Вы здесь

Развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике. Глава 1. Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей в декоративно-прикладном...

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей в декоративно-прикладном искусстве

1.1. Психологический аспект развития художественно-творческих способностей личности в сфере декоративно-прикладной деятельности

Для выявления условий развития художественно-творческих способностей определим сначала само понятие «способности» в психологии. Выяснив влияние на развитие способностей задатков, деятельности, среды, умений, комплексности способностей и др., остановимся подробнее на развитии художественно-творческих способностей, которые относятся к специальным, конкретизируя понятие и особенности развития художественно-творческих способностей в декоративно-прикладном искусстве.

Проблема способностей в отечественной психологии изучается достаточно глубоко. Степенью развития и формирования способностей человека во многом определяется его успешная деятельность. Всякая способность является способностью к какой-то деятельности, и, соответственно, важно всестороннее развитие способностей.

Теоретические концепции способностей разработаны в трудах Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Б.М. Теплов под способностями понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения [28]. Исследуя проблему способностей, Б.М. Теплов выделяет три признака, которые важны при определении способностей:

• Способностями нельзя считать свойства, в отношении которых все люди равны. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

• Способности – это не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

• Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.[28, 10]

С.Л. Рубинштейн, рассматривая структуру способностей, выделяет два основных компонента:

• «операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность

• «ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.[26]

В современной психологии намеченную С.Л. Рубинштейном структуру способностей развивает в своей теории В.Д. Шадриков [32]. Он определяет способность как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Под способностями им понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности в их качественно-количественном своеобразии, определяющие эффективность формирования и функционирования систем деятельности, из чего делается заключение о целесообразности их соотнесения с функциональной системой деятельности.

К методологическим основаниям теории способностей В.Д. Шадрикова можно отнести также системный подход, разработанный Б.Ф.Ломовым, концепцию фундаментальной системы П.К. Анохина и представления Б.Г. Ананьева об онтогенезе психических функций, взаимоотношений функциональных и операциональных механизмов психики.

Д.Б. Богоявленская, изучая концепцию В.Д. Шадрикова о структуре способностей и сравнивая ее со структурой С.Л. Рубинштейна, отмечает, что именно понимание способности как функциональной системы позволяет, наконец, решить проблему соотнесения задатков и способностей. Индивидуальная мера выраженности способностей оценивается на основе параметров производительности, качества и надежности деятельности. «Если способности – это свойства функциональной системы, то задатки – свойства компонентов этой системы…Общие свойства нервной системы, проявляющиеся в продуктивности психической деятельности, относятся к общим задаткам» [8, 21]. Определяя способности как функциональные системы, она рассматривает их с «ядром», в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия также представлена отлаженной системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности.

Исследования Б.М. Теплова показали, что способности существуют только в постоянном процессе развития, это понятие «динамическое». Только благодаря систематическим занятиям возможно поддерживание и дальнейшее развитие у человека соответствующей способности. Этого же мнения в своих трудах придерживался и С.Л. Рубинштейн. Являясь основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности, он считал, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Способности и умения не тождественны, но они тесно связаны между собой. С одной стороны, для освоения определенных умений и знаний необходимо наличие известных способностей, а с другой – формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. По мере того, как осваиваются знания и умения, они ведут к развитию способностей. «По мере того, как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности [25, 124]

Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев, один из основателей психологической теории деятельности, отмечает, что способности являются свойством индивида и ансамбль способностей обусловливает успешность выполнения определенной деятельности. Имеются в виду те свойства, которые развиваются онтогенетически в самой деятельности и в зависимости от внешних условий. Все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений, считает А.Н. Леонтьев [20]. Он выдвинул общепсихологическую теорию деятельности – направление в психологической науке. Он определил структурный анализ деятельности и выделение в ней компонентов и уровней, образующих систему, функционирующую как целое. Особое место отводилось отношению между строением деятельности и строением сознания. Он при исследовании деятельности уделил особое внимание ее системному характеру с ее внутренними переходами и превращениями, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в систему общества. Предложенную им структуру деятельности можно представить в виде таких главных составляющих: потребности, мотив, побуждающий личность к деятельности, цель, средства для осуществления деятельности, результат [18].

Отечественные психологи, изучая проблему способностей, пришли к единому мнению об их прижизненном формировании, отрицая их врожденное происхождение. Однако существует некоторая разница в трактовке роли природного фактора (задатков) в формировании способностей. Е.А. Климов, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов отмечают значимость природной стороны (задатков).

Рассматривая вопрос о классификации способностей в психологии, следует отметить, что они подразделяются на природные (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Природные способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не отождествляются с ними, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения. К Специфическим относятся общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Изучая специфические способности, психология классифицирует их на различные виды: общие способности, при наличии которых легко и продуктивно выполняются многие виды деятельности; специальные способности; индивидуальные способности, указывающие на неповторимость и своеобразность способностей данного индивида; практические способности.

Общие и специальные способности также имеют различия. Общие характеризуются тем, что они: а) в случае нормального развития имеются у большинства людей в данной возрастной категории; б) задействованы в широком спектре деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость. Под общими способностями понимают систему интеллектуальных качеств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями во всех видах деятельности.

Специальные способности не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и, нередко, особого дарования. Они необходимы для успешного выполнения определенных видов деятельности. Общие способности являются условием и базой формирования специальных способностей. «Все специальные способности человека – это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему проявлению» [25,126]. С.Л. Рубинштейн при этом делает акцент на психологической природе способностей, по его мнению, они складываются в активном освоении мира субъектом.

Проблемой специализированных способностей, которые вырабатывались в ходе исторического развития человечества, занимались многие отечественные ученые. С.Л. Рубинштейн в этом контексте пишет, что «…все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии» [25,127]. В результате этого, делает вывод С.Л. Рубинштейн, дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность. Б.Г. Ананьев считает, что каждая специальная способность представляет собой синтез определенных свойств личности, составляющих ее готовность к активной и продуктивной деятельности в данной области общественной жизни [6].

Психологи, понимая под способностями индивидуально выраженные возможности к успешному обучению и осуществлению той или иной деятельности, классифицируют их. Для классификации способностей в современной психологии используются два варианта. Первый – по видам психических функциональных систем: сенсоматорные, перцептивные, мнемические, аттециональные, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут классифицироваться как научные (математические, лингвистические, гуманитарные), как творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.

В современной психологии вопрос о природе специальных способностей особенно актуален в связи с выделением различных видов одаренности. В концепции В.Д. Шадрикова [32] реализован новый подход к проблеме природы соотношения общих и специальных способностей. Феномен «специальных способностей» рассматривается им как «фантом», так как любая деятельность осваивается на фундаменте общих и специальных способностей, которые развиваются в этой деятельности. Ключевым для развития способностей является понятие «оперативность» – тонкое приспособление свойств личности к требованиям деятельности. В.Д. Шадриков определяет специальные способности как общие способности, приобретшие оперативность под влиянием требований времени. В ходе профессионализации изменяется компонентный состав способностей, детерминирующих успешность деятельности, усиливается теснота связей способностей, входящих в структуру и увеличивается их общее число.

Б.М. Теплов наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание различных способностей, которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того, что успешность может быть достигнута различными путями. Относительная слабость какой-то одной способности вовсе не исключает возможность успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Б.М. Теплов рассматривал способности не изолировано друг от друга, а как компонент целостной системы, в которой отделить какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь в аналитических целях.

Сочетание различных и высокоразвитых способностей называют одаренностью. Психологи часто обозначают термином «одаренность» общую способность. В зарубежной литературе ее часто отождествляют с интеллектом. С.Л. Рубинштейн в этом плане пишет, что «если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.» [25, 127].

В отечественной психологии проблемой соотношения одаренности и отдельных видов способностей занимались Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Л.И. Уманский, Д.Н. Гоноболин, Т.И. Артемьева, В.Н. Мясищев и др.

В психологии одаренность определяется как:

• качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

• уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

• умственный потенциал или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

• совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

• талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет независимый от них фактор.

Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине IХХ в. английский ученый Ф. Гальтон. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д.Б. Богоявленской, и др. в психологии закрепилось представление о двух видах общей одаренности: интеллектуальной и творческой (креативности). В факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы «художественной» одаренности и «практической» одаренности. Люди, обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов. В настоящее время считается, что существуют как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом.

С.Л. Рубинштейн считает, что «внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности» [25,128].

Развитие специальных способностей является сложным процессом, при котором каждая способность имеет свой путь развития. В ходе этого развития способность дифференцируется, формируется и отрабатывается. Исследования различных видов специальной одаренности проводились по большей части с профессиональной ориентацией и выявлением профессиональной пригодности. Художественной, изобразительной одаренностью занимался Р. Эйлер. Из отечественных психологов – Б.М. Теплов, который глубоко изучал музыкальные способности [31]. В.И.Кириенко [15] – изучал изобразительные.

Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по уровню или масштабу. Так, одни и те же способности у разных людей к одной и той же деятельности могут быть различны. «Под общей одаренностью подразумевается уровень общих способностей, а под специальной одаренностью – уровень специальных способностей» [25, 132]. С.Л. Рубинштейн также говорил и о значительности одаренности, существенным показателем которой в процессе развития способностей могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения. Доказательством способностей, еще более непосредственным, чем быстрота и успешность овладения знаниями, является то, какой сдвиг в умственном развитии дает овладение определенным кругом знаний, считает С.Л. Рубинштейн.

«Способность должна включать в себя различные психологические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет» [25, 122]. С.Л. Рубинштейн, изучая проблему способностей, отмечает, что они имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки в виде задатков. Различия в задатках людей заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физеологических, функциональных его особенностях. Способности, развиваясь на основе задатков, являются функцией развития, в которое задатки входят как исходный момент. Способности, включаясь в процесс развития человека, сами развиваются, преобразовываются и изменяются.

А.Н. Леонтьев [19] и его последователи в своих трудах выделяют роль задатков в том, что те обусловливают, главным образом, некоторые индивидуальные особенности самого хода формирования данной способности.

Задатки – генетически детерменированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой процессов формирования способностей и их развития. Разделяя способности и задатки способностей, Б.М. Теплов [28, 29, 30] определял последние как врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют о том, что способности, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства наследственных способностей. Задатки как одно из условий формирования способностей не предопределяет их развития. Задатки многозначны, т. е. на их основе могут быть сформированы различные способности. По теории Б.М. Теплова в качестве задатков (общих и специальных) могут выступать:

А – Типологические свойства нервной системы, в первую очередь парциальные свойства, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т. д.

Б – Индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т. д.

Б.М. Теплов четко разграничивал задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности.

По содержанию задатки и способности также различны. Врожденное, наличное к моменту рождения, необязательно является продуктом одной лишь изолированно взятой наследственности. Оно обусловлено и предшествующим ходом эмбрионального развития. А наследственно обусловленное не выступает уже оформившимся к моменту рождения. Таким образом, врожденное не сводится к наследственному, а наследственное к врожденному. Но, тем не менее, значение врожденных задатков для разных способностей различно. Способности являются не врожденными свойствами организма, а результатом развития личности. Врожденные задатки являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Развитие, например, художественных способностей может зависеть от того, найдет ли человек творческие замыслы, сюжеты, адекватные техническим средствам, и наоборот.

Предпосылками для развития способностей являются внутренние и внешние условия. Внутренние – это задатки, типологические свойства нервной системы, склонности, ориентировочная реакция на новизну, активность, саморегуляция, индивидуальный стиль деятельности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонности к определенному виду деятельности (специальные способности) или повышенной любознательности ко всему (общая способность). Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности – склонность, которая проявляется в стремлении и тяготении к определенной деятельности. Склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей. «Склонность – это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью» [17,248].

Внешние условия – общественные условия, социальные факторы, историческое развитие, окружающая среда. Социальные факторы обеспечиваются воспитанием, обучением, требованием общественной деятельности. Тот факт, что развитие способностей тесно связано с овладением знаний и умений в области материальной и духовной культуры, накопленной человечеством, является широко распространенным в психологии и научно доказанным. Лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений, навыков возможно развитие способностей. Обучение и воспитание, по мнению В.С.Кузина, служат решающим фактором в формировании способностей [17, 248]. При этом очень важно уметь отличать способности и знания, умения, навыки.

В.С. Кузин, отмечая важность благоприятных условий в формировании способностей, считает, что важнейшим фактором является общественная среда, практическая деятельность [17, 246].

Еще один важный фактор развития способностей – комплексность (одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей).

К ведущим свойствам художественных способностей В.С. Кузин относит [17,247]: свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие восприятие художественных образов (отбор главного, наиболее характерного в проявлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа); свойства зрительной памяти, при которых создаются яркие зрительные образы в сознании художника, способствующие успешной трансформации их в художественный образ; эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению (особенно развитые эстетические чувства); волевые качества личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Развитие ведущих свойств творческих способностей наиболее успешно при условии развитого зрительного анализатора, который обеспечивает восприятие пропорций, особенностей плоской и объемной формы, пространственные отношения предметов, ритма, цвета, движения, перспективных сокращений объемных предметов. Все это необходимо для успешного процесса художественной деятельности.

В связи с этим, для развития художественных способностей в психологии наряду с ведущими свойствами принято выделять и вспомогательные свойства:

• свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов;

• сенсоматорные качества, обеспечивающие успешное усвоение технических приемов.


В декоративно-прикладном искусстве продуктивная работа мышления (особенно, образного), творческого воображения, зрительной памяти, художественного видения наряду с эмоциональным отношением художника к изображаемому объекту и волевыми качествами являются первостепенными при создании произведений, значимых с образной стороны.

Что касается качественных и количественных характеристик способностей, то в психологии они определяются структурой любой деятельности, в которой проявляются те или иные способности. Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, В.В. Шадриков усматривают эти характеристики: в индивидуальной мере их проявления в конкретной деятельности; в возможности включения способностей не только в одну, а в несколько видов деятельности; в степени разносторонности конкретной личности; в зависимости способностей от числа и качества входящих в них составляющих элементов; в возможности снижения одних элементов структуры способностей за счет качества других; в универсальности свойств активности личности; в развитии и совершенствовании способностей путем перехода способов деятельности в качество ее осуществления.

Способности, проявляясь в осуществляемой деятельности, развиваются на основе специально созданных педагогических условий, которые определяют специфику той деятельности, в которой они актуализируются.

Современные отечественные ученые склоняются к мнению, что под способностями должны подразумеваться такие пожизненно формирующиеся индивидуально-психологические особенности личности, которые соответствуют требованиям определенной деятельности и обнаруживаются в динамике приобретения на уровне развития необходимых знаний и умений.

В.С.Кузин [17, 245] пишет, что «…под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.» В.Д. Шадриков [32], исследуя развитие способностей, формирует представление об одаренности как интегральном проявлении способностей в целях конкретной деятельности. В соответствии с этой структурой развитие способностей проходит несколько стадий:

1. Развитие функциональной системы, реализующей конкретную функцию в совокупности ее компонентов и связей.

2. Развитие операционных механизмов.

3. Развитие оперативности в системе функциональных и операционных механизмов.

4. Овладение субъектом способностями через рефлексию в конкретной деятельности.

Формирование творческих способностей неразрывно связано с формированием личностных качеств человека, т. к. личность наиболее полно развивается в процессе творчества. Проблемой личности занимались такие отечественные психологи, как С.Л. Рубинштейн, Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, А.М. Матюшкин, Б.Ф. Ломов и др..

Учение о всестороннем развитии личности выдвигает на первый план ее динамичную функциональную структуру. Структурные компоненты личности, которые предлагают ученые-психологи, нередко отождествляются со структурой деятельности. С.Л. Рубинштейн выдвигает мотивационную сферу (потребности, интересы, направленность, установки, темперамент., характер и способности) в ядро личности [103].

Интеллектуальная активность по мнению ученых зависит от степени развития компонентов структуры личности и сочетания их и влияет на развитие творческих способностей.

Художественно-творческие способности, как видно из исследований психологов, относят к специальным способностям. Специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, музыкальные, математические способности и др.) Общие способности могут в той или иной мере появляться во всех видах деятельности. Специальные же, по мнению В.С.Кузина, ввиду специфических особенностей конкретной деятельности, характеризуются определенными, присущими только данному виду способностей чертами.

Совершенствование как изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства в процессе становления общества послужило условием интеллектуального и эстетического развития человека, его чувств и познавательных возможностей. При совершенствовании культуры общества возрастает практическая потребность в результатах изобразительной деятельности и в предметах декоративно-прикладного искусства. В связи с этим повышается значение художественно-творческих способностей.

Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие. В.Н.Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний).

Креативность, как основная часть одаренности, определяется как высокий уровень развития каких-либо способностей. Вопрос о психологической природе креативности является в современной психологии одним из самых дискуссионных. Изучением креативности занимаются многие отечественные и зарубежные ученые-психологи. Так, Л. Терстоун, обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности темперамента. Дж. Гилфорд в основе своей концепции креативности определил принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивиргенцией. Он считал операцию дивиргентности основой креативности, которую объяснял как тип мышления, идущего в различных направлениях и выделил параметры креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию идей; способность к продуцированию идей (гибкость); способность нестандартно отвечать на раздражители (оригинальность); способность к усовершенствованию путем добавления деталей; способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу).

На настоящем этапе развития психологии проведено множество исследований в области связи креативности и интеллекта. Так Айзенк считает, что креативность есть компонент общей умственной одаренности.

Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В таком случае, если выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель, деятельность не приостанавливается. По мнению Д.Б. Богоявленской, развитие деятельности по инициативе личности есть творчество. В.Н. Дружинин считает, что творчество как активность личности заключается в возможности выхода за пределы заданного. Еще один критерий креативности – увлеченность, интерес к содержанию деятельности. В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое анализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия: 1 – отсутствие образца регламентированного поведения; 2 – наличие позитивного образца творческого поведения; 3 – создание условий для подражания творческому поведению; 4 – социальное подкрепление творческого поведения.

Творческий процесс предполагает различные качественные уровни. В.И.Елисеев [11] выделяет три уровня: по способам реализации поставленной цели с подуровнями методов и средств (низкий), по расширению проблемы, не меняющей сути (средний), по изменению сути.

Способность изобретать новое и воплощать новые идеи в реальность, по мнению ученых, является важнейшей особенностью, отличающей человека от других живых существ. Интеллект (как способность решать актуальные проблемы в уме без поведенческих проб) присущ не только человеку. Однако только человек создал «культуру» (музыка, книги, нормы поведения и др.). Человек, изобретая, творит. «Творчество как способ социального поведения изобретено человеком для реализации идей – плодов человеческого активного воображения» [10, 182]. Творчество всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Несомненна важность творчества и в декоративно-прикладном искусстве, т. к. создание бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами необходимо для развивающегося в культурном плане общества.

Функция творчества – отражать не только мысли и устремления, но и стадию развития общества в целом, исторические события, противоречия в обществе, и др. Оно дает возможность понять определенный период развития общества, его дух и противоречия. Общество отбирает и сохраняет только те творения, которые наиболее полно отражают определенную стадию его развития, показывая важность творчества для следующих поколений.

Конец ознакомительного фрагмента.