Вы здесь

Размышления о жизни Христа. Глава XIII. О возвращении Господа из Египта (Иоанн де Каулибус (Псевдо-Бонавентура))

Глава XIII. О возвращении Господа из Египта

Семь лет Бог прожил чужестранцем в Египте. И вот, Ангел Господень во сне явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, снова получив во сне откровение от Ангела, пошел в пределы Галилейские. И пришед поселился в городе, называемом Назарет (Мф 2, 19–23). Вернулся же он в праздник Богоявления, во второй день, как написано в мартирологе[46].

Здесь ты видишь, – мы уже касались этого выше, – что Господь посылает утешения и откровения по частям, а не сразу, как нам бы хотелось. Во-первых, ангел является во сне, а не явно. Во-вторых, он говорит Иосифу, куда ему идти, за два раза, а не сразу. Глосса говорит, что Господь устроил так для того, чтобы два посещения дали ему больше уверенности[47]. Как бы то ни было, нам следует понимать, что это события великие, и быть благодарными Богу, Который всегда делает так, как нам полезнее.

Теперь остановимся на возвращении Господа. Будь повнимательнее, не упускай ничего, потому что это предмет для весьма благочестивого размышления. Итак, возвращайся в Египет навестить мальчика Иисуса. Может быть, ты найдешь Его на улице среди детей; увидев тебя, Он побежит тебе навстречу, потому что Он мальчик добрый, приветливый и вежливый. Встань на колени, облобызай Его ноги, а потом обними Его и так постой с Ним тихонько некоторое время. Он, наверное, скажет тебе: «Нам разрешили вернуться на родину; завтра мы отправляемся. Ты вовремя пришла; пойдем с нами». Отвечай Ему не медля, что ты очень рада и что желаешь пойти с Ним, куда бы Он ни направился. Насладись беседой с Ним – самыми простыми разговорами. Я уже говорил тебе, что такие вещи, на первый взгляд детские и неважные, – самый ценный предмет для размышления. Позже именно они позволят тебе перейти к большему. Потом Он отведет тебя к матери, оказывая тебе ласковый и уважительный прием. Ты же встань на колени и поклонись ей и святому старцу Иосифу, и отдохни вместе с ними.

На другой день утром ты увидишь, как придут несколько добрых матрон из города и даже несколько мужчин проводить их до ворот и напоследок насладиться мирной и святой беседой с ними. Потому что они, конечно же, задолго объявили всем по соседству о своем уходе: неприлично было бы уходить оттуда потихоньку, как воры, никого не предупредив. Другое дело, когда они пришли в Египет: тогда они прятались, потому что боялись, что Младенца убьют.

Вот они отправляются в путь: впереди Иосиф с мужчинами, за ними, поодаль, Госпожа с матронами. А ты возьми Мальчика за руку и иди посередине, перед матерью, потому что она не пустит Его идти сзади. Вот выходят за ворота; Иосиф останавливается и прощается с провожающими. Быть может, кто-то из них, кто побогаче, сочувствуя их бедности, подзывает Мальчика и дает Ему несколько денариев на расходы. Мальчик пона чалу не решается их взять. Однако потом с любовью к бедности протягивает руку, робко принимает деньги и благодарит. Наверное, другие тоже дают ему денег. Потом Его зовут к себе матроны и поступают так же. Тут мать Его, наверное, стесняется не меньше Сына; но и она смиренно благодарит их.

Поистине, здесь ты можешь им посочувствовать: Владыка земли и всей полноты ее (Пс 23, 1) принимает подаяние для Себя и матери, чтобы прокормиться: столь тяжкую бедность Он избрал для Себя, в такой великой нужде прожил земную жизнь. Как просияла в них пресвятая бедность! Как они ее возлюбили, и какой пример дают нам для подражания!

Наконец, поблагодарив всех, они прощаются и трогаются в путь. Как одолеет обратную дорогу Иисус, ведь он до сих пор маленький ребенок? Мне кажется, что дорога назад для них тяжелее, чем был путь в Египет. Ведь тогда Иисус был совсем младенец, и Его можно было нести. Теперь Он уже слишком велик, чтобы Его нести, но слишком мал, чтобы пройти такой путь самому. Правда, кто-то из тех добрых людей, может быть, подарил или одолжил им ослика, чтобы Дитя могло ехать верхом. О, несравненное, нежное Дитя, Царь неба и земли, сколько Ты выстрадал за нас, и как рано начал! Хорошо сказал пророк от Твоего лица: «Беден Я и в трудах от юности Моей» (Пс 87, 16)[48]. Нужду великую, труды тяжкие, скорби телесные Ты принимал на себя непрерывно; из любви к нам Ты Себя Самого словно возненавидел! Один тот труд, о котором у нас сейчас речь, несомненно, должен был быть достаточен для нашего искупления!

А ты возьми маленького Иисуса, посади Его на ослика, веди его осторожно, а когда Он захочет слезть, обними Его руками ласково и не сразу отпускай, подержи так минутку, хотя бы пока подойдет Его мать – она, наверное, идет чуть медленнее. Малыш побежит к ней, мать Его подхватит, и усталость ее пройдет, словно она отдохнула.

Вот идут они, переходят пустыню, через которую пришли сюда; дорога трудна. Посочувствуй им: как мало они отдыхают. Посмотри на них: изнуренные, обессиленные, усталость не проходит ни днем, ни ночью. И вот близок уже конец пустыни; представь, что тут они встречают Иоанна Крестителя, который как раз тогда начал там свое покаяние, хотя ни в чем не был грешен. Говорят, Иоанн крестил на том самом месте на Иордане, где когда-то переходили реку сыны Израилевы, когда пришли через пустыню из Египта; а перед этим он недалеко от того самого места совершал в пустыне покаяние. Разве не могло быть так, что маленький Иисус, переходя через пустыню, встретил его там? И ты можешь поразмышлять об этом. Вообрази, как Иоанн им обрадовался; а они ненадолго сделали там привал, поели вместе с ним грубой и скудной пищи; телом отдохнули мало, но дух отдохнул и подкрепился безмерно; наконец, они распрощались с ним. А ты, когда придешь туда и когда будешь уходить, преклони колени перед Иоанном, облобызай ноги его, попроси благословения и препоручи себя ему. Ибо этот ребенок – с колыбели удивительный и выдающийся. Он ведь был первый отшельник, начало и путь всех, желающих вести монашескую жизнь. Он был человек чистейший, предсказатель величайший, был более чем пророк, и мученик был славный.

Потом они перешли Иордан и направились к дому Елизаветы. Там в их честь был устроен большой веселый праздник. Там же Иосиф услыхал, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, и испугался, а во сне ему явился ангел, и они ушли в Галилею, в город Назарет.

Вот мы и вывели мальчика Иисуса из Египта. Когда Он вернулся, сбежались, наверное, сестры Госпожи и другие родственники и друзья навестить их. Сами они в Назарете мирно обитают, ведут тихую и бедную жизнь. С этого времени до двенадцатого года маленького Иисуса мы ничего ни у кого о Нем не читаем. Но некоторые рассказывают, и это похоже на правду, что в Назарете до сих пор есть источник, из которого мальчик Иисус носил воду матери. Конечно, смиренный Господь помогал матери и исполнял для нее и эту работу и другие: иных слуг у нее ведь не было.

Тут ты сможешь поразмышлять о том, как к ним, может быть, однажды пришел в гости Иоанн Евангелист со своей матерью, сестрой Госпожи; ему тогда было лет пять. В самом деле, мы читаем о нем, что он умер на шестьдесят седьмом году, считая от Страстей Господних, и было ему тогда девяносто восемь лет; значит, ко времени Страстей Господа ему был тридцать один год, а Господу тридцать три или чуть больше. А так как по возвращении из Египта Господу минуло семь лет, то Иоанну должно было быть пять. Итак, если даст тебе Господь, посмотри на них, как они стоят рядом и разговаривают. Ведь потом Иоанн стал тем учеником, которого Господь любил как родного.