Вы здесь

Развитие промышленного комплекса в контексте модернизации экономики региона. 1. Теоретические подходы к развитию экономики региона на основе стимулирования промышленного комплекса (Е. А. Мазилов, 2015)

1. Теоретические подходы к развитию экономики региона на основе стимулирования промышленного комплекса

1.1. Роль и место промышленного комплекса в экономике региона

Современная мировая экономика характеризуется глобализацией, интеграцией и обострением конкурентной борьбы не только между странами, но и между регионами [67]. Для эффективного функционирования экономики отдельно взятого государства необходимо успешное функционирование всех отраслей народного хозяйства. Тем не менее лишь регионы с развитым промышленным комплексом могут поддерживать высокие темпы экономического роста и, как следствие, обеспечить достойный уровень жизни населения.

В общем понимании промышленный комплекс – это отрасль народного хозяйства, которая оказывает решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Проведенная систематизация подходов к определению категории «промышленный комплекс» (приложение 1), позволила определить следующие особенности. Во-первых, большинство исследователей отождествляют данную категорию с понятием «территориально-производственный комплекс». Во-вторых, впервые термин «производственный комплекс» появляется в работах Н.Н. Колосовского в середине 20 века [53]. В своих работах он впервые обосновал важность создания «особых зон экономического развития – территориально-производственных комплексов».

В-третьих, представленные подходы в своем большинстве сложились в советский период и учитывают особенности командно-администартивной системы управления. Однако за 25 лет реформ и перевода экономики на новый рыночный тип хозяйствования произошла реструктуризация существоваших в СССР промышленных комплексов, были нарушены производственные технологические цепочки, дестабилизирован воспроизводственный ритм вывода старых и ввода новых мощностей [77]. На первый план вышли новые промышленные комплексы, формирование которых было основано, в первую очередь, на конкуренции и получении прибыли.

Один из основных признаков промышленного комплекса – то, что он является целостной системой. Как производственно-экономическая система промышленный комплекс может воспроизводить себя как в рамках имеющейся качественной определенности, так и на уровне нового качества, переход к которому означает развитие системы управления, а основным системным признаком на данном уровне следует считать способность возобновлять процесс воспроизводства [86]. Системообразующими факторами будут являться финансовые, сырьевые, информационные и трудовые ресурсы. Основным видом выступают финансовые ресурсы. Существуют и другие подходы к группировке комплексообразующих факторов. Так, выделяются факторы концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования [129].

Существует ряд признаков промышленного комплекса как системы. Все их объединяют в следующие группы: структурные, функционирования, развития и управляемости. Группа признаков, характеризующих функционирование системы, определяется комплексными свойствами надежности и экономичности. Группа признаков, характеризующих развитие системы, включает такие ее характеристики, как стабильность, инерционность, дискретность и динамичность. Признаки, характеризующие управляемость системы, определяется тем, как развитие системы в будущем во многом предопределяется принятием текущих управленческих решений [86].

Промышленный комплекс является неотъемлемой частью региона. Поэтому это необходимо учитывать при формировании его понятия. В экономической литературе существует большое разнообразие подходов к определению категории «регион». Проведенный анализ научной литературы по вопросам региональной экономики показал, что классическим является понятие, данное А.Г. Гранбергом: «регион – определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов» [26]. Однако, по мнению самого ученого, данный подход является обобщенным. При выявлении регионов целесообразно учитывать цели и задачи, стоящие перед исследователями.

Таким образом, под региональным промышленным комплексом в рамках данного исследования будем понимать совокупность хозяйствующих субъектов различных отраслей производства, самостоятельно ведущих свою деятельность в рамках определенной территории и являющихся неотъемлемой составляющей региональной социально-экономической системы, производящих средства труда и товары народного потребления, а также имеющих единую систему и механизм управления.

Промышленный комплекс региона является ведущей отраслью экономики сразу по нескольким причинам.

Во-первых, промышленность (прежде всего, тяжелая) является основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов народного хозяйства.

Во-вторых, она обеспечивает обороноспособность государства, позволяет развивать военно-промышленный комплекс, обеспечивая тем самым национальную безопасность.

В-третьих, развитие легкой и пищевой промышленности позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны, а также снабжать население товарами народного потребления.

В-четвертых, развитие промышленности, особенно таких отраслей, как машиностроительная, химическая и др., обеспечивает научно-технический прогресс во всем народном хозяйстве.

На протяжении последних двухсот лет, начиная с первой промышленной революции, мировая экономика развивается волнообразно. Ее эволюция, согласно теории длинных волн Н.Д. Кондратьева, связана со сменой технологических укладов [55].

Технологический уклад (ТУ), по мнению авторов [78], – это «группы сопряженных производств, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями. В рамках каждого ТУ осуществляется замкнутый производственный цикл, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск конечных продуктов».

Сами технологические уклады обладают сложной внутренней структурой. По терминологии, разработанной С.Ю. Глазьевым [21], базисные технологические совокупности образуют ядро технологического уклада. Технологические нововведения, участвующие в создании такого ядра, получили название «ключевой фактор». Они возникают в движущих отраслях промышленности, развитие которых зависит от распространения этих нововведений в несущих отраслях. В свою очередь, к таким относятся отрасли, интенсивно потребляющие ключевой фактор и наилучшим образом приспособленные к его использованию. Они играют ведущую роль в распространении нового технологического уклада и массовом обновлении производства. Конечно, целью создаваемых изобретений, таких, как водяной двигатель или вычислительная техника, является, прежде всего, повышение конкурентоспособности и развитие производства.

На данный момент произошла смена пяти технологических укладов, идет построение шестого ТУ (табл. 1.1). Ядром нового (шестого) ТУ становятся информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, экологические ноу-хау и т. п.






Сегодня в России только началось построение пятого ТУ, в то время как в ВВП развитых стран его доля составляет уже более 30 % (к примеру, в Финляндии в 2009 г. доля продукции пятого ТУ составляла 35 % [126]). Без активного развития промышленности невозможно появление новых технологий пятого – шестого ТУ и, как следствие, дальнейшее конкурентоспособное развитие экономики.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что зарождение новых технологических укладов и, как следствие, рост всех отраслей народного хозяйства в полной мере зависит от опережающего развития промышленности.

Промышленный комплекс является совокупностью отдельных видов экономической деятельности. Под последней понимается совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы [132].

Промышленный комплекс включает в себя две группы отраслей: добывающую и обрабатывающую. К первой относятся предприятия по добыче рудного и нерудного сырья; ко второй – отрасли по производству металлов, машиностроительной, пищевой, химической и другой продукции.

Совокупность определенных групп отраслей, для которых характерен выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение схожих работ (услуг) называется промышленным комплексом [109]. Например, в топливно-энергетический комплекс (ТЭК) входят угольная, сланцевая, нефтяная, газовая отрасли, а также электроэнергетика. Основная задача ТЭК – обеспечение народного хозяйства, а также быта топливом и энергией.

Под отраслевой структурой промышленного комплекса понимается доля отраслей в общем объеме промышленного комплекса. Отраслевая структура промышленности постоянно претерпевает изменения. На нее влияют различные факторы. Прежде всего, развитие научно-технического прогресса. Именно под воздействием этого фактора образуются новые отрасли промышленности и производства. Кроме того, на динамику изменения структуры промышленного комплекса влияет экономическая политика государства.

На современном этапе развития существуют различные подходы к организации промышленного производства на региональном уровне. Несмотря на то, что в настоящее время этот вопрос достаточно разработан, существуют определенные расхождения в трактовке понятий и особенностей основных форм организации регионального промышленного комплекса. Основные подходы, а также их характеристика представлены в таблице 1.2 [7; 40; 41; 58; 62; 87; 64; 94; 95; 96; 109; 111; 119; 121].




Наиболее эффективной и рациональной формой организации промышленного комплекса может стать формирование кластерных систем на базе основных отраслей производства с высоким уровнем потенциала для развития. Такой выбор обусловливается следующими основными преимуществами кластера.

Во-первых, объединения подобного рода сочетают в себе черты таких производственных структур, как территориально-промышленные комплексы, технополисы, территории инновационного развития. Несмотря на подобное сочетание, кластер является мобильной структурой, способной быстро реагировать на изменение производственных потребностей.

Во-вторых, кластер является одним из наиболее эффективных способов развития инновационной среды в регионе. Их создание способствует повышению инновационной активности всех участников объединения. Однако, несмотря на это, организация производственного кластера не подразумевает обязательного ведения НИОКР.

В-третьих, кластер может быть организован на базе имеющегося в регионе производственного потенциала (технологического задела, ресурсной и сырьевой базы).

В-четвертых, важным преимуществом кластерной организации промышленности региона является экономия производственных затрат. Этого можно достичь, кроме всего прочего, путем снижения трансакционных издержек, которое происходит в результате прямого взаимодействия организаций-участников кластера.

Кластерный подход во всем мире признается как наиболее эффективный инструмент региональной политики [5]. Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными институтами с целью интеграции предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества.

Формирование производственных территориальных кластеров – сложный и длительный процесс, предполагающий множество усилий со стороны многих субъектов промышленной деятельности.

По мнению автора [9], разработка кластерного проекта включает в себя три стадии: подготовительную, основную и завершающую. Изучение существующего опыта показало, что для создания кластеров в промышленном комплексе требуется соблюдение следующих условий.

1. Компании, имеющие кооперационное взаимодействие, заинтересованные в интенсивном развитии.

2. Наличие малого бизнеса, с узкой специализацией, способные принять определенные работы на аутсорсинг.

3. Наличие на территории научной базы, а также рабочей силы, соответствующей комптенеции и прочих производственных ресурсов.

4. Производственно-инновационная инфраструктура: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития.

5. Наличие общественных организаций (ТПП, ассоциации и проч.).

6. Наличие у органов власти и управления территорий стратегических планов развития промышленного комплекса.

Формирование кластеров является естественным процессом. Соответственно, государство должно формировать благоприятные условия для их самостоятельного возникновения.

Опыт различных стран свидетельствует об отсутствии единых унифицированных механизмов создания, развития и стимулирования кластеров [135; 137]. Следовательно, для модернизации экономики региона на базе данного подхода необходима разработка обоснованной программы кластерной политики, обеспечивающей поддержку инициатив представителей промышленного комплекса в современных социально-экономических условиях. Выделяют следующие возможные направления поддержки развития кластеров (таблица 1.3).




Формирование кластера – это достаточно длительный процесс (Силиконовая долина начала формироваться как кластер еще в 40-х годах 20 века), предполагающий множество усилий со стороны представителей промышленного комплекса, органов власти и управления, а также малого и среднего бизнеса.

Как показывает международный опыт формирования кластеров (например, опыт Китая в формировании автомобильных кластеров), сначала в регионе организуются промышленные зоны, состоящие из одного или нескольких крупных предприятий. Это создает определенный задел для развития инфраструктуры и других вспомогательных производств. Важным моментом является развитие кадрового потенциала путем привлечения высококвалифицированных кадров, которые смогли бы наладить полный производственный цикл выпуска продукции – от разработки нового продукта до его реализации на рынке.

Созданные условия, в свою очередь, привлекают в регион крупный и средний бизнес, активизируют деятельность по созданию новых компаний и развитию малого бизнеса. После создания промышленно-хозяйственного комплекса необходима разработка программы создания кластерных систем, задача которой – активизировать промышленную деятельность в регионе, повысив тем самым эффективность функционирования промышленного комплекса.

В России о кластерном подходе широкие дискуссии ведутся относительно недавно. Поэтому информация и примеры формирования кластерных систем на региональном уровне на сегодняшний день имеются в довольно ограниченном количестве. Долгое время в стране кластеры развивались исключительно по инициативе местных властей, несмотря на то, что мировой опыт свидетельствует о том, что эффективно действующие кластерные системы строятся на инициативе бизнеса при непосредственной поддержке органов власти и управления региона.

На сегодняшний день в России принят ряд документов, регулирующих создание и основную деятельность производственных кластеров. Такими документами являются прежде всего:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [56].

2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [69].

3. Концепция кластерной политики в Российской Федерации [57].

4. Стратегия инновационного развития России до 2020 года [116].

5. Распоряжение Правительства РФ «О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров» [97].

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. предусматривается «создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий». Кроме того, в Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. подчеркивается необходимость формирования кластеров как одного из инструментов активизации инновационных процессов в стране.

Прообразами кластеров в России явились территориально-производственные комплексы, образованные во времена СССР. Чаще всего они создавались на основе крупных градообразующих предприятий и компаний, обслуживающих основное производство. В России существуют «спонтанные протокластеры» [66], образованные вокруг ключевых отраслей промышленности (химический, нефтегазовый, металлургический, машиностроительный и др.). Но эти структуры вряд ли могут сравниться с настоящими западными кластерами с хорошо отлаженной системой взаимосвязей, где использование кластерного похода управлення экономикой уже имеет определенную историю. Примером протокластера может служить нефтегазовый кластер Ханты-Мансийского автономного округа. Экономика округа объективно и исторически складывалась как моноспециализированная. Значительная доля доходов бюджета региона формировалась за счет сырьевых предприятий, добывающих нефть и газ. Представленные на территории округа транснациональные вертикально-интегрированные компании в совокупности могут рассматриваться как сложившийся и успешно функционирующий кластер.

Анализ отечественного опыта формирования промышленных кластеров позволил выделить универсальные механизмы, которые также могли бы быть применены при создании кластеров в Вологодской области.

Во-первых, в большинстве случаев создание производственных кластеров происходило в результате разработки и реализации долгосрочных стратегий развития промышленности либо конкретных отраслей, основной задачей которых являлась поддержка промышленности.

Во-вторых, кластеры создавались только в регионах с мощной ресурсной базой, способной обеспечить всем необходимым процесс производства на каждом этапе производственной цепочки.

В-третьих, для обеспечения формирования и развития кластеров в регионе необходимо комплексное развитие территории, в том числе производственной инфраструктуры.

В-четвертых, в регионе необходимо развитие системы финансово-кредитных институтов. Крайне важно создание благоприятного климата, способного активизировать инвестиционную деятельность и привлечь дополнительные средства.

Как показывает практика, формирование таких сложных экономических систем, как кластеры, технопарки и др., невозможно без активной поддержки и координации со стороны органов государственной власти и управления. Основные направления поддержки и функции государства чаще всего отражаются в стратегических документах федерального и регионального уровня.

1.2. Факторы развития промышленного комплекса

Промышленный комплекс представляет собой сложную экономическую систему, на которую влияет множество факторов. Выявление существующих факторов и их систематизация позволит определить основные направления развития и поддержки промышленного комплекса, а также систематизировать существующие подходы и инструменты регулирования его деятельности.

Комплексность объекта исследования предполагает необходимость всестороннего учета всех факторов, влияющих на развитие регионального промышленного комплекса. Такие факторы называются системообразующими и подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам по отношению к промышленному комплексу относятся те факторы, которые связаны с воздействием на процесс формирования кластера со стороны окружающей среды и общества [49]. Особенностью внешних факторов является то, что они, как правило, носят условно независимый и в определенной степени случайный характер. В ряде случаев возможны их сознательное формирование и корректировка.

Внешними факторами по отношению к региональному промышленному комплексу являются [49]:

– природно-климатические (климатические, географические, геофизические, экологические условия, количество и доступность природных ресурсов) факторы;

– политические (геополитическая обстановка, политическая стабильность, межнациональная и межрегиональная обстановка, уровень бандитизма и терроризма) факторы;

– социальные (социальная напряженность, занятость населения, демографическая ситуация, покупательная способность, здоровье населения) факторы;

– факторы государственного регулирования (денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, таможенная, антимонопольная политики государства, региональная экономическая политика, меры государственной поддержки важнейших отраслей и напавлений национальной экономики, лицензирование видов деятельности и сертификация продукции, контроль за выполнением требований по обеспечению общественной и национальной безопасности);

– ресурсные (наличие необходимых трудовых, материальных ресурсов в регионе, возможности по привлечению финансовых ресурсов) факторы;

– рыночные (наличие конкурентов и свобода конкуренции, наличие требовательных местных потребителей, наличие специализированного спроса на продукцию региональных предприятий, которая может быть востребована на глобальном рынке) факторы.

Внутренние системообразующие факторы обусловлены характером и степенью взаимодействия между предприятиями [49]. Внутренними системообразующими факторами по отношению к региональному промышленному комплексу являются:

– конкурентные связи [4], характеризуют уровень конкуренции в рамках промышленного комплекса, а также между предприятиями и организациями;

– кооперационные или связи взаимодействия, которые можно разделить на производственные связи, которые характеризуют степень взаимодействия предприятий между собой в рамках отраслей, а также с обслуживающими и обеспечивающими организациями; инновационные связи, характеризующие степень инновационной активности предприятий и организаций, уровень их взаимодействия с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и между собой в части внедрения и распространения инноваций; трудовые (кадровые) связи, характеризующие степень взаимодействия предприятий и организаций с образовательными учреждениями в рамках подготовки квалифицированных кадров.

Существуют и другие подходы к систематизации. Так, согласно другой классификации [12], факторы можно разделить по происхождению: экономические, политические, социальные и демографические. Кроме того, они могут делиться на прямые (оказывают непосредственное воздействие на производственный процесс и предприятия) и косвенные (влияют на внешнюю среду, которая под их воздействием влияет на субъект).

Факторы также могут быть классифицированы по их значимости: доминантные (имеющие критическую значимость для развития промышленного комплекса) и второстепенные (важны для развития, однако имеют не первостепенное значение), а также по содержанию: перспективные (будут иметь значение в перспективе) и текущие (важны для промышленного комплекса на данном этапе развития). По формам использования можно выделить интеграционные (имеющие приоритетное значение для всех субъектов промышленного комплекса) и локальные (принципиальны для отдельных отраслейили субъектов).

Согласно другой классификации [34], факторы делятся на производственный (уровень загрузки производственных мощностей, виды производств и тип оборудования, степень универсальности оборудования, уровень износа основных фондов и др.), факторы материально-технического снабжения (резервы увеличения объема поставок существующими поставщиками, надежность поставщиков, наличие альтернативных поставщиков, субститутов на рынке и др.), маркетинговый (объемы и стабильность заказов, наличие и емкость альтернативных рынков), кадровый (уровень квалификации, уровень оплаты труда, качество кадров, половозрастной состав и др.), финансовый (способы и формы привлечения финансовых средств, наличие кредитных инструментов и др.), научно-исследовательский фактор (качетво научно-технического потенциала, уровень затрат на НИОКР и др.), управленческий (наличие управленческих кадров, качество менеджмента и др.).

Согласно данному подходу все факторы также делятся на внешние и внутренни, регулируемые и нерегулируемые, детерминировнные и стохастические (неопределнные).

Существует и другой подход к систематизации факторов [101]. Согласно ему, автор также делит все факторы на внешние и внутренние. К внешним, по его мнению, относятся макроэкономические, демографические, факторы размещения, социально-культурные, технологические, политико-правовые, инфраструктурные и условия спроса. К внутренним – финансово-экономические, производственно-технологические, кадрово-управленческие, снабженческо-сбытовые.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что большинство авторов выделяют, прежде всего, внешние и внутренние факторы, которые в свою очередь подразделяют на четыре группы: экономические, технологические, социальные и политические. В особую группу ведущими учеными в области промышленного развития регионов (С.Ю. Глазьев [20], Р.С. Гринберг [115], А.И. Татаркин [118]) выделяются инновации как основной фактор интенсивного развития регионального промышленного комплекса.

Обобщение и систематизация существующих подходов позволила построить классификацию факторов, влияющих на развитие регионального промышленного комплекса, в полной степени учитывающую все существующие факторы. Данная систематизация позволяет утверждать, что в роли важнейшего из них выступают инновации. Помимо прямого воздействия они оказывают значительное влияние и на прочие факторы, тем самым неоднократно влияя на промышленный комплекс (рисунок 1.1).




Говоря о понятии инновационной деятельности, следует отметить также отсутствие универсального подхода. Несмотря на повышенный в последнее время интерес к изучению инновационных процессов, до сих пор отсутствует единое определение понятий инновационная деятельность, инновация и инновационный продукт. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. под инновационной (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), понимают деятельность, направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [116].

В общем смысле инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам.

Инновационная деятельность подразумевает создание и использование инноваций. Термин «инновация» впервые ввел в обращение австрийский ученый И. Шумпетер. С его точки зрения, инновация – это «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности» [6].

Ряд авторов (например, А.Т. Смехова) представляют ее как «целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимосвязанных в едином процессе по созданию и производству инноваций» [110]. Другие исследователи инновационную деятельность ассоциируют с «процессом получения прибыли от внедрения инновации, то есть ее коммерциализацию» [98]. М.В. Волынкина под инновационной деятельностью понимает «коммерческую деятельность, связанную с получением нового знания и реализацией его другим участникам рынка» [15].

Если предприятие ведет какую-либо инновационную деятельность, его можно считать инновационно активным. В общем смысле инновационно активное предприятие – это предприятие, одной из сфер деятельности которого является вовлечение в производство новых эффективных технологий и новых моделей оборудования, организации производства новых видов продукции, имеющих перспективу устойчивого спроса, другими словами, инноваций [60].

Современные авторы рассматривают понятие и явление инновации с различных точек зрения. Так, ряд авторов [45; 63; 70; 106; 120; 130] под инновацией понимают, прежде всего, «процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход».

Другая группа исследователей склоняется к тому, что инновация – это, прежде всего, изменение [6; 14; 75; 95]. Так, Шумпетер считал, что инновация – это» изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности». Инновации могут выступать не только в качестве изменения, но и как обновление: по мнению Портера, инновация – это обновление, может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции.

Инновацию в первую очередь как процесс рассматривают Дж. Брайт, Б. Санто, Дж. Залтмен, Дж. Хэйдж, Т.П. Уайслер и др. [33; 70; 106 и др.]. С их точки зрения, инновация – это «такой общественный-технический-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход» (Б.Санто).

Существует вариант, когда инновация представляет собой не деятельность или процесс. В этом случае на первый план выходит результат. Так считает Фатхутдинов и ряд других исследователей [6; 46; 72; 112; 125 и др.]. По мнению первого инновация – это «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта».

Таким образом, единых теоретических подходов к проблеме инноваций и инновационного развития до сих пор не сложилось. Такое разнообразие еще раз свидетельствует о том, что данный процесс является сложным и многоаспектым.

Результатом использования инноваций является получение какого-либо инновационного продукта. Термин инновационная продукция определяется как продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций [104]. Таким образом, она охватывает изделия новые (вновь внедренные), подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых формах производства.

Вся остальная инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Как правило, это относится к продукции, уже выпускаемой предприятием. Данная категория включает продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные ранее в других странах или на других предприятиях, распространяемые путем трансфера технологий.

В промышленной деятельности различают два типа технологических инноваций – продуктовые и процессные. Применение технологических инноваций в настоящее время выступает в качестве одного из главных условий не только выживания, но и эффективного развития предприятий. Данное утверждение, в первую очередь, обосновывается ростом динамики происходящих социально-экономических процессов в обществе, с процессами глобализации и интеграций во всемирную экономическую систему, с ориентацией на переход от количественного к качественному экономическому росту.

К продуктовым инновациям относят внедрение новых или усовершенствованных с точки зрения технологии продуктов. Существуют так называемые радикальные продуктовые инновации – это продукция, физические, технологические, потребительские характеристики, а также состав используемых материалов и компонентов которой принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее существующих продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях (в том числе на использовании результатов исследований и разработок).

Вторым типом инноваций являются процессные. Они включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных процессов, технологий, а также способы передачи, хранения и использования продукции. Такие инновации основываются на использовании нового производственного оборудования, способов организации производственного процесса, а также на использовании результатов исследований и разработок. Как правило, процессные инновации нацелены на повышение эффективности уже существующего производства или для совершенствования логистических операций и т. д.

Процесс формирования и реализации инноваций на предприятии является сложным и многоэтапным процессом. На наш взгляд, его можно представить в следующем виде (рисунок 1.2).




Этап 1. На нем формируются цели и задачи разработки и внедрения инновации. Важным фактором является учет наличия необходимых экономических, финансовых и научно-технических ресурсов, а также информации о спросе на новую продукцию, научно-технических возможностях и ограничениях в развитии продукта. Итогом первого этапа должен стать вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах новой продукции.

Этап 2. В ходе дальнейшего развития инновационного процесса осуществляется проектирование продукта. Здесь производится детальная инженерная проработка изделия, включающая опытно-конструкторские разработки, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции, изготовление чертежей.

Этап 3. Важным этапом является подготовка производства к выпуску нового продукта – приобретается необходимое оборудование, налаживается производственная линия.

Этап 4. Производственный этап включает в себя технологическую, организационную, плановую и экологическую подготовку производства и освоение собственно производства нового изделия.

Этап 5, 6. Данные этапы представляют собой комплекс работ по внедрению и реализации новой продукции на рынке, включая исследования рынка, организацию сбыта этой продукции.

Этап 7. Последней стадией инновационного процесса является распространение продукта и технологии его производства на другие предприятия и регионы.

На протяжении всего процесса внедрения инноваций на предприятии на него действуют различные факторы, которые можно объединить в четыре группы факторов: рыночные, ресурсные, финансовые, мотивационные (рисунок 1.3).




В зависимости от этапа развития инноваций большее влияние оказывает тот или иной фактор. Например, на начальных стадиях наибольшее влияние оказывают мотивационные и ресурсные факторы, так как от задач, стоящих перед разработчиками, и наличия производственных возможностей зависит, будет или нет реализован тот или иной инновационный проект. Тем не менее необходимо учитывать все факторы на протяжении всего процесса разработки и реализации инновации.

Развитие промышленности может идти по двум основным направлениям – инновационному и инерционному (таблица 1.4). Проведенное автором сравнение данных направлений развития промышленного комплекса свидетельствует о наличии принципиальных различий между двумя рассматриваемыми подходами. В рамках инновационного процесса осуществляется интенсификация процесса производства, объединяются усилия отдельных организаций отрасли, что позволяет ускорить процесс перехода производства на новый технологический уровень.




Анализ показал, что при реализации инновационного пути развития промышленного комплекса существует ряд сложностей. Прежде всего при планировании инновационных мероприятий в качестве ограничений выступают возможности предприятий промышленного комплекса по обеспечению финансирования соответствующих инвестиционных проектов. Кроме того, при выборе направлений инновационной деятельности следует учитывать уровень рискованности проектов. У предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности недостаточно ресурсов для перехода на инновационный путь развития. Поэтому активизация инновационных процессов невозможна без активного государственного регулирования.

В этой связи актуальной задачей является исследование зарубежного опыта регулирования инновационной деятельности в промышленном комплексе.

1.3. Зарубежный опыт развития высокотехнологичных производств в промышленном комплексе

Анализ различных источников показал, что на современном этапе развития общественно-экономических отношений важнейшим фактором повышения конкурентоспособности промышленного комплекса является инновационная деятельность, а уровень научно-технологического развития в свою очередь формирует фундамент экономического роста, определяет дальнейшее развитие предприятий [37]. Каждое государство с развитой экономикой реализует свой сценарий поддержки национального промышленного комплекса, акцентируя внимание в первую очередь на развитии инновационных высокотехнологичных производств. В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть мировой опыт стимулирования инновационной деятельности с целью выявления наиболее эффективных инструментов поддержки промышленности.

С позиции автора, целессобразно рассмотреть опыт, в первую очередь, развитых (таких, как Германия, США, Япония и др.), а также развивающихся стран (БРИКС и др.).

Проводимая политика в области развития промышленного комплекса привела к тому, что Германия является лидером экономического развития не только в Европе, но и во всем мире. В стране создана и успешно функционирует высоктехнологичная машиностроительная отрасль, производящая конкруентоспособную продукцию мировых брендов.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность играет для промышленного комплекса Германии важную роль. Главной целью для немецких компаний всегда было и остается широкое и быстрое применение новых или улучшенных производственных средств и технологий, материалов и программного обеспечения. Однако если посмотреть на общую картину научно-исследовательской деятельности в Германии 80-х годах XX века, видно, что основная роль в этом направлении отводилась крупной индустрии [17]. Доля ее финансирования в то время составила более ⅔ всех затрат на исследование и развитие. В 2006 году в Германии была утверждена Стратегия инновационного и технологического развития. В стратегии определены основные направления действий в национальной инновационной сфере и инструменты их реализации. Данный документ определял новые приоритеты Германии в технологической сфере с учетом мировых тенденций развития науки, техники и технологий. В Стратегии были определены 17 ключевых секторов, имеющих приоритетное значение для национального хозяйства [17]. Для них была разработана программа долгосрочного развития.

Одним из важных результатов реализации Стратегии стало формирование инновационных альянсов и стратегических партнерств. Это новые инструменты в проведении научно-исследовательской и инновационной политики. Как правило, в инновационные альянсы объединяются фирмы с одинаковой технологической платформой. В состав таких альянсов могут входить государственные исследовательские организации. В настоящее время сформировано шесть инновационных альянсов в сфере энергетики, электроники, оптики, биомедицины. Решения о создании таких альянсов принимались на основе следующих критериев: частный бизнес должен обеспечить финансирование существенной доли НИОКР, конечные результаты деятельности должны иметь важное общественное значение, и, наконец, участники альянса должны располагать адекватными поставленным задачам научно-исследовательским потенциалом и промышленной базой.

Таким образом, опыт Германии доказывает, что разработка долгосрочной программы развития основных отраслей промышленного комплекса является необходимым механизмом поддержки инновационной активности в промышленности. Важным моментом развития промышленного комплекса может стать формирование стратегических партнерств, основанных на проведении научно-исследовательских работ между промышленными предприятиями и научными организациями.

В Японии по инициативе правительства организовывались технопарки [79]. В 1980-е годы японское правительство приступило к реализации широкомасштабной программы создания технополисов. В соответствии с разработанной программой «Технополис» предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около 20 научно-технических зон, получивших название технополисов. На территории технополисов предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, действовавшим в отраслях высокой технологии, разрешалось списывать в первый год 30 % стоимости оборудования и 15 % стоимости зданий и сооружений. Государство оплачивало треть расходов на совместное проведение научных исследований лабораториями и малыми фирмами. Для создания инфраструктуры технополисов активно привлекаляся частный капитал, а сами они являются местом активного соединения университетской науки с производством.

Из вышеизложенного примера следует, что разнообразие и гибкость политики льгот для участников производственных образований (таких, как технополисы, производственные кластеры и др.) являются важным механизмом повышения инновационной активности предприятий промышленного комплекса в стране или конкретном регионе.

Финляндия, начиная с 1990-х годов, особый акцент сделала на инновациях, а также на необходимости установить национальные приоритеты при распределении ограниченных научно-технических ресурсов [23].

В два последних десятилетия объем инвестиций в научно-исследовательские разработки в Финляндии рос быстрее, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития. При этом среднегодовой прирост мог достигать порядка 10 % [23].

Такой прогресс в большой степени обусловлен свободным рынком и наличием активной конкуренции. Кроме того, в Финляндии был создан кластер информационных и коммуникационных технологий, возникновению и развитию которого также способствовала исследовательская и образовательная система. Этот кластер является центральным элементом финской инновационной системы, которая включает целую сеть крупных и мелких компаний, а также корпоративное сотрудничество в области исследований и обучения. Отличительной чертой Финляндии является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию.

Отличительной особенностью процесса роста доли высокотехнологичных отраслей в экономике являлась низкая доля иностранных инвестиций и технологий. В то же время основу экспортной продукции самой Финляндии и специализации ее компаний составляют, как правило, технологии, разработанные внутри страны.

Таким образом, опыт Финляндии свидетельствует, что формирование кластеров, а также высокие объемы внутренних затрат на исследования и разработки могут инициировать развитие высокотехнологичных отраслей, что является важнейшим аспектом развития экономики региона.

В качестве эффективного опыта коммерциализации результатов НИОКР можно привести Францию, где на сегодняшний день сформирована действенная система государственно-частного партнерства в области поддержки инновационной деятельности. Так, созданы национальные центры научных исследований, есть развитая сеть университетских лабораторий. Научные институты финансируются исключительно государством и используют различные формы взаимодействия с частными производственными предприятиями. В силу постоянного взаимодействия в промышленном комплексе внедряются разработанные отечественными учеными самые современные и передовые инновационные технологии.

В 80-х г. прошлого века крупные научно-исследовательские организации получили получили официальное разрешение осуществлять производство продукции на собственных мощностях. В конечном счете это привело к активизации процессов коммерциализации собственных разработок, что привело к значительному росту доходов, которые использовались для финансирования проводимых исследований и частичной замене бюджетного финансирования.

Одним из видов поддержки развития высокотехнологичных предприятий во Франции является создание так называемых полюсов конкурентоспособности. Их цель – повышение уровня конкурентоспособности ведущих инновационных компаний как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. Под созданием полюсов конкурентоспособности понимают «формирование крупных научно-производственных комплексов – своеобразных зон, объединяющих деятельность высокотехнологичных предприятий и научных институтов в различных отраслях экономики» [25].

Важным преимуществом для высокотехнологичных предприятий, участников данных образований, стало значительное снижение налоговых отчислений. Так, компания, занятая в проекте исследований и разработок новых технологий, а также являющаяся участником одного из создаваемых полюсов, полностью освобождалась от уплаты налога на прибыль в течение трех лет, а еще два года уплачивала только 50 % налога. Кроме того, предприятия освобождали от некоторых сборов регионального уровня (в т. ч. налога на недвижимость). Налоговые льготы также были введены для персонала, связанного с передовыми научно-техническими проектами. Сотрудники малых и средних предприятий получали освобождение от налогов в размере 50 %, а персонал крупных фирм – 25 % от стандартных социальных отчислений на протяжении шести лет [25].

Опыт Франции свидетельствует об эффективности практики самостоятельной коммерциализации результатов НИОКР научными организациями. Существенным механизмом, вызывающим повышение инновационной активности промышленного комплекса, также является формирование региональных производственных систем, участникам которых предоставляются различные льготы.

США на протяжении уже долгого времени является мировым лидером промышленного и инновационного развития. В 1970-е г. в стране был разработан информационный механизм распространения новых идей и технологий через Национальный центр научно-технической информации и консорциум федеральных лабораторий, в котором собраны материалы о результатах научных исследований всех государственных учреждений. В него входило порядка 300 федеральных научных центров [91].

В 1980-е г. были приняты нормативно-правовые акты, стимулирующие деятельность по поиску новых сфер использования изобретений и их модификацию частными компаниями за счет собственных внутренних ресурсов. В соответствии с этими актами каждая государственная структура, имеющая исследовательское подразделение, должна расходовать не менее 0,5 % своего бюджета на расширение области применения технологий в другие сферы.

Кроме того, в США применяются следующие финансовые инструменты поддержки инновационной деятельности:

1. Налоговые льготы для крупных фирм: из налога на прибыль компаний вычитается 20 % прироста расходов на научные исследования и экспериментальные разработки. Размер прироста указанных расходов определяется по сравнению со среднегодовым уровнем за предыдущие три года.

2. Введена скидка с налога на прибыль в размере 20 % расходов на программы фундаментальных научных исследований, осуществляемых университетами по контрактам с компаниями.

3. Уменьшается ставка налогообложения прибыли от реализации их акций.

4. Ускоренная амортизация для машин и оборудования: устанавливается срок амортизации в пять лет (в то время как на оборудование для НИОКР – 3 года.

Таким образом, опыт показывает, что в качестве одного из путей увеличения инновационной составляющей в экономике США был использован механизм коммерциализации инновационной продукции, созданной при поддержке государства, а также передачи технологий из государственных структур в частный сектор для ее вторичного использования и распространения.

Успешность реализуемой политики, в том числе и по развитию промышленного комплекса, иллюстрируется тем, что Китай – единственная страна в мире, показавшая рост ВВП в кризисные 2008–2009 гг. КНР доказала эффективность централизованной системы хозяйствования в ее планово-корпоративной форме. Сегодня Китай демонстрирует миру эффективность четко проработанной и целевой политики развития национального промышленного комплекса, реализуемой на основе централизованной системы планового макроэкономического регулирования [43]. КНР проводит политику форсированного развития экономики пятого технологического уклада. КНР фактически с нуля создала и вывела на ведущую позицию собственный сектор технотронного производства и благодаря тому гарантировала себе в ближайшей перспективе еще более динамичное социально-экономическое развитие.

В рамках проводимой политики в области развития и поддержки промышленного комплекса свои валютные резервы КНР расходовала не на приобретение в США американских товаров или ценных бумаг, а на покупку высокотехнологичного промышленного капитала (покупка подразделений персональных ЭВМ корпорации IBM, технологий глубоководного бурения и т. д.). Соответствующие расходы обеспечиваются растущими экспортными доходами. С 2004 г. доходы от экспорта высокотехнологичной продукции стали превышать расходы на ее импорт. КНР начала получать от «пятого» передела чистый экспортный доход. При сохранении нынешних темпов, только за счет торговли электронной продукцией КНР обеспечит положительное сальдо в большем объеме, чем дает ныне России весь ее совокупный товарный экспорт (нефти, газа, металлов и прочего).

Таким образом, практика развития Китая свидетельствует о необходимости проведения масштабного инвестирования в технологии (в том числе промышленные), а не в обязательства зарубежных стран.

Интересен также опыт Тайваня в развитии высокотехнологичных производств на основе инноваций. Технопарк в Синьчжу сыграл ключевую роль в быстром технологическом развитии Тайваня, но сегодня уже очевидны объективные ограничения для продолжения роста в рамках прежней модели [38].

Технопарк в Синьчжу в конце 70-х г. стал основной площадкой для модернизации тайваньской экономики, серьезно пострадавшей в результате двух нефтяных кризисов второй половины ХХ века. В лучшие годы на этот технопарк приходилось до 15 % всей товарной продукции, произведенной на острове. Его успех объясняется сочетанием целого ряда факторов – твердой государственной политикой, созданием благоприятного делового климата, наличием необходимого количества высококвалифицированных кадров, легким доступом к передовым технологиям, правильно выбранными приоритетами развития.

В ближайшее время тайваньские технопарки останутся площадкой для практической реализации и развития американских и японских инноваций и технологий. В общей сложности фонд технопарка инвестировал более чем в 150 технологических компаний.

В самом технопарке выделяют три направления развития, которым собираются уделять повышенное внимание в ближайшей перспективе. Во-первых, это всевозможные энергосберегающие технологии. Во-вторых, развитие биохимических технологий. В-третьих, это разработка так называемого цифрового дома и все проекты, связанные с «облачными» технологиями – одними из наиболее актуальных информационных технологий последнего времени.

Таким образом, опыт Тайваня, так же, как опыт Франции и прочих государств, позволяет говорить о том, что наиболее эффективным механизмом поддержки инновационной деятельности в промышленном комплексе является формирование региональных производственных систем, участникам которых предоставляются различные льготы.

Наиболее известным элементом инновационной системы Индии является создание сети технопарков, первые из которых были созданы еще в 80-х г. ХХ века. Более чем за 25 лет было создано порядка 30 парков, ориентированных на выпуск продукции с высоким экспортным потенциалом. Важно отметить, что учредителей парков не распространяются ограничения на иностранные инвестиции. Кроме того, им предоставляются серьезные налоговые и таможенные льготы, а также административные помещения. В становлении технопарков важную роль играет их взаимодействие с образовательной средой, а также развитая интернет-инфраструктура. Дешевый широкополосный доступ обеспечивает всеиндийская сеть, созданная, чтобы исключить зависимость от иностранных серверов и сетей.

Помимо собственно технопарка, создан бизнес-инкубатор для малого бизнеса и два образовательных учреждения, один из них готовит IT-специалистов, а другой – студентов экономического профиля. Индия преуспела в сфере IT & ITES, показывает значительные результаты в проведении научных исследований на коммерческой основе, имеет ряд университетов, дающих качественное техническое и естественно-научное образование. При этом страна не демонстирует роста фундаментальны наук, тем самым все более уступая свою нишу Китаю и Бразилии.

Из рассмотренного примера следует, что помимо механизма формирования региональных производственных систем (технопарков), в Индии высокой степени развития достигло техническое образование, которое готовит высококвалифицированные кадры для развития промышленного комплекса, а также создана система поддержки развития новых фирм и организаций.

Обзор также показал, что основой инновационного развития промышленности становились различные инструменты государственного стимулирования. В первую очередь активизация инновационных процессов в промышленном комплексе сопровождалась усиленной поддержкой со стороны государства. Использовались такие формы, как прямое финансирование, выделения грантов и прочих дотаций (Китай, Япония), а также государственные заказы или закупки (США).

Во-вторых, мировая практика свидетельствует о том, что промышленный комплекс является инновационным ядром и основой роста всей экономики. Поэтому в первую очередь в регионе необходимо создавать условия для активизации процессов развития высокотехнологичных отраслей. Обзор также показал, что рост его инновационной активности в большинстве стран не проходил без усиленной поддержки со стороны огосудартсва.

В-третьих, зарубежный опыт демонстрирует, что со стороны государства промышленным компаниям предоставляются различные льготы, в том числе налоговые (Индия, США). Такие шаги позволяли привлечь в страну (регион) новых инвесторов для реализации инновационных проектов.

В-четвертых, мировой опыт демонстрирует необходимость развития кооперации между промышленными компаниями, научными и образовательными организщациями (США, Япония, Франция и др.). Взаимодействие бизнеса и науки позволяет активизировать процессы коммерциализации имеющихся научно-технических разработок в кратчайшие сроки и, как следствие, повысить эффективность производства.

В-пятых, рост инновационной активности достигался путем создания территориальных производственных систем (производственных кластеров, технопарков, технополисов). Повышение эффективности производства также предполагает формирование цепи сотрудничества: от компаний, осуществляющих добычу, до компаний-производителей конечного продукта в рамках одного региона.