Вы здесь

Развитие предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы. Сборник научных трудов. СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ ( Коллектив авторов, 2014)

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Быканова Е. И.

Научный руководитель: ст. преподаватель Байчерова А. Р.

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь


В современном российском обществе к числу важнейших факторов, оказывающих определяющее воздействие практически на все стороны жизни и деятельности человека, относится переход от централизованной, административно управляемой экономики к рыночной и, как следствие, распространение влияния глобализации экономики по всей территории.

Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, безопасность и др.

Мы живём в эпоху рыночных отношений, вынуждающих меняться и совершенствоваться как людей, так и многие предпринимательские структуры, чтобы не просто выживать, а расти и развиваться, получать прибыль и процветать. При трансформации из постиндустриального общества в новую информационную эпоху гиперпространства для решения поставленных задач необходимо серьёзно рассмотреть инновационный процесс, так как именно он отвечает за успешное развитие малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ основным критерием для отнесения предприятий к малым и, соответственно, оказание им государственной помощи является среднесписочная численность работников. В таблице 1 рассмотрим число предприятий среднего и малого бизнеса по федеральным округам России.

Как мы заметили, исходя из данных приведенной таблицы, наибольшее количество и средних, и малых предприятий приходится на Центральный федеральный округ, а наименьшее количество – на Северо-Кавказский.


Таблица 1. Число предприятий среднего и малого бизнеса по субъектам Российской Федерации в 2012 г.


Средние предприятия проходят по границе малых и крупных фирм. Как правило, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, находящимся под контролем собственников-акционеров и подпадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.

Малое и среднее предпринимательство имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда. В таблице 2 отражены показатели, свидетельствующие о росте средних и малых предприятий в экономике Российской Федерации за последние годы.


Таблица 2. Показатели экономической деятельности предприятий среднего и малого бизнеса


Предпринимательство – это система хозяйствования, основой которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, объединённых для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе.

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов экономической жизни всякого обществ, а не только рыночного образца. Предпринимательство создаёт предпосылки для появления и функционирования бизнеса и, внедряя инновации в функционирующий рынок, взрывает его структуру, тем самым провоцирует появления разветвлённой сети сильного бизнеса.

Таким образом, бизнес и предпринимательство – это две неразрывно связанные структуры способные влиять на развитие экономики стран и отдельных регионов.

Считаем, что процесс становления предпринимательства в России носит сложный характер. Тем не менее, предпринимательство в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.

Литература

1. Речмен Д. Дж., Мескон И. Х., Боуви К. Л., Тилл Дж В. Современный бизнес. Учебник в двух томах. – М, Республика, 1995, том 1, с. 100

2. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. проф. В. Я. Горфиннеля, проф. Г. Б. Полянка, проф. В. А. Швандра. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 475 с.

3. Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве. – Ж. «Предпринимательство в России». – М.: ИСАП, 2007 г.

4. Байчерова А. Р. Проблемы использования существующих методов и показателей при оценке эффективности деятельности российских малых предприятий // Актуальные проблемы развития предпринимательства: сб. 2013. С. 3–6.