Вы здесь

Рассказы из Корана: том 1. Глава 4: Худ (Хифзурахман Сеохарви)

Глава 4: Худ

В Коране имя пророка Худа120 (мир ему) употребляется семь раз:


4.1. Народ Ад

О данном народе говорится в девяти главах Корана: №7 «Преграды», №11 «Худ», №23 «Верующие», №26 «Поэты», №41 «Разъяснены», №46 «Песчаные дюны», №51 «Рассеивающие», №54 «Луна» и №69 «Неизбежное».

Перед тем как приступить к подробному рассказу, хотелось бы заострить внимание на том, что о данном народе не говорится ни в исторических книгах, ни в Торе, ни в иных сообщениях. Поэтому все, что мы можем рассказать о нем, почерпнуто из двух источников: Корана и археологических раскопок.

Первый из этих источников абсолютно точен и достоверен, поэтому информации из него можно полностью доверять. Второй же источник основывается на расчетах и оценках. Поэтому в лучшем случае мы можем принимать предлагаемую им информацию за обдуманные предположения.

Ад (Аад, адиты) – это название древнего аравийского народа или же могущественных правителей народа Умам Самия. Некоторые западные историки заявляют, что племя Ад – выдумка и миф, но они ошибаются. Последние исследования подтверждают, что древние арабы были многочисленны и состояли из многих племен.

Это были весьма почитаемые люди, которые ездили в Сирию, Египет и Вавилон, где устанавливали твердые государственные основы. Арабы называют этих людей Умам Баида («потерянные племена») или Араб Ариба («исконные арабы»), а их различные группы – названиями Ад, Самуд, Тасм и Джадис.121 Востоковеды называют их Умам Самия («племена Сама»)122, но различия в терминах и интерпретации не влияют на само событие. Поэтому священный Коран использует термин «первые адиты», подчеркивая, что это тот же самый народ.

Специалисты говорят, что слово «араб» звучало изначально как «араба» («пустыня»), то есть подразумевались люди пустыни. Другие лингвисты считают, что слово «араб» происходит от «гараб» («запад»). Данные народы появились к западу от Евфрата. Поэтому арамейские племена (Умам Самия) назывались сначала словом «гараб», а затем «араб».

Каким ни было происхождение названия племени, народ Ад – это арабы, и его наименование является арабским словом. В древнееврейском языке оно означало «возвышенный и известный». В Коране, кроме слова «Ад», использовалось также слово «Ирам». Ирам (Сам) тоже означает «возвышенный и известный». Это те самые адиты, которых ошибочно ассоциируют с амаликитянами из Торы.

Когда они жили?

Данный народ процветал примерно за две тысячи лет до н. э. Коран говорил о них так:

…преемниками народа Нуха…123

Это также служит доказательством того, что после повторного заселения Сирии развитие и процветание племен Сама было обусловлено адитами, положившими этому начало.

Где они жили?

Центром их проживания была местность Ахкаф124, расположенная к северу от Хадрамаута125, к западу от Омана и к югу от пустыни Руб-эль-Хали. Сейчас там нет ничего, кроме песчаных дюн. Некоторые историки полагают, что данный народ проживал в лучших местах Аравии – в Хадрамауте126 и Йемене, от берегов Персидского залива до границ Ирака. Их столица находилась на юго-западе Аравийского полуострова.

Религия народа Ад

Они были идолопоклонниками. Как и их предшественники из народа Нуха (мир ему), они не только поклонялись идолам, но и умело изготавливали их. Некоторые историки считали, что они, как и народ пророка Нуха (мир ему), поклонялись Вадду, Суве, Ягусу, Яуку и Насру. Согласно сообщению господина Ибн Аббаса (Божье ему довольство), один из их идолов носил имя Сомуд, а другой – Хаттар. У них также был известный идол по имени Сада.127

4.2. Появление пророка Худа

Народ Ад был столь горд своей физической силой, величием своей земли и внушающей ужас надменностью, что совершенно забыл о Боге. Своими божествами они считали идолов, которых изготовили своими же руками. Без всякого страха они разрешили себе всевозможные порочные поступки.

В такой обстановке Бог взрастил их соплеменника, который стал Божьим посланником. Пророк Худ (мир ему) обладал решительностью, вызывающей уважение. У него была румяная кожа и окладистая борода.128

4.3. Призыв пророка Худа

Он призвал свой народ поклоняться Богу, не быть жестокими к окружающим. Но люди не послушали его и наотрез отказались признавать истину. Они проявили гордыню и сказали:

– Кто может превзойти нас в силе?129

Но пророк Худ (мир ему) продолжал свой призыв, предупреждая людей о наказании и последствиях высокомерия. Он напоминал им о том, что случилось с народом Нуха (мир ему), и иногда обращался к ним со следующими словами:

– Народ мой! Не превозноситесь из-за своей силы и власти, а будьте благодарны Богу за то, что Он наделил вас этими благами. Он дал вам власть над землей после гибели народа Нуха (мир ему). Он даровал вам изобилие и счастливую, беспечальную жизнь. Так не забывайте об этом! Перестаньте поклоняться рукотворным идолам. Они не могут принести ни пользы, ни вреда. Жизнь и смерть, успех и поражение – все в Божьей власти! Вы уже долго ослушиваетесь Бога, но даже сегодня дверь покаяния еще не закрыта: если покаетесь и перестанете грешить, Его милость окружит вас. Просите у Него прощения – и Он простит вас. Обратитесь к Нему – и Он простит вас. Наполните вашу жизнь богослужением и чистотой – и Он ускорит ваше развитие, дарует вам почет, богатство и уважение.

Донося до людей Божье послание, пророк Худ (мир ему) снова и снова подчеркивал, что никакого вознаграждения он за это не просит, что его награда – у Бога. Это отличительная черта пророков: никто не может обвинить их в стремлении к богатству, почету и власти. Они не ждут от людей предоставления им особых должностей, безразличны к славе и не претендуют на чужое имущество. Для них важно лишь одно – исполнение возложенной на них миссии и передача Божьего послания.

Среди народа Ад было очень мало верующих. Остальные же ослушивались Бога, проявляли упрямство и крайне негативно восприняли призыв пророка. Им не нравилось, что кто-то вмешивается в их верования и образ жизни. Добрые советы пророка вызывали в них раздражение. Они насмехались над ним, называли глупцом. Его искренний призыв и честные аргументы были отвергнуты.

– Худ! – сказали они. – Ты не привел нам ясных доказательств, и мы не собираемся отрекаться от наших богов ради твоих слов. Не верим мы в тебя.130

Они отказались поверить в его Божью миссию и отречься от своих лжебогов, которых они считали своими заступниками перед Богом.

Пророк Худ (мир ему) убеждал их, что не глупец он и не сумасшедший. Он был Божьим посланником, а Бог не избирает глупцов для наставления Своих слуг, ведь глупцы принесли бы больше вреда, чем пользы, и привели бы к заблуждению, а не к Божьему наставлению. Для столь ответственной миссии Бог выбирает лишь тех из Своих слуг, которые достойны этого и способны исполнить это задание.

Бог лучше знает, кому доверить Свое послание.131

Но народ продолжал ослушиваться Бога и противостоять Его посланнику. Веские аргументы и верные советы не оказали на них никакого воздействия. Они еще больше оскорбляли пророка, отвергали его, насмехались над ним и называли его безумцем (упаси нас Бог от такого).

– Худ, – говорили они ему, – с того момента, как ты оболгал наших богов, стал мешать нам поклоняться им, твое состояние ухудшилось. Наши боги прокляли тебя, и ты сошел с ума. Ну как тебе это еще объяснить?

Своими действиями они надеялись изолировать пророка Худа (мир ему) и свести его влияние на людей к минимуму. Худ (мир ему) терпеливо выслушивал их, а затем говорил:

– В присутствии Бога и вас в качестве свидетелей я заявляю, что эти идолы не могут навредить ни мне, ни кому бы то ни было еще. И я бросаю вызов вам и вашим лжебогам: если они способны, пусть побыстрее причинят мне вред. По Божьей милости с моим разумом все в порядке. Во мне достаточно ума и здравого смысла. Я полагаюсь на своего Творца и лишь на Него одного. Я полагаюсь на Бога, который поддерживает все живое в этом мире. Он оживляет и умерщвляет. Он поможет мне и защитит от всякого вреда.

В конце концов на фоне непрекращающихся грубостей и ослушания со стороны своего народа пророк Худ (мир ему) объявил, что они обречены на гибель, если не прекратят отворачиваться от истины и его советов. Несмотря на свою готовность служить им, как и прежде, он объявил:

– Бог вскоре уничтожит вас и позволит другим людям править вашей землей.

Пророк Худ (мир ему) сообщил им, что они ни в чем не могут навредить Богу, который властен надо всем и вся, оберегает каждую частичку, и чьим велениям подчиняется весь мир.

– Народ! Опомнитесь же сейчас! Извлеките урок из судьбы народа Нуха! Склоните головы перед Божьими велениями! Если вы этого не сделаете, рука наказания и рока настигнет вас – и вы обратитесь в прах. Не будет толку от вашей гордыни и надменности. А каяться будет уже поздно.

Снова и снова пророк Худ (мир ему) напоминал, что искренне желает им добра, что не враг он им, а друг. Он говорил, что ничего не просит от них и желает им процветания и успеха. Пророк Худ (мир ему) говорил, что честно доносит до них Божье послание, хранителем которого он является. Он донес до них лишь то, что было дано ему Богом. Все его послание – для их же собственного блага, счастья и вечного блаженства.

Он говорил, что не следует возражать против назначения их соплеменника Божьим посланником, ведь именно так поступал Бог с древних времен: для донесения до определенного народа Своего наставления Он всегда выбирал человека из этого же народа. Такой человек становился Божьим посланником, и Бог говорил с ним. Через этого посланника Бог давал знать людям о Своем довольстве и гневе. Вполне естественно, что посланником становится один из членов общества, который говорит и живет, как они, знает их привычки и манеры, знаком с их особенностями. Он – тот, кто живет вместе с ними, является одним из них. К такому человеку могут прислушаться люди, и он может искренне сочувствовать им и желать добра.

Но народ Ад не воспринял слова пророка и не принял концепцию единобожия. Они разозлились от того, что нашелся человек, который призывает отказаться от идолопоклонства – того, чем занимались еще их предки. Им казалось оскорбительным, что их называют неверующими и многобожниками, в то время как они считают идолов своими заступниками перед Богом. Они считали, что, если они примут веру пророка Худа (мир ему), это оскорбит их божества и предков, которые, как они надеялись, заступятся за них перед Богом, и изображениям и статуям которых они поклонялись. Они надеялись угодить этим предметам, чтобы те походатайствовали за них перед Богом и защитили от Божьего наказания.

Пророк Худ (мир ему) предупреждал их:

– Я боюсь того, что вас постигнет наказание в Великий день.132

Но они сказали, что больше не намерены выслушивать его слова, и что они по горло сыты им.

– Если правда, что ты говоришь, – сказали они, – то приведи же в действие наказание, которым угрожаешь нам, чтобы покончить со всем этим.

– Так ниспошли нам то, чем угрожаешь, если говоришь правду!133

Пророк Худ (мир ему) ответил им, что, если они так отвечают на его искренний и правдивый совет, то наказание уже близко.

– Наказание и гнев вашего Господа уже поразили вас.134

Он сказал, что им должно быть стыдно поклоняться богам в подражание своим предкам. Этих идолов они изготовили собственными руками и сами же придумали им имена. У них нет никакого Божьего разрешения на то, чтобы называть их своими заступниками перед Ним. И при этом они отвергают свидетельство Божьего посланника, да еще и с дерзостью призывают Бога наказать их.

– Что ж, подождем, ведь наказание очень близко, – сказал пророк Худ (мир ему).

– Неужели вы пререкаетесь со мной об именах, которые вы сами же со своими предками и придумали, и для которых Бог не ниспосылал никаких полномочий? Тогда ждите, и я подожду вместе с вами.135

Вскоре для народа Ад наступило время наказания. Первой ее формой стала засуха. Люди были очень обеспокоены и выглядели беспомощными. Пророку Худу (мир ему) было очень жалко их, и, преодолев отчаяние, он снова попытался смягчить их и направить на истинный путь. Он сообщил, что лишь принятие Божьего пути может спасти их в этом мире и на том свете. Но и в этот раз призыв остался без должного ответа, лишь усилив их враждебность.

И тогда их постигла ужасная кара. Восемь дней и семь ночей дул сильнейший ветер – мощный шторм перевернул все вверх дном. Крепкие, мощные люди, гордившиеся своей силой, неподвижно и беспомощно лежали, словно выкорчеванные деревья. С их жизнью было покончено. Их смерть стала уроком для следующих поколений. Наказание этого мира и того света легло на них, поскольку они того заслуживали.136 По Божьей милости пророк Худ (мир ему) и его последователи были укрыты от наказания. Грубости со стороны их соплеменников тоже остались позади.

Такова история первых адитов. И в ней – немало уроков для разумных людей:

– она призывает к служению Всевышнему, исполнению Его велений, богобоязненности и чистоте;

– показывает последствия порочности и несоблюдения Божьих предписаний;

– предостерегает от высокомерия, связанного с полученными нами временными богатствами, и насмешек над людьми.

Иными словами, мы должны ознакомиться с приведенным в Коране подробным описанием данного события. Нужно извлечь урок из него и следовать полученному наставлению, ведь лишь оно принесет успех в этом мире и на том свете.

а) К адитам Мы направили их брата Худа.

– Народ мой! – сказал он. – Поклоняйтесь Богу, нет у вас иного божества, помимо Него. Неужели не устрашитесь Его?

Неуверовавшие вожди его народа сказали:

– Мы видим, что ты – глупец, и считаем тебя одним из лжецов.

– Народ мой! – сказал он. – Не глупец я, а посланник Господа миров. Я доношу до вас послания от вашего Господа, и я для вас – надежный советчик. Неужели вы удивляетесь тому, что напоминание от вашего Господа дошло до вас через мужчину, который является одним из вас, чтобы он мог предостеречь вас? Помните о том, как Он сделал вас преемниками народа Нуха и сделал вас еще более сильными. Помните о Божьих милостях, чтобы вы могли преуспеть.

– Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Богу и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы? Так ниспошли нам то, чем угрожаешь, если говоришь правду!

– Наказание и гнев вашего Господа уже поразили вас. Неужели вы пререкаетесь со мной об именах, которые вы сами же со своими предками и придумали, и для которых Бог не ниспосылал никаких полномочий? Тогда ждите, и я подожду вместе с вами.

По Своей милости Мы спасли его и тех, кто был с ним. И искоренили тех, кто счел ложью Наши знамения и не стал верующим.137

б) К адитам Мы направили их брата Худа.

– Народ мой! – сказал он. – Поклоняйтесь Богу. Нет у вас иного божества, помимо Него. Вы же лишь измышляете ложь. Народ мой! Я не прошу у вас за это награды, вознаградит меня Тот, кто создал меня. Неужели вы не разумеете? Народ мой! Просите прощения у вашего Господа, а затем обратитесь к Нему с раскаянием, чтобы Он ниспослал вам с неба обильный дождь и приумножил вашу силу. Не отворачивайтесь же, как грешники!

– Худ! – сказали они. – Ты не привел нам ясных доказательств, и мы не собираемся отрекаться от наших богов ради твоих слов. Не верим мы в тебя. Можем лишь сказать, что один из наших богов причинил тебе зло.

– Я призываю Бога в свидетели и прошу вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кого вы считаете божествами, кроме Бога. Так устраивайте все вместе свои козни против меня и не давайте мне отсрочки. Я полагаюсь на Бога, моего и вашего Господа. Нет ни одного творения, которое бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь – на прямом пути. Если же вы отвернетесь, то ведь я довел до вашего сведения то, с чем был к вам направлен. Мой Господь заменит вас другим народом, и вы ничем не навредите Ему. Воистину, мой Господь – Хранитель всего и вся.

Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Худа и тех, кто уверовал вместе с ним. Мы избавили их от суровой кары.

Такими были адиты! Они отвергли знамения своего Господа, ослушались Его посланников и следовали приказам всякого упрямого тирана. Проклятию суждено преследовать их в этом мире и в День воскрешения. Воистину, адиты не уверовали в своего Господа. Да сгинут адиты, народ Худа!138

в) После них Мы взрастили другое поколение. Мы направили к ним посланника из них самих:

– Поклоняйтесь Богу. Нет у вас иного божества, помимо Него. Неужели не боитесь Его?

Вожди его народа, которые не веровали и отрицали встречу Последней жизни, и которых Мы сделали влиятельными в мирской жизни, сказали:

– Это лишь человек, подобный вам. Он ест то, что вы едите, и пьет то, что вы пьете. Если вы станете повиноваться человеку, подобному вам, то непременно окажетесь в проигрыше. Неужели он обещает вам, что вы будете воскрешены после того, как умрете и превратитесь в прах и кости? Совершенно невероятно то, что вам обещают! Нет ничего, кроме нашей жизни в этом мире. Мы умираем и живем, и не будем воскрешены. Он – всего лишь человек, который возвел навет на Бога. Не поверим мы в него.

– Господи! – сказал он. – Помоги мне, ведь они отвергают меня.

– Очень скоро они будут раскаиваться, – сказал Бог.

Вопль поразил их по справедливости, и Мы обратили их в сор. Горе злодеям!139

г) Адиты отвергли посланников. Вот их брат Худ сказал им:

– Неужели не устрашитесь Бога? Я – верный посланник для вас. Бойтесь же Бога и слушайтесь меня. Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения. Моя награда – только у Господа миров. Неужели вы без всякой разумной цели возводите на каждом холме по знаку и относитесь к замкам так, будто будете жить вечно, и, хватая, делаете это подобно тиранам? Бойтесь же Бога и слушайтесь меня. Бойтесь Того, кто помог вам тем, что вам известно. Он помог вам скотом и сыновьями, садами и источниками. Я действительно опасаюсь, что вас постигнет наказание Великого дня.

– Нам все равно, будешь ты нас увещевать или нет, – сказали они. – Это всего лишь обычаи древних, и мы не будем наказаны.

Они отвергли его, а Мы погубили их. Воистину, в этом – знамение, но большинство из них не веруют. Воистину, твой Господь – Могущественный, Милосердный.140

д) Что касается адитов, то они возгордились на земле безо всякого права и сказали:

– Кто может превзойти нас в силе?

Неужели они не видели, что Бог, сотворивший их, превосходит их в силе? И они отвергали Наши знамения.

Мы наслали на них неистовый ветер в злополучные дни, чтобы дать им вкусить муки позора в мирской жизни. А наказание в Последней жизни будет еще более унизительным, и им не помогут.141

е) Упомяни брата адитов. Вот он предостерегал свой народ среди барханов, хотя уже прошли многие увещеватели перед ним и после него:

– Не поклоняйтесь никому, кроме Бога! Я действительно опасаюсь, что вас постигнет наказание Великого дня.

– Неужели ты пришел, чтобы отвратить нас от наших богов? – сказали они. – Яви же нам то, чем нам угрожаешь, если говоришь правду.

– Знание – лишь у Бога, – сказал он. – А я лишь сообщаю вам то, с чем послан. Но вижу, что вы невежественны.

Когда же они увидели это в виде облака, надвигающегося на их долины, они сказали:

– Это – облако, несущее нам дождь.

О нет! Это то, что вы просили ускорить, – ветер, в котором – мучительное наказание, что уничтожает всякую вещь по приказу своего Господа.

И от них остались видны лишь их жилища. Так Мы наказываем виновных. Мы укрепили их в том, в чем не укрепляли вас, и дали им слух, зрение и сердца. Но ни их слух, ни зрение, ни сердца ничем не помогли им, поскольку они отвергали Божьи знамения. Их окружило то, над чем они насмехались.142

ж) Знамение было и в рассказе об адитах. Вот Мы наслали на них вредоносный ветер. Он обращал в подобие праха все, на что налетал.143

з) Адиты отвергли посланников. Каким же было наказание от Меня и Мои предостережения! Мы наслали на них неистовый ветер в день непрекращающегося несчастья. Он вырывал людей, словно стволы выкорчеванных пальм. Каким же было наказания от Меня и Мои предостережения!144

и) Адиты же были истреблены неистовым ветром, которым Он подвергал их в течение семи ночей и восьми дней подряд, и ты мог бы увидеть людей, которые были брошены на землю, словно пустые пальмовые стволы. Видишь ли ты какие-нибудь остатки от них?145

к) Неужели ты не видел, как твой Господь поступил с народом Ад, Ирам, у которого были высокие колонны, и подобных которому не было сотворено на земле?146

4.4. Смерть пророка Худа

В отношении смерти пророка Худа (мир ему) и места его захоронения имеются разные версии. Так, жители Хадрамаута утверждают, что после гибели народа Ад пророк переселился в их селения, где впоследствии и умер. Согласно данному мнению, он захоронен недалеко от Тарима близ долины Бархут на востоке Хадрамаута.

Господин Али (Божье ему довольство) сообщал, что могила пророка Худа (мир ему) находится на Красном холме в Хадрамауте. У изголовья могилы ветвится растение, из прутьев которого изготавливают корзины.

Жители Палестины полагают, что именно на их земле покоится пророк. Они воздвигли могилу и ежегодно приходят туда помянуть его.147

Правдоподобнее выглядит версия о захоронении в Хадрамауте, поскольку народ Ад жил вблизи этой местности. И логично, что после гибели своего народа пророк переселился в соседнюю область.

4.5. Уроки из истории о народе Ад

Кроме главного урока, который следует из рассказа о народе Ад и пророке Худе (мир ему), есть еще целый ряд уместных выводов:

1) Если попытаться мысленно представить себе данную историю, перед нашими глазами вырисовывается почтенный, уважаемый человек с благородным лицом. Он тщательно взвешивает свои слова и помнит о последствиях, к которым они ведут. Он терпеливо сносит грубости и насмешки людей. Несмотря на их враждебность, он желает им добра, и на его лице видны его искренние, чистые намерения. Но люди ему лишь говорят:

– Мы видим, что ты – глупец, и считаем тебя одним из лжецов.148

А он им отвечает:

– Народ мой! Не глупец я, а посланник Господа миров. Я доношу до вас послания от вашего Господа, и я для вас – надежный советчик.149

Эта история показывает, что, когда избранные, праведные люди работают на благо человечества, они не бросают своих попыток из-за насмешек, не опускают руки, не сдаются, не злятся и не перестают призывать людей. Они проявляют решительность и прекрасные черты характера. Имея дело с людьми, чья душа находится в потемках, они проявляют мягкость. Их отличительная черта – в том, что они не просят никакого вознаграждения за свои старания, не стремятся к выгоде. Их жизнь превыше этого.

– Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения. Моя награда – только у Господа миров.150

2) Призывая свой народ к поклонению единственному Богу и вере в Него, пророк Худ (мир ему) проявлял чрезвычайную доброту к окружающим. Он напоминал им о бесчисленных Божьих благах, обещал им прекрасное будущее.

Но люди ему не поверили. И главная причина этому – нелепый принцип о необходимости следования обычаям предков, а также предрассудок о гневе рукотворных идолов в случае отказа от них. Такие суеверия опасны и пагубны. Если люди вбивают их себе в голову, они начинают обращаться с пророками так же, как народы Худа (мир ему) и Нуха (мир ему). Мы видим результаты этой враждебности на примере пророков, мыслителей и реформаторов, которые посмели покуситься на ложные принципы. Сократа вынудили принять яд, когда он объявил людям, что придуманные ими божества не способны причинить никому вреда. Такие суеверия всегда гибельны для их обладателей и мешают их процветанию.

3) Худ (мир ему), как и другие пророки, на зло отвечал добром, на презрение – доброжелательностью. При этом проповеднику всегда следует напоминать людям, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Он должен предупредить их о последствиях плохих поступков, дать им понять, что, когда весь народ проявляет непокорность, жестокость и дерзость и не собирается изменять свое поведение, люди обречены на гибель, Божий гнев и проклятие опускаются на них. На их место придут другие люди, другое поколение. Пример тому – случаи с народами Нуха (мир ему) и Худа (мир ему).