Вы здесь

Размышления о лидерстве при чтении Нового Завета. Размышления о лидерстве при чтении Евангелия от Луки (Вадим Ковжун)

Размышления о лидерстве при чтении Евангелия от Луки

«Ирод же четвертовластник, обличаемый от него (от Иоанна Крестителя) за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого…»

Евангелие от Луки 3:19


Лидеры церквей очень часто пытаются наладить отношения с властями, но очень далеко заходят в своих попытках, заискивая перед ними, пытаясь доказать, что мы хорошие. Мне очень тяжело представить, как Иисус, придя к Ироду или Понтию Пилату, показывает им буклет своего служения и пытается доказать, что ничего плохого не будет делать. Да, Библия говорит нам о том, что мы должны молиться за мирские власти, но нигде не сказано, что мы должны закрывать глаза на грех. Этот же принцип мы часто переносим и на руководство церквей, будучи уверены, что ничего обличающего говорить нельзя. Иоанн Креститель остался без головы, но с чистой совестью. Он не роптал на них, а обличал. А сегодня часто получается, что когда никто не слышит, мы ропщем, а когда встречаемся лично, обсыпаем комплиментами.


«…и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик».

Евангелие от Луки 9:48


Откуда же у нас такое стремление быть значимыми и великими сейчас?..


«Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

Евангелие от Луки 10:17—20


Заметьте, что все это дает Иисус. Однако же после хороших служений мы раздаём и принимаем похвалу, как будто это наша заслуга. Еще хуже – «христианская» реклама. Мы набираемся наглости преподносить Божью благодать как свою заслугу. Более того, мы тратим деньги, которые жертвуют люди, на PR пастора или каких-нибудь проектов, совершенно не имеющих силы, только для того, чтобы о нас знали. На это уходит намного больше денег, чем на миссионерскую работу, благодаря которой прославляется Христос. Где по-настоящему проявляется Божья сила, там реклама не нужна. Христу, без всякой рекламы, было тяжело уединиться, так как люди постоянно искали Его, а мы, потратив кучу денег и вызвав интерес сотни людей, думаем, что Божья сила в нас привлекла этих людей. Какое заблуждение. Люцифер тоже думал, что он что-то значит.


«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение».

Евангелие от Луки 10:21


Странно, как можно младенцам открыть то, что не– доступно мудрым? Многие годами просиживают штаны в церкви, думая, что они еще не достигли чего-то. А лидеры в это время, приобретая докторские степени, показывают остальным, что тем еще далеко до них. Мы своими же руками душим церковь. Зачастую, «младенцы» понимают больше, чем «мудрые», а «мудрые» в это время строят вокруг себя мирок, который позволяет им думать о своей значимости. Это больше и больше разделяет людей в церкви на прихожан и священников. Это совсем не то, о чем говорил Христос. Каким бы сложным ни казалось Священное писание, но Христос говорил это не для специально подготовленных людей, а для всех. Не нужно унижать Христа, разделяя людей на «духовные касты».


«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Евангелие от Луки 10:25—37


Те люди, которые, на первый взгляд, были поставлены на служение, оказались не ближними, а совершенно посторонний человек ближним. Священник и левит торопились делать то, в чём они были уверены, что это самое правильное дело в этот момент. Ничем не отличается от современного «христианства». Но это оказалось не то. Ошибка. Но почему? Да всё потому, что сами придумываем правила, исполняя которые, думаем, что служим Богу. Но Бог – это не правила. Понимаете, какая ответственность лежит на лидерах, т. е. на каждом из нас? От того, какой пример будем показывать, от того, о чем будем учить, зависит жизнь человека. И если мы будем строить свое царство, свой мирок, проталкивать свои амбициоз– ные идеи, то цена нашим прихотям будет человеческая жизнь. Готовы ли мы отдать жизнь за тех, кого нам до– верил Господь, или они только средство для достижения наших собственных целей? Давайте честно ответим на этот вопрос.


«Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Евангелие от Луки 10:41, 42


Вы были когда-нибудь сотрудником офиса большой церкви, может, и не очень большой? Я был. Атмосфера офиса из американского фильма. В конце дня чувствуешь себя уставшим либо от того, что было много бестолковой работы, либо от того, что ты делал вид, что у тебя много важной работы. В итоге доволен только пастор, т. к. ты произвел на него впечатление, и ты, потому что произвел впечатление на пастора. Хуже всего, что все офисные работники думают, что они важнее людей в церкви, т. к. они служат Господу. Если мы думаем, что при правильной организации Божьей работы, мы добьемся большего, то не– ужели мы думаем, что Христос, без столь потрясающего менеджмента, добился меньше.


«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Евангелие от Луки 11:23


Посмотрите внимательно, это сказал Иисус, а не руководитель какой-нибудь религиозной организации. Не нужно смотреть на братьев и сестер из другой церкви как на расточителей. Нам нужно научиться уважать призвание других людей, даже если оно отличается от нашего. Именно тогда, когда мы начинаем смотреть на других христиан как на расточителей, сами становимся расточителями, отделяя себя от единства Христа.


«Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».

Евангелие от Луки 11:52


Обратите внимание, за что же им горе? За то, что взяли ключи разумения. У лидера всегда есть искушение припрятать ключи разумения. Иметь монополию на исключительное понимание, быть всезнайкой. Из-за этого он сам не входит в эту дверь, но и препятствует другим. Мы думаем, что если мы не знаем ответ на вопрос, то люди в церкви будут меньше уважать нас как лидеров. Но это заблуждение. Не нужно бояться отвечать: «Не знаю». Во-первых, это будет честно, а во-вторых, это будет побуждать людей искать ответы у Господа и тем самым духовно расти. Многие лидеры боятся, что кто-то их может перерасти. Но ведь это же прекрасно, когда ты видишь, как твои ученики взрослеют. «Интересно» получается, что лидер, будучи поставленным помочь людям войти, может оказаться препятствием. Господи, да не будет с нами так!


«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы».

Евангелие от Луки 12:1, 2


Это болезнь всех времен. Хочется казаться лучше, но в итоге всегда только хуже. Мы, видя лицемерие в других, сами делаем то же, почему-то думая, что именно у нас все пройдет незамеченно. Мы обманываем себя, а потом начинаем верить этому обману. Мы боимся быть честными, мы боимся, что кто-то может увидеть наш недостаток. Но какое счастье, когда твои друзья уважают тебя, зная о недостатках. Ведь тогда не нужно ничего прятать, скрывать, бояться. Почему-то мы думаем, что фарисеи – это более лучший пример, чем Христос.


«Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так».

Евангелие от Луки 12:42, 43


Господь поставил нас раздавать хлеб. Он не просил нас плести интриги, играть в шпионов, вычисляя невер– ных. И то, что хлеб оказывается у нас в руках, не делает нас уникальнее. Уникален лишь Бог, от которого исходит этот хлеб. Когда вернется хозяин дома, застанет ли он нас поступающими так? Или он застанет нас за обсуждением кому, сколько и за что выдать. Или, может, он застанет нас за строительством хлебохранилища и украшением его разной мишурой, чтоб хозяину понравилось?


«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее».

Евангелие от Луки 13:6—9


Легче осудить и исполнить приговор, чем отдать свои силы, время, жизнь для того, чтоб кто-то приобрел Жизнь. Нам кажется, что великая цель оправдает любые средства и лучше убрать из-под ног то, что мешает. Но почувствуйте Божье сердце, когда Он, «обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю; из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего…» (Пс. 112:5—7).


«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

Евангелие от Луки 14:33


Яснее не бывает. Настоящее хождение за Иисусом подразумевает ученичество, посвящение. Это не просто быть в толпе возле Него в надежде, что вдруг что-нибудь перепадет. Это отрешиться от всего. Повторяю, от всего. А в Нем есть все. Но пока нами будут управлять мирские похотливые интересы, желание прославить себя, свои церкви, свои проекты, то все это ничего не стоит. Это мусор. Например, мы хотим провести какую-нибудь благотворительную акцию в городе, чтобы все узнали, что есть такая серьезная церковь. Мусор. Хотим помочь малоимущим, чтоб городские власти увидели, что мы живая церковь, реальная сила. Тоже мусор. Только в одном случае это имеет смысл – это когда мы любим людей и хотим им помочь, потому что Дух Христов в нас. При этом нам совершенно не должно быть интересно, чтобы об этом кто-то узнал. Я уже не говорю о личных желаниях. У нас столько забот, что ходить за Христом не остается времени. Нужно жениться, выйти замуж, воспитать детей. Для этого нужна хорошая работа, квартира и желательно машина. Но ведь это хорошие цели. Как же без них? Мы так живем, как будто собираемся жить на земле вечно, а Господь поставлен для нас кем-то вроде Деда Мороза. А Господь ждет, что за Ним пойдут те, кто отрешится от всего.


«Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Евангелие от Луки 15:1—7


Дорогие лидеры. Приходят ли к вам мытари и грешники, чтобы слушать вас? Не на воскресных собраниях, а каждый день. Когда ты последний раз ел с мытарями и грешниками? Или рядом с вами только святые и непорочные, которые преданно делают вид, что слушают, а вы делаете вид, что вам нравится? А если кто-то потеряется, пойдешь ли ты его искать, будешь ли искать пока не найдешь, возьмёшь ли на плечи с радостью? Или тебе не– когда, т. к. тебя ждет выступление на массы и ты уже сделал стрижку и припудрил носик? Какие твои желания? В тебе сердце Христа или сердце шоумена? На эти вопросы нужно ответить самостоятельно, перед Господом, пе– ред своей совестью.

Я предупреждал в начале, что будет появляться больше вопросов, чем ответов. Обычно мы привыкли, чтоб кто-то дал нам ответ, и тогда наши действия будут на его совести. Но пора научиться думать. Размышляя сейчас о лидерстве, заметили ли вы, что Иисус учит об этом совсем не так, как мы себе представляем, как мы уже научились. Так не хочется покидать уютное «кабинетное» лидерство.

А ведь его принципы кажутся такими мудрыми и основательными, а принципы Иисуса такими сомнительными. Неужели они выдержат испытания жизнью? Как раз они то и выдержат.


«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Евангелие от Луки 17:10


Не ищи похвалы у людей. Ни у «старших», ни у «младших». Мы хотим получить похвалу от людей, потому что делаем что-то перед людьми. То, от кого мы хотим получить похвалу, говорит нам, перед кем мы это делаем. Но если Иисус говорит, что мы рабы, то видели ли вы, чтоб рабу служили. Это раб служит. И причём исполняет это как должное. Это честь служить Божьей Церкви. Вот такое служение, вот такое «лидерство» почетно в глазах Божьих.


«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Евангелие от Луки 18:9—14


Ну никакого шанса Господь не оставляет нам похвалить себя и принизить других. Но ведь я уже много лет в служении, я выпустил сотни студентов библейской школы. А как я молюсь? Помногу часов. Господь, Ты должен давно понять, что я необыкновенный. Но почему-то оправданным ушел мытарь, а не фарисей. Да потому что, кроме твоей собственной похвалы самого себя, Господь знает все твои мотивы. Желающий возвысить себя сам, унижен будет. Уже достаточно люди поиздевались над Телом Христовым своими принципами, пытаясь замаскировать похоть плоти под «благочестивую» организацию Божьей работы. Лидеры! Мы с вами слуги, мы с вами меньшие. Запомните это.


«Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Евангелие от Луки 18:15—17


Я обратил ваше внимание на этот отрывок Писания, чтобы мы увидели, что те, кто поставлен был приводить людей ко Христу, возбраняли это. Так бывает и сейчас, когда лидер, вместо того, чтоб быть слугой, помогающим прийти, становится начальником, контролирующим процесс.


«И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его».

Конец ознакомительного фрагмента.