Вы здесь

Расскажи себя. Тридцать заданий для начинающих сочинителей. Зачем нужны письменные практики? (Елена Трускова)

Зачем нужны письменные практики?

Для того, чтобы разобраться в моем подходе, приведу здесь ответы на вопросы издателя моего вдохновительного блокнота (про блокнот расскажу в самом конце книги).


Меня спросили: зачем нужны письменные практики? И вот что я рассказала.

Что для тебя письменная практика? Какие ты используешь сама и что советуешь другим?

Письменная практика – это ужас какое общее понятие. Я буду говорить о том, как её понимаю я. Стоит учесть, что я читаю с трех лет и веду бумажный дневник с десяти, много пишу сама и редактирую тексты других сочинителей.


«Письменная практика» для меня – это сесть и что-нибудь написать. А также – перечитать что-то, написанное мной раньше. В общем, внимательное взаимодействие с мыслями в письменной форме.


Письменные практики отличаются от писательства для меня тем, что «практика» – это нечто специальное. Вот когда я пишу в блог, это писательство. А если запись в дневник – практика. Хотя бывают и сложные случаи: скажем, запись с итогами года в блог – это и практика, и писательство. Для меня письменная практика – это интроспекция, взгляд с позиции наблюдателя, возможность проанализировать и понаблюдать. Я такое люблю.

Считаешь ли ты, что письменные практики – что-то особенное? Нужны ли они всем?

Думаю, что они МОГУТ СТАТЬ чем-то особенным, если уделять им достаточно внимания. А вот хочется ли уделять внимание – это ключевой момент. Уверена, что найдутся те, кто вместо письма от руки лучше от души порисует. Или придет к психотерапевту и поговорит. Или наберет текст на клавиатуре. Или станцует свой вопрос.


Думаю, что есть структурированные виды письменных практик, которые могут подойти если не всем, то очень большому количеству людей. Пример – [битая ссылка] книга Дарьи Кутузовой «16 тем».


А ещё есть что-то очень индивидуальное, не структурированное, что можно подстроить под себя. Пример – личный бумажный дневник. Кто-то вклеивает туда трамвайные билеты и сухоцветы, кто-то рисует на полях, а кто-то пишет убористым почерком черной ручкой и замазывает опечатки штрихом.


Ну и, разумеется, если вам совсем не хочется писать – и вам интересно, что я думаю по этому поводу – то не пишите. Выберите другой способ выражать мысли, эмоции, вести наблюдения и оставлять следы.


Но я подозреваю, что если совсем не выражать вот этого всего, то можно лопнуть. И мне лично лопаться сейчас не хочется. Поэтому я вот, например, пишу.

Зачем нужно писать? В чем эффект/польза письменных практик?

В книге «Большое волшебство» [битая ссылка] Лиз Гилберт приводит такую цитату Джоан Дидион: «Я не знаю, что я думаю, пока не напишу об этом».


Э. М. Форстер говорит очень похожее: «Как я могу знать, что я думаю, если я ещё этого не сказал?».


Вот и я, когда записываю, понимаю, что же я на самом деле думаю и что я только что написала. Письменные практики помогают мне рассадить мысли по стульчикам и хорошенько их рассмотреть.


Как я писала в [битая ссылка] тринадцатой истории дождевого червя Ивана,

«…все мысли, которые обычно бегут в голове друг с другом в обнимку, садятся на стульчики и спокойно ждут своей очереди».


А в [битая ссылка] девятой истории Иван подозревает, что выбор письменных практик может быть связан с интроверсией:

«Говорят, что интроверты, как улитки, носят все в себе. Но Иван – дождевой червь, а не улитка. Он носит все в книге, которую носит с собой. Вынимает из головы мысли и складывает их в дневник.

Когда Иван записывает в подробностях, что его беспокоит, становится немножечко легче. И еще легче. А потом совсем легко.

Иван пишет о том, в чем пока не может разобраться. О том, о чем страшно думать. Писать почему-то выходит менее страшно. Мысли Ивана на бумаге обретают структуру, становятся послушными и ясными. Можно их продолжать думать без страха. Все потихоньку распутывается, становится верным и неумолимо решается.

Возможно, на сегодняшний день Иван – единственный дождевой червь, которому не лень вести дневник. Иван твердо знает, зачем интроверту это нужно».

Как найти время/энергию/ресурсы для письменных практик? Как удержать фокус на практике?

Я, может быть, скажу не очень рекламную вещь, но если вам сложно удержать фокус на этой практике и если на неё никак не находятся время, энергия и ресурсы – возможно, это не ваша практика. Может, вас ждет какая-то другая. А вы ищете время на эту.


Я меряю по себе. Мне не нужно искать время, энергию и ресурсы для письменной практики. Совсем наоборот: если я не уделяю внимание письменным практикам, то у меня отсутствуют и энергия, и ресурсы.


Ну и держать фокус на «чужих» практиках мне сложно. А на своей – каааак засяду писать, так вы меня и видели. Поминай как звали. Мама мне ещё в детстве предлагала пойти во двор погулять с другими детьми. Но мне куда интереснее было читать и писать. Это – моё. Именно там лежат мои энергия и ресурсы.


А то, на что я не могу найти время, на чем мне не хочется держать фокус – вероятно, не моё. Поэтому я бы ничего своему организму на вашем месте искусственно навязывать не стала. Как известно, [битая ссылка] лени не существует.

Как разрешить себе писать неидеально? С помарками? Некрасивым почерком? А вдруг я напишу неправильно?

Для меня это очень важный вопрос. Он – о моих ожиданиях от себя.


С каким намерением я сажусь за пустую страничку дневника? Я хочу выглядеть красиво для того, кто это потом прочитает? (пусть даже это буду я сама – скажем, через много лет) Или я хочу, чтобы я через много лет смогла узнать себя-сегодняшнюю, понять, что мной двигало, что было для меня остро важным?


От таких намерений и зависит, что я себе позволю. Если для меня искренность важнее имиджа, то я буду ожидать от себя порывов, включая помарки и некрасивый почерк. А если мне казаться важнее, чем быть, тогда [битая ссылка] ой. Может, с таким намерением лучше инстаграм завести. Или доску в пинтересте. И добавлять туда только красивое и прекрасное, а тень замести под ковер. Это тоже выбор, и здорово, когда он осознан и прожит. На сегодня я выбираю вот такое намерение. А потом иду его проживать. Это для меня про честность с самой собой.

Конец ознакомительного фрагмента.