Как работать с книгой?
Здесь тридцать заданий. Вы можете идти подряд или листать задания, останавливаться на любом – и делать именно его. Никаких ограничений.
В каждом задании, помимо самого письменного упражнения, есть вопросы в конце. Размышление над ними поможет потренировать навык наблюдения за собой. Этот навык составляет для меня чуть ли не большую часть писательской силы: ведь важно не только ЧТО мы пишем, но и КАК мы это делаем, КАК чувствуем себя и КАКИЕ выводы выносим.
Вы вольны выполнять каждое задание целиком – или ограничиться любым кусочком. А то и наоборот – можно сделать одно и то же задание несколько раз по-разному. Всё на ваш вкус. Только вы можете сказать, что именно вам хочется написать, а что навевает скуку. Фокусируйтесь на первом, пожалуйста. Особенно если вы новичок, пропускайте всё, что кажется унылым. Спугнуть писательское настроение гораздо вреднее, чем оставить что-то несделанным.
Если вы – новичок: три правила
1. Делайте по чуть-чуть
Если вы совсем-совсем новичок или вам сегодня в целом грустно, пристально наблюдайте за уровнем своей усталости.
Почти устанете – бросайте писать. Переключитесь. Погуляйте, обнимите кошку, поешьте, поговорите с другом по телефону (не о писательстве!), посмотрите в окно.
Делайте не больше одного упражнения в день, чтобы не пресытиться. Внимательно наблюдайте за своими ощущениями: как вам писалось вчера? Чего хочется теперь?
Поступайте так, как подсказывает вам забота о себе.
2. Берегите себя
Основная моя цель – поддержать вас, помочь нащупать, прочувствовать и полюбить писательский процесс. Да, кстати, я вслед за Лиз Гилберт считаю, что писатель – это тот, кто пишет (а не тот, чья книга вошла в школьную программу).
Смело принимайте решения, облегчающие путь к тексту. Боритесь за время, отданное писательству. Отодвигайте чувство вины, внутреннего критика и прочие беспокойства. Сейчас не их время. Подождут. В крайнем случае, если не отстают – пишите о них. Пусть побудут главными героями какое-то время.
Постарайтесь не нагнетать сопротивления: не стройте ожиданий, не планируйте ничего конкретного (пусть напишется то, что напишется!), не ругайте себя и не сравнивайте с другими.
Вместо этого: внимательно наблюдайте, задавайте себе вопросы, переключайтесь на наиболее подходящее сейчас. Слушайте исключительно себя.
3. Пишите в первую очередь для себя
Удержитесь от стремления поделиться самыми историями с теми, кто не пишет по моим упражнениям сам.
Сначала составьте твердое собственное мнение.
Джулия Кэмерон в книге «Право писать» говорит:
«Всё, что требуется юному писателю, чтобы встать на ноги – всё, что нужно каждому из нас – поддержка и безопасность.
Это не значит, что надо забыть об эстетике. Это означает, что надо уделить время и силы отысканию собственной эстетики, чего не случится, если связываться с доморощенными критиками и искусством, принятым большинством голосов.
Вопросу «Что ты думаешь о моих текстах?» всегда должен предшествовать другой вопрос – «Что я думаю о своих текстах?»
Прислушайтесь: какие ваши истории уже готовы быть рассказанными? Понаписав всякого в ответ на задания этой книги, вы будете знать наверняка.
—
Леночка (Елена Трускова)