Глава XV. Что делал Господь Иисус с двенадцати лет до тридцати
Итак, когда Господь Иисус возвратился из храма и из Иерусалима со своими родителями в город Назарет, Он был в повиновении у них (Лк 2, 51) и жил там вместе с ними до тех пор, пока Ему не исполнилось тридцать лет. В Писаниях не сказано, чем Он занимался все это время. Это кажется весьма удивительным. Но стоит ли нам удивляться и пытаться вообразить себе, что Он за это время сделал? Оставался ли Господь Иисус столько времени праздным и за столько лет не сделал ничего достойного упоминания и записи? А если сделал, то почему об этом не написано, как записаны все прочие Его деяния? Словом, как ни поверни, выходит одно недоумение.
Однако подумай хорошенько, и ты сможешь ясно увидеть, что Он совершил великий подвиг, ничего не делая. В самом деле, во всяком Его поступке кроется тайна. Действовал и говорил Он всегда наилучшим образом, но так же блистательно Он молчал, бездействовал и уклонялся. Он, величайший Учитель, которому предстояло учить людей добродетели и направлять на жизненном пути, начал от самой юности Своей совершать деяния превосходные, но совершал Он их образом удивительным, неведомым и для прежних времен неслыханным, а именно, так, чтобы выставить Себя в глазах людей бесполезным, никчемным и глупым. Мы вправе так думать, не нарушая благочестия и не делая слишком смелых допущений. Ведь я, предлагая тебе эту тему для размышлений, не утверждаю ничего, что не одобрено авторитетом Священного Писания или святых учителей, как я уже говорил в начале.
Итак, Он уклонялся от общения и от беседы с людьми. Он ходил в синагогу, то есть в церковь. Оставался там подолгу на молитве, но садился на место самое непочетное. Возвращался домой и был там с матерью, иногда помогал своему воспитателю. По дороге туда и обратно проходил сквозь толпу людей так, словно людей не видел. Все удивлялись, замечая, что такой видный юноша ничего не делает, ничего похвального не совершает. Ведь от Него ожидали больших дел и достойных мужчины поступков. Пока Он был маленьким, Он преуспевал в премудрости и возрастал в глазах Бога и человеков (Лк 2, 51). Но когда он подрос, то с двенадцати лет до тридцати с лишним не совершил ни одного поступка, который люди могли бы оценить как достойное мужчины дело. Они сильно недоумевали и в конце концов стали над Ним смеяться, говоря: «Он бездельник, Он не от мира сего, Он человек никчемный, глупый и неразумный». Он ведь даже грамоте не учился, и про таких у народа вошло в поговорку: «велика Федора, да дура». А Он упрямо держался подобного образа жизни, так что сделался предметом всеобщего презрения и прослыл ничтожеством. Об этом, задолго до того, хорошо сказал Пророк, имея в виду Его: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс 21, 7).
Ты видишь, что Он делал, когда ничего не делал? Он выставлял себя в глазах всех окружающих презренным ничтожеством. Может быть, тебе это кажется пустяком? Его это, быть может, не заботило, но для меня важно доказать обратное. Так вот, я твердо уверен, что среди человеческих дел нет большего, я знаю, что нет подвига более трудного. Для меня очевидно, что на самую высокую ступень поднялся тот, кто достиг подобного: кто искренне, от чистого сердца, от души – а не надуманно – настолько победил себя, обуздал душу свою, подавил гордое высокомерие плоти своей, что не хочет считаться чем-то, кто согласен сносить презрение и слыть никчемным дураком. Это больший подвиг, чем брать города; об этом говорит Соломон: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч 16, 32). Когда достигнешь этой ступени, увидишь ясно, что ты ничего не сделала. Ибо все мы поистине никчемны, по слову Господа (Лк 17, 10), даже если делали все хорошо. А пока мы не достигли той ступени отвержения себя, мы не достигли и истины, и расхаживаем в ослеплении тщеславия и упорствуем в суете. Это ясно показал апостол, сказавший: «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал 6, 3). Так вот, если ты спросишь, зачем Господь Иисус это делал, я тебе отвечу: не оттого, что Ему это было нужно, но для того, чтобы нам дать урок. Так что если мы не станем учиться, нам не будет извинения. К тому же это и само по себе отвратительно, если червь вытянется во весь рост и станет превозноситься; тем более, даже не червь, а будущая пища червей. И это при том, что Господь всякого величия Сам себя унизил и презрел.
А если кому-то все же кажется нелепым, что Он потратил столько времени попусту, ничего не делая, или что Евангелисты столько пропустили из Его деяний, и прочее в том же роде, – то можно ответить так: сделать себя образцом столь высокой добродетели и подавать всем ее пример – дело не пустое и не бесполезное; наоборот, наиполезнейшее; оно есть верное и прочное основание всех добродетелей.
Однако, с другой стороны, в Евангелии от Иоанна Он сам говорит такие слова: «Когда придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы с начала со Мною» (Ин 15, 26–27), то есть вы тоже проповедники. А Петр при избрании святого Матфея Апостола говорит: «Надобно, чтобы одни из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем» и т. д. (Деян 1, 21–22). Но ко времени крещения Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати (Лк 3, 23); а сам Иоанн не смог бы стать Его предтечей, если бы Господь Иисус начал проповедовать раньше него. Если бы Иисус начал проповедовать раньше, тогда Он не мог бы остаться в безвестности: за столько лет Он наверняка стал знаменит в округе. Не зря же земляки Его гово рили о Нем: «Разве Он не плотников сын?» (Мф 13, 55), а ведь потом товарищи прозвали Его «Сыном Давидовым» (Мф 21, 15).
Однако, опять-таки, если Он раньше тридцати лет начал проповедовать, или совершил еще что-то примечательное, то об этом должно было быть написано, если не обо всем, то хоть о чем-то: не могли бы все Евангелисты совершенно умолчать об этом.
Затруднение, о котором я говорю, ощущал, по-видимому, и святой Бернард; я вернусь к нему ниже и постараюсь разобраться, опираясь на самый высокий авторитет[49]. Но что бы там ни было на самом деле, я считаю, что для благочестивых размышлений очень хорошо представлять себе дело именно так: Господь Иисус выглядел в глазах людей никчемным бездельником и тем ковал Себе меч смирения, как было сказано Ему через Пророка: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный» (Пс 44, 4). Нет более славного меча, чем меч смирения, и каким еще мечом подобало умертвить гордого противника? Мы нигде не читаем, чтобы Господь пользовался мечом Своего величия. Скорее наоборот, особенно в то время, когда Ему больше всего нужна была сила – во время крестных Страстей. Тот же Пророк сетовал на Отца из-за Сына, говоря: «Ты не дал Ему меч и не помог Ему в битве» (Пс 88, 44). И выходит все правильно: Господь Иисус действительно начал прежде делать, а потом учить (Деян 1, 1); ведь Ему предстояло сказать: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29). Вот Он и хотел сначала это сделать, и сделать не ложно, а по-настоящему, от сердца, ибо Он был от сердца смирен и кроток. Не может быть, чтобы Он притворялся; скорее, наоборот: он настолько утверждался и углублялся в смирении, уничижении и отвержении Себя, настолько уничтожал Себя в общественном мнении, что когда потом начал проповедовать и говорить вещи возвышенные и божественные, да что там – когда начал творить чудеса и дивные и великие дела, Его не зауважали, а еще больше стали презирать и высмеивать, говоря: «Кто он такой? Не плотников ли сын?» (Мф 13, 55), – и иное в том же духе, издевки и поношения.
Если мы именно так станем понимать дело, то оправдается слово апостола: «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп 2, 8): не раба вообще, через воплощение, а негодного раба, через смиренное и униженное поведение.
Хочешь сама убедиться в том, что именно этим мечом Он решил препоясаться? Рассмотри внимательно все Его деяния, одно за другим: в каждом сияет свет смирения. Ты уже видела его отсвет в событиях, о которых мы размышляли выше; припомни их хорошенько. Ты будешь видеть его и впредь, в каждом из событий, о которых мы будем размышлять, и свет этот будет все усиливаться: Он сохранил верность смирению вплоть до смерти, и даже после смерти, более того – и после вознесения. Разве в конце пути Он не умыл ноги ученикам? Разве Он не унизился несказанно, перенеся крестную муку? Разве, явившись в славе после воскресения, Он не называл учеников по-старому – «братья»? «Иди, – сказал Он Магдалине, – и скажи братьям моим: Я восхожу к Отцу моему и Отцу вашему» (Ин 20, 17). Разве уже после вознесения Он не заговорил с Павлом смиренно, как с равным: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян 9, 4), и не назвался Богом, но сказал просто «Меня»? Разве, сидя одесную Отца на престоле величия Своего Он не скажет в судный день: «Что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, Мне сделали» (Мф 25, 40)?
Не без причины Он так сильно возлюбил эту добродетель. Он знал, что как гордость – основание всякого греха, так смирение – основание всякого блага и спасения. Без этого основания тщетно возводится здание. Без смирения нельзя утвердиться и преуспеть ни в девстве, ни в бедности, ни в какой добродетели и ни в каком деле. Его-то Он и явил нам, то есть показал, как можно стяжать его, а именно: через унижение и отвержение себя в собственных глазах и в глазах других и через постоянное упражнение в делах смирения.
Итак, иди, и ты поступай так же (Лк 10, 37), если хочешь стяжать смирение. Для этого надо сначала унизиться, то есть не ставить себя ни во что и терпеть, чтобы другие тебя не ценили; затем надо упражняться в делах низких и в глазах общества не уважаемых. Бернард говорит об этом так: «Смирение, к которому приводит унижение, есть основание всей духовной постройки. Унижение – путь к смирению, как терпение – путь к миру, как чтение – путь к знанию. Если желаешь стяжать добродетель смирения, не уклоняйся с пути унижений. Ибо, если ты не можешь унизиться, то не сможешь и достичь смирения»[50]. И в другом месте: «Кто пытается подняться выше, не должен высоко помышлять о себе. В противном случае, возносясь, он может пасть ниже себя, если не утвердится прочно на основании подлинного смирения. Великое нельзя приобрести иначе, как ценой смирения: потому что устремившийся вверх унижается, терпя неудачи и нападки, а унижением приобретает заслугу, которой платит за подъем. Так что, если ты видишь себя униженным, знай: это добрый знак; это вообще всегда свидетельство приближения благодати. Ибо как перед крушением возносится сердце (Притч 16, 18), так перед вознесением унижается. Ты же, наверное, сам читал[51], что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4, 6)»[52]. И чуть дальше: «Нам кажется, что если бы Бог Сам унизил нас, нам это было бы нипочем; мы бы даже с радостью это приняли. А если Он унижает нас через других, какая разница? Надо это принимать так же. Дивный пример подает тебе в этом деле святой Давид. Однажды раб злословил его, но он не почувствовал обиды, потому что предчувствовал благодать. «Что мне, – сказал он, – и вам, сыны Саруины?» (2 Цар 16, 10). Поистине, вот человек по сердцу Божию (Деян 13, 22): он готов был рассердиться скорее на того, кто хотел за него отомстить, чем на того, кто обругал его. Потому и мог сказать с чистой совестью: «Я спасал даже того, кто без причины ополчался на меня» (Пс 7, 5)[53].
Ну вот, о добродетели смирения пока достаточно.
Вернемся в Назарет и посмотрим, что делает и как живет Господь Иисус, наше зерцало, ибо это наша главная задача. Не забудь представить себе, что ты сама там при всем присутствуешь, как я не раз тебе говорил. Вглядись в эту маленькую семью, благословенную превыше всех прочих; в высокой бедности она ведет низкую и смиренную жизнь. Блаженный старец Иосиф зарабатывал, сколько мог, плотницким ремеслом. Госпожа за плату трудилась иглой и веретеном. Делала она и все прочие работы по дому, а их много, как ты прекрасно знаешь: готовила еду мужу и Сыну, убирала, стирала, потому что служанки у нее не было. Поставь себя на ее место, почувствуй, сколько ей приходилось работать руками. И на место Господа Иисуса: ведь Он ей помогал всем, чем мог, и верно трудился. Ибо Он, как Он сам говорит, пришел послужить, а не для того, чтобы Ему служили (Мф 20, 28). Наверное, Он помогал накрывать на стол, стелить постели и делать прочие незаметные домашние дела. Посмотри, как смиренно Он выполняет все низкие надобности по дому, но и на Госпожу смотреть не забывай. Смотри, как они изо дня в день едят втроем за одним столом; едят не лакомства и разносолы, а бедный трезвый обед; как они потом разговаривают: их речи не пустые и праздные, они полны мудрости и Святого Духа. Это трапеза ума не меньше, чем подкрепление тела. Разойдясь после обеда, каждый становится на молитву в своей спаленке: дом у них не просторный, а маленький. Поразмышляй о них, находящихся в их тесных спаленках. Посмотри, как Господь Иисус вечером после молитвы укладывается на земляном полу – каждую ночь в течение многих лет – так смиренно, так неудобно, как последний бедняк из народа. Заставь себя, постарайся въяве увидеть Его в этом положении – тебе бы надо делать это каждый вечер.
О Боже непостижимый! (Ис 45, 15). Для чего Ты так истязал это невиннейшее тело? Одного такого ночлега должно было хватить для искупления целого мира. Тобою двигала безграничная любовь, Ты горел рвением спасти заблудшую овцу (Лк 15, 6) и отнести ее на Своих плечах на небесные пастбища. Ты, Царь царей и Бог вечный, утоляешь всякую нужду, в изобилии даешь всем все нужное, чего требует устройство всякой твари – но для себя Ты предназначил иное: сам Ты столько долгих лет соблюдал такую бедность, терпел такую нужду, нес такие тяготы – бодрствуя и ложась спать, постясь и трапезуя, и во всех прочих Твоих делах. Где вы, ищущие телесного покоя, желающие красивого, интересного, разнообразного? Если мы стремимся к подобным вещам, значит, мы учились в школе не у этого Учителя. Но неужели же мы мудрее Его? Сам Он учил нас словом и примером смирению, бедности, притеснению тела и труду. Так последуем же за верховным Учителем: Он не желает нас обманывать, да и не может лгать. Имея, – по учению апостола, – пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим 6, 8), сообразуясь с необходимостью, не с преизобилием, и прилежа постоянно, беспрерывно, бодро упражнениям во всех прочих добродетелях и духовной науке.