РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Безуглова К. Д.
Научный руководитель: к.э.н., доцент. Цымбаленко Ю. В.
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Каждый год оборот туристического рынка растет. Международные услуги туризма стали частью общего интернализационного процесса социально-экономических отношений. Во многих современных странах индустрия туризма заняла достойную экономическую нишу. Среди туристических организаций часто выделяются туроператоры, которые занимаются сначала производством туристического продукта, а затем его реализацией, с помощью услуг туристических агентств, которые представляют собой обширную сеть розничной торговли [10].
В настоящее время можно наблюдать активное проникновение капитала некоторых фирм на зарубежные рынки туризма. Данная тенденция особо наблюдается в туристических фирмах Голландии, Бельгии, Испании, Австрии. А вот итальянские, французские и английские фирма наоборот не пускают на свой рынок зарубежные компании. Наиболее широкое распространение своего влияния осуществили немецкие туроператоры, они контролируют ряд крупнейших иностранных фирм. Например, концерн «ТУИ» имеет дочерние компании в Австрии под названием «Терра райзен» и в Испании – «Амбасадор туре», а так же совместное с австрийской авиакомпанией предприятие – бюро путешествий «Туропа». Данный концерн охватывает 40 % акций компании «Арке райцеп» (Нидерланды) и 46 % в «Хорус туре» (Франция). Оборот ТУИ на сегодня достиг около 5 млрд. немецких марок.
Вторым крупнейшим концерном Германии является «Hyp-туристик» их оборот превышает 3 млрд. немецких марок. Данный концерн владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии, Австрии, Бельгии и владеет 25 % акции фирмы «Иберодет» (Испания). В список не менее известных туроператоров так же входят: «Американ экспресс», «Карлсон» (США); «Куони», «Интерхоум» (Швейцария); «Вояж», «Клуб Мидеттеран» (Франция) и т. д.
Что же касается России, то состояние туристической деятельности можно проанализировать с помощью таблицы. По анализу Росстата по выездному туризму в России в 1 полугодие 2013 года и динамика показателей по сравнению с периодами 2011, 2012 годов [9].
Очевидно, что после спада туристической активности в 2012 году, в 1 полугодии 2013 года произошел резкий подъем количества туристических поездок практически по всем популярным направлениям у россиян, это привело к возврату значений рассматриваемых показателей к уровню 2011 года, но так же можно наблюдать и значительное превышение данных показателей над анализируемыми значениями.
В частности, в сравнении с 1 полугодием 2012 года, количество туристов, которые посетили Египет, Таиланд, Кипр и Израиль увеличилось более чем в 2 раза. Все так же остаются популярными курорты Греции, Болгарии, Испании, Туниса и Турции. Численность туристов в Малайзии и Филиппинах россиян настолько мала, что говорить о динамике и не приходится.
Таблица 1. Сравнительная таблица показателей выезда российских граждан за рубеж с целью туризма за первое полугодие 2011, 2012 и 2013 годов
На современном этапе еще одной характерной особенностью туристического рынка является сосредоточение производства посредством укрупнения отдельных производственных единиц и концентрация в рамках монополистического объединения немалого количества фирм. Подобным примером является появление гостиничных сетей. Создание сетей гостиниц играет определенную роль, помогает продвижению гостиничного бизнеса на мировом рынке услуг, а так же способствует поддержке гостиничного обслуживания туристов. Например, в США существует немало гостиничных сетей, наиболее известные из них, относящиеся к классу люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn» и гостиницы среднего класса: «Holiday Inn», «Marriot», «Sheraton», «Remada», кроме американских сетей, так же существуют и другие всемирно известные гостиницы: «Ассог», «Club Meditrans» (Франция), «Transthousc Fort» (Великобритания), «Gionp Sol» (Испания) [8].
Частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений стали международные туристические связи. Сегодня почти во всех странах образовалась и достаточно стабильно развивается туризм как одна из популярнейших отраслей экономики.
Туристическая промышленность развивается весьма разносторонне. Большое количество компаний и организаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристических организаций выделяются туроператоры, которые специализируются на создании тур продукта, а затем реализуют его через тур агентства, представляющие на сегодняшний день – огромную сеть розничной торговли [5].
Причиной возникновения туроператоров стало увеличение предложений гостинично-ресторанного обслуживания, а также строительство инновационных туристических и курортных центров. Турист, купив тур, который включает только размещение и питание, не имеет способности отдохнуть полноценно. Очевидно, турист будет расходовать более значимые суммы на развлекательные мероприятия. Не включая во внимание того, что туристы будут не против занятий спортом, получения дополнительные курортных, бытовых услуги. Одной из главных задач туризма является – привлечение компаний и организаций, которые предоставляют подобные услуги, в сфере туристического обслуживания.
В сфере международного туризма задействовано огромное количество туроператоров. В настоящее время подобные компании существуют на рынке как маленькие, средние компаний, а также довольно большие компании [6].
Таким образом, на современном рынке туризма наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на забугорные туристические рынки. А с введением одного рынка Европы, который предусматривает свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще лучше. В особенности высок процент зарубежной роли в туристических фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании.
1. Балабанов, И. Т. Экономика туризма: Учебник / И. Т. Балабанов, Ф. И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 698 с.
2. Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков. – Изд. 6-е, перераб и доп. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. – 448с.
3. Биржанов М. Б. Индустрия туризма. М., 2001 г. – 420 стр.
4. Гулиев Н. А. Введение в специальность (Туризм): Учебное пособие/ Н. А. Гулиев, Е. В. Кулагина. – 2002. – 188 с.
5. Гуляев, В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В. Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304с.
6. Дубина, Т. И. Зарубежный опыт малых гостиниц / Т. И. Дубина, А. О. Яворская. – Вып. З.-М., 2002.-503 с.
7. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. 2003 г.– 304с.
8. Кусакина О. Н., Яковенко B.C. Концептуальные подходы к исследованию предпринимательской среды региона, – Европейский журнал социальных наук. – 2012, № 9. Николаева М. А., Теоретические основы товароведения. М.: «Норма», – 2012 г. 448с.
9. Яковенко B.C., Агарков А. В. Проблемы повышения эффективности предпринимательско деятельности в торговле с использованием современных информационных технологий. – Экономика и предпринимательство, 2013 № 12–4.
10. Яковенко B.C., Банникова Н. В., Малявко К. В. Управление развитием малого и среднего предпринимательства на основе информатизации бизнес-процессов: монография. – Ставрополь: АГРУС, 2010.