Вы здесь

Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете!. Глава 3. Оттенки ведовства (Кристофер Пензак)

Глава 3

Оттенки ведовства

Ветви на древе ведовства тянутся в разные стороны. И хотя многие пересекаются и переплетаются друг с другом, есть различия между современными традициями. Описание таких различий может занять целую книгу. Цель этой главы – дать представление о разных путях в рамках современного ведовства. Большинство учителей придерживаются рамок определенной традиции. Я же рекомендую эклектический подход.

Когда я впервые начал заниматься ведовством, мы с мамой брали уроки вместе. Мы учились ведовству с сильным уклоном в кельтскую традицию, но по происхождению не были кельтами. Моя мама – итальянка, а во мне сочетаются итальянская, польская и литовская кровь. Материалы по итальянскому ведовству стали для нас откровением. В то время оно было малоизвестно в языческом обществе, а мы и вовсе не подозревали о его существовании. Моя мама обратилась к этому виду ремесла, вдохновленная практикой ее предшественниц и воспоминаниями о том, как ее родители, бабки и деды занимались итальянской народной магией и гадали по чайным листьям. Многих людей, которые не чувствуют, что ведовство – это их призвание, удивит, сколько культур переплелось в ремесле.

Общие основания

Прежде чем узнать о различиях между традициями, давайте рассмотрим основополагающие сходные черты. Ведовство – это личный путь, и не каждый может разделять эти убеждения, но они принимаются большинством современного языческого сообщества.

Слово «язычник» изначально означало «коренной житель», «носитель языка» и относилось к жителям Земли и их убеждениям. По мере того как христианство разрасталось и обретало примат в Европе, язычниками стали называть всех, кто не исповедовал иудейско-христианскую религию, и подчас даже приравнивали их к еретикам, врагам христианской Церкви. Официальные лица Церкви хотели заменить языческие убеждения и практики христианскими, настолько, что заимствовали языческие праздники и преобразовывали их. Слово «язычник» оказалось так же искажено, как и слово «ведьма». Хотя мне не нравится использование христианской аналогии для объяснения язычества, но, по моему опыту, это полезно для новых учеников с традиционными представлениями. Язычник относится к Викке так же, как христианин к католицизму, то есть язычники и христиане – это большие по объему группы, внутри которых существуют меньшие. Все виккане и ведьмы – язычники, но не все язычники ведьмы. Многие идентифицируют себя как язычников, но могут не принадлежать определенной традиции, например ведовству. Я говорил с несколькими ведьмами, которые считают, что ведьмы или виккане – это священники языческого мира, но чаще всего мои знакомые язычники не соглашаются с этим. Технически мы – неоязычники и неоведьмы, то есть «новые», но немногие используют этот термин вне академических текстов.

Божественное начало присутствует во всех вещах, материальных и духовных, во всякой жизни и форме. «Духовное» вовсе не значит «оторванное от физической, земной реальности». Земля – это одна из самых божественных форм всего Творения, и большинство язычников почитают Землю как живое существо, Мать или даже Бабушку, источник всего. Наука постепенно усваивает идею того, что Земля – это организм, а не просто камень. Британский биолог Джеймс Лавлок впервые предложил «гипотезу Геи» в 1970-х годах, дав ей название в честь греческой богини Геи; в ней утверждалось, что вся жизнь, в том число и человечество – это часть сложного организма биосферы. Другие развили эту гипотезу в теорию, что Земля – это живое существо, и все сущее на Земле подобно ее клеткам.

Божественность, или жизненная сила, выражается множеством разных способов в ведовстве. Больше всего в этой вере распространено выражение божественного начала не только через Землю, но и через Богиню, Великую Мать, и Бога, Отца всего сущего. В результате действий этой полярной пары, Богини и Бога, создается жизнь.

Богиня воплощается в Земле, но проявляется и в Луне, изменяющиеся циклы которой соответствуют двадцативосьмидневному периоду менструации. Концепция Трехликой Богини Девы, Матери и Старухи находит отражение в растущей, полной и убывающей лунных фазах. Ее также идентифицируют с богинями Луны, Земли и загробного мира. Трехликая Богиня считается дарительницей жизни, ее хранителем и разрушителем одновременно. В разных культурах ее видели в Солнце, океанах, реках, небе и спиральных галактиках.

Бог воплощается во множестве лиц, в том числе и в образе Небесного Отца, обнимающего Мать-Землю, Солнечного короля, Рогатого бога, повелителя животных, и Зеленого человека, повелителя жатвы. Его природа также двойственна. На протяжении растущей, теплой половины года, он несет жизнь и выступает как бог света и Солнца. В период убывающей половины года и увядания он становится богом тьмы, смерти, животных и охоты.

Каждый образ или архетип в нашем коллективном сознании отражает один из аспектов божественной силы, Бога и Богиню в равной мере. Неоязычники и ведьмы переняли богов и богинь разных пантеонов как выражения Богини и Бога, которые управляют определенными аспектами природы или человеческой жизни, например, божество штормов, морей, Луны, охоты или магии. Даже в качестве выражения божественной силы боги и богини совершенно реальны и связывают нас с нашим внутренним «Я».

Ведьмы почитают более одного божества, при этом они признают, что все вокруг пронизано единым духом. Это родственно монизму, утверждающему общую божественную сущность во всем, но язычники, как правило, считают себя политеистами. Боги и богини – это ипостаси единого духа, ведущие к более интимным отношениям с божеством.

Единый дух – это то, что я называю Великим Духом. В некоторых викканских традициях это «Драйтен» – слово это англо-саксонское по происхождению и лучше всего переводится как «Господь», но без гендерных характеристик, обозначая тем самым творческую силу, слияние мужского и женского, единый источник. Некоторые видят Великий Дух только в Богине, которая породила Бога путем самооплодотворения. Древние космогонические мифы, например греческие, начинаются с того, что Богиня порождает сына/мужа, чтобы продолжать Творение.

Критики утверждают, что ведьмы почитают природу, и до определенной степени это так, но в реальности мы почитаем творческую силу, которая встречается в природе. В сущности, мы почитаем жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения Божественного.

Как уже говорилось выше, ведьмы не имеют никакого отношения к христианскому дьяволу, ибо вера в дьявола предполагает веру и в христианскую мифологию. При этом мы не отрицаем существования вредоносных сил, хотя и не приписываем их абсолютному источнику зла или концепции греха. В христианской мифологии Бог всемогущ, но дьявол все равно существует. Для того чтобы они образовывали настоящую полярность, они должны быть равны по силе, но в христианской мифологии это не так. В Викке мы сосредотачиваемся на полярности Богини и Бога и соединяющей их любви, которая приносит миру жизнь. В фокус попадает любовь, а не противоборство. Концепция противостояния света и тьмы, добра и зла заимствована из зороастрийской религии.

Стереотипы

Теперь поговорим о некоторых стереотипах. Не все ведьмы постоянно носят черное. Черная одежда хороша для ритуалов, потому что это цвет темной богини, и он притягивает энергию. Ритуалы проводятся по ночам по той же причине, хотя многие случаются и днем, в зависимости от традиции. Ведьмы могут ощущать приток силы, когда носят черное, и за пределами ритуального пространства, однако это необязательное условие. Черное, как и вечерне-ночные ритуалы, были практичным решением и в эпоху костров. Если вы не хотите быть замеченным, черные плащи позволят вам укрыться ночью от нежелательных взглядов. Кроме того, черный – это также цвет духовенства, христианских священников и раввинов. Возможно, они заимствовали практику у ведьм.


Это интересно!

Ведьмы не совершают человеческих жертвоприношений, что имело место в иудаизме и многих других религиях. Многие виккане ведут борьбу за права животных и защиту окружающей среды, следуя принципу «не навреди». Ведьмы не проявляют жестокости по отношению к детям и не насылают проклятий.


Ведьмы и другие язычники действительно верят в магию и практикуют ее. Магия – это искусство совершения изменений, воплощения своих грез и избавления от того, что больше не служит вам и мешает. Хотя эффекты могут быть поразительными и сильными, магия обычно воплощается в форме необычных совпадений и связей. Когда магия срабатывает впервые или даже во второй и в третий раз, вы можете не заметить ее. Однако после того как успех регулярно повторяется, вы почувствуете влияние магических сил.

Заклинания могут быть частью ритуалов или медитации. Для ведьмы заклинания – все равно что молитвы. Это простые действия, которыми мы обращаемся к Божественному с той или иной просьбой. Различие между молитвами и заклинаниями заключено в следующем. Молитва – это обоюдный процесс, который предполагает отказ от чего-то «греховного» в надежде получить желаемое. Это необходимый энергетический обмен; ведьмы же изучают изобилие вселенной, чтобы добиться большей результативности необходимых им изменений.

Современность не делит ведовство на белое и черное, как это было в эпоху костров. Магия управляется намерением.

Колесо года

Сезонные изменения очень важны. Колесо года отмечается ритуальными праздненствами, которые приходятся на равноденствия, солнцестояния и точки между ними, которые называются огненными праздниками (рис. 3). Современное Колесо – это последовательность праздников, происходящих от европейских корней, в первую очередь кельтских и тевтонских. Это своего рода рассказ истории Богини и Бога, которые растут и меняются в согласии с изменениями природы. Смена сезонов помогает викканам вступить в непосредственный контакт с божеством.




Рис. 3. Колесо года


Зимнее солнцестояние, которое также называется Юль, – дата начала роста солнечного дня. В культурах северного полушария в этот день происходит рождение юного Бога. Многие из знакомых нам рождественских традиций заимствованы из ритуалов Юля, в том числе омела, шоколадный торт и украшение вечнозеленых деревьев лампами (свечами) – символ вечно живущей Богини и возвращения бога света. Хотя на дворе по-прежнему глубокая зима, свет и жизнь возвращаются в мир.

Имболк наступает 2 февраля; это огненный праздник, который часто посвящают богине Брид, или Бриджет. Брид – трехликая богиня света и покровительница дома, целителей, поэтов и кузнецов. Некоторые сравнивают ее с греческой Гестией, богиней дома и очага. Рождественские венки – это остатки короны Брид, украшенной свечками. Иногда Имболк называют Днем свечей.

Остара, весеннее равноденствие – это праздник возвращения Богини и воскресения Земли. Она пробуждается от зимнего сна и приносит с собой первые признаки весны. Праздник получил название в честь тевтонской богини Остры, богини яйца или семени. Благословение и посадка семян, а также расписывание яиц – часть этой традиции. В равноденствие вспоминается также греческий миф о Персефоне, которая возвращается из мира мертвых, чтобы сопровождать свою мать, Деметру, в сезон роста.

Белтан – это огненный праздник 1 мая. Традиционно стада прогоняли между двумя кострами из освященного дерева, чтобы очистить их от оставшихся зимних болезней. Современные ритуалы очищения огнем и водой выполняются в день Белтана и посвящаются юному огненному богу Белу. Со времени зимнего солнцестояния бог стал юношей и занял место любовника Богини. В Белтан воспеваются сексуальность и страсть и традиционно танцуют вокруг майского шеста, изображающего союз Бога и Богини Земли.

Летнее солнцестояние, или Лита – это день божественного брака между Богиней и Богом. Они находятся на пике силы, потому что это момент полного расцвета земли и приближения жатвы. Это самый длинный день в году, с долгими сумерками, когда двери в мир фэйри широко открыты и можно праздновать вместе с духами иного мира. В некоторых традициях это праздник противоборства разделенных светлого и темного аспектов Бога. Темный король побеждает, занимая трон рядом с Богиней.

Следующий праздник – Ламмас, огненный праздник 1 августа. В ирландской традиции это Лугнасад, в честь Луга Длинной Руки, бога света и зерна. Его таланты многочисленны и несравненны. В этот день играют в игры и проводят спортивные соревнования. Хотя изначально он назывался Поминальным пиром Луга и посвящался смерти его матери, теперь он ассоциируется со смертью самого Луга – принесенного в жертву короля зерна. Сжигаются чучела из кукурузных початков, срезаются первые колосья жатвы и приносятся в жертву богу в благодарность. Жертвоприношение прежнего Бога приносит изобилие первой жатвы.

Вторая жатва – это фруктовая, или винная, в день осеннего солнцестояния. Праздник получил название в честь кельтского бога Мабона, который заблудился в загробном мире. Это время для путешествия в темноту. Вино – один из способов открыть магические порталы между реальностями. Отмечаются и другие мифы о прочих богах жатвы, особенно тех, которые ассоциируются с вином, например, о Дионисе.

Самэйн – традиционная мясная жатва и кельтский Новый год. Он приходится на 31 октября и в наши дни превратился в Хэллоуин, но прежде был очень важным языческим фестивалем. Самэйн – это день мертвых. На зиму резали скот, мясо коптили или солили. Ритуальное убийство животных также открывало проход между мирами. Поскольку это день смерти, предки, передавшие нам этот праздник, ассоциируются с ним – считается, что они приходят с того света, чтобы дать благословение и совет. Для мертвых готовят специальные блюда, прощаются с ушедшими близкими и зажигают свечи, указывающие им обратный путь. Со временем подобное размытие границ между мирами стало пугающим, и в этот день надевали костюмы, чтобы отпугнуть духов.

Эти восемь праздников называют саббатами, хотя в разных традициях они отмечаются по-разному. Термин возвращает нас к еврейскому шаббату, к эпохе костров, когда ведьмы и евреи подвергались одинаковым гонениям как еретики. Современные ведьмы переняли это слово. Эсбатом называют ритуал другого типа, обычно лунный. Эсбат обычно проводится в частном кругу, в ковене или маленькой группе. На саббаты обычно приглашаются семья и окружение; по природе своей это более праздничные события. На эсбатах цель – заниматься магией в интимной обстановке. Эсбаты обычно приходятся на полнолуние или новолуние. Ведьмы отмечают тринадцать лун лунного года. Иногда в качестве синонима эсбата используется термин круг: ведовской круг, лунный или магический. Круги чертятся на эсбатах, на саббатах или на любых других магических событиях, в зависимости от традиции.

Помимо праздников, отмечаются ритуалы жизни, или возрастные обряды. Язычники церемониально фиксируют поворотные точки в жизненных циклах человека. Традиции выбираются индивидуально, но обычно отмечаются рождение, совершеннолетие, обручение (брак или партнерство), вступление в зрелость и смерть.

Личная свобода

И наконец, ведьмы стремятся к свободе от догматов, к поиску собственных ответов. Каждая традиция имеет свои рекомендации, но официальной «библии» не существует. Наша библия – это сезонные циклы. Наши песни – это песни Земли. Не существует единого авторитета. Чужой опыт поможет нам, но в конце концов каждому надлежит идти своей дорогой, и никто другой не пройдет ее за нас. Каждый из нас – посредник между самим собой и божествами. Каждый священник сам для себя. Мы не нуждаемся в слепой вере, потому что нас ведет опыт. Мы понимаем, что ни один человек и ни одна религия не владеют всеми ответами. Будучи политеистами, мы с радостью признаем другие точки зрения, без угрозы или страха. Некоторые из нас все еще испытывают гнев по поводу гонений прошлого и непримиримы к догматам и нетерпимости официальных религий, но по большей части это не так. Мы живем и даем жить другим.

Традиции ведовства

Разные пути в ведовстве сфокусированы на разных аспектах. Нет абсолютно правильных или неправильных путей, есть только те пути, которые подходят человеку на определенном этапе его жизни. В качестве самого подробного исследования современных языческих групп, особенно в США, я очень рекомендую «Призвание Луны» Марго Эдлер.

Александрийская

Традиция, основанная Алексом Сандерсом. Сандерс утверждал, что у него есть собственная ветвь ведовства, переданная ему бабушкой, но на самом деле она очень похожа на подход Гарднера. Его прежний опыт церемониальной магии сочетался с развитием ремесла, и, будучи прирожденным шоуменом, он привлек к ведовству множество людей. Сандерса называли в его традиции «королем ведьм», этот почетный титул передавался в его роду. Подобно гарднерианским ковенам, александрийские ковены сохраняются в наши дни, и нужно быть посвященным в существующий ковен, чтобы войти в эту традицию.

Кэбот

Давно известная публике ведьма Лори Кэбот установила две взаимосвязанные традиции. Первая, ведовство как наука, рассматривает ведовство с практической, аналитической точки зрения, а традиция Кэбот сосредоточена на религии. Она рассматривает ее как пре-гарднерианскую традицию, основанную на ее начальном обучении, генетической памяти, кельтском наследии и собственном вдохновении Лори.

Кельтская

Кельтское ведовство – это не одна конкретная традиция с точки зрения формальной передачи наследия, но понятие определяет человека, практикующего ведовство с ярко выраженным, если не исключительным, кельтским оттенком. Ритуалы, мифы и божественные формы выбираются из кельтского фольклора и часто основываются на скудной информации о традициях друидов.

Христианская Викка

Поначалу я сомневался в том, стоит ли упоминать эту категорию, однако появление «христианских ведьм» становится все более заметным. Часто у эклектичных ведьм нет причин отказываться от изначальной христианской веры, и они сочетают элементы того и другого в личных традициях. К сожалению, это вызывает неприятие язычников, которые отреклись от христианства и считают одно несовместимым с другим.

Дианическая

Дианическая традиция считается ветвью феминистской Викки, в которой почитается богиня Луны и охоты Диана, у греков известная как Артемида. Дианические ковены часто состоят исключительно из женщин, а некоторые – исключительно лесбийские. Обычно эти ковены сосредотачивают свою энергию на Богине как Великой Матери и Творце. Важно отметить, что не все феминистские традиции обязательно дианические.

Фэйри (или фэри)

Эта традиция основана Виктором Андерсоном и Гвидионом Пендервеном. Андерсона посвятили в вольно организованный ведовской ковен в Орегоне, в возрасте девяти лет. Они называли себя фэйри, и он изучал их магию и ритуалы, прежде чем обратиться к наследию Гарднера. Вдохновленный работами Гарднера, а позднее александрийской «Книгой Теней», Андерсон вместе с Пендервеном, другом семьи, образовали ковен и создали ритуалы традиции фэйри. Писательница Стархоук была посвящена в традицию фэйри. Некоторые используют это понятие для всех традиций, почитающих народ фэйри.

Эклектическая

Эклектические ведьмы считают себя вольными заимствовать элементы из многих традиций и культур. Эклектическая ведьма понимает основополагающие законы магии, но создает ритуалы, соответствующие ее личным потребностям и вкусам. Можно одинаково умело работать с кельтскими, греческими, индуистскими или египетскими богами. Такой практик может состоять в ковене, работать в одиночку или совмещать. Свободный стиль ведовства – один из самых популярных, потому что лишен иерархической структуры. Можно получить посвящение от другой ведьмы или провести ритуал самопосвящения перед Богиней и Богом.

Гарднерианская

Гарднерианское ведовство считается самым традиционным, источником развития большей части современных форм ведовства. Материал основан на личном опыте, творчестве и вдохновении Джеральда Гарднера, при участии Дорин Валиенте. По мере того как распространялась слава Гарднера и он посвящал все больше людей в ремесло, его традиция расходилась по Британии и далее, до Европы, США и Австралии. Для того чтобы участвовать в этой традиции, необходимо принять посвящение от другого члена.

Греко-римская

Знакомство с язычеством часто происходит в виде классической греко-римской мифологии, которую преподают во многих школьных системах. Это вызывает у будущего неоязычника любовь к этим божественным формам, а позднее они выбирают активную работу с этими божествами. Некоторые полагают, что греческие и римские мифы – истинный источник развития ведовства, и почитаемые боги происходят с территорий, соседних с Грецией, в том числе Фракии и Фессалии. Мистические культы Диониса и Деметры пробуждают могущественную магию. В наши дни существуют греческие и римские ковены. Обычно это реконструкции, воссозданные вновь на греко-римском материале, но если некоторые кельтские традиции, как считается, сохранились до наших дней, так же могли сохраниться и традиции Средиземноморья.

Зеленое ведовство

Зеленое ведовство – это довольно широкая категория; иногда название используется как синоним кельтского ведовства, кухонного ведовства, традиций фэйри или природной, травнической магии. Травники, которые не практикуют ведовство как таковое, иногда называют себя зелеными ведьмами.

Наследственная (или семейная традиция)

Наследственные ведьмы утверждают, что их традиция корнями уходит ко времени до вмешательства гарднерианского ведовства. Учение передавалось в изустной форме от одного члена семьи другому, и таким образом все посвященные объединены кровным родством. После отмены законов против ведовства некоторые семейные традиции заявили о себе. Возможно, другие сохраняются вдали от взгляда общества и не хотят участвовать в возрождении ведовства.

Радикальные фэйри

Это не формальная традиция, а свободное движение гомосексуальных мужчин, которые обращаются к языческой и ведовской духовности, принимая название «фэйри» как слово, говорящее о магии и тайне. Их собрания носят первобытный и игривый характер, основываясь не на жесткой структуре, но на радости.

Саксонская Викка

Рэймонд Бакланд, будучи изначально гарднерианцем, сыгравшим важную роль в переносе этих традиций в Америку, создал собственную традицию саксонской Викки в начале 1970-х годов, опираясь на саксонское наследие. Саксонская Викка – более открытая и демократичная, нежели гарднерианская или александрийская Викка.

Одиночки

Ведьмы-одиночки – это те, кто практикуют без ковена и обычно обучаются самостоятельно – по книгам, разговорам с другими ведьмами, а также у природы и богов. Можно стать ведьмой-одиночкой после самопосвящения или выйти из другой традиции. Ведьмы-одиночки часто являются эклектичными ведьмами.

Стрегерия (итальянская традиция)

Практика ведовства в Италии называется стрегерия, а ведьма – стрега. Слова относятся к традиции итальянского ведовства, зафиксированной Чарльзом Лиландом, сочетающей римские и эструсские практики. Некоторые получали посвящение в традицию ранее, а другие ведьмы итальянского происхождения называют себя так. Рэйвен Гримасси, автор «Итальянского ведовства» (ранее называвшегося «Путь стреги»), во многом послужил возобновлению интереса к этому малоизвестному пути и крупному источнику ведовской традиции.

Викканский шаманизм

Викканский шаманизм – это создание Селены Фокс, верховной жрицы Круга Неприкосновенности. Этот путь сочетает Викку с коренными шаманскими техниками, современной психологией и поликультурным взглядом. Ритуалы подобны африканским собраниям или собраниям коренных американцев, в них фигурируют барабаны и музыка, экстатический транс и работа с личными видениями. Названия «шаманское ведовство» или «шаманская Викка» используются в отношении других практик, реализующих те же идеи, но не обязательно под руководством Селены Фокс.

Другие магические традиции

Следующие практики – не обязательно формы современного ведовства, но обычно ассоциируются с магией, ритуалом и неоязычеством.

Асатру

Асатру – это форма язычества, тесно связанная с Виккой. В отличие от многих современных виккан, которые сосредоточены на кельтском наследии, Асатру – это современные последователи Асов, правящей расы богов нордической мифологии, и фокусируются на рунической магии. Другие язычники порой считают их консервативными вследствие отсутствия заимствований из других культур, таких как Таро или И-Цзин, хотя отдельные практики применяют и эти инструменты. Хотя многие идущие по нордическому пути идентифицируются с асами в целом, некоторые используют понятие Ванатру, означающее последователей рода богов ванов. Последователи Одина могут называться одинистами. Язычники нордической традиции часто предпочитают называться варварами.

Бруерия

Бруерия – ведовская традиция Центральной и Южной Америки. Женщины называются бруйя, а мужчины – бруйо. Подобно их европейским аналогам, они занимаются природной магией, используя травы и заклинания, а также целительством с помощью магических и народных средств. Хотя роль и функция бруйя практически идентичны ведьме, эта традиция не имеет прямой связи с эволюцией Викки, помимо растущего интереса тех, кто изучает ведовские традиции по всему миру.

Кельтские реконструкторы

Несколько кельтских языческих сообществ объединены названием «кельтские реконструкторы», хотя название «реконструктор» можно применить к любой подобной группе. Этот термин отличает их от виккан. Кельтские реконструкторы стремятся к максимальной точности воспроизведения традиции, основываясь на современных научных знаниях. Если практика, например, формальный магический круг, не имеет документального подтверждения в сохранившейся литературе и мифах, она игнорируется в пользу чего-то более достоверного.

Церемониальная магия

Церемониальная магия встречается во многих разных традициях, но преимущественно на каббале, герметическом учении, масонстве, алхимии или работах «Золотой Зари». Телема, традиция Алистера Кроули, построена на церемониальной магии. Церемониальная магия также называется высокой магией, тогда как ведовство – низкой. Определения «высокая» и «низкая» относятся к уровням технических познаний, а не к силе. Практики называют себя магами, а не ведьмами, но некоторые ведьмы включали элементы высокой магии в собственную практику. Церемониальные маги часто бывают язычниками, но это не обязательно.

Магия хаоса

Магия хаоса – название философии, а не традиции. Ее автором считается Питер Дж. Кэрролл, основатель философии, хотя в его книге «Liver Null» не используются слова «магия хаоса». Философия выросла из английского оккультизма 1970-х и начала 1980-х годов. Во многом ее вдохновил Алистер Кроули, при этом собственно его тексты сыграли не столь большую роль, как его жизнь. Хотя она многим не нравилась, но послужила образцом экспериментов. Кроули создал постоянно развивающуюся точку зрения, свою собственную традицию, которая менялась вместе с ним. Хотя он предлагал свои работы как путеводитель для других, но следует воспринимать их не буквально, а создавать собственную традицию, основываясь на опыте. Магия хаоса воплощает мировоззрение «все средства хороши», подобное популярному рекламному слогану «просто сделай так». Это магия действия и эксперимента. Не нужно привязываться к системе. Источниками материалов могут быть не только сегодня кельтская, а завтра греческая традиции, но и «Звездные войны», и «Золушка». Если вам подходят образы популярной культуры, задействуйте их, пока они работают, а когда перестанут – попробуйте что-нибудь еще. Магия хаоса выросла из церемониальной магии и предпочитает использование измененных символов и знаков, но далеко отходит от этой точки. Эту систему называют крайним эклектизмом.

Друидизм

Друидизм – это движение язычников-реконструкторов, основанное на учениях друидов. Поскольку оригинальная традиция друидов передавалась вербально, сохранилось мало непосредственных ритуалов и учений. Возрождение друидов началось давно, в XVII веке, и продолжается до сих пор. Хотя слово «друид» указывает на человека, который следует именно по кельтскому пути, пользуется во время ритуалов гэльским языком, ранние реконструкторы придавали слову более широкое значение, сочетая в практике христианство и масонство и имея неглубокие познания о языческой кельтской культуре. Многие в действительности считали себя не языческими группами, а скорее философскими обществами. Группы собирались в «рощи», а не ковены, и существовало несколько больших организаций друидов. Исаак Боунвитс, автор «Реальной магии», выступал в первых рядах возрождения друидского неоязычества.

Египетская магия

Египетская магия жива и здравствует в XXI веке, хотя и прошла через некоторые изменения. Как бывает со многими древними мистическими традициями, никто не уверен в том, какие практики являются языческими, но неоязыческие группы реконструировали традиции на основании египетских мифов, текстов, символов и древних мистерий. Многих современных язычников привлекает образ Исиды и Осириса как божественных Матери и Отца, даже если они не практикуют египетскую традицию.

Нью эйдж

Духовность нью эйдж – это не обязательно традиция магии, но имеет много общего с ведьмами, язычниками и магами, потому что они часто объединяются в одно, особенно в книжных магазинах. В число практик нью эйдж входят медитации, целительство, духовные наставления, хрустальные шары, травничество, спиритические способности, речитативы, церемонии и визуализация. Блаватская, Кейс и даже древние языческие учения влияют на коллективную точку зрения участвующих в течении нью эйдж. Самое большое непонимание – свойственное язычникам заблуждение, что приверженцы нью эйдж «чокнутые» и проповедуют только «любовь и свет». С другой стороны, последователи нью эйдж считают язычников «темными» и «депрессивными». Главная цель нью эйдж – возможность для всех ладить друг с другом, жить и давать жить другим.

Сантерия

Сантерия – религиозная традиция, которая попала в Америку из Африки во время работорговли и сосредоточена в основном в племенах йоруба. Слово происходит от испанского santo, что означает «святой». В этой вере содержится пантеон богов, которые называются ориша. В Новом Свете ориша скрывались под маской христианских святых, потому что рабов насильственно обратили в католицизм. Религия представляет собой почитание и заботу об оришах, что приносит благословения. Жрецы и жрицы проводят церемонии, занимаются целительством, раздают благословения, творят магические заклинания и разговаривают с духами. Их роли совпадают с ролью ведьмы или шамана.

Шаманизм

Шаманизм – это магическая и целительская практика культур коренных индейцев. Слово «шаман» пришло из Сибири, но относится к лекарям и знахарям туземных народов Сибири и Северной, Центральной и Южной Америки. Шаманы входят в трансовое состояние, часто с помощью лекарственных средств, барабанного боя, танца или психотропных веществ, для того чтобы проникнуть за духовную завесу и общаться с духами, предками и могущественными существами, обрести мудрость, исцеление и энергию. Шаманы отчасти религиозные лидеры, а отчасти – хранители фольклора, врачи, травники и советники. Антропологи отмечают, что эти роли выполняются по всему миру похожими людьми, и потому используют термин «коренной шаманизм» для того, чтобы разделять традиционных американских шаманов и их аналоги по всему миру. Поскольку существует расхожее убеждение, что древние ведьмы были шаманами Европы, современные ведьмы могут обращаться к практикам американцев, чтобы найти недостающие звенья в викканском наследии.

Вудун

Вудун, или вуду, – это политеистическая религия, происходящая из Африки, но в результате работорговли попавшая в Новый Свет, во французские колонии, такие как Гаити и Новый Орлеан. Практика подобна сантерии, хотя сантерия обладает ярко выраженным испанским оттенком. Боги вуду называются лоа, что значит «закон», и также связаны с католическими святыми. Хотя практики вудун и сантерия фактически не являются ведовством, они служат той же функции, что и ведовство, в этих перемещенных африканских обществах. Во многом благодаря Голливуду вуду стало единственной религией, стигматизированной больше, чем ведовство, но африканские традиции полны любви и целительства, как и ремесло.

Многие другие языческие течения заимствуют элементы из разных культур, в том числе шумерской, финской, славянской, индуистской, азиатской и полинезийской. Некоторые принимают название ведовской Викки, но большинство – нет. Существуют прочие многочисленные традиции, ассоциации, церкви, «рощи» и ковены, и все они практикуют собственные ветви мистической работы. Подъем неоязычества дает духовную свободу придумать магическую традицию по нашему выбору и желанию и перенимать наследие, названия и титулы, которые служат высшей цели. Хотя всегда важно знать, откуда берется ваша практика, еще важнее знать, куда вы движетесь.

Рекомендуемая литература

Drawing Down the Moon by Margot Adler (Beacon Press).