Интернационализация геноцида
Только что закончилась встреча в Кэмп-Дэвиде. Все мы с интересом следили за трансляцией совместной пресс-конференции президентов и Бразилии, изучали подробности этой встречи и комментарии к ней.
Отмечу, что на требование бразильского гостя устранить таможенные тарифы и субсидии, защищающие и поддерживающие производство биоэтанола в США, Буш не ответил – он не пошел ни на малейшие уступки.
Президент Бразилии Лула заявил, что именно из-за тарифов и субсидий происходит удорожание кукурузы, цена на которую, по его словам, выросла более чем на 85 %.
Ранее газета Washington Post опубликовала статью бразильского президента, в которой он излагал идею превратить продукты питания в топливо.
Я не собираюсь здесь ни обижать Бразилию, ни вмешиваться во внутреннюю политику этой великой страны. Именно в Рио-де-Жанейро 15 лет назад, на Международном форуме по окружающей среде, я в энергичной семиминутной речи обрисовал экологические проблемы, угрожающие существованию человеческого рода. На том форуме присутствовал и Буш-старший, тогдашний президент США, – так же, как и остальные президенты, он из вежливости поаплодировал мне.
Никто в Кэмп-Дэвиде так и не ответил на главный вопрос: кто и где будет поставлять больше 500 млн тонн кукурузы и других зерновых, необходимых США, Европе и развитым странам для производства того количества биоэтанола, которое требуется для покрытия огромных капиталовложений? Кто и где будет выращивать сою, подсолнечник и рапс, масла которых развитые страны собираются превращать в топливо?
Некоторые страны экспортируют излишки производимого продовольствия. Баланс между экспортерами и потребителями стал напряженным, вследствие чего цены на продукты питания резко выросли. Из-за нехватки места я лишь могу указать здесь следующее.
Согласно последним данным, пять основных мировых производителей кукурузы, ячменя, сорго, ржи, проса и овса – сельхозкультур, которые Буш намерен перерабатывать на биоэтанол, – поставляют на рынок 679 млн тонн продукции. В свою очередь, пять главных потребителей (некоторые из них одновременно являются и производителями) этих зерновых нуждаются в 604 млн тонн в год. Излишки составляют менее 80 млн тонн.
Это колоссальное расточительство зерновых ради производства топлива (мы еще не включаем сюда семена масличных культур) всего-навсего приведет к тому, что богатые страны сэкономят меньше 15 % от того, что потребляют в год их прожорливые автомобили.
В Кэмп-Дэвиде Буш заявил о намерении перерабатывать пищевую продукцию на биоэтанол в мировом уровне – это означает не что иное, как интернационализацию геноцида.
Президент Бразилии в опубликованном Washington Post послании утверждал, что под выращивание сахарного тростника для производства биоэтанола отведено меньше 1 % сельхозугодий Бразилии. Тем не менее это почти вдвое больше площади, на которой возделывался тростник на Кубе в период, когда мы производили почти 10 млн тонн сахара, а до распада Советского Союза и глобальной перемены климата было еще далеко.
Наша страна стала производить и экспортировать сахар первой в мире. Сначала производство сахара основывалось на труде рабов – в первые годы XIX века их число превышало 300 тысяч, и благодаря им испанская колония превратилась в ведущего экспортера сахара. Почти через столетие, в начале ХХ века, в псевдореспублике, зависевшей от США, сахарный тростник выращивался исключительно благодаря труду антильских иммигрантов и неграмотных кубинцев. Трагедией для нашего народа был так называемый «мертвый сезон», регулярно возникающий из-за циклического характера возделывания этой культуры. Плантации сахарного тростника были собственностью американских компаний и крупных кубинских землевладельцев. Таким образом, мы лучше, чем кто бы то ни было, представляем себе социальные последствия возделывания сахарного тростника.
В прошлое воскресенье, первого апреля, канал CNN транслировал заявление бразильских специалистов, утверждавших, что значительная часть земель, отведенных властями Бразилии под разведение сахарного тростника, уже выкуплена богатыми американцами и европейцами.
В «Размышлениях» от 29 марта я рассказал о том, какие последствия может иметь для Кубы глобальное потепление, на которое накладываются другие традиционные характеристики нашего климата.
На нашем острове, бедном и далеком от консюмеризма, скоро не будет людей, готовых выдержать суровый труд по уходу за плантациями сахарного тростника в усиливающиеся жару, дожди и все более частые засухи. После того как над островом пронесется циклон, даже самые совершенные машины не смогут жать поваленный и скрученный тростник. Прием сжигания тростника был неизвестен в предшествующие столетия, а почва на плантациях еще не была утрамбована гусеницами комбайнов и колесами грузовиков. Раньше не существовало чрезвычайно дорогих азотных, калийных и фосфорных удобрений, а сухие и дождливые месяцы регулярно чередовались. В современном сельском хозяйстве не может быть высоких урожаев без ротации культур.
Первого апреля, в воскресенье, агентство France-Presse передало тревожное сообщение о том, что глобальное изменение климата эксперты ООН считают неизбежным – по их мнению, серьезные последствия этого изменения мы увидим уже в ближайшие десятилетия.
«Согласно докладу ООН, который на будущей неделе должен быть опубликован в Брюсселе, климатические изменения существенно повлияют на американский континент и вызовут учащение ураганов и волн жары; в Латинской Америке из-за глобального потепления участятся засухи, вымрут многие виды животных и может возникнуть голод.
К концу этого века оба полушария будут испытывать проблемы с водой, и если правительства не захотят принимать мер, то общемировой рост температуры увеличит смертность, частоту возникновения стихийных бедствий и заразных заболеваний», – предупреждает Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГИК).
«В Латинской Америке вследствие потепления тают ледники в Андах, нависла угроза исчезновения над амазонскими лесами, которые постепенно будут превращаться в саванны, – далее утверждают эксперты. – Поскольку на побережье США живет значительное число людей, эта страна также подвержена воздействию экстремальных природных явлений, как это доказал ураган “Катрина” в 2005 году».
Это цитата из второго доклада МГИК – из серии, начало которой положила в феврале публикация первого заключения экспертов, гласящего, что глобальное изменение климата – это реальность.
В этом втором докладе объемом 1400 страниц анализируются климатические перемены по разным регионам планеты. «Эксперты считают, что даже если будут приняты радикальные меры для сокращения выбросов двуокиси углерода в атмосферу, повышение температуры на планете в ближайшие десятилетия все равно произойдет», – так завершается сообщение агентства France-Presse.
Как и следовало ожидать, Дэн Фиск, сотрудник Совета по национальной безопасности США, занимающийся данным регионом, в день встречи в Кэмп-Дэвиде заявил, что «на обсуждении региональных вопросов обязательно встанет вопрос о Кубе, причем вне связи с производством этанола, о котором выздоравливающий президент Фидель Кастро написал статью в четверг, а чтобы поговорить о голоде, который испытывает кубинский народ из-за него».
Поскольку я должен что-нибудь ответить этому господину, то вынужден напомнить, что показатель детской смертности на Кубе меньше, чем в США. В нашей стране нет ни единого гражданина, которому недоступна бесплатная медицинская помощь. Все учатся или занимаются экономически полезной работой, несмотря на почти полвека экономической блокады и попыток властей США сломить голодом и экономически удушить кубинский народ.
Китай никогда не направил бы ни единой тонны зерновых или бобовых на производство биоэтанола. Речь идет о стране с процветающей экономикой, которая ставит рекорды роста, о стране, любой житель которой в состоянии приобрести основные потребительские товары, несмотря на то что 48 % населения (насчитывающего больше 1,3 млрд человек) заняты в сельском хозяйстве. Даже наоборот – было предложено сэкономить энергию, закрыв тысячи заводов, чрезмерно потребляющих электричество и нефть. Значительный объем продуктов питания страна импортирует, закупая их за тысячи километров от Китая во всех уголках планеты.
Многие страны, не добывающие нефть, не могут выращивать кукурузу и другие зерновые и масличные растения, потому что им не хватает воды даже для удовлетворения самых элементарных потребностей.
На одной конференции по производству биоэтанола, организованной в Буэнос-Айресе Палатой нефтедобытчиков и Ассоциацией экспортеров зерна Аргентины, голландец Лоек Бунекамп, директор департамента рынков и торговли сельхозпродуктами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), заявил журналистам: «Какой бы энтузиазм не испытывали правительства по поводу производства биоэтанола, следовало бы более трезво оценить, стоит ли им поддерживать инициативы в этой области».
Производство биоэтанола без поддержки со стороны госбюджета может принести выгоду только в США и нигде больше.
«Биоэтанол – не манна небесная, – сказал Бунекамп, – нам не следует слепо браться за развитие его производства. Сегодня развитые страны мира предлагают добавлять биотопливо к обычному ископаемому топливу (в объеме примерно 5 %), и это уже сказывается на ценах сельхозпродуктов. Если объем добавок возрастет до 10 %, то на выращивание сырья потребуется 30 % всех сельскохозяйственных площадей США и 50 % таких же площадей Европы. Поэтому я и задаю вопрос, является ли производство биоэтанола целесообразным. Рост потребности в сырье для производства биоэтанола приведет к тому, что цены на сельхозпродукцию возрастут и станут неустойчивыми».
Вследствие протекционистских мер США сегодня цена биоэтанола составляет 54 цента за галлон, а реальные субсидии – намного выше.
Если вспомнить арифметику из курса средней школы, можно легко убедиться, что простая замена лампочек накаливания на люминесцентные (о чем я уже писал в предшествующих «Размышлениях») позволила бы экономить деньги и ресурсы на триллионы долларов и для этой экономии не понадобился бы ни один гектар сельскохозяйственной земли.
Средства массовой информации тем временем передают и другие новости:
«Загадочное исчезновение миллионов пчел в США нервирует не только пчеловодов, но и конгресс, который в этот четверг будет обсуждать критическое положение с важнейшими для сельского хозяйства насекомыми. Первые серьезные признаки этой проблемы появились после Рождества в штате Флорида: местные пчеловоды обнаружили, что их пчелы исчезли.
С тех пор странная пчелиная болезнь, названная экспертами “синдромом внезапного разрушения колоний”, сократила на 25 % численность пчелиных роев в стране.
“Мы потеряли больше полумиллиона колоний по 50 тысяч пчел в каждой”, – сообщил Дэниел Уивер, президент Американской федерации пчеловодов. Он подчеркнул, что это бедствие затронуло примерно тридцать из 50 штатов страны. Любопытно, что пчелы пропадают, но пчелиных трупов не обнаруживается.
Согласно исследованию, проведенному учеными Корнельского университета, трудолюбивые насекомые опыляют культуры, совокупный урожай которых оценивается в 12–14 млрд долл.
Пытаясь найти причины загадочной болезни пчел, ученые перебирают самые разные гипотезы. Одна из них – гипотеза о пестициде, который вызвал у пчел некие неврологические нарушения и изменил их чувство ориентации. Другие винят засуху и даже излучение сотовых телефонов, но пока что никто не знает наверняка, что за причина породила это явление».
Впрочем, самое плохое, что может случиться, ждет нас впереди – это новая война за нефть и газ, которая поставила бы человечество на грань полного истребления.
Некоторые российские газеты, ссылаясь на разведывательные данные, сообщили, что война США против Ирана готовится уже более трех лет – подготовка была начата еще в тот день, когда правительство США решило оккупировать Ирак и развязать очередную гражданскую войну.
Между тем власти США ассигнуют сотни миллиардов на разработку оружия, использующего самые современные технологии, такие как микроэлектронные системы; создаются новые виды ядерного оружия, которые могут поражать цель через час после получения приказа об атаке.
США с олимпийским спокойствием игнорируют выступления мировой общественности против всех видов ядерного оружия.
Разрушить все до последнего иранского завода – задача технически простая, если принимать в расчет военный потенциал Америки. Сложности начнутся потом, когда будет развязана война против одной из ветвей ислама – религии, заслуживающей нашего уважения не меньше, чем остальные религии народов Ближнего и Дальнего Востока, возникшие до или после появления христианства.
Проникновение британских солдат в территориальные воды Ирана и последующий их арест кажутся провокацией, в точности похожей на провокацию организации, известной как «Братья идут на помощь»[2], члены которой, в нарушение распоряжений президента Клинтона вторгались в наши территориальные воды. Оборонительные действия Кубы послужили предлогом для принятия правительством США знаменитого закона Хелмса – Бертона[3], покушающегося на суверенитет не только Кубы, но и многих других стран. Влиятельные СМИ постарались поскорее забыть этот эпизод. Как полагает сегодня немало людей, страх начинать войну с Ираном связан с тем, что в этот понедельник цена нефти достигла почти 70 долл. за баррель.
Откуда бедные страны третьего мира возьмут ресурсы, чтобы просто выжить?
Я не преувеличиваю и не использую слишком громких слов, а строго придерживаюсь фактов.
Очевидно, что у той многогранной фигуры, каковой представляется нынешнее положение дел в мире, много темных сторон.