Вы здесь

Размышления о жизни Христа. Глава XIX. О призвании учеников (Ин 1; Лк 5; Мф 4; Мк 1) (Иоанн де Каулибус (Псевдо-Бонавентура))

Глава XIX. О призвании учеников (Ин 1; Лк 5; Мф 4; Мк 1)

И начал Господь Иисус призывать учеников и заботиться о нашем спасении, всегда сохраняя прежнее Свое смирение. И призвал Петра и Андрея, в три приема: сперва, как мы рассказывали выше, Он познакомился с ними, когда был на Иордане. Потом он позвал их с лодки, когда они ловили рыбу – об этом рассказывает Лука (Лк 5, 2 и далее). В тот раз они пошли с Ним, собираясь вскоре вернуться к своим занятиям; но начали слушать Его поучения. В третий раз – об этом рассказывает Матфей – Он нашел их на лодке и сказал: «Идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним (Мф 4, 19 и далее). Подобным же образом Он призвал Иакова и Иоанна, в два приема; об этом рассказано в тех же двух местах, что и об Андрее с Петром. Иероним говорит, что Иоанна Он призвал со свадебного пира[81]; однако в тексте Евангелия ничего об этом нет. Еще Он призвал Филиппа, сказав ему: «Иди за Мной» (Ин 1, 43), и Матфея мытаря (Мф 9, 9). Как были призваны остальные, в Писании не сказано.

А ты поразмысли и посмотри, как Он ведет себя, призывая их, и как с ними беседует. Погляди, как ласково Он их зовет, как держит себя с ними просто, по-домашнему, как Он доступен и услужлив, как привлекает их внутренне и внешне: ведет домой к Своей матери, запросто приходит домой к ним. Он учит их и наставляет и заботится о них так, как только мать может заботиться о единственном сыне. Говорят, святой Петр рассказывал: когда они вместе где-нибудь ночевали, Он вставал ночью посмотреть, не раскрылся ли кто из них во сне и накрывал их одеялом с нежнейшей любовью. Ибо он знал, чтó сделает из них. И хоть были они люди грубой жизни и низкого рождения, Он намеревался поставить их во главе всего мира, полководцами в духовной войне всех верных. Встань на место Бога, посмотри, с кого началась Церковь[82]. Господь не захотел избрать мудрых и могущественных века сего, дабы деяния, которым надлежало совершиться, не были приписаны им самим; Он оставил это себе, и в Своей благости, могуществе и мудрости искупил нас.