Вы здесь

Распятая истина. Правдивая история Украины. Голова на пике вознеслась (П. П. Котельников)

Голова на пике вознеслась

Ой на горі та женці жнуть,

А попід горою

Яром-долиною

Козаки йдуть.

Попереду Дорошенко,

Веде своє військо,

Військо Запорізьке

(украинская народная песня)

Это направлялись в Москву искатели наживы. Сзади шел Сагайдачный, а спереди Михаил Дорошенко. Должность последнего на ту пору называлась – «походный атаман». Это он, командуя авангардом запорожской конницы, прославился во взятии и ограблении городов Лебедянь, Данков, Епифань, Скопин и Ряжск. Воспитанник школы иезуитов, он относился к той части казацко-старшинской верхушки, которая искала компромисса с польским правительством. Но приступить открыто и активно к реализации тайных замыслов он не мог – дух казацкого «товариства» не позволял…. Но случай подвернулся! Во время крестьянско-казацкого восстания против Польши, Дорошенко был избран гетманом. Он и подписал в 1625 году соглашение между казацкой старшиной и польским военачальником, гетманом польным коронным Станиславом Конецпольским Поляки постоянно нуждались в храбрых, хорошо обученных военному делу воинах. Казаки соответствовали самым высоким оценкам в знании и умении сражаться. Короче говоря, казаки, поступающие на королевскую службу, становились постоянно хорошо оплачиваемыми наемниками, заносились в особые списки (реестры) и назывались поэтому реестровыми. Это была привилегированная часть казачества. Все остальные казаки назывались – «низовыми». Формировались из казаков теперь сотни и полки, начальники соответственно назывались: сотниками и полковниками.

Михаил Дорошенко принёс присягу на верность польской короне. А затем приступил к составлению списка реестрового казачества, Всех в список не поместишь. Первыми в списки попали лица из окружения гетмана, затем зажиточные; голытьба (основная масса казаков) в реестр не попали, Они бесспорно, обиженными считали себя и заволновались. Но эта же масса, в большинстве своём, неграмотная, понимала, что без вожаков, имеющих политический вес, никто не станет вести переговоры, дала себя «уговорить»

Уговорил её и гетман Михаил Дорошенко через свою старшину, организовав морской поход к турецким берегам. Дорошенко сумел сделать вид, что лично он сам никакого отношения к походу не имеет. Иначе его бы обвинили в нарушении соглашения с Турцией. Кстати, следует заметить, что Дорошенко имел такие же дружеские соглашения с Москвой и крымским ханом.

…Эскадра легких быстроходных чаек помчались в направлении к Турции, оставив позади устье Днепра. Правда, запорожцам очень не повезло. Турецкие корабли встретили в море запорожские лодки. Фальконеты, установленные на носу чаек, не могли соперничать с корабельными пушками: часть чаек была потоплена, часть была пленена вместе с экипажами.

В ответ на действия запорожцев, турки спровоцировали нападение крымских татар на Украину. Силы отправлялись в поход немалые. нападение со стороны крымского хана Мухаммед-Гирея было неожиданным, поскольку казаки Запорожья находились в Прибалтике, где они на стороне поляков сражались со шведами, Оставшиеся в Сечи не заметили татарских конников.

Так весной в 1626 году в, почти не встречая серьезного сопротивления, Мухаммед-Гирей прошел все Подолье, ограбил его до галицких городов, затем направился к Белой Церкви… а там уже открывался свободный путь на Киев

Узнав о нападении, гетман Дорошенко отправился в сторону Белой Церкви, чтобы встретить орду на подступах к столице

Казаков-запорожцев с ним было немного, но, идя на бой с татарами,, гетман призвал под свои знамена всех, кто мог держать оружие в руках Кроме того, собрал несколько полков и киевский воевода. Сил теперь было достаточно…

Перед нападением на татарский лагерь Дорошенко послал несколько отрядов в засады, чтобы они пересекли татарам путь к отступлению. Бурей налетев на лагерь, казаки вырубили почти одиннадцать тысяч ордынцев. Остальную часть татарского войска прижали к реке Рось. Татарские конники тонули в реке – казаки им не давали возможности выбраться на берег.

Нескольким сотням татар небольшими отрядами удалось пробиться сквозь окружение, но немного южнее от этого их ждали гетманские засады.

Разгром был полный Мало кому из грабителей выпало счастье добраться домой.

Между тем, в Крыму возникла борьба за власть между Мухаммедом-Гиреем и Джанибек-Гиреем, ставленником Стамбула.

Дорошенко пообещал Мухаммед-Гирею помощь. Чем руководствовался гетман, кто знает?

Мухаммед-Гирей даже не надеялся, что Дорошенко окажет ему помощь и уже совсем не верил в то, что гетман приведет казаков лично. Однако Дорошенко пришел. Но привел к Крыму только четыре тысячи человек. Идти с таким войском вглубь полуострова было настоящим безумием И все же Дорошенко сумел рассеять под Кафой войска Джанибек-Гирея и спасти из осады хана. Но, когда он начал добивать остатки этого войска, немало татар, которые прежде были сторонниками Мухаммед-Гирея, перешло на сторону претендента – союзники предали казаков, коварно напали на них и в одном из боев гетман был убит, и голову его отделили от туловища, водрузили на копьё и выставили на башне Кафы. Казаки на Сечь с большой добычей вернулись с того похода. Вот только гетмана Дорошенко с ними уже не было.

Так редко умирал казак

В постели и покое…

Там похоронен кое-как,

Где пал на поле боя.

Сражён стрелой или мечом,

Чумой или холерой,

Забитый плетью иль бичом

Прикованный к галере….

Смолы горящей, кипятка

Хватил огня в пожаре,

Иль в брюхе медного быка

Зажарен был в Варшаве!

Был колесован палачом —

Ломали руки, ноги,

Секирой острой и мечом

Под ликованье многих

Несутся бранные слова…

Ликующие крики —

Отрубленная голова

Насажена на пику!

Бахчисарай или Стамбул

Был местом его казни…

Сражался, бился и тонул…

Смерть принял без боязни.

Имя Михаила Дорошенко в песни осталось, а вот о деяниях его забыли. Впрочем, никакими благами он Украину не одарил!, Служа польскому королю, сделать это было не возможно. Вспомнили о нём современные украинские историки, с восторгом выделяя те временные отрезки его биографии, в которых он сеял смерть и разрушение на российских землях, забыв о том, что проживавшие на них мирные люди были одного с ним корня, единой синим веры и близкими по языку… Хотя в близости по вере и сомневаться можно… Не может верующий в Господа Иисуса Христа разрушать православные храмы и монастыри, убивать монахов!

На мысли я себя ловлю:

«Был верен гетман королю,

И лаской короля отмечен».

А как же с Родиной тогда?..

Куда ни глянь, везде беда!!!

А гетман, кажется, беспечен….

Хоть в муках билась Украина —

Всё доброе промчалось мимо

Так в чём та гетмана заслуга?

За ним стелился след кровавый,

Он в пике находился славы,

Попутав недруга и друга.

Шёл не на запад, на восток,

Путь – незнакомый и далёк,

Казаки здесь ещё не промышляли.

Здесь жили близкие по вере…

Какою мерою измерить

Смерть, разрушение, печали?!