы проживают в Иране и Индии.112

Мнение шейха Заки находит подтверждение и в цитируемом корановедами высказывании Ибн Аббаса (Божье ему довольство) о том, что люди Расса получили свое название из-за колодца, находившегося близ Азербайджана. Вполне возможно, что это относится к району реки Аракс. Ибн Кясир писал:

Некоторые говорят, что в Азербайджане был старый колодец, из-за чего проживавший там народ называли людьми колодца.

К тому же Ибн Кясир упоминал Зардушта, когда комментировал следующий аят:

Те, кто не верит в Бога и Его посланников и хочет различать между Богом и Его посланниками…113

Ибн Кясир писал:

О зороастрийцах говорят, что поначалу они поверили в пророка Зардушта, но потом выбрали путь неверия. В результате Бог лишил этот народ пророка. И Бог знает лучше, как все на самом деле было.114

История религии и народов показывает, что учение Ибрахима Зардушта соответствовало учению Божьих пророков. Он был учеником Армии́ или Данияля (мир им). Подробнее данную тему мы затронем, когда будем говорить о Зулькарнайне.

Вывод

Из Корана следует, что люди Расса жили до времен пророка Исы (мир ему). При этом ни Коран, ни комментарии корановедов не дают нам точной информации насчет того, произошло ли данное событие между эпохой Мусы (мир ему) и эрой Дауда (мир ему). Но мы склонны полагать, что именно так оно и было.

Как бы то ни было, цель Корана – обучение людей Божьему пути, а не рассказ о хронологии событий. Достаточно извлечь урок из того, что, если непокорный народ, несмотря на ряд предупреждений, не меняет своего поведения, его поражает Божья кара. Никто и ничто ему в этом случае помочь не может.

32.4. Уроки и выводы

1) История человечества показывает: когда люди плохо поступают с Божьими пророками и наставниками и насмехаются над Божьим посланием, их ждет истребление, сколь бы сильными и развитыми они ни были. От них не останется и следа. Поражает тот факт, что последующие поколения не извлекают уроков из истории и наступают на те же самые грабли, за что получают заслуженное наказание.

– Это нечто удивительное!

2) Каждый знает, что никто в этом мире не живет вечно. Всем суждено умереть. Так к чему гордыня и надменность? Зачем быть эгоистом? Что думает получить в итоге человек своими насмешками над праведными людьми, призывающими к Божьей религии, порицающими зло и не просящими за это никакой награды?

Если человек в полной мере поймет временность этой жизни и ошибочность отказа от Божьего пути, он преуспеет на том свете. Это приведет его к триумфу и введет в рай. Если же он этого не достигнет, его ждет ад и соответствующее наказание.