От автора
Почему эта книга называется «Разоблачение…» и что такое «ловушки восприятия»
Специфика футбола в том, что здесь нет четких критериев чего-либо. В футболе разбираются все. Говорю это без сарказма. Просто каждый – на своем уровне, на своей глубине проработки темы, с учетом собственных вкусов, собственной ментальности, особенностей личностного темперамента. Здесь нет абсолютной истины, и потому на нее вправе претендовать каждый.
Пять человек по одному и тому же игроку могут иметь пять разных, полных противоречия мнений. При этом не всегда реально убедиться в абсолютной правоте хотя бы одного из них. Потому что обстоятельства постоянно меняются, и один и тот же игрок может проявлять себя совершенно по-разному, даже не то что у разных тренеров, а при замене в составе хотя бы одного партнера.
Но вот что поразительно! Футбол при всем своем многообразии и при всей своей бесконечной вариативности абсолютно заштампованная отрасль. Мне кажется, он, бедолага, страшно задыхается от стереотипов и ярлыков, которыми его обвесили.
Очень часто люди, даже те, кто много лет в нем работает на самом высоком уровне, привыкая к этим штампам, уже не могут видеть саму суть футбола, его нерв, чувствовать его дыхание. Они стараются за максимально короткий срок отыскать что-то, что можно подогнать под шаблон, на что можно набить клеймо, и тогда они чувствуют себя в своей тарелке, они понимают, что им делать и куда двигаться.
Ну, например, «центральный защитник не может быть молодым». И когда на поле появляется молодой центральный защитник, то специалисты уже «знают», что именно он должен чувствовать себя наименее уверенно, именно он должен совершить ключевую ошибку. И люди – от первых лиц клуба до комментаторов и болельщиков – с удвоенной энергией следят за ним, чтобы в очередной раз укрепиться в собственной правоте, а по факту отыскать подтверждение своему стереотипному восприятию действительности.
Этот молодой центральный защитник может совершить ошибок меньше, чем его опытные партнеры по обороне, но акцент будет сделан именно на его недочетах.
Общественность очень опасна для того, кто хочет докопаться до сути. Большинство, как правило, максимально удалено от нее. Толпа живет лозунгами, а тон в этой толпе задают не самые знающие и не самые ищущие, а самые громкие.
Футбол – заштампованная отрасль. Очень часто люди, привыкая к этим штампам, уже не могут видеть саму суть футбола. Они стараются за максимально короткий срок отыскать что-то, что можно подогнать под привычные стереотипы, и только тогда они понимают, что им делать и куда двигаться.
Вспоминаю золотой период работы Леонида Слуцкого в ЦСКА – тот пик, когда предельно ограниченным по возможностям армейцам два года подряд удавалось обходить многомиллионный «Зенит» во главе с Халком. Но как же громко в тот период многие, причем как армейские болельщики, так и матерые специалисты, обвиняли ЦСКА в закрытом, сухом и примитивном футболе, в котором зрелищность была брошена на произвол в угоду его величеству результату.
В моем представлении это было чудовищным несоответствием реальности и восприятия. И даже статистические аргументы о том, что ЦСКА больше всех владеет мячом, больше всех совершает ТТД, больше всех делает ключевых передач, чаще всех бьет по воротам, не являлись аргументами для тех, кто свято верил в «трусливость команды».
Помню, по окончании сезона 2014/15 один прославленный футбольный ветеран, подводя итоги чемпионата, в котором ЦСКА «опустился» на второе место, сказал примерно следующее: «Команда Слуцкого стала заложником своего серого футбола. Футбол создан для того, чтобы дарить людям праздник. А праздник – это атака, это голы, а не баррикадирование у собственной штрафной».
В том интервью специалист в пример армейцам приводил «Зенит», «Краснодар» и даже буксующий «Спартак».
Звучало все это хлестко и убедительно.
Однако если бы человек открыл турнирную таблицу и посмотрел графу «забитые мячи», то обнаружил бы, что у «Спартака» – 42, у «Краснодара» – 52, у чемпиона «Зенита» – 58, а у критикуемого «серого» ЦСКА – 67.
Подумалось тогда: неужели прославленный ветеран намеренно предпочел не увидеть те цифры, которые разбили бы его личностную неприязнь к команде или к персоне Слуцкого?
Футбол – это та сфера деятельности, где очень заметно на поверхность вылезает эго человека. Причем на всех уровнях. Вот не захотел селекционер признаться, что не знает того-то игрока. Опираясь на поверхностную внешнюю информацию, вынес вердикт, и все, стал заложником себя самого. Как бы игрок теперь ни играл, селекционер будет видеть только то, что ему нужно, чтобы защитить свой вердикт.
Эго расставляет ловушки восприятия. Кстати, владельцы клубов и главные тренеры тоже нередко оказываются в роли той самой грузовой машины, которая застряла в яме. И чем сильнее они жмут на газ, тем сильнее машина закапывается еще глубже и уже не может выбраться самостоятельно.
А как много в футболе значат эмоции! Они сильнее знаний. Очень часто люди свое отношение к поступку игрока за пределами футбольного поля переносят на его профессиональное мастерство.
Эффект Кулешова в кино. К одному и тому же кадру, на котором артист абсолютно не выражает эмоций, прямой склейкой поочередно добавляли кадры тарелки с супом, девушки и лежащего в гробу ребенка. Так зритель, глядя на один и тот же неизменяемый кадр актера в зависимости от контекста склейки, улавливал три разных ощущения: «голода», «вожделения» и «горя». Вот и в футболе многие реагируют не на то, что демонстрирует футболист, а на то, какой «кадр к нему цепляют».
Ну вот, допустим, Дзюба очень мощно играл в тот год в «Спартаке». Первую часть сезона он завершил в статусе лидера сборной России и одного из главных претендентов на титул лучшего игрока чемпионата. В зимнюю паузу он подписал предварительный контракт с «Зенитом», и для тех самых людей, которые пару месяцев назад восхищались его мастерством, он моментально превратился в «дерево и полено – позор российского футбола». Полагаю, что сегодня многие спартаковские болельщики да и просто специалисты и не вспомнят, что когда-то восхищались Дзюбой как нападающим. Они уже впихнули в себя другую «картину мира», они с ней сроднились. И те два года (с июля 2015 по май 2017), за которые Артем забил за «Зенит» 39 голов и отдал 21 голевую передачу, они как бы не заметили. Зато когда при Манчини Дзюба сел в запас, люди активизировались: «Дерево есть дерево».
Убежден, что у некоторых читателей сейчас возникло желание отбросить книгу в сторону: автор ничего не понимает в футболе, раз защищает Дзюбу! Ведь человек так устроен: «Умный тот, кто думает так же, как и мы. А если он думает иначе, значит – дурак».
Но обратите внимание, я не дал никакой оценки Артему. Я лишь фактически изложил ситуацию по пунктам, не выбросив пункт о том, что два сезона в «Зените» у Дзюбы была хорошая статистика.
Это – вообще важнейший момент в работе футбольного менеджера: не выбрасывать никаких деталей, выкладывать их все одну за одной и не спешить с оценками.
Совершенно не претендую на роль последней инстанции. Передо мной в этой книге поставлена задача поделиться собственным восприятием великой игры и рассказать о том, какими глазами я вижу футбол. Об этом и напишу. Выявив «ловушки восприятия», стараюсь их обходить. Не реагирую на штампы, не цепляюсь за стереотипы, отгородился от эмоций, у меня нет пристрастий, эго вроде бы засунул куда подальше. Каждый раз стремлюсь копнуть глубже, чем в предыдущий раз, и задаю много неизбитых вопросов. Не ищу подтверждения своим выводам, я их проверяю заново, стараясь посмотреть на ситуацию с другой стороны. При этом важно не перемудрить, уметь вовремя остановиться, чтобы найти ответ.
Беда футбола в том, что многие воспринимают его через свои убеждения. Часто убеждения закладываются на эмоциональном фоне и являются ошибочными. Но против убеждений аргументация не работает. Переубедить человека, если сознание его в данном вопросе застегнуто на все пуговицы, крайне трудно.
Стремясь как можно лучше познать футбол, изучал много смежных сфер, которые могли бы этому помочь. «Законы групповых динамик» в психологии, «Семейные расстановки в бизнес-организациях» по Хеллингеру, «Фазы перемен» в мире инноваций, «Работа режиссера с актерами на съемочной площадке» в кинематографии и так далее.
У меня было несколько серьезных кризисов в восприятии футбола, когда упирался в стену и нивелировал все свои наработки. Однажды в 2002 году поделился переживаниями с Олегом Романцевым.
Олег Иванович меня тогда успокоил:
– Футбол много смотришь?
– Много.
– Замечательно! Перестань смотреть, думать. Вообще на неделю забудь про футбол. Возможно, ты находишься на стадии прорыва.
Если посвятишь свою жизнь одному делу, не важно – футболу или чему-то еще, и если захочешь идти дальше и дальше, то такое тебя ждет еще не раз.
С годами я пришел к выводу, что у менеджеров, селекционеров, тренеров, руководителей, как и у спортсменов, тоже есть такое понятие, как спортивная, а точнее, профессиональная форма. Поэтому-то Моуриньо может стать чемпионом Англии, а на следующий год быть отправлен в отставку из-за пребывания на 16 месте. И ЦСКА может в один сезон сделать ряд суперудачных трансферов, а в следующий год ни разу не попасть в яблочко.
В футболе нет застывших форм. Все меняется. И порой очень важно это понимать, уметь осознавать, в какую стадию человек или клуб вошел. Если ты не делаешь обновления подобно тому, как обновляются данные в навигаторе, то рано или поздно окажешься либо в пробке, либо вообще заедешь на дорогу, которой уже не существует.
В футболе нет застывших форм. Если ты не делаешь обновления подобно тому, как обновляются данные в навигаторе, то рано или поздно окажешься либо в пробке, либо заедешь на дорогу, которой уже не существует.
Так получилось, что название этой книги, которая трансформировалась из моего блога, мне подарил Хосеп Гвардиола. Тогда он еще не был выдающимся тренером-харизматиком, хотя его «Барса» уже двигалась к своему феноменальному рекорду – шесть трофеев в одном сезоне. За неполных полчаса общения Гвардиола успел поделиться многим и подарил мне термин, которым он охарактеризовал мой подход в восприятии футбола: revelation. Revelation в переводе с английского – откровение, открытие, раскрытие, разоблачение.
У меня и правда нередко возникает ощущение, что разоблачаю того или иного игрока, ту или иную концепцию игры, ту или иную клубную стратегию, парадигму того или иного тренера. Очень часто мои суждения кардинальным образом расходятся с общепринятыми. Часто мои прогнозы, которые не всегда, но достаточно регулярно сбываются, изначально воспринимаются как бред сумасшедшего.
Убежден, что и вы с чем-то в данной книге не согласитесь, но вы точно получите пищу для размышлений.
О чем эта книга и для кого. Направления и лица
В футболе, впрочем, как и в любой сфере деятельности, существует понятие «управление ожиданиями». Применительно к данной книге я бы видоизменил это понятие на «формирование ожиданий читателей», чтобы вам изначально было ясно, что именно вы можете получить от прочтения книги и нужно ли вам вообще тратить на нее время.
Для экономии этого самого времени по ходу книги буду вашим навигатором. Буду подсказывать, какие моменты какой категории читателей можно пропустить. И на какую страницу ради какой темы перейти.
Так повелось, что всегда старался совместить несовместимое, причем таким образом, чтобы казалось, что эти несовместимости друг без друга и не работают вовсе. Любимое мое словосочетание – «синергетический эффект», когда 1+1=3.
Вот и в этой книге я, переплетая их друг с другом, преследовал две разные цели для двух совершенно разных целевых аудиторий.
Во-вторых, эта книга для тех, кто любит футбол: болельщиков, читателей, тех, кто просто обожает его смотреть, и для тех, кто стремится в нем работать.
Здесь вы прочтете много инсайдерской информации. Пишу предельно конкретно, опираясь на реальные примеры и не скрывая своего мнения относительно деятельности людей и оценки событий. В книге (либо в этом, либо во втором томе) будут фигурировать:
персоны, в той или иной степени имеющие отношение к сборной России – участнице чемпионата мира 2018: Черчесов, Акинфеев, Кокорин, Дзюба, Смолов, Миранчук Ал., Дзагоев, Зобнин, Головин, Шатов, Заболотный;
персоны, имеющие отношение к прежним крупным турнирам сборной: Романцев, Газзаев, Ярцев, Слуцкий, Карпин, Титов, Аленичев, Мостовой, Шалимов, Игнашевич, В. Березуцкий;
самые популярные персоны мирового футбола: Гвардиола, Моуриньо, Месси, Криштиану Роналду;
самые популярные персоны чемпионата России разных времен: Промес, Муса, Вагнер Лав, Думбия, Это'О, Тихонов;
самые одиозные и топовые игроки РФПЛ разных времен: Аршавин, Денисов, Широков, Мамаев;
топ-фигуры отечественного менеджмента, владельцы клубов, агенты: Галицкий, Федун, Гинер, Фурсенко, Бердыев, Семин, Бабаев, Ткаченко;
Большое внимание будет уделено таким клубам, как: «Спартак», «Зенит», ЦСКА, «Локомотив», «Краснодар», «Рубин», «Динамо».
И главное, эта книга непосредственно для футбольных профессионалов – для тех людей, кто, собственно, и создает спорт номер 1: главных тренеров, владельцев клубов, топ-менеджеров, спортивных директоров, селекционеров и спортивных журналистов.
Мяч у вас
Катаем мяч на своей половине поля. Ближайшие 11 страниц адресованы исключительно клубным руководителям. Если хотите перейти в атаку, то найдите взглядом адресат для передачи! Динамичные моменты о знаменитых футбольных людях и историях – стр. 33.
Каким специализированным темам уделяется повышенное внимание и как это работает
Здесь приведу выдержки из презентации услуг созданного мной агентства стратегического консалтинга и трансферных решений. В принципе почти все поднятые здесь вопросы и озвученные методики можно использовать в разных сферах деятельности. Фактически это даже не презентация, а тезисы спортивной (селекционной и аналитической) деятельности в футболе. Данные выдержки адресованы представителям клубов, потому и обращаюсь непосредственно к ним.
Анализ игры команды и ее прямых конкурентов перед началом «перезагрузки»
Уходя на паузу в чемпионате, нужно четко представлять, что и как делать в период «перезагрузки». Скорее всего предварительное мнение у вас уже сложилось, но оно утяжелено вашим глубоким погружением в процесс. В такой ситуации стороннее, абсолютно независимое от конъюнктуры эмоций мнение, основанное на специальных методиках, может быть очень полезным, даже если просто станет подтверждением вашей правоты.
• В чем ваша сила? За счет каких качеств вы способны добиваться успеха? Как долго это может продолжаться? Что нужно сделать для того, чтобы ваши конкурентные преимущества стали более ощутимыми?
• В чем ваша слабость? Где вы уязвимы? Почему? Как минусы превратить в плюсы или хотя бы просто нейтрализовать их, спрятать от посторонних глаз?
• Какие позиции и какого типа игроками нужно усилить? С какими игроками желательно расстаться? Кого, быть может, использовать на другой позиции или наградить иным функционалом?
• На основе анализа ваших матчей моделирование ваших новых возможностей.
• Мы дадим сравнительный анализ вас и анализ ваших прямых конкурентов, ответим на вопросы, кто перед кем имеет какое преимущество и что сделать, чтобы это преимущество в будущем было в вашу пользу.
Пояснение
Сегодня почти у каждого клуба есть свои аналитики. Сила и одновременно возможная слабость штатных аналитиков в глубокой погруженности в процесс, в наличии личностных симпатий и антипатий к игрокам, которых видят каждый день, в естественной зависимости от мнения тренеров, спортивных директоров, руководителей клубов. И самое главное, в случае неудач всегда трудно найти просчет в своих собственных расчетах. В последние годы многие клубы прибегают к услугам аналитических программ, работающих на основе статистических выкладок по технико-тактическим показателям. Безусловно, это необходимо, но сугубо математический подход не всегда и не во всем применим к футболу. Мы же учитываем не только цифровые показатели, но и все возможные нюансы.
Стратегический консалтинг
1. Разработка спортивной стратегии развития (весь спектр, от осознания миссии, формирования видения и постановки задач до конкретных поэтапных шагов по выбранным направлениям).
2. Создание «стратегии баланса» при комплектовании команды.
3. Разработка способов гармонизации спортивной модели с общей стратегией развития клуба.
4. Позиционирование спортивной политики клуба.
Пояснение
Многие клубы вообще не смотрят в будущее, не имеют стратегического видения и не понимают, куда идут. Как следствие, часто сегодня совершают шаги, которые уже завтра нуждаются в исправлении. И многие клубы вместо движения вперед живут по принципу «шаг вправо – шаг влево», фактически топчась на месте. При этом владельцы клуба несут неоправданные масштабные финансовые и имиджевые потери. Иногда даже (а может быть, и особенно) большим клубам неплохо получить стороннее видение, чтобы сопоставить его со своим намеченным курсом.
Статистика
На момент 2014 года насчитывались такие статистические показатели (в 2018-м изменились они несильно):
• 7 клубов из первой десятки РФПЛ опоздали совершить необходимые шаги для выхода на новый уровень.
• В 60 % клубов наблюдался явный диссонанс между участниками процесса (первые лица клуба, тренерский штаб, спортивный департамент и игроки). Четыре группы, не объединенные общими интересами и целями, не понимающие «правил игры» в клубе, жили исходя из своих представлений, что неминуемо привело к негативным последствиям.
• 85 % клубов бывшего СССР до сих пор не могут дать оперативных ответов на ключевые вопросы: принципы комплектования, обусловленность задач на ближайшие пять лет, финансовый трансферный план на ближайшие три года.
• 90 % клубных руководителей РФПЛ всячески игнорируют инновации и современные тенденции.
• 70 % клубов мировой элиты прибегают к помощи сторонних аналитических и скаутинговых специалистов (частных консультантов, компаний, программ), дабы получить дополнительную независимую, «незамыленную» информацию для размышлений.
Спортивно-селекционная модель клуба
• Внесение корректив, а при необходимости выстраивание спортивной системы деятельности клуба.
• Оптимизация спортивных бизнес-процессов. Связь «школа – молодежная команда – игроки в аренде – первая команда».
• Построение селекционной модели клуба, выстраивание аналитического и информационного отделов деятельности экспертной бригады; оптимизация работы со специализированными аналитическими и скаутинговыми программами.
Пояснение
Во многих клубах бывшего СССР, в том числе и России, спортивно-селекционных департаментов как таковых нет. Нередко клуб ограничивается наличием двух-трех селекционеров, работающих в отрыве от тренерского штаба основной команды, не имея представлений об общем векторе развития команды, не имея данных о потенциале игроков молодежного состава и старших годов школы. Некая обособленность касается и школы, и дубля, и аналитического отдела (там, где он есть). Зачастую все службы работают самоотверженно, но в отрыве друг от друга, как лебедь, рак и щука. При этом часто клуб несет необоснованные затраты из-за отсутствия регламента работы и алгоритма действий. Как пример, селекционеры ездят в дорогостоящие командировки смотреть тех игроков, приезд которых в указанный клуб нереален с финансовой и ментальной точек зрения, при этом данные игроки не подходят команде по стилю и психологическим особенностям и так далее. И только после того, как клуб потратил деньги, а сотрудники – месяцы работы, селекционеры начинают выяснять вероятность трансфера.
Анализ стиля и философии игры команды
• Определение соответствия игровых стратегии и тактики подбору исполнителей и направленности деятельности селекционного отдела.
• Выявление и описание стиля игры, вынесение рекомендаций для «шлифовки» стиля, для внесения корректив в тренировочный процесс и индивидуальную работу с футболистами.
• Определение уязвимых точек команды.
• Составление алгоритма действий по выходу на качественно новый игровой уровень команды.
Пояснение
Для примера приведем одну из типичных ошибок. Президент хочет видеть атакующий футбол в исполнении своей команды; игроки у него подобраны молодые, с низким игровым интеллектом, а тренера президент пригласил такого, который с молодыми игроками работать не умеет, предпочитая ветеранов-разрушителей. Вдобавок от спортивного директора владельцы клуба ждут громких продаж, а тренерский штаб настаивает на дорогих покупках. В итоге получается абсолютный дисбаланс, который порождает взаимное отторжение всех вовлеченных в процесс сторон. Чтобы результат был максимальным, должно быть четкое понимание идеала, к которому нужно стремиться, и четкое соответствие слагаемых успеха поставленным целям.
Спортивный аудит игроков основы, молодежной команды и школы
• Определение возможностей и потенциала игроков исходя из набора физических, игровых, психологических и личностных качеств, с вынесением рекомендаций.
• Определение возможностей и потенциала игроков выпускных годов школ, дубля и игроков, отданных в аренду.
• Составление «кадрового древа» клуба на ближайшие четыре года.
• Выявление уязвимых позиций, формирование потребностей и составление брифа на поиск игроков (определение типа игрока с четким набором качеств для выявленной игровой модели и философии футбола команды).
Пояснение
Очень часто у людей, находящихся на ключевых постах в клубах (владелец, руководитель, тренер, спортивный директор и так далее), нет единого мнения относительно игроков своей команды: их уровня, сильных/слабых сторон, потенциала, ликвидности. Зачастую имеющиеся мнения зависят от последних эмоций (допустим, от результата вчерашнего матча), которые порой противоречат общему видению. В такой ситуации получить обоснованное независимое мнение бывает крайне важно. Учитывая, что игроки стоят миллионы и столько же зарабатывают, при принятии решения лучше иметь полную детализированную информацию.
Поиск трансферных решений
1. Нахождение оптимального решения для приобретения типажа игрока.
2. Сравнительные характеристики типов решения.
3. Помощь в формировании брифа на поиск игрока.
Пояснение
Эта самая важная часть в селекционной деятельности зачастую многими игнорируется, а ведь выбрать нужного игрока достаточно просто, если четко понимать требования к его поиску. При этом приход игрока должен решать не только локальные задачи определенной игровой позиции, но и стратегические задачи баланса команды в целом. Поэтому в формировании брифа на поиск игрока важно учитывать все текущие и будущие потребности команды.
В любой ситуации существует множество типов решений. Например, взять перспективного игрока с расчетом на то, что через два года его можно будет продать? А может, взять опытного лидера-ветерана, который гарантированно даст результат в ближайший год? А может, потратить большие деньги на покупку звезды, находящейся в самом расцвете? А может, взять в бесплатную аренду игрока среднего уровня? То же самое касается и характеристик игроков. Например, лучше взять опорника (классический шестой номер-разрушитель), а имеющегося условного игрока Х сделать восьмым номером? Или купить центрального хава-универсала и играть в двух горизонтальных опорных хавбеков с равным функционалом? И что он должен привнести в игру команды: недостающие мобильность и объем или и без того имеющиеся мощь и сокрушительную игру на втором этаже, чтобы развить конкурентные преимущества команды? И так далее. Важно детально проработать матрицу решений, на основе которой можно будет создать доскональный «игровой портрет» потенциального новичка. И только после этого стоит вести поиск кандидатов.
Селекция
• Поиск и оперативный подбор игроков под определенные характеристики с оптимальным соотношением цены и качества.
• Расстановка приоритетов среди кандидатов. Предоставление полного спектра информации о потенциальном новичке в виде подробного аналитического и статистического отчетов об игровых качествах и проверенной инсайдерской информации о личностных и человеческих качествах кандидатов. Также выявление зон уязвимости, зон сложности.
Пояснение
Часто бывает, что клуб не может закрыть ту или иную позицию на протяжении нескольких лет. Селекционный отдел клуба словно ходит по кругу. В такой ситуации сторонняя компания может принести существенную пользу: открыть новые имена, изложить новый взгляд на избитых кандидатов, предложить отказаться от уже имеющихся кандидатов или, наоборот, добавить уверенности во мнении по рассматриваемым ранее кандидатам. Самое главное, что мнение со стороны будет абсолютно независимым от мнений, сложившихся внутри клуба, и будет способствовать принятию чистого решения.
Экспертная оценка уровня потенциальных новичков
• Вынесение вердикта в отношении выбора клуба о приобретении того или иного кандидата с расширенными обоснованиями.
• Полнейший сбор информации о футболисте, полнейший анализ его нынешнего уровня, его потенциала, его способности решать возлагаемые на него обязательства в условиях (ментальных, игровых, финансовых и прочих) данного клуба.
• Предоставление подробных отчетов-презентаций для совета директоров по вопросу принятия решения о покупке футболиста.
Пояснение
Иногда клубы принимают решения о покупке, не проделав детальной работы по сбору информации и всестороннему анализу возможностей игрока применительно к данной команде и данному тренеру. Очень часто пытаются взять игрока, чьи плюсы в новых конкретных условиях не смогут реализоваться, так как от игрока будут требовать проявления тех качеств, которых у него нет.
Адаптация новичков
• Изучение особенностей новичка (человеческих, игровых).
• Определение и помощь в осуществлении комплекса шагов со стороны как клуба, так и игрока по интеграции футболиста в жизнь и игровую модель команды.
• Практические советы по спортивной психологии с учетом особенностей игрока.
Пояснение
Успешная адаптация новичка к стране, городу, команде, чемпионату, игровому стилю – зачастую половина успеха. Бывает, что качественный игрок в новых условиях не может раскрыться, потому что клуб не учел и соответственно не сделал ряд необременительных для себя, но важных для игрока шагов. Также нередко нужно прогнозировать поведение команды на приход того или иного игрока и также предпринимать определенные действия.
Нахождение оптимального момента для сделки
В трансферной деятельности огромное значение играет «умение поймать момент». Практически по каждому футболисту трансферная ситуация меняется в течение гораздо более короткого времени, чем многие думают. Причин тому десятки: смена владельца, директора, спортивного директора, главного тренера зачастую порождают смену клубной политики, отношение к определенному игроку и к его будущему в команде. Другие причины: конфликт игрока с тренером, с партнером по команде, с болельщиками, с журналистами; потеря места в составе из-за травмы; возникновение у клуба финансовых проблем; потеря мотивации клубом в связи с пониманием невыполнения поставленной задачи на сезон; наступление периода, в который начинают действовать соответствующие нюансы в контракте; появление в команде игрока, ставшего достойной альтернативой; смена психологического фона и многое другое.
Был случай, когда клуб ответил отказом на предложение в 12 миллионов евро, а через год, когда у клуба поменялся владелец, принял наше предложение на 4,5 миллиона евро. Умение находить момент в любом бизнесе важно.
Подбор свободных агентов
Сегодня более 70 % клубов с радостью реагируют на свободных агентов. Мы заранее, иногда за год до того, как игрок должен стать свободным агентом, устанавливаем с ним или с его представителями контакт. Понимаем, что для игрока важно в будущем. Почти всегда можем предложить игрока, за трансфер которого не надо будет платить и который при этом подойдет по качествам и по уровню.
Так в свое время я инициировал сделку по подписанию Мануэля Фернандеша в «Локомотив» в начале января – почти за шесть месяцев до окончания его контракта с «Бешикташем».
Мяч у вас
Первый пас определяет структуру развития атаки. Для убыстрения игры можете перескочить вперед на начало того, ради чего многие и приобрели книгу. Как находить в футболе интересные закономерности. Как отбросить шелуху восприятия и обнаружить популярные заблуждения – стр. 63.