Вы здесь

Разрушители отношений. 10 моделей поведения, которых следует избегать, чтобы сохранить любовь. 3. Неуверенность: «Будешь ли ты любить меня всегда?» (Рэнди Гюнтер, 2012)

3. Неуверенность: «Будешь ли ты любить меня всегда?»

Неуверенность – это переживание о предполагаемой потере. Люди, ею управляемые, часто чувствуют себя уязвимыми, колеблются и сомневаются в своей значимости. Тревога, сопровождающая неуверенность, неотступна. Это своего рода топливо, разжигающее безумство ревности. Пытаясь облегчить страшное ожидание быть отвергнутым, люди часто действуют так, что лишаются собственного уважения и разрушают любовь, которую так сильно хотят отдавать и получать.

Если вы слишком неуверенны, вам знакомо унижение выпрашивать эмоциональную поддержку от партнера и его/ее покровительственный тон, когда он(а) утомлен(а) вашими просьбами о заверении.

По мере развития отношений неуверенные люди все больше тревожатся по поводу своей значимости для партнера. Чем глубже становится привязанность, тем больше они боятся потерять партнера. По мере усиления страха припадки неуверенности учащаются, и постепенно все кончается тем, что они отталкивают своего партнера. Ожидание потери наполняет ум и сердце, и начинаются бесконечные сомнения:

♦ «Будет ли партнер любить меня?»

♦ «Что будет, если он/она потеряет ко мне интерес?»

♦ «Может ли кто-то увести его/ее от меня?»

♦ «Скрывает ли он/она от меня что-нибудь?»

♦ «Если у него/нее есть секреты, ждать ли мне какого-нибудь неприятного сюрприза?»

♦ «Если в течение недели мы не занимались сексом, значит ли это, что секс со мной его/ее больше не интересует?»

♦ «Не является ли наш вчерашний спор началом конца отношений?»

Если вы одержимы такого рода страхами, возможно, вы стали «сыщиком» в отношениях и проверяете каждую деталь жизни партнера, чтобы уменьшить собственные переживания. А когда вы перейдете на уровень подозрений и контроля, вы можете вынудить партнера уйти.

Неуверенность в отношениях присуща многим. От нее трудно избавиться. Часто люди не замечают растущее неприятие партнера, пока отношения вконец не испортятся. В начале любовь сильна, и неуверенность на время затихает. Но стоит привыкнуть друг к другу, неуверенные люди начинают терзаться навязчивыми мыслями предполагаемой отверженности. По мере того как возрастает их потребность в заверении, страх потери становится сбывающимся пророчеством.

Есть надежда

Что бы ни было причиной неуверенности, с ней можно справиться. Вы можете научиться управлять своей тревогой и изменить модели поведения, мешающие получить любовь, которой вы заслуживаете. В итоге мысли о значимости для партнера и вера в то, что любовь не пройдет, вас успокоят. Ваш худший враг – страх потери. Самым лучшим другом для себя станете вы сами.

Семь шагов к исправлению ситуации

Чтобы избавиться от деструктивного поведения, нужно четко понять, в чем его исток, и приобрести навыки, которые помогут вам исправиться. Вот семь шагов к исправлению ситуации.

Шаг 1: Рассмотреть неуверенность без осуждения

Сначала научитесь определять свое негативное поведение. Возможно, придется вспомнить какие-нибудь болезненные или унизительные ситуации, проблемой которых была неуверенность. Вспоминая, вы можете почувствуете смущение или захотите себя покритиковать. Помните: такая критика помешает вам анализировать. Цель первого шага – вспомнить прошлые ситуации, сохраняя при этом объективное, но в то же время сочувственное к ним отношение.

УПРАЖНЕНИЕ: посмотреть на ситуацию со стороны

Это упражнение поможет вспомнить времена, когда вы нуждались в заверении, а партнера, казалось, обременяют ваши просьбы. Не забывайте наблюдать за ситуацией, не критикуя своих действий. Просто попытайтесь заменить критику сочувствием.

Вспомните, когда вы переживали, что партнер не выполняет какого-то обязательства, и вам было нужно себя успокоить. Подробно запишите в дневнике этот диалог – чтобы прочувствовать основную мысль. Например:

Вы: Я переживаю, когда ты задерживаешься по вечерам и не звонишь.

Партнер: Иногда я могу забыть позвонить. Нужно сразу переживать?

Вы: Мне спокойнее, когда я знаю, что с тобой все в порядке.

Партнер: Ты просто в чем-то меня подозреваешь. Лучше отстань.

Вы: Так трудно сказать, что с тобой все в порядке? Тебе лишь бы меня расстроить.

Партнер: Тебе совсем необязательно знать обо всем, что со мной происходит.

Запишите как можно больше подобных диалогов, которые сможете вспомнить. После каждого диалога запишите ответы на следующие вопросы.

♦ Что вы почувствовали, когда начали этот разговор с партнером?

♦ Что вы сделали, не получив необходимого заверения?

♦ Что получилось в итоге?

♦ Как вы оценивали свои действия в тот момент?

♦ Что подумал о вас партнер?


Ругая себя за проявление тревоги, способны ли вы выплеснуть из себя чувства самоосуждения? Написав о своих чувствах, вы сможете объективно ответить на вопросы. Постарайтесь сосредоточиться на том, что вы изучаете, а не на негативных чувствах по поводу себя, которые могут появиться в ходе выполнения этого упражнения.

СПРАВЛЯЕМСЯ С ТРЕВОГОЙ

Оживление в памяти подобных ситуаций способно вернуть былую тревогу. Тревога всегда сопровождает неуверенность. У вас начинает вырабатываться адреналин, помогающий организму справиться со страхом. Вот некоторые физические симптомы тревоги:

♦ усиленное сердцебиение;

♦ нарушение пищеварения;

♦ онемение рук или ног;

♦ трудности при глотании;

♦ испарина;

♦ дрожь в теле;

♦ боль в груди;

♦ жар или озноб;

♦ ощущение нереальности происходящего.

Зная, что эти реакции – обычные симптомы тревоги, вы сможете не терять концентрацию. Эти симптомы могут проявляться с разной степенью интенсивности в зависимости от того, насколько сильно вы чувствуете неуверенность. Они могут сочетаться друг с другом и снова возникать при воспоминаниях или новых ситуациях.

УПРАЖНЕНИЕ: определить собственные симптомы тревоги

Вернувшись к диалогам из предыдущего упражнения, опишите ситуацию, на которую вы среагировали, и запомнившиеся симптомы тревоги. Например:

Было два часа ночи, а моего мужа не было дома, и он не звонил. Я почувствовала, как у меня заколотилось сердце и что я вот-вот упаду в обморок. На теле выступила испарина, и я не могла нормально дышать. Меня душили слезы, и тряслись руки.

Спросите себя, одинаковы ли обычно ваши физические реакции в момент неуверенности. Если вы можете предвидеть симптомы своей тревоги, то тогда они не выйдут из-под контроля. Вы будете более уверенно справляться с тревогой.

Лучший способ уменьшить тревогу – это научиться контролировать свое дыхание. Страх сосредоточивается в треугольнике между плечами и солнечным сплетением. Оттуда напряжение подымается к горлу, а из-за выработки в организме адреналина дыхание учащается.

Чтобы правильно дышать во время приступа, нужно вырабатывать технику правильного дыхания в состоянии, когда вы не испытываете страх или стресс. Чем больше вы тренируетесь правильно дышать, тем лучше будете контролировать свое дыхание в нужный момент.

УПРАЖНЕНИЕ: правильно дышать, чтобы успокоить симптомы тревоги

Представьте себе энергию, циркулирующую вокруг сердца, и представьте, как она опускается ниже пупка. Глубоко вдохните и полностью выдохните. Не дышите, пока не захочется сделать следующий вздох. Опустите плечи и расслабьте конечности. Почувствуйте, как мышцы тела начинают расслабляться. Расслабьте брюшные мышцы, чтобы активизировать нижние доли легких. Дышите глубоко, спокойно и ритмично, наслаждаясь спокойствием и умиротворением.


Приучите себя, что вы контролируете свое дыхание и можете управлять его ритмом, когда нужно сдержать неуверенность.

Шаг 2: Найти главные причины неуверенности

Для этого нужно проанализировать самые ранние воспоминания о том, когда вы ее почувствовали. Эти ранние ситуации повлияли на нынешние проявления неуверенности. Снова пережив эти ситуации в памяти, вы сможете избавиться от их влияния на свои отношения.

У вас может быть и природная наклонность к тревоге. Ее усиливала или нейтрализовала атмосфера, царившая в вашей семье. Если в детстве вы испытывали какое-либо из следующих душевных страданий, вам, возможно, придется поработать, чтобы научиться контролировать тревогу:

♦ вам было трудно расставаться с любимыми людьми даже ради приятных занятий;

♦ вы слишком переживали из-за гипотетического несчастья;

♦ вы постоянно нуждались в одобрении и заверении;

♦ вы боялись находиться далеко от тех, кто мог вас защитить;

♦ вы расстраивались, если происходило что-то непредвиденное;

♦ вы не любили сюрпризы;

♦ вам было трудно закончить одно дело и быстро переключиться на что-то другое;

♦ у вас развились сложные ритуалы, помогающие почувствовать, что ситуация под контролем;

♦ вы сильно переживали, если ожидалось что-то неприятное.

Людям с природной тревожностью, которым посчастливилось расти в атмосфере добра и терпения, легче управлять своими эмоциями. Если вы определили себя как тревожного разрушителя отношений, возможно, у вас не было такой поддержки. Вероятно, в детстве над вами насмехались, преуменьшали ваши достоинства или доказывали вашу неправоту. Поэтому во взрослом возрасте, оказываясь в подобных ситуациях, вы попадаете под власть своих тревожных реакций.

Тревожные дети, чья неуверенность обострена, не умеют придумывать себе внутреннего защитника, на которого можно положиться. Если ваша тревожность вредит отношениям, вам, возможно, надо придумать себе такого защитника, чтобы помочь обрести контроль над эмоциями.

УПРАЖНЕНИЕ: придумать себе внутреннего защитника

Вы придумаете внутреннего защитника – то, что вы не сделали в детстве.

Часть 1: Вспомните одну из самых ранних ситуаций, когда вы чего-то боялись, тревожились и не могли о себе позаботиться. Постарайтесь вспомнить как можно больше подробностей и то, что вы в тот момент чувствовали. Не торопитесь. А теперь ответьте в дневнике на следующие вопросы.

♦ В чем состояла сложность ситуации?

♦ Что вы чувствовали?

♦ Что вы делали?

♦ Окружающие помогали или мешали вам?

♦ Как на вас повлияло их вмешательство?

Например:

Я училась в третьем классе и боялась выходить на перемену из-за плохой девочки, которая меня дразнила. Я чувствовала себя глупо, и мне было стыдно. Я притворялась, что жду учительницу и не могу выйти из класса. За меня никто не заступался, и я не знала, что делать. Я не хотела ходить в школу и рассказала об этой ситуации родителям. Но они сказали, что я позволяю той девочке себя пугать и что мне просто нужно дать ей отпор. Я попыталась, и она меня побила. До сих пор боюсь любых стычек.

Часть 2: А теперь представьте, что в этой ситуации вас поддерживал кто-либо значительный. С такого рода поддержкой вы бы реагировали иначе? Предполагаемый сценарий:

На следующий день папа пришел в школу и вышел со мной на игровую площадку. Я показала ему, кто надо мной издевается. Он взял меня за руку, и мы пошли прямо к той девочке. Отец сказал ей оставить меня в покое, или он обо всем расскажет директору. Она испугалась и попыталась объяснить, что просто играла со мной. Я почувствовала себя смелее и сказала, что она врет. И вдруг я перестала ее бояться. Я увидела, как папа отошел от нас, предоставив мне право действовать самой. Я почувствовала себя уверенной как никогда и больше не собиралась позволить той девочке издеваться над собой и другими детьми.

Часть 3: Сравните свои чувства в первой и второй части. Эта последняя часть упражнения является ключевой, когда вы должны закрепить в сознании придуманного защитника.

Конец ознакомительного фрагмента.