Почему у детей возникает чтение без понимания?
Когда ребенок учится читать, то родители предполагают, что малыш всегда понимает, что он читает. Даже не возникает вопроса о том, что чтение может быть механическим, т.е. читающий может только озвучивать слоги, не понимая, что они означают. Или бывают такие ситуации, ребенок читает «ма-ши-на», взрослый спрашивает: «Что получилось?». А он смотрит на картинку и отвечает: «Автомобиль».
Предпосылки к механическому чтению заложены у детей в период обучения речи, когда полуторагодовалый или двухлетний малыш осваивает речь по подражанию. Он просто учится произносить звуки, слоги. Понимание слов приходит позднее. Тоже самое происходит и с чтением. Сначала идет освоение отдельных слогов и букв и некоторых простейших слов. На первых порах ребенок рад, что вспомнил тот или иной слог и узнал букву! И только чуть позже, когда накопление знакомых слогов и букв (звуков) произошло, начинают читаться слова.
Мне могут возразить те, кто является сторонником методики обучения целыми словами. Они предполагают, что это спасает детей от механического чтения. Нет! Это не панацея! От этой методики давно уже отказались, убедившись, что она тоже, в конце концов, приводит ребенка к изучению отдельных слогов, так как все написанные слова запомнить невозможно, и переход на послоговое чтение неизбежен. А это означает, что малыш начинает учиться заново, а мотивация уже исчезла, поскольку ребенок думает, что он уже научился читать.
Как же предупреждать механическое чтение? Для этого составлено специальное пособие, в котором подобраны такие задания, в которых дети обязательно должны думать. Чтение без понимания не произойдет! В процессе выполнения этих заданий дети приучаются постоянно вникать в смысл прочитанных слов, формируется механизм осмысленного чтения.
(см. кн. «Учимся читать и понимать прочитанное»)