Вы здесь

Размышления о Греции. От прибытия короля до конца 1834 года. Рассуждения о Греции. От прибытия короля до конца 1834 года (И. Э. Персиани, 1835)

Рассуждения о Греции

От прибытия короля до конца 1834 года

Его превосходительству господину Родофиникину[48]

Санкт-Петербург, 27 сентября 1835

Милостивый государь!


Я пользуюсь благосклонно данным мне разрешением Вашего превосходительства представить Вам мою работу о положении в Греции с момента прибытия короля[49] до его совершеннолетия. Сия милость есть новое доказательство покровительства, коего Вы соблаговолили меня удостоить. Первое из моих чувств – это чувство признательности Вам, которое я осмеливаюсь выразить в этом посвящении, и мое единственное стремление заключается в том, чтобы показать себя достойным того благосклонного интереса, который Вы всегда ко мне проявляли. Усердие, верность службе Его Императорского Величества, безграничная преданность лично Вашему превосходительству – таковы мотивы, которые мною руководят и будут руководить до последней минуты моей жизни. Надеюсь, что они, милостивый государь, будут Вами приняты благосклонно и дадут мне право на продолжение Ваших милостей, которые всегда были целью моих усилий и моим самым драгоценным желанием.

Фрагменты, которые я имею честь представить Вашему превосходительству, не образуют законченного труда, предназначенного для публикации. Это всего лишь отрывочные карандашные наброски, рассыпанные по моим записным книжкам и призванные оживить в моей памяти события, очевидцем которых я был. Я был бы счастлив, если бы какие-нибудь из этих страниц могли хотя бы на мгновение привлечь внимание Вашего превосходительства и если бы Вы нашли их достойными представить на суд Его превосходительства господина вице-канцлера. Я не питаю иллюзий насчет их достоинств. Это достоинства голой истины, и потому я осмеливаюсь просить некоторого снисхождения к ним.

Имею честь быть с глубоким уважением
Милостивый государь
Вашего превосходительства
покорнейший слуга
И. Персиани

Вместо предисловия

О Греции уже многие писали. Большинство авторов, бравшихся за это дело, были ослеплены своими предубеждениями и потому ограничились тем, что оклеветали своих противников, нимало не заботясь об истине и искажая события в у год у своим политическим пристрастиям. В результате они выпустили не более чем памфлеты, тон которых ясно обнаруживает дух, их породивший. Отнюдь не такова была моя цель, когда я брался писать эти страницы. Их дух настолько беспристрастен, насколько это под силу человеку. Я не рассматриваю вещи сквозь призму страстей. Я буду говорить только о том, чему свидетелем был сам или что почерпнул из достоверных источников. Несомненно, я могу ошибаться, но даже если я не буду всегда точным, я всегда останусь добросовестным.

Возможно, предприятие человека, который претендует на то, чтобы дать представление об интригах, будораживших Грецию в последнее время, то есть о вещах в высшей степени сложных, тайны которых, кажется, могли бы быть раскрыты только людьми посвященными, обвинят в безрассудстве. Хотя я и не принадлежу ни к одной из группировок, но мое четырехлетнее пребывание в стране[50], во время которого происходили описываемые мною события, знание местного языка, мое положение, давшее мне возможность общаться с наиболее влиятельными представителями всех партий, предоставили мне возможность разобраться в положении дел и вынести неангажированное суждение о людях и вещах.

Настоящая работа состоит из двух частей: в первой речь идет о политической ориентации регентства, во второй говорится о системе внутреннего управления в стране.

В первой Греция предстает раздираемой интригами иностранцев, а регентство, расколовшееся на две партии, – предпринимающим мучительные попытки подчинить страну влиянию то одной, то другой морской державы. Из второй части видно, как развивается пагубная система, стремящаяся с помощью декретов уничтожить всё, что есть оригинального в характере греков, и заставить их думать, жить и действовать на немецкий манер.

Таково содержание этой работы. Это всего лишь наброски исторического характера. Я буду стремиться лишь к тому, чтобы уловить суть интриги, несмотря на всю ее маскировку, и заставить Протея[51] раскрыть нам свои тайны. Здесь будет центр, в котором сходятся отдельные факты истории и политики.

Введение

Причины раздоров между греками.

Человек, бросивший взгляд на современную Грецию, будет, прежде всего, удивлен тем, что ее жители убивают друг друга вместо того, чтобы объединиться против общего врага[52]. Позже неизбежно возникает возмущение, негодование и даже чувство стыда за интерес, проявленный к нации, которая обагрила свои руки кровью главы государства[53] и ниспровергла отеческое правление с тем, чтобы заменить его политическим строем, прямо нацеленным на разрушение страны. Но можно ли обвинять в этом преступлении всю нацию? разумеется, нет. Народ, преданный графу Иоанну Каподистрии, испытывающий отвращение к мнимой свободе, которая обернулась для него более жестокой тиранией, и утомленный своим непрочным существованием, ценил его отеческие взгляды и был к нему искренне привязан. Так каковы же причины всех тех преступлений и беспорядков, которые опустошают эту страну с начала революции в ней? Важнейших причин четыре:

1) различия в нравах, обычаях и интересах ее жителей;

2) политические группировки, зародившиеся во время революции;

3) природа ее правительства, и, наконец,

4) интриги иностранцев.

Попробуем разъяснить эти истины:


Причина первая.

Расхождение нравов и интересов жителей.

Население Греции делится на четыре обособленных класса: клефтов, кодзабасов или прокритов, островитян и народ. Позже к ним присоединились еще два класса: фанариоты и молодые люди, получившие образование в Европе.

Клефты – это род людей, отличающихся непоколебимым мужеством. Во время турецкого владычества у них была хорошая возможность поупражняться в ведении боевых действий и дать такие образцы героизма, которые принесли почет имени «клефты» («разбойники»), которое было им дано совершенно незаслуженно. Нетерпимые к любого рода угнетению, они предпочитали свободно жить в горах и пещерах, чем подчиниться туркам. Угнетатели-паши, в свою очередь также угнетаемые, вынуждены были неоднократно обращаться к их помощи. Однако клефты никогда не служили туркам против других наций. Они помогали туркам только против турок. Они были заклятыми врагами кодзабасов, поскольку отлично знали, что если палка была в руке аги, то управлял его рукой, когда она должна была ударить, кодзабас. Кодзабасы – это греческая аристократия. Во времена османского владычества они были наиболее важными, но в то же время наиболее испорченными людьми в этой стране. Они соединяют в себе крайнее невежество и неутолимую алчность. Никакие угрызения совести не в состоянии обуздать эту господствующую страсть. Коварство, подлость, трусость, предательство – все пущено в ход, чтобы ее удовлетворить. Они жертвуют жизнью себе подобных, чтобы иметь возможность их угнетать, притесняют своих собственных родителей, чтобы завладеть их имуществом, сосут кровь несчастных чтобы ею упиваться. Они противники всякого законного правительства.

Островитяне – преимущественно жители островов Идра, Спеце и Псара[54] – образуют наиболее значимый класс в Греции после кодзабасов. Враги кодзабасов и клефтов, они часто объединяются с одним из этих двух классов чтобы провалить планы другого. Они всегда выказывают себя сторонниками представительной системы, потому что этот тип правления мог бы открыть бо́льшие возможности для их честолюбивых устремлений. Богатые и искушенные в интригах, они могли бы, не стесняясь, оказывать влияние на ход выборов, покупать большинство голосов и таким образом уравновешивать власть и влияние кодзабасов. Они оказали Греции большие услуги, которые, однако, сводятся на «нет» причиненным ими злом.

Фанариоты[55] в моральном отношении мало отличаются от кодзабасов. Воспитанные в той же школе, они с молоком матери впитали те же пороки. Но они превосходят кодзабасов остротой ума и познаниями. Если бы они употребили свои таланты к укреплению благополучия Греции, то облагодетельствовали бы ее. К сожалению, они их используют лишь для плетения интриг, возбуждения страстей и разделения нации с тем, чтобы самим легче возвыситься на ее развалинах.

Большинство молодых людей, несколько лет назад посещавших занятия в университетах Франции и Германии, вернулось на родину, когда греческая революция была уже в разгаре. То немногое время, которое они провели в Европе, не позволило им ни усовершенствоваться в науках, ни приобрести достаточных познаний, чтобы стать полезными своему отечеству.

Пропитанные революционными принципами, которые они привезли с собой из Европы, и вдохновленные неподдельным восторгом по поводу либеральных институтов, они с помощью фанариотов и островитян установили в своей стране демократическое устройство и таким образом содействовали разжиганию страстей и раздоров.

Большинству прокритов и прочих жителей Греции чуждо всякое благородное чувство, большая же часть народа достойна похвалы за свою скромность, патриархальную невинность и нравы, свою способность ко всем искусствам и терпение, с которым она выносит самые жестокие лишения. Проезжая по Греции, поражаешься добропорядочности и гостеприимству ее народа. Он всегда держится в стороне от волнующих Грецию потрясений. Он только тихо вздыхает и неустанно проклинает тех, кто вверг Грецию в кровь и пламя, чтобы удовлетворить свою неутолимую алчность.

Общество, состоящее из столь разнородных элементов, с необходимостью должно было заключать в себе зародыш раздоров и анархии. Все эти классы, различные по интересам, происхождению и уровню культуры с трудом могли бы найти общий язык и встать под одни знамена. Поэтому настроения политической элиты, разжигаемые лихорадкой страстей, достигли такой точки напряжения, что для начала несчастий и гражданской войны достаточно было даже небольшого потрясения.


Причина вторая.

Политические группировки.

В политических группировках мы находим вторую причину потрясающих Грецию несчастий.

Образовались они следующим образом:

Под османским владычеством каждая провинция имела одного или двух кодзабасов. Они всегда проживали подле аги[56]. С ними он обсуждал меры, которые необходимо было принять для исполнения приказов паши, обеспечения общественного спокойствия, сбора налогов и т. д. Одним словом, они совместно решали все вопросы, связанные с управлением провинцией.

Когда же началась революция, каждый кодзабас решил присвоить себе власть аги, стать наследником его богатств и сделаться господином и владыкой своей деревни.

Они сумели привлечь на свою сторону некоторых боевых командиров, дозволяя им хищения и грабежи, в то время как сами пускали по ветру накопленные турками за века сокровища, захватывали национальные имущества, проматывали государственные доходы и воевали между собой. Островитяне и фанариоты пытались, в свою очередь, понравиться капитанам, не принадлежавшим к группировке кодзабасов, чтобы противостоять надменности последних. В результате каждый боевой командир считал себя независимым либо принимал кодзабаса, фанариота или островитянина, с которым он был теснее связан и интересы которого полагал своими. Так что пока его союзник находился на службе у правительства, капитан сохранял ему верность, в противном случае он брался за оружие и начиналась гражданская война. Несчастная Греция таким образом оказалась разделенной на столько же партий, сколько в ней было влиятельных людей. Таковы группировки Колокотрониса[57], Заимиса[58], Мавромихалиса[59], Кундуриотиса[60], Колеттиса[61], Делияниса[62] и Маврокордатоса[63].

Первая составилась из старых боевых командиров Пелопоннеса, во главе которых выделялся старый Колокотронис. Это была народная, и, следовательно, самая могущественная партия.

Вторая объединяла большую часть прокритов Пелопоннеса. Это была аристократическая партия.

Третья состояла из капитанов Мани[64]. Это была партия разбойников.

Четвертая состояла из идриотов и псариотов[65], а также некоторых хиосских купцов, которые, начав с того, что поставили на кон войны свое имущество, теперь хотели, так сказать, его преумножить и захватить власть. Это была купеческая партия.

Пятая объединяла большинство капитанов-Румелиотов[66], всех наиболее отвратительных людей этой страны, и некоторых иностранцев-авантюристов, которые в поисках успеха примкнули к Колеттису. Это была партия негодяев.

Партия Делияниса объединяла некоторых прокритов Пелопоннеса, врагов Заимиса и Колокотрониса. Это была слабейшая партия в Греции.

Партия Маврокордатоса по сути партией не является. Это не более чем кружок, состоящий из нескольких фанариотов и всех молодых людей, учившихся в Европе. Эта партия образована скорее одним человеком. В ней нет коллективного действия. Она может действовать, только объединившись с какой-нибудь другой партией, но тогда ее влияние становится опасным.

Таково было состояние политических группировок в Греции в первые годы революции. Они неустанно ее мучили. Иногда, объединенные общим интересом или укрощенные усталостью, они, казалось, на время утихали, но вскоре опять взрывались с новой свирепостью. Их вожди не обладали, как это бывает в других странах, четкой политической ориентацией. Их единственной целью был захват власти. К достижению этой цели были направлены все их усилия. Слово «конституция» в их устах было не более чем пустой звук, о котором они немедленно забывали, придя к власти[67]. Это положение сохранялось до 1825 года, когда благодаря английским и французским интригам группировки начали принимать более четкую ориентацию и всерьез задумались о том, чтобы отдать Грецию под покровительство какой-нибудь иностранной державы, обольщаясь, должно быть, надеждой положить тем самым конец бедам, воспринимаемым ими так же, как и дирижерами этого концерта. Каждый был сам себе партия, но, несмотря на различие взглядов и интересов, все были согласны в оплакивании несчастий своей родины и возлагали друг на друга вину за ее болезненные раны.

С другой стороны, материковые провинции оставались разоренными, истощенные острова более не могли уплачивать налоги, вооруженные силы были в беспорядке, финансы в полном расстройстве и т. п. Ибрагим[68], вышедший победителем во всех сражениях, сосредоточил свои силы в Триполи[69], откуда посылал во всех направлениях отряды, разорявшие Пелопоннес. Такому слабому правительству, какое было тогда в Греции, оказалось не под силу продолжать ожесточенную борьбу с таким чудовищным врагом как Ибрагим и противостоять внутренним усобицам. Но это были не единственные причины его упадка. Коммодор Гамильтон[70], чья эскадра курсировала вдоль берегов Греции под предлогом защиты торговли от пиратов, но чья тайная цель заключалась в том, чтобы поставить эту страну под покровительство Англии, ловко внушал ему мысль о том, что рассчитывать на помощь христианских держав грекам более не приходилось, так как ее оказание привело бы к нарушению принципов, провозглашенных на Лайбахском и Веронском конгрессах[71]. Эти предательские инсинуации, а также отчаянное положение страны ввергли греков в пучину сомнений.

Маврокордатос, по наущению коммодора Гамильтона, воспользовался этим и вынудил правительство немедленно принять покровительство Англии как единственное средство спасения в тех затруднительных обстоятельствах. Правительство без труда согласилось на это предложение и составило акт, врученный затем коммодору Гамильтону. Его первая статья гласила, что «греческая нация добровольно вручает свою священную свободу, национальную независимость и политическое существование под безоговорочное покровительство Великобритании». К чести греков надо признать, что, как только этот акт стал известен публике, он вызвал величайшее негодование. Идриоты выразили протест против этой меры. Колокотронис и его бойцы заявили, что раз страна будет отдана англичанам, они не выступят против врага. Гурас[72] и Караискакис[73] пошли еще дальше и решились поднять оружие против мер, принятых правительством. Это сопротивление и протесты со стороны филэллинских комитетов Франции и Германии, направленные в адрес греческого правительства против этого акта, вынудили Англию отложить до лучших времен принятие протектората.

Начиная с этого времени Маврокордатос стал лидером английской группировки и душой всех интриг этой державы.

Генерал Рош[74], представитель филэллинского комитета и другие французские эмиссары не остались безучастными зрителями происков англичан. Они, в свою очередь, решили создать в Греции французскую партию. Они не жалели средств для достижения этой цели. Вступив в контакт с лидерами большинства группировок, они остановили свой выбор на Колеттисе, человеке амбициозном и предприимчивом. Они убедили его в том, что Франция является естественной покровительницей Греции. Они дошли до того, что предложили ему воспользоваться своим авторитетом, чтобы заставить греков просить французского принца на греческий королевский престол, подкрепляя это предложение обещанием предоставить помощь в 12 000 фр. в случае его принятия. Это предложение сулило Колеттису двойную выгоду. С одной стороны, оно давало возможность вступить в непосредственный контакт с одной из великих держав, которая, несомненно, щедро вознаградит его за оказанные ей услуги. С другой стороны, это было средство компенсировать влияние его врага Маврокордатоса. Он с благодарностью принял это предложение и стал таким образом основателем французской партии в Греции.

Так были образованы английская и французская партии. Первая впоследствии была усилена группировкой Заимиса, вторая – группировками Кундуриотиса, Мавромихалиса и Делияниса. Группировка Колокотрониса некоторое время сохраняла нейтралитет, но в конце концов примкнула к графу Каподистрии и была ошибочно поименована русской партией.

Эти партии неустанно терзали друг друга вплоть до прибытия графа Каподистрии. Ненадолго успокоившись, они принялись за старое с новой силой. Объединившись, английская и французская партии образовали конституционную партию, группировка Колокотрониса осталась верной графу Каподистрии и назвала себя правительственной партией. Столкновение между этими двумя силами произвело гражданскую войну и поставило Грецию на грань катастрофы[75]. Таковы были партии в Греции. Подобное положение могло лишь увековечить беспорядки и разногласия.


Причина третья.

Природа правительства.

Третья причина несчастий Греции проистекает из самой природы ее правительства, поскольку оно было глубоко республиканским, потому что верховная власть до прибытия короля была выборной и временной, и потому что в ней некоторым образом участвовал народ через посредство своих депутатов, которые на протяжении определенного срока представляли его в национальных собраниях.

Понятно, что подобная система правления была настоящим горнилом политических группировок. В этом была причина их живучести и активности, поскольку все обладали равными правами, каждый считал себя способным ко всему, все хотели командовать и никто – подчиняться. Эта путаница произвела беспорядок, а в конце концов – анархию и разложение.


Причина четвертая.

Интриги иностранцев.

Но важнейшая причина постигших Грецию несчастий заключается в интригах Франции и Англии. Как мы уже видели, именно агенты этих двух держав, чтобы утвердить в Греции свое влияние, посеяли смуту среди ее жителей, наточили нож, поразивший графа И. Каподистрию[76], и превратили этот край в страну глубокой скорби. Именно они ввели регентство[77] в порочный круг, подтолкнули его к насильственным реформам и постоянно заставляют его совершать все новые ошибки.

Рассмотрим, что происходило до приезда регентства, что случилось потом, осмотримся вокруг, поглядим, как обстоят дела сегодня, и сделаем выводы.

Христианский народ, более трех столетий стонавший под османским владычеством, проснулся от спячки, поднялся и сбросил сковывавшие его цепи. В ответ на эту новость султан предался фанатичной мести, и, не различая правых и виноватых, отдал приказ о всеобщей резне христиан. Однако многим удалось спастись. Большинство из них нашли пристанище в России, где их приняли как братьев и осыпали благодеяниями. Эта держава употребила все средства для того, чтобы улучшить судьбу их отечества. Напротив, Франция и Англия всячески пытались заставить его вернуться под османское иго. Не преуспев в этом, он и основали в Греции свои партии, с тем чтобы утвердить в ней свое влияние. Они не жалели ни денег, ни обещаний для достижения этой цели. Результатом чего стала постоянная буря страстей и интересов, с необходимостью повлекших за собой хаос и гражданскую войну.

Между тем, стала неизбежной война между Портой и Россией[78]. Англия предвидела ее исход. Чтобы предотвратить ее, она заключила союз с Францией.

Независимость Греции получила признание. Нация, уставшая от потрясавших ее интриг, избрала себе вождя извне[79]. Он не был ни французом, ни англичанином; он был греком и искренне стремился к благополучию своей страны. Россия поспешила его признать. Другие державы, несмотря на официальное признание, втайне замышляли его погубить. Этот человек их не устраивал. Им нужно было послушное орудие, а он не собирался им служить. Затем разразилась июльская революция[80], маска была сброшена и президент пал жертвой их злобы.

Французы и англичане воспользовались его смертью, чтобы восстановить свое влияние. Их цель не была достигнута. Граф Августин принял бразды правления и заявил о намерении следовать системе своего брата[81]. Англичане и французы содрогнулись. Они возбуждали страсти, инспирировали восстание и добились того, что пламя гражданской войны разгорелось вновь. Нация разделилась. Одна часть вооружилась против другой, и они вступили в ужасную битву мнений и интересов, результатом которой стало падение графа Августина[82].

Под эгидой французской и английской миссий было создано правительство из семи членов[83]. Россия его признала, но не приняла никакого участия в его формировании. Якобинство[84] более не давало себе труда маскироваться. Оно покровительствовало конституционалистам и преследовало сторонников свергнутого правительства. Революция простерла над Грецией свои погребальные покровы и ее земля покрылась руинами.

Прибыло регентство. Оно угодило в объятия французов и англичан. Вместо того, чтобы залечивать раны государства, оно находило удовольствие в том, чтобы их разрывать. По наущению своих друзей оно объявило себя сторонником одной партии, осыпав другую унижениями. Оно взяло под особое покровительство убийц графа Каподистрии, объявило войну его установлениям, пытаясь заменить их таким типом устройства, который не отвечает ни желаниям, ни нуждам нации. Не зная, как применить в условиях общества со своей национальной спецификой идеи о власти и общественном порядке, регентство трудилось исключительно в интересах двух морских держав[85], желая силой насадить в Греции либерализм.

К тому же оно произвело на свет неисполнимые комбинации, из которых нет выхода. Басня говорит нам о зодчих, настолько изобретательных и искусных, что они построили лабиринт, в котором сами заблудились и нашли свою смерть. Кажется, будто этот вымысел воплотился в истории с проектами установлений, задуманными регентством и его верными друзьями англичанами и французами.

Таковыми средствами две морские державы воспользовались для вразумления греков, возрождения для них «золотого века» и укрепления их благополучия. Таковы же и причины, вызвавшие распри в обществе, которые привели к сильным потрясениям, едва не погубившим Грецию.

Часть первая

Политическая ориентация регентства

I. Положение в Греции к концу 1832 года

Внутреннее положение.

Разоренная, разделенная раздорами, терзаемая множеством внутренних врагов, бессильная, беспомощная, не верящая самой себе, без национального духа, недовольная настоящим, обеспокоенная будущим, абсолютно инертная, Греция ожидала решения своей судьбы от короля, которого великодушие союзных держав только что посадило на ее престол.


Бессилие правительства.

При его приближении хаос ненадолго прекратил свирепствовать, но искалеченное и окровавленное тело Греции уже агонизировало под тяжелейшими ударами, нанесенными ему революцией. Ее так называемое правительство, власть которого кончалась за порогом Навплии[86], не имело ни сил, ни доверия. Оно держалось исключительно на французских штыках.


Заимис, Колеттис и Метаксас.

Заимис и Метаксас[87], члены правительства и сторонники Англии, для видимости помирились с Колеттисом, но продолжали его ненавидеть до глубины души. Колеттис платил им тем же; он сожалел также о том, что, поставив на кон жизнь и благополучие 800 000 человек, не смог добиться осуществления своего любимого проекта превращения Греции в республику с тем, чтобы играть в ней роль диктатора. Все трое, мучимые совестью и охваченные ужасом при виде тех зол, которые они причинили своей родине, втайне оплакивали погибшее общество и думали об уготованной им судьбе, заставляя молчать свою горечь. Они были до такой степени жалки, что не смели обнаруживать всю глубину своего бессилия. Сенат, как угрызения совести, своими частыми протестами напоминал им с высоты скал Спеце[88] об их беззакониях и вызывал их к подножию трона для отчета в их действиях.


Французы.

Французы заняли Навплию, Аргос и крепости в Мессении[89]. Они с досадой смотрели, как Греция ускользает из их когтей. Они обвиняли Колеттиса в бесхарактерности, бездарности и даже в предательстве за то, что он не сумел отдать им свою родину, посадив на ее трон французского принца и отомстив грекам вообще, уличая их в несправедливостях и обидах и безжалостно их истребляя.


Военные.

Старый Колокотронис, удалившийся в Каритену[90] с остатками военной комиссии, с горечью упрекал Заимиса и Метаксаса в том, что они не смогли устранить препятствия, мешавшие его примирению с правительством. Дзавелас[91] и Мамурис[92] сохранили свои места и были готовы покориться королю.


Общественное спокойствие восстановлено.

С другой стороны, разбойники вернулись в свои притоны, пираты прекратили свирепствовать на море. Дикие орды перестали притеснять сельских жителей. Албанцы-мусульмане[93] исчезли, накал страстей ослаб, политические группировки протянули друг другу руки, и, хотя остаток самолюбия мешал их лидерам сделать первый шаг к искреннему примирению, они надеялись, что прибытие короля поможет им забыть прошлое, сплотиться вокруг трона и окружить его любовью и признательностью.

Таково было положение в Греции к моменту приезда короля[94].


Приезд короля.

Он появился, и греки поспешили ему навстречу, оглашая воздух тысячекратными криками: «Да здравствует наш отец! Да здравствует Оттон! Да здравствует дорогой король Греции!». Все друг друга поздравляли, лобызались, все лица сияли от счастья. Нет больше ненависти, раздоров, политических группировок. Одна мысль занимала все умы, одно чувство переполняло все сердца – желание засвидетельствовать королю, какое воодушевление внушало его присутствие. При виде этой спонтанной и неподдельной радости, которая составляет лучшее вознаграждение государей, король был растроган и в его глазах показались слезы радости. Он был счастлив и его улыбка, казалось, говорила его подданным: «Мой народ, я устрою твое счастье». И он его устроит, в этом нет сомнений, но он еще мал и до его совершеннолетия управление делами вверено регентскому совету, правящему от его имени. Но, прежде чем говорить о его политической ориентации и деятельности, представляется необходимым последовательно описать характер короля, членов регентства, его министров и наиболее влиятельных лиц Греции.

II. Портреты короля, регентов, наиболее влиятельных людей Греции и членов дипломатического корпуса

Король.

Король – юный государь, в чьем добром сердце нашли себе место скромность, умеренность и большое почтение к религии. Он серьезно озабочен исполнением своих обязательств в отношении своего народа. Он любит греков и любим ими. Они были воодушевлены, поскольку полагали, что он будет говорить на их языке и молиться в их храмах. Вскоре они задумались, и туча омрачила их ясные лица. «Король – католик!», – подумали они, и эта мысль произвела на них впечатление головы Медузы Горгоны[95]. Неужели разница в вероисповедании должна вечно воздвигать непреодолимую стену между государем и его подданными? к чему это упрямство, последствия которого могут быть губительны? разве история не дает нам примеров обращения весьма могущественных королей? Почему бы не пойти на это греческому королю? Пусть регентство об этом подумает и проникнется следующей истиной: король не мыслит себя в лоне Православной церкви[96].

К достоинствам короля, о коих только что было сказано, надо, объективности ради, присовокупить и некоторые легкие недостатки. Кажется, природа не наделила его сильным духом и той проницательностью, которая позволяет далеко заглядывать в будущее. Он робок и этого следует опасаться, поскольку со временем им будет руководить мнение тех людей, которые того не стоят. Должно также заметить, что его учителя, похоже, хотели воспитать из него исключительно мирного государя. Они имели небольшое отношение к военному делу и, кажется, забыли максиму: «кто теряет шпагу, теряет скипетр».


Члены регентства.

В момент своего приезда в Грецию регентство состояло из трех членов, а именно: господина графа д’Армансперга, председателя, господина Маурера и генерала Гейдека. Господин Абель был всего лишь их заместителем. Когда господа Маурер и Абель были отозваны, место первого занял статский советник кобель, место второго осталось незанятым. Приступим к исследованию характера этих государственных деятелей.

Граф д’Армансперг[97].

Господин граф д’Армансперг – человек, не лишенный талантов. Он активен, бдителен и разбирается в финансовых вопросах; но эти достоинства затмеваются безграничным высокомерием и тщеславием. Он падок на лесть и считает себя первым государственным деятелем в Европе. Охваченный этой безумной идеей, он мог бы сказать, как шекспировский Ричард: «Я единственный в своем роде»[98]. Его тон выдает человека, который, по странному устроению своей души, считает себя вправе смотреть на остальных себе подобных как на существа, не имеющие к нему никакого отношения, поскольку в его власти находится обеспечить себе желаемые выгоды, ни во что при этом не ставя наносимый другим вред.

По той же причине он терпеть не мог своих коллег и при первом же удобном случае от них избавился. Граф д’Армансперг – один из лидеров немецких либералов и состоит в близких отношениях с профессором Тиршем[99] и бароном Вангенгеймом[100], бывшим государственным министром вюртембергского короля, которые поощряют его стремление к триумфу либеральной системы в Греции. Он ничего для нее не сделает, пока будет у власти. Его портфели полны проектами законов, созданных для Баварии. Их применение некогда оказалось неприемлемым для нужд и обычаев этой страны. Он долго их хранил и не хотел бы, чтобы эти столь древние плоды погибли напрасно. Он полон решимости внедрять их в Греции насильно, нимало не заботясь о том, чтобы основать учреждения, которые могли бы помешать ему в этом, до тех пор пока эти проекты не будут реализованы. Как только король возьмет бразды правления в свои руки, можно быть уверенным, если только король Баварии этому не воспротивится, что этот корифей либералов оправдает чаяния своих немецких друзей, расположением которых он дорожит.

При короле Людвиге Баварском он стоял во главе правительственных учреждений королевства. Он едва не разрушил их своими нововведениями и навлек на себя немилость, только благодаря которой было исправлено причиненное им зло. Под давлением Англии он был возвращен из опалы и назначен главой регентства. Он за это благодарен и пытается всячески выразить ей свою признательность.

Также можно сказать, что, назначая его председателем регентства, баварский король усадил на одну из ступенек трона либерализм и английского агента, верно служащего интересам этой державы.

Господин Маурер[101].

Господин Маурер – человек посредственных способностей, но весьма искусный в юриспруденции. Прежде он занимал профессорскую кафедру в одном из немецких университетов и это притупило его ум. Все его манеры отдают, так сказать, школярством. Он не либерал, но слишком беспечен, чтобы остановить распространение в Греции новых идей, слишком снисходительно принимает в свой круг злоупотребляющих его доверием интриганов, слишком непредусмотрителен, а его мелкое честолюбие опрометчиво стремится к тому, чтобы насадить в Греции порядки и обычаи своей страны. Самым большим достоинством он считал знание немецкого языка. Владеющим им обеспечены были важнейшие государственные должности.

Естественным следствием этой слабости стало попадание господина Маурера в полную власть некоего Схинаса[102], молодого интригана, получившего образование в Германии. Войдя в доверие к Мауреру, он занял пост министра по делам религий и народного просвещения. Этот молодой человек был предан французам и связал господина Маурера по рукам и ногам. Таким образом получилось, что господином регентом управлял человек, которым, в свою очередь, управляли из-за границы. В результате господин Маурер, вовсе не бывший либералом, сам того не подозревая, действовал в интересах французов.

Генерал Гейдек[103].

Господин Гейдек пользуется полным доверием баварского короля и, в свою очередь, безгранично ему предан. Его Величество в свое время отправил его в Грецию, чтобы он обучил паликаров[104] европейской дисциплине. После отъезда Фавье[105] он сменил этого офицера на посту командующего регулярными войсками, а при графе Каподистрии стал генеральным инспектором крепостей государства. Позже он с ним поссорился и вернулся в Баварию весьма недовольный греками и их правительством. Давая наставников своему сыну, баварский король не мог лучше и придумать, чем присоединить к ним человека, который считался прекрасно знающим и людей, и дела в Греции.

Господин Гейдек – один из наиболее упорных хулителей покойного президента и всегда старается приписать себе все введенные при нем улучшения в военной сфере.

У него нет определенных взглядов. Он действует исключительно под впечатлением момента. Он ни француз, ни англичанин, но твердо убежден в том, что Греция не может процветать без союза и покровительства одной из морских держав.

Господин Гейдек считает себя гениальным, между тем у него даже нет характера. Его не без основания упрекают в несколько легкомысленных наклонностях, у него деятельный и беспокойный ум, подталкивающий его ко всеобщим разрушениям под видом всеобщих реформ. Увлеченный немецкой дисциплиной, он расстроил организацию как регулярных, так и иррегулярных войск, желая германизировать паликаров, характер которых ему недостаточно известен. Все эти реформы вообще в дурном стиле и навлекли тысячу проклятий на неразумного реформатора. Господин Гейдек – заклятый враг графа д'Армансперга.

Конец ознакомительного фрагмента.