Вы здесь

Раздельное питание: Принципы раздельного питания для детей и взрослых. 7. ТРАДИЦИИ ВОСТОКА (Дарья и Галина Дмитриевы, 1997)

7. ТРАДИЦИИ ВОСТОКА

Идея раздельного питания не взялась из воздуха, – в той или иной форме раздельное питание существовало всегда. Примером интуитивного применения принципа раздельного питания служат древние восточные культуры – Китай и Индия – где проблемам здорового образа жизни уделялось большое внимание. При этом видно, что, не делая из еды культа, там успешно развивали кулинарное искусство.

Индия

По сей день многие люди следуют принципам, изложенным в древних писаниях Индии и составляющим основу ведической культуры. (Слово «ведический» происходит от санскритского слова «веда», что значит «абсолютное знание». Древние священные писания Индии, написанные на санскрите, называют Ведами, так как они содержат знания об абсолюте.)

Оценить по достоинству ведическую кухню – значит увидеть в ней часть ведической культуры. Принципиальное отличие ведической кухни от любой другой заключается в сознании повара. Следуя ведической традиции, повар готовит пищу в состоянии духовной сосредоточенности, думая о том, что эти блюда будут предложены Богу. Люди, как правило, просят Бога дать им «хлеб насущный». Преданный Кришне сам предлагает «насущный хлеб» Богу, выражая тем самым свою любовь к нему, на что Кришна всегда отвечает взаимностью. В одном из ведических писаний – «Бхагавадгите» – Кришна говорит, что, если кто-то с любовью и преданностью предложит ему вегетарианскую пищу, будь то всего лишь листок, плод или вода, он примет ее. По своей непостижимой милости Кришна пробует предложенную пищу и тем самым одухотворяет ее. Так обычная еда становится прасадом Кришны, милостью Кришны, а обыкновенный прием пищи превращается в трансцедентный акт поклонения Кришне и любовного общения с ним.

Прасад по своим качества коренным образом отличается от пищи, приготовленной для собственного языка или на продажу. Готовя пищу, люди обычно думают о чем угодно, но только не о том, чтобы доставить удовольствие Господу, и их материалистические мысли оказывают неуловимое влияние на того, кто ест эту пищу. Но когда мы едим прасад – пищу, приготовленную с любовью и преданностью для Господа и затем предложенную ему – наши сердца очищаются. Один из духовных учителей движения Кришны, Макунда Гасвами, говорил: «Если вы едите обыкновенную пищу, вы только развиваете в себе страстное желание наслаждаться этим материальным миром, но если вы едите прасад, то с каждым съеденным куском в вас усиливается любовь к Богу». Такова философия ведической кухни.

Последователи ведической культуры практически не употребляли в пищу мясо. Употребление его распространилось В Индии лишь с приходом иноземных завоевателей: Моголов, пришедших их Персии в XVI веке; правивших в течение четырех веков португальцев и, наконец, британских колонизаторов. Однако, несмотря на то, что в течение многих веков Индия находилась под властью людей, питающихся мясом, огромное число индийцев и сейчас являются вегетарианцами.

Согласно ведическим представления, жизнь любого существа священна и ничем не оправданное убийство невинных созданий является грубым нарушением законов Божьих, поэтому Индия испокон веков была страной вегетарианцев. Истинным вегетарианцем по ведическим представлениям является тот, кто не ест ни мяса, ни рыбы, ни яиц. Нельзя считать вегетарианцем в полном смысле этого слова человека, если он отказывается от мяса, но ест яйца или рыбу, так как он питается плотью, хотя она может быть скрыта, как в яйцах, под известковой скорлупой. Тот, кто стал вегетарианцем только ради того, чтобы избежать насилия, может не видеть причин для отказа от употребления в пищу неоплодотворенных яиц. Однако, с ведической точки зрения, любая плоть непригодна для человека, поэтому тот, кто хочет стать вегетарианцем, должен отказаться и от яиц, которые являются строительным материалом для тел будущих цыплят, независимо от того, оплодотворены они или нет.

Некоторые вегетарианцы, называемые веганами, воздерживаются не только от мяса, рыбы, яиц, но и от молочных продуктов, протестуя таким образом против безжалостной эксплуатации коров, которой они подвергаются на мясомолочных фермах. Преданные же Кришны проявляют свое сострадание к животным иным способом. Они также осуждают подобное насилие над животными, но не отказываются от молока, которое, согласно Ведам, является одним из важнейших продуктов питания.

На время став вегетарианцами, многие люди позднее возвращаются к своим старым привычкам, поскольку не получают удовольствия от вегетарианской пищи и не очень убеждены в необходимости вегетарианства. Но если бы они знали об альтернативной системе ведического питания с ее изысканными блюдами, которые не только полезны для здоровья и очень вкусны, но также способствуют духовному развитию человека (с совершенно научной точки зрения), то навсегда отказались бы от мяса. Нет лучшей пищи, чем вегетарианские блюда, предложенные Кришне. Готовить их совсем не сложно, а результат превосходит все ожидания.

Итак, вегетарианство, с ведической точки зрения, – это неотъемлемая часть образа жизни и философии тех, кто стремится к совершенствованию, а не только система питания. Начав следовать наставлениям Вед, какую бы цель мы не преследовали: достичь духовного совершенства или просто развить в себе привычку к чистой и здоровой пище, мы станем счастливее сами и перестанем причинять ненужные страдания другим живым существа в окружающем нас мире. Правильное питание важно по двум причинам: оно помогает человеку, занятому духовной практикой, овладеть своими чувствами, помимо того, что является одним из необходимых условий физического здоровья (переедаание, употребление нечистой пищи, принятие ее в возбужденном состоянии вызывают, как известно, «мать всех болезней» – несварение желудка).

Первое требование правильного питания – одухотворение процесса приема пищи. «Бхагавадгита» делит пищу на три вида: пищу в гуне благости, гуне старости (молочные продукты, фрукты, овощи, злаки) считается самой здоровой. Она очищает человека, дает силу, здоровье, увеличивает продолжительность жизни, приносит счастье и удовлетворение. Эта пища сладкая, сочная, маслянистая и вкусная. Причиной страданий является пища в гуне страсти: слишком горькая, кислая, соленая, сухая и горячая.

К гуне невежества относится «гнилая и дурно пахнущая пища», такая как мясо, рыба, птица и т. д. Тот, кто питается такой пищей, часто и мучительно болеет, накапливает плохую краму. Из этого следует, что пища, которую мы едим, оказывает непосредственное влияние на нашу жизнь. Если бы современные люди руководствовались в выборе пищи иными критериями, чем ее цена и желание получить удовольствие, то могли бы избежать многих ненужных страданий. Кроме того, что пища нужна для поддержания жизни и жизненной энергии, второе ее предназначение – способствовать очищению ума и сознания. Тот, кто заботится о своем духовном развитии, должен, прежде чем принять пищу, предложить ее Богу. Многие индийцы и жители других стран не прикоснутся к пище, если она не была предложена Богу. Вкушение же предложенной Богу пищи способствует духовному прогрессу человека.

Третье правило, есть всегда в одно и то же время. Переваривание пищи происходит наиболее активно, когда солнце в зените, поэтому старайтесь, чтобы основной прием пищи приходился на полуденные часы. После легкого завтрака должно пройти не менее трех часов до следующего приема пищи, а после плотного обеда – не менее пяти часов. Еда в строго установленное время, без перекусывания в промежутках между приемами пищи, поможет вам облегчить процесс пищеварения и обуздать ум и язык.

Принимать пищу следует в спокойной и приятной обстановке. Хорошее расположение духа помогает пищеварению, но в еще большей степени ему способствует духовный настрой. В соответствии с ведической поваренной книгой «Кшемакутухалой», написанной во втором веке нашей эры, хорошее настроение и приятная атмосфера важны для правильного пищеварения так же, как и качество самой пищи. Пища божественный дар, поэтому готовить, подавать и вкушать ее следует с радостью и благоговением.

Один из важнейших принципов ведической кухни – правильное сочетание продуктов. В один прием пищи можно сочетать лишь те продукты, которые подходят друг к другу по вкусу, легко перевариваются вместе и усваивааются. Хорошо сочетаются с овощами рис и другие злаки. Со злаками и овощами хорошо сочетаются молочные продукты, такие, как творог, пахта, йогурт, но свежее молоко и овощи несовместимы, так же, как и молоко с бобовыми. Типичный ведический обед из риса, дала, овощей и чапати содержит все необходимые питательные вещества и легко усваивается. Старайтесь не употреблять свежие фрукты с овощами. Фрукты лучше всего есть отдельно. Не смешивайте сладкие фрукты с кислыми, а молоко – с кисломолочными продуктами или кислыми фруктами.

Делитесь прасадом с другими. В классическом произведении «Упадешамрите», написанном около пятисот лет назад Рупой Госвами и рассказывающем о принципах преданного служения, говорится: «Одна из форм проявления любви к преданным – угощать их прасадом и принимать прасад от них». Священные писания рекомендуют делиться прасадом с окружающими – как с друзьями, так и с незнакомыми людьми. Дар Господен бесценен, и нельзя его утаивать от других. Когда приходило время обеда, домохозяин в древней Индии выходил на порог дома и кричал: «Прасад! Прасад! Прасад! Пусть все, кто голоден, заходят в мой дом и я накормлю их!» Многие индийцы следуют этому обычаю до сих пор. Оказав гостям радушный прием, они досыта кормят их и только после этого сами садятся за стол. Старайтесь угощать других прасадом при любой возможности, даже если вы не можете следовать этому обычаю, и тогда вы сами будете получать от него большое удовольствие.

Следующее необходимое условие—соблюдение чистоты. Большое внимание в ведической культуре уделяется чистоте, как внешней, так и внутренней. Внешняя чистота подразумевает, в частности, соблюдение всех правил гигиены при приготовлении пищи. Это, безусловно, включает в себя такую хорошую привычку, как мытье рук перед едой. После еды также следует вымыть руки, прополоскать рот, вымыть лицо, промыть глаза. Внутренняя чистота—это чистота ума и сердца. Чтобы смыть с них налет материальной скверны, необходимо повторять ведические мантры, в первую очередь мантру Харе Кришна. Ешьте умеренно. Наша сила и энергия зависят от того, насколько хорошо усваивается съеденная нами пища, а не от того, сколько мы едим. Для нормального переваривания пищи в желудке должно оставаться свободное пространство. Старайтесь ограничиваться половиной той порции, которую вы, по вашему мнению, могли бы съесть. Вместо того, чтобы набивать желудокдо отказа, отведите четверть желудка для жидкости и четверть для воздуха. Тогда желудок сможет быстро переварить пищу, и еда доставит вам большое удовольствие. Из-за переедания ум приходит в возбужденное состояние или становится вялым, а тело наливается тяжестью и усталостью. Умеренное же питание принесет удовлетворение уму и энергию телу. Не заливайте огонь пищеварения водой. Огонь – это видимое пламя и невидимое органическое горение. Процесс пищеварения, безусловно, основан на горении. Пища переваривается в желудке с помощью огня, называемого джатхарагни («огонь желудка»), как говорится в Ведах. И поскольку за едой мы пьем, то важно учитывать влияние жидкости на огонь пищеварения. Умеряет аппетит и уменьшает возможность переедания питье перед едой. Выпитое во время еды умеренное количество жидкости способствует пищеварению, однако, если мы пьем после еды, желудочный сок разжижается и огонь пищеварения становится слабее. Не пейте, по крайней мере, час после еды, а после этого можете пить хоть каждый час, вплоть до следующего приема пищи.

Бережливо расходуйте пищу. В дни нужды нам не хватает столько пищи, сколько мы выбросили в дни изобилия, говорится в священном писании. Поэтому кладите на тарелку столько пищи, сколько можете съесть, но если все же не доели, то сохраните остатки пищи до следующего приема пищи. Разогревайте оставшуюся пищу на медленном огне, добавив в нее немного воды и часто помешивая. Посуда должна быть закрытой. Прасад – священная пища. Его нельзя выбрасывать в мусоропровод или помойное ведро. Отдайте прасад животным или заройте в землю, либо бросьте в воду, если по какой-либо причине не доели его и нужно выбросить. Будьте экономны и старайтесь не переводить продукты, готовя или принимая пищу.

Время от времени необходимо поститься. Согласно «Агорведе», пост укрепляет силу воли и здоровье. Переодическое голодание дает к тому же отдых пищеварительной системе, благодаря чему чувства становятся более восприимчивыми, а ум и сознание проясняются. «Агорведа» в большинстве случаев рекомендует во время поста ограничиться одной водой. Однако, согласно «Агорведе», полный пост не должен длиться больше одного-трех дней. Важно не пить воды больше, чем необходимо для утоления жажды. Огонь пищеварения, джатха-рагни, сжигает скопившиеся в организме шлаки, так как во время голодания ему не нужно переваривать пищу, а избыток воды препятствует сжиганию.

Преданные Кришны соблюдают и другой вид поста– постятся в день экадаши, который приходится на 11 день после новолуния. В «Брахмавайвартапуране» говорится: «Тот, кто соблюдает пост в экадаши, освобождается от всех своих грехов и благодаря этому продвигается по пути добродетели». В дни поста преданные не употребляют в пищу зерновые и бобовые, а те из них, кто могут, соблюдают полный пост. В соответствии с ведической традицией рекомендуется плотный завтрак, еще более плотный обед и легкий ужин, а по праздникам изысканный пир. Предлагаемое меню дает представление о том, какие блюда лучше сочетаются друг с другом.

Типичный завтрак включает в себя блюдо из риса или бобовых, овощи, небольшое количество йогурта, ломтик хлеба, ломтик имбиря. Хорошо подходит к завтраку травяной или имбирный чай. Существует множество вариантов более легкого завтрака.

Традиционный ведический обед состоит из риса, чапати, дала и овощей. Можно дополнить обед салатом, чатни (острой сладкой приправой), сладостями и напитком. Летом можно подать также немного йогурта.

Ужин состоит из овощей и легкого хлеба, с которым хорошо сочетаются чатни, закуски, сладости и напиток. Идеальным ужином считается стакан горячего молока со специями с ложкой топленого масла. Перед сном не рекомендуется есть много злаков и бобовых, иначе желудку придется работать всю ночь. Согласно «Аюрведе», ни в коем случае нельзя есть на ночь цитрусовые, йогурт и вообще кислую пищу.

В соответствии с ведической традицией, в будниие дни принято питаться умеренно и скромной пищей, а в воскресенье устраивать «пиры любви» и приглашать на них гостей. Роскошный пир дает возможность людям приобщиться к изобилию, которое царит в духовном мире. Меню праздничного пира должно включать рис с овощами или орехами, тушеные и жареные овощи, райту (салат), острую закуску, пури, чатни, одиндва вида сладостей, напиток и кхир (сладкий рис). Число блюд на праздничном пиру неограниченно.

Китай

Древние китайцы также много внимания уделяли проблеме правильного питания, напрямую связывая ее со здоровьем. В книге «Чжудши» сказано:

Надо быть сведущим в еде и питье. Часто происходит расстройство организма и даже сама жизнь подвергается опасности. Почему? Потому что мы пищевыми веществами и питьем пользуемся или в излишестве, или в малом количестве, или не вовремя. Поэтому надо изучать особенности приготовления пищевых веществ и питья. Необходимо знать меру потребления и знать действие пищевых веществ и питья и какие из них вредны. Так, пищевые вещества обычно делятся на твердые и жидкие. А твердые еще делятся на простые семена, разные сорта мяса, маслажиры, зелень, и на сложные семена, приготовленные искусственно. Различия семян:

Семена с шелушкой. Сюда относятся рожь, пшеница, гречиха, ячмень, рис, пшено, мелкий рис. Эти семена приятны на вкус и при усвоении сохраняют этот вкус.

Свойства семян риса: жирное, мягкое, удобоваримое и прохлаждающее. Рисом излечивают расстройство трех жизненных процессов, кроме того, рис укрепляет и останавливает поносы и рвоту. В отличие от риса мелкий рис имеет свойство прохлаждающее и удобоваримое, вызывает аппетит.

Пшеноспособствует заживлению и излечиванию расстройства тканей и ушибов, т. к. имеет свойство тяжелое, прохлаждающее и укрепляющее. Ядрица способствует упитыванию и увеличению экскрементов, действуя тяжело и охлаждающе.

Гречиха и ячмень. Они также имеют свойства охлаждающие, удобоваримые. Излечивают сложные расстройства жизненных процессов желчи и млечно-лимфатической системы.

Семена с кожицей;это различные сорта горохов. У них вяжущий, приятный вкус, охлаждающее действие; удобоваримы. Имеют упитывающее свойство, останавливают кровотечение, лечат острые расстройства слизистых путей, останавливают поносы. Горохом, освобожденным от масла, натираются при ожирении, при расстройствах питания крови и жизненных процессов желчи.

Если кашель, одышка, геморрой или в семенном пузырьке образовались камни – лечит китайский горох. Образование спермы усиливает манна. Вяжущий и приятный вкус мелкого гороха вызывает расстройства трех жизненных процессов. В свежем и сыром виде все эти семена тяжелые, а спелые, сущеные, старые легко усваиваются. Свежие, вареные и жареные легче перевариваются и усваиваются в той последовательности, в какой здесь приведены.

Виды мяса.

Их восемь. Различают мясо животных, которые живут на суше, в воде, на суше и в воде одновременно.

Животные, которые живут в воде. Их мясо имеет свойства жирного, тяжелого и горячительного. Такое мясо лечит местные расстройства в желудке, почках, в поясничной области и поднимает местные понижения температуры в этих органах.

Животные, которые живут в воде и на суше. Их мясо имеет оба эти свойства.

Птицы и животные, которые питаются сырым мясом, хищнически добытым. Это мясо грубо, но удобоваримо, острого свойства. Оно улучшает пищеварительные способности желудка, усиливает питание мышц и поднимает температуру.

Жирная баранина имеет горячительное свойство, вызывает аппетит, помогает упитыванию тканей.

Козье мясо тяжелое, свойства прохлаждающего, приносит расстройство трехжизненных процессов, помогает больным сифилисом, оспой, при ожогах.

Свойство прохлаждающее, жирное имеет мясо рогатого скота.

Абсцессы и нагноения, расстройства лимфы излечиваются мясом осла, мула, кониной. Это мясо поднимает местное понижение температуры в почках и поясничной области.

Охлаждающие, удобоваримые свойства имеет свинина. Она излечивает язвы, раны и застарелые хронические катары. Для укрепления сна, для упитывания мышц употребляется мясо медведя.

Мясо буйвола имеет горячительное и жирное свойство, поднимает температуру и приводит к расстройству питания крови и желчи.

Упитыванию спермы, заживлению ран, язв способствует мясо куриное и воробьиное. А при расстройстве зрения, слепоте необходимо употреблять мясо павлина. Оно же укрепляет и стариков.

Мясо оленя усиливает пищеварение, повышает температуру в печени и желудке. Козье мясо (дикой козы) легкого и охлаждающего свойства, способствует понижению температуры.

Грубое кроличье мясо лечит поносы, усиливает пищеварительную способность.

Тяжелое мясо грудной, поясничной и средней части самцов и самок животных. Так же и у самок животных, которые носят плод. А у самок и самцов птиц мясо легкое. Тяжелого свойства и мясо головы, грудной области, таза и поясничной области.

Если мясо старое – горячительного свойства, а свежее – прохлаждающего свойства. Тяжелого свойства, трудно переваривается свежее мясо, замороженное и жирное.

Легкого свойства и легко переваривается сушеное и вареное мясо.

Рыба улучшает зрение, возбуждает аппетит, лечит расстройство желудка, раны, опухоли.

Масла и жиры

Прохлаждающие свойства, приятный вкус в масле, в растительных маслах, в костном мозге и жире.

Слизистые оболочки смазываются маслом и жиром, они делаются скользкими; действует успокаивающе.

Для стариков, детей, слабых, малокровных, истощенных, перенесших горе масло и жиры очень полезны.

Улучшает вид, придает бодрость, лечит расстройство жизненных процессов желчи, понижает температуру – все это действие свежего масла, которое имеет прохлаждающее и укрепляющее свойства.

А старое масло лечит душевнобольных, также раны и язвы. Чтобы улучшить память, способности, укрепить и улучшить пищеварение, долго жить – поможет вареное масло. Вообще, лучшие масла дают большую пользу.

Для улучшения аппетита, для уничтожения сухости экскрементов используется масло, пенка, сыр. Масло коровье улучшает пищеварительную способность. Точно так же действует и масло из молока буйволицы и овцы, и лечит расстройство температуры в организме. Кунжутное масло, горячительного и острого свойства, способствует ожирению сухощавых, а ожиренных лечит, восстанавливая в них силу и излечивая расстройства жизненных процессов.

Костный мозг упитывает сперму при расстройстве костной ткани в суставах, ожоги; расстройство слуха, головного мозга лечат жиры. Употребляемое в пище масло способствует улучшению пищеварительной способности и освобождению первых путей пищеварения от всяких застоев, упитыванию тканей, улучшению вида и зрения, способствует долголетию.

Лук, морковь и другая зелень

Лук репчатый на вкус жгучий, щавель горького вкуса.

Зелень как сырая, вареная, так и сушеная имеет свойства согревающие, легкие или прохлаждающие, тяжелые. Зелень излечивает расстройства питания.

Чтобы улучшить сон, возбудить аппетит, излечить расстройства жизненных процессов, нужно употреблять репчатый лук. А вот удалить глистов и восстановить усиление жизненной живой теплоты поможет простой лук, тяжелого и прохлаждающего свойства. У свежей моркови жгучий вкус, она усиливает пищеварение, а старая морковь способствует усилению жизненных процессов, она имеет тяжелое, прохлаждающее свойство.

Противоядие при отравлении – морковькоротель. Всякая зелень способствует улучшению аппетита, но переваривается тяжело и трудно.

Каша и суп из риса и пшеницы

Рис и пшено можно приготовить как в жидком, так и в густом виде. Чем жиже, тем легче переваривается. Утоляя жажду и голод, эта крупа успокаивает, усиливает жизненную живую теплоту, легко усваивается;

кровеносные сосуды делаются мягкими. Густая каша утоляет голод, жажду, уничтожает запоры. Пшеничная крутая каша останавливает поносы, утоляет жажду. Эти вещества желательно употреблять людям усталым, и после принятия ванны.

Пшено с бульоном, сваренное на говядине, переваривается трудно. Жареный рис останавливает поносы, помогает сращиванию костей при переломах.

Как пшеничная, так и ржаная каша способствует отделению экскрементов и ослабляет теплоту в первых путях пищеварения; эти продукты легко усваиваются, если они в жареном виде; они полезны для желудка.

Трудно усваиваются жареные и холодные пшеница и рожь. А сваренные они легко перевариваются и усваиваются. Кислые – ослабляют пищеварительную способность желудка. Каши и кисели из этих веществ легко усваиваются и лечат расстройство жизненных процессов. Супы и бульоны, сваренные из различных видов яса, укрепляют, упитывают и поддерживают жизненные процессы.

Соусы

Чтобы остановить понос, усилить теплоту в нервных путях пищеварения, используется соус из листьев аконита.

А вот соус из баклажаанов и помидоров вредит зрению; сами же томаты лечат расстройство трех жизненных процессов.

Конец ознакомительного фрагмента.