Вы здесь

Раскрытие информации в сфере ЖКХ. 2. Стандарты раскрытия информации (В. Г. Коряковцев, 2014)

2. Стандарты раскрытия информации

Еще федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в статье 3.15 предусматривались, что информация организациями жилищного комплекса должна раскрываться и гарантировать это должны стандарты раскрытия информации и которые будут обеспечивать :

1) доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети «Интернет»;

2) прозрачность деятельности организаций коммунального комплекса при оказании услуг;

3) открытость регулирования деятельности организаций коммунального комплекса;

4) публичность условий реализации регулируемых услуг для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);

5) неограниченный доступ потребителей к регулируемым услугам организаций коммунального комплекса;

6) публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных и производственных программ.

Аналогичные положения содержит и закон об естественных монополях, так как отдельные организации жилищно коммунальной сферы и до настоящего времени остаются монополистами в своих регионах. Поэтому этим федеральным законом предусматривается, что стандарты раскрытия информации должны обеспечивать доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети «Интернет», прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг), открытость регулирования деятельности, публичность и неограниченность доступа потребителей. И в развитие положений указанных выше законов, а также в дополнение принятых в последнее время федеральных законов, регулирующих деятельность в энергетике, водоснабжении, теплоснабжении, было принято очень много нормативных документов, обеспечивающих раскрытие информации. Основным нормативным документом являются стандарты раскрытия информации. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.

Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации по видам деятельности организаций коммунального комплекса и содержат состав и порядок предоставления информации о регулируемых товарах и услугах. В различное время у нас были приняты следующие стандарты раскрытия информации для организаций коммунального комплекса:


Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утверждены постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 24.

В соответствии со статьей 21 Федерального закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» эти стандарты устанавливают требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.


Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждены постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731.

Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Эти стандарты устанавливают требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов. Порядок раскрытия информации определен в приказе Министерства регионального развития РФ от 2 апреля 2013 г. №124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Этим приказом определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами – www.reformagkh.ru


Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6.

На основании статьи 34 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» этими стандартами устанавливается состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, а также раскрытие информации органами регулирования тарифов. Приказом ФСТ России от 15 мая 2013 г. №129 утверждены формы предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение.


Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. №570.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования. Эти стандарты устанавливают состав и порядок раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.


Еще можно отметить стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1140. Ранее эти стандарты объединяли порядок раскрытия информации организациями, осуществляющими теплоснабжение и водоснабжение. Но с принятием в последнее время раздельных стандартов по теплоснабжению и водоснабжению, в этот нормативный документ были внесены существенные изменения, и в настоящее время актуальным в этом стандарте остался единственный раздел VI. Стандарты раскрытия информации в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, впрочем этот раздел представляет интерес скорее для специалистов в сфере ЖКХ, да для контролирующих органов.

Из приведенных выше стандартов наибольший практический интерес для большинства граждан – потребителей коммунальных услуг, представляют конечно же именно «Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Этим документом определен достаточный объем информации для того чтобы определить на что же и как расходуются денежные средства, оплаченные за жилое помещение непосредственно в управляющие компании. На основании раскрытия информации по этим стандартам мы потребители сможем узнать полную и достоверную информацию о деятельности управляющей компании и органов управления товарищества собственников жилья.

Но определенный интерес представляет и более детальная информация по тому или иному виду коммунального ресурса. И которую можно получить из стандартов, в соответствии с которыми ресурсонабжающие организации (водоснабжения, водоотведения, тепло-, газоснабжения, электроснабжения), раскрывают информацию о своей деятельности. Эти стандарты раскрытия информации будут очень интересны и в том случае, если на основании решения общего собрания в многоквартирном доме плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) вносится непосредственно ресурсоснабжающим организациям. В этом случае стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения принимают очень важное значение. Тем более что эти стандарты содержат и Стандарты раскрытия информации органами регулирования тарифов.

Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения подлежит раскрытию следующая информация:

а) наименование федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, фамилия, имя и отчество руководителя;

б) дата, время и место проведения заседания правления федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, на котором планируется рассмотрение дел об установлении регулируемых цен (тарифов);

в) принятые федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения решения об установлении предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), а также решения о согласовании долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, согласовании (отказе в согласовании) решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, в том числе протоколы заседания правления по соответствующим решениям;

г) информация об отказе в рассмотрении обращений о согласовании решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала (с указанием причин отказа);

д) информация о продлении рассмотрения обращения о согласовании решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала (с указанием причин продления);

е) контактные данные федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (местонахождение, почтовый адрес, справочные телефоны, адреса электронной почты, официальный сайт).

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления подлежит раскрытию следующая информация:

а) наименование органа тарифного регулирования, фамилия, имя и отчество руководителя;

б) перечень организаций, в отношении которых орган тарифного регулирования осуществляет регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

в) дата, время и место проведения заседания правления (коллегии) органа тарифного регулирования, на котором планируется рассмотрение дел по вопросам установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

г) принятые органом тарифного регулирования решения об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения:

д) протокол заседания правления (коллегии) органа тарифного регулирования, оформленный в соответствии с требованиями, установленными основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

е) контактные данные органа тарифного регулирования (место нахождения, почтовый адрес, справочные телефоны, адреса электронной почты, официальный сайт).

Весь этот объем информации раскрывается органом тарифного регулирования в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения. А в случаях, когда в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в течение 10 календарных дней со дня изменения соответствующих сведений. Раскрытие информации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информация осуществляется путем опубликования официальных материалов в официальных печатных изданиях или по решению этого органа на его официальном сайте в сети «Интернет», а также на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.

Региональные органы Федеральной служба по тарифам можно найти в интернет на сайте ФСТ http://www.fstrf.ru/regions/region2

2.1 Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии

( http://base.garant.ru/186671/)


Все субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию:

годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка) подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) подлежит раскрытию:

а) организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями на официальных сайтах указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации – ежегодно, до 1 апреля;

б) системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления (далее – субъекты оперативно-диспетчерского управления) на официальных сайтах субъектов оперативно-диспетчерского управления или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня;

в) другими субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании – ежегодно, не позднее 1 июня.

в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии:

– подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;

– отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;

– отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования;

предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике,

Но необходимо учитывать, что в ходе разрушительной реформы электроэнергетики, итогом которой стал только рост цен на электроэнергию, образовалось много участников рынков электрической энергии. И поэтому помимо указанной выше информации, обязательной для всех организаций, стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии содержат еще дополнительные стандарты для организаций осуществляющих определенные виды деятельности:

стандарт раскрытия информации сетевой организацией;

стандарт раскрытия информации субъектами оперативно-диспетчерского управления;

стандарт раскрытия информации производителями электрической энергии;

стандарт раскрытия информации коммерческим оператором оптового рынка;

стандарт раскрытия информации энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками;

стандарт раскрытия информации советом рынка.

Наибольший интерес для нас, конечных потребителей, конечно представляет раскрытие информации энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками, которые. помимо информации, указанной выше дополнительно еще раскрывают:

Конец ознакомительного фрагмента.