СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Воробьева Н. В., Козел И. В., Мазикина ЕЛ.
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
В настоящее время в Ставропольском крае возникла необходимость в разработке стратегии управления совместным предпринимательством, от реализации которой будут решены многие проблемы развития совместных предприятий, требующие поиск путей более эффективного и быстрейшего выхода из подобной ситуации. Путь видится в разработке концепции развития совместным предпринимательством региона в 2014–2018 г.г., а также целевой комплексной программы развития совместного предпринимательства региона.
В последнее время все отрасли сектора совместного предпринимательства являются динамично развивающимися: увеличивается численность предприятий, численность занятых, фонд заработной платы, оборот произведенной продукции, инвестиции в основной капитал, экспорт и импорт (таб. 1).
Перед производителями края в настоящий период встают задачи, связанные с сохранением рынков сбыта по существенным товарным группам, развитию производства продукции народного потребления и т. п. А для этого необходимость в замене или обновлении оборудования, технологий производства и управлении считаются задачами номер один для региональных производителей.
Таблица 1. Основные показатели деятельности совместных предприятий
Вложения иностранных инвесторов в экономике края призваны осуществить, как минимум, две важных проблемы. Первая – это дополнить имеющиеся внутренние источники инвестиций. При этом важен тот факт, что иностранные вкладчики должны иметь равные права с российскими. Вторая задача иностранных инвестиций – это внедрить более эффективную практику управления, новые технологии, открытость, демонстрацию более эффективных методов работы. На иностранные инвестиции во многом возложен рост инновационной активности предприятий Ставропольского края, поскольку прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг региона.
Стратегия управления совместным предпринимательством в Ставропольском крае по привлечению иностранных инвестиций позволила бы создать условия для роста региональной экономики на основе притока новейших технологий в приоритетные отрасли, прежде всего передовых отечественных технологий, позволяющих усилить конкурентные позиции российских товаропроизводителей на мировом рынке. Реализация стратегии управления совместным предпринимательством в Ставропольском крае по привлечению зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики предполагает создание благоприятного инвестиционного климата и эффективной механизма их мобилизации. С этой целью государственные органы управления края должны сформулировать систему льгот и преференций для иностранных инвесторов, закрепив их в законодательных актах Ставропольского края, а также создания совместных предприятий.
При широком использовании иностранного капитала необходимо учитывать опыт создания и функционирования совместных предприятий как начальной стадии осуществления инвестиционного процесса.
Августовский кризис 1998 года содействовал благоприятному исходу и выигрышу той части российских производителей, которые больше ориентировались на собственную, отечественную продукцию. В этой ситуации выиграли те, кто успел ранее приобрести импортное оборудование для создания современных производственных мощностей. Целые ряды предпринимательских структур края считаются неконкурентоспособными не только на внешних, но и на внутренних рынках.
Принципиально важно верно определить геополитические приоритеты внешнеэкономической деятельности Ставропольского края. При этом необходимо учитывать весь комплекс факторов как экономических (эффективность внешней торговли края с той или иной страной, группой стран), так и политических (внешняя политика России, особое положение Ставропольского края, как региона, подверженного негативному влиянию межэтнической и религиозной напряжённости на Северном Кавказе, пристальное внимание к данному региону со стороны исламских государств). В этой связи развитие внешнеэкономической деятельности предполагает разработку и принятие адекватных мер по обеспечению безопасности региона, в том числе экономической.
Учитывая значимость для экономики Ставропольского края разнообразных вариаций привлечения иностранных капиталовложений, можно определить следующие приоритеты: наиболее перспективным вариантом в привлечении иностранных капиталовложений представляется применение финансовых схем так называемого «перфоманс-контрактинга»; данный вид вложений позволит привлечь в Ставропольский край иностранный капитал на срок более 5 лет в виде поставок зарубежного оборудования, проведения иностранными компаниями строительно-монтажных работ, эксплуатации и сопровождения проекта в течение срока возврата вложенных средств с последующей передачей объекта на баланс предприятия-заказчика.
В распоряжении Ставропольского края имеются достаточные стимулы к саморазвитию: благоприятные природно-климатические условия, запасы природных ресурсов, диверсифицированная промышленность, развитое сельскохозяйственное производство, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, накопленный научный потенциал и емкий внутренний рынок создают основу экономического роста. Кроме того, главной задачей внешнеэкономической деятельности Ставропольского края считается трансформирование имеющегося потенциала в реальные показатели экономического развития на основе полномасштабного использования преимуществ международного рынка. Стратегия в Ставропольском крае на наш взгляд должна включать несколько этапов:
1. Обеспечение экономической безопасности:
– ограничение деятельности иностранных инвесторов в стратегических отраслях экономики Ставропольского края в рамках законодательства;
– сохранение возможностей быстрого наращивания производства ряда товаров стратегического назначения, невзирая на импортную конкуренцию;
– создание системы защиты регионального рынка от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры;
– диверсификация внешних рынков с целью стабилизации экспорта продукции предприятий Ставропольского края;
– дипломатическое обеспечение благоприятных условий внешнеэкономической деятельности предприятий Ставропольского края;
– контроль за притоком в край иностранной рабочей силы и посещающими край иностранными делегациями [1].
2. Этап стабилизации внешнеэкономического комплекса и упорядочения внешнеэкономических связей Ставропольского края.
Содержание данного этапа – определение приоритетов внешнеэкономической деятельности, на базе которых уточняются механизмы её регулирования, формируются системы стимулирования промышленного и сельскохозяйственного экспорта, основные направления привлечения иностранных инвестиций и развития туристического сектора.
На данном этапе дорабатывается соответствующая правовая база, формируется единая система внешнеэкономической информации, утверждается методологическая и нормативная база определения приоритетов ВЭД Ставропольского края [2].
3. Совершенствование инфраструктуры региона.
Имеющиеся инфраструктурные объекты в состоянии поддерживать текущие показатели внешнеэкономической деятельности Ставропольского края, но в перспективном будущем необходимо уделить основательное внимание развитию таких её компонентов, как инвестиционные, страховые, консалтинговые компании, гостиничный бизнес, услуги авиаперевозчиков, уровень развития которых существенно отстаёт от стандартов, принятых в развитых странах.
Немаловажным считается передача Торгово-промышленной палате Российской Федерации функции аккредитации представительств и филиалов иностранных фирм и наделить ее рядом полномочий в области сертификации и стандартизации, а также ряд функций по координации выставочно-ярмарочной деятельности и предложить субъектам Российской Федерации делегировать подобные полномочия торгово-промышленным палатам в субъектах РФ.
Важным моментом в стратегии управления совместным предпринимательством в Ставропольском крае должна стать отраслевая направленность отраслей, особо нуждающихся в дополнительных источниках финансирования.
1. Сидорова Д. В., Костюченко Т. Н., Цымбаленко Ю. В. Кластеризация сельскохозяйственных предприятий ставропольского края по виду воспроизводственного процесса./Экономика и предпринимательство. 2014. № 1–3.
2. Цымбаленко Ю. В. Разработка системы классификации субсидий и методики группировки хозяйств по перспективности и ожидаемым результатам субсидирования в сельском хозяйстве. /Экономика и предпринимательство. 2013. № 11–2 (40–2).