Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений
1.1. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении
Теория принятия решения возникала и развивалась одновременно с возникновением и развитием управления. Управление в человеческом обществе существовало с давних пор. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагают, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет).
Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать.
Управление – это элемент, функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей.
Управление – это особый вид деятельности, превращающий организованную толпу в эффективную целенаправленную группу.
Практическое управление возникло с появлением организаций. Однако понятие «организация» в древности во многом отличалось от современного. Основные их отличия от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, нацеленность на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения [12, c. 9].
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности [12, c. 34]. Исторически наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале ХХ в. Ее развитие связано с именами таких ученых, как Ф. Тейлор, супруги Гилбрет и Г. Гант.
Началом интенсивного развития теории принятия управленческих решений (ТПР) как научной дисциплины можно считать 40-е гг. ХХ в., когда во время Второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов.
В 50–60-е гг. XX в. сложившаяся и получившая широкое использование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких как исследования операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений [12, c. 35].
Теорию принятия решений можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решения понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.
Актуальность проблемы рационального выбора принятия управленческого решения в настоящее время значительно повысилась вследствие следующих факторов:
– существенного качественного изменения внешней среды (динамизм, новизна и разнообразие, неопределенность);
– сокращения периода времени, когда принятые ранее решения остаются неизменными;
– увеличения количества альтернатив под воздействием научно-технического и социального прогресса;
– усиления взаимосвязей и взаимозависимостей решений в различных сферах;
– повышения значимости последствий реализации решений [25, c. 22].
Современная наука в области принятия решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны эффективные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций.
Значительную роль сыграло резкое увеличение объема информации, которую приходится учитывать при разработке управленческого решения сегодня, появление современной вычислительной техники с ее воистину удивительными возможностями по оперированию и обработке больших массивов как количественной, так и качественной информации.
Созданы современные компьютерные системы поддержки принятия решений, экспертные системы, автоматизированные системы экспертного оценивания, предназначенные для использования в процессе принятия решений и позволяющие принимать эффективные управленческие решения в сложных ситуациях, осуществлять в рамках подготовки к принятию решений значительные объемы экономических, математических, логических и других видов расчетов.
В настоящее время использование современных технологий принятия управленческих решений является жизненно важным для руководителя, одним из основных профессиональных умений которого является способность принимать эффективные управленческие решения. И в острой конкурентной борьбе при прочих примерно равных условиях добиваются успеха, устойчиво развиваются и выживают те организации, которые поставили себе на службу дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия управленческих решений [12, c. 39].
Таким образом, можно сделать вывод, что все сложившиеся в середине ХХ в. управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет прежде всего тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческого решения [12, c. 36].
Предметом теории разработки и принятия решений являются количественные аспекты решения управленческих задач и методы, позволяющие получать и анализировать качественную информацию.
1.2. Сущность и содержание управленческих решений
Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек испытывает мучительные раздумья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объектом выбора, либо с обстановкой, в которой совершается выбор.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, решением является какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых (единичных) результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо деятельности. Не всякий результат мыслительной деятельности приводит к решению [19].
Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной.
Техническая система включает станки, оборудование, компьютер и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого решения и его выполнение. Так, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а плохой – испортить информационную и техническую базу компьютера. Набор решений в технической системе ограничен, а их последствия обычно предопределены.
Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений). В таких системах необходимы разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие методы разработки решения и выбирать лучшее из альтернативных решений.
Социальная (общественная) система характеризуется пребыванием человека в окружении взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров таких систем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы существенно опережают биологические по богатству возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления выступает человек как личность, которой присуща относительно высокая скорость (по сравнению с биологическими системами) изменения сознания, а также широта нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Люди – самая большая ценность организации; в то же время они наименее предсказуемы в поступках, реакциях, решениях.
Перечисленные виды систем обладают различным уровнем непредсказуемости (риска) в результатах реализации решений (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Тенденции изменения непредсказуемости результатов реализации решений в различных системах
Социальная система может включать в себя биологическую и техническую системы, а биологическая – техническую.
В зависимости от условий реализации решений в социальной системе, руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и противостояния. Профессионализм специалиста, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для выполнения решения.
Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями.
Принятие решений в управлении – это систематизированный процесс. Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру. В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Цикл управления
Принятие решений в организации представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений включает множество разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения целей организации. Принятие решений – это центр, вокруг которого вращается жизнь организации.
Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле – это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов – решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной. Место решения в процессе управления представлено на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Место решения в процессе управления
Таким образом, принятие решений отражается на всех аспектах управления, и этот процесс является частью ежедневной работы управляющего (менеджера). В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.
Проблема принятия управленческих решений занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают ее деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.
Рассмотрим главные отличия управленческих решений от повседневных.
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер (особенно высокого ранга) выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.
Управленческое решение, исходя из понятия «управление», – это непосредственный результат («продукция») мыслительной разумной управленческой деятельности, имеющий смысловое значение (отказ от решения – тоже решение). Управленческое решение может выражаться как в абстрактной форме мыслительных конструкций с помощью различных знаковых систем (вербальной, символической, схематической, языком тела, мимики, жестов, пантомимики и т. п.), так и в форме различного рода физических воздействий на субъект деятельности (человека), но при этом обязательным условием является понимание смысла этой мыслительной конструкции или воздействия субъектом управления. Если такого понимания со стороны объекта управления нет, то это решение не может рассматриваться как управленческое, а является сугубо властным или каким-либо другим бессознательным.
Субъектами решения являются лица, наделенные правом принимать решения или их реализовывать.
Таким образом, управленческим решением является любой документ или слово, действие, которые имеют смысл и направлены в дальнейшем на реализацию (осуществление) этого решения.
Существует также множество других определений и трактовок понятия «управленческое решение». Приведем некоторые из них.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [21, c. 277].
Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления [3, c. 205].
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях – как процесс и как явление:
– управленческое решение как процесс – это поиск, группировка и анализ требуемой информации; разработка, утверждение и реализация управленческого решения;
– управленческое решение как явление – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т. п.
Принятие решений – это наука и искусство. Роль принятого решения огромна. Важнейший вопрос успешного функционирования организации заключается в том, как организация может выявлять свои проблемы и решать их. Каждое решение нацелено на какую-то проблему, а правильное решение – это то, которое максимально обеспечивает цели организации. Тем не менее определение цели – еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях. Цели, которые часто пытаются достичь, бывают в ряде случаев недостаточно осознанными. Установление неправильных целей означает, следовательно, и решение неправильно сформулированных проблем, что может привести к гораздо большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированных проблем. В этой связи очень велика роль руководителя. Ведь решение – не только процесс, но и один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека. Его характеризуют такие признаки:
– возможность выбора из множества альтернативных вариантов (если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения);
– наличие цели (бесцельный выбор не рассматривается как решение);
– необходимость волевого акта лица, принимающего решение (ЛПР), так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.
Управленческое решение строится на следующих принципах:
1) принцип субъектности (разумности, сознательности). Управленческое решение всегда субъектно, т. е. имеет субъекта («лицо» или орган), принимающего решение, объекта исполнения этого решения, т. е. работника или группу людей – исполнителей решения;
2) принцип предметности или содержательности – управленческое решение всегда имеет предмет, т. е. смысловое содержание решения;
3) принцип системности, обусловленной особенностями человека, отражающими психосоматическое единство человека как биосистемы и его разумность как Homo sapiens. Управленческое решение всегда есть комплексный процесс, включающий правовой (воля, права, ответственность), психический (результат мыслительной, духовной деятельности, эмоционально-чувственных переживаний), социальный (затрагивает интересы других людей, общества), политический (отражает мировоззренческую, идеологическую сторону социальной жизнедеятельности), социально-психологический (в процессе общения и передачи) и другие аспекты;
4) принцип абстрактности (идеальности) формы. С одной стороны, решение – это результат обработки (переработки) информации, в ходе которой осуществляется выбор (выработка, разработка, формулирование) среди возможных вариантов такого, который наиболее близок к рациональному, т. е. является наилучшим на основе принятого критерия эффективности. С другой стороны, управленческое решение абстрактно (идеально) вследствие того, что направлено на осуществление (реализацию) будущих действий, поступков и поведения исполнителей.
Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему [12, c. 45].
Экономическая сущность УР состоит в том, что для разработки и реализации любого УР требуются финансовые, материальные и другие ресурсы. Поэтому каждое УР имеет реальную себестоимость. Оно является результатом (продукцией) управленческой деятельности и должно приносить компании прямой или косвенный доход. Посредством сопоставления затрат и возможной материальной выгоды от разработки и реализации УР можно определить целесообразность проведения этой работы.
Организационная сущность УР состоит в том, что для разработки и реализации УР компания должна иметь соответствующие возможности, в том числе:
– необходимый персонал компании;
– инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственность работников;
– все требуемые ресурсы, в том числе информационные;
– технику и технологии;
– систему контроля;
– возможности постоянной координации процесса разработки и реализации УР.
Это существенная составная часть всего УР. Многие авторы публикаций об УР называют их организационными решениями. Если таких возможностей нет, то объем УР следует уменьшить или даже не приступать к этой работе.
Социальная сущность УР заключается в механизме управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участников. В самом УР или в процессе его разработки и реализации должны быть учтены потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность УР должна быть отражена в общей цели решения (например, создание комфортной среды обитания человека, всестороннего развития личности). Без социальной ориентации УР приобретает технократический характер с доминирующим влиянием технологической сущности, и его главной целью становится достижение заданных характеристик технической продукции.
Правовая сущность УР заключается в возможности осуществлять заданные мероприятия в правовом поле, т. е. при строгом соблюдении законодательных актов РФ, международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Невозможность разрабатывать и реализовывать УР в правовом поле должна привести к отмене решения. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а в случае незаконной реализации решения может быть начислен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности, поэтому во многих компаниях УР проходит правовую и экологическую экспертизу. Руководитель может самостоятельно оценить правовое поле для своих УР по современным информационно-правовым системам – «Гарант» и «КонсультантПлюс».
Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала, участвующего в разработке и реализации УР, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами. Планируя разработку или реализацию УР, руководитель одновременно должен формировать для него технологическую основу [19].
Посредством решения устанавливаются цель, виды, объем деятельности, сроки, условия, техника и технология производства работ, права и ответственность, распределение ресурсов, фиксируется фактическое состояние явлений, предметов в данный момент времени и т. п. Соответственно управленческое решение отражается в форме различного рода документов (чертежи, схемы, планы, проекты, графики, ведомости, отчеты, справки и т. п.) и недокументированных приказов, заданий, установок, направлений действий и т. п., выражаемых в устных вербальных или других знаковых системах.
1.3. Типология управленческих решений
Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений. Существует несколько взглядов на классификацию управленческих решений.
Полную и четкую классификацию дает Е.П. Голубков: по содержанию решения разделяют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т. д.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на оперативные, тактические, стратегические; по виду лица, принимающего решение, – индивидуальные и коллективные (организационные); по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие; по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности [9].
Следует отметить, что, выдвигая все новые и новые критерии, можно выделить массу видов решений, но мы остановимся на том, что вид решения (а если быть еще точнее, то технология его принятия) напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. С точки зрения технологии принятия решения нам необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.
При существующем в настоящее время разнообразии процедур и моделей принятия решений возможны различные классификации. Приведем критерии классификации, предложенной А.В. Шегдой[1].
Важность проблемы для организации. Важная проблема требует большей четкости, организованности в подготовке к принятию решения, создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в решении.
Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопределенности по сравнению с тем случаем, когда проблема не требует быстрого решения и целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.
Предварительная оценка эффективности решения проблемы. Если изначально известен незначительный эффект, то целесообразно не производить большие затраты на поиск информации, оценку возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эффекта процедуру принятия решений необходимо продумывать особенно тщательно.
Условия принятия решений, определяемые состоянием внешней и внутренней среды: определенность, риск, неопределенность и противодействие.
Характер (уровень) принятия решений: индивидуальный или коллективный (организационный). Решение, принимаемое на индивидуальном уровне, характеризуется наличием индивидуального умения, стиля; взятием риска на себя; очень важен процесс принятия решения как такового. Организационное решение характеризуется созданием соответствующей среды; важностью принятия решения к определенному моменту; вовлечением всех уровней в управление; необходимостью управления групповым процессом [1].
Характер модели проблемной ситуации: точная или приближенная. Как правило, проблемная ситуация описывается приближенной моделью, достаточно простой, чтобы ею можно было воспользоваться. В случае важных проблем (или когда решение дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать ситуацию. Найденное оптимальное решение должно быть наилучшим для некоторой идеализированной проблемы, выраженной в модели. Часто бывает целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее, решение для реальной проблемной ситуации, чем тратить усилия на поиск оптимальных решений для неразрешимых проблем.
Уровень формализации процесса принятия решения. При принятии решений немаловажную роль играют такие не поддающиеся формализации факторы, как компетентность, объективность, авторитетность источника информации, психологическое состояние, влияние традиций, моральные нормы.
Кратность принятия решения: однократная или многократная процедура. Однократные решения, как правило, проявляются на длительном отрезке времени и вызывают большие последствия. Очень часто комплексные задачи являются задачами принятия однократных решений. Многократные решения в свою очередь делятся на периодические и непериодические.
Вид принимаемых решений: запрограммированные и незапрограммированные. Для повторяющихся или однотипных проблемных ситуаций, как правило, разрабатываются стандартные правила, инструкции.
Самой обобщающей классификацией проблем является классификация, предложенная Г. Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса:
1) хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих, в конце концов, численные оценки;
2) неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;
3) слабоструктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать [15].
Другой вариант возможной классификации представлен в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Типология управленческих решений
Окончание
Следует подчеркнуть, что между перечисленными признаками не существует четкого различия. Многие из них первоначально выступают как неструктуризованные и слабоструктуризованные, но по мере их анализа превращаются в хорошо структуризованные и даже стандартные.
Рассмотрим более подробно отдельные классификационные признаки.
Функциональную направленность характеризуют следующие группы управленческих решений:
– прогнозирующие – основаны на специальном исследовании для формирования заключения о возможном развитии и результатах какого-либо управленческого процесса;
– организационные – предусматривают формирование новой или совершенствование имеющейся структуры управления компанией, а также комплекс административных мероприятий по организации выполнения задания;
– активизирующие – для повышения эффективности выполнения задания формируют решения по активизации деятельности работников компании за счет стимулирования и мобилизации;
– координирующие – при появлении непредвиденных в плане мешающих воздействий необходимы для гармонизации деятельности компании;
– контролирующие решения направлены на обеспечение своевременного выполнения планов и намеченных рубежей развития;
– информирующие решения направлены на ознакомление инициаторов и исполнителей решения с необходимыми им сведениями, а также с промежуточными и конечными результатами выполнения задания.
По способу организации различают индивидуальные, групповые, коллегиальные и корпоративные – требуют от руководителей соблюдения корпоративных установок, правил, морали и ценностей компании. Это ограничивает инициативу руководителей и отклонения от утвержденной стратегии («шаг влево или вправо – недопустимы»).
Характер разработки и реализации характеризуют следующие группы управленческих решений:
– уравновешенные решения учитывают баланс интересов заинтересованных сторон. К таким решениям склонны менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Приступая к разработке решения, они уже имеют сформулированную исходную идею, проанализированную ситуацию, выявленную проблему и перечень причин, вызвавших ее. Эти решения эффективны для исполнителей с высокой квалификацией или завышенной самооценкой;
– импульсивные решения основаны на неожиданном озарении руководителя, стечении обстоятельств, сильном нервном возбуждении как руководителя, так и исполнителей. Иногда импульсивные решения являются выходом давно назревавших идей, разговоров, желаний. Эти решения свойственны руководителям, которые легко генерируют разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить. Для эффективной реализации импульсивных решений необходим высокий личностный и профессиональный авторитет руководителя среди подчиненных и его высокая харизма;
– инертные решения представляют собой задержанный по времени процесс реагирования на возмущающие воздействия. Они основаны на уверенности и монополизме руководителя. Эти решения являются результатом осторожного поиска. В них контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск и новаторство. Они слабо активизируют персонал на выполнение решений. Инертные решения эффективны при сложившемся процессе управленческой деятельности, хорошей поддержке со стороны руководителей всех уровней, а также при возможности лоббировать свои интересы во внешней среде;
– рискованные решения основаны на возможной обоснованной удаче при затрате минимальных ресурсов по принципу: «пан или пропал». Такие решения свойственны азартным людям – игрокам. В ряде случаев нет достаточных данных для обоснованных решений, и у руководителя имеются два основных варианта: не реализовывать решение или рискнуть – «а вдруг получится». Как показывает практика, отсутствие решения может нанести больший ущерб, чем оперативно принятое решение, даже плохое. Поэтому почва для принятия рискованных решений всегда есть. Данные решения эффективны при общем позитивном настрое руководителя и исполнителей, когда возможная неудача существенно не ухудшает материального и социального состояния коллектива. Рискованные решения обычно страхуют или используют другие методы снижения возможного ущерба;
– осторожные решения принимаются при наличии в прошлом неудачного опыта – «обжегшись на молоке – на воду дуют», а также при исключительной важности порученного дела. Они характеризуются тщательностью оценки руководителем всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу, большим количеством согласований. Такие решения эффективны в разрешении проблем, касающихся жизни человека и состояния среды его обитания. Например, решения, связанные с деятельностью персонала на атомных, тепло- и электростанциях [19].
По широте охвата различают:
– общие – затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Общие управленческие решения определяют коренные изменения на предприятии, а также дальнейшее развитие производства (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т. п.);
– частные – касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого-либо подразделения и т. п.).
По направлению воздействия различают решения для воздействия на внешнюю среду предприятия, которые касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов и решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия, которые связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится новая должность топменеджера) [3, c. 206].
Степень структурированности характеризуют следующие решения:
– слабоструктурированные (незапрограммированные). Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. Слабоструктурированное решение представлено на рис. 1.4. Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта);
– высокоструктурированные (запрограммированные), т. е. являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий или шагов. Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис. 1.5.
Рис. Слабоструктурированное решение
Рис. 1.5. Четко структурированное решение
По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее, с учетом возможности риска, выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.
По методам переработки информации различают алгоритмические и эвристические – основаны на интуиции, обобщениях, представлениях, опыте, ассоциациях. Это вызвано тем, что информация в экономике, управлении и других социальных науках не всегда логична, определенна и не всегда адекватно отражает реальные процессы. Обработать и оценить такую информацию можно посредством беседы, обсуждения, задания наводящих вопросов, активизации мышления на уровне сознания и подсознания.
По длительности действия стратегические (долгосрочные и среднесрочные) группы решений являются самыми ресурсоемкими.
По периоду действия различают решения на длительный срок (штатное расписание) и краткосрочные решения (авария на производстве, форс-мажорные обстоятельства).
По типу мышления различают интуитивные и основанные на суждении решения.
При принятии интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от интуитивных решений, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, менеджеры выбирают тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл есть не у всех людей, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. Другая его слабость состоит в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее [21, c. 16].
Состав, структура, содержание и форма управленческих решений определяются указанными принципами и классификационными признаками.
Основными требованиями, предъявляемыми к управленческим решениям и обеспечивающими разумную эффективность их реализации и понимание исполнителями, являются выполняемость (реальность); своевременность; системность (взаимосвязанность с другими решениями); рациональность (эффективность, оптимальность); законность (обоснованность); полномочность (соответствие уровню прав); непротиворечивость; преемственность (связь с предыдущими решениями); простота; ясность; краткость изложения.
Если управленческое решение рассматривать как результат управленческой деятельности, то процесс его получения представляет собственно саму управленческую деятельность. Естественно, как и в любой деятельности, основу составляет технология ее выполнения.
Основными средствами управленческой деятельности, определяющими технологию ее осуществления, являются информационные системы, включающие информационное обеспечение, организационная техника управления, условия управленческой деятельности (организация рабочего места) и, естественно, профессионально-деловые, социально-психологические и другие личностные качества самого субъекта деятельности.
1.4. Формы подготовки и реализации управленческих решений
В процессе жизнедеятельности людей, общества используются различные формы управленческих решений, определяемые их целью, условиями разработки и реализации:
1) формы подготовки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, положение, протокол, инструкция, правила, соглашение, договор, контракт, оферта, акцепт, акт, план, модель;
2) формы реализации: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, совет, деловая игра (тренинг), совещание, заседание, отчет, деловое слово.
Рассмотрим формы подготовки управленческих решений.
Конституция – Основной закон страны, регулирующий наиболее стабильные основы правовой системы и принимаемый в особом порядке парламентом или народом на референдуме (например, Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.).
Закон – решение высшего законодательного (представительного) органа власти страны, принятое с соблюдением особой процедуры, имеющее стабильный и общеобязательный характер и регулирующее наиболее важные общественные отношения. Закон имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, не являющихся законом (подзаконным актам, которые должны не противоречить принятым законам).
Указ (Президента РФ) – решение главы государства (Российской Федерации), принятое в рамках его компетенции по основным вопросам государственной жизни. Указы Президента бывают нормативными (устанавливают правовое регулирование определенных общественных отношений (т. е. правила поведения), заполняют пробелы в праве) и ненормативными (о назначении соответствующего лица на определенную должность). Указы Президента (кроме случаев, специально оговоренных в Конституции и законах) не нуждаются в последующем утверждении, действуют непосредственно, не должны противоречить Конституции и законодательству.
Постановление (Правительства РФ) – нормативный акт, изданный Правительством в рамках его компетенции. Как правило, постановления Правительства издают во исполнение принятых законов и указов Президента и устанавливают порядок реализации тех или иных решений указанных государственных органов, иных вопросов государственной жизни.
Указание – решение, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
Акт – решение широкого круга государственных органов и общественных организаций (например, акт о передаче чего-либо в собственность). Акт может быть международным.
Приказ (письменный или устный) – решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.
Распоряжение – решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у линейного руководителя данного подразделения или организации.
Протокол – решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил (например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол).
Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий (например, инструкция по составлению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция начальника бюро технического контроля цеха).
Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности (например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании).
Соглашение – решение, формирующее общие благоприятные условия для какой-либо деятельности (например, соглашение о намерениях, соглашение между Российской Федерацией и США об избежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК).
План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации (например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании).
Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения (например, контракт купли-продажи).
Оферта – решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта (например, оферта на оптовые закупки мониторов марки Nec, оферта на оптовую продажу масла).
Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона контракта. Оферта и акцепт составляют контракт.
Положение – решение, представляющее собой набор правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность (например, положение о службе главного инженера, положение об отделе стандартизации и нормализации, положение об отделе внешних сношений).
Правила – решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников (например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения, правила Международного морского комитета для электронных коносаментов).
Модель какого-либо процесса или явления – решение, включающее набор определенных элементов и связей, которые с заданной точностью воспроизводят реакции реального процесса или явления на входные воздействия.
Рассмотрим формы реализации управленческих решений.
Предписание – официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
Убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию управленческого решения для его выполнения (например, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при разработке управленческих решений).
Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятными суть и содержание управленческих решений.
Принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить управленческое решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения управленческих решений.
Сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения управленческих решений.
Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения управленческих решений.
Обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения управленческих решений.
Совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным.
Деловая игра (тренинг) – специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации управленческих решений на основе имитационных моделей реальных процессов. В ходе деловой игры закрепляются навыки разработки управленческих решений многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологии их разработки.
Совещания – коллективные деловые беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений.
Заседания – узкопрофессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание президиума и т. д.).
Отчет – решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению управленческих решений. Отчет может быть письменным и устным.
Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные характеристики процессов управления.
2. Назовите общие характеристики проблем, задач и решений.
3. Охарактеризуйте понятие управленческих решений.
4. В чем заключается сущность управленческих решений?
5. Перечислите принципы управленческих решений.
6. Охарактеризуйте классификацию управленческих решений по А. В. Шегде.
7. Охарактеризуйте типологию управленческих решений.
8. Назовите формы подготовки управленческих решений.