Вы здесь

Рассказы из Корана: том 2. Глава 14: Юша (Хифзурахман Сеохарви)

© Хифзурахман Сеохарви, 2016

© Булат Хайдаров, перевод, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Глава 14: Юша

14.1. Преемник Мусы

Рассказывая о событиях из жизни Мусы (мир ему), Тора часто указывает не только имя Харуна (мир ему), но и имя Юши (мир ему).1 В прошлой главе мы тоже не раз говорили о нем. При жизни пророка Мусы он был его помощником и служил ему. А после смерти Мусы (мир ему) он стал его преемником в пророческой миссии. Он входил в делегацию, посланную на разведку в Ханаан (Палестину) для получения информации о живших там язычниках. Когда пророк Муса призвал евреев сразиться с жестокими жителями Ханаана, и они отказались, Юша был первым, кто попытался вдохновить народ на сражение. Он напомнил людям, что Бог обещал победу, а значит их ждет успех.

Как сообщается в Торе, Бог ясно дал понять Мусе, что Юша – избранный Божий раб, который поведет новое поколение евреев в Иерусалим и Ханаан и очистит Палестину от жестоких язычников.

И сказал Господь Моисею:

– Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред… всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых…2

14.2. Коран о Юше

Имя пророка Юши (мир ему) не указывается в Коране. Но в главе Корана «Пещера» о нем дважды говорится, как о спутнике пророка Мусы (мир ему), когда тот шел на встречу с Хизром (мир ему):

а) Вот Муса сказал своему слуге…3

б) Когда они прошли дальше, он сказал своему слуге…4

В достоверном хадисе, переданном Убаем ибн Каабом (Божье ему довольство), сообщается, что именно Юша (мир ему) был тем юношей, о котором в Коране говорится как о спутнике Мусы (мир ему). Иудеи и христиане соглашаются с тем, что он был пророком, и включают Книгу Иисуса Навина (Юши) в Ветхий Завет.

14.3. Родословная Юши

Юша был потомком пророка Юсуфа (мир ему). Историки приводят следующую генеалогическую цепочку: Юша – Нун – Эфраим (Ефрем) – Юсуф – Якуб – Исхак – Ибрахим.

Настоящим Божьим чудом было то, что много лет назад, благодаря власти Юсуфа (мир ему), род из 70 человек переехал с огромным почетом из Ханаана в Египет, а теперь тот же самый род, состоящий уже из сотен тысяч человек, вступал с почетом в Ханаан под предводительством Юши, внука Юсуфа.

После 40 лет скитаний еврейского народа Бог повелел пророку Юше (мир ему) повести род Исраила в обещанную им землю и сразиться с жестокими амаликитянами и другими язычниками. Бог обещал евреям победу.

В Ветхом Завете об этом говорится так:

По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:

– Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.5

14.4. Вступление на священную землю

Пророк Юша передал Божье послание своему народу, и люди покинули Синай. Первым палестинским городом на их пути стал Иерихон. Здесь они вызвали врага на сражение. Битва была тяжелой, но род Исраила одержал убедительную победу. Шаг за шагом еврейский народ завоевывал священную землю под предводительством пророка Юши (мир ему). В итоге земля была очищена от жестоких язычников, и род Исраила вернул себе землю предков.

Согласно Ветхому Завету, отправляясь на битву, евреи несли Ковчег Завета. В этом сундуке находились различные реликвии, в том числе посох Мусы (мир ему), одежда Харуна (мир ему) и сосуд с манной. Бог повелел людям сохранить манну, чтобы будущие поколения видели, что Господь облагодетельствовал их.

Ибн Асир говорил, что еще во времена пророка Мусы (мир ему) Юша (мир ему) был назначен руководителем еврейской армией против народов, занимавших землю рода Исраила.

Это напоминает случай с Усамой ибн Зейдом (Божье ему довольство), которого пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) назначил командиром в походе на Сирию. Усама выступил с армией, но это произошло уже после смерти пророка (мир ему и Божье благословение). Армия под его управлением нанесла поражение Византии, Персии и Ираку.

Пророк Муса (мир ему) лично назначил Юшу (мир ему) командующим войсками, но он умер прежде, чем Юша вступил в битву с язычниками. При этом Юша был не только главнокомандующим. Бог сделал его пророком.

Взятие Иерихона стало прелюдией к завоеванию всей священной земли и полному истреблению врагов-язычников.

В священном Коране не указывается название первого города, взятого Юшей. Коран называет завоеванный город «селением». Точное его название не настолько важно, чтобы упоминать его в Божьей Книге. Тем не менее шейх Ибн Кясир считал, что под «селением» в Коране подразумевается не Иерихон, а Иерусалим, поскольку:

а) Иерихон из-за своего местонахождения не мог встретиться на пути рода Исраила;

б) евреям было обещано завоевание Иерусалима.

Мы тоже считаем, что под «селением» подразумевается Иерусалим, но с аргументами шейха Ибн Кясира мы не согласны:

а) Даже если род Исраила хотел завоевать именно Иерусалим, путь к нему из Синая ведет через Ханаан, первым городом которого является Иерихон. Любой, кто захочет прибыть в Иерусалим по суше, обязательно пройдет через Ханаан.

б) Обещание о возвращении исторической родины касалось не только Иерусалима, но и Ханаана в целом.

Поэтому оба аргумента Ибн Кясира выглядят слабыми. Но, как и говорил Ибн Кясир, под «селением» в качестве обещанного города подразумевался именно Иерусалим. Он был завоеван пророком Юшей (мир ему) уже после Иерихона.

14.5. Неблагодарность

Бог дал победу роду Исраила и велел евреям войти в городские ворота со скромностью и благодарностью. Но новоявленные победители оказались слишком гордыми. Они надменно вошли в город, произнося явно не те слова, которые от них ожидали.

Грубое и неуважительное поведение евреев навлекло на них Божий гнев. В очередной раз вступил в силу Божий закон воздаяния:

а) Вот Мы сказали:

– Войдите в это селение и ешьте вволю. Войдите в ворота, поклонившись, и произнесите «хыттатун». Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро.

Но злодеи заменили сказанное им слово другим, и Мы наслали с неба наказание на преступников за то, что они нечестиво поступали.6

б) Вот им было сказано:

– Живите в этом селении и ешьте там, где пожелаете. Произнесите «хыттатун» и войдите в ворота, поклонившись. Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро.

Злодеи из их числа заменили сказанное им слово другим, и Мы наслали на них наказание с небес за то, что они совершали зло.7

Что же на самом деле означает «хыттатун», и каким словом заменили его евреи?

Абдулла ибн Аббас полагал, что «хыттатун» означало просьбу о прощении. Катада же считал, что имелась в виду следующая мольба: «Удали наши глупости и грехи!» То есть обе версии подразумевают следующее значение: «Господь! Прости нас и сотри наши грехи!»

Слово «хыттатун» является обозначением более полного выражения. То есть, как у нас «басмаля» обозначает «бисмилляхир-рахманир-рахим» («Именем Милостивого и Милосердного Бога»), так и у них слово «хыттатун» подразумевало некое более пространное высказывание.

Согласно сообщению из сборника Бухари, пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) говорил, что вместо положенного слова евреи произносили: «Зерно в волосе!» Это выражение на их языке звучало похоже на те слова, что им было велено сказать. То есть они явно насмехались над Божьим велением. К тому же, вместо того чтобы поклониться при входе, они, как гласит хадис, вступали в ворота, «передвигаясь на ягодицах» (то есть вели себя весьма надменно).

Как сообщал Абдулла ибн Масуд (Божье ему довольство), евреи, вместо того чтобы войти в город со всей скромностью, задирали нос и шли с самодовольным видом.

В приведенных аятах Бог наглядно показал, как должны вести себя скромные и послушные Божьи рабы, и каково поведение надменных, высокомерных гордецов. Богобоязненные люди сражаются не в корыстных целях, не ради богатства. Вступая в битву, они стремятся освободить землю от преступников, установить Божий закон и порядок на земле. Они сражаются, понимая, что смута хуже убийства. Одолев врагов, они не кичатся своей победой, а скромно и благодарно опускают голову перед своим Господом. Именно так входил в Мекку пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение). Находясь на верблюде, он так опустил голову, что она касалась седла. Войдя в Каабу, он совершил благодарственную молитву, исполнив восемь земных поклонов перед Богом.

Мы видим, что так же поступали и его сподвижники: когда господин Умар (Божье ему довольство) входил в завоеванный Иерусалим, а господин Саад (сын Абу Ваккаса) (Божье ему довольство) вступал на покоренную территорию Ирана, они оба склонились в земном поклоне перед Богом.

За неповиновение Богу и высокомерное поведение евреи заслуживали наказания. Коран говорит, что на них сошло «наказание с небес», но не уточняет, что именно произошло. Точный вид наказания не имеет отношения к главной теме повествования.

Следует обратить внимание на следующие слова главы Корана «Преграды»:

Злодеи из их числа заменили…8

Это показывает, что не весь род Исраила был повинен в ослушании Бога и надменности. Лишь некоторая его часть ослушалась Бога, а большинство евреев были на стороне пророка Юши (мир ему).

14.6. Выводы

1) Если человек спасается от трудностей и получает Божьи блага, он должен понимать, что за улучшением его состояния стоит Бог. Поэтому нужно искренне благодарить Господа и не считать, что это человек добился всего сам. Проявление благодарности возвысит статус человека и в земной жизни, и на том свете.

2) Даже при тяжелейших обстоятельствах не следует отчаиваться и терять надежду на успех и Божью помощь. Всемогущий Бог не оставляет угнетенных и всегда отвечает на их мольбы. При этом возможна видимая задержка в приходе Божьей помощи, но в этом кроется особенная мудрость, которую человек может и не понимать.

3) Если люди забывают, что именно Бог дал им блага, и вместо благодарности хвастаются, проявляют высокомерие, тогда Бог быстро и эффективно карает гордецов.