Вы здесь

Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле. Глава 2. Раннединастический период (Жан Веркуттер)

Глава 2. Раннединастический период

Под словосочетанием «раннединастический» мы имеем в виду промежуток времени между протописьменным периодом и становлением Аккадского государства, отмеченный инфильтрацией в состав шумерского населения семитского племени, представителей которого, ориентируясь на XXIV в. до н. э., можно назвать аккадцами. Начиная с этой эпохи появляются письменные источники, позволяющие нам рассказывать о людях и событиях того времени. Однако историку не следует ограничиваться надписями – он должен учитывать и археологические данные. К примеру, он не может проигнорировать ухудшение качества предметов искусства, в первую очередь цилиндрических печатей, которое прослеживается на шумерских памятниках после урукского слоя III. Его не может не впечатлить тот уровень развития, которого шумерское искусство достигло в раннединастический период. Он обязательно заметит, что наряду с другими нововведениями тогда появился храм в форме ступенчатой террасы, предтеча зиккурата, символ преемственности, корни которого прослеживаются в протописьменном периоде.

Ниже мы постарались охарактеризовать это сочетание древних и более новых элементов, продукт взаимодействия между шумерами и аккадцами, и отметить тот вклад, который последние внесли в культуру и историю Месопотамии.

Хронология

Основываясь на данных археологии, раннединастический период можно разделить на три этапа. Первый этап раннединастического периода продлился с протописьменного периода до появления табличек Ура. Начало второму этапу раннединастического периода положило строительство городских стен Шумера, а третьему – появление архива Шуруппака. Иными словами, эта классификация не основана на значимых событиях политической истории, о которых в любом случае мы знаем сравнительно мало.

Иногда наряду с термином «раннединастический» используется слово «досаргонский». Сторонники первого понятия ссылаются на Шумерский царский список, в котором подробно перечислены царские династии, а исследователи, склоняющиеся ко второму варианту, таким образом признают заслуги основателя Аккадского государства Саргона Великого. Захват им власти около 2340 г. до н. э. стал первым достоверно известным масштабным событием в истории Месопотамии.

До этого момента, как было сказано в предыдущей главе, выстроить точную хронологию истории данного региона невозможно. Если датировать правление вавилонского царя Хаммурапи 1792–1750 гг. до н. э., то можно предположить, что III династия Ура начала править в 2111 г. до н. э., а династия Аккада – примерно в 2340 г. до н. э. (неточность датировки вызвана отсутствием достоверной информации о периоде между правлением последних царей Аккада и появлением первых правителей из племени гутиев), Лугальзагеси, правитель Уммы и Урука, царствовал около 2350 г. до н. э., а Ур-Нанше правил в Лагаше примерно в 2520 г. до н. э. Более ранние события можно датировать только весьма примерно, причем результат этого будет не более чем рабочей гипотезой. Месилим правил в Кише примерно в начале XXVI в. до н. э., возможно за два поколения до Ур-Нанше; Эн-Мебарагеси царствовал там же предположительно в конце XVIII – начале XVII в. до н. э.

Сложная проблема возникает при попытке соотнести эти датировки с археологическими данными, упомянутыми выше. Ур-Нанше – первый царь, время правления которого можно установить более или менее точно. Но как соотнести его с архивами Шуруппака? Надписи Ур-Нанше вырезаны на камне, ни одна из известных нам глиняных табличек не может быть отнесена к периоду его царствования. В Шуруппаке, наоборот, найдены исключительно глиняные таблички. Соответственно, сравнение стилей письма невозможно из-за использования разных материалов. Иными словами, использовать палеографические данные не удастся.


Хронологическая таблица II. Раннединастический период[1]


Однако нам известно, что архив Шуруппака велся за несколько поколений до царствования в Лагаше Эанатума, внука Ур-Нанше. Благодаря этому архив (а с ним и весь второй этап раннединастического периода) можно датировать началом или серединой XXVI в. до н. э. Архаические таблички Ура (и начала второго этапа раннединастического периода) на столетие или примерно полтора века старше архива Шуруппака. Так как раннединастический период начался с концом протописьменного, этот момент можно датировать на основании радиоуглеродного анализа храма С из слоя Урук IV, то есть 281 ± 85 г. до н. э.

Непрерывная и относительно точная хронологическая шкала обрывается в период правления Саргона Аккадского. Относительно точные датировки еще возможны со времени царствования Ур-Нанше, а от более ранней эпохи сохранились лишь многочисленные царские надписи, свидетельствующие о том, что некий Х приходится сыном Y, и очень приблизительно рассчитанное начало правления каждого царя отстоит от его окончания на несколько поколений. Все остальное для нас настоящая загадка. За помощью исследователь может обратиться к сравнительному изучению особенностей клинописи (формы и порядка расстановки знаков) разных периодов, позволяющему при сравнении более ранних и поздних текстов несколько уточнить хронологию. Кроме того, ученым помогает археология (измерение слоев в теллях, изменение стилистических особенностей цилиндрических печатей).

Как было сказано выше, на Шумерском царском списке негативно отразился домысел о том, что Вавилония, район реки Диялы и среднего Евфрата (Мари) находились под властью одного и того же царя. Поэтому сменявшие друг друга согласно списку «династии» в реальности во многих случаях правили одновременно. Царям, жившим до потопа, и тем, кто правил сразу после него (I династия Киша), приписывается поразительно долгая продолжительность царствования. Данный факт можно считать следствием уважения, которое шумеры питали к древним корням цивилизации своей страны. Тем не менее царский список для нас крайне важен, причем не только как следствие исторических представлений, господствовавших в период его создания. Содержащиеся в нем данные о последовательности царствования различных правителей и продолжительности их правления, сопоставленные с другими источниками, могут помочь выстроить более или менее стройную хронологическую шкалу.


Плодородный полумесяц с раннединастического до древневавилонского периода


Таким образом, если говорить о хронологии раннединастического периода, мы можем составить вполне обоснованную последовательность правлений, начиная с царствования Ур-Нанше, то есть для большей части третьего этапа раннединастического периода. До тех пор, пока мы не попытаемся согласовать ее по времени с историей Египта, по крайней мере часть этой эпохи будет иметь для нас большое значение, так как имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют описать события в том порядке, в котором они происходили.

Шумеры и семиты в раннединастическую эпоху

Источники по истории начала раннединастического периода подобны нескольким камешкам из мозаики. Основными письменными источниками являются царские надписи, договоры, административно-хозяйственные документы и тексты, которые составляли ученики школ писцов. К дополнительным источникам относятся Шумерский царский список, эпос о царях Урука и отголоски, сохранившиеся в таком жанре аккадской литературы, как предсказания.

Читателю следует понимать, что большая часть полученных из них сведений по вполне объективным причинам носит спекулятивный характер. Кроме того, необходимо учитывать возможность обнаружения новых текстов, позволяющих пересмотреть взгляды, господствовавшие до их находки. Наши знания недостаточны, в связи с чем необходимо сохранять определенный скептицизм. Но это не должно заставлять нас молчать. Наоборот, снова и снова мы должны пытаться осмысливать то, что знаем в настоящий момент.

В предыдущей главе говорилось о той важной роли, которую шумеры играли на Вавилонской равнине. Здесь следует снова поговорить об их потрясающих достижениях. Однако сейчас для нас важнее всего то, что именно они изобрели письмо, благодаря которому мы можем судить об истории Месопотамии, в частности о людях, живших в те времена, и происходивших тогда событиях.

Изучение политической истории стало возможным с обнаружением царских надписей, составленных на шумерском языке. Самая ранняя из них относится ко времени правления Эн-Мебарагеси в Кише, которое пришлось на конец XXVIII – начало XXVII в. до н. э. (второй этап раннединастического периода). В царском списке он назван двадцать вторым представителем I династии Киша, первой династии, правившей после потопа. Согласно тому же Царскому списку большинство его предшественников, отнесенных к этой династии, носило семитские имена. Вряд ли стоит надеяться доказать историчность этих людей. Кроме того, неизвестно, были ли они действительно правителями Киша. Мы также не знаем, насколько следует доверять тем имеющим авторов источникам, которые рассказывают о столь древнем периоде, когда клинопись еще не была способом описания сложных явлений. Однако нам не следует и недооценивать древних семитов, обладавших достаточными способностями и возможностями для того, чтобы сохранять в своей памяти генеалогические списки и устно передавать их потомкам, поколение за поколением.

Тот факт, что имя Мебарагеси шумерское, не противоречит его возможному семитскому происхождению. Подобные имена, как и все шумерское, могли пользоваться большой популярностью даже за пределами самого Шумера. Словом, мы можем сделать вывод только о том, что семиты появились в Шумере в самом начале его политической истории, дошедшей до наших дней. Мы уже говорили о точке зрения, согласно которой признаки упадка, появившиеся в конце протописьменного периода, были связаны с появлением в регионе большого числа семитов. Сосуществование шумеров и семитов – неотъемлемый признак истории Месопотамии с начала 2-го тыс. до н. э., когда шумерский язык практически перестал использоваться в качестве разговорного. Последствия этого контакта проявились и во многом другом. Культура Вавилона (и, соответственно, всей Западной Азии) до конца своего существования оставалась двуязычной.

Проникновение кочевников-семитов на территорию Ирака продолжается и в наши дни; они всегда были одной из составляющих частей истории этой страны. Воспользовавшись возможностью взглянуть на несколько тысячелетий назад в прошлое, мы можем упростить повествование, говоря о «волнах миграции», которые время от времени приводили к лингвистическим переменам. В надписях ассирийских правителей, живших в IX в. до н. э., впервые появляются упоминания арабов, племени кочевников, находившегося в движении. К VII в. до н. э. они захватили и полностью арабизировали Месопотамию. В XIV в. до н. э. в регионе появились арамеи. Менее чем через тысячелетие аккадский язык, который они принесли в Месопотамию, стал в ней главенствовать и сохранился до времени жизни Христа, правда уже только как письменный. В источниках, датируемых правлением династии Аккада, впервые встречается слово «марту» (на шумерском языке), или «амуру» (на аккадском). Мы этих людей называем амореями (или, в более широком смысле, ханаанеями, так как их язык тесно связан с ханаанскими). Через полтора века марту стали угрожать самому существованию III династии Ура. К концу древневавилонского периода большое количество районов Месопотамии было захвачено аморейскими вождями, считавшими себя полноправными правителями этих мест. Это, однако, не привело к смене господствующего языка. Аккадский в то время имел настолько большое влияние, что амореи не смогли устоять перед ним.

Определить, как сложилась судьба амореев в западных областях Плодородного полумесяца, куда они откочевали, крайне сложно, так как источники по истории Сиро-Палестинского региона конца 3-го – начала 2-го тыс. до н. э. крайне немногочисленны.

Что же произошло с самими аккадцами? Они назвали себя и свой язык в честь столицы державы, созданной Саргоном, но жили в данной местности еще до этого. В сущности, они являются древнейшим из известных нам живших в Месопотамии народов. Однако это не означает, что они действительно были таковыми. До них, в 5-м тыс. до н. э., в одном из поселений в Вавилонии вполне могли жить другие семиты. Однако доподлинно нам это неизвестно. Нашим первым достоверным свидетельством присутствия аккадцев в Шумере являются личные имена, встречающиеся в древнейших текстах Ура, и семитские заимствования, появившиеся в шумерском языке довольно рано. К началу второго этапа раннединастического периода в Северной Вавилонии и долине реки Диялы, очевидно, уже было крупное семитское поселение и стало заметно противопоставление семитского севера шумерскому югу.

Откуда пришли аккадцы, семиты, жившие на севере региона? Ответить на этот вопрос можно, использовав сравнительный метод. Изучив направление более поздних миграций семитов, в частности амореев, можно предположить, что аккадцы пришли с севера, из Сирии, а их основная часть осела в долине реки Диялы и в северной части Вавилонской равнины, в центре которой находился Киш. Государство Мари, расположенное в среднем течении Евфрата, также являлось важным центром проживания аккадского населения во время второго этапа раннединастического периода и сохранило свое значение вплоть до времени правления Хаммурапи. Надписи, личные имена, заимствованные слова позволяют составить точное представление об этническом составе обитателей региона, давая исследователям возможность делать более определенные выводы на основе археологических данных.

Скульптурное изображение, найденное в нижнем течении Диялы (Хафаджа [Тутуб], Телль-Асмар [Эшнунна], Телль-Аграб) в слое второго этапа раннединастического периода, производит на зрителя весьма странное впечатление: оно простое, угловатое и почти абстрактное. Таким образом, данный артефакт не похож на изделия, изготавливавшиеся шумерами в протописьменный период. Не напоминает он и шумерские артефакты третьего этапа раннединастического периода, для которых характерны закругленные формы, натурализм, вероятно унаследованные от предметов искусства протописьменного периода. Скульптурные изображения, аналогичные этому, встречаются довольно часто и представляют собой вотивные статуэтки – фигурки мужчин или женщин с молитвенно сложенными руками. Во время второго этапа раннединастического периода скульптуры этого типа появились также на юге Шумера. Они также встречаются в Мари, в Ашшуре, а недавно были найдены в Телль-Куере, расположенном у истока реки Хабур. Иными словами, прослеживается связь с Верхней Месопотамией.

Другим новшеством, опять же чаще всего встречающимся в бассейне реки Диялы, стали большие прямоугольные вотивные дощечки, сделанные из камня, с барельефами. Изображенные на них фигуры напоминают описанные выше статуэтки.

В этом же регионе, в слоях второго этапа раннединастического периода, обнаружено храмовое сооружение, относящееся к типу, привнесенному с севера и получившему название Herdhaus. Священный пьедестал располагался у одной из узких стен целлы храма, а вход был вырезан в длинной стене, ближе к противоположной стороне. Этот храм совершенно не похож на симметричные в плане шумерские святилища протописьменного периода. Недавно целла Herdhaus была найдена в храме Ниппура, в слоях второго этапа раннединастического периода. Вплоть до настоящего времени это единственный пример такого храма, обнаруженный в Шумере. Однако аналогичные сооружения, храмы богини Иштар в Ашшуре, существовали на севере.

Керамика, обнаруженная в бассейне реки Диялы и представляющая собой красные сосуды, украшенные черными геометрическими рисунками на коричневом фоне, разделенными зонами красной росписи, также свидетельствует об отсутствии шумерского влияния. С другой стороны, в Хафадже (древний Тутуб) обнаружен построенный на террасе храм с двойным овальным ограждением, что роднит его с шумерскими сооружениями. Остатки аналогичного ограждения, относящегося к раннединастическому периоду, сохранились в Телль-эль-Убейде, рядом с Уром. Однако нам неизвестно происхождение данного типа ограждения. Мы также не знаем, откуда была привнесена новая форма кирпичей, характерная для сооружений раннединастической эпохи и встречающаяся как на памятниках в бассейне Диялы, так и по всей Вавилонии. Речь идет о кирпичах, плоских с одной стороны и выпуклых – с другой (в отличие от более ранних прямоугольных). Их клали под наклоном «елочкой».

Все эти изменения свидетельствуют о появлении в регионе нового этноса – аккадцев. Однако вопрос заключается в том, стоит ли одним им приписывать все новшества или появление данных нововведений было связано с более сложными этническими процессами. Все археологические данные, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствуют о том, что между артефактами и зданиями, обнаруженными в Северной Месопотамии и бассейне реки Диялы, больше сходства, чем между находками, сделанными в долине Диялы и на юге региона.

Однако здесь следует соблюдать осторожность: памятников, датируемых вторым этапом раннединастического периода, в первую очередь скульптурных изображений и храмов, в Шумере обнаружено крайне мало. При этом шумерское искусство, относящееся к третьему этапу раннединастического периода, значительно отличается от описанного выше, что позволяет нам сделать вывод о наличии ответной реакции на «северный» стиль и возврате к формам, характерным для протописьменной эпохи. В связи с этим нам следует отказаться от гипотезы о том, что новшества, появившиеся на протяжении второго этапа раннединастического периода, возникли под влиянием шумеров. Однако во время третьего этапа раннединастического периода в долине реки Диялы последние вновь обрели значительное влияние на искусство.

Как было сказано выше, в конце протописьменного – начале раннединастического периода нововведениям предшествовало упрощение форм, особенно заметное на цилиндрических печатях. Эти негативные тенденции в искусстве могут быть связаны с появлением в регионе первой волны миграции аккадцев. Почему бы по аналогии не сделать вывод, что их преодоление и появление нововведений можно также приписать аккадцам? Если это действительно так, у нас появляется возможность сделать важные выводы о социальной обстановке, характерной для аккадских мигрантов, прибывших в регион в начале второго этапа раннединастического периода.

Археологические данные опровергают гипотезу о том, что данное племя, подобно амореям и арамеям, продолжало придерживаться кочевнического образа жизни, медленно, на протяжении нескольких столетий, переходя к оседлости и населяя деревни и города. Процесс адаптации аккадцев к оседлости, очевидно, завершился в начале первого этапа раннединастического периода, в связи с чем возникает вопрос об их образе жизни на севере Месопотамии. Объяснить использование в более позднее время в Мари шумерской клинописи для передачи аккадского языка мы сможем только в том случае, если предположим, что на севере семитское население обитало в городах уже к началу второго этапа раннединастического периода. Можно также допустить, что аккадцы стали вести оседлый образ жизни в Северной Месопотамии еще до того, как перебрались в бассейн реки Диялы и на север Вавилонии. Если это действительно так, то, возможно, нам следует пересмотреть мнение о скульптурных изображениях, встречающихся на севере, – фигурках молящихся. Они могут происходить не из поселений в долине Диялы, а, наоборот, быть следствием воздействия культуры племен, живших в Северной Месопотамии, на обитателей юга. При попытке делать какие-то выводы, связанные с этим вопросом, нам приходится сталкиваться с массой неясностей. В частности, до сих пор не найдены ответы на два вопроса. Во-первых, нам неизвестно, оказало ли шумерское искусство какое-то влияние на формирование месопотамского. Вспомним шумерское поселение в Телль-Браке, расположенном у истоков реки Хабур. Во-вторых, мы не знаем, воздействовали ли другие (не семитские) народы на культуру Северной Месопотамии. Прототипами храма Herdhaus в бассейне Диялы, датированного вторым этапом раннединастического периода, являются ассирийские культовые сооружения. В отличие от района среднего течения Евфрата, семитское население Ассирии раннединастического периода было немногочисленным (если вообще там присутствовало). Ведь тот факт, что клинопись не использовалась там вплоть до формирования Аккадского царства, объясняется в первую очередь этническими факторами. Кроме того, в нашем распоряжении имеются свидетельства присутствия в Ассирии, по крайней мере в XX в. до н. э., автохтонного, досемитского населения.

Теперь следует вернуться на Вавилонскую равнину, чтобы посмотреть, как там, на родине шумеров, складывалось их взаимодействие с аккадцами. Как и во многих других случаях, оно привело к заимствованию отдельных слов, и, как правило, языком-реципиентом был аккадский. В частности, в нем появились слова, заимствованные из шумерского языка и обозначающие различные культовые предметы, технические приспособления (например, шумерское апин – плуг и аккадское эпиннум) и предметы домашнего обихода (шумерское баншур – стол и аккадское пасшурум). Множество шумерских заимствований встречается в аккадском языке в названиях различных профессий, а также религиозных и административных функций. Человека, следившего за ирригацией, по-аккадски называли кугаллум (шумерское кунгал), ячмень – ше’ум (шумерское ше), эммер – зизум (шумерское зиз), крестьянина – иккарум (производное от шумерского энгар). Таким образом, становится понятно, что в сферах орошения и культуры шумеры достигли гораздо больших успехов.

Вместе с тем слово сум, обозначающее в шумерском языке луковицу чеснока, происходит от аккадского шумум, шумерское сам – «покупать» – от аккадского ша’амум, урд- или ирд- – «раб» – от вардум. Однако встречаются и случаи заимствования обоими языками слов из третьего, который нам пока неизвестен. Это, в частности, произошло со словами «медь» (шумерское уруду, аккадское вери’ум) и «стул» (шумерское гуза, аккадское кусси’ум). Судя по фонетическим особенностям, эти слова не принадлежат ни одному из двух языков. Возможно, название меди было завезено в регион вместе с самим металлом.

Как взаимодействовали эти два народа? В качестве ответа на данный вопрос ученые предлагают различные гипотезы, варьирующиеся от отрицания какого-либо противостояния между ними до ожесточенной вражды (эта точка зрения характерна для более ранних книг по истории Ближнего Востока). Выбирать между двумя противоположными вариантами – ярым противостоянием двух племен или идиллическими добрососедскими отношениями – глупо, как и придерживаться какой-то усредненной точки зрения. Шумеры и семиты придерживались совершенно разных традиций, культурных моделей и т. д. Шумерские и семитские города, несомненно, воевали друг с другом, но это вполне объяснимая составляющая соперничества между различными поселениями, характерная для шумеров и для аккадцев как по отдельности, так и вместе.

В Шумерском царском списке о противостоянии между этими двумя племенами ничего не говорится. Как бы то ни было, конфликт между кочевым и оседлым народами, существовавший во все времена, играл гораздо более важную роль, чем осознанное противостояние между шумерами и семитами. Для оседлого населения характерна боязнь опасных кочевников, передвигающихся с места на место, а последние, в свою очередь, с завистью смотрят на имущество первых, а не на их образ жизни. В шумерском эпосе и мифах встречается слово кур, которое можно перевести как «горы» и как «чужие (или) враждебные земли», где жили горцы Ирана, кочевники с запада и северо-запада, да и вообще практически все, кто обитал за пределами Вавилонии. Единственным способом разрешения конфликта между кочевниками и оседлыми народами (по крайней мере, таким, который устроил бы последних) является приобщение каждого нового пугающего кочевого племени к образу жизни оседлых землепашцев. Отбросив, изолировав их, можно решить проблему лишь временно. Шумеры и оседлые семиты выбрали другой способ – принять кочевников в состав городского войска в качестве наемников.

В целом, как это часто бывает в истории, конфликт между двумя народами положительно сказался на них обоих. Вплоть до исчезновения аккадской цивилизации в ней присутствовало большое количество шумерских черт. С другой стороны, наивысший этап развития шумерской цивилизации – правление III династии Ура – был бы невозможен без наследия семитского Аккада.

Киш, Урук и Ур – политические союзы

В шумерском эпосе и гимнах содержатся сведения о войне, разразившейся в данный период между правителем Киша Мебарагеси и его преемником Агой с одной стороны и Гильгамешем, энси Урука, – с другой. Правитель Киша вместо того, чтобы выполнить требование Гильгамеша и сдаться, взял в осаду Урук. Согласно другой версии рассказа, последний снял осаду, осуществив удачную вылазку. Это повествование о первом в истории Вавилонии внутреннем конфликте сохранилось благодаря притягательности героической личности Гильгамеша для потомков. Он стал героем целого ряда шумерских эпических песен, из которых впоследствии, по окончании древневавилонского периода, аккадцы на своем языке составили целую поэму, в которой Гильгамеш назван строителем городской стены Урука. Ее возводили бригады, сформированные им из его подданных. В результате археологических раскопок, проведенных в городе, была обнаружена стена длиной около 9 км. Она сложена из плосковыпуклых кирпичей, а значит, вполне могла быть построена в правление Гильгамеша и Мебарагеси. В любом случае это первое свидетельство существования в Вавилонии городов, окруженных стенами.

Гильгамеш – не единственный герой эпоса. Помимо шумерского цикла и аккадского эпоса, рассказывающих о его деяниях, существует ряд шумерских эпических песен, посвященных его предшественникам, правившим в Уруке, – Лугальбанде и Энмеркару. Согласно тексту эпоса, они отправляются в далекие земли («кедровый лес» и «горную страну Хуррум»). О том, что на эти сведения следует обратить самое пристальное внимание, свидетельствует упоминание о Хурруме в эпосе о Гильгамеше и Хуваве. Очевидно, это страна хурритов, несемитского народа, вторгшегося в регион в конце 3-го тыс. до н. э. Появление этого названия в эпосе обусловлено военными походами в эту местность, организованными представителями III династии Ура. Иными словами, оно было добавлено в повествование в более поздний период. Гильгамеш, согласно поэме, в которой описывается периодическое разрушение и восстановление Туммаля, святилища богини Нинлиль в Ниппуре, правил и этим священным городом.

Восстановить историю Урука в раннединастический период мы не можем, так как историчность Мебарагеси, в отличие от его соперника Гильгамеша (по крайней мере, пока), вполне основательно доказана. Древнейшим эпиграфическим памятником, на котором написано имя этого правителя, является список богов из Шуруппака (XXVI в. до н. э.), где Гильгамеш и его отец Лугальбанда названы посмертно обожествленными героями. В Шумерском царском списке появляются имена правителей Урука, царствовавших всего за четыре поколения до Гильгамеша, что весьма мало по сравнению с длинной генеалогией правителей Киша. Представители I династии Урука помещены в царском списке после I династии Киша, что еще раз свидетельствует о том, что шумерская традиция признавала первенство последнего города.

«Низкие храмы» (святилища, не возведенные на террасах) перестали строиться в Шумере после окончания протописьменного периода. Данный факт кажется весьма примечательным в свете того, что храмовая архитектура мало подвержена изменениям. Однако зиккураты продолжали возводиться и в раннединастическую эпоху. Традиция существования школ писцов также сохранилась. Если разрыв в исторической традиции шумеров, который свел на нет достижения периода расцвета, прослеживаемого археологами в слоях VI–IV Урука, все же существовал, его причину, вероятно, следует искать в том воздействии, которое оказала на Шумер аккадская миграция начала раннединастического периода. Однако нам ничего не известно о сопровождавших этот процесс исторических событиях. Но можно вспомнить, что более поздняя миграция семитов – вторжения амореев – косвенно привела к падению III династии Ура.

Киш, как было сказано выше, скорее всего, являлся семитским поселением. О его истории конца второго – начала третьего этапа раннединастического периода мы знаем несколько больше, чем об истории Урука. В нашем распоряжении имеются две надписи, в которых упоминается правитель Киша Мебарагеси. Они происходят из региона, расположенного к востоку от Тигра и к югу от Диялы. Одну из них можно локализовать более точно – она происходит из овального храма в Хафадже. В Шумерском царском списке об Эн-Мебарагеси сказано, что этот правитель предпринял победоносный поход против Элама. Это древнейшее свидетельство существования конфликта между Вавилонией и Эламом. Обе надписи являются достоверными источниками, созданными вскоре после описанных в них событий, и позволяют сделать вывод о том, что Киш в то время главенствовал в северной части Вавилонии, в том числе в долине реки Диялы, население которой и предприняло поход на восток – против Элама.

Значение Киша стало еще более очевидным, когда правители, никак не связанные с этим поселением, начали использовать титул «царь Киша». Данный эпитет появляется в источниках начиная с правления Месалима. Помимо него, данный титул использовали Месанепада, лугаль Ура, и Эанатум, энси Лагаша. Он продолжал использоваться на протяжении аккадского периода и позднее и исчез в правление III династии Ура. В этом титуле, который должен был служить признаком престижа, содержится воспоминание о временах, когда Киш главенствовал над значительными территориями в Вавилонии, а возможно, и в районе нижнего течения Диялы. Вполне вероятно, что власть самого Мебарагеси основывалась на памяти о былом величии.

О долине реки Диялы, свободной от шумерского влияния, и ее значении уже было сказано выше. К началу раннединастического периода эта территория уже была урбанизирована. Храм, расположенный неподалеку от овального святилища в Хафадже и позднее посвященный богу луны Су’эну (Сину), согласно археологическим данным, существовал еще в период культуры Джемдет-Наср, хронологически более или менее соответствовал III слою Урука и, соответственно, может быть датирован концом протописьменного периода.

Таким образом, нельзя говорить, что семиты, пришедшие в регион в начале раннединастического периода, заняли ненаселенную территорию. До них там проживало несемитское население, вероятно каким-то образом связанное с Ираном. Древнейшие топонимы, такие как Ишнун и Тутуб, встречающиеся в долине реки Диялы, не относятся ни к семитским, ни к шумерским. Название «Ишнун», получив новую народную этимологию, было переиначено шумерами и в правление III династии Ура стало звучать как «Эшнунна» – «Святилище царевича». В Северной Вавилонии топонимы также не связаны ни с семитским, ни с шумерским языками. В качестве примера можно привести название «Бабилла», превратившееся в аккадском языке в «Баб-илим» – «Врата бога» (эллинизированная форма этого топонима – Вавилон).

Нам неизвестно, правителем какого города был Месалим. Он стал первым из известных нам правителем, носившим титул «царь Киша». Вероятно, его имя имеет семитское происхождение. Однако в царском списке среди представителей I династии Киша он не упоминается. Богом-покровителем Месалима был Иштаран, или Сатаран, которому поклонялись в городе Дере, располагавшемся на границе Ирана, недалеко от современного города Бадры. Однако это не позволяет нам сделать вывод, что сам Месалим пришел с территории, находящейся на границе с Ираном. Его надписи были обнаружены в Адабе и Лагаше. Нам известно, что этими городами тогда же руководили свои правители, носившие титул энси. Следовательно, можно предположить, что Месалим повелевал ими. Он в качестве арбитра вмешался в конфликт между постоянными соперниками Лагашем и Уммой (это событие упоминалось даже во времена правления в Лагаше Эанатума и Энтемены).

Правителей Ура, расположенного гораздо южнее, хоронили в этом городе, в великолепных гробницах, датирующихся более поздним, чем архаические таблички, временем. (Последние были изготовлены после правления Мебарагеси, и, если говорить о развития письменности, шрифт, которым они написаны, представляет собой промежуточную стадию развития письма между характерной для III слоя Урука (культуры джемдет-наср) и для Шуруппака.) В надписях на погребальном инвентаре упоминаются цари Мескаламдуг и Акаламдуг, а также царица Пу’аби. Результаты археологических исследований, проведенных в гробницах, свидетельствуют о том, что царя или члена царской фамилии в его последнем путешествии сопровождала целая свита слуг, похороненных вместе с ним. В одном из погребений были найдены останки восьми человек. Нам известно о существовании подобной традиции еще только в одном городе – Кише, где были обнаружены следы захоронения нескольких человек в одной гробнице.

Все имена царей, вырезанные в гробнице, написаны на правильном шумерском языке. Поэтому нам не следует утверждать, будто этот обычай был привнесен в Шумер извне, хотя в самом данном регионе он зафиксирован крайне редко, а вскоре после описываемого нами периода он и вовсе исчез. Погребальный инвентарь поражает своим великолепием: в него вошли сосуды, печати, предметы мебели с инкрустацией, музыкальные инструменты, колесницы с ослами, которые должны были их везти, и многое другое. Поэтому данные гробницы являются одним из наиболее ценных источников информации о шумерском ремесле и искусстве третьего этапа раннединастического периода.

Правители Ура, похороненные в этих гробницах, уже не упоминаются в царском списке. Иными словами, история этого города, зафиксированная в данном источнике, гораздо короче, чем содержащиеся в нем сведения относительно Киша и Урука. Первым представителем I династии Ура, упомянутым в царском списке, стал Месанепада (около 2490 до н. э.). В принадлежащих ему надписях он назван царем Киша, а следовательно, возможно, он стал первым правителем с юга, который заявил свое право гегемонии над всей Вавилонией.

Благодаря своему географическому положению Ур являлся одним из наиболее важных центров на данной территории. В те времена у него имелась гавань в лагуне Персидского залива, в связи с чем он главенствовал в сфере морской торговли с югом и получал от нее все возможные блага. В город прибывали корабли из стран Тилмун (греческий Тилос, который в древности был крупным торговым центром), Маган и Мелухха. Из-за этого захватить Ур пыталось каждое из основных государственных образований Вавилонии. После сына Месанепады правили два царя, носившие аккадские имена – Элулу и Балулу. Их царствование более или менее совпадает по времени с правлением Эанатума и Энтемены в Лагаше.

В настоящее время мы можем делать выводы о жизни всего лишь одного из многочисленных городов-государств Вавилонии в ходе третьего этапа раннединастического периода, да и то в довольно ограниченных рамках. Лагаш – единственное поселение, где были обнаружены достоверные надписи, принадлежащие относительно длинной череде правителей – от Ур-Нанше до Уруинимгины. Кроме того, там сохранился единственный архив с документами, посвященными различным аспектам экономики, достаточно объемный для того, чтобы делать какие-либо выводы о структуре государства. Следовательно, перечислять здесь имена других правителей, живших за два века до Саргона, и пытаться сводить воедино отдельные факты, ставшие известными нам более или менее случайно, нет смысла. Для того чтобы понимать политическую ситуацию, характерную для данной эпохи (или, точнее, той ее части, которую мы можем проследить по источникам), следует попытаться обобщить некоторые известные нам факты.

Географически в Вавилонии нет какого-либо конкретного центра, а значит, и общей столицы. Однако, как уже было сказано выше, различные города пытались получить этот статус. Предположительно в довольно ранний период этого удалось добиться Кишу, о чем свидетельствует тот факт, что правитель, обладавший титулом «царь Киша», претендовал на власть во всей Вавилонии. Урук занимал доминирующее положение в эпоху, возможности описания которой историком весьма ограниченны. Но об этом факте свидетельствуют многочисленные археологические находки, сделанные в этом городе в слоях конца протописьменного периода, и значение, придаваемое традицией титулу «эн» (см. ниже). В Вавилонии имелся религиозный центр – Ниппур, священный город Энлиля, авторитет которого никогда не оспаривался. Однако, будучи общим культовым центром, он не смог обрести политическую власть. В действительности нередко Ниппур оказывался камнем преткновения для двух противоборствовавших городов-государств.

Географические условия в Вавилонии благоприятствовали независимости отдельных маленьких государств. Крупные города выросли из изолированных доисторических поселений. С ними соседствовали орошаемые оазисы, окруженные полосками лишенной влаги земли, которые вполне могли стать такими же плодородными, но оставались пустынными из-за нехватки воды. Эти степи отделяли города-государства друг от друга. При этом соединяли их реки и каналы. Будучи основными транспортными путями, водные артерии просто были обязаны противостоять тенденции к изоляции. Однако они всегда оставались торговыми или военными путями и никогда не служили средством административного объединения. Таким образом, Вавилония стала представлять собой скопление множества маленьких независимых государств, которые могли относиться друг к другу как равные (в мирных договорах для обозначения этого понятия использовалось слово «братство»), а также быть подчиненными друг другу (в качестве примера можно привести правление Месалима в Адабе и Лагаше), но никогда не были едины. В истории Вавилонии были союзы, но все они носили краткосрочный характер и были направлены на изменение политической ситуации на протяжении нескольких десятилетий. Данный вывод справедлив и для описания положения, сложившегося в Вавилонии в древневавилонский период, до правления Хаммурапи, причем степень независимости городов-государств друг от друга порой доходила до настоящего гротеска. Возможно, в раннединастический период разделение территории на государства не достигло таких масштабов, но определенно имело место.

Позже мы вернемся к истории Лагаша, который станет для нас, так сказать, моделью для описания политической ситуации на протяжении третьего этапа раннединастического периода.

Власть и общество в Шумере раннединастического периода

Некоторые выводы о внутренней административной структуре этих городов-государств в периоды, источники по истории которых имеются в распоряжении ученых, можно сделать по титулатуре их правителей. Для нашего исследования важны три из них, все шумерского происхождения: лугаль («большой человек»), что, судя по аккадскому аналогу шаррум, можно перевести как царь; эн («верховный жрец»); энси, который обычно переводят как «правитель города» и в состав которого включался титул эн (точное значение этого составного слова нам неизвестно).

Энси занимал более низкое положение, чем лугаль и эн. Независимый вождь, правивший городом и его непосредственной округой, называл себя энси. Так же поступал и правитель города, находившийся в подчиненном положении по отношению к более могущественному властелину. В надписи Эанатума из Лагаша, писавшего, что помимо статуса энси этого города он является царем Киша, данный титул обозначает, что власть его носителя распространяется на ограниченную территорию. Правители Уммы в своих надписях называли себя лугалями, а их враги из Лагаша говорили о них как об энси.

В Шумерском царском списке титул лугаль используется в основном для обозначения царского статуса. Слово намлугаль можно перевести как «царство» (имеется в виду способ организации власти). Титул лугаль стал появляться рядом с именами царей сначала в Кише, а затем в Уре (Мебарагеси, Мескаламдуг). Сама комбинация знаков, использовавшаяся для обозначения этого слова, засвидетельствована в источниках, датированных периодом культуры Джемдет-Наср (слой II Урука).

В отличие от слов энси и лугаль титул эн использовался только в Уруке. Энмеркар, Лугальбанда и Гильгамеш в эпосе и гимнах названы энами Кулабы (район в Уруке). В Шумерском царском списке имя Мескиаггашера, основателя I династии Урука, сопровождается титулом «эн Эанны», то есть храма бога-покровителя города. Лугалькингенишдуду, живший примерно в начале XXIV в. до н. э., писал, что получил нам-эн над Уруком и нам-лугаль над Уром, что является еще одним свидетельством связи титула эн только с одним городом – Уруком. Единственным исключением является словосочетание «эн Шумера», использованное в отношении правителя Урука Эншакушаны (примерно конец XXV в. до н. э.). На эпиграфических памятниках слово эн появляется раньше, чем лугаль. Соответствующий знак обнаружен на табличке из слоя IVa Урука, в одном из древнейших текстов протописьменного периода. Личное имя, написанное на архаической табличке из Ура, которое можно перевести как «эн наполняет Кулабу», свидетельствует об авторитете, которым обладатель этого титула пользовался за пределами Урука.

Титул эн использовался и в Уре начиная с аккадского периода, но его носили не правители, а жрецы, точнее, его обладательницей была верховная жрица бога луны Нанны, покровителя города. Так как мужчина правил в Уруке, находившемся под защитой богини Инанны, можно предположить, что носитель титула эн и верховное божество города должны были быть разнополыми. Очевидно, эн Урука-Кулабы изначально обладал более ярко выраженными, чем у лугаля, религиозными функциями. «Мужчина в набедренной повязке в виде сети», изображенный на цилиндрических печатях, обнаруженных в слое IV Урука, таким образом, скорее всего, носил титул эн. Однако в этом городе подобный человек был не только жрецом, но и правителем города, который вел в бой войска. Именно этот, «земной» аспект титула эн используется в эпических песнях о Лугальбанде и Гильгамеше. В таких городах, как Ур и Гирсу (царский город Лагаша), лугаль и энси, возможно, первоначально не были одновременно и жрецами, и правителями. В правление Энтемены наряду с титулом энси появился термин санга, обозначавший верховного жреца бога Нингирсу, покровителя города Гирсу. Однако источник, в котором упоминается данное слово, был создан относительно поздно (в конце XXV в. до н. э.).

Имена шумерских богов, в составе которых присутствует эн (к примеру, Энлиль, «Владыка-ветер»), древнее тех, в составе которых имеется слово «лугаль», что свидетельствует об изначально более высоком статусе обладателя первого из этих двух титулов и о большей древности титула правителей Урука. Вопрос осложняется из-за существования в шумерской литературе (царский список, эпос, гимны) традиции обожествления таких правителей, как Мебарагеси из Киша, путем прибавления к их именам приставки эн (Эн-Мебарагеси). При этом следует отметить, что верховным божеством этого города был Забаба, а значит, сформулированное нами выше правило о противоположности полов, вероятно, нарушается. Это, в свою очередь, заметно осложняет наши попытки определить различия между титулами эн и лугаль.

На основании текстов и изобразительных источников раннединастического периода можно сделать вывод о том, что лугаль и энси не были сугубо «светскими» правителями. На плакетке Ур-Нанше из Лагаша, носившего титул лугаль, он изображен с корзиной на голове, что свидетельствует о строительстве по его приказу храмов. Представители III династии Ура передавали в построенные ими же храмы в качестве посвятительного дара свои статуэтки, на голове которых располагались такие же корзины. Согласно гимну Гудеа, правителя Лагаша (около 2144–2124 до н. э.), написанному по случаю сооружения храма, энси сформовал первый кирпич.

Однако в нашем распоряжении нет источников, свидетельствующих о том, что в раннединастический период, в отличие от аккадского, царей обожествляли при жизни. Нам известны случаи посмертного обожествления (Лугальбанда и Гильгамеш в Уруке), но они имели место в глубокой древности и не засвидетельствованы на протяжении третьего этапа раннединастического периода. В то же время Месалим и Эанатум, правитель Лагаша, стали первыми из известных нам обладателей божественного происхождения. Месалим в одной из надписей называет себя «возлюбленным сыном Нинхурсаг», шумерской богини-матери; Эанатум утверждает, что «пьет молоко Нинхурсаг». Однако это не значит, что они считали себя божествами.

Кроме того, в нашем распоряжении нет свидетельств о существовании в раннединастический период обычая священных браков (обычно для обозначения данного явления используется греческое словосочетание hieros gamos). Первые письменные источники, в которых он упоминается, датируются правлением Идина Дагана (1974–1954 до н. э.) в Исине. В этом обряде, который должен был способствовать плодородию земли и скота, хорошему урожаю и благоприятному разливу, участвовали царь и царица (или жрица-эн). Письменные источники, содержащие сведения о шумерской религии, появились довольно поздно (первые тексты с пересказами мифов относятся к аккадскому периоду), поэтому вполне возможно, что сам по себе священный брак появился гораздо раньше.

Подводя итоги анализа царской титулатуры, можно сказать следующее. Можно предположить, что изначально в различных городах использовались разные титулы – в Уруке в протописьменный период и вплоть до второго этапа раннединастической эпохи применялось слово эн, а в других городах вместо него использовались титулы лугаль или энси. Религиозные функции первого распространялись и на двух последних. Эн Урук-Кулабы также выполнял ряд светских обязанностей. На протяжении третьего этапа раннединастического периода даже правители Урука стали называть себя лугалями, а титул эн стал исключительно жреческим.

Лугали и энси жили во дворцах (хаи-каль на архаическом шумерском языке, позднее – э-галь, что дословно переводится как «большой дом»). Впервые это слово встречается в одном из архаических текстов, найденных в Уре. Древнейшими сооружениями, обнаруженными археологами и подтверждающими данные письменных источников о существовании царских дворцов, являются руины зданий, найденных в ходе археологических раскопок в Эриду (второй-третий этапы раннединастического периода) и Кише (второй этап раннединастического периода). Они должны были служить дворцами, так как не соответствуют планировке храмов и слишком велики для того, чтобы выполнять какие-то другие функции. Однако в Уруке, согласно эпосу, эн жил в части храма, называвшейся гепаром. В других городах так называлось расположенное в храме жилище жрицы-эн. Этот факт соотносится с религиозными функциями эна, но они не забывали и о светской власти и связанном с ней великолепии. Так, в шумерской песне об Энменкаре и эне Арраты говорится о том, как правитель Урука встречал посланника иноземного царя во дворе тронного зала, располагавшегося в храме. Аккадское слово экаллум, которое переводится как «дворец», заимствовано из шумерского языка. В конце 3-го – начале 2-го тыс. до н. э. его заимствовали семиты, жившие в Сирии. В языке Угарита, в иврите и арамейском это слово обозначает то храм, то дворец. Однако носители этих языков жили за пределами Месопотамии, и данный факт не помогает нам выявить первоначальное значение шумерского слово хаи-каль.

Об организации и социальном строе городов-государств раннединастического периода нам известно только то, что мы можем почерпнуть из глиняных табличек того времени. В составе архивов или по отдельности их находили в Уре, Шуруппаке, Лагаше, Умме, Адабе, Ниппуре и Кише. Нас же, в свою очередь, ограничивает не столько то, что можно найти, сколько то, что мы в состоянии прочитать. Чем древнее текст, тем сложнее его перевести. Архив Лагаша, датированный временем правления царей от Энтемены до Уруинимгины, и относящиеся к тому же периоду таблички из Уммы и Адаба, как правило, довольно легко перевести. Чем дальше по времени от них отстоят другие источники, тем больше шанс, что мы можем понять что-то неправильно. Значение многих символов еще не устоялось. Даже если мы в состоянии перевести все знаки, имеющиеся в предложении, понять его крайне сложно, так как мы не до конца понимаем его синтаксическую структуру. Ведь в древнейших текстах слова не находятся в грамматической связи друг с другом. В шумерской клинописи на раннем этапе ее развития выписывались только корни слов, без приставок и суффиксов, благодаря которым можно получать столь важные сведения о лице, падеже, числе, времени и т. д. Для того чтобы в тексте появилась полная грамматическая структура, потребовалось несколько столетий. Еще в текстах из архивов Шуруппака (XXVI в. до н. э.) символы, обозначающие существительные, не склоняются по падежам. Читателя, знакомого с описанными в них фактами, это не смутит, но нам приходится непрерывно сталкиваться с трудностями перевода.

Древнейшим видом письменных источников, которые мы в состоянии понять, являются договоры о продаже земли, причем некоторые из них датируются вторым этапом раннединастического периода. Интересно отметить, что написаны они не на глиняных табличках, а на камне. Можно предположить, что таким образом авторы текстов ввиду их значимости стремились сохранить их на как можно больший промежуток времени. Большинство этих документов происходит из окрестностей аккадского поселения. В текстах часто появляются аккадские имена и встречаются попытки записи принадлежащих их языку слов. Как правило, в качестве продавцов выступали не отдельные люди, а целые семьи или роды. Эти источники находят по отдельности: так как они представляют собой документы частного, а не публичного характера, их не собирали в архивах.

Древнейшим архивом, тексты которого мы можем (с некоторыми оговорками) перевести, является найденный в Шуруппаке (совр. название – Телль-Фара), расположенном в самом центре Вавилонской равнины и датированном началом третьего этапа раннединастического периода. В нем, помимо всего прочего, был обнаружен перечень людей, получавших земельные наделы в награду за службу. К документам из области частного права относятся договоры купли-продажи полей и домов, записанные на этот раз на глиняных табличках. Встречаются хозяйственные тексты, в которых упоминаются жители других городов и часто встречается символ, обозначающий слово «битва». Таким образом, можно предположить, что документы, содержащиеся в архиве, в основном касаются функционирования военной администрации дворца.

В Шуруппаке также найдены тексты, составленные в местной школе писцов, – списки слов (подобные перечни археологи находили в IV слое Урука), несколько списков богов, которые проливают свет на историю шумерской религии и школьные упражнения: пословицы, заклинания, отдельные цитаты из мифов, – знакомящие нас с историей шумерской литературы.

Однако тексты, которые можно более или менее точно интерпретировать (по крайней мере, на данной стадии развития шумерологии), содержатся только в архиве Гирсу, располагавшемся в городе-государстве Лагаше. С их помощью исследователями были сделаны далекоидущие выводы о том, как была организована жизнь в шумерских городах, причем не только во время их написания, но и ранее. В этих текстах говорится о существовании в городах многочисленной, сложно организованной бюрократии. Чиновники занимались вопросами, связанными с храмами и культом (празднествами, жертвоприношениями); управляли храмовыми землями, на которых выращивалось зерно, росли овощи, паслись стада, росла пища для жертвенных животных, стригли овец; контролировали ловлю рыбы в реках и море, ремесло и торговлю (приобретение иностранных товаров купцами, действовавшими в интересах государства) и определяли размер выплат, которые получали люди.

Во главе всей этой машины стоял энси, в текстах часто изображенный получающим дары, или богиня-покровительница города, считавшаяся его супругой. Но в этих источниках ничего не сказано о частной экономике. Наиболее ранние архивы, посвященные управлению крупными частными землевладениями и сохранившиеся до нашего времени, датируются древневавилонским периодом.

Однако в нашем распоряжении имеются письменные источники третьего этапа древневавилонского периода, посвященные сфере частного права. Выше уже говорилось о вырезанных на камне договорах купли-продажи земли. На глиняных табличках составлялись контракты, предметом которых становились купля-продажа домов, рабов, полей, обмен объектами недвижимости, раздел наследства, дарение, ссуды, вопросы безопасности. В нашем распоряжении имеются свидетельства о существовании в тот период испытания водой (это древнейшее упоминание об ордалиях) и о судопроизводстве (спорах о взыскании задолженности, признании долга и т. д.). Большинство из этих частно-правовых документов относится к тому же периоду, что и публичный архив в Гирсу, то есть они составлялись за два-три поколения до начала аккадского периода.

В хозяйственных текстах регулярно упоминаются храмы. В них служило огромное число людей: жрецов, ремесленников, рабочих, а также людей, связанных с выполнением общеобязательных повинностей. По этой причине считается, что политическая и экономическая жизнь в таких городах, как Лагаш, была сосредоточена в храмах. Владения отдельных храмов значительно отличались друг от друга по размеру, как и земли, принадлежавшие различным лицам и разбросанные по всей местности, подконтрольной Лагашу (примерно 3000 км²).

Мы не можем определить, какую часть территории государства занимали храмовые земли, но понимаем, что их площади были значительными. Тот факт, что до нашего времени сохранилось совсем немного договоров купли-продажи земли, заключенных на юге Шумера (в отличие от севера, где картина была прямо противоположной), вполне вписывается в данную картину общества, в котором храмы являлись крупнейшими землевладельцами. Немногочисленные известные нам контракты происходят из Гирсу, но в качестве покупателей в них выступают правители или члены их семей.

Это, однако, не значит, что частное землевладение было запрещено. Но следует учитывать редкость подобных сделок и статус покупателей, упомянутых в известных нам источниках. Перед нами не простой договор купли-продажи земли, заключенный между двумя горожанами. Кроме того, в текстах, где говорится о землях, получаемых отдельными лицами за службу, речь идет не о частной собственности, так как они считались неотчуждаемыми и не передавались по наследству. Договоры купли-продажи земли стали активно заключаться в Южной Вавилонии, то есть в самом сердце Шумера, только в правление в Исине Липит-иштара (1934–1924 до н. э.). Ввиду количества имеющихся в нашем распоряжении глиняных табличек, датированных периодом, непосредственно предшествующим времени правления Саргона, мы не можем считать эти находки случайными. Если мы не ошибаемся, то одним из основных отличий между шумерами и семитами, проживающими в стране двух рек, является распространенность частной собственности на землю.

Храмовые земли считались собственностью бога. Их использование правителем было запрещено. Это стало известно нам из текстов правителя Лагаша Уруинимгины (примерно 2360 до н. э.). Новый правитель утверждал, что «восстановил Нингирсу, [законного] владельца, в доме энси, в поле энси» и сделал то же самое для супруги бога, богини Бабы, и их сына Шугшагганы. Предыдущие правители обогащались за счет храмовой земли, а Уруинимгина восстановил порядок. К сожалению, нам ничего не известно о том, каким образом этот правитель был связан с династией Ур-Нанше. Вполне возможно, что его реформаторская деятельность и благочестивость связаны с тем, что с их помощью он попытался оправдать себя за захват власти в государстве.

Так как жители Шумера были в значительной степени связаны с храмовым хозяйством, делать какие-либо выводы об организации общества крайне сложно. Мы не очень точно отражаем ситуацию, говоря о свободных и полусвободных людях, так как последнее понятие в письменных источниках отсутствует. Шумерское слово ама-р-ги (дословно «вернуться (или «позволить вернуться») к своей матери» (ама), которое мы переводим как «свобода» (потому что в договорах с его помощью обозначается состояние раба, отпущенного своим хозяином), впервые встречается в текстах, посвященных реформам Уруинимгины. Возможно, первоначально оно было связано с освобождением человека от долгового рабства, так как продажа детей родителями, оказавшимися в тяжелых жизненных обстоятельствах, стала практиковаться только начиная с аккадского периода. Таким образом, под свободой понималась жизнь человека среди членов его семьи (в отличие от раба, обитавшего и работавшего в чужом доме).

Однако вполне можно предположить, что люди, привлекавшиеся к общественным работам во благо государства и лично его правителя, теряли свой статус свободных. К этим отношениям не следует применять современные стандарты. В одном из пассажей гимна Гудеа говорится о том, как энси призвал жителей на работы по восстановлению храма Нингирсу. Если понимать эти слова дословно, можно предположить, что правитель мог заставить все население (за исключением жрецов и чиновников) трудиться во благо всего города на общественно значимых объектах: в храмах, дворцах, на оборонительных и ирригационных сооружениях.

При этом в источниках ничего не говорится о слоях населения, которым позволялось не участвовать в этих работах. В них используются различные термины для обозначения социальных групп: эрен, гуруш, шуб-лугала, – которые, однако, не следует называть классами. К первой категории относились те, кто должен был исполнять трудовую повинность и кого можно было призвать на общественные работы или в войско. В аккадском языке начиная с древневавилонского периода существовало слово сабум, имевшее аналогичное значение.

Гуруш – это возрастная категория, в которую входили взрослые мужчины, способные трудиться. Кроме того, данное слово могло иметь более общее значение – «работник». В хозяйственных документах оно часто заменяется понятием «эрен», которое, вероятно, обладало более обобщенным значением.

Термин «шуб-лугала» впервые встречается в письменных источниках, посвященных реформам Уруинимгины. Дословно его можно перевести как «подвластный царю», что, однако, не помогает нам сделать какие-либо определенные выводы, так как в нашем распоряжении нет данных, позволяющих более подробно описать социальную роль этих людей. При этом делать на основании перевода данного понятия какие-то выводы об ограничении свободы этих людей не следует.

Наиболее ранним источником, содержащим сведения о масштабе использования в шумерских городах рабского труда, является архив Гирсу. Так, согласно тексту, вырезанному на одной из табличек, в храме богини Бабы служили 188 рабынь, а в храме Нанше их было 180. Шумерское слово, которое переводится как «раб», «рабыня», записывалось в виде двух знаков: мужчина и чужая страна или женщина и чужая страна. Данный факт свидетельствует о том, что в большинстве своем рабы были иноземцами, захваченными во время походов или взятыми в плен в ходе военных действий. Однако судя по именам, упомянутым в договорах купли-продажи рабов, датирующихся третьим этапом раннединастического периода, эти люди были шумерами.

Женщины, как правило, занимались ткачеством или мололи зерно. Впервые сведения об использовании рабынь в качестве наложниц появляются в источниках древневавилонского периода.

Слово, с помощью которого в устной речи называли раба (мужского рода), заимствовано из семитского языка. О том, что термин женского рода, использовавшийся для обозначения этого понятия, имеет шумерское происхождение, свидетельствует его присутствие в текстах, написанных на глиняных табличках, найденных в слое IVа в Уруке. Конечно, можно предположить, что в шумерском языке имелось и слово для обозначения раба мужского рода, но тогда возникает вопрос: почему оно было заменено заимствованным термином? Возможно, семитское слово стало использоваться в начале раннединастического периода, когда благодаря аккадской миграции и случавшимся из-за нее стычкам в шумерских городах появились новые рабы.

Следует отметить, что представление о тождестве отношений между жителем города и правителем или приверженцем того или иного культа и божеством с характерными для раба и господина, очевидно, было перенято шумерами у семитов. В любом случае, говоря о рабах, мы имеем в виду категорию людей «несвободных», которых хозяин мог продать, завещать или просто подарить.

На протяжении последних двух десятилетий изучается вопрос о том, насколько жители шумерских городов-государств раннединастического периода были вовлечены в управление ими. Отправной точкой для данных дискуссий стало использование в шумерской поэме «Гильгамеш и Агга» таких понятий, как «собрание» и «старейшины». Когда в Уруке появляются посланники правителя Киша, эн Гильгамеш предлагает два варианта – войну или бесчестное подчинение – сначала «совету старейшин», а затем «собранию юнош» (гуруш). Старики предлагают сдаться, а молодые жаждут схватки. Некоторые исследователи видят в этом своего рода голосование. Однако более вероятно, что перед нами литературный прием, предназначенный для того, чтобы показать хюбрис[2] царя. В том, что подобные собрания существовали, сомневаться не приходится, но при этом не следует думать, будто они являлись прототипом народной демократии. В мифах говорится о советах богов, что вполне может быть следствием перенесения на них отношений, существовавших между людьми. Однако следует обратить внимание на то, что божества на этих собраниях поддерживают предложения верховного бога (который, несомненно, старался прислушаться к мнению большинства), громко заявляя: «Да будет так!» Если в этом также отразились отношения между людьми, то можно предположить, что шумерское собрание являлось трибуной для выражения общественного мнения. Вероятно, помимо всего прочего, оно выносило на повестку дня вопросы организационного и юридического характера, а также получало указания правителя. Шумерское слово, обозначающее собрание, звучало как ункен, а в правление III династии Ура оно было заменено аккадским аналогом пухрум, имевшим такое же значение.

Лагаш и Умма – Лугальзагеси

В нашем распоряжении имеются источники, позволяющие довольно подробно описать политическую историю части Шумера на протяжении третьего этапа раннединастического периода. В этих текстах говорится о соперничестве между двумя соседними городами-государствами – Уммой и Лагашем, расположенными на юге Вавилонии. Благодарить за эти источники нам следует правителей последнего. Как нам известно из текста, вырезанного на каменной плите и содержащего информацию о землях, приобретенных правителем, до Ур-Нанше правил царь по имени Энхенгаль. В надписи Месалима также упоминается энси Лагаша, правивший за одно-два поколения до Ур-Нанше. С этого правителя (около 2550 до н. э.) начинается последовательная цепочка из шести царей, правивших в Лагаше на протяжении почти двух столетий. Завершает ее седьмой правитель, который не мог похвастаться прямым родством с предыдущими.

Благодаря этим царям в нашем распоряжении имеются надписи, причем нередко довольно подробные, а иногда позволяющие соотнести время правления их авторов с периодами царствования правителей Уммы. Соответственно, рассказ о конфликте между этим городом и Лагашем описан довольно пристрастно, что неудивительно: ведь мы узнаем о нем из текстов, составленных в последнем из этих двух городов.

Конфликт между двумя государствами разразился еще до начала правления Месалима и связан со спорами из-за расположения их общей границы, порядка использования общего источника воды, полей и пастбищ. Этот царь, власть которого распространялась на оба государства, разрешил спор и установил линию границы. Однако конфликт со временем все больше разгорался, становясь причиной военных столкновений. Победа доставалась то одной стороне, то другой до тех пор, пока в правление Лугальзагеси войско Уммы не захватило Лагаш и не разграбило его храмы. Тем не менее их соперничество не прекращалось до тех пор, пока оба этих города-государства не вошли в состав Аккада.

Наиболее выдающимся правителем Лагаша из династии, родоначальником которой являлся Ур-Нанше, стал Эанатум (около 2460 до н. э.), принявший титул «царь Киша» (хотя в нескольких надписях он называет себя просто «энси Лагаша»). Все его войны – с Уром, Уруком, Кишем, Акшаком, расположенным на севере Вавилонии, и даже с Мари – представляют собой часть взаимоотношений, сложившихся между различными союзными и враждебными друг другу государствами Вавилонии. Тем не менее в своих надписях он предстает правителем, обладающим такой властью и сумевшим сделать такие достижения, что становится понятно: его претензии на титул «царь Киша» небезосновательны.

Для Нингирсу (в соответствии с шумерским представлением о том, что правитель действует по повелению бога) Эана тум захватил Элам, являвшийся старинным врагом Шумера, и в награду наделил себя титулом «Тот, кто подчиняет все [чужеземные] страны». Свои победы он увековечил на так называемой Стеле стервятников, хранящейся в настоящее время в Лувре. На одной ее стороне изображены царь, его колесницы и войско, а на другой – бог Нингирсу, держащий в руках огромную сеть с врагами Эанатума.

Потомкам Эанатума не удалось сохранить титул «царь Киша» – в источниках перед их именами снова стоит только слово энси. Но власть за пределами своего государства они сохранили: надписи Эанатума обнаружены в Уре и Уруке, а его преемника Энтемены – в Уре и Бадтибире. Таким образом, эти города оставались в зависимости от Лагаша. Иначе складывался конфликт этого государства с Уммой. Одним из недолговечных союзов, характерных для того времени, стал описанный в одной из надписей Энтемены, где сказано, что он и энси Урука Лугалькингенишдуду (который в Шумерском царском списке назван лугалем, то есть царем) дали друг другу обет братства.

По неизвестной нам причине после смерти последнего из потомков Ур-Нанше правителем Лагаша стал Уруинимгина. Тексты, посвященные его реформам, которые уже упоминались выше, крайне важны для характеристики правовой системы и общественного строя Шумера. Немного отличающиеся друг от друга версии данных текстов содержатся в различных закладных надписях этого правителя. В них содержится рассказ о том, как старые установления были заменены на новый порядок, установленный Уруинимгиной «по приказу бога Нингирсу». В основе проведенных им реформ лежала отмена прерогатив, которые до этого получали правитель и члены его семей за счет бога-покровителя города и к числу которых относились экспроприация храмовых земель и использование служителей для нужд дворца. Кроме того, был ограничен произвол чиновников, что проявилось, в частности, в уменьшении и четком определении платы за различные их действия, платы за похороны и т. п. Была запрещена эксплуатация бедных и слабых богатыми и сильными, в частности, последние потеряли право продавать недвижимость и скот на невыгодных условиях. Некоторые долги жителей Лагаша были погашены, а их «свобода» – подтверждена.

Реформированию подверглась и отрасль семейного права. В частности, была запрещена диандрия – возможность женщины состоять в браке с несколькими мужчинами, которая, вероятно, представляла собой пережиток полиандрии, имевшей место в Шумере в глубокой древности и в правление Уруинимгины переставшей соответствовать запросам времени. В надписях этого правителя мы впервые встречаемся с представлением о царе как защитнике вдов и сирот, которое впоследствии станет неотъемлемой частью законодательных актов всех последующих царей Месопотамии. Надпись, в которой перечисляются меры, предпринятые Уруинимгиной, в частности снижение налогов и прощение долгов (если соответствующий фрагмент текста был прочитан исследователями верно), стала первой в длинном списке царских указов, выпущенных в более позднее время. Они, как постоянные, так и разовые, были призваны побороть обнищание населения, которое периодически имело место, особенно во времена экономических неурядиц. К сожалению, в нашем распоряжении нет других источников, где бы говорилось о социальной и экономической обстановке, упомянутой в текстах Уруинимгины. Поэтому, как сказано выше, мы не знаем, чем были вызваны его указы.

Последним выдающимся правителем юга Шумера до захвата этой территории Саргоном Аккадским был Лугальзагеси. Судя по тому, что его отца звали Бубу, по происхождению он был аккадцем. Бубу был «шаманом» (условный перевод шумерского понятия) богини Нисабы в Умме. Сын также занимал этот пост. Очевидно, Лугальзагеси, подобно Уруинимгине, захватил власть в этом городе и не был генетически связан с предыдущими правителями.

Захватив Лагаш, разграбив и уничтожив его храмы, Лугальзагеси нанес вражескому государству сокрушительный удар. Его противник Уруинимгина горько сетует о совершенном им кощунстве, обращаясь к богине-покровительнице Уммы с такими словами: «Что же касается Лугальзагеси, энси Уммы, то пусть его богиня Нисаба несет на своей главе бремя греха сего». Благодаря этой победе Лугальзагеси открыл себе путь к новым свершениям. Он захватил Урук, где принял эпитет «царь Урука и царь Шумера». В царской надписи Лугальзагеси, являющейся нашим основным источником по данной теме, прослеживается новая политическая теория – концепция государства, выходящего за пределы города и гораздо большего, чем то, о котором могли помыслить его предшественники, довольствовавшиеся титулом «царь Киша». Лугальзагеси, наоборот, стал связывать себя с богами-покровителями захваченных им городов. Так, он назывался «жрецом Ана» (бога неба из Урука), «верховным энси Энлиля» (божества-покровителя Ниппура), «великим визирем Суэна» (бога луны, покровителя Ура; аккадский аналог бога Нанны), «наместником Уту» (бога солнца, покровителя Ларсы). Под его властью также оказались Адаб и Эриду. Энлиль «от Нижнего моря (Персидского залива), по Тигру и Евфрату, до Верхнего (Средиземного моря) предоставил ему путь». В этом тексте впервые описаны границы известного шумерам мира, которым правили цари Аккада. Однако слова Лугальзагеси не следует понимать в этом смысле. Он не утверждает, что его политическое влияние должно распространяться на все Средиземноморье, а имеет в виду открытие прямых торговых путей.

В надписи Мескигалы, энси Адаба и современника Лугальзагеси, присутствуют наиболее ранние свидетельства о доставке древесины из «страны кедровой горы» (имеется в виду горный хребет Аманус, расположенный на побережье Средиземного моря). В этом тексте речь идет о частном случае, в то время как Лугальзагеси говорит о более обобщенных вещах. Об этом свидетельствуют и результаты сравнения этого текста с аналогичной надписью Гудеа, правителя Лагаша.

Титулы, использованные в этой первой царской надписи, представляющей собой полноценный литературный текст, а также ее слог во многом предвосхищают тексты, составленные по приказу потомков Саргона. Однако называть Лугальзагеси предтечей Аккадской державы ошибочно. Цивилизованный мир, известный вавилонянам, был объединен под властью одного правителя Саргоном и его преемниками. Этот путь он начал с завоевания шумерских городов. Но для этого ему нужно было покончить с Лугальзагеси, чего Саргон и добился по окончании продолжительной войны.

Вавилония и ее соседи

Как было сказано в предыдущей главе, еще в протописьменный период шумеры распространили свое влияние на земли, находившиеся за пределами Вавилонии. Уже к началу раннединастического периода жители Элама, весьма самобытного государства, некогда являвшегося противником Шумера, под его влиянием изобрели собственную письменность. Первым свидетельством о конфликте между Эламом и Вавилонией стала подпись к имени Энмебарагеси в царском списке. Как мы уже видели, Эанатум гордился тем, что сумел захватить Элам. Однако впервые Месопотамия достигла верховенства над Эламом в аккадский период, когда в Сузах был размещен царский гарнизон. Тогда же клинопись была впервые перенесена на иранскую почву, полностью заменив местную протоэламскую письменность.

Заметное влияние на историю Вавилонии раннединастического периода оказали Сирия и северо-западная часть Месопотамии. Именно оттуда пришли аккадцы. В протописьменный период эта местность находилась под значительным шумерским влиянием, но для нее продолжали быть характерны самобытные черты культуры и ремесла. Выше мы уже высказывали теорию об этой самобытности, отразившейся, в частности, в археологических находках, датированных вторым этапом раннединастического периода и сделанных в нижнем течении Диялы. Эти нововведения были привнесены с севера. Надписи правителей государства Мари (судя по форме использованных знаков, относящиеся ко времени правления Месалима, то есть к началу XXVI в. до н. э.) составлены уже на аккадском языке. В древневавилонский период он был широко распространен, а значит, в течение второго и третьего этапов раннединастического периода в Северной Вавилонии, в бассейне реки Диялы и в среднем течении Евфрата проживало исключительно семитское население. В той части Шумерского царского списка, которая посвящена правителям Мари, содержатся косвенные сведения о том, что местность в среднем течении Евфрата была тесно связана с Вавилонией. Эти контакты значительно облегчали возможность быстрого передвижения по реке и наземному пути, шедшему вдоль ее русла и лишенному естественных преград.

В среднем течении Тигра, где впоследствии образовалась Ассирия, складывалась совершенно иная ситуация. Контакты с Вавилонией были в определенной степени затруднены из-за Джебель-Хамрин, ответвления гор Загроса, и расположенной к югу от него пустыни. Эти естественные преграды также повлияли на развитие языка. Ассирийский диалект аккадского языка, известный с начала 2-го тыс. до н. э., значительно отличается от того, который мы называем вавилонским, использовавшегося в среднем течении Евфрата, в бассейне Диялы и в самой Вавилонии. Диалекты, используемые современными иракскими арабами, распределяются таким же образом. Из-за изоляции Ассирии письменность на ее территории появилась гораздо позже, чем в соседних государствах. Единичные тексты, написанные на аккадском языке, появились в Ашшуре только в аккадский период.

Малая Азия, подобно Ассирии, в раннединастический период находилась за пределами влияния Вавилонии. В надписях Лугальзагеси и правителя Адаба Мескигалы, живших примерно в середине XXIV в. до н. э., впервые упоминаются Средиземноморье и горный хребет Аманус. Из двух стран: Магана и Мелуххи (побережья Омана и Макрана в первом случае и устья Инда – во втором, если верны выводы, основывающиеся на довольно веских аргументах), олицетворявших для жителей Месопотамии более позднего времени край света, в надписи Ур-Нанше, правившего Лагашем в раннединастический период, упоминается только первая.

Уже в протописьменный и в еще большем масштабе в раннединастический период торговля вышла за пределы известного вавилонянам мира. Торговые пути в страны, производившие товары, которых не было в Вавилонии (золото, серебро, медь, олово, драгоценные и полудрагоценные камни), использовались уже в 4-м тыс. до н. э., хотя саму торговлю вели не караванщики, отправлявшиеся прямо в города Вавилонии, а различные посредники. Позолоченные быки с бородой из ляпис-лазури, ставшие частью погребального инвентаря, найденного в царских гробницах Ура, являются ярким свидетельством тех богатств, которыми Шумер обладал в данный период и которые были получены благодаря торговле со странами, находившимися за пределами его ойкумены.

Выводы

В начале раннединастического периода шумерская цивилизация находилась в состоянии упадка; в конце вся Вавилония и значительная часть Плодородного полумесяца находилась в составе одной державы. Весь этот период связан с миграцией аккадцев и их последующим приходом к власти. Одновременно с созданием первых известных нам семитских государств Вавилонии – царств Мебарагеси и Месалима – происходил постоянно усиливавшийся взаимообмен между шумерами и семитами. Аккадцы внесли значительный вклад в цивилизацию Вавилонии и бассейна реки Диялы. Именно ими, как сказано выше, был разработан новый стиль скульптурных изображений, характерный для второго этапа раннединастического периода. Новый элемент в искусстве резьбы по камню, так называемый фигурный пояс, также является изобретением аккадцев. Именно благодаря им в бассейне Диялы и в Вавилонии (в частности, в Ниппуре) стали строиться храмы типа Herdhaus. В шумерском языке появились заимствованные аккадские слова. В целом этот народ сыграл важную роль в развитии вавилонской цивилизации.

В ходе этого обмена между двумя народами шумеры, несомненно, отдали больше, чем получили. Характерный для них стиль скульптурных изображений, корни которого, вероятно, восходят к протописьменному периоду, на протяжении третьего этапа раннединастической эпохи распространился на севере. В аккадский язык из шумерского перешло гораздо большее число слов, чем из аккадского в шумерский. Фонетическая система аккадского языка заметно отличается от характерной для других семитских языков, и возможной причиной этого является шумерское влияние.

Письменным языком раннединастического периода был шумерский. Попытки записать аккадскую речь клинописью (договоры, царские надписи) встречаются гораздо реже, чем тексты, написанные на шумерском. Аккадский язык стал по-настоящему письменным только в период существования державы Аккада.

Административная и организационная структура южной части Вавилонии создана по шумерскому образцу. Это так называемое храмовое государство, корни которого уходят в протописьменный период. В то же время на ней основывалась сформировавшаяся в более позднее время бюрократическая машина Аккадской державы. Школы писцов и образование в целом основывались на шумерской традиции. Шумерский пантеон наложился на аккадский, весьма немногочисленный. Ниппур, покровителем которого являлся Энлиль, стал важным религиозным центром и для аккадцев. Через много веков после исчезновения шумеров аккадцы были их должниками.

Социальная история Вавилонии была связана не только с вопросом взаимоотношений двух этносов. Храмы с их обширными земельными владениями и толпами зависимых людей, обязанных служить богам, не могли не привести к возникновению напряженности в обществе. Судя по надписям Уруинимгины, в государстве прослеживалась тенденция к обмирщению, пошатнувшая авторитет храмов. Правители пытались обрести независимость от храмов и жречества, прибирая к рукам земли. Чиновники стали независимыми и начали злоупотреблять властью. Уруинимгине пришлось снизить размер платы за различные официальные действия, ставшей неподъемной. Иначе социальное напряжение, описанное в текстах, снять было невозможно.

Не стоит забывать, что надписи, посвященные реформам, были составлены в период жизни последнего или предпоследнего поколения раннединастической эпохи. Однако можно предположить, что причиной (хотя и не единственной) быстрого упадка шумерских городов-государств стал приход аккадцев.

В клинописных текстах крайне мало информации о духовной и интеллектуальной жизни региона в раннединастический период. Причина данного явления заключается в том, что литература в строгом смысле этого слова, которая могла бы стать для нас важным источником сведений по этой теме, появилась на Вавилонской равнине довольно поздно (по крайней мере, если иметь в виду древность тамошней письменности). Отдельные литературные предложения встречаются в текстах из архива Шуруппака, но перевести их крайне сложно. Древнейший связный мифологический текст, написанный на шумерском языке, появился в XXIII в. до н. э., а большинство литературных памятников относится к последним годам существования шумерского языка – времени правления Гудеа, III династии Ура и нескольким следующим столетиям. Конечно, у шумеров, живших ранее, были поэзия, сказания о богах и героях и литература в целом. Они просто не записывали все это.

По этой причине для изучения шумерской религии нам приходится обратиться к другим источникам – текстам экономического характера, в которых речь идет о жертвенных подношениях и которые содержат некоторые сведения о культовой практике; личным теофорным именам, представляющим собой небольшие предложения, рассказывающие о богах («Бог солнца решает правильно» или «Царь не применяет насилие»); описательным эпитетам, которые иногда появляются в царских надписях рядом с именами божеств; магическим практикам, подобным упомянутой в Стеле стервятников, созданной по приказу правителя Лагаша Эанатума.

Важным дополнением к этим сведениям являются изобразительные памятники. Так, изображения царя с корзиной на голове свидетельствуют о том, что он поклялся построить храм. Статуэтки людей в молитвенной позе позволяют нам делать определенные выводы о культовой практике. Более поздние литературные тексты позволяют нам интерпретировать символы. К примеру, орел с головой льва, держащий в когтях домашних животных, – изображение бога – покровителя Лагаша Нингирсу. Однако многие из этих изобразительных памятников не дают нам представление о тех событиях и явлениях, которые они иллюстрируют. Персонажа, сражающегося с одним или двумя чудовищами, изображения которого часто встречаются на цилиндрических печатях, как правило, отождествляют с Гильгамешем. Однако в нашем распоряжении нет письменных источников, подтвержда ющих данную точку зрения.

Шумеры представляли себе и изображали богов антропоморфными уже в протописьменную эпоху. Данная ситуация сохранилась и в раннединастический период. Периодически встречающиеся изображения божества в виде абстрактного символа или животного не противоречат этому.

Уже ко времени появления архива Шуруппака в Шумере сформировался единый пантеон. В список основных богов, найденный в этом городе, вошли Ан (бог неба, возглавлявший пантеон), Энлиль (олицетворение ветра), Инанна (аналог римской Венеры), Энки (божество подземных вод), Нанна (бог луны) и Уту (воплощение солнца). Как видно из этого перечня, перед нами великие космические боги шумеров (в нем не хватает божества, отвечающего за погоду, и богини-матери, которые войдут в пантеон позднее). Список божеств, сформировавшийся в древневавилонский период, похож на представленный выше, что свидетельствует об устойчивости традиции. Перед нами общешумерский пантеон, который накладывался на группы богов, почитавшиеся в каждом отдельном городе-государстве. Об этом свидетельствует почитание всеми шумерами Ниппура и его бога-покровителя Энлиля. Впоследствии этот бог занял место своего отца Ана, воплощения солнца и правителя над всеми богами (подобная практика весьма характерна для месопотамской мифологии). Энлиль стал повелевать богами, а Ан ушел на заслуженный отдых. Нам неизвестно, была ли эта перемена связана с политическими событиями, произошедшими в реальном мире. Однако можно вспомнить, что власть Урука, покровителем которого считался Ан, ослабевала на протяжении второго этапа раннединастического периода.

Центром интеллектуальной жизни были школы, или «дома табличек», где будущие писцы изучали сложнейшую систему письменности и все, что с ее помощью можно зафиксировать. Списки слов, обнаруженные в архивах Шуруппака и Джемдет-Насра, походят на найденные в слое IVa Урука, но содержат гораздо большее число терминов. Традиция существования школ писцов оказалась весьма прочной. Они обязаны были стать центрами интеллектуальной жизни, которые не смогли уничтожить ни время, ни разрушения и которые просуществовали на протяжении 2-го и 1-го тыс. до н. э., связывая Вавилонию с ее шумерским прошлым, а Западную Азию – с шумеро-аккадской цивилизацией.