Вы здесь

Развитие экологического туризма в Ставропольском крае. Глава II. Проектирование и обустройство экологических троп ( Коллектив авторов, 2014)

Глава II. Проектирование и обустройство экологических троп

2. 1. Общая информация об экотропах в контексте развития экологического туризма

Как уже было отмечено, на ООПТ (в национальных парках и заповедниках, в том числе и биосферных), открытых для экологического туризма, задача экологического образования относится к разряду приоритетных. Для этого на ООПТ создается специальная инфраструктура.

Для охраняемых природных территории экоцентры играют роль информационных узлов, а экотропы – информационных коридоров, объединенных в единую информационную систему. Главный экоцентр создается при входе или въезде на охраняемую природную территорию, а небольшие, второстепенные экоцентры могут находиться в начале, в конце или на пересечении экотроп. Основное назначение экотроп складывается из трех взаимосвязанных компонентов: рекреации, обучения и воспитания.

Первые экологические тропы были проложены в Соединенных Штатах Америки («Длинная тропа» – в Аппалачах, 1910 г.) и в России («Штангиевекая тропа» в окрестностях Ялты, 1899 г. и «Голицынска тропа» в окрестностях Судака, Крым, 1916 г.).

Экологические тропы прокладываются в национальных парках, ландшафтных заказниках, по охранным зонам заповедников. Экологическая тропа как специфическая форма обучения и просвещения обладает многими преимуществами. Во-первых, информация воспринимается при посещении дикой природы; во-вторых, открывается возможность привлечения к природоохранной деятельности большого количества людей.

Экологические тропы различаются по длине маршрута, его продолжительности, трудности прохождения, сложности предлагаемой информации, по форме. Преобладают способом передвижения является пеший, но при наличии соответствующих природных условий создаются тропы для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды или даже для автомобилистов. Основным критерием классификации экологических троп является их назначение.

Познавательно-прогулочные экотропы, или тропы «выходного дня», имеют протяженность 4–8 км, находятся вблизи от входа в национальный парк или заповедник. Продолжительность экскурсии с проводником или с путеводителем 3–4 часа. Познавательно-туристские экотропы имеют значительно большую протяженность (от десятков до сотен километров) и продолжительность прохождения. Они чаще прокладываются в зонах туризма национальных парков и проходят их либо с проводником, либо самостоятельно. В последнем случае обязателен инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на природе.

Экскурсии протяженностью не более 2,0–2,5 км и продолжительностью не более 3 часов проводятся, как правило, под руководством проводников-экскурсоводов, ученых-натуралистов, специалистов-экологов.

Экологические тропы должны также служить для временного и пространственного распределения потоков посетителей во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков охраняемой природной территории.

Конкретный выбор трассы зависит от местных условий: типа ландшафта, рекреационной нагрузки, инфраструктуры и пр. Обязательно наличие трех главных составляющих экологической тропы: привлекательность, доступность и информативность.

Привлекательность тропы связывается с живописным пейзажем, гармоничным сочетанием живой и неживой природы, разнообразием растительного и животного мира, своеобразием особо привлекательных объектов и природных явлений (озера, красивые протоки, скалы, каньоны, водопады, пещеры и др.).

Доступность для посетителей – одно из главных требования при проектировании тропы. Необходимо, чтоб начало тропы находилось вблизи входа в национальны парк. Сама трасса не должна быть очень сложной, так как в противном случае это ухудшает восприятие пейзажа.

Информативность отличает экологическую тропу с обычного туристского маршрута. Важно, чтобы тропа раскрывала эколого-географические проблемы и характер взаимодействия человека и природы. Благодаря умелому выбору трассы тропы улучшается восприятие контрастных и ритмичных природных ландшафтов. Информативность тропы повышается благодаря устройству особых информационных сооружений – аншлагов.

2.2. Информационное обеспечение экологических троп

Природные тропы посещают не только организованные, но и самодеятельные группы или отдельные отдыхающие. Чтобы удовлетворить их познавательные потребности, на самой тропе устанавливают указатели, особые сооружения в виде информационных стендов или аншлагов, а также маркировочные знаки.

Информативность тропы повышается благодаря устройству особых информационных сооружений – аншлагов. Входной стенд – своеобразные «ворота тропы». Именно на входном аншлаге туристы должны получить общую информацию о форме и длине маршрута, об основных природных и культурных достопримечательностях и правилах поведения на тропе. Здесь же помещают оперативную информацию – «Новости тропы», касающуюся именно данного сезона, сведения о наличии особых сложностей в прохождении маршрута, о том, есть ли в это время года клещи, много ли комаров и других насекомых и т. д. Вход на тропу должен быть хорошо заметен от остановки транспорта или с ближайших подступов к началу тропы.

Информация на входном аншлаге должна быть конкретной и достоверной. И если на нем написано что-либо на тему «как прекрасен этот мир», то справа и слева, впереди и даже сзади стоящего перед стендом посетителя мир должен и в самом деле соответствовать этим словам, то есть быть образцом красоты природы, а вовсе не вытоптанной, да еще и замусоренной площадкой.

Щит укрепляется вертикально, горизонтально или лучше под наклоном, чтобы удобнее было читать. Способ подачи информации зависит от контингента посетителей. Если тропа создается для дошкольников и младших школьников, следует дать больше рисунков, можно забавных. На тропах для взрослых текст, как правило, преобладает над рисунками, но зато большое внимание уделяется его художественному оформлению, размеру букв, сочетанию различных шрифтов. Говоря о природных особенностях окружающей территории, необходимо избегать излишне сухой информации. Для усиления эмоционально-воспитательной роли можно дать текст в поэтической форме.

Конец ознакомительного фрагмента.