Вы здесь

Рассказы из Корана: том 1. Глава 5: Салих (Хифзурахман Сеохарви)

Глава 5: Салих

5.1. Коран о Салихе и народе Самуд

Имя пророка Салиха (мир ему) упоминается в следующих аятах Корана:




Пророк Салих (мир ему) был направлен к народу Самуд. Об этом племени говорится, в частности, в таких главах Корана, как №7 «Преграды», №11 «Худ», №27 «Муравей», №41 «Разъяснены», №53 «Звезда», №69 «Неизбежное», №91 «Солнце».

5.2. Родословная Салиха

У специалистов имеются разные мнения по поводу родословной пророка Салиха (мир ему):

– известный хадисовед Багави (Божья ему милость) приводил следующую генеалогическую цепочку: Салих – Убайд (отец) – Асиф (дед) – Машах – Убайд – Хадир – Самуд;

– Вахб ибн Мунаббих сообщал о следующей версии: Салих – Убайд (отец) – Джабир (дед) – Самуд.151

Хотя Багави жил значительно позже Вахба, известного своим блестящим знанием Торы, тем не менее теологи склонны соглашаться именно с его версией.

Из родословной видно, что название народа Салиха (мир ему) происходит от имени их прародителя Самуда. Если говорить о родословной Самуда, то здесь тоже имеются две версии:

1) Самуд – Амир (отец) – Ирам (дед) – Сам;

2) Самуд – Ад (отец) – Аус (дед) – Ирам – Сам – Нух.

Шейх Махмуд Алуси в своем комментарии к Корану сообщал, что имам Шафии придерживался второго мнения.152

Как бы то ни было, обе версии сообщают нам, что народ Самуд относился к группе племен Сама. Народ Самуд – это те самые люди, что спаслись с пророком Худом (мир ему), когда были уничтожены первые адиты. Поэтому их также называют «вторыми адитами». Они несомненно относятся к группе Араб Баида («потерянных арабских племен»).

5.3. Где и когда жили самудяне

Доказано, что народ Самуд проживал в Хиджре153. Их поселения располагались в долинах между Хиджазом154 и Сирией вплоть до долины Кура. Сейчас эта местность известна под названием Фадж-ун-накат. Руины их селений находят и ныне. Их видели египетские исследователи, нашедшие многокомнатный дворец с большим прудом. Весь дворец был высечен в скале.

Известный арабский историк Масуди писал:

Любой, кто едет из Сирии в Хиджаз, встречает на своем пути руины в качестве свидетельства существования этого народа.

Эта часть долины Аль-Хиджр известна под названием Хиджр-Самуд и расположена к юго-востоку от Мадьяна155. Если племя Ад называют адитами Ирама или, как гласит Коран, народом Ирам, то племя Самуд именуют самудянами Ирама или вторыми адитами.

Востоковеды156, обычно дающую неверную информацию о Востоке и особенно об арабах, не изменили своим привычкам и в случае с самудянами. Среди востоковедов имеются две версии об этом народе:

– Одни считают, что самудянами являются те евреи, которые так и не вошли в Палестину. Но такое мнение совершенно неверно. Историки единогласно признают, что селения самудян были уничтожены еще до выведения пророком Мусой (мир ему) еврейского народа из Египта. Священный Коран говорит нам, что, когда люди фараона отвергли пророку Мусу (мир ему), один из верующих призвал их остановиться, чтобы их не постигла судьба народа Нуха (мир ему), адитов, самудян и др.

– Вторая версия востоковедов заключается в том, что самудяне – это амаликитяне, переселившиеся с западного берега Евфрата. Некоторые считают, что это амаликитяне, изгнанные египетским царем Яхмосом. Будучи умелыми скульпторами, они смогли высечь здания из скал и камней в Хиджре и построить прекрасные замки на равнинах. Но, как мы уже говорили, Ад и Самуд – это один и тот же народ. Арабы ошибочно считают их амаликитянами, соглашаясь тем самым с иудеями. Известно, что родоначальник амаликитян Амлик, сын Ляуза, не имел отношения к данным народам. Поэтому данное мнение тоже неверно.

На самом деле, самудяне – это остатки адитов. Заявление о том, что жилища и укрепления самудян были построены адитами, не противоречит факту наличия у самудян архитектурных познаний и их участию в строительстве, ведь и первые, и вторые адиты – это в конечном счете именно адиты. На это также указывает обращение пророка Салиха (мир ему) к своему народу:

– Помните о том, как Он сделал вас преемниками адитов и расселил вас по земле, на равнинах которой вы воздвигли замки, а из гор высекли жилища.157

Если говорить о том, в какие века проживали самудяне, то на этот вопрос сложно ответить, поскольку об этом нигде не говорится. Но можно с уверенностью сказать, что их гибель состоялась задолго до времен пророка Ибрахима (мир ему).

Стоит отметить, что на некоторых могилах находят надписи на арамейском, причем надгробия датируются эпохой, непосредственно предшествовавшей временам пророка Исы (мир ему). Это приводит к неверному пониманию, будто самудяне жили уже после пророка Мусы (мир ему). Это не так.

Найденные могилы – это захоронения другого народа, который поселился в этом регионе тысячелетия спустя после истребления самудян. Эти новые люди делали записи арамейскими буквами. На надгробиях они восхваляли своих предков, стремясь тем самым впечатлить будущие поколения. Могилы не принадлежат народу Самуд и не относятся к их эпохе. Этой же точки зрения придерживался известный египетский историк Джирджи Зейдан, написавший книгу «Доисламская Аравия»:

Раскопки и надгробия показывают, что поселения народа Салиха попали в руки набатеев, которые, как мы увидим, были жителями Петры. Многие востоковеды лично видели данные раскопки. Об этом мы подробно говорили во введении. Именно данные надписи были прочтены ими на камнях. Наиболее важными руинами представляются гробница вождя, замок и башня. Найденные записи составлены набатейским письмом и аналогичны надписям на надгробиях.

Востоковеды также обнаружили надгробие с надписью, сделанной набатейским письмом и относящейся к эпохе непосредственно до рождения Христа. Надпись гласила:

«Мавзолей, построенный Камкам, дочерью Ваили, дочерью Харама, и Калибой, дочерью Камкам, для себя и детей. Его возведение началось в благословенный месяц девятого года коронации Хариса, царя набатеев, любящего свой народ. Так проклятие Ами Зушары и Арши158, Лята, Аманда, Манута и Кайса на любого, кто посмеет продать эти могилы, осквернить их или вынуть из них тела или органы, или же захоронить здесь кого-то иного, помимо Камкам, ее дочери и детей! Пять проклятий Зушары, Хубала и Манута на того, кто пренебрежет тем, что здесь написано! А колдуну, который этим пренебрежет, – штраф в тысячу харисских дирхамов, если только не будет у него разрешения, написанного рукой Камкам, Калибой или ее детьми, дозволяющего в отношении данной могилы ясными словами, если это разрешение подлинно, а не подложно!»

5.4. Религия самудян

Как и их предшественники, самудяне поклонялись идолам. Будучи многобожниками, они почитали, помимо Бога, немало различных лжебогов. Для приведения людей к истине Божьим посланником был назначен их соплеменник Салих (мир ему). Он был послан, чтобы исправить людей, напомнить им о Божьих благах, сопровождавших их жизнь днем и ночью. Он должен был разъяснить им, что все в этом мире указывает на единственность Бога. Его миссия заключалась в том, чтобы с помощью ясных доводов показать им ошибочность их убеждений, отсутствие иных божеств, помимо Единственного Бога.

5.5. Смысл историй, приводимых в Коране

Священный Коран приводит рассказы о древних народах и их наставниках, чтобы мы могли извлечь из этого урок. То есть это не просто истории, а сообщения о том, что Бог не только наделил людей разумом, но и предоставил им средства для нахождения истинного пути и спасения. Нам нужно пользоваться как разумом, так и этими средствами.

Коран сообщает нам, что для наставления человечества Бог всегда избирает пророка из числа самих людей. И такой пророк призывает своих собратьев к истине и отказу от ошибочного пути. Чтобы мы поняли это, Коран рассказывает о различных народах, напоминая нам о прошлом. Из этих историй можно понять, что люди, послушавшиеся пророка, обрели успех как в этой жизни, так и на том свете. Но были и народы, отказавшиеся повиноваться, насмехавшиеся над пророком, отвергавшие его.

Бог приводил им ясные знамения о том, что Божий пророк действительно говорит правду. Такие знамения называют чудесами. Иногда Бог посылал их без всяких на то просьб, а иногда – в ответ на требования людей.

Если люди, несмотря на знамения, упрямствовали и из ненависти продолжали отвергать пророков, их ожидала Божья кара, приводившая народ к гибели и служившая предостережением для будущих поколений.

Твой Господь не уничтожал селения, пока не отправлял в главное из них посланника, который читал им Наши аяты. Мы не уничтожали селения, если только их жители не были злодеями.159

5.6. Сущность чуда

Словарное значение слова «чудо» – нечто обессиливающее, утомляющее. В исламской терминологии под чудом подразумевается то, что происходит без всяких условий для осуществления данного явления. В обиходной речи чудо – это то, что противоречит привычному ходу событий.

Возникает вопрос: возможно ли нарушение привычного хода событий, установленного Богом? То есть можно ли изменить Божьи законы природы?

Отвечая на данный вопрос, в первую очередь отметим, что неправильно говорить, будто чудо противоречит Божьим законам, ведь законы могут быть двух видов:

1) Обычные – те, при которых результат строго связано с причиной: например, сжигание предметов огнем, охлаждение их холодной водой.

2) Исключительные – те, при которых результат не связан с причинами и получается без посредничества неких специальных условий. Сюда можно отнести случаи, когда тело не сжигается огнем, и когда еды, достаточной лишь на двоих, хватает на сто—двести человек без убывания ее количества.

Два последних примера (огнеупорности и обилия еды) считаются противоречащими законам природы. Но это не так. Они противоречат лишь первой категории законов, но полностью соответствуют второй их разновидности. То есть мы видим, что эти случаи могут идти вразрез с привычным ходом событий, но при этом достигается некая особенная цель. Одной из таких целей является подтверждение Богом истинности Своих посланников. Он дает понять тем, кто их отвергает, что, будь это лжепророк, Бог бы не сопровождал его явление чудом. Происходящее чудо является не результатом стараний пророка, а действием Бога.

Но не стоит забывать: даже если Бог не сопровождает пророка чудесами, это не означает, что не следует верить в его миссию, особенно если имеется Книга Божьего руководства и присутствуют явные признаки в его пользу. В религиозной терминологии отрицание его миссии называется неверием.

Тем не менее понятно, что чудеса действуют на человека сильнее, чем ясные, разумные доводы. Людям легче поверить в пророческую миссию, когда пришествие Божьего посланника сопровождается невообразимыми для разума явлениями, явно выходящими за рамки человеческих сил.

Поэтому нельзя говорить, что чудо не является доказательством пророческой миссии, как это пытаются сделать некоторые люди, считающие себя мудрецами. Такое мнение ошибочно и совершенно не соответствует вере в Бога.

Иными словами, даже если пророк не представит людям чуда, это не повод для отрицания его миссии. Но если оно все же будет представлено (само по себе или по требованию неверующих), то такое чудо бесспорно будет считаться подтверждением его пророческого статуса. Отрицание в этом случае равноценно отказу от истины и веры.

Поэтому как образованным, так и обычным людям важно твердо верить в подлинность чудес, проявленных пророками. Отрицание даже одного из них является неверием.

Впрочем, не стоит забывать, что, если мы увидим, как тот или иной человек проявит нечто экстраординарное, это не значит, что мы тут же должны считать данное явление чудом, а самого человека – пророком. Первый признак, который должен проявляться в Божьем пророке, заключается в том, что в течение его жизни он проходит через суровые испытания, и, несмотря на это, его поведение является образцовым во всех отношениях. Его жизнь должна быть отражением его непорочности, высоких моральных качеств, правдивости и безгрешности. Если такой человек заявляет о том, что является Божьим пророком, и подтверждает свое заявление ясными доводами, а также Божьими чудесами, то бесспорно он является пророком, а свершившиеся экстраординарные явления – чудом.

Как мы уже говорили, чудо является действием не пророка, а Бога, ведь пророк – лишь смертный человек. Не в его власти вмешиваться в законы природы, к какой бы категории они ни относились (обычной или исключительной). По Божьей воле с пророком свершается то, что обычно ни с кем не происходит. Если не будет на то желания со стороны Бога, то с пророком чуда не произойдет.

В битве при Бадре 313 мусульманам противостояла хорошо вооруженная армия из тысячи человек. Пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) взял горсть песка и бросил ее в сторону неприятеля. И эти крупинки попали в глаза каждого вражеского бойца. Солдаты обеспокоились, стали тереть глаза. Тогда мусульмане напали на них и одержали победу. Коран говорит об этом так:

Не ты, пророк, бросил горсть песка, когда бросал…160

Задумаемся над этим. То, что свершилось руками пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение), неуловимо представляется как чудо:

– Пророк, конечно, горсть песка была брошена тобой, ведь она была в твоих руках. Но посмотри, какое воздействие она оказала на врагов. Учти расстояние между вами, количество солдат – и при этом песок поразил каждого из них. Своими руками ты этого сделать не мог. Это было действием Бога, который за какое-то мгновение покончил со всеми вашими трудностями, сделав так, что одна пригоршня песка обратила в бегство всю вражескую армию.

Это показывает нам, что чудо не совершается пророком, а является непосредственным действием Бога, которое сопровождает Божьего посланника для доказательства его истинности.

а) Все посланники показывали знамения только с Божьего дозволения. И когда придет Божье веление, будет вынесен истинный приговор, и тогда приверженцы лжи окажутся в проигрыше.161

б) Именем Бога они приносят величайшие клятвы о том, что, если к ним явится знамение, они непременно уверуют в него. Скажи:

– Знамения – у Бога.

Что же даст вам понять, что они не уверуют, если даже те явятся к ним?162

Представленное выше изложение сущности чудес может быть понято лишь теми, кто верит, что события, затрагивающие тот или иной предмет, происходят не сами по себе, а по воле его Создателя. Если человек верит в это, то ему легко понять, что, несмотря на свойство огня сжигать все вносимое в него, Тот, кто дал огню такое свойство, вполне может в тех или иных целях лишить его этого свойства. Изменившееся состояние будет считаться особенным свойством огня, его «исключительным проявлением».

Если же человек думает, что свойства каждого предмета неизменны, ему следует сначала узнать о качествах Бога, особенно о таком Его качестве, как Мощь. И лишь тогда он может обратиться к данному вопросу, хотя лучше его рассматривать в рамках теологической дисциплины, посвященной вероучению.

5.7. Верблюдица

Пророк Салих (мир ему) снова и снова увещевал свой народ, пытаясь привести его к истине. Но в ответ люди лишь становились еще более озлобленными и непокорными. Народ Самуд продолжал упорно отстаивать свое идолопоклонство. И только маленькая, слабая группа людей поверила в пророка и стала следовать истинной религии. А вожди и богачи вместо благодарности Богу за предоставленные им блага отказывались верить в Него, поклонялись своим лжебогам, насмехались над пророком Салихом (мир ему) и говорили ему:

– Если б наши божества были ложными, и наша религия не была угодна Богу, то не дал бы Он нам Своих благ. Не было бы у нас садов, богатства, фруктов, дворцов и сладких рек. А теперь посмотри на себя и своих сторонников – нищих и обездоленных – и реши, кто из нас ближе к Богу, кого из нас Бог приемлет!

Пророк Салих (мир ему) говорил им, что не стоит хвастаться своим богатством и насмехаться над Божьим посланником. Он сообщил, что, если их поведение не изменится, то все их имущество исчезнет в мгновение ока – погибнут и богачи, и их сокровища:

– Да, эти вещи – Божьи блага, если их получатель благодарен за них Богу и склоняется перед Ним. Если же вы принимаете их с гордостью и надменностью, то это имущество – средство наказания. Поэтому не стоит думать, будто все ваше богатство – признак Божьего довольства.

Еще один факт, который отказывались понять самудяне, заключался в том, что Божьим посланником был выбран их соплеменник. Они удивлялись:

– Неужели среди нас напоминание ниспослано только ему одному?163

Они имели в виду, что если б действительно был назначен Божий посланник, то это был бы не Салих, поскольку они считали себя более достойными этого. И они обращались к тем беднякам, которые последовали за пророком Салихом (мир ему):

– Вы точно знаете, что Салих послан своим Господом?164

Верующие отвечали:

– Мы действительно верим в то, с чем он послан.165

На это неверующие со злостью говорили:

– А мы не верим в то, во что вы верите.166

Эти несчастные люди отказывались верить пророку Салиху (мир ему), пока он не явил им чудо, Божье знамение. Пророк Салих (мир ему) попросил об этом Бога – и его мольба была принята. Затем он сказал самудянам:

– Знамение, которое вы требовали, явилось к вам в виде верблюдицы. Если вы навредите ей, это обернется для вас гибелью. Бог установил очередность доступа к воде между вами и верблюдицей. Один день – для вас, один – для нее. Соблюдайте это правило.

Коран называет это животное «Божьей верблюдицей», тем самым показывая, что оно было Божьим знамением и этим отличалось от других Божьих творений.167 Также верблюдица названа «знамением для вас», поскольку имела особое значение для этих людей.

Но порочные самудяне не вытерпели и уговорили Кудара ибн Салифа сделать первые шаги, необходимые для убийства верблюдицы, чтобы другие смогли потом присоединиться к нему. Так верблюдица была убита. Узнав об этом, пророк Салих (мир ему) зарыдал:

– Несчастные люди! Вы не смогли проявить терпение. Так ждите теперь Божьей кары! Через три дня неотвратимое наказание обрушится на вас и истребит всех до единого.

В комментарии шейха Алуси к Корану сообщалось, что наказание народа Самуда стало очевидным с рассвета. В первый день их лица сильно пожелтели, словно страх охватил их. На второй день их лица покраснели. А на следующий день лица стали черными. Это была третья стадия страха и ужаса, за которой могла последовать лишь смерть. Поэтому эти три дня и последовательная смена окраски лиц четко дали им понять, что Салих (мир ему) – истинный Божий пророк. Они отвергали его лишь из зависти и ненависти. Осознав свое преступление и узнав от него, что их ждет кара, они были напуганы, как преступники перед смертным приговором.

Прошло три дня и настало время Божьей кары. Ночью страшный звук убил каждого из них в тех позах, в которых они в тот миг находились. Священный Коран по-разному описывает данный звук: «неистовый вопль, удар молнии», «землетрясение», «громоподобный звук», «ужасный вопль». Эти выражения описывают разные стороны одного и того же факта – грозности Божьей кары. Представьте себе вспышку, озаряющую все небо – от востока до запада, повсюду ослепляющую каждого, с шумом вызывающую дрожь у обитателей земли, а затем обрушивающуюся с громким воплем на местность. Что случится с той местностью, на которую она обрушится?

Это – весьма приблизительное описание того, что постигло народ Самуд и истребило как самудян, так и их селения. Для будущих поколений данное событие послужило запоминающимся уроком об участи высокомерных и непокорных людей.

Они были наказаны, а пророк Салих (мир ему) и его последователи были спасены Богом. Грустный и опечаленный, пророк Салих (мир ему) обратился к мертвым самудянам:

– Народ мой! Я донес до вас послание моего Господа и искренне давал вам добрые советы, но вы не любите добрых советчиков.168

Аналогичным образом пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) обращался к истребленным вождям мекканских идолопоклонников после битвы при Бадре. Их трупы находились внутри рва, и он обратился к ним:

– …не лучше ли б было, если б вы послушались Бога и Его посланника? Все, что нам обещал наш Господь, мы получили. Вы тоже получили обещанное вам вашим Господом?169

Среди теологов есть следующие мнения в отношении таких обращений:

1) Данные обращения свойственны пророкам. Бог дает мертвым услышать слова пророков, но ответить те не могут. Когда пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) обратился к трупам идолопоклонников, господин Умар ибн Хаттаб (Божье ему довольство) с удивлением спросил:

– Они слышат тебя?

– Да, – ответил пророк (мир ему и Божье благословение), – не хуже вас. Но ответить не могут.

2) Такое обращение – выражение печали и грусти. Например, если один человек говорит другому не заходить в определенный сад из-за наличия там змей, а тот заходит и умирает от змеиного укуса, то первый человек, склонившись над телом второго, может невольно сказать:

– Ну как так? Я же тебя предупреждал!

3) Слова в реальности обращены к живым людям, находящимся рядом, чтобы они извлекли урок из этого события и не повторяли ошибок погибших.

5.8. Смерть самудян и спасение пророка

Возникает вопрос: куда пророк Салих (мир ему) и его последователи переселились после наказания самудян?

С полной уверенностью дать ответ на этот вопрос практически невозможно. Но достаточно правдоподобной выглядит версия об их переселении в Палестину. Это был единственный процветающий регион близ Хиджра, в котором имелись хорошие пастбища и много воды для домашнего скота. Они могли поселиться вокруг Рамлы или иного места.

У корановедов имеется немало версий на этот счет:

1) Хазин высказывался в пользу палестинского города Рамла.

2) Они поселились в Хадрамауте, поскольку это их историческая родина. Или же они могли выбрать данный регион из-за того, что он – часть местности Ахкаф («Песчаных дюн»). Здесь находится могила, где, как полагают, захоронен пророк Салих (мир ему).

3) Историки обычно полагают, что они никуда не переселялись, а остались жить в тех же самых селениях самудян.

4) Шейх Алуси (Божья ему милость) склонялся к версии о том, что они переселились в Мекку, где и жили вплоть до самой смерти. Могила пророка Салиха (мир ему) находится к западу от Каабы.

Шейх Алуси (Божья ему милость) в своем комментарии к Корану приводил мнение о том, что число спасшихся вместе с пророком Салихом (мир ему) было равно примерно 125, а погибло около 1 500 семей.

5.9. Рассказ словами Корана

Ознакомившись с различными мнениями, обратимся теперь к аятам Корана, ведь именно они являются нашим главным, самым достоверным источником информации. Из них мы узнаем о фактах, и из них мы извлекаем для себя уроки.

а) Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал:

– Народ мой! Поклоняйтесь Богу! Нет у вас иного божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Это – Божья верблюдица, знамение для вас. Так позвольте ей пастись на Божьей земле и не причиняйте ей зла, а не то вас постигнет мучительное наказание. Помните о том, как Он сделал вас преемниками адитов и расселил по земле, на равнинах которой вы воздвигли замки, а из гор высекли жилища. Помните о Божьих милостях и не распространяйте зло по земле.

Высокомерные вожди его народа сказали уверовавшим из числа слабых:

– Вы точно знаете, что Салих послан своим Господом?

– Мы действительно верим в то, с чем он послан, – сказали они.

– А мы не верим в то, во что вы верите, – сказали высокомерные.

Они убили верблюдицу, пренебрегли повелением своего Господа и сказали:

– Салих! Ниспошли нам то, чем угрожаешь, если ты действительно из числа посланников.

Их поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах. Он отвернулся от них и сказал:

– Народ мой! Я донес до вас послание моего Господа и искренне давал вам добрые советы, но вы не любите добрых советчиков.170

б) Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал:

– Народ мой! Поклоняйтесь Богу! Нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Так просите у Него прощения, а затем обратитесь к Нему с раскаянием. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый.

– Салих! – сказали они. – Раньше ты был нашей надеждой. Неужели ты запрещаешь нам поклоняться тому, чему поклонялись наши отцы? Воистину, нас терзают смутные сомнения относительно того, к чему ты нас призываешь.

– Народ мой! – сказал он. – Скажите: если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, кто тогда защитит меня от Бога, если я ослушаюсь Его? Тогда вы приумножите мне лишь убыток! Народ мой! Это – Божья верблюдица, знамение для вас. Так позвольте ей пастись на Божьей земле и не причиняйте ей зла, а не то вас постигнет скорое наказание.

Но они искалечили ее, и он сказал:

– Наслаждайтесь в своих жилищах еще три дня. Это обещание не окажется лживым.

Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Салиха и тех, кто уверовал вместе с ним. Мы избавили их от позора в тот день. Воистину, твой Господь – Всесильный, Могущественный! А злодеев поразил вопль, и они оказались повергнуты ниц в своих домах, словно никогда не жили там. Воистину, самудяне не уверовали в своего Господа. Да сгинут самудяне!171

в) И жители Хиджра действительно отвергли посланников. Мы дали им Наши знамения, но они отвернулись от них. Они высекали из гор жилища, чувствуя себя в безопасности. Утром их поразил вопль. И не помогло им то, что они приобретали.172

г) Самудяне отвергли посланников. Вот их брат Салих сказал им:

– Неужели не устрашитесь Бога? Я – верный посланник для вас. Бойтесь же Бога и слушайтесь меня. Я не прошу у вас за это вознаграждения. Моя награда – лишь у Господа миров. Неужели вы будете оставлены в безопасности среди того, что есть здесь, среди садов и источников, среди посевов и пальм с прекрасными завязями? И вы горделиво высекаете в горах жилища. Бойтесь же Бога и слушайтесь меня, и не повинуйтесь велениям преступников, которые распространяют зло на земле и действуют неправедно.

– Ты – лишь один из околдованных, – сказали они. – Ты —лишь такой же человек, как и мы. Покажи нам знамение, если говоришь правду.

– Вот верблюдица! Ей – доля воды, и вам – доля воды в означенные дни. Не прикасайтесь к ней со злом, а не то подвергнетесь наказанию в Великий день.

Но они искалечили ее и стали сожалеть об этом. Их постигло наказание. Воистину, в этом – знамение, но большинство из них не верят. Воистину, твой Господь – Могущественный, Милосердный.173

д) И Мы действительно послали к самудянам их брата Салиха, который говорил:

– Поклоняйтесь Богу!

Но они стали двумя препирающимися группами.

– Народ мой! Почему вы просите о приходе зла прежде добра? Почему вы не просите прощения у Бога, чтобы вам была оказана милость?

– Мы видим дурное предзнаменование в тебе и тех, кто с тобой, – сказали они.

– Ваше дурное предзнаменование – у Бога, но вы являетесь народом, подвергнутым искушению.

В городе было девять человек, которые распространяли на земле зло и поступали неправедно. Они сказали:

– Поклянемся друг другу Богом, что ночью мы обязательно нападем на него и его семью, а потом скажем его наследнику, что не присутствовали при убийстве его семьи, и что мы говорим правду.

Они замыслили план, и Мы замыслили план, но они не ощущали этого. Посмотри же, чем кончился их план! Мы уничтожили их вместе со всем их народом. Вот их дома, опустошенные за совершенное ими преступление. Воистину, в этом – знамения для знающих людей. А тех, кто уверовал и был богобоязненным, Мы спасли.174

е) Что же касается самудян, то Мы указали им истинный путь, но они предпочли слепоту верному руководству, и их поразил удар унизительного наказания за то, что они приобретали. А тех, кто уверовал и был богобоязненным, Мы спасли.175

ж) Знамение было и в рассказе о самудянах. Им было сказано:

– Пользуйтесь благами до определенного времени.

Они ослушались веления своего Господа, и удар поразил их, пока они наблюдали. Они не могли ни подняться, ни защититься.176

з) Он истребил первых адитов, никого не оставил от самудян.177

и) Самудяне отвергли предостережения. Они сказали:

– Неужели мы последуем за одним из нас? Это непременно привело бы нас к заблуждению и безумию. Неужели среди всех нас напоминание ниспослано только ему одному? Нет! Он – хвастливый лжец.

Завтра они непременно узнают, кто является хвастливым лжецом!

– Мы посылаем верблюдицу, чтобы испытать их. Смотри же за ними, Салих, и будь терпелив. Сообщи им, что вода поделена между ними и верблюдицей. Пусть приходят к воде поочередно.

Они позвали своего товарища, он взялся за дело и искалечил верблюдицу. Каким же было наказание от Меня и Мои предостережения! Мы наслали на них всего лишь один вопль – и они стали подобны хворосту от ограды.

Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?178

к) Самудяне и адиты отрицали великое бедствие. И самудяне были истреблены неистовым воплем.179

л) Самудяне отвергли истину из-за своего злодейства. Когда низший из них восстал, Божий Посланник сказал им:

– Берегите верблюдицу и ее питье!

Но они отвергли его и искалечили ее, а Господь наслал на них за этот грех истребление, которое уравнял для всех. Он не страшится последствий этого.180

5.10. Уроки из истории о самудянах

1) Хотя Божья верблюдица была знамением для подтверждения истинности пророческой миссии Салиха (мир ему), она, как испытание для самудян, стала средством их гибели:

– Мы посылаем верблюдицу, чтобы испытать их. Смотри же за ними и будь терпелив.181

2) Когда Бог направляет к тому или иному народу Своего посланника, и люди не внимают его увещеваниям, их истребление Богом в этом случае еще не является неизбежным. Но если они обещают пророку, что поверят ему, если тот приведет знамение, а затем, когда знамение появляется, они нарушают обещание, то тогда этот народ обречен на гибель. Бог не простит их, если они не раскаются и не станут верующими. Если этого с их стороны не произойдет, их ждет истребление.

3) Но община пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) исключена из приведенного выше правила. Пророк (мир ему и Божье благословение) сообщил, что он обратился с просьбой к Богу не уничтожать всю его общину (призывающих и тех, к кому призывают), и Бог принял его мольбу. Священный Коран говорит по этому поводу следующее:

Но Бог не станет карать их, пока ты находишься среди них.182

4) Ни отдельный человек, ни общество в целом не должно попадаться в сети опасного заблуждения, будто счастливая и роскошная жизнь в этом мире – признак Божьего довольства.

Такое предположение – самообман и ошибка, ведь, как мы видим из рассказа о самудянах, высокий уровень благосостояния иногда влечет за собой страшную кару. Народ может благоденствовать не только считанные дни и годы, но и существенно больший срок. Однако если при этом люди проявляют надменность, жестокость и непослушание, то разрушение их цивилизации – не за горами.

Хватка твоего Господа действительно сурова.183

Если же большинство людей из того или иного народа благодарны Богу за те блага, которыми они наделены, справедливы к Его творениям, желают друг другу добра, то такие люди угодны Богу. Они – из числа тех, кому дана радостная весть об успехе как в этой жизни, так и на том свете. Для них одних богатства этого мира являются безграничными Божьими благами.

а) Бог обещал тем из вас, кто верит и совершает праведные поступки, что Он непременно сделает их наместниками на земле, как это было с теми, кто жил до них, и что Он непременно установит для них их религию, одобренную Им для них, и сменит их страх на безопасность, если они будут поклоняться Мне, не приписывая Мне никаких напарников.184

б) Мы записали в Псалмах после Напоминания, что землю унаследуют Мои праведные рабы.185

Данные аяты ясно показывают, что обещание о власти и богатстве в качестве «наследия» от Бога касается лишь верующих, которые праведно исполняют Божьи веления. Именно вера и праведность должна отличать такой народ. Для них власть и богатство действительно будут Божьим благом.

Но если указанные черты отсутствуют в обществе, то не будет тогда разницы между верующими и неверующими при распределении власти и богатства. В этом случае имущество и властные полномочия станут мирскими средствами обеспечения наподобие движущейся тени, и из их наличия нельзя будет делать вывод, что Бог доволен поступками людей, и что это часть Его благословения для них.