Вы здесь

Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет. Все, что нужно знать родителям. Глава3. Стремительное развитие. Малыш до года (Е. В. Камаровская, 2010)

Глава3

Стремительное развитие. Малыш до года


Если малыш уже не лежит покорно в кроватке или на диване, а активно ползает по ним, значит, настал период его интенсивного обучения. Теперь он уже пытается подтянуться на маминых пальцах, а папу старается ухватить за лицо. Скоро выяснится, что погремушка прекрасно запихивается в рот, а за софу можно заползти и спрятаться. При этом маленький ребенок нуждается в том, чтобы родители искренне радовались его успехам. Семья должна давать ему ощущение психологического комфорта и безопасности. Роль родных людей поистине огромна. Они способны даже свести к минимуму стресс, который неизбежен в жизни ребенка, начавшего ходить, бегать, интересоваться новыми предметами в квартире. Все эти попытки сделать что-то новое или открыть для себя новое вызывают опасение упасть и боязнь нового пространства. Если во время своих «экскурсий» ребенок чувствует поддержку, если все время «поступает сигнал» о том, что он не один, то страх и неизбежный стресс не переходят границ, а значит, не мешают его развитию.

Распорядок дня малыша

Фазы сна и бодрствования закрепляются у детей очень прочно, и любое нарушение этого жизненного ритма может привести к переутомлению и стрессу. Однако режим дня ребенка следует подбирать не только в соответствии с общепринятыми правилами, а в согласии с его биоритмами. Если вы знаете и чувствуете своего малыша, то сами поймете, кто он – «сова» или «жаворонок», когда ему легче всего заниматься, а когда его тянет в сон или на спокойные игры.

Распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Улыбка и одобрение – обязательные спутники воспитания

Малыши реагируют на малейшие эмоциональные знаки с вашей стороны, будь то одобрительная улыбка матери или взгляд отца, полный восхищения. Эти сигналы тоже дают малышу пищу для развития его мозга. Они суммируются в детской головке и становятся его жизненным опытом. Изменение интонации, взгляда, жеста – все это вызывает разные психические реакции младенца, который вскоре научится отвечать вам сначала улыбкой, потом смехом, означающим радость взаимопонимания, а через некоторое время – агуканьем и первыми словами. По маленьким крупицам ребенок получает бесценный опыт общения. Но постепенно из этого опыта вырастают его осознанные реакции на ваше обращение, прикосновение, слова и эмоции.

Стремление к самостоятельности

Как бы вы, взрослые, ни старались руководить поведением ребенка, на самом деле это он руководит вами, то есть делает только то, что хочет сам. Младенец учится проявлять собственную инициативу, потому что он личность, а личность всегда стремится к самостоятельности.

Пока малыш еще не умеет говорить и заявлять о своих желаниях и жизненных целях прямо, вы можете догадаться о них по его движениям и эмоциям. Присмотритесь к малышу: ребенок всегда имеет какую-то цель и медленно, но верно достигает ее. В первые месяцы жизни он постоянно «выполняет упражнения», то есть производит некие действия, которые позволяют ему приобрести очередной жизненный навык Каждый звук, каждое шевеление пальчиками – это не что иное, как гимнастика для мозга. В результате этих постоянных упражнений отрабатываются и совершенствуются его навыки. Он готовится к более сложным действиям. Постепенно он учится понимать взаимосвязь явлений, видеть закономерности; проявлять азы логического мышления и действовать обдуманно, достигая своей цели.

Поэтому всякое навязывание обучения со стороны взрослого не приведет к хорошим результатам, если малыш этого не хочет. Но если вы отнесетесь к нему с уважением, ваши предложения ребенок «рассмотрит» и выберет из них самое подходящее и интересное для себя. Вот тогда результат будет стопроцентный. Ведь только то, чем ребенок занимается с удовольствием, приносит хорошие плоды. А это означает, что от вас зависит главное: подать учебный материал так, чтобы заинтересовать малыша. Если вы предложите ребенку интересный вариант на выбор, он наверняка не отвергнет ваши предложения. Кроме того, малыш всегда стремится удовлетворить свое природное чувство любопытства. Вот еще один путь развития ребенка. Но его любопытство обязательно должно удовлетворяться так, чтобы он понимал: эту задачу всегда можно решить. Нахождение оптимальных путей решения любой задачи (с вашей помощью или при вашей поддержке) позволит ему поверить в себя и в окружающих. А доверие и уверенность – великие стимулы развития. Каждое открытие малыша для него является большим шагом, а если мама, папа и бабушка с дедушкой вместе с малышом радуются этому открытию, то у него в мозгу закрепляется установка, что своими действиями он может сделать людей счастливее. Это укрепит его веру в себя и сделает его еще более успешным в обучении.

Движения – главный способ исследования мира

Движения – это самая главная потребность малыша, который стремится исследовать окружающий мир доступными ему способами. Именно через движения малыш познает жизнь. Поэтому даже в самом раннем возрасте давайте ребенку как можно больше двигаться. Ведь движение связано и с восприятием, и с чувствами, и с мотивацией, и с мышлением. Ребенок сам определяет предел своих возможностей. Удовольствие ему доставляет сам факт, что он может что-то сделать и попытки сделать что-то еще. Что будет, если поднять ногу или руку? Так ребенок готовится к ползанью, ходьбе и даже бегу.

Конец ознакомительного фрагмента.