Глава 18: Шамвиль
18.1. Краткий обзор истории рода Исраила в Палестине
Войдя со своим народом в Палестину, пророк Юша (мир ему) по Божьему велению разделил данную территорию между различными группами рода Исраила, чтобы люди жили мирно и счастливо и были активными сторонниками истинной веры. Подробнее об этом говорится в Ветхом Завете (23-й главе Книги Иисуса Навина).
Вплоть до самой смерти пророк Юша (мир ему) продолжал координировать действия своего народа. Он также назначил судей для разрешения споров и надеялся, что данная система продолжит свое существование и в будущем.
Эта система просуществовала более трех веков. Племенами еврейского народа руководили вожди, а судьи разрешали споры. За функционированием данной системы следил пророк, который также исполнял свою миссию, проповедуя религию и обучая ей людей. Иногда пророком Бог назначал одного из судей.
В течение всего этого периода у еврейского народа не было ни царя, ни верховного правителя. Роду Исраила постоянно докучали могучие соседи. Амаликитяне, филистимляне, мадьяниты и арамеи производили набеги на еврейские селения, грабили их и уходили к себе обратно. Иногда роду Исраила удавалось нанести поражение таким налетчикам, но набеги не прекращались.
Ближе к концу IV века до н. э. во времена священника Илии азотяне, жившие в районе Газы, совершили крупное нападение на род Исраила. Евреи проиграли, и победители захватили Ковчег Завета, в котором хранились посохи и одежда пророков Мусы и Харуна (мир им), изначальная копия Торы и сосуд с манной. Филистимляне перенесли Ковчег Завета в храм Дагона, их главного «божества» с лицом человека и хвостом рыбы. Абдуль-Ваххаб Наджар говорил, что и ныне недалеко от Рамлы есть селение Байт-Даджан18 («дом Дагона»). Возможно, город был назван в честь храма Дагона, о котором говорится в Ветхом Завете.
18.2. Становление Шамвиля
Времена священника Илия прошли. Пророком Бог назначил судью Шамвиля (мир ему).
В некоторых повествованиях говорится, что после смерти пророка Альясы (мир ему) тиран Джалут покорил род Исраила и завоевал его землю. Сам Джалут был из амаликитян, живших между Египтом, Палестиной и Средиземным морем. Он арестовал многих еврейских вождей и обложил налогами оставшееся население. Он также уничтожил Тору. Это был очень опасный период в истории рода Исраила: евреи остались без пророка и без вождя. Но вскоре у одной женщины родился сын, которого назвали Шамвиль. Его воспитанием занялся уважаемый человек из рода Исраила. Шамвиль (мир ему) выучил наизусть Тору и стал хорошо разбираться в религии. По Своей милости Бог возвел его в ранг пророка.19
18.3. Родословная Шамвиля
Есть разные версии в отношении происхождения Шамвиля. Историки говорят, что он был потомком пророка Харуна (мир ему).
Приводят также следующую генеалогическую цепочку: Шамвиль – Ханна – Акыр20. В этой версии никаких иных, более дальних предков не называют.
В сообщении Мукатиля приводится следующий вариант родословной: Шамвиль – Бали – Алькама – Ярхан – Алиху – Таху – Суф – Алькама – Махас – Амуса – Азрия.21
«Ашмуил» – еврейское слово, эквивалентное арабскому «Исмаил». Из-за частого употребления «Ашмуил» стали произносить как «Шамвиль».
Даже во времена пророка Шамвиля (мир ему) набеги амаликитян продолжались. Евреи попросили его назначить им царя, под предводительством которого они бы выступили против амаликитян. В Ветхом Завете требование рода Исраила объясняется так:
Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему:
– Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.
И не понравилось слово сие Самуилу… и сказал:
– Вот какие будут права царя… и сами вы будете ему рабами…
Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал:
– Нет, пусть царь будет над нами…
Был некто из сынов Вениамина… У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый… Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему:
– Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим.22
Шейх Сагляби приводил следующую родословную Саула (Талута): Саул – Кыш – Афиль – Сару – Тахурат – Афих – Анис – Бинъямин – Якуб – Исхак – Ибрахим.
В Коране говорится, что, когда евреи захотели царя над собой, пророк Шамвиль (мир ему) сказал им:
– Не получится ли так, что, когда царь повелит вам сражаться, вы откажетесь от битвы?
– Нет, такого быть не может, – уверенно ответил род Исраила, – ведь мы знаем, что враг унизил нас, изгнал нас из наших домов и захватил наших детей.
Тогда пророк Шамвиль (мир ему) обратился к Всемогущему Богу с мольбой, и она была удовлетворена: сильный и умный Талут был назначен царем. Услышав об этом, евреи стали возражать: бедный человек – и царем, лучше уж богатого аристократа назначить.
Как говорят историки, долгое время пророки назначались Богом из потомков Левия, а вожди и правители – из племени Иуды. А тут власть переходила к потомку Бинъямина. Разбогатевшие еврейские вожди явно не хотели этого и стали возражать против Божьего веления.
В привычку евреев вошло говорить «да», когда речь идет об обещаниях, и «нет», когда доходит до реальных действий. В этот раз случилось то же самое. Они явно не ожидали, что будет назначен пусть и умный и сильный, но небогатый человек. Пророк Шамвиль (мир ему) ответил:
– Я так и знал, что ваш характер не позволит вам сдержать своего обещания, и когда дело дойдет до сражения, ваш пыл сразу сойдет на нет. Не на богатстве основано право власти. Согласно Божьим стандартам, для царства необходимы физическая удаль и хорошее знание жизни, ведь эти качества прививают мудрость, храбрость и дипломатическое благоразумие. И по этим качествам Талут лучше любого из вас.
Не знаешь ли ты о вождях рода Исраила, живших после Мусы? Они сказали своему пророку:
– Назначь нам царя, чтобы мы сражались на Божьем пути.
– Не получится ли так, что, когда вам будет предписано сражаться, вы не станете этого делать?
– Отчего же нам не сражаться на Божьем пути, если мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми?
Когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих. Бог знает о злодеях.
– Бог назначил вам царем Талута, – сказал их пророк.
– Как он может стать нашим царем, если мы достойнее, чем он, правления, ведь он лишен достатка в имуществе?
– Бог предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью. Бог дарует Свое царство, кому пожелает. Бог – Объемлющий, Знающий.23
Под пророком в данных аятах подразумевается Шамвиль (мир ему).
18.4. Ковчег Завета
Спор о царе не прекращался. Евреи потребовали от пророка Шамвиля (мир ему) показать им какое-нибудь знамение, которое бы подтвердило, что назначение Талута исходит Бога. Пророк сообщил, что знамением будет возвращение Ковчега Завета – сундука с древними реликвиями. Он сойдет к ним, поддерживаемый ангелами.
– Знамением его царствия, – сказал им их пророк, – станет то, что к вам явится сундук с миром от вашего Господа. В нем будет то, что осталось после семьи Мусы и семьи Харуна. Его принесут ангелы. В этом – знамение для вас, если вы – верующие.24
Обещание было выполнено – ангелы принесли сундук, поставив его перед Талутом. Стало ясно, что это назначение – от Бога, и если евреи примут его, победа им гарантирована.
В Ветхом Завете говорится, что, когда филистимляне (азотяне) захватили Ковчег Завета, они привезли его в храм Дагона. Утром филистимляне вошли в храм и к своему удивлению увидели, что их идол лежит лицом вниз. Они возвратили его на прежнее место, но на утро тот снова лежал лицом вниз. Появились также и проблемы, затрагивающие самих людей: нашествие мышей, уничтожавших продовольствие, чума и высокая смертность населения. Задумавшись о причинах таких несчастий, филистимляне пришли к выводу, что все дело – в сундуке, украденном у рода Исраила. Они решили избавиться от «злосчастного» сундука и спросили своих жрецов, как им это осуществить. Те сказали, что нужно изготовить некоторое количество золотых мышей и золотых наростов (опухолей, поражавших людей), установить их вместе с сундуком на повозку, а повозку запрячь впервые отелившимися коровами. Саму повозку оставить на дороге за пределами города – и пусть та сама идет, куда ей надо. Филистимляне так и поступили. А повозка, запряженная коровами, направилась в землю рода Исраила. Увидев Ковчег Завета, евреи обрадовались и сообщали об увиденном в город Бет-Шемеш. Далее пришли жители Кирьят-Иеарима, с великими почестями взяли Ковчег Завета и установили его на холме в доме Авинадава. Такова библейская версия.25
Абдуль-Ваххаб Наджар говорил, что она вполне совпадает с версией Корана, если считать, что коров к назначенному месту вели ангелы. Однако такая трактовка не объясняет другие утверждения Корана, где говорится, что появление сундука с реликвиями – это знамение в пользу назначения Талута. К тому же сундук, согласно исламской версии, был поставлен ангелами перед Талутом. В Ветхом Завете возвращение евреям Ковчега Завета не выглядит как чудесное знамение в пользу Талута. А ведь Коран подчеркивает: «В этом – знамение для вас». Если б библейская версия была верна, то Коран бы не говорил о сундуке с реликвиями: «Его принесут ангелы».
При этом, даже согласно библейской версии, в возвращении Ковчега Завета имелся элемент чуда, ведь оно стало возможным благодаря неоднократному падению идола в языческом храме, которое уже само по себе было совершенно неординарным событием.
Слова Корана о том, что сундук с реликвиями был принесен ангелами, вполне понятны, чтобы принять их как они есть.
18.5. Переход войска Талута через реку
Еврейскому народу ничего не оставалось, как признать Талута царем. Получив власть, он объявил мобилизацию для войны с филистимлянами. Для проверки стойкости войска оно было подвергнуто серьезному испытанию. Когда солдаты подходили к реке, Талут сказал им:
– Бог желает проверить вашу стойкость и терпение. При переходе через реку не пейте из нее ничего, за исключением горсти воды, чтобы смочить рот.
Талут ясно дал понять, что те, кто ослушается приказа, будут выдворены из войска.
Когда Талут отправился в путь с войском, он сказал:
– Бог подвергнет вас испытанию рекой. Кто напьется из нее, тот не со мной. А кто не будут из нее пить, тот – со мной. Но это не относится к тем, кто зачерпнет пригоршню воды.
Напились из нее все, за исключением немногих из них.26
Историки пишут, что это событие произошло у реки Иордан. Как сообщал господин Бара ибн Азиб (Божье ему довольство), сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) в беседах между собой говорили, что войско Талута по численности было равно войску мусульман при Бадре.
Осуществив переправу, люди, напившиеся из реки, стали говорить:
– Мы не можем сражаться с Джалутом27 и его войском.
Но стойкие и терпеливые заявили, что сразятся с врагом, ведь было немало случаев, когда малое войско с Божьей помощью побеждало большое; стойкость и вера – вот необходимые составляющие успеха.
Когда же он и уверовавшие вместе с ним перебрались через нее, они сказали:
– Сегодня мы не справимся с Джалутом и его войском.
Но те, кто был уверен во встрече с Богом, сказали:
– Малые отряды не раз одолевали большие войска по Божьей воле! Бог – с терпеливыми.28
Божье войско продолжило свой путь и встретило огромное полчище Джалута. Сам Джалут был гигантского роста и могучего телосложения. Никто не хотел бросать ему вызов. Солдаты Талута стали смиренно молить Бога о победе над грозным врагом.
18.6. Храбрость Дауда
В армии Талута был юноша по имени Дауд (мир ему), который не отличался ни силой, ни боевыми качествами. Сообщается, что он был самым младшим сыном своего отца. Как гласят еврейские исторические сводки, отец направил его не для участия в битве, а для того, чтобы он сообщил отцу о состоянии армии.
Когда Джалут бросил вызов роду Исраила, Дауд (мир ему) увидел страх своих соплеменников и поэтому сам вызвался сразиться с Джалутом. Талут сказал ему, что в его возрасте, да еще и без всякого опыта он просто не сможет сразиться с известным великаном. Но Дауд (мир ему) настаивал, и под его напором Талут пусть и с неохотой, но все же дал свое согласие.
Дауд (мир ему) вышел на поле битвы и громко вызвал Джалута. Джалут увидел перед собой неопытного юношу, который явно не мог составить ему конкуренции. Но вызов есть вызов: отказаться он не мог – и бой начался. Дауд (мир ему) уверенно швырнул в Джалута три камня, которые, достигнув цели, свалили его с ног. Дауд (мир ему) быстро подскочил к великану и перерезал ему горло.
В итоге род Исраила одержал победу, а к Дауду (мир ему) стали относиться с огромным уважением.
И Ветхий Завет, и Коран говорят, что Джалута убил именно Дауд (мир ему). При этом священный Коран опускает лишние подробности и сообщает лишь наиболее важные моменты:
Оказавшись перед Джалутом и его войском, они сказали:
– Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам против неверующих!
Они разгромили их по Божьей воле. Дауд убил Джалута, и Бог даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал.29
В Ветхом Завете говорится, что Талут обещал выдать дочь за того, кто убьет Джалута, и одарить его властью. В итоге Дауд (мир ему) женился на Мелхоле, дочери Талута, и получил от него власть.30
18.7. Версия Ветхого Завета и еврейских преданий
В Ветхом Завете приводится длинный рассказ о взаимоотношениях царя Талута и пророка Дауда (мир ему). После того как Дауд (мир ему) одолел Джалута, царь выполнил свое обещание, выдав за победителя свою дочь и предложив ему властные полномочия. Но, согласно ветхозаветной истории, он стал завидовать отваге и славе Дауда. Дочь и сын Талута всегда были на стороне его зятя, поэтому все козни Талута терпели крах. Видя это, он начал открыто последовать Дауда (мир ему), и тот в итоге сбежал вместе с женой и деверем (дочерью и сыном Талута). Воспользовавшись разногласиями межу Талутом и Даудом (мир ему), враги еврейского народа организовали набег, и нанесли болезненное поражение роду Исраила.
Сообщение, передаваемое Судди, по-иному описывает события. Если в Ветхом Завете говорится, что Талут был убит во время битвы, то в версии, рассказанной Судди, утверждается, что Талут стал сожалеть о своих действиях против пророка Дауда (мир ему) и спросил у еврейских мудрецов, как ему искупить свою вину. Одна праведная и набожная еврейка дала ему надежду на искупление своих действий, если он отдаст царство Дауду (мир ему), а сам закончит свою жизнь в боях на Божьем пути. Этот совет был дан у могилы пророка Альясы (мир ему), куда эта женщина привела Талута для мольбы. Талут послушался ее, отдал царство Дауду (мир ему), а сам пал мучеником, сражаясь на Божьем пути.
Вся эта история основана на еврейских преданиях, но мусульманские авторы тем не менее цитировали ее и даже приводили данную историю в качестве пояснения к аятам второй главы Корана о Дауде (мир ему). Несмотря на весьма сомнительный источник приведенной версии, даже мусульманские теологи цитировали ее и не видели в своем подходе ничего плохого.
Как мы уже говорили, согласно Корану, пророк Шамвиль (мир ему) назначил царем Талута в ответ на просьбу самих евреев. Но род Исраила отказался признать Талута, и лишь после появления Божьих знамений евреи вынуждены были признать его царем.
Иудейские теологи понимали, что такое поведение евреев явно не красит их народ, и попытались показать, что у Талута не было качеств руководителя, а значит отказ от признания его царем был оправдан. Результат действий иудейских теологов – та версия, которую мы видим в Первой книге царств Ветхого Завета, с противоречиями между Даудом (мир ему) и Талутом.
Как же горько, что наши мусульманские теологи не увидели очевидные подтасовки иудеев в истории Шамвиля (мир ему) и стали цитировать иудейские предания, не разобравшись в их сути. Плохо, что мусульманские теологи не дали должного прославления Талуту. А ведь Коран высоко отозвался о нем. В священном Коране нет ни единого плохого слова о Талуте. Но наши теологи, по своей наивности, приняли иудейское предание и сделали его частью изданной ими мусульманской литературы.
В связи с этим известный теолог и историк Ибн Кясир, процитировав это иудейское предание, писал:
Некоторые части данной истории открыты для критики.
Далее он писал, что в иудейской версии женщина, подойдя к могиле пророка Альясы (мир ему), воскресила его. Одного этого достаточно, чтобы понять ложность истории. Такие чудеса – прерогатива великих пророков, и праведница не могла такое осуществить. Поэтому Ибн Кясир отверг иудейскую версию событий, посчитав ее безосновательной и ложной.31
18.8. Уроки и выводы
События с участием Шамвиля, Дауда (мир им) и Талута дают немало пищи для размышлений. Наиболее важными выводами из этой истории являются следующие:
1) Бог создал народы таким образом, что при угрозе их независимости им нужен достойный лидер, который бы возглавил их и помог отстоять свободу, честь и веру. Это естественное стремление привело к просьбе рода Исраила о назначении царя.
2) Идея самообороны и защиты своих прав проникает в души элиты общества и уже оттуда завоевывает сердца обычных людей. В результате люди становятся едиными в озвучивании своих чувств и желаний.
3) Если у элиты общества присутствует твердое сознание необходимости защиты прав и свобод, то и обычные люди с готовностью присоединятся к ним и станут такими же активными борцами за независимость. Но когда дело доходит до конкретных боев, здесь обычные люди мешкают, и лишь настоящие верующие и искатели правды оказываются готовыми к битве. Об этом говорит Коран:
Когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих. Бог знает о злодеях.32
4) Невежественные люди считают, что для руководства необходимы богатство и высокий социальный статус. Так думали и евреи. Поэтому назначение Талута они встретили следующими словами:
– … мы достойнее, чем он, правления, ведь он лишен достатка в имуществе…33
5) Коран показал, что такой подход ошибочен. Не богатство и не знатность определяют право на руководство. Для этого нужны знания с мудростью и сила. Физическая сила, о которой говорит Коран, подразумевает силу и храбрость сразиться с врагом и повести верующих на сражение.
Данный критерий права на лидерство установлен Кораном навсегда. И пророк Шамвиль (мир ему) подчеркивал, что царь назначен Богом по следующим причинам:
– Бог дал ему превосходство над вами в силе и знаниях.34
6) Когда отряд, отстаивающий правду, вступает в бой с войском злодеев, главным фактором здесь является не численное превосходство, а истинная вера и убежденность в Божьей поддержке, ведь именно Бог решает исход сражения.
– Малые отряды не раз одолевали большие войска по Божьей воле! Бог – с терпеливыми.35