Вы здесь

Развитие предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы. Сборник научных трудов. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ РФ ( Коллектив авторов, 2014)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ РФ

Берченко Н. Н., Маммаева З. Р.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Гунъко Т. Н.

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь


Российское государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Государство и право неразрывно связаны.

Социальная сфера – это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма. Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. В странах с социальной рыночной экономикой в социальную сферу ежегодно осуществляются огромные инвестиции. В ней сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

В России функционирование отраслей социальной сферы все еще осуществляется по второстепенному принципу. Важное место среди отраслей социальной сферы занимает образование. Оно направлено на повышение качества работников, приумножение образованности, интеллектуальности, духовного потенциала общества. Образование играет существенную роль в повышении производительности труда. В начале XXI века для успешного социально-экономического развития общества требуется высококачественная рабочая сила, обладающая высоким уровнем образования, профессиональной подготовки. Высококвалифицированная рабочая сила обеспечивает объем валового национального продукта, рост качества продукции, экономное использование ресурсов. Большое влияние на состояние духовного потенциала-общества оказывает культура. Развитие культуры как отрасли национальной экономики характеризуется с помощью таких показателей, как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет. По мере роста доходов населения усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений. В Конституции РФ содержатся указания относительно того, по каким направлениям и вопросам осуществляется функционирование федеральных органов исполнительной власти, по каким требуется их совместное функционирование с аналогичными органами субъекта Федерации, а также какова компетенция субъектов управления. [1]

Планирование и прогнозирование – важные инструменты государственного регулирования, в том числе в рыночной экономике. Необходимость общегосударственного планирования обусловливается многими причинами. Без планирования невозможно увязать интересы государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов, часто не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Рыночная система обладает способностью к саморегулированию на основе рыночных цен, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Жизнь общества постоянно развивается. Показателем общественного развития является культурный уровень населения. И если культурный уровень индивидуума регулируется, в первую очередь, самосознанием человека, то культурный уровень населения зависит от государства и осуществляемой им политики. Поэтому государственная культурная политика, необходима для прогрессивного развития общественной жизни. Государственная культурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры

Культурная политика представляет собой динамическую систему взаимодействия государственной власти, общества и культуры. У каждого субъекта свои интересы.

Субъекты культурной политики:

• Разнонаправлены

• Однонаправленные.

Культурная политика всё время должна совершенствоваться, но во всех странах она находится на разных уровнях – поэтому каждое государство выбирает свою модель культурной политики.

Модели культурной политики:

• формируется концепция культурной политики;

• определяются приоритеты;

• формулируются задачи;

• создаются управленческие структуры;

• разрабатываются методы и процедуры регулирования культурной жизни общества.

Функции культурной политики:

• образовательно-воспитательная;

• интегративная;

• регулирующая;

• познавательная;

• регулятивная;

• знаковая.

Таким образом, эффективность управления в любой сфере и на любом уровне зависит в первую очередь от соответствия управленческих структур заданным функциям. Поэтому прежде чем создавать управленческие структуры, необходимо определить их функции, а также учесть при этом имеющиеся ресурсы. Затем под эти функции создаётся структура управления и осуществляется их персональное, кадровое наполнение.

Аппарат управления и механизм его функционирования должны в полной мере соответствовать избранной экономической модели, социально-культурным и политическим интересам граждан, государственных и негосударственных организаций.

Литература

1. Конституция РФ С. 71–73.

2. Бузляков, Н. И. Методы планирования и повышения уровня жизни./ Н. И. Бузляков – М.: Знание, 2012. – 286 с.

3. Игнатьева, Е. Л. Экономика культуры: Учебное пособие./ Е. Л.Игнатьева – М.:ГИТИС, 2012. – 124 с.

4. Костюченко, Т. Н. Прогнозирование и планирование социально- экономического развития. Учебное пособие/ Т. Н. Костюченко, О. М. Лисова – СтГАУ – Ставрополь, 2014. – 188 с.