От автора
Этим циклом рассказов из своего детства, хотел бы показать детям, (возможно, и их родителям), насколько их действия в раннем возрасте, порой бывают неосмысленными, скоропостижными и могут иметь непредсказуемые и даже трагические последствия, а иногда весьма поучительными.
Не всегда навязанные нравоучения имеют положительный результат. Однако рассказы, вовремя преподнесённые старшими с воспитательной целью, могут стать для юных граждан интересными и запоминающимися. Дети вступают в начальную, неведомую стадию человеческой жизни, полную удивительных, приятных, а подчас и огорчающих приключений. Но они об этом не задумываются. Им хочется скорее всё проверить, попробовать, познать.
Это могут быть физические действия или неосмысленные ими поступки морального плана, без умысла толкающие не имеющего жизненного опыта ребенка, на их осуществление. Такие действия, на мой взгляд, нельзя считать выходками ребенка кому-то во зло. Это его начальный, еще не проторённый путь проб и ошибок. Им необходимо просто подсказать, но в наиболее воспринимаемой, благожелательной форме.
Детям интересны ненавязчиво преподнесенные практические и моральные уроки. Считать, читать их можно научить гораздо раньше, чем научить тому, что можно делать или что делать крайне опасно, или что в моральном плане прилично, а что в окружении людей делать не принято по нормам человеческой морали. Надо знать, какие действия могут обидеть, а какие оскорбляют друзей и окружающих.
Основные черты характера, моральный облик ребенка формируются в семье. Понятия о человеческой морали – задача сложнее и зависит зачастую не только от продолжительного уклада взаимоотношений в семье.
С малых лет у ребенка пробуждается чувство бережного отношения к окружающей природе, к животным, к своему родному краю. Рассказы ненавязчиво формируют у маленьких граждан страны жалость и любовь к животным, растущему свободно или кем-то посаженному дереву, цветам, красочному убранству цветников, клумб, парков, улиц, дворов – мест, где проходит их детство. Здесь зарождается любовь к земле, на которой живешь, чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, к Родине.
По рассказам о детстве взрослых, дети узнают о судьбах их близких, об истории не только семьи, но и всей страны, о страшных бедах, познавших бабушками и дедушками во время самой ужасной для человечества освободительной Великой Отечественной войне нашего народа против немецко-фашистских захватчиков.
Несколько раз я рассказывал своему внуку Серёже не выдуманные противоречивого характера истории из своего детства под общим названием «Этого я бы больше никогда не повторил», которые со временем обогащались все новыми, разнообразными сюжетами. Внука они заинтересовали. Чаще это происходило в машине во время наших поездок на дачу или обратно. Путь не близкий: в одну сторону более часа езды.
И каждый раз, отъезжая, внук тут же нетерпеливо просил, чтобы я снова и снова рассказал ему новый или повторил известный рассказ о том, что случалось со мной в моём детстве и, что бы я больше никогда не сделал, потому, что это могло быть связано с риском не только для здоровья, но и для жизни. Иногда внук вмешивался в повествование, иногда задавал вопросы, но с выводами соглашался всегда.
«Рассказы для внука», полезные в воспитательных целях для всех наших милых деток. Я решил их записать.