Вы здесь

Раскрутка форума. От создания костяка форума до полной его монетизации. Гость! А вас я попрошу остаться! (А. Ю. Фоменко, 2013)

Гость! А вас я попрошу остаться!

Проблема гостей, которые просто читают и не только ничего не пишут, но даже и не регистрируются – одна из ключевых для современных форумов. Поэтому в данной главе я освещу различные её аспекты. Формат привычный – популярная формулировка проблемы среди форумовладельцев и её решение.

Проблема 1.

Имеется форум. Посещаемость в районе 400–500 уников, но регаются и создают темы мало кто, общаются в основном старички (раньше был другой форум, не мой, он полетел, я создал этот, и старички с того перешли на этот форум).

Переходы 99 % с ПС (Яндекс, Гугл примерно 60/40) по НЧ-запросам.

Так вот, как сделать так, чтобы регалось и писало больше народу?

Ведь проблемы актуальные – люди заходят по определенным проблемам, читают и уходят, и лишь малая часть из них регается и создаёт тему с вопросом.

Решение проблемы 1.

Для того чтобы гости регистрировались на Вашем форуме, а не просто читали, им необходима причина. Например, хорошо работает инструмент hide. То есть вы делаете видимым для ПС и гостей только первое сообщение каждой темы, а для того чтобы посмотреть все остальные сообщения, люди должны зарегистрироваться. И эта фраза им выдаётся вместо постов темы.

Другой вариант – обозначить гостям какую-то штуку, функцию, возможность, которая доступна только зарегистрированным пользователям, например лично поговорить с автором поста вы можете с помощью личных сообщений, для этого вам нужно зарегистрироваться. Или: чтобы задать вопрос в теме, войдите под своим логином и паролем.

Ещё вариант – дарить что-то в подарок гостям, если они зарегистрируются. То есть вместо простого приветствия, которое посылается в личку на многих форумах, вновь зарегистрированным пользователям автоматом посылать ссылку на какие-то полезные для новичков Вашего форума сборники материалов, аудио или видео.

Прекрасно также работает ограниченный hide – например, просматривать изображения могут лишь зарегистрированные пользователи. Или, для того чтобы скачать какие-то файлы, необходимо зарегистрироваться.

Проблема 2.

Добрый день. Всегда интересовал вопрос возможности интеграции форума в интернет-магазин, но нигде не видел хорошего решения, может, Вы подскажете? Обычно форум создают отдельной закладкой, оторванной от сайта.

В интернет-магазинах на основе соцсетей есть хорошая интеграция, но чего-то не хватает.

А если на сайте есть система комментариев и вопросов, ее есть смысл раскручивать? Как это делается, Вы этим занимаетесь? Как сделать так, чтобы люди чаще задавали вопросы или оставляли отзывы?

Решение проблемы 2.

Интеграция форума и интернет-магазина – это прекрасная возможность самопиара и демонстрации своей ценности рынку. Как показывает практика, люди всегда задают и задаются вопросами по поводу тех или иных товаров. Если не у консультанта и на форуме магазина, то на стороннем форуме, на сервисе Яндекс-маркета и/или ещё где-то.

Поэтому я считаю, что собственный форум, интегрированный в интернет-магазин, – это идеальное решение, которое резко повысит конверсию, то есть количество заказов. Другое дело, что форум такой будет работать, только если не удалять отзывы о товаре, которые не нравятся лично администрации.

Самая простая реализация интеграции форума и интернет-магазина – это создание единой базы зарегистрированных пользователей. У них должен быть единый аккаунт в форуме и интернет-магазине. Раскрутка форума должна начинаться с создания тем для каждого товара и размещения ссылки на каждую такую тему в описании каждого товара магазина.

Причём эти темы не должны быть пустыми. Там должны быть отзывы реальных покупателей.

Система комментариев и вопросов – это хорошо. Но её нужно использовать, а не так, как у большинства интернет-магазинов рунета: о товаре ещё нет отзывов, оставьте отзыв первым.

Для того чтобы люди писали комментарии и задавали вопросы, Вам необходимо создать систему работы с потенциальными клиентами, и начинать эту систему нужно с донесения до каждого пользователя мысли о том, что, если он хочет задать вопрос по Вашему товару, ему нужно это сделать прямо сейчас, и что самое главное – он получит быстрый и квалифицированный ответ на свой вопрос.

Мы этим занимаемся. Например, dns-shop.ru – работающая система комментариев, вопросов и ответов.

Проблема 3.

У меня вообще ситуация тяжелая… Решили на площадке по ремонту авто сделать форум. Сделали. «Добрые люди» заполняют. Ни одного реального форумчана за месяц. Может, за месяц – это я слишком быстро хочу? И с чего вообще начать-то? Может, конкурс какой организовать?

Решение проблемы 3.

Если на форуме нет ни одного живого пользователя – это беда, проблема. И её нужно срочно решать. Каким образом? Привлекать живых людей. Два простых способа: идёте в социальную сеть, любую, которая вам нравится, и приглашаете ваших знакомых, которым как-то интересна тематика форума.

Второй способ. Ищите форумы, схожие с вашим по тематике и на которых есть живые люди, и приглашайте их на свой форум. Генерация контента для генерации контента и максимум для поисковиков. Дальше наполнение постерами или своими силами не работает.

Живые пользователи могут начать появляться на вашем форуме уже в тот же день, как вы начнёте работать с живыми людьми, и будут появляться каждый день, если будете продолжать работать над их привлечением. Месяц – это очень долго.

Конкурс для ботов не работает. Для конкурса нужен костяк активных пользователей, которые хотя бы сотню-другую сообщений сделали на вашем форуме. Так что начать нужно с привлечения данных пользователей на ваш форум.

Проблема 4.

Можно пошагово схему раскрутки, без объяснения? Просто перечень выполняемых действий?

Решение проблемы 4.

ДЕНЬ 21. Жизнь после тренинга.

ДЕНЬ 20. Подводим итоги работы.

ДЕНЬ 19. Делаем из людей форумчан.

ДЕНЬ 18. Небольшая фишка.

ДЕНЬ 17. Работаем над базой форума.

ДЕНЬ 16. Немного о текущем положении.

ДЕНЬ 15. Ищем дополнительные мощности.

ДЕНЬ 14. Улучшаем конверсию.

ДЕНЬ 13. Считаем конверсию от проделанной работы.

ДЕНЬ 12. Измеряем результаты.

ДЕНЬ 11. Какие кони у нас на переправе?

ДЕНЬ 10. Пожинаем плоды.

ДЕНЬ 9. ПРОФИ Wanted.

ДЕНЬ 8. Приглашаем завсегдатая.

ДЕНЬ 7. Простая монетизация форума.

ДЕНЬ 6. Люди пишут в топик.

ДЕНЬ 5. Тема: Продолжаем e-mail-маркетинг.

ДЕНЬ 4. Тема: Важно ваше мнение.

ДЕНЬ 3. Тема: Пишите письма.

ДЕНЬ 2. Тема: Готовим форум к приёму.

ДЕНЬ 1. Тема: Конкретно о пользователях форума.

Проблема 5.

У меня форум прикреплен к сайту. Довесок, который совершенно не работает. Просто место занимает да спамеров собирает. Регаются ежедневно от 15 до 20 человек, и это с противоспамерской защитой. А нормальных людей, кто бы общался, – нет. Тематика – детско-мамская. Буду рада любым подсказкам по раскрутке форума.

Решение проблемы 5.

Начнём со спамеров. Их убивает всё нестандартное и простое. В Вашем случае самым простым и эффективным решением является создание ещё одной капчи. Капча текстовая: пишите текст и просите его поставить в строку. Люди скопируют и вставят, а боты не смогут. Проверено.

Скопируйте этот текст и вставьте в строку ответа: mother-and-baby.

Второе, я пробежался по материалам Вашего сайта и нигде не увидел ссылку в конце материалов – обсудить на форуме. Это нужно исправлять. Создайте тему под каждый материал и поставьте ссылку Обсудить на форуме.

Следующий шаг – сокращение количества разделов. Для больших форумов такого количества разделов много, а для Вашего нового это количество просто убийственно. Оставьте один раздел, из которого в дальнейшем будут расти остальные. Люди просто теряются в вашем количестве разделов, поэтому никто не регится.

Я видел, что у вас есть рассылка сайта. Наверняка оттуда подписчики задают вам разные вопросы. Если раньше вы отвечали на e-mail, то, коль у вас есть форум, вам необходимо публиковать ответы на вопросы на форуме. Причём делать это хитро.

Схема привлечения подписчиков на ваш форум:

• Для начала поставьте hide-мод, который позволяет гостям видеть только первое сообщение темы.

• Затем создайте тему с вопросом подобным образом: мне задали такой вопрос: дальше цитата вопроса, ответ на него смотрите в следующем посте.

• Второй пост – ответ на вопрос.

Тот подписчик, который задал данный вопрос, при такой схеме очень заинтересован зарегистрироваться. Будут те, кто захотят, чтобы вы ответили им лично на e-mail, не поддавайтесь на их провокации. На форуме и задавать, и отвечать на вопросы в разы легче.

Затем список таких вопросов-ответов публикуйте в своей рассылке.

Проблема 6.

Как конвертировать гостей в костяк форума? Интересна методика тезисно.

Решение проблемы 6.

Тезисно это выглядит так:

• Hide – только первое сообщение;

• призыв к гостям регистрироваться;

• ограничение на просмотр видео и фотоконтента только для зарегистрированных;

• напоминалка о необходимости регистрации, которая висит только для гостей;

• напоминалка о том, что только зареганные получают доступ ко всем функциям;

• скрытые для гостей разделы, доступные зарегистрированным.

Проблема 7.

У меня новый форум. Может, просто укажите на то, что можно сделать? Ведь многие проекты начинаются и не до конца доделываются по разным причинам, и нужен взгляд со стороны. Подсказать, что делать в самом начале и далее?

Решение проблемы 7.

Что желательно сделать:

Во-первых, убрать пустые разделы, в которых нет ни одной темы. Лучше удалить, но если не хотите удалять, просто скройте их до появления соответствующего данной теме контента. Тогда вы открываете данный раздел и переносите тему, которая подходит в этот раздел, из другого.

Зачем это нужно? Как бы ни был полон соседний раздел, если рядом с ним стоит раздел, в котором 0 тем и 0 ответов, подсознательно люди воспринимают форум как пустой. А это не есть хорошо.

Во-вторых, у вас не ведётся работы с гостями вообще никакой. А гостей на форуме всегда больше, чем зарегистрированных пользователей. И их непрерывно нужно конвертировать в зарегистрированных пользователей. Самый простой выход – повесить каждому гостю напоминалку о том, что нужно зарегистрироваться, иначе теряете много чего.

В-третьих, и самых главных, нужно постоянно работать с зарегистрированными пользователями. Статистика форума на момент оценки 14.01.2012 следующая:

2422 сообщения в 535 темах от 767 пользователей

То есть на каждого пользователя приходится что-то около 4 сообщений. Это очень мало. Из неё я делаю вывод, что большинство пользователей так ничего на форуме и не написало. А должны были написать. Работа должна вестись в этом направлении. Например, создайте и привлекайте зарегистрированных в тему Давайте познакомимся.

Проблема 8.

У меня форум невест. За все время существования форума (2 года) так и не сложился костяк, а без костяка никуда. Что посоветуете?

Решение проблемы 8.

Для начала нужно сделать всего 2 раздела на вашем форуме: Для общения и Свадебная барахолка. Именно на последний раздел я бы сделал основной упор. Почему? Всё дело в специфике – невесты очень быстро становятся жёнами, то есть постоянного костяка здесь быть не может, если общаться. А вот если продавать свадебную атрибутику, то вполне реально сформировать костяк.

Далее.

Не понятно, где у Вас кнопка Регистрация. Видно только кнопку Вход. Её нужно поставить на видное место. Без неё пользователи не могут регистрироваться на Вашем форуме.

Следующий момент – необходимо заинтересовать людей регистрироваться на форуме. Например, бесплатно давать подарок тем, кто зарегистрировался. Подарком может быть полный каталог фирм, которые нужны молодожёнам. Всё равно все обращаются к ним, но найти их очень проблематично подчас. Поэтому данный подарок в Вашем контексте очень хорош.

На основном сайте нужно после каждого материала поставить кнопку Обсудить на форуме. И она должна вести на созданную тему этого материала.

Проблема 9.

Так что, если форум хорош, то для его раскрутки это не есть хорошо?

Решение проблемы 9.

Не в этом дело. Пользователь на Вашем форуме должен получать максимум полезной и ценной информации, и даже больше. Он должен получать информацию + смысл блужданий по Сети + какие-то шоу, которые его будут затягивать, в части из которых он будет участвовать, и т. д.

Тонкость здесь заключается в том, что получать все плюшки должен именно зарегистрированный пользователь, а не гость. Здесь есть огромная разница, которую не видят те, кто просто вываливает весь контент на форуме для всех и каждого и тем самым потихоньку убивает форумные перспективы.

Гости вообще должны чувствовать себя именно гостями, а не людьми, которые как у себя дома. Если они будут чувствовать себя как дома, то им быстрее захочется свалить куда-нибудь в другое, лучшее место. Здесь действует принцип: хорошо там, где нас нет. И ничего с этим поделать нельзя.

Поэтому, для того чтобы Ваш форум был классным и раскрученным, Вам необходимо сильно сужать то количество информации и те возможности, которые есть у гостей Вашего форума. Именно потому, что люди поняли это в конце 1990-х, так называемые гостевухи перестали пользоваться популярностью у админов. И в свои права вступили более продвинутые модели, форумы – одна из них, социальные сети – другая.

Невыгодно, неденежно, ненадёжно всё вываливать на стол перед гостями, будет как в мультике про пятачка – сожрут, разломают и ещё спасибо не скажут. Нужно делать из гостей жителей вашего форума, то есть зарегистрированных пользователей. Ограничение контентной части – это один из эффективных способов. Другой – невозможность гостям на большинстве современных форумов создавать темы и отвечать в них, ну и зарабатывать.

Проблема 10.

Несколько вопросов по phpbb:

1. Как ускорить индексацию форума?

2. Сколько сообщений лучше ставить на одной странице в теме?

3. Какой мод карты сайта лучше?

Решение проблемы 10.

1. Для того чтобы ускорить индексацию форума, вам необходимо регулярно наполнять его новым контентом. Современные форумы с качественным контентом индексируются очень и очень быстро. Плюс если вы будете активно привлекать людей, которые будут становиться пользователями и потом сами будут заходить к вам регулярно, – это тоже ускорит индексацию.

2. Минимальное количество сообщений, которое я встречал на нормальном форуме, 5. Меньше ставить смысла нет. Максимальное 20. Больше тоже ставить не рекомендую, ибо читать одну страницу от начала до конца никто не будет. Оптимальное количество – 10 сообщений на одну страницу. Тогда топик читается легко.

3. Мод карты сайта можете взять любой, какой Вам больше всего нравится. Например, вот этот мод Topiclist FX.

Проблема 11.

Посоветуйте: есть ли шаблон форума, которым я могу воспользоваться, чтобы создать свой форум? Мне нужен шаблон без всякой платформы, совершенно автономный, и чтоб я мог вносить изменения в алгоритмы.

Решение проблемы 11.

Собственно, тут у вас два варианта.

Вариант 1. Взять любой современный движок с открытым кодом и полностью переработать под себя, да так, чтобы ничего от прошлого варианта не осталось, ибо лицензии запрещают использовать их без указания первоисточника.

Вариант 2. Сделать форум полностью на заказ без всякой основы. В качестве шаблона здесь берётся визуальная часть любого форума, который вам нравится, плюс грамотное ТЗ разработчику и ваше понимание, что вы желаете получить в конечном итоге.

Проблема 12.

Такой вопрос: с чего начинать? Нанять 2–3 человек для создания топиков, но про что им писать? Как принудить гостя зарегистрироваться и отвечать в темах?

Решение проблемы 12.

Начинать всегда нужно с создания первого раздела и первой темы. Причём тема должна быть с одним вопросом, и всё. Следующее, что Вам необходимо сделать, – это привлечь людей, которые способны на этот вопрос ответить. То есть Вам нужны люди с интересами, которые подходят для Вашего форума.

И тут необходимо проявить смекалку. Смекалистость заключается в самом простом варианте, в том, чтобы попросить человека ответить на вопрос. Да. Так просто. Взять и попросить. Причём гораздо лучше, если это будет незнакомый человек, чем знакомый. Незнакомые почему-то отвечают охотнее.

Где брать таких людей в наш век социальных сетей, ответ очевиден. Но тут есть два простых варианта:

Вариант 1. Собственно социальные сети. Берёте социальную сеть, которая Вам больше нравится, ищите там людей для Вашего форума на основе интересов и задаёте им вопрос личным порядком. Как показывает практика, Ваше письмо минимум прочитают, а во многих случаях дадут на него развёрнутый ответ.

Вариант 2. Другие форумы по вашей тематике. Но тут главное – не скатиться в банальную хрумерщину, когда одно и то же отправляется всем пользователям форума. Для того чтобы выбрать людей, вам необходимо тщательно проанализировать конкретных персонажей – их темы, ответы и общую активность – и только после этого просить их ответить.

Это то, с чего я Вам рекомендую начинать.

Да. Чуть не забыл.

По наполнению скажу вот что. Когда-то я создал небольшой рынок под названием постинг на заказ за деньги и тоже думал, что наполнение нужно как самостоятельная услуга. Но результаты совместной деятельности с моими клиентами показали: наполнение может помочь только в одном случае – если на форуме уже есть активные пользователи и им не хватает топиков для общения. Во всех других случаях, особенно с форумами, где нет ни одного активиста, наполнение – это просто трата денег. Выводы делайте сами.

Проблема 13.

Сейчас, думаю, задам извечные вопросы, которые интересуют всех.

1. Все знают, что на пустом форуме топики писать люди не будут. Что-то типа боязни начать первому. Есть ли тут какие-то хитрости, или первое время нужно тупо заниматься фантом-постингом/нанимать людей?

2. Лучше понемногу развивать все ветки форума или сначала нормально поднимать одну, потом вторую и т. д.?

3. Откуда брать дееспособный трафик, который будет не просто читать, но и отвечать?

4. де/как найти добровольцев (модераторов), готовых писать за просто так? (Лично я оставляю сообщения в тематических группах вк.) Чем их стимулировать?

Решение проблемы 13.

Ответим по порядку.

1. Тут я с Вами согласен. Действительно, на пустом форуме люди писать посты не будут, создавать топики даже и не подумают, и вообще, заходить каждый день и смотреть, что же нового появилось, тоже никогда не соберутся. Всё так. Тут есть одна тонкость, которую многие упускают.

Для человека пустой форум – это тот форум, на котором хотя бы в одном разделе 0 тем и 0 сообщений. Даже если в других разделах очень много сообщений, один пустой раздел – и Ваш форум в сознании человека пустой со всеми вытекающими.

Это и есть самая большая хитрость. И, как Вы понимаете, работает и другое правило: если на новом форуме всего один раздел и в нём одна тема и одно сообщение – это уже перспективный форум. Заметьте, не пустой, а именно перспективный. Задача – сделать так, чтобы люди на нём общались.

Постинг для пустого форума бесполезен. Он лишь развивает иллюзию того, что люди общаются, и не более. Самый лучший постер для форума – это живой зарегистрированный пользователь. Это я понял ещё в далёком 2007 году, когда закончил создавать этот небольшой рыночек и который так в тех границах, в которых я его оставил, до сих пор и болтается.

2. Тут общее правило такое: из одной ветки появляются все остальные. То есть сначала на форуме необходимо создать всего одну категорию и только тогда, когда появится масса тем и люди потребуют своего раздела, вот только тогда создавать другие разделы.

Если создаёте сразу много разделов, то обрекаете свой форум на очень долгий статус пустого форума. Либо на такой статус обрекаете свой кошелёк, что тоже не очень камильфо.

3. Тут всё просто – трафик никогда ничего читать и писать не будет. Форум – это не наличие хитов и хостов. Форум – это живые люди со своими живыми проблемами, потребностями, интересами и радостями. Для того чтобы у вас появился популярный форум, Вы должны делать его именно для людей.

Соответственно, людей, которым нужен Ваш форум, можно взять из любых источников, где они есть, – социальные сети, блоги, другие форумы, оффлайн и т. д.

4. Людям всегда будет хотеться залезть в какой-нибудь статус, получить какую-нибудь медальку, слышать, как о них говорят и обсуждают их. Отсюда и метода привлечения команды Вашего форума: один из способов, который может использовать каждый такой.

Найдите специалиста в теме Вашего форума и пригласите его к себе на форум именно в качестве специалиста с правами модератора. Если Вы сделаете это правильно, то есть правильно найдёте такого специалиста, то он согласится. Подобных специалистов может быть несколько.

Самое интересное заключается в том, что массово просеивать тот самый трафик не нужно. Достаточно найти точечно несколько живых специалистов, до которых Вы можете дописаться. И написать им приглашение. И вот они уже отвечают на вопросы и создают темы.

Проблема 14.

Сейчас тоже задумываюсь над созданием узкотематического форума. И задам вам банальный вопрос: какой движок Вы посоветуете для форума, и чем он лучше остальных?

Решение проблемы 14.

Тут однозначного ответа нет. Иногда очень много зависит от тематики, которую Вы выбрали. Допустим, исторически сложилось, что форумы по беременности, для мамочек в большинстве своём, находятся на phpbb. Если делать на другом движке, то мамочкам они менее понятны, чем phpbb. Это парадокс, но это так.

То есть первая рекомендация – посмотрите, какие движки используют другие похожие форумы, и если там есть чёткое преобладание одного движка, то выбирайте данный движок. Людям, которые к Вам будут на форум приходить, будет проще, и переучивать не нужно. А это очень много времени может занять и денег тоже.

Далее.

В сегодняшнем Интернете не бывает движков форума, которые хуже или лучше. Тут дело в том, что современные популярные форумные движки поддерживаются командами специалистов плюс большими сообществами. И это приводит к тому, что весь функционал в том или ином виде представлен на всех популярных форумных движках.

Поэтому вторая рекомендация – отойти от сравнительного анализа движков по принципу лучше хуже. А выбирать форумный движок надо под себя в зависимости от того, удобно ли Вам с этим движком работать.

Лично я предпочитаю smf 1.1.11. Потому что там не нужно лазить в код – я не программист. А если нужны дополнительные возможности, они легко устанавливаются модами. Плюс у меня есть свой набор модов, которые я ставлю на все свои форумы. Я их считаю базовыми.

У него есть, конечно, недостатки, например мне нравится способ отправки личных сообщений на phpbb 3, когда нажимаешь ЛС и копируются в сообщение исходное сообщение автора и тема, в которой оно задано. Но когда я работал с phpbb – это был для меня всегда один большой стресс. Не нравится мне ковыряться в коде. Не моё.

Конец ознакомительного фрагмента.