О важности подбора текстов для чтения
Какое количество текстов должно быть с позитивной информацией, а какое с негативной?
Вы спросите, а разве детям нужно давать негативную информацию? Нужно! Вопрос: в каком количестве? Вопрос о том чего должно быть позитива или негатива – не обсуждается. Конечно, позитива должно быть больше. Психологи Бондаренко и Концевая выдвинули тезис – ребенок должен испытывать 50% успеха и 50% поражения. Это легко говорится на бумаге, а позитивная педагогика должна утверждать 60% успеха и 40% неуспеха. А в идеальном варианте – должна формироваться устойчивая неравновесность (первый закон живых систем по Бауэру). Т.е. цифры 60% и 40% должны получаться по совокупности выполненных действий (причем – это крайние, предельные значения для позитивной педагогики), а если рассматривать процесс, то колебания (флуктуации) должны (по совокупности) находиться в границах от 54 до 46. Но точные расчеты применительно к педагогическому процессу применить очень сложно, поскольку педагогический труд приравнивается к художественному (т.е. педагогика как искусство).
Тогда к чему эти расчеты можно применить? Например, к подбору текстов. Опишу конкретный процесс обучения. Педагог в процессе обучения чтению по программе читает в течение года определенное количество текстов. В них описываются разнообразные ситуации с различными героями. И вдруг создается ощущение, что слишком много дается отрицательной информации, особенно много информации о том, что взрослые люди поступают неправильно и ребенок должен рассудить поступки взрослых людей. Создается впечатление, что в современном мире взрослые люди не справляются со своими собственными проблемами и начинают перекладывать их на хрупкие неокрепшие детские плечи. Поэтому необходимо создавать позитивную педагогику, но она должна создаваться не только на словах, но и на деле.
Итак, некоторые размышления о подборе текстов для детского чтения. Первые ощущения о том, что нельзя детей втягивать во взрослые проблемы возникли, когда стали читать книгу Экзюпери «Маленький принц». Взрослые проблемы обозначены, а решение должен искать маленький принц-мечтатель и как-то сохраниться и выжить в этом проблемном мире. А как выжить и сохраниться – этого не показано. Растить сказочников-мечтателей, оторванных от реальной жизни? А если раньше времени детям показывать все взрослые проблемы и что взрослые делают многое неправильно, то это вызовет недоверие к взрослым и впоследствии – страхи, неуверенность, тревожность, беспомощность, или агрессию и т. д. т.е. порождение всех отрицательных явлений, которые за этим последуют.
Вывод: подбор детских текстов для чтения должен осуществляться:
Во-первых, с помощью психолога, который отберет нужное количество текстов с позитивной направленностью и тексты, обучающего характера, но не травмирующие психику ребенка.
Это должны быть психологи, которые владеют техникой сказкотерапии, понимающие, как может воздействовать текст и подтекст, понимающие, какие вопросы можно задавать детям, а какие не нужно задавать и какой фрагмент текста нужно оставить на самостоятельное осмысление (осмысление на подсознании).
Во-вторых, подбирать количество текстов по содержанию условно «позитивного» и «негативного» воздействия в определенной пропорции, чтобы позитива было значительно больше (колебания в подборе текстов должно составлять от 70\30 до 60\40 – допускается 54\46 в редких случаях – это все равно, что 50% на 50%). Такая проблема раньше не обсуждалась в дидактике. Необходимость ее рассмотрения возникла в современном обществе, когда взрослые перестали замечать, что они осуществляют неправильное воздействие по отношению к детям. Н. Говоров отмечал, что до 90% дидактопатогении фиксируется в результате обучения в наших школах. Это предел, за который уже дальше некуда идти.
Должно быть не опережающее развитие, которое не считается с возможностями детского развития, а упреждающее, которое учитывает возможности всего детского организма и создает адекватную для развития зону ближайшего развития ребенка. Т.е. нужно создавать некоторые трудности в обучении, которые может преодолеть ребенок, а не перегружать настолько, что у детей «ломается» психика, происходит деформация личности ребенка.
Когда я впервые услышала цифры, которые привел Н. Говоров, то я решила, что они слишком преувеличены, но спустя 10 лет я убеждаюсь, что он был прав. Школе нужны коренные изменения. Модернизация не в имитационном, а в реальном виде.
Психологическая газета. «Иматон» -2013 год.