Пленарное заседание
Влияние туризма на устойчивость социально-экономического развития территорий
Тамара Витальевна Ускова зам. директора ИСЭРТ РАН, д.э.н., доцент
На современном этапе развития общественно-историческому процессу присущи глобализация и динамизм, которые, с одной стороны, способствуют увеличению темпов экономического роста и тем самым обеспечивают возможность удовлетворять возрастающие потребности все большего числа населения планеты, а с другой – влекут за собой неопределенность и неустойчивость развития, выступают дестабилизирующим фактором, существенно осложняющим управление социально-экономическими системами.
В условиях динамичности и неопределенности внешней и внутренней среды вопрос обеспечения устойчивости социально-экономического развития территорий[1] приобретает особую остроту и вызывает повышенный интерес к нему как исследователей, так и практиков.
Ярким примером влияния глобализации на социально-экономическое развитие России, ее регионов и муниципальных образований является мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в начале 2008 г., а в конце то же года охвативший практически всю территорию РФ, последствия которого мы ощущаем и до настоящего времени. Следствием кризиса стал резкий спад в экономике после устойчивого роста, наметившегося в 2000 году.
Анализ социально-экономического развития территорий и региона в целом позволяет говорить о наличии ряда устойчивых негативных тенденций.
Во-первых, Вологодская область вошла в число регионов наиболее пострадавших от кризиса. И главная причина такой ситуации видится в слабой диверсификации экономики региона, ее зависимости от экспортоориентированных производств – металлургического и химического. В структуре обрабатывающих производств доля этих секторов в 2010 г. составляла почти 80 %. Вместе с тем эта зависимость усилилась: за два десятилетия рыночных преобразований удельный вес металлургического производства вырос в 1,4 раза, а химического – в 2 раза.
Во-вторых, экономические показатели в сельском хозяйстве региона уменьшились. Почти в половине районов области сельскохозяйственное производство свернуто.
В-третьих, в области имеет место низкая инвестиционная активность. Период рыночных трансформаций сопровождался беспрецедентным падением объёмов инвестиций в основной капитал вплоть до 2000 г. Весьма существенный рост объемов инвестиций в основной капитал наблюдался в регионе с 2003 по 2008 гг., однако с началом кризиса произошла смена вектора инвестирования. В результате в 2010 г. объем инвестиций в основной капитал, рассчитанный на душу населения в сопоставимых ценах, составил только 75 % от уровня 1990 г.
В-четвертых, проблемы в производственном секторе региона не способствуют наполняемости областного бюджета. С 2011 г. Вологодская область признана дотационной.
В-пятых, негативные процессы сохраняются и в социальной сфере региона. Если до начала реформенного периода доходы населения Вологодской области, как и в целом по стране, превышали уровень прожиточного минимума в 3,5–4,5 раза, то в 2000 г. – только 2 раза. На конец 2010 г. соотношение дохода и величины прожиточного минимума в регионе составило 2,3 раза, в Российской Федерации – 3,3 раза, что позволяет говорить о снижении уровня жизни вологжан.
В-шестых, устойчивую тенденцию приобрели депопуляционные процессы. За годы преобразований численность населения области сократилась на 11 %, или 146,7 тыс. человек (в Российской Федерации – на 3 %). Более существенные потери населения в регионе обусловлены высоким уровнем смертности (16,8 % против 14,2 % в РФ в 2010 г.).
В-седьмых, усиливается и дифференциация территорий внутри регионов. Происходит деградация структуры поселенческой сети, её измельчание. Этот процесс носит устойчивый характер, связан в основном с вымиранием населения, оттоком из сельской местности молодёжи и затуханием в сёлах производственной, а вместе с ней социальной и культурной деятельности. Следствием деградации территорий является выбытие земель из сельскохозяйственного оборота и потеря социально-экономического контроля за рядом исторически освоенных территорий. Все более усиливается разрыв по уровню развития между городами и сельскими территориями.
Как и в других регионах РФ, в Вологодской области отмечается значительная дифференциация муниципалитетов по уровню социально-экономического развития. Разрыв между районами области по объёмам промышленного производства достигает сотен раз. Кроме того, снижается доля районов в промышленном производстве области: в 2000 г. она составляла 14,2 %, а в 2010 г. – только 9,1 %. Аналогична ситуация в сельскохозяйственном производстве. Увеличивается разрыв между сельскими районами по результативности сельскохозяйственного производства.
Разница в объемах производства сельхозпродукции на душу населения между районами составляет более 20 раз. Не лучше обстоят дела и с вложением инвестиций в основной капитал. По итогам 2010 г. на 5 из 26 районов с высоким уровнем социально-экономического развития приходилось 75 % всего объема промышленной и 66 % сельскохозяйственной продукции, 57 % инвестиций.
Результаты интегральной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных районов Вологодской области[2] показывают, что высокий уровень развития характерен для районов, «тяготеющих» к городской агломерации Череповец – Вологда. Эти муниципальные районы имеют развитую экономическую базу и социальную инфраструктуру (рис. 1).
В группе с низким уровнем развития оказались районы, удаленные от областного центра. На территории этих муниципальных образований обостряются негативные процессы в производственной сфере, демографии, остаются нерешенными проблемы социального развития, здесь не реализуются крупные инвестиционные проекты.
Имеют место и другие отрицательные тенденции в социально-экономическом развитии региона.
Исследование теоретико-методологических основ управления социально-экономическим развитием территорий позволяет заключить, что на устойчивость развития оказывают влияние многие факторы, в числе которых – туризм.
В условиях открытости экономики, развития глобализационных процессов и стремления России интегрироваться в мировое экономическое пространство развитие туризма на государственном уровне было объявлено приоритетным направлением. Это отмечается и в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года.
Рис. 1. Дифференциация районов Вологодской области по уровню социально-экономического развития в 2010 году
Россия является одним из мировых лидеров по количеству объектов природного и культурного наследия и обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе пляжный, культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.
В настоящее время в туристской отрасли России занято более миллиона человек. Суммарный доход туризма составляет порядка 800–850 млрд. рублей.
Внимание к туризму как специфическому виду социально-экономической активности населения в последние десятилетия становится все более пристальным. И это неслучайно. Туризм, являясь крупнейшей, высокодоходной и динамичной отраслью экономики, создает более 6 % мирового валового национального продукта, на эту сферу приходится 7 % мировых инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений, каждое 16-е рабочее место.
Уникальный природно-ресурсный потенциал и богатейшее культурно-историческое наследие России могут обеспечить устойчивый рост занятости, доходов населения и бюджетов регионов, стимулирование развития сопряженных с туризмом отраслей. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли, а оно влечет за собой появление новых мест в сопутствующих отраслях.
По оценке Всемирной туристической организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70 млн. российских и зарубежных туристов.
Вместе с тем объем внутреннего турпотока по итогам 2011 года составил только 33,3 миллиона человек. За последние несколько лет в сегменте въездного туризма отмечается постепенное повышение потока: в 2009 году Россию посетило 2,1 млн. иностранных туристов, в 2010 – 2,13 млн., а в 2011 – 2,33 млн[3].
Россия имеет большое число базовых предпосылок для роста потока туристов, но на сегодняшний день данный потенциал в достаточных масштабах не реализован. По словам В. В. Путина, «в российских городах, имеющих всемирно известные культурно-исторические памятники и природные объекты, туристическая жизнь развивается пока, к сожалению, крайне медленно. Потенциал нашей страны используется всего на 30 %»[4].
Так, в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном специалистами Всемирного экономического форума в 2011 году, Россия заняла лишь 59-е место из 139-ти стран. При этом природные богатства нашей страны находятся на 4-м месте, а объекты всемирного культурного наследия – на 13-м[5].
Существует дисбаланс между выездным и внутренним туризмом. С одной стороны, это является следствием довольно позднего открытия России внешнему миру и, в результате, неутоленного желания побывать за пределами нашей страны. С другой – все еще низкий уровень развития отечественной туриндустрии не позволяет привлечь значительное число туристов на внутренние маршруты.
К регионам, обладающим уникальным сочетанием благоприятных природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия, относится и Вологодская область.
По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», Вологодская область занимает 11-е место в Российской Федерации по туристскому потенциалу. Оценивая факторы привлекательности Вологодской области, можно отметить, что первое место занимает богатейшее культурно-историческое наследие. На территории области на сегодняшний день насчитывается 777 памятников истории и культуры, из них 218 объектов федерального значения.
В регионе результативно развивается культурно-познавательный, событийный, экологический туризм, экскурсии. Организации, обслуживающие туристов, предлагают более 250 экскурсий по области, примерно такое же количество маршрутов внутренних и выездных.
Динамика основных показателей развития туризма свидетельствует об определенных положительных тенденциях в этом секторе экономики региона. Только с 2005 г. въездной туристский поток вырос почти в 1,5 раза (рис. 2).
Рис. 2. Въездной туристский поток Вологодской области, тыс. человек
Основная цель посещения Вологодской области туристами – культурно-познавательная (рис. 3).
Рис. 3. Структура туристского потока в зависимости от целей посещения Вологодской области, %
Увеличивается и число туристских фирм: с 2000 г. рост составил 5 раз – с 34 до 159 ед. (рис 4), из них около половины являются туроператорами по внутреннему туризму.
Рис. 4. Количество туристских фирм в Вологодской области, ед.
Растет объем их обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды (рис. 5).
В качестве положительной тенденции следует отметить усиление регулирования сферы туризма со стороны органов власти как на уровне региона, так и муниципалитетов.
Рис. 5. Динамика обязательных платежей туристских фирм в бюджет и внебюджетные фонды, тыс. рублей
В результате в области успешно реализуется ряд проектов. Это и «Великий Устюг – Родина Деда Мороза», «Липин Бор – царство Золотой Рыбки», туристская дестинация «Белоозеро». В 2 городах и 22 районах области развиваются туристские бренды. В области реализуется ДЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2013–2015 годы»; укрепляется государственно-частное партнерство в этой сфере и др.
Вместе с тем потенциал туризма используется не в полной мере, имеются существенные резервы роста его вклада в обеспечение устойчивого социально-экономического развития территорий региона.
По предварительной оценке научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» (г. Санкт-Петербург), потенциальная туристская ёмкость территории Вологодской области составляет более 3,5 млн. посетителей в год, т. е. современный уровень ее использования составляет 40 % от возможного. Использовать его мешают ряд проблем.
Прежде всего, недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры.
Несмотря на то, что Вологодская область занимает лидирующее положение в СЗФО (исключая Ленинградскую область и г. Санкт-Петербург) по числу мест в коллективных средствах размещения (табл. 1), существует несоответствие коллективных средств размещения мировым стандартам (табл. 2).
Таблица 1. Численность мест в коллективных средствах размещения на территории субъектов Северо-Западного федерального округа в 2009–2010 гг., ед.
Таблица 2. Показатели инфраструктуры туризма Вологодской области
В ряде районов области коллективных средств размещения недостаточно. Это, безусловно, ограничивает возможности по привлечению туристов и развитию туристской отрасли.
Большинство коллективных средств размещения не имеют категории «звездности», многие нуждаются в сертификации и модернизации.
Относительно невысокая доля номеров повышенной комфортности свидетельствует о том, что местные коллективные средства размещения пока не отвечают мировым стандартам обслуживания туристов.
Не отвечает современным мировым стандартам обслуживания туристов и система общественного питания. Только в Вологде и Череповце имеются рестораны и другие пункты питания, близкие к современным стандартам туристского обслуживания. Лишь относительно небольшое количество предприятий данной сферы могут принимать группы туристов, обеспечивая при этом и соответствующее качество предоставляемых услуг, и приемлемую цену.
В области наблюдается низкий уровень развития инфраструктуры придорожного сервиса. Крайне мало комплексных мест отдыха (в т. ч. точек питания), стоянок для автомобилей и автобусов, небольших магазинов сувенирной продукции, надлежащего обслуживания; практически отсутствуют игровые площадки для детей, не соблюдаются санитарно-гигиенические требования и многое другие.
Требует решения проблема развития индустрии развлечений. В настоящее время значительное число зрелищно-развлекательных объектов сосредоточено в Вологде и Череповце. На территории региона проходит много различных мероприятий в области спорта и отдыха, но большинство из них не представляет интереса для туристов из-за низкой культуры организации.
Кроме того, желание туриста посетить объекты туризма даже в самых отдаленных уголках области зависит от того, насколько приятной и комфортабельной окажется поездка до места назначения. Однако неразвитая транспортная инфраструктура и ограниченная транспортная доступность затрудняют реализацию турпродуктов в отдаленных туристских объектах (например, в Великом Устюге, Белозерске и др).
Довольно острой является проблема несоответствия уровня подготовки и профессионализма кадров, обслуживающих туристов, современным требованиям. Туристская отрасль характеризуется значительным количеством предпринимательских структур с небольшой численностью работников (5–8). Такие предприятия не стремятся тратить средства на подготовку специалистов. Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности кадров, задействованных в сфере туризма, негативно отражаются на туристском потоке.
К другим проблемам, препятствующим развитию туризма в регионе, можно отнести:
– практически полное отсутствие связи между туристскими дестинациями и, как следствие, невозможность формирования комбинированных турпакетов, рассчитанных на длительный отдых;
– низкое качество и однообразие турпродукта. Большинство турфирм предлагают однотипные туры, различающиеся только объектами показа. Довольно трудно найти занятия для всей семьи или альтернативные возможности досуга в случае изменения погодных условий и других обстоятельств.
– отсутствие четкого позиционирования туробъектов области и, как следствие, недостаток информации для потенциальных туристов об уникальности туробъектов, о благоприятной экологической обстановке, о возможностях отдыха в регионе и т. п.
– недостаточное научно-методическое обеспечение решения проблем в туристском секторе региона.
На наш взгляд, решение этих проблем будет способствовать развитию туризма в регионе, увеличению его вклада в экономику, а в конечном итоге и повышению устойчивости социально-экономического развития территорий.
Факторы эффективности новых форм объединений в туристской сфере
Валерий Сергеевич Боголюбов зав. кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве СПбГИЭУ, д.э.н., профессор
Туризм становится все более влиятельным фактором развития мирового сообщества. Ежегодно растет количество и частота поездок людей с целью туризма. Социокультурное развитие общества увеличивает тягу населения к путешествиям, к духовному и физическому развитию, а научно-технический прогресс делает путешествия приятными. Однако требования туристов к качеству обслуживания, в том числе к его быстроте, объективно стимулируют создание новых организационных форм предприятий туризма. Если посмотреть в недалекое прошлое, то видно, что предприятия туризма были фактически разобщены не только по характеру производства, но и по формам собственности. Разнообразие типов предприятий затрудняло их согласованные действия по быстрому и качественному обслуживанию туристов. Первыми организационными образованиями были туристские комплексы, объединяющие на конкретной территории основные виды обслуживания туристов, – гостиницы, рестораны, места отдыха и развлечений, другие объекты обслуживания. Увеличение туристского потока, выработка требований к разнообразию отдыха привели к формированию крупных туристских (туристско-рекреационных) дестинаций, в которых достаточно компактно и адаптивно решались вопросы управления. Образно выражаясь, дестинации с помощью управления реализовывали заказы туристов на отдых в данном месте. С развитием мобильности, скорости передвижения туристов возникла необходимость обеспечить туристскими услугами путешественников практически в любой точке мира. В условиях жесткой конкуренции небольшие туристские предприятия не могли успешно развиваться, что привело к появлению международных сетей гостиниц, ресторанов и так далее. При этом гостиницы составляли ядро, которое организует обслуживание туристов в различных регионах мира. Естественно, что похожие сети конкурируют друг с другом, в результате чего снижается стоимость услуг. Однако и такие объединения не способны комплексно, быстро и дешево обслужить туристов. В этих условиях стали образовываться транснациональные компании и альянсы в туризме.
По мере ослабления межстрановых барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства в мировом пространстве все более важным для развития фирм становились внешнеэкономические операции – экспорт и импорт товаров и услуг, зарубежное инвестирование, различные формы сотрудничества с компаниями иностранных государств. О повышении роли внешнеэкономических факторов в развитии мирового рыночного хозяйства, в том числе туризма, свидетельствуют темпы развития мировой торговли и экспорт капитала в форме прямых частных инвестиций.
Единый мировой рынок туризма, который возникает на определенной стадии развития в результате взаимодействия национальных туристских рынков, порождает собственные институциональные образования. Традиционными участниками международных отношений и связей по линий туризма являются государства. Наряду с ними на мировую туристскую арену вышли другие субъекты, дополняющие, а в отдельных областях и замещающие государства, – ТНК и международные организации. Сегодня они выступают наиболее активными проводниками процессов глобализации в туризме.
Транснациональные корпорации играют важную роль в формировании и развитии мирового рынка туризма. Открывая филиалы за границей, они внедряются в экономику принимающих стран, а сами страны вписываются в интернационально организованные этими корпорациями производства туристских продуктов, другими словами, в ткань мирового туристского рынка. Деятельность туристских ТНК усиливает взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних туристских рынков отдельных стран, которые рассматриваются как сегменты единого глобального рынка туризма.
Среди исследователей нет единого понимания международных хозяйственных объединений. В иностранной литературе по международной экономике принято употреблять термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы. В российской литературе их именуют международными, глобальными, сверхнациональными и т. д. Однако наиболее распространен термин «транснациональные корпорации» (transnational corporation – TNC).
В индустрии туризма ТНК – явление экономически сравнительно новое. В секторе размещения к ним относятся многие интегрированные гостиничные цепи, например, американская корпорация «Сендант», в активе которой находится самое большое в мире количество отелей на условиях франшизы: 6330 шт. Британская цепь отелей «Интерконтиненталь» – мировой лидер по числу гостиничных номеров и подлинно глобальному охвату. В 2005 г. она располагала 537 500 номерами в 100 странах (территориях) [6].
Крупнейшие в мире ТНК все больше проникают на российский рынок. В XXI в. мировой гостиничный бизнес продолжает развиваться, гостиничные цепи становятся шире, превращаясь в мегацепи.
ТНК в сфере туризма доказали свою жизнеспособность, несмотря на расхождения в национальных законодательствах, различные уровни развития экономики и политических ориентиров.
Разный уровень развития государств не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия. Объективный характер интеграции определяется общностью исторических, географических, экономических и других факторов.
ТНК в сфере туризма объективно относятся к крупнейшим предприятиям с высокой ликвидной стоимостью своих активов, которые могут решать крупные инновационно-инвестиционные задачи по развитию туристской инфраструктуры. Однако, чем серьезнее задача, тем выше вероятность для ТНК обратиться за заемным средствами, которые, возможно, небольшой банк дать не в состоянии. Здесь на помощь приходят кредитно-финансовые объединения. Мировой опыт подтверждает жизненность и эффективность объединения банковского капитала в рамках транснациональных компаний. Это позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки за счет развития внутри транснациональных корпораций систем взаимозачетов и платежей, увеличить доли ресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций. Возникновение транснациональных корпораций явилось не только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм общественного производства, но и необходимым этапом реорганизации его экономической структуры.
Анализ показывает, что успешно инвестирующие за границей ТНК обладают несколькими конкурентными преимуществами по сравнению с фирмами принимающих стран. В то же время ТНК пытаются разместить свои капиталы в стране, которая обладает сравнительными преимуществами в определенной отрасли производства, либо имеет емкий рынок. Из этих положений следует, что:
1) Иностранную фирму не следует привлекать к совместной деятельности, если она не обладает конкурентным преимуществом;
2) Невозможно привлечь иностранные фирмы в отрасли, в которых принимающая страна не имеет никаких сравнительных преимуществ;
3) Не следует мешать иностранным фирмам проникать в отрасли, в которых принимающая сторона обладает сравнительными преимуществами;
4) Не следует пытаться привлечь иностранные инвестиции только с помощью финансовых стимулов, не затрагивая при этом структурных факторов и соотношения между спросом и предложением в принимающей стране.
В последние годы все большее значение придается не природным ресурсам той или иной страны, а так называемым «приобретенным способностям к производству» – образованной и квалифицированной рабочей силе, передовой технологии и передовому опыту организации и управления. Ввиду этого вдвойне притягательными для прямых инвестиций становятся развитые страны, поскольку одновременно решается проблема нахождения рынков сбыта и использования ценных ресурсов для повышения эффективности и расширения масштабов производства.
Следующей основой конкурентоспособности ТНК наряду с передовой технологией и использованием лучших мировых ресурсов является наличие и контроль над всей технологической цепочкой от сырья до готовой продукции, а также смежных производств. Это позволяет успешно развивать междуна родное разделение труда и создавать высокоэффективные комбинации производства.
Интересы ТНК, которые обеспечивают им преимущества, можно сформулировать так:
– получение доступа к источникам дешевой рабочей силы и энергии и уклонение от соблюдения технических стандартов по охране окружающей среды и предотвращению и уменьшению ее загрязнения;
– использование с выгодой для себя изменений, происходящих в мировых торговых отношениях;
– приближение к иностранным рынкам, емкость которых возрастает;
– предотвращение захвата конкурентами иностранных рынков и источников сырья;
– обход национального антитрестового законодательства страны происхождения ТНК;
– уменьшение и по возможности нейтрализация циклических колебаний экономики на внутреннем рынке на крупные родительские корпорации;
– реализация преимуществ, связанных с созданием полностью интегрированной системы для проведения крупномасштабных экономических операций.
Экспорт капитала и организация производства за рубежом [6] имеет целью получение исключительного или преимущественного права на эксплуатацию источников дешевого сырья и дешевой рабочей силы. В этом случае могут представлять интерес для вложения капитала развивающиеся страны.
ТНК развивают сеть своих заграничных отделений, стремясь охватить ею если не весь мир, то, по крайней мере, стратегически наиболее важные страны и регионы. Наряду с этим быстро растет число соглашений между ТНК о научно-техническом сотрудничестве, что должно еще более упрочить их конкурентные позиции. В связи с этим можно говорить о новой тенденции «транснационализации исследований и разработок» и о формировании «международных стратегических альянсов» в области предпринимательской деятельности.
Размещая за рубежом туристские предприятия, развивая туристскую инфраструктуру с использованием новейшей техники и совершенной технологии, ТНК демонстрируют свое преимущество перед автономными сугубо национальными компаниями. Последние перенимают управленческий и предпринимательский опыт, технологические нововведения, повышая собственную конкурентоспособность. В таких странах, как Таиланд и Тунис, где передовой зарубежный опыт в туризме распространяется особенно быстро, наблюдается ускоренный рост прибылей на местных предприятиях индустрии путешествий. Некоторые правительства теперь отдельно оговаривают трансферт технологий как условие деятельности ТНК на территории их государств.
Сущностной чертой современного мирового рынка путешествий является участие в нем стран, находящихся на самых разных ступенях развития индустрии туризма. Благодаря многомерным экономическим связям мировое туристское сообщество из «рыхлой совокупности» сосуществующих стран превращается в целостную сложную глобальную систему, в которой особым образом переплетаются локальные, национальные и транснациональные структуры.
Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование политики капиталовложений между несколькими объединениями – гигантами, которые фактически определяют развитие основных отраслей мирового хозяйства.
Деятельность транснациональных корпораций в целом и ТНК туризма в частности объективно тесно связана с интересами государств их происхождения. Как правило, цели стран происхождения ведущих транснациональных компаний имеют ярко выраженную национально-эгоистическую окраску, а именно: обеспечение высокого уровня жизни своих граждан и укрепление мощи и авторитета своего государства на мировой арене.
Подобная ситуация способствует развитию однобокого глобализма, трактуемого данными странами исключительно в собственных интересах. Однако усиливающаяся с каждым новым переходом глобализации на более высокий уровень своего развития взаимозависимость государств должна в конечном счете свести на нет надежды ряда стран установить новый экономический порядок, отвечающий их имперским амбициям. Здесь работают законы развития больших систем. Взаимосвязанность и взаимозависимость подсистем и элементов по территориально-отраслевым и функциональным признакам не даст возможности без ущерба для себя диктовать другим элементам системы свои особые условия, которые могут снизить эффективность производства и спрос, обеспечивающиеся такой системой.
Транснациональные корпорации в области культуры и экономики оказывают благоприятное влияние на международные отношения, прежде всего, на состояние международной безопасности, так как они способствуют развитию взаимозависимости различных государств, делая любую агрессию стран, связанных системой транснациональных компаний, по отношению друг к другу невозможной или по крайней мере невыгодной.
Политическое и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что в обозримом периоде времени они останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. В этом плане Россия не должна быть исключением. Создание российских транснациональных компаний в туризме как особой массовой социально-экономической отрасли в рамках СНГ и в дальнем зарубежье представляется не только экономически, но и политически важной задачей экономической политики России.
Литература
1. Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 № 164-ФЗ [Текст]: принят Государственной думой 21 ноября 2003 года, одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года.: с изм., внесенными Федеральными законами от от 02.02.2006 N 19-ФЗ. (ред. от 02.02.2006)//Собрание законодательства РФ. – 2010.-№ 42, ст. 3923.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм: учебник / А. Ю. Александрова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 464 с.
3. Биржаков М. Б. Международное туристское право. Законодательство государств-участников СНГ в сфере туризма / М. Б. Биржаков, К. А. Пшенко. – СПб: «Невский фонд», 2008 – 232 с.
4. Боголюбов В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. С. Боголюбов, С. А. Быстров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
5. Быстров И. В. Международный менеджмент (основы принятия решений о развитии внешнеэкономический связей): учебное пособие/ СПбГИЭУ. – Спб.: СПбГИЭУ, 2011. – 48с.
6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldwidetour.ru
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oturbiznese.ru
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.erudition.ru
Современные подходы к управлению воспроизводственными процессами в туризме
Светлана Анатольевна Боголюбова профессор кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве СПбГИЭУ, д.э.н.
Современный туризм представляет собой большую открытую социально-экономическую систему [2,3], которая все время развивается, увеличивается не только количество многоотраслевых разнородных элементов, но происходит усложнение связей и отношений. При этом все элементы в отдельности и система туризма в целом направлены на достижение единой цели – обслуживания туристов, удовлетворения их возрастающих духовных и физических потребностей. Поэтому объективно возникает необходимость в управлении такой сложной социально-экономической системой.
Как показал анализ, существующие методы управления туризмом низкоэффективны, так как по сути управляются только части целого. Например, гостиницей управляет администрация гостиницы, объектами достопримечательности – частные и государственные предприятия, а общего единого управления нет. Государственное управление осуществляется через нормативно-правовые акты, которые упорядочивают деятельность коммерческих структур, не вмешиваясь при этом в их хозяйственную деятельность. Поэтому рассмотрим проблему совершенствования управления туризмом.
Под управлением туризмом понимается функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы как между собой (внутри себя), так и с внешней средой [6].
Необходимость эффективного управления туризмом вытекает из его экономической значимости для многих стран, в перспективе и для России.
Современные подходы управления туризмом должны включать следующие элементы: во-первых, необходимость определения и управления жизненными циклами элементов системы (туристского предприятия, туристского продукта (услуги) и т. д.); во-вторых, учет принципов непрерывности, устойчивости, эффективности функционирования воспроизводственных процессов, которые формируют и поддерживают туристскую отрасль; в-третьих, активное государственное участие (государственно-частное партнерство) в развитии воспроизводственных процессов в отрасли; в-четвертых, необходимость создания определенных устойчивых форм взаимодействия между органами власти, туристского бизнеса, научными и общественными организациями, предприятиями туристской отрасли, общественными организациями в туризме и «туристом» с целью формирования и обеспечения воспроизводственных процессов в соответствии с требованиями потребителя.
В основе функционирования каждого элемента туристской системы лежит его жизненный цикл. Специфика функционирования системы туризма заключается в том, что туризм необходимо рассматривать комплексно и системно – т. е. как совокупность различных по своей природе, составу, сфере деятельности предприятий туризма: гостиниц и иных средств размещения, предприятий общественного питания, турагентств и туроператоров, предприятий транспорта, экскурсионных бюро, музеев и т. д. Все эти предприятия имеют разную длину жизненного цикла, длину и скорость смены фаз (этапов), а также форму кривой, что говорит о том, что воспроизводственные процессы протекают не одновременно и не с одинаковой скоростью.
Длительность жизненного цикла элемента туристской системы, а также продолжительность его этапов напрямую зависит от качества воспроизводственных процессов, функционирующих в ней. Качественность воспроизводственных процессов прежде всего определяется ориентацией их на постоянное возобновление производства с целью удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшими аналогичными объектами на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Управление воспроизводственными процессами позволяет скоординировать развитие системы туризма, согласовать структуру спроса и предложения, уровень потребностей и ресурсов рынка туристских услуг, повысить сбалансированность всех системных компонентов, а также наладить внешние и внутренние связи. Воспроизводственный подход позволяет более объективно определить приоритеты в структуре функционирования социально-экономической системы туризма, ориентировать механизм управления на достижение поставленных целей и задач для самодостаточного и устойчивого развития.
Во множественной вариации жизненных циклов элементов системы заключается потенциал развития отрасли, поэтому жизненные циклы элементов системы не должны совпадать с жизненным циклом туристской отрасли, иначе у системы не будет возможностей роста и она постепенно прекратит свое существование.
Для каждого элемента системы основной целью является продление своего жизненного цикла при помощи воздействия на составляющие его этапы путем сокращения фаз вхождения (зарождения, формирования), удлинения фаз роста и зрелости, а так же избежания фазы упадка через фазу обновления (рис. 1).
Рис. 1. Жизненный цикл элемента системы туризма
Полагаем, что методом, позволяющим увеличить этапы роста и зрелости, а также в некоторых случаях избежать этапа упадка, является постоянное, непрерывное управление воспроизводственными процессами на протяжении всего жизненного цикла функционирования элемента системы. Управление длиной жизненного цикла позволяет в значительной мере сократить высокие единовременные финансовые затраты на меры по предотвращению гибели элемента. Для каждого элемента системы существуют свои методы, позволяющие достигнуть данной цели.
С точки зрения управления для туристской отрасли можно выделить различные жизненные циклы: отрасль туризма, туристское направление (дестинация), товар (продукт, услуга), туристская организация, элементы инфраструктуры, работник и т. д. Это обусловливает необходимость поиска и использования соответствующих методов управления.
Например, при управлении жизненным циклом туристского агентства главным элементом является правильное составление его продуктового портфеля, с учетом жизненных циклов всех представленных в нем туристских продуктов. Особенно важным это становится на этапе зрелости самой компании (неправильно выбранная товарная стратегия может привести к резкому сокращению жизненного цикла турагентства). Товарный портфель туристской фирмы должен быть сформирован таким образом, чтобы пропорции продукта, находящегося на стадии роста, соотносились с продуктами, проходящими стадию зрелости, а также минимизация (обновление) либо удаление продукта на стадии упадка. Кроме того, данный перечень необходимо пересматривать регулярно в зависимости от изменения конъюнктуры рынка. Эта структура позволит минимизировать риски, связанные с изменением конъюнктуры рынка, форс-мажорными обстоятельствами (политические волнения, природно-климатические явления) и т. д., а также позволит стабилизировать общую экономическую эффективность деятельности предприятия.
Также при выборе продуктовой стратегии необходимо обращать внимание на жизненный цикл туристского направления, главным образом это касается туроператоров, непосредственно разрабатывающих туристский продукт. Поскольку разработка и продвижение туристского продукта, направления, маршрута влекут за собой большие финансовые вложения со стороны туроператора, постольку и неправильно определенная стадия жизненного цикла дестинации либо изначальное ее игнорирование могут привести к сокращению жизненного цикла самой туроператорской компании и в конечном счете к банкротству.
Для того, чтобы увеличить длительность жизненного цикла гостиничного предприятия, необходимо обеспечить его высокую загрузку, которая, как правило, обеспечивается за счет следующих мероприятий:
– налаженные процессы функционирования гостиницы позволяют быстро и качественно обслужить клиента, решить возникшие конфликты и сформировать базу постоянных клиентов;
– качественная рекламная компания на рынке должна носить адресный характер, быть понятна и интересна потребителю. Наличие в ней точной потребности рынка является основным фактором ее успеха. Например, если гостиница желает выйти на мировой туристский рынок и принимать иностранных туристов, то реклама должна размещаться не только на российских поисковых системах, но и на международных: Google, Yahoo! MSN, AltaVista, Lycos, AOL (США, Европа, Китай, Франция, Германия и т. д.);
– налаженные деловые связи с турфирмами позволяют гостиницам повысить средний процент загрузки номеров в низкий сезон и стабилизировать работу в высокий сезон. Главная задача гостиниц при заключении договорных отношений – обращать внимание на специфику деятельности турфирмы, туроператора. Например, если гостиница с объемом номерного фонда 12 единиц, заключит договор на поставку туристов с турфирмой, занимающейся в основном приемом коллективных групп, то данная турфирма наверняка не будет сотрудничать с этой гостиницей. А гостиница, ожидающая туристов, недополучит свою прибыль, тем самым сократив свой жизненный цикл.
Процесс управления жизненным циклом элементов системы туризма должен носить непрерывный, циклический характер на протяжении всего жизненного цикла. Например, на стадии становления основной целью туристского предприятия является сохранение себя на рынке и завоевание его части. Поэтому ему необходимо заниматься воспроизводством связей и отношений, необходимых для нахождения источников денежных ресурсов, стратегии развития, продукта (товара, услуги). На стадии роста происходит быстрая экспансия и расширение предприятия, поэтому необходимо заниматься воспроизводством ассортимента предлагаемых услуг, человеческих ресурсов и т. д. На стадии зрелости предприятию необходимо постоянно поддерживать достигнутые результаты и контролировать рынок спроса и предложения в его сегменте, также необходимо учитывать достижения научно-технического прогресса и активно применять их в своей деятельности. В туристской фирме это может выразиться в активном продвижении предприятия в сети Интернет, внедрению систем онлайн – бронирования, поисковых систем, Google-карт и т. д. В гостинице это может выразиться в применении современных технологий средств уборки, различных электронных баз управления деятельностью гостиниц, современного оснащения номеров и т. д. В транспортных компаниях – обновление автобусного парка с учетом технических новинок и повышения уровня безопасности и комфортности; в экскурсионных бюро и туристских агентствах – применение современной оргтехники, которая способствует быстрому, наглядному и эффективному представлению необходимых информационных материалов туристам. На стадии упадка, характерными чертами которой является: падение спроса на предоставляемые туристские услуги, растущая конкуренция на рынке, негибкость предприятия к внешним условиям предполагает усовершенствование основных фондов, повышение квалификации персонала, пересмотр ассортимента предлагаемых услуг, которые обычно требуют больших единовременных денежных затрат, что зачастую бывает недоступным для большинства предприятий системы туризма.
В силу этого мероприятия по удержанию предприятия от вхождения в стадию старость должны носить превентивный характер (ликвидировать факторы, приводящие к упадку интереса к турпродукту, вплоть до снятия турпродукта с реализации), а не реактивный (реакция на вхождение в эту стадию) [5]. В случае, когда воспроизводственные процессы идут на протяжении всего жизненного цикла предприятия, эти траты становятся не единовременными, и туристское предприятие способно ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) выделять денежные средства на данную статью затрат, которые в итоге окупятся увеличением количества потребителей и соответствующей прибылью от деятельности туристского предприятия и продлят время его жизненного цикла.
В развитии туристской отрасли наблюдается низкая заинтересованность руководителей туристских предприятий в анализе и отслеживании стадий жизненных циклов продукта (товара, услуги), организаций и т. д. Как показывает практика, руководители туристских предприятий только на стадии зрелости начинают принимать меры по выходу предприятия из кризиса (внедрять воспроизводственные процессы), что позволяет им увеличить жизненный цикл туристского продукта (товара, услуги). Но данные мероприятия, как говорилось выше, требуют значительных финансовых затрат.
На современном этапе развития российской туристской отрасли только небольшая часть руководителей понимает важность учета концепции жизненных циклов при разработке стратегии развития предприятия. Большая же часть топ-менеджмента даже крупных туроператоров ведет свою деятельность не за счет повышения качества, а за счет демпинга, формируя нездоровую конкуренцию на рынке. Характер ведения туристского бизнеса в России отличается высоким уровнем концентрации предприятий туриндустрии (турфирм, туроператоров) и сильной дифференциацией туристского продукта. Данные обстоятельства приводят к тому, что жизненный цикл продукта (товара, услуги) сокращается, т. е. стадия зрелости и старения продукта наступает гораздо быстрее, что создает определенные трудности для предприятий сферы туризма.
Выше было сказано, что все жизненные циклы, функционирующие в туристской отрасли, имеют признаки системности. Так, например, жизненные циклы турфирмы должны быть согласованы с жизненным циклом транспортного предприятия, гостиницы, предприятия общественного питания и т. д. Но в то же время все они имеют разные сроки службы. Гостиница, постоянно проводящая процессы воспроизводства и учитывающая потребности туристов, может просуществовать столько лет, сколько простоит здание, в котором она расположена. У предприятий питания жизненные циклы значительно меньше, а развлекательные центры могут существовать всего несколько лет. Таким образом, при управлении системой туризма воспроизводственные процессы необходимо рассматривать с точки зрения системности и взаимозависимости.
Поэтому определение жизненных циклов элементов туристской системы (инфраструктура, организация, продукт (товар, услуга) и т. д.) должно основываться на системном подходе, что подразумевает под собой совпадение времени отсчета начала и окончания жизненного цикла каждого элемента системы независимо от вида элемента, его характеристик, в том числе и сроков службы.
Графически, жизненные циклы элементов туристской системы представлены на рис. 2. За основу взята модель жизненных циклов элементов крупного города [1], где Т0 и Тк обозначает начало и окончание жизненного цикла элемента туристской инфраструктуры: Т1 – это самый длинный жизненный цикл, Тn – самое короткое время жизненного цикла элемента системы туризма. На рисунке отражено два этапа жизненных циклов элементов туристкой инфраструктуры: часть жизненного цикла, относящаяся к Тнорм (нормальное время – это время существования элемента без каких-либо вмешательств извне); часть жизненного цикла, относящаяся к Тпривед (приведенное время – время, где показывается возможная тенденция увеличения времени работы элемента, связанная с внедрением новых систем с качественно новыми свойствами (инноваций), позволяющая скоординировать между собой время жизненных циклов различных элементов туристской системы). Значительную роль в эволюции отрасли играют инновации, технологические достижения, индивидуальные особенности (и ресурсы) конкретных фирм, как уже действующих в отрасли, так и собирающихся в нее войти. По этой причине отрасль может иметь различную судьбу, эволюционировать разными путями и с неодинаковой скоростью.
Рис. 2. Жизненные циклы элементов системы туризма в регионе
Полагаем, что на сегодняшний день помимо вышеозвученных проблем в управлении туризмом существует основной негативный момент, тормозящий его развитие, – отсутствие консолидации представителей отрасли, органов государственного регулирования развитием отрасли, представителей научных общественных организаций, а также туриста. Все это обусловливает наличие слабой правовой базы, недостаточность инвестиций, отсутствие четко проработанной государственной стратегии развития, высокие риски и неопределенность, слабый кадровый потенциал, рассогласование целей и задач отрасли с государственной стратегией развития. Иными словами, основной причиной неэффективного развития туризма является нарушение воспроизводственных процессов (логики и структуры) в системе управления туристской отрасли.
Так, согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)», государственно-частное партнерство предусматривает эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов [7]. О роли же самого туриста в этом процессе ничего не говорится.
Развитие внутреннего туризма в России как формы государственно-частного партнерства позволит реализовать прогноз Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в соответствии с которым Россия к 2017 году по показателю капитальных инвестиций займет 1-е место в Европе и 5-е место в мире. Масштаб инвестиций составит в 2017 году 2 898,5 млрд руб., что в 1,4 раза больше, чем в 2007 году. По прочим оцениваемым показателям (экспорт и импорт туристических услуг, государственные расходы и т. д.) также предполагается рост в пределах 2–9 % в год. При этом общий вклад туристской отрасли в экономику страны к 2017 г. ожидается в размере 1 071 млрд руб., или 1,1 ВВП.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее.
Современный подход к управлению туризмом прежде всего должен быть основан на системном учете и планировании жизненных циклов элементов туристской системы, в основе которого лежит управление воспроизводственными процессами.
Длительность этапов жизненных циклов элементов туристской системы обусловлена эффективностью, устойчивостью и непрерывностью воспроизводственных процессов.
Форма совместного взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций и туриста позволит согласовать нарушенную структуру воспроизводственных процессов в российской туристической отрасли.
Литература
1. Боголюбов, В. С. Актуальные проблемы крупных городов / В. С. Боголюбов. – СПбГИЭА. – СПб., 1997. – 194с.
2. Боголюбов, В. С. Анализ и оценка рыночного подхода к управлению жизненным циклом туристского продукта в регионе / В. С. Боголюбов, С. А. Севастьянов // Вестник Инжэкона. – 2005. – Вып. 4(9).
3. Гаценбиллер, Н. Ю. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной туристско-рекреационной системы: автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. / Н. Ю. Гаценбиллер. – СПб.:СПбГИЭУ, 2008. – 18 с.
4. Новоселов, А. С. Регион как исходное понятие теории регионального воспроизводства / А. С. Новоселов // Регион: экономика и социология. – 2006. – № 3. – С.3.
5. Севастьянова, С. А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. / С. А. Севастьянова. – СПб. СПбГИЭУ, 2005. – 180 с.
6. Халиков, М. И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. / М. И. Халиков. – М.: Флинта, 2008. – 448 с.
7. Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/