Вы здесь

Размышления о жизни Христа. Глава XVIII. О том, как Он открыл книгу в синагоге (Лк 4) (Иоанн де Каулибус (Псевдо-Бонавентура))

Глава XVIII. О том, как Он открыл книгу в синагоге (Лк 4)

До сих пор, милостью Божией, мы касались жизни Господа Христа по порядку, не пропуская почти ничего из того, что с Ним случилось или сам Он сделал. Но дальше я собираюсь поступить по-другому. Потому что приводить тебе отдельное размышление обо всем, что Он сказал и сделал, было бы слишком долго, тем более, что, по обычаю блаженной Цецилии, мы должны, постоянно и ревностно размышляя о делах Христа, хранить наши размышления в тайне нашего сердца. Итак, выберем из Его деяний несколько, и о них станем прилежно размышлять, и так вплоть до Страстей Христовых: там уже ничего не следует пропускать.

Среди всех Его дел и слов есть такие, которые нам никак нельзя упустить; о них мы поразмышляем в свое время в своем месте. Однако я впредь не намерен трактовать каждое размышление подробно, разве что изредка. Тебе теперь хватит общего указания: всякий Его поступок и всякое слово помести перед своим умственным взором; побеседуй с Ним об этом; постарайся стать для Него своей, близкой и домашней. Самое большое наслаждение, и самое прочное благочестие, и, собственно, весь плод этих размышлений состоит в том, чтобы всегда и везде неотрывно смотреть на Него с благоговением, наблюдая за каждым Его действием: когда Он общается с учениками и когда говорит с грешниками, когда проповедует перед народом, когда идет и когда сидит, когда спит и когда бодрствует, когда ест и когда прислуживает другим за столом, когда исцеляет больных и когда совершает иные чудеса. Во всех этих случаях смотри на него внимательно, следи за каждым Его жестом и в особенности не спускай глаз с Его лика, если только сможешь вообразить его – ибо мне это кажется труднее всего. Будь внимательна, не пропусти момента, если Сам Он вдруг милостиво взглянет на тебя. Вот тебе наставление; применяй его впредь и возвращайся назад, чтобы поразмыслить подробнее обо всем, что я, может быть пропущу. Я стану рассказывать кратко, где-то сокращая размышления, где-то пропуская Его деяния, а ты потом возвращайся назад к этим местам, и довольно тебе.

Итак, приступим к дальнейшему повествованию.

После того как Господь Иисус вернулся с крещения, Он, Учитель смирения, повел свою жизнь так же смиренно, как и прежде. Однако то здесь, то там он проявлял Себя: кого-то наставлял, кому-то проповедовал, впрочем, не публично[80]. Ибо нигде не говорится, чтобы на протяжении следующего года Он открыто взялся за дело проповеди. От Его крещения до чуда на свадьбе в Кане прошел ровно год – день в день. Иногда Он где-то проповедовал, а ученики Его крестили, но ни сам Он, ни Его люди не начинали регулярной проповеди до заточения Иоанна в тюрьму, как они сделали это после. Тем самым Он дает нам еще один пример поразительного смирения. Как мы можем благочестиво заключить, Он смиренно уступал место проповедника Иоанну, неизмеримо низшему Себя. Итак, Он приступил к делу проповеди не с шумом и помпой, а смиренно и потихоньку.

Однажды в день субботний Он вошел в синагогу вместе с прочими прихожанами еврейской церкви и встал читать из книги Исайи (Лк 4, 16). И прочел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня и послал Меня благовествовать нищим» (Ис 61, 1–2). И, закрыв книгу, сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4, 20).

Посмотри на него: как смиренно Он берется исполнять обязанности чтеца, как читает им вслух с добрым и спокойным выражением на лице, как излагает Писание и как смиренно начинает заявлять о Себе: «Ныне исполнилось писание сие» (Лк 4, 21), то есть Я есмь Тот, о Ком здесь сказано. И глаза всех в синагоге были устремлены на Него (Лк 4, 20) – так сильно действовали Его слова, так прекрасен был Его смиренный облик. Он и вправду был прекрасней всех, Он был и красноречивей всех. О том и о другом было сказано у Пророка: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих» (Пс 44, 3).