Вы здесь

Раскрутка форума. От создания костяка форума до полной его монетизации. С чего начать прямо сейчас? (А. Ю. Фоменко, 2013)

С чего начать прямо сейчас?

Для того чтобы вам было максимально просто воспринять стартовую информацию и, что более важно, начать делать прямо сейчас, сделаем эту главу в виде вашего диалога со мной. Итак, приступаем.

– Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, как Вас зовут, чтобы страна знала своих героев, и расскажите про Ваши форумы и, если хотите, их адреса, чтобы люди смогли туда зайти и стать Вашими зарегистрированными пользователями.

А.: Зовут меня Алексей, в сети, на некоторых ресурсах я общаюсь как Mistersun. Есть несколько проектов форумных.

– По каким темам?

А.: Например, знакомства, отношения мужчин и женщин. Был форум про туризм – я его продал, потому что прекратила нравиться тема.

– А какова была суточная посещаемость на этих форумах?

А.: Это зависит от конкретного проекта, мой рекорд – это несколько тысяч… две или три. Причем половина из этих посетителей реально общалась, и это намного важнее количества присутствующих пользователей по счетчику. То есть для форума важно количество зарегистрированных пользователей, которые пришли на него, «залогинились», общаются, читают, задают вопросы, в общем, как-то используют данный форум.

– Да, это действительно важно. А приносит ли форум деньги? Сколько, на жизнь хватает Вам? Можете Вы назвать доход от этих форумов, существенный?

А.: Форумы в зависимости от своего типа приносят различный доход. Вот многие думают: «Вот супер-супермегапопулярные форумы, на них тысяча, две, три, десять зарегистрированных пользователей, и они приносят кучу денег. На самом деле это не так. Почему? Потому что такие форумы, как правило, общетематические.

А на подобных ресурсах доход возможен при условии, если данный форум принадлежит крупной компании, городской, как правило, у которой есть клиент в «оффлайне». Они там ставят баннерные сети и таким образом извлекают прибыль. Но для самого владельца этого форума не факт, что данный проект будет выгодным.

Я видел кучу таких форумов и знаю, что они никак вообще не монетизированы, и их владельцы не знают, как это сделать, хотя иногда задаются таким вопросом. С другой стороны, форумы, на которых есть пусть и немного узкоспециализированных зарегистрированных пользователей, могут приносить десятки и сотни тысяч рублей, ну и долларов тоже. Это такой вот опыт. Лично мой рекорд – это несколько сотен тысяч.

– Многие люди видят такие посещаемые форумы и думают, что их можно использовать для получения денег, для привлечения новых клиентов и т. д. Как Вы думаете, нужен ли вообще форум и для каких целей было бы правильнее его использовать?

А.: Тут есть несколько нюансов. Допустим, есть компания, которая занимается бизнесом, например продает двери, мебель или сантехнику. Да, форум нужен, но не такой, к которому люди привыкли. Здесь подойдет так называемый клуб покупателей или клуб потенциальных клиентов. Или лучше все это вместе на одном ресурсе.

Чем это отличается от обычных форумов? Компания ставит форумный движок, который хорош для налаживания диалогов, каких-то взаимоотношений, дискуссий, и все это можно сохранить, привлекает туда своих клиентов, регистрирует своих потенциальных клиентов, но это не будет форум в традиционном понимании, так как дискуссии там будут узкотематические.

На большинстве же тематических форумов есть такая проблема: там существует кружок таких «старичков», которые на форуме общаются уже несколько лет, и, допустим, приходит новичок, задает такой «новичковский вопрос», а его начинают унижать: «ты поиском вообще пользовался, зачем ты сюда приперся» и т. д.

– Это нам всем знакомо.

А.: Этим страдает большинство популярных форумов. Причем администрация встает на сторону не новичков, а «старичков». Пользователи, которые долго зарегистрированы, традиции форума – это, конечно, хорошо, но большинство «старичков» начинает задаваться, и получается, что из числа новичков образуется такая группа, которая форумом недовольна, они ищут и создают какие-то альтернативы. Это отрицательно сказывается на форуме, так как его кровь – это новые пользователи. Это относится к любой сфере, не только к форумам.

– Я согласен, ведь само назначение форума – ответить на вопросы, которые и возникают в основном у новичков.

А.: О том и речь. Так вот отличие клуба от форума. На форуме в основном много зарегистрированных пользователей, а в клубе нет. Но если ты зашел в этот клуб и спросил, то тебе отвечают. И не важно, сколько раз они уже отвечали на этот вопрос. Единственное, что они могут сделать, – перенаправить туда, где на это уже отвечали, причем делается все это корректно.

– Наверное, это и можно назвать «уникальностью» клубов и тем, что может притягивать туда людей.

А.: Я в последнее время как раз и занимаюсь организацией таких вот клубов для различных предприятий. И практика показывает, что подобные ресурсы резко увеличивают продажи и оборот, а это уже монетизация. Таким образом, форум нужно использовать не как болталку, а как инструмент для общения.

– Второй вопрос по продвижению форумов. Расскажите, как Вам удается так хорошо их «раскручивать»? Что конкретно было сделано и нужны ли для раскрутки деньги дополнительные?

А.: Тут простой закон: если у вас нет денег или Вы не хотите их вкладывать, или и то и другое, то вам придется затратить много времени. Самому. Это возможно. Если Вы знаете, кому заплатить, и он сделает, то лучше заплатить. Вообще, можно «раскрутить» без дополнительных затрат. Я недавно столкнулся, что реклама на какие-то узкие проекты вообще не работает.

Даешь рекламу, платишь какому-либо изданию в оффлайне или Интернете – и ничего не работает. Ноль клиентов и ни одного заказа не получаешь. Речь идет о специфических проектах. Например, пластиковые окна для пенсионеров. Можно все сделать самому. Даже без использования поисковиков.

Сейчас очень бурно развиваются социальные сети… Кстати говоря, вот это тренинг: База зарегистрированных пользователей за 3 выходных. Он как раз посвящен тому, как «с нуля», вообще без денег, на только что сделанном форуме, где у тебя ноль сообщений, привлечь народ, и чтобы люди начали отвечать.

Просто в Сети ходит мнение, что новый форум невозможно раскрутить, требуются затраты на постинг и т. д., то есть идет просто «раскрутка» на деньги. А потом заходишь на такой форум, а там надерганные цитаты из каких-то статей, нет реальных пользователей, а одни боты. На самом деле начинать нужно не с этого, а с того, что приходишь к живым людям и предлагаешь им общение.

– Мой следующий вопрос как раз о этом, как заставить людей писать на форуме?

А.: Нужно заинтересовать. За пять минут этого не рассказать. Нужно несколько занятий, на тренинге это есть. Конечно, сейчас я рассказываю про это, и это кажется нереальным и смешным, но в процессе обучения и выполнения домашних заданий человек видит результат. Через семь дней у тебя будут первые ответы.

Если продолжать в том же духе, форум станет популярным. Конечно, все это требует времени. И раскрутка форумов «на старте» требует каких-то временных затрат. Несколько часов в день нужно будет. Эта технология работает так, что если человек этим никогда не занимался и решил вдруг «раскрутить» форум «с нуля», он пройдет по этим ступенькам, и у него все получится. Там отзывы есть, люди порой удивляются достигнутым результатам.

– Как выбрать тему для форума, чтобы на ней можно было заработать?

А.: Заработать можно практически в любой нише. Лучше, чтобы она была интересной. В перспективе это будет являться ключевым моментом, так как если тема тебе лично не интересна, то форум загнется.

– Можно я добавлю к этой теме пару слов? Если в этой теме нет рекламодателя? Некому платить? Например, тема вязания крючком.

А.: Я расскажу на примере моих первых проектов, это форум туристический. Года два или три назад делал. Первым рекламодателем была компания, занимающаяся туризмом и сетевым маркетингом через Интернет, «пирамидального» типа, в общем. Рекламодатель был участником этой сети.

Теперь по вязанию крючком. У меня есть небольшой клубный форум по hand made. Казалось бы, рекламодателей, которых это заинтересует, нет. На самом деле есть. Во-первых, авторы книг и тренингов, курсов, видеоуроков по hand made, которые выкладывают какие-то простые бесплатные уроки, а дорогие не хотят. Так вот, твоими клиентами будут эти самые авторы, которые не знают, кому эти курсы продать.

Во-вторых, авторы этих изделий. Поскольку существует такая особенность, что эти авторы хотят купить себе что-то у других мастеров. В-третьих, производители материалов. Например, бисер, ингредиенты для мыла и т. д.

Еще один пример, есть форум по вязанию крючком, там есть очень интересная тема, называется совместные покупки, это когда люди в складчину покупают необходимый материал по оптовым ценам. Причем все это координирует организатор, который берет себе 15 процентов от суммы сделки.

– Как хорошо у нас получилось сейчас все это обсудить, теперь, я думаю, вопросов о монетизации и выборе темы не должно остаться. Теперь давайте поговорим о структуре разделов на форуме. Есть два мнения, что нужно делать разветвленную структуру сразу, а второе мнение, что сначала нужно сделать простую структуру, а потом уже создавать новые разделы под наиболее популярные темы. Как думаете, как лучше?

А.: Если взять самое начало, то практика показывает, что лучше начинать вообще с одного раздела и туда все пихать. До 100–200 тем. Довести до 2000 зарегистрированных пользователей, потом можно и «ветвлением» заняться. Приведу личный пример. Городской форум, на котором есть коммерческий раздел – «барахолка». Там куча активных пользователей, человек 50. Что сделали на этом форуме? Самую глупую вещь – начали эту «барахолку» разделять. Короче говоря, они дошли до того, что в каждом разделе у них оказалось по одному человеку.

Если раньше эту тему просматривали все 50 человек и каждый мог найти что-то полезное для себя и в предложениях от сетевиков, и от мастеров хенд мэйда, то после этого разветвления раздел умер. И часть людей, которая потом могла заплатить деньги за прикрепление топика в хорошем коммерческом разделе, что, кстати, является одним из направлений монетизации, просто отклеилась, ушла в оффлайн или на другой форум, что еще хуже.

Таким образом, ветвление опасно, особенно для коммерческих разделов форума. В меньшей степени это справедливо и для тематических разделов. Нужно быть готовым к тому, что аудитория резко уменьшится. Даже на суперраскрученных форумах. Даже так бывает: после разделения люди общаются в каком-нибудь старом разделе, потому что привыкли, по инерции.

А на новые никто не заходит, особенно если структура растет не горизонтально, а имеет несколько уровней вложенности. Доходит до маразма, и на таких форумах остаются только флудеры, которые могут приносить лишь негативное.

– Следующий вопрос о трудоемкости. Можно ли новичку совмещать ведение форума с другими проектами и вести их параллельно?

А.: А что Вы понимаете под ведением форума?

– Ну вот смотрите, у многих есть свои блоги. Вот они думают: создам сейчас форум, и будет все в этой жизни у меня прекрасно. Но раскрутка, ведение тем требует определенного времени. Как поступать? Вообще, совместим ли форум с какими-либо другими проектами? Вот сколько у Вас сейчас параллельных проектов с форумами идет?

А.: Скажем так, форум, и к этому нужно быть готовым, – отдельный проект, и его нельзя вести по принципам ведения блога. Это разные вещи. На небольшом форуме на тебе лежат функции и модератора, и чистильщика, и администрации, и живых правил форума. На крупных популярных форумах одному человеку так их вести уже не получается, хотя и пытаются.

Это происходит из-за того, что люди, которые думают не как ты, тобой банятся и, соответственно, уходят. Тут все от цели зависит. Если тебе нужно структурировать свою информацию каким-то удобным способом – это одно, если нужно, чтобы с созданного форума на твой блог или интернет-магазин приходили люди, – это совершенно другое.

Если делать форум на основе блога, то получится ни то и ни другое, так как форум предполагает другой уровень отношений. Блог – это личное. А форум – это конференция, если проводить аналогию с оффлайном. Поэтому если блоггер делает форум и ему удается его раскрутить, то получается ресурс, на котором поддерживается только одно мнение.

Более того, скажу так: если Вы захотите монетизировать такой форум, у Вас ничего не получится. Вот пример, я на некоторых форумах выступаю как рекламодатель, так вот на одном форуме я прикрепил тему, платил в соответствии с тарифами деньги определенные, а ко мне в тему приходили и начинали флудить.

То есть, допустим, в правилах форума написано, что в коммерческом разделе о цене не разговаривают, а они разговаривают, причем начиналось с малого, а потом перешли к самому продукту, начали его «хаять», хотя я платил за это деньги. Писал администраторам, но бесполезно, дескать, «не наша это проблема – бороться со флудом». О какой монетизации тут говорить?

– Следующий мой вопрос – об управлении большим форумом. Как привлекать модераторов? Где их найти и желательно, конечно, бесплатно.

А.: Не соглашусь с последней Вашей репликой. Нужны работники – плати зарплату, все как в фирме. С модераторами нужно поступать следующим образом: если ты хочешь получать прибыль от своего форума, цени модераторов и награждай. Модератору, который работает бесплатно, ты становишься чем-то обязанным, это может напоминать картину, о которой я говорил выше.

Опять же, из личного опыта пример. На форуме образовались две группировки противоборствующих модераторов, в результате одна из них победила, и они пришли ко мне как к администратору и начали учить, как раскручивать «форум» и т. д. Лучше всего нанять людей, например на фрилансе обговорить условия и правила, по которым они будут работать, и платить им тысячу-две за модераторство форума.

– Но что делать на начальном этапе? Ведь денег-то сначала нет. Люди, в общем, и создают форум, потому что денег не хватает.

А.: Фишка в том, что на начальном этапе такой модератор и не нужен. Большинство бесплатных модераторов выполняют функцию чистильщиков форума от спама. Если форум был поставлен на устаревший движок, например. Это не обязательно так, просто с этим мне приходилось сталкиваться.

Сейчас можно установить каптчу – и все, проблема с ботами решена. На начальном этапе также нет и правил как таковых. Они появляются позже, когда понятен контингент участников, что можно, чего нельзя. Плюс ко всему на модераторов иногда возлагаются обязанности постинга.

Но это только вредит форуму. Лучше обратиться к пользователям. Причем сейчас, с появлением социальных сетей, до них стало проще достучаться. Куча всего, просто нужно правильно использовать данные инструменты.

– У меня по поводу раскрутки последний вопрос: стоит ли владельцу форума самому заниматься раскруткой или лучше кого-то нанять?

А.: Опять же из опыта. Был форум на тематику пластической хирургии. Человек, который его создал, был также специалистом по СЕО-оптимизации и решил, что привлечет рекламодателей на свой форум и не будет бед знать. Он нанял людей, они ему отпостили по ключевым словам, а в результате получилось, что эти посты надергали из разных статей, и реальные пользователи, которым эта тема была интересна, очень быстро с форума уходили.

Таким образом, СЕО-оптимизация форуму не нужна, а нужны живые люди. С поисковиками также. Допустим, человек приобрел дешевый принтер, и у него встала проблема с заменой картриджа. Он, по совету друзей, поискал в Яндексе, нашел форум, нашел инструкцию, как и что сделать, и все, форум ему больше не интересен, также и по автомобилям.

В общем, примеров масса. То есть поисковая система настроена на удовлетворение запроса пользователя «сейчас», а форум – это «сейчас», «потом», через 20 лет и вообще всю жизнь. Поэтому поисковые машины для раскрутки форума, особенно на начальном этапе, не подходят. Во главу угла нужно ставить общение людей между собой.

И, если хочешь на форуме заработать, нужно уметь взаимодействовать с людьми. Это чистая психология взаимоотношений. Социальные сети – отличный инструмент для этих задач.

– Стоит ли создавать форум на уже имеющуюся тему? Ведь их очень много.

А.: Я так скажу, попробуй найти десяток мегапопулярных форумов по какой-либо теме, получится?

– Вообще-то, да… Я занимаюсь блогами и по вордпрессу знаю только три действительно популярных форума. А так, в среднем, наверное, один.

А.: О чем и речь, поэтому некорректно говорить о том, что все ниши заняты.

– Ну а, например: взял ты тему, а по ней уже есть популярный форум, «побить» его возможно? В каком направлении двигаться?

А.: Исходить нужно из того, что каждый человек уникален. Ну вот допустим, на том форуме 500 тысяч зарегистрированных пользователей, ну и что? Ведь кто-то этим форумом недоволен, кого-то обделили вниманием, он пошел искать другое место. И такое сплошь и рядом. Зачастую так и бывает, что рядом с популярным форумом возникает другой, на котором собираются все, кто не согласен.

– С другой стороны, по вордпрессу форумы, которые я вижу, в основном равнозначны, и не похоже, что они конкурируют друг с другом.

А.: Ну и это имеет место быть. Разные же форумы есть. Есть, которые конкурируют, есть которые дополняют друг друга. В том-то и прелесть, что ты можешь начать с нуля и все равно вокруг тебя будет аудитория.

– Пара технических вопросов, под конец. Можно ли сделать хороший форум на бесплатном движке или нужно обязательно покупать?

А.: На данный момент особой разницы нет на самом деле. Платные ресурсы активно пиарят свои услуги, например о защите форумов, постоянном мониторинге и т. д. А взять, допустим, какой-нибудь популярный бесплатный форумный движок, там это все тоже делается, зачастую пользователями, которые их используют. Возьмем тот же Вордпресс, ситуация похожа.

На самом деле отличие платных от бесплатных только в опциях. На платных много фишек, которые вообще, может быть, тебе не понадобятся. И кстати, на некоторых бесплатных площадках есть опции, которых нет на платных. На том же phpBB при ответе пользователем на сообщение из форума оно автоматически прикрепляется к ответу.

Это очень удобно, особенно при монетизации форума. А на некоторых платных сервисах даже формы быстрого ответа нет.

– Да, согласен. Ведь назначение форума – общение между людьми, а не «навороты» на него вешать. Теперь вопрос по спаму: насколько актуальна эта проблема в последних версиях?

А.: На последних версиях неактуально, если ты правильно установил средства защиты. В платных движках это по умолчанию, в бесплатных нужно плагины поставить или моды. Можно различные сборки форумов скачать, там тоже это есть. Каптча – это вообще первая проблема, которую нужно решать.

– Кстати, я видел моды, которые акисмед (промежуточный сервер, который контролирует спам) на Вордрессе подключают. Все возможности, в общем, есть. Еще одно из преимуществ бесплатных движков – это тысячи и тысячи оформлений, шаблонов, сотни модов, что абсолютно стирает различия между бесплатными и платными движками.

А.: А иногда бесплатные даже и лучше.

– Да, согласен, причем бесплатных движков очень много. По крайней мере, штук ПЯТЬ я могу назвать просто шикарных бесплатных движков.

А.: И еще, когда работаешь с не очень известным движком, то проблема спама решается дополнительно, так как программы для спама в основном «заточены» под популярные движки.

– Ну и последний вопрос. Можно ли монетизировать форум на бесплатных сервисах, которые сделаны по типу «зарегистрируйтесь у нас – получите бесплатный форум». Ведь они там вставляют и рекламу свою, баннеры. Да и моды установить на таких сервисах нельзя.

А.: Да, да… абсолютно верно. Кстати, вернемся еще к бесплатным движкам, там я встречал абсолютно уникальный способ монетизации. Это имеет отношение к совместным покупкам. На одном, довольно популярном форуме, сделанном на бесплатном движке, зарабатывали организаторы этих совместных закупок.

А администрация зарабатывала, снимая еще меньший процент со всей этой кипы организаторов. Но со временем люди все равно приходят к тому, что нужен свой проект, без разницы, на платном или бесплатном движке, и уже туда переносят базу. Поэтому со временем бесплатные сервисы утрачивают актуальность, но на них все равно можно зарабатывать.

Также еще один вид заработка, который практически не используется, – это прикрепленная тема в соответствующих популярных разделах. Это вообще практическИ единственная реклама для немассовых, специфических проектов, так как там есть соответствующая аудитория.

– Спасибо, Алексей. До свидания. Всё ясно, пойду делать.